Научная статья на тему 'Необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке'

Необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ / ОСОБЕННОСТИ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ / INVESTMENTS / INVESTMENT STRATEGY / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETITIVENESS / METHODS / FEATURES / PRODUCTION / INDUSTRIAL ENTERPRISES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

Внешнеэкономические, политические и структурные изменения, происходящие в экономике, требуют активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий в направлении повышения их конкурентоспособности на отечественном и международном рынке. В связи с низким уровнем инвестиционного обеспечения инновационной деятельности возникает необходимость формирования эффективной инвестиционно-инновационной стратегии, адаптированной к внешним условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need to promote investment and innovation activities of industrial enterprises in domestic and international market

Foreign economic, political and structural changes in the economy require promotion of investment and innovation activity of industrial enterprises in order to improve their competitiveness in domestic and international market. Due to the low level of investment support of innovative activities there is a need to design effective investment and innovation strategy, adapted to external conditions.

Текст научной работы на тему «Необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке»

вопросы инновационной экономики

>

Том 7 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Креативная экономика

издательство

необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке

Внешнеэкономические, политические и структурные изменения, происходящие в экономике, требуют активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий в направлении повышения их конкурентоспособности на отечественном и международном рынке. В связи с низким уровнем инвестиционного обеспечения инновационной деятельности возникает необходимость формирования эффективной инвестиционно-инновационной стратегии, адаптированной к внешним условиям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиции, инвестиционная стратегия, инновационная деятельность, конкурентоспособность, методы, особенности, производство, промышленные предприятия, стратегия

Need to promote investment and innovation activities of industrial enterprises in domestic and international market

Vartanova M.L. 1

1 Moscow Psychological and Social University, Russia

введение

Каждое предприятие, которое работает в условиях рыночной экономики, не может существовать без четко разработанной стратегии. Ключевая задача формирования и обоснования стратегии заключается в поиске путей преодоления конкуренции на рынке и обеспечении высоких темпов экономического развития предприятия при достаточной финансовой устойчивости.

Важной составляющей эффективного управления предприятием является реализация действенной инвестиционной деятельности как основа разработки инвестиционной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируется использовать предприятием для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь, создавая условия для результативного регулирования инвестиционной деятельности.

Вартанова М.Л. 1

1 Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Исследование теоретических подходов к формулированию стратегии позволило сделать вывод, что стратегия предприятия является системным образованием, структура которого зависит от особенностей предпринимательской деятельности, состояния внешних факторов и целей развития предприятия. В зависимости от соотношения различных факторов стратегия предприятия приобретает специфические признаки.

Разработка интеграционных подходов в стратегии предприятий

Разработка интеграционных подходов в формировании теоретических положений инновационного и стратегического менеджмента исследованы в научных трудах В.О. Василенко, Т.И. Ткаченко, Н.В. Краснокутской, И.В. Федуловой и многих других ученых. Результаты теоретико-практических разработок совершенствования процесса стратегического управления имеют большое значение для развития теории стратегического управления и эффективного внедрения в практике формирования стратегий на всех уровнях.

Большинство ученых утверждают, что будущее развитие предприятия в рыночной среде можно описать с помощью иерархии стратегий. В частности, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд выделяют следующие уровни стратегии [8].

1) Общекорпоративная стратегия - определяет общий план направления развития предприятия и охватывает все сферы его деятельности;

2) деловая (конкурентная, бизнес-стратегия) стратегия - разрабатывается с целью достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в отдельной сфере бизнеса;

3) функциональная стратегия - определяет основные направления стратегического развития подразделений предприятия, конкретизирует их роль и основные задачи в процессе достижения целей предприятия;

ABSTRACT:

Foreign economic, political and structural changes in the economy require promotion of investment and innovation activity of industrial enterprises in order to improve their competitiveness in domestic and international market. Due to the low level of investment support of innovative activities there is a need to design effective investment and innovation strategy, adapted to external conditions.

KEYWORDS: investments, investment strategy, innovative activity, competitiveness, methods, features, production, industrial enterprises, strategy.

JEL Classification: E22, F21, 032 Received: 03.05.2017 / Published: 30.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina11@mail.ru)

CITATION:

Vartanova M.L. (2017). Need to promote investment and innovation activities of industrial enterprises in domestic and international market. Russian Journal of Innovation Economics. 7. (2). - 141-150. doi: 10.18334/vinec.7.2.38112

4) операционная стратегия определяет принципы управления основными звеньями организационной структуры (заводами, отделами, центрами) и способы решения стратегически важных задач (закупка, транспортировка, управление запасами, ремонт, реклама). К конкурентным стратегиям можно отнести классификацию стратегий по Ф. Котлеру, которая основывается на определении роли и места определенной организации относительно ее конкурентов.

Исходя из доли рынка, которую удерживает предприятие, выделяют четыре типа конкурентной стратегии: стратегия лидерства (характеризуется тем, что организация занимает доминирующие позиции на рынке), атаки лидера (ориентированная на занятие лидирующего положения), преследование лидера (адаптация к основным конкурентам путем активной инновационной политики) и специалиста (концентрация на определенном сегменте).

Иерархическое соотношение выбранных стратегий представляет собой уникальный для каждого предприятия «стратегический набор». При этом необходимо отметить, что «стратегический набор» представляет собой не просто сумму стратегий различных типов и уровней, а их оптимальное соотношение, наиболее эффективно способствует реализации стратегических целей предприятия в определенных условиях. В свою очередь, разработка методологии формирования инвестиционно-инновационной стратегии требует уточнения ее экономической сущности и роли в системе стратегического управления предприятием. «Роль и значение инноваций, результатов научно-технических достижений в повышении эффективности общественного производства общеизвестна» [4] (УаНапвуа, 2015Ь).

Более 75% роста эффективности общественного производства обеспечивается за счёт технических факторов: продуктовых, технологических новшеств и др.

Вместе с тем следует отметить, что «для большого числа предприятий, научно-производственных комплексов, организаций, а также для отдельных подотрасли (отраслей), успешно функционирующих в настоящее время, инновации (нововведения) могут представлять существенную угрозу» [4] (УаНапвуа, 2015Ь). Разрабатывая и осваивая различные новшества, они одновременно проявляют «неспособность предвидеть последствия новых научно-технических достижений, удержаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности» [4] (УаНапвуа, 2015Ь).

ОБ АВТОРЕ:_

Вартанова Марина Львовна, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ (11marina11@mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л. Необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 2. - 141-150- с1о1: 10.18334Мпес.7.2.38112

Это нередко приводит к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и в конце концов даже к банкротству.

Таким образом, «ухудшение финансово-экономического состояния организаций (фирм) и подотраслей не является следствием исключительно отсутствия инноваций (нововведений). Здесь проблема не только в самих нововведениях (инновациях), а скорее в эффективном управлении нововведениями, ориентированном на определённый показатель (ли) (например, на прибыль)» [4] (Vartanova, 2015b). Статистика свидетельствует, что «лишь десять процентов инновационных разработок имеют коммерческий успех, а доля неудачных разработок составляет девяносто процентов» [4] (Vartanova, 2015b).

Анализ отдельных подходов к определению инвестиционной стратегии позволяет сделать вывод, что инновации являются одной из форм инвестиционной стратегии, то есть способом достижения целей инвестиционной деятельности путем вложения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу. Однако процесс формирования инвестиционно-инновационной стратегии требует детального анализа и синтеза этих понятий.

Исследование свидетельствует, что наиболее оптимальным с позиций стратегического подхода является определение инновационной стратегии, приведенное И. В. Федуловой, которая считает, что инновационную стратегию организации целесообразно рассматривать как систему действий предприятия, направленную на достижение долгосрочных целей его функционирования, дальнейшее развитие, усиление конкурентных позиций, удовлетворение потребностей потребителя, обеспечение устойчивого спроса на продукцию путем использования научно-технических достижений, определение стратегических инновационных целей и индикаторов развития с учетом влияния как эндогенного, так и экзогенного влияния, на основе которых формируется система направлений инновационного развития, тип стратегического поведения на рынке, распределении ресурсов на предприятии [7] (Dokholyan, Petrosyants, Denevezyuk, 2013).

Особенности инвестиционно-инновационной стратегии предприятий

На сегодняшний день существуют следующие методы выбора инновационной стратегии:

• метод структурно-морфологического анализа (фиксируются новинки внутри отрасли, появление новых разработок, и на основании этого создаются рекомендации по научно-технической политике предприятия);

• метод определения характеристик публикационной активности (информационный поток рассматривается как единая система, живущая определенными циклами). Рекомендации по внедрению инновационных методов даются на основе изучения таких циклов);

• метод патентов-аналогов (при разработке инновационной стратегии учитывается общее направление запатентованных идей, которое рассматривается как перспективное с точки зрения мирового опыта);

• метод терминологического и лексического анализа (учитывается переход терминологии и лексических единиц из одной отрасли в другую, что позволяет прогнозировать развитие новой отрасли и соответственно планировать стратегию);

• метод показателей (рекомендации даются на основе изучения документации о динамике показателей мировых технических систем).

Разработка инновационной стратегии предприятия может быть выполнена как сторонними специалистами, так и самостоятельно, без привлечения помощи извне.

Второй путь с какой-то стороны предпочтительнее, потому что специфика предприятия будет полностью учтена. Здесь возможны два варианта: инновационную стратегию разрабатывает предприятие и издает в виде приказа для всех структурных подразделений (путь «сверху вниз»); каждое структурное подразделение подает руководству свои рекомендации по развитию бизнеса на основе опыта и анализа своей сферы, затем обобщенный план развития обсуждается и принимается на общем собрании (путь «снизу вверх»). Какой бы метод или путь разработки инновационной стратегии ни выбрали, обязательно нужно учитывать степень риска, результат применения предыдущего плана и временной фактор (целесообразно ли применять подобные методы и решения именно сейчас).

Инвестиционно-инновационная стратегия является комплексным понятием, которое состоит из двух составляющих: инвестиционной и инновационной стратегии, и фактически формируется на пересечении целей как инвестиционной, так и инновационной деятельности, которые являются производными от общекорпоративной стратегии организации. При этом инвестиционная может формироваться независимо от инновационной стратегии, однако реализация инновационной стратегии невозможна без использования инвестиционных ресурсов.

В теории стратегического менеджмента рассматриваются различные подходы к классификации и взаимосвязи стратегий, которые должны формировать стратегический набор предприятия. В частности, С.Е. Шершневой предложена модель «стратегического набора предприятия», на основе которой было определено место инвестиционно-инновационной стратегии, а также ее взаимозависимость с другими стратегиями предприятия, нацеленного на развитие (рис. 1).

Исследования показали, что инвестиционно-инновационная стратегия является определенным системообразующим элементом, объединяющим цели и средства конкурентных, функциональных и ресурсных стратегий на пути достижения стратегической цели и целей, определенных в корпоративной и конкурентной стратегии. Механизм проиллюстрированной на рисунке 1 взаимосвязи заключается в следующем:

Все стратегии, которые входят в структуру «стратегического набора», направлены на реализацию миссии организации предприятия и его стратегических целей.

Разрабатывая корпоративную стратегию, предприятие определяет альтернативный выбор достижения будущего состояния согласно «видению» высшего руководства и

Рисунок 1. Место инвестиционно-инновационной стратегии в «стратегическом наборе»

предприятия

Источник: [7] (ЭокЬо1уап, Ре^оБуа^Б, Эепеуегуик, 2013).

сложившихся во внешней среде факторов, а именно: развитие (расширение); стабилизация деятельности, сокращение, реструктуризация или прекращения деятельности. Выбранный путь является основой для разработки конкурентных стратегий.

Конкурентные стратегии, детально описанные М. Портером, определяют основные средства и инструменты, которые предприятие выбирает для себя вкачестве конкурентных преимуществ с целью удержания позиций или расширения деятельности на определенном рынке или его сегменте. В процессе формирования конкурентных стратегий инновационная стратегия играет важную роль, поскольку определяет ориентацию производственной деятельности на реализацию конкурентных стратегий на основе уменьшения расходов, дифференциации продукции или фокусировки.

В свою очередь, реализация инвестиционно-инновационной стратегии требует определенного функционального обеспечения, то есть соответствия разработанных функциональных стратегий (кадровой, финансовой, производственной, маркетинговой и других) целям и условиям реализации инновационно-инвестиционного проекта. Установление соответствия требует определенных изменений в организационной структуре предприятия.

Ресурсные стратегии определяют выбор оптимальных источников, условий и способов поставки операционной деятельности предприятия всеми необходимыми видами ресурсов, т.е. способствуют формированию, обновлению и развитию произ-

водственного потенциала предприятия. Основное назначение ресурсных стратегий заключается в формировании эффективных связей между системой и внешней средой на «входе». Инновационно-инвестиционная стратегия определяет объемы и уровень качества ресурсов, необходимых для каждого этапа реализации инвестиционно-инно-вациотного цикла.

Итак, инвестиционно-инновационная стратегия должна разрабатываться во взаимосвязи с другими стратегиями предприятия и обеспечивать их эффективное сочетание для достижения стратегической цели организации. В связи с этим мы считаем, что инвестиционно-инновационная стратегия состоит из таких элементов, как: направления, стособы и средства есуществления действий по реализоции миссии и достижения долгосрочных целей предприятия. Схематически взаимосвязи между определенными составляющими приведены на рисунке 2.

Направление действий инвестицион но-инновационной стратегии указывает, на что ориентироваться предприятию в процессе ее реализации, чтобы выполнить определеннвю миссию и достичь поснавленных цолей в огфеделенных условинх. Основными критериями выбранного направления действий является ожидаемый эфДект ое внедрение определенного вида инноваций в хо зяественную деятельность:

• экономический эффект (повышение доходности, рентабельности, производительности системы);

Н рыночный эффект (увеличение доеи рыока, повышение конкусентоспосоТно-сти продукции, завоевание новых рынков);

Рисунок 2. Составляющие днвестидионно-инновеционной стратегии Источник: составлено автором.

• социальный эффект (улучшение условий и качества труда, повышение уровня механизации и автоматизации труда, снижения социальной напряженности в коллективе, повышение квалификации работников, увеличение их доходов);

• экологический эффект (снижение уровня загрязнения окружающей среды, повышение эффективности использования отходов производства, улучшения экологических показателей продукции и т.д.) [12].

Способ действий определяет основные инструменты осуществления инновационного развития и, как правило, реализуется в виде стратегии научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок (НИПКР). Выбор способа реализации инновационной стратегии зависит от внутренних факторов (уровень инновационного и финансового потенциала предприятия) и внешних факторов, определяющими из которых являются уровень конкуренции, стадия жизненного цикла отрасли, уровень и скорость научно-технического прогресса в определенной сфере деятельности.

Средства реализации обозначают необходимые объемы ресурсов, за счет которых предприятие может реализовать выбранную инновационную стратегию (финансовые, информационные; кадровые; материально-технические, энергетические) и источники их обеспечения. В связи с тем, что финансовые ресурсы являются ключевыми в инвестиционной деятельности, способ финансового обеспечения инновационного процесса в данном исследовании определяется как инвестиционная стратегия. Основными источниками инвестиционных ресурсов выступают: собственные средства (прибыль, амортизация, специализированные фонды развития) и привлеченные средства в виде инвестиций, кредитов, государственного или регионального бюджета и т.п.

заключение

Обобщив и систематизировав теоретические концепции инвестиционной и инновационной стратегии с учетом целевого подхода, нами предлагается следующее определение инвестиционно-инновационной стратегии: «Инвестиционно-инновационная стратегия - это интегрированная система взаимосвязанных направлений, способов и инструментов достижения стратегических целей организации путем сбалансирования научно-технической, рыночной и инвестиционной политики в направлении развития потенциала на более новом, качественном уровне в соответствии с требованиями внешней среды».

В процессе исследования установлено, что стратегия предприятия представляет собой совокупность стратегий различных типов и уровней, иерархическое соотношение которых отражает уникальный для каждого предприятия «стратегический набор», способность которого по достижению стратегических целей определяется оптимальностью соотношений составляющих в соответствии с внешними и внутренними условиями функционирования. Инвестиционно-инновационная стратегия выступает системообразующим элементом в «стратегическом наборе» предприятия, которое ориентировано на развитие и определяет направление, способ и средства действий для достижения миссии и стратегических целей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Басов К.Г. Роль стратегического управления в инвестиционной деятельности орга-

низации // Финансовый менеджмент. - 2011. - № 1. - с. 19-33.

2. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия.

- М.: Финансы и статистика, 2012. - 160 с.

3. Вартанова М.Л. Особенности управления инновационным процессом в организации //

Проблемы теории и практики современной науки: Сборник научных трудов, материалы IV Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2015. - с. 130-136.

4. Вартанова М.Л. Стратегии управления инновационным процессом в организации //

Проблемы теории и практики современной науки: Сборник научных трудов, материалы IV Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2015. - с. 133-136.

5. Вартанова М.Л. Основные задачи и особенности управления инновационным про-

цессом и его задачи // Проблемы теории и практики современной науки: Сборник научных трудов, материалы IV Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2015. - с. 149-151.

6. Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии //

Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 6(44). - с. 67-74.

7. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Деневезюк Д.А. Применение методов имитационно-

го моделирования в практике управления промышленными предприятиями. - М. Изд-во Перо, 2013.

8. Дохолян С.В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной

социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. - 2013.

- № 9(38). - с. 139-143.

9. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на осно-

ве новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8-2. - с. 130-134.

REFERENCES:

Basov K.G. (2011). Rol strategkheskogo upravleniya v investitsionnoy deyatelnosti organizatsii [The role of strategk management in the investment activity of the organization]. Finansovyy menedzhment. (1). 19-33. (in Russian). Bo^arov V.V. (2012). Metody finansirovaniya investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiya [Methods to finale the investment a^iv^y of the enterprise] M.: Finansy i statistika. (in Russian). Dokholyan S.V. (2008). Povyshenie konkurentosposobnosti ekonomiki regiona na osnove novyh podkhodov k formirovaniyu otraslevoy struktury promyshlennosti [Improving rampetitiveness of the region's eranomy on the basis of new approa^es to the formation of the bra^h stature of industry]. Russian Entrepreneurship. (8-2). 130-134. (in Russian).

Dokholyan S.V. (2013). Strategicheskiy podkhod k formirovaniyu i realizatsii regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki [Strategic approach to formation and realization of regional social and economic policy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9(38)). 139-143. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dokholyan S.V. (2014). Konkurentosposobnost regiona: voprosy teorii i metodologii [Competitiveness of the region: issues of theory and methodology]. Regional problems of economic transformation. (6(44)). 67-74. (in Russian).

Dokholyan S.V., Petrosyants V.Z., Denevezyuk D.A. (2013). Primenenie metodov imitatsionnogo modelirovaniya v praktike upravleniya promyshlennymi predpriyatiyami [Application of simulation methods in the practice of industrial enterprises management] M.: Izd-vo Pero. (in Russian).

Vartanova M.L. (2015). Osnovnye zadachi i osobennosti upravleniya innovatsionnym protsessom i ego zadachi [Main tasks and features of innovation process management and its tasks]Modern science: actual problems of theory and practice. 149-151. (in Russian).

Vartanova M.L. (2015). Osobennosti upravleniya innovatsionnym protsessom v organizatsii [Features of innovation process management in the organization] Modern science: actual problems of theory and practice. 130-136. (in Russian).

Vartanova M.L. (2015). Strategii upravleniya innovatsionnym protsessom v organizatsii [Strategies for managing the innovation process in the organization] Modern science: actual problems of theory and practice. 133-136. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.