Как видно из таблицы 1, проектный подход для предлагаемой активности в фармацевтической компании представляется наиболее выгодным.
В заключение стоит отметить, что далеко не всегда соотношение выгод играет в пользу проектного подхода, однако целью данной работы было показать важность оценки компанией подходящего ей типа управления, в том числе в материальной плоскости. Нередко результат данной оценки и внедрение подходящего типа управления может существенно усилить позиции компании на рынке, особенно если масштабировать оценку на все типы активностей компании.
Список литературы
1. Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. с нем. В.А. Чекмарева. М.: Международные отношения, 1997.
2. Кулакова М.В. Транснациональные корпорации на мировом фармацевтическом рынке: специфика управления бизнесом // Молодой ученый, 2016. № 29. С. 431-435. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37353/ (дата обращения: 07.02.2018).
3. Петухова С.В., Чередникова Л.Е., Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие. Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.
4. AIPM. Вестник мировой фармацевтической индустрии, 2000. № 1-5.
НЕОБХОДИМО ЛИ ВНЕДРЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ?
Салимурзаева Л.И.
Салимурзаева Лариса Иманмурзаевна - студент, кафедра маркетинга и муниципального управления,
Институт менеджмента и бизнеса Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы аудита эффективности, проблемы его применения на практике, а также определяются первостепенные цели и положительные последствия проведения аудита эффективности. Ключевые слова: аудит эффективности, аудит, эффективность, финансовый контроль, бюджет, государство, оценка.
Что же такое аудит эффективности? Под аудитом понимается деятельность контрольных органов, включающая анализ результативности и экономичности расходования бюджетных ресурсов, оценку потенциала их роста и обоснованности расходования бюджетных средств. Роль финансового контроля приобретает все более важную роль, в связи с этим встает необходимость совершенствования финансового контроля в целях повышения его действенности и эффективности, соответствие достигнутых результатов поставленным целям с учетом временных, трудовых, материальных и иных затрат.
С целью повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов наиболее перспективным курсом совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов.
Наиболее важным вопросом в работе контрольно-ревизионных органов является оценка эффективности и результативности. Одним из факторов повышения результативности является снижение затрат. Однако, снижение затрат не всегда является целесообразным.
Также, возможно измерять эффективность по каждому проведенному мероприятию, для этого создаются нормативы. Рекомендуется измерять эффективность по следующим показателям: уровень полноты исполнения функций органами контрольно-счетных палат, уровень автоматизации контрольных функций, уровень своевременности и полноты перечисления бюджетных средств, уровень нецелевых расходов [2].
Одним из методов, совершенствующих качество работы контрольно-ревизионных органов, является аудит эффективности. Однозначного понятия аудита эффективности нет. Первая точка зрения говорит, что аудит эффективности - это новый совершенный вид контроля, который должен определять результативность бюджетных расходов, а также влияние на социально-экономическое положение государства и отдельных субъектов.
Вторая точка зрения говорит, что это разновидность финансового контроля бюджетных средств, который проводится путем проверок деятельности органов государственной власти, главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств и т.д. с целью установления эффективности расходования бюджетных средств [4].
На каждом этапе аудита всегда проводятся установленные и обязательные мероприятия и процедуры.
Первый этап включает планирование на очередной финансовый год, т.е. выбор объектов контроля, тем аудита и подготовка программ проверок. Выбор тем и объектов аудита осуществляется в соответствии со стратегическим планом работы. Этот этап очень важен, т. к. грамотное планирование на очередной финансовый год обеспечивает эффективность и результативность аудита.
Второй этап включает сбор информации и данных, необходимых для осуществления аудиторской деятельности. Также на этом этапе проходит составление документы по результатам проверок, заключения, выводы и рекомендации.
Третий этап включает подготовку и утверждение отчета о результатах. Отчеты проходят проверку в законодательных органах власти. Выводы и рекомендации по результатам аудита направляются организациям, прошедшим проверку.
При проведении аудита эффективности главная задача состоит в определении эффективности экономичности, продуктивности и результативности расходования бюджетных средств.
При разработке методик аудита первоначально разрабатываются критерии и показатели эффективности. Критерий - признак, на основе которого проводится оценка и характеристика объекта. Эффективность всегда должна определяться как качественно, так и количественно, т.к. всегда есть риск, что оценка станет субъективной [3].
Под результативностью понимается величина, которая отражает степень достижения поставленных целей. Этот критерий определяется как по абсолютным, так и по относительным значениям достигнутых целей.
Абсолютные - объем выявленных нарушений и проблем в стоимостном выражении.
Относительные - отношение объема выявленных нарушений к объему проверенных средств. Критерий результативности рассчитывается на основе следующих показателей:
• Объем проверенных средств,
• Объем выявленных нарушений,
• Количество представлений и предписаний,
• Количество актов проверки.
Критерий результативности определяется как отношение общего объема выявленных нарушений к общему объему проверенных средств. Существует дополнительный показатель - коэффициент реализуемости контроля и определяется
как отношение количества представлений и предписаний к количеству актов проверки. Важный момент при расчете критерия результативности, анализировать абсолютные и относительные значения, а также рассматривать критерий в динамике за прошедшие годы.
Критерий действенности определяется отношением количества исполненных представлений и предписаний к их общему количеству предложенных к исполнению. Или также можно определить критерий как отношение фактического объема средств, полученного от реализации результатов контрольных мероприятий к общему объему средств, предложенных к восстановлению. Критерий экономичности является отношением достигнутого результата к затратам на содержание отдела внутреннего государственного финансового контроля [4].
Критерий экономичности определяется как отношение объема выявленных нарушений к затратам на содержание отдела внутреннего государственного финансового контроля. Существует дополнительный показатель, который отражает интенсивность деятельности в расчете на одного государственного гражданского служащего органов внутреннего финансового контроля.
Источниками информации для оценки эффективности деятельности по осуществлению государственного финансового контроля являются следующие документы:
Акты проверок, представления и предписания, информационные письма, аналитические записки, ответы проверяемой организации об исполнении предписаний, отчеты о деятельности органов государственного финансового контроля.
Таким образом, посредством использования данных критериев и показателей есть возможность определить эффективность и результативность государственного финансового контроля. Можно определить не только деятельность самого органа государственного финансового контроля, но и выполнение своих функций и полномочий. Данная методика дает сквозную оценку и применима на разных уровнях управления органа финансового контроля. Также преимуществом методики в количественном выражении, что позволяет оценивать деятельность органов государственного финансового контроля в динамике.
В настоящее время проведение аудита идет в совокупности с рядом сложностей правового характера. Аудит требует детального нормативно-правового регулирования, выявление и устранение противоречий в действующем законодательстве. Однако, внедрение эффективных систем финансового контроля станут препятствием для распространения коррупции, повысит степень информированности общества о мерах по устранению коррупции.
Поэтому при разработке общегосударственной стратегии борьбы с коррупцией важным инструментом станет широкое внедрение аудита эффективности как мощного фактора для борьбы с коррупцией и неэффективным управлением [1].
Финансовый контроль должен в первую очередь не допускать неэффективного использования бюджетных средств, и только во вторую очередь выявлять нарушения. Отсюда актуальным направлением эффективности государственного финансового контроля является оценка качества целевых программ.
Государственный финансовый контроль за программными расходами бюджета начинается с этапа формирования целевой программы и длится вплоть до определения эффекта от ее реализации.
На первом этапе формирования целевой программы в задачи государственного финансового контроля входит использование таких методов, которые позволят предотвратить незаконное и неэффективное использование бюджетных средств, а также позволят провести оценку соответствия целевых и финансовых параметров целевой программы. На втором этапе реализации и финансировании целевой программы задача финансового контроля использовать методы, которые позволят оценить полноту финансирования, целевое и эффективное использование бюджетных
46
средств на указанные мероприятия, также в случае необходимости провести корректировку индикаторов для достижения целей. На последнем этапе необходимо использовать методы, позволяющие провести оценку целевой программы, сделать вывод о целесообразности продолжения реализации программы в очередном финансовом году [2].
Эффективность государственного финансового контроля можно назвать высокой, если показатель находится в диапазоне от 4 до 5; средней, если показатель находится в диапазоне от 2 до 4; низкая эффективность в диапазоне от 0 до 2.
Данная методика может служить фундаментом для оценки эффективности расходов на целевые программы. Оценка эффективности за программными расходами по показателю уровня достижения целевых показателей целевой программы говорит о средней эффективности контроля по причине фактов невыполнения утвержденных результатов целевых программ [1].
Можно также рассчитывать промежуточную эффективность как отношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний к затратам на содержание органа государственного финансового контроля.
Финансовый контроль дает как социальный, так и организационный эффект. Социальный эффект проявляется в виде применения мер к лицам, допустившим нарушения законодательства. Увольняя недобросовестных сотрудников либо привлекая их к уголовной ответственности, социальная атмосфера улучшается, руководящие должности занимают более квалифицированные кадры, появляется лояльность к власти, что ведет к социальной стабильности государства. Кроме того, точное исполнение бюджетов предусматривает развитие всех социальных институтов, не отвлекая средств на иные цели.
Аудит эффективности рассматривается как комплекс мероприятий, позволяющих оценить результативность деятельность распорядителей и получателей бюджетных средств, а также выработать рекомендации по повышению эффективности бюджетных расходов. Переход на концептуально новый вид финансового контроля в рамках реализации современной бюджетной концепции является ключевым направлением контрольных органов. Поэтому разработка методических рекомендаций аудита эффективности для его внедрения и функционирования направлена на активизацию контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Ответим на выше поставленный вопрос: «Необходимо ли внедрение аудита эффективности?». Необходимость внедрения аудита эффективности очевидна, однако на пути лежит ряд проблем. Во-первых, проблемы понятийного аппарата. Необходимо закрепление базовых понятий. Во-вторых, отсутствие единой концепции государственного финансового контроля. В-третьих, нет утвержденных критериев и показателей оценки эффективности. Нет единой автоматизированной информационной базы. Отсутствует единый классификатор государственного финансового контроля. Кадровое и ресурсное обеспечение аудита эффективности ограничено. Как видно, проблем для внедрения аудита очень много. Однако аудит эффективности чрезвычайно важный этап в процессе совершенствования государственного финансового контроля.
Аудит эффективности должен основываться на ряде принципов и подходов. Сопоставление правовых, организационных, технологических и финансовых их распорядителей и получателей и целей экономической эффективности. Необходимо сопоставлять затраты и результаты - данный подход уже реализуется в виде бюджетирования, ориентированного на результат. Экономические расчеты осуществляются на всех стадиях бюджетного процесса. Денежные потоки прогнозируются в соответствии с взаимодействием распорядителей бюджетных средств и государства. Влияние временного фактора на затраты и результаты. Определение эффективности предстоящих расходов. Создание системы управления
рисками. Оценка влияния инфляции на ресурсы. Формирование системы критериев и показателей эффективности.
Аудит эффективности невозможно реализовать в полной мере без применения критериев и показателей. Бюджетный кодекс РФ не дает понятия эффективности и неэффективности, критериев эффективности, методов оценки и порядок применения. Чтобы предотвратить использования разных подходов, Счетная палата РФ совместно с Минфином РФ разработали рекомендации по оценке эффективности. Таким образом, все государственные институты способствуют внедрению современных механизмов контроля и повышению качества управления государственными финансами [2].
Список литературы
1. Грачева Е.Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, 2015. 384 с.
2. Методические рекомендации по осуществлению аудита эффективности, принятые решением Коллегии Счетной палаты РФ от 23 апреля 2014 г., протокол № 13 (383).
3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ // Российская газета, 2014. № 77. 10 апреля.
4. Общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ // Российская газета, 2016. № 38.
РОЛЬ НДФЛ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ БАЗЫ
БЮДЖЕТА РФ Гаджиахмедов М.Р.
Гаджиахмедов Муслим Рустамович - студент, факультет информационных систем, финансов и аудита, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала
Аннотация: в статье анализируются динамика поступления и изменения НДФЛ в бюджете РФ и определяется значимость НДФЛ в бюджетах различных уровней. Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, бюджетная система, роль НДФЛ.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность НДФЛ заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль [2].
Важнейшим определяющим моментом НДФЛ является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.