Научная статья на тему ' необходимо активнее использовать социокультурные факторы искоренения вируса коррупции'

необходимо активнее использовать социокультурные факторы искоренения вируса коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / преодоление коррупционного вируса / социокультурные факторы снижения коррупционной преступности. / corruption / overcoming corruption virus / sociocultural factors of combating corrupt deals.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений МихайЛович Бабосов, Екатерина Сергеевна Бабосова

Авторы обосновывают необходимость органической взаимосвязи административно-правовых способов противодействия коррупции с социокультурными факторами преодоления коррупционных сделок. Указана роль культуры, которая своими лучшими творениями формирует у человека ориентацию на ценности истины, добра, справедливости, долга и красоты, превращаясь в мощную «социальную инъекцию», способную выполнить конструктивную роль в преодолении распространенного вируса коррупции. Охарактеризованы четыре взаимосвязанных направления использования социокультурных и морально-воспитательных мероприятий, направленных на повышение эффективности антикоррупционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгений МихайЛович Бабосов, Екатерина Сергеевна Бабосова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT IS NECESSARY TO USE MORE ACTIVELY SOCIOCULTURAL FACTORS OF ELIMINATION OF CORRUPTION VIRUS

The authors argues for the necessity of the symbiotic relationship of administrative and legal methods of combating corruption and sociocultural factors of overcoming the corrupt deals. The role of culture is indicated, which by its finest creations forms in humans beings the orientation towards the values of truth, goodness, justice, duty and beauty, thus turning into a powerful “social injection”, which is able to carry out a constructive role in overcoming the spread of the corruption virus. four interrelated aspects of the use of socio-cultural, moral and educational activities aimed at improving the effectiveness of anticorruption activities are characterized.

Текст научной работы на тему « необходимо активнее использовать социокультурные факторы искоренения вируса коррупции»

УДК 316.75.328.185

Евгений Михайлович Бабосов

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси, главный научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, г. Минск.

E-mail: babosov@yandex.ru

Екатерина Сергеевна Бабосова

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, г. Минск. E-mail: babosov@yandex.ru

НЕОБХОДИМО АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ИСКОРЕНЕНИЯ ВИРУСА КОРРУПЦИИ

Авторы обосновывают необходимость органической взаимосвязи административно-правовых способов противодействия коррупции с социокультурными факторами преодоления коррупционных сделок. Указана роль культуры, которая своими лучшими творениями формирует у человека ориентацию на ценности истины, добра, справедливости, долга и красоты, превращаясь в мощную «социальную инъекцию», способную выполнить конструктивную роль в преодолении распространенного вируса коррупции. Охарактеризованы четыре взаимосвязанных направления использования социокультурных и морально-воспитательных мероприятий, направленных на повышение эффективности антикоррупционной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, преодоление коррупционного вируса, социокультурные факторы снижения коррупционной преступности.

Большинство людей, обеспокоенных крупномасштабным распространением коррупционной преступности, принимающих и осуществляющих практические решения с целью противодействия коррупции, чаще всего считают необходимым активизировать применение уголовно-правовых санкций в отношении лиц, совершающих коррупционные действия. Соглашаясь с правомерностью и обоснованностью таких позиций, авторы считают необходимым обратить внимание на более эффективную работу по преодолению вируса коррупции также в социокультурном направлении. Следует принимать во внимание, что именно культура своими лучшими творениями формирует у человека жизненные ориентации на ценности истины, добра, справедливости, долга, любви и красоты. Поэтому именно она может стать лучшим эффективным социальным лекарством, способным вырвать конкретную личность из гибких, втягивающих ее в тенета бездуховных отношений купли-продажи, превратиться в мощную «социальную инъекцию», преодолевающую широко распространенный вирус коррупции.

Целенаправленное и последовательное применение такого рода социокультурной и нравственно-воспитательной «инъекции» диктуется

распространенностью в мнениях и поведении больших групп наших сограждан представлений о необходимости «благодарить» должностное лицо за положительное решение интересующего человека вопроса, в том числе и посредством взятки. Проводимые Институтом социологии НАН Беларуси исследования показывают, что из более двух тысяч респондентов, высказывающих свое отношение к неслужебным материальным вознаграждениям должностных лиц («благодарности»), 19,8% утверждают: «Если вопрос решен в мою пользу, то я должен отблагодарить». Причем многие мотивируют такую позицию следующим образом: «Приходится давать взятку, иначе ничего не добьешься». Кстати, только треть опрашиваемых высказались, что любое «подношение» недопустимо ни в коем случае, а больше трети уклонились от ответа на данный вопрос.

Обратим внимание на одно примечательное обстоятельство: из общего массива опрошенных практически каждый десятый откровенно признался, что в течение последнего года ему приходилось делать незаконное вознаграждение работникам власти и управления. Чаще всего были вынуждены делать это предприниматели (22%), домохозяйки (19,4%), служащие и специалисты непроизводственной сферы (13,6%), а также руководители среднего и высшего звена (13,4%).

В процессе социологического опроса выяснилось: чаще всего «благодарят» мздоимцев валютой, подарком или услугой. Так, валютой расплачиваются со своими «благодетелями» из чиновничьего мира руководители высшего звена (8,3%), предприниматели (5,1%), работающие пенсионеры (3,7%). Предпочитают в таких случаях обойтись подарком сотрудники правоохранительных органов (12,4%), предприниматели (9,3%) и домохозяйки (15%). Отдают предпочтение услуге как способу «отблагодарить» должностное лицо домохозяйки (4,1%), сотрудники правоохранительных органов (3,0%) и предприниматели (5,0%). Наиболее часто в коррупционных сделках жертвой вымогательства со стороны должностных лиц выступают предприниматели (11,2% от общей численности опрошенных из их среды), руководители высшего звена (4,5%), учащиеся и студенты (4,9%).

Однако потерпевшие от вымогательства со стороны должностных лиц очень редко в подобных случаях обращались в вышестоящие органы власти и управления. Чаще всего так действовали домохозяйки (8,7%), рабочие (5,4%), военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов (9,4%). Обращаться с обжалованием незаконных действий работников власти и управления, подталкивающих заявителей и просителей к взяткодательству, считают бесполезным делом 11,3% от общего количества опрошенных. Среди предпринимателей количество таких мнений возрастает до 21,7%, руководителей высшего звена - до 16,4%, работающих пенсионеров - до 13,5%. Считают обращение в случаях вымогательства в милицию, прокуратуру или в органы власти и управления бесполезным, поскольку злоупотребление властью должностных лиц для получения взятки или услуги недоказуемы, 11,9 % опрошенных предпринимателей и фермеров [Бабосов: 2013, с. 71-79].

Приведенная диспозиция оценок представителями различных социальных слоев распространенности «благодарности» (взяткодательства) должностным лицам побуждает признать: если из каждой сотни опрошенных граждан почти пятая часть по собственной инициативе или под давлением ответственных работников вынуждена давать взятки, то вряд ли можно при-

знать работу по пресечению коррупции успешной. Кстати, такую же оценку дают 35,8% опрошенных граждан. Данная оценка правомерна как для Беларуси, так и для Российской Федерации: обе наши страны по Индексу восприятия коррупции, публикуемому некоммерческой организацией Transparency International соседствуют, занимают в международном рейтинге в 2013 г соответственно 123-е и 127-е места [Corruption: 2014].

Из всего изложенного можно сделать определенный вывод: при всей важности и необходимости ужесточения государственно-правовых механизмов пресечения коррупции необходимо данное направление антикоррупционной деятельности органично соединять с более широким использованием социокультурных факторов. Кроме того, следует принимать во внимание и такой интересный факт: более трети респондентов (35,2%) утверждают, что наряду с правоохранительными и контрольными органами включаться в борьбу с коррупцией должен каждый гражданин.

Правомерность и актуальность более активного использования антикоррупционной деятельности социокультурных факторов, поддерживаемая многими нашими соотечественниками, по мере движения от намерений к практическим действиям приобретает своеобразный «затухающий» характер. Такая ситуация в большей степени детерминируется низким уровнем нравственной и правовой культуры. Этому подвержена и значительная часть сотрудников управленческих структур, когда в оценках конкретных людей коррупция в большинстве случаев осуждается, но реально, в практических поступках не воспринимается как явление бесчестное, аморальное. Нельзя забывать, что для так называемого «рядового гражданина» пока еще взятка нередко является единственным надежным способом решить жизненно важную проблему, в том числе основанную на вполне законном интересе. Для преодоления проявляющейся в данном случае инерционности мышления и поведения многих наших сограждан в отношении к коррупционным сделкам следует принимать более целенаправленные и активные действия по ряду взаимосвязанных направлений. Наиболее значимыми из них представляются следующие:

- последовательное и непреложное формирование в общественном мнении и повседневном поведении всех групп населения, прежде всего молодежи, нетерпимого отношения к любым коррупционным действиям;

- скоординированное проведение учебными заведениями, средствами массовой информации, общественными организациями разнообразных мероприятий, ориентированных на антикоррупционные образование и воспитание; основная задача здесь - создать в общностях учащихся и студентов, а затем и у взрослых людей, ценностную среду с анти-коррупционным правовым и нравственным сознанием и поведением;

- формирование и развитие у разных социальных групп умения и навыков обеспечивать свои права (личностные, групповые, общественные) в реальной жизнедеятельности, в том числе и во взаимоотношениях с властями, правоохранительными, контрольными, здравоохранительными, образовательными, коммерческими и иными структурами, уполномоченными принимать и реализовать те или иные решения;

- обеспечение поддержки и поощрения функционирования общественных объединений, содействующих реализации конституционно закрепленных прав, свобод или ответственности личности во всех сферах ее деятельности.

Обобщая и осмысливая приведенный эмпирический материал социологических исследований, можно сделать выводы относительно основных факторов и причин, обусловливающих распространенность коррупционных правонарушений в нашем обществе.

Первым таким фактором и одновременно действующей причиной широкого распространения коррупции стало быстрое развитие рыночных отношений. При этом многие забывают, что целью социально-экономи-ческого развития Беларуси является не просто рыночно ориентированная, а именно социально ориентированная экономика, где осуществляется социальная справедливость и достойный уровень оплаты труда всех категорий работников. Когда вторую часть данного положения не принимают во внимание или просто забывают, возникают соблазны получения высокой прибыли, в том числе и сомнительным, подчас незаконным путем, а это - уже один шаг к коррупционным сделкам.

Вторая группа факторов и причин, детерминирующих коррупционную деятельность, - правовые. Они выражаются в несовершенстве законодательства, в частых изменениях законодательства, постановлениях, регулирующих хозяйственно-экономическую деятельность, приводящих к путанице и вытекающей отсюда возможности коррупционеров избежать наказания за свои деяния.

Третья группа причин - социально-экономические. Они проявляются в недостаточном финансово-материальном обеспечении людей, находящихся на бюджетном обеспечении, значительную часть которых занимают должностные лица управленческих структур. Об этом недавно сказал и президент нашей страны.

Четвертая группа причин распространения коррупционной деятельности коренится в достаточно высоком уровне расслоения современного общества на богатых и бедных, что подталкивает одних людей к получению незаконных материальных вознаграждений, а других - к предоставлению первым взяток и других незаконных выплат.

Пятая группа факторов и причин - социально-психологические. Они воплощаются в стремлении чиновников всеми правдами и неправдами, в том числе и противозаконными способами, получить дополнительный доход или другую материальную выгоду. Официально осуждаемое многими госслужащими, в нужных ситуациях оно ими же довольно часто используется.

Шестая группа причин, обусловливающих распространение коррупции, - организационно-управленческие. Они заключаются в отсутствии четкой регламентации должностных обязанностей служащих госаппарата, в слабой эффективности контроля деятельности госслужащих, в неудовлетворительной работе правоохранительных органов, в низкой компетентности значительной части госслужащих, следствием чего являются должностные злоупотребления, в том числе и криминально-имуще-ственного характера.

Седьмая группа причин и факторов, обусловливающих распространение коррупции, - образовательно-нравственные: низкий уровень нравственной и правовой культуры населения, в том числе и значительной части сотрудников управленческих структур. В суждениях значительной части населения коррупция перестает восприниматься как действие аморальное. Связано это и с недостаточно широким освещением в средствах массовой информации деятельности, направленной на пресечение и преодоление коррупции.

Сложность и трудность противодействия коррупции обусловлены комплексом внутренне присущих ей качеств, которые превращают ее в выгодное дело для тех, кто прибегает к ее услугам. Для должностных лиц она довольно часто является источником дополнительного дохода. Для так называемого «рядового» гражданина взятка нередко является единственным надежным способом решить жизненно важную проблему. Для предпринимателя взятка чиновнику помогает получить лицензию, организовать выгодное дело, обойти конкурентов, наконец повысить прибыльность своего бизнеса.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать ряд практических рекомендаций по усилению действий, направленных на борьбу с коррупцией.

1. Активное и эффективное противодействие коррупционной преступности возможно только в такой ситуации, когда она станет рассматриваться как многогранное системное явление, затрагивающее широкие комплексы антикоррупционных мер социально-экономического, административно-правового, профилактического и воспитательного характера [Конышев: 2011, с. 152-159].

2. Для сокращения возможного социального пространства совершения коррупционных действий необходимо добиться обеспечения максимальной публичности принимаемых решений в сфере приватизации и аренды государственного имущества, государственных закупок, предоставления жилых помещений социального пользования и служебных жилых помещений, а также выделения земельных участков.

3. Для сужения сферы коррупционной деятельности и повышения эффективности противодействия ей необходимо улучшить координацию действий правоохранительных органов, общественных организаций, исследовательских учреждений и средств массовой информации в борьбе с коррупцией.

4. Важным фактором, сужающим возможности и каналы вовлечения людей в коррупционные взаимодействия, должно стать придание широкой гласности фактов коррупционной преступности с раскрытием их экономического, морального, психологического, политического ущерба, наносимого обществу, государству, благосостоянию граждан.

5. Необходимо разработать и последовательно осуществлять на практике меры повышения эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности, направленной на снижение уровня коррумпированности, включая ужесточение правовых норм борьбы с коррупционной преступностью, существенно сузить возможный круг людей, склонных вступать в коррупционные взаимодействия.

6. В процессе реализации Госпрограммы по преодолению коррупции приоритетное внимание должно быть обращено на создание условий для повышения правовой культуры населения, в первую очередь молодежи, включая широкую пропаганду правовых знаний, совершенствование правового образования учащихся и студентов, выработку у них практических навыков реализации своих прав и отстаивание законных интересов в различных организациях и учреждениях. Если граждане, используя знание законов и навыки их практического применения в различных жизненных обстоятельствах, научатся решать возникающие перед ними проблемы, не прибегая к использованию

взятки, то это резко сузит масштабы существующих рынков коррупционных услуг и превратится в важное антикоррупционное средство, которое государство сможет активно и целенаправленно использовать в противодействии коррупции.

7. Необходимо существенно повысить роль и значение в противодействии коррупции общественных организаций и движений: общественно-политических, женских, молодежных, ветеранских, социокультурных и территориально-поселенческих.

8. Самые решительные и жесткие меры в антикоррупционной деятельности следует принимать по пресечению коррупционных деяний, выявляемых в правоохранительных органах, которые, получив большой объем полномочий по борьбе с коррупцией, нередко сами становятся рассадниками коррупционных преступлений.

9. В орбиту антикоррупционной деятельности следует активнее включать широкие комплексы социальных мер профилактического характера, органично увязывая их с возрастанием прозрачности в деятельности всех социальных институтов (государство, образование, культура, право, предпринимательство и др.) с вовлечением в эту деятельность социально активных граждан, их различных групп и общностей.

10. С учетом того, что жертвами взятковымогательства со стороны коррумпированных чиновников чаще всего становятся представители частного бизнеса, необходимо в практическом осуществлении государственно-частного партнерства изучать социологическими методами суждения и оценки, высказываемые предпринимателями о наиболее действенных мерах пресечения коррупции в различных ее модификациях.

11. Во всех государственных органах и управленческих структурах следует поощрять развитие этических кодексов и правил поведения должностных лиц, неукоснительно добиваясь практической реализации данных правил.

12. В деятельности всех государственных органов, в первую очередь правоохранительных, необходимо добиваться осуществления принципа неизбежного, непреложного возмездия за любое коррупционное деяние, рассматривая этот принцип в качестве важного условия обеспечения устойчивого развития страны, повышения качества жизни ее населения и надежной национальной безопасности.

Таковы основные рекомендации, которые, по нашему убеждению, в случае их практической реализации могут помочь в повышении эффективности работы по выявлению, профилактике и пресечению коррупционной преступности, которая создает серьезные препятствия к осуществлению, в частности в Беларуси, модернизационных преобразований. Названные мероприятия в состоянии содействовать более успешной и эффективной модернизации общественной жизни страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабосов Е.М., Бабосова Е.С. «Благодарность» должностному лицу. Социальные проблемы предупреждения и пресечения коррупции в Беларуси // Беларуская думка. 2013. № 8. С. 71-79.

2. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Системы индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 152-159.

3. Юхачев С.П. Политэкономия коррупции. Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2008. 396 с.

4. Corruption Perception Index. Transparency International. 2013 [Электронный ресурс] URL: http://www.transparency.org/cpi2013/results (дата обращения: 24.07.2014).

REFERENCES

Babosov E.M., Babosova E.S. «Blagodarnost'» dolzhnostnomu litsu. Sotsial'nye problemy preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v Belarusi, Belaruskaya dumka, 2013, no. 8, pp. 71-79. (in Russ.).

Corruption Perception Index. Transparency International, 2013, available at: http://www.transparency.org/cpi2013/results (accessed 24 July 2014).

Konyshev V.N., Sergunin A.A. Sistemy indikatorov vuzovskoy korruptsii (gipoteza), Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, no. 10, pp. 152-159. (in Russ.).

Yukhachev S.P. Politekonomiya korruptsii, Tambov. Izd-vo Tambov. gos. unta, 2008, 396 p. (in Russ.).

Eugene M. Babosov, Doctor of Philosophy, full professor, academician of NAS of Belarus, principal researcher, Institute of Philosophy, Belarus National Academy of Sciences, Minsk. E-mail: babosov@yandex.ru

Ekaterina S. Babosova, Candidate of Sociology, senior researcher, Institute of Philosophy, Belarus National Academy of Sciences, Minsk. E-mail: babosov@ yandex.ru

IT IS NECESSARY TO USE MORE ACTIVELY SOCIOCULTURAL FACTORS OF ELIMINATION OF CORRUPTION VIRUS

Abstract: The authors argues for the necessity of the symbiotic relationship of administrative and legal methods of combating corruption and sociocultural factors of overcoming the corrupt deals. The role of culture is indicated, which by its finest creations forms in humans beings the orientation towards the values of truth, goodness, justice, duty and beauty, thus turning into a powerful "social injection", which is able to carry out a constructive role in overcoming the spread of the corruption virus. Four interrelated aspects of the use of socio-cultural, moral and educational activities aimed at improving the effectiveness of anticorruption activities are characterized.

Keywords: corruption, overcoming corruption virus, sociocultural factors of combating corrupt deals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.