УДк 4р-2
ББк 81.411.2-212
ненависть как лингвистическое и психологическое понятие
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Структурированность нравственных понятий» № 16-04-00057
Инна Ивановна колодина
Доктор филологических наук, профессор Воронежский государственный педагогический университет
Настоящая статья посвящена исследованию нравственного понятия «ненависть» и определению уровня осознанности и уровня нравственной компетентности слышащих и слабослышащих подростков относительно указанного понятия. Описывается алгоритм определения уровней на материале проведенного анкетирования учащихся старших классов. Уровень осознанности рассчитывается по разработанной математической формуле, соответственно которой выявляются совпадения словарных сем дефиниции с семами в ответах респондентов. Уровень компетентности устанавливается по полученному количественному показателю выявленных сем в ответах учащихся и отнесение результата к одному из уровней процентной шкалы, которая включает три уровня: низкий, средний, высокий, а также интерпретацию каждого уровня. В основе интерпретации уровней лежит способность индивида объяснять понятие соответственно словарному толкованию и оценивать чей-либо поступок аналогичному понятию. Обсуждаются толкования исследуемого понятия в лингвистике и объяснения эквивалентной эмоции в психологии и приводится таблица соответствий толкования. Полученные результаты по анкетированию анализируются и сравниваются с опорой на таблицу соответствий. Делается вывод о среднем уровне нравственной осознанности понятия и о низком уровне компетентности слышащих учащихся, и о среднем уровне осознанности, и о невозможности установления уровня нравственной компетентности слабослышащих подростков. Указывается на подмену и смешение понятий учащимися.
Ключевые слова: слышащие и слабослышащие подростки; уровень нравственной осознанности; уровень нравственной компетентности; шкала уровней компетентности; таблица соответствий.
введение. Исследования нравственных понятий, номинирующие эмоции, всегда сопряжены с проблемами, которые возникают на пересечении ряда наук, имеющих непосредственное отношение к изучению человека.
Если рассматривать эмоцию как психологическое явление, то можно обнаружить несовпадение объяснения эмоции в психологии с ее эквивалентным толкованием в лингвистике как нравственного понятия. В лингвистике, в свою очередь, вне зоны рассмотрения остаются вопросы понимания индивидом собственных эмоций, которые обозначены тем или иным словом, и не ставится задача «привязать» анало-
гичное нравственное понятие к ее эквивалентному психологическому объяснению. Для исследователя нравственных понятий обнаруженные противоречия ставят ряд задач, которые выходят за рамки одной науки и требуют междисциплинарного подхода.
Актуальной проблемой в изучении и эмоциональной сферы личности, и нравственных понятий является осознание индивидом своих переживаний. На вопрос «Есть ли необходимость осознавать свои переживания, эмоции?» могут быть даны как утвердительные, так и отрицательные ответы. Однако если возникает злость, то она протекает быстро и может затихнуть, или стать гневом или агрессией, а те, в свою очередь, переходят в агрессивный поступок, который направлен на устранение раздражителя и на причинение вреда объекту раздражения. Не осознавая этого, индивид часто называет злостью любое негативное состояние и не задумывается над тем, что есть порог, у которого надо остановиться. Видимо, осознанию своих эмоций, и аналогичных им нравственных понятий надо учить, и подобный процесс обучения включить в школьный образовательный цикл.
Цель исследования - выявление уровня осознанности нравственного понятия «ненависть», номинирующего эквивалентную эмоцию, а также выявление уровня нравственной компетентности слышащих и слабослышащих подростков относительно исследуемого понятия.
Задачи исследования:
- выявить основные семы словарной дефиниции «ненависть»;
- провести анкетирование слышащих и слабослышащих старшеклассников по исследуемому понятию и выявить основные семы в ответах респондентов;
- выявить совпадения словарных сем с семами в ответах подростков и установить уровень осознанности понятия подростками и уровень нравственной компетентности соответственно разработанной математической формуле и процентной шкале;
- определить соответствие осознанности исследуемого понятия респондентами психологическому толкованию эмоции, объективированной словом «ненависть».
описание исследования. Исследование проводилось соответственно разработанному алгоритму на материале анкетирования учащихся старших классов (10 и 11 классов) в учебных заведениях МБОУ СОШ №9 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 16 г. Воронежа, школа-интернат для слабослышащих детей №6 г. Воронежа; ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» г. Рассказово, Тамбовской области; КОУВО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г. Бобров Воронежской области, КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Павловск Воронежской области. Общее количество анкетируемых подростков старших классов составило 122 человека (слышащих - 65 человека и слабослышащих - 57 человек).
Участие слабослышащих учащихся в анкетировании было направлено, с одной стороны, на получение данных о способности детей с патологией слуха объяснять нравственное понятие, номинирующее эмоцию, а с другой стороны, на
выявление совпадений и разницы в уровнях осознанности понятия слышащими и слабослышащими подростками.
Шаг 1. Первый Шаг алгоритма был направлен на выявление основных сем исследуемого нравственного понятия «ненависть» с применением компонентного анализа словарной дефиниции. Соответственно словарям понятие «ненависть» толкуется следующим образом: «Чувство сильнейшей вражды, неприязни» [Ефремова] или как: «Чувство сильной вражды, злобы» [Ожегов 1999: 408]. Д.Н. Ушаков объясняет ненависть также как «Чувство сильнейшей вражды» [Ушаков]. Таким образом, основными семами данного понятия являются чувство сильной вражды, неприязни, злобы.
Шаг 2. На втором шаге алгоритма проводилось анкетирование слышащих и слабослышащих учащихся по двум вопросам.
Что Вы понимаете под словом «ненависть»?
Опишите ситуацию, когда Вы чувствовали ненависть к кому-нибудь.
Первый вопрос был направлен на выявление уровня осознанности понятия, а второй вопрос - на выявление уровня нравственной компетентности.
Уровень нравственной осознанности проявляется в способности индивида объяснять понятие близко к словарной дефиниции.
Уровень нравственной компетентности - это способность индивида оценить чей-либо поступок соответственно аналогичному нравственному понятию.
Шаг 3. Полученные ответы респондентов обрабатывались лексическим, статистическим методами, а также методом компонентного анализа. Выявлялись такие семы в ответах учащихся по первому и второму вопросам, которые совпали с семами словарной дефиниции.
На первый вопрос слышащие подростки написали, что ненависть является ужасным, отрицательным чувством к кому-то, возникающим как агрессия или на фоне раздражения, когда хочется нанести физический урон и думаешь, какими способами ты хочешь его убить. Однако в выборке преобладали такие ответы, как:
- агрессивное чувство к другому человеку;
- чувство злости, когда хочется нанести физический урон другому человеку;
- чувство злобы на кого-то;
- неприязнь к кому-то;
- агрессия к человеку, когда хочется ударить, унизить человека;
- враждебность к человеку, когда возникает желание убить или покалечить человека.
(Прим. Приведены примеры при сохранении стиля изложения учащихся).
В результате анализа в ответах шестидесяти пяти слышащих подростков были выявлены следующие семы с представленными здесь количественными показателями: злость - 27; агрессия - 16, враждебность - 8; неприязнь - 5. В остальных случаях семы, совпадающие с семами словарной дефиниции, не были выявлены. Соответственно семам словарной дефиниции в ответах учащихся данной группы выделены три семы злость, враждебность и неприязнь.
Слабослышащие подростки при ответе на вопрос «Что Вы понимаете под словом «ненависть»? написали либо одно слово, либо короткое простое
предложение, что обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной группы. В ранжированном виде все ответы респондентов могут быть представлены следующим образом:
- злость;
- неприязнь;
- обида;
- это человек не хочет видеть другого;
- недоброе, грубое отношение;
- не хотел смотреть, говорить;
- беседа, унижать, враг, ссора, ислам;
- нелюбовь. (Прим. Приведены примеры при сохранении стиля изложения учащихся).
Анализ полученных данных позволил выявить такие семы с последующими количественными показателями в ответах пятидесяти семи слабослышащих подростков, которые совпали с семами словарной дефиниции «ненависть»: злость - 27; неприязнь - 3. В остальных ответах респондентов семы, совпадающие с семами словарного толкования, выявлены не были.
На второй вопрос «Опишите ситуацию, когда Вы чувствовали ненависть к кому-нибудь» слышащие подростки дали короткие ситуации, указывая те случаи, в которых, по их мнению, они испытывали чувство ненависти, например, «он меня использовал, а потом чаша терпения переполнилась и вся ненависть и злость вылилась наружу», «она распускала слухи и я поняла, что ненавижу ее и злилась каждый раз, когда встречала ее», «я приходил в класс, они меня дразнили и, я возненавидел их». Все ответы слышащих респондентов были поделены на следующие смысловые группы:
- когда меня обманули;
- когда меня оболгали;
- когда меня дразнили;
- когда начинали лезть в личную жизнь;
- когда заставляли делать то, что я не хочу.
В процессе анализа ответов подростков удалось выявить сему злость, совпадающую с семой словарной дефиниции «ненависть» только в 17 ответах учащихся.
Слабослышащие подростки ответы на второй вопрос написали короткими предложениями или словосочетаниями, которые были преобразованы в следующие смысловые группы:
- когда меня обижают;
- когда меня дразнят;
- когда ревную;
- когда ссоримся;
- когда лезут в мою жизнь.
Если сравнить данные, полученные от слабослышащих и слышащих подростков, то обнаруживаются совпадения в описаниях случаев, когда учащиеся испытывают отрицательные эмоции, которые они называют ненавистью. Однако, в описаниях, предоставленных слабослышащими учащимися, сем словарной
дефиниции «ненависть» обнаружить не удалось. Тем не менее, психологи полагают, что чувство ненависти близко к чувству ревности и в этом ракурсе у слабослышащих подростков присутствует описание ситуаций, когда они испытывают ревность.
Шаг 4. На данном шаге исследования рассчитывались количественные показатели уровня осознанности нравственного понятия и уровня нравственной компетентности учащимися обеих групп по разработанным математической формуле и процентной шкале [Колодина 2016].
Математическая формула на начальном этапе приобрела следующий вид:
мКШ г = —-
, где х - это общее количество анкетируемых учащихся (например, слышащих подростков было 65 человек);
z. - количество человек, в ответах которых была выявлена сема, соответствующая семе словарной дефиниции (например, в ответах 27 учащихся обнаружена сема словарной дефиниции злость);
все семы словарной дефиниции чувство сильной вражды, неприязни, злобы принимаются за 100%;
у. - является процентным выражением количества совпавших сем в ответах респондентов с семами словарной дефиниции. В итоге получаем следующее: (27*100)/65 = 41,54.
Далее проводим такой же подсчет на каждую сему в ответах учащихся, совпавшую с семой словарной дефиниции, и суммируем полученные проценты.
Получим = У1+У2+Уз+ - +Уп, где сумма количества совпавших сем в процентах.
Приведем полученные формулы к одному общему виду:
Проводим подсчет на каждую сему, т.е. злость = 27; враждебность = 8; неприязнь = 5. Получаем в цифровом виде следующее: (27*100)/65 = 41,54% , (8*100)/65=12,30% и (5*100)/65=7,7%.
Суммируем полученные проценты каждой семы 41, 54% + 12,30% + 7,7% и получаем 61, 54%. Полученный процент показывает уровень нравственной осознанности понятия слышащими подростками.
Такой же расчет проводим по полученным данным от группы слабослышащих подростков, у которых было выявлено две семы: злость с количественным показателем 19; неприязнь - с показателем 3. (19*100)/57 =33,3% (3*100)/57=5,7%
Суммируем данные 33,3%+ 5,7%=39%. Таким образом, уровень нравственной осознанности слабослышащих подростков равен 39%.
Поскольку в процессе анализа ответов слышащих подростков, полученных на второй вопрос, удалось выявить только одну сему злость с количественным показателем 17, совпавшую с семой словарной дефиниции, то соответственно
приведенной формуле расчет нравственной компетентности учащихся относительно исследуемого понятия равен 26,16%.
В ответах слабослышащих подростков не удалось обнаружить ни одной семы, совпавшей с семой словарной дефиниции. Следовательно, произвести расчет по приведенной формуле не представляется возможным.
Шаг 5. Чтобы определить уровень осознанности нравственного понятия и уровень нравственной компетентности соотнесем полученные процентные данные на Шаге 4 с уровнями, указанными в процентной шкале, которая дана ниже в Таблице 1 [Колодина 2016].
Таблица № 1
Шкала определения уровня осознанности нравственного понятия и уровня нравственной компетентности
Уровни Осознанности понятия % выражение уровня Интерпретация уровня осознанности нравственного понятия Интерпретация уровня нравственной компетентности
Высокий 100%-75% Имеет четкое представление о нравственном понятии, может дать определение, близкое словарной дефиниции Может оценить поступок или поведение соответственно нравственному понятию.
Средний 74%-35% Имеет близкое представление о нравственном понятии, но не может идентифицировать относительно других синонимичных понятий. Может оценить поступок или поведение соответственно синонимичному нравственному понятию.
Низкий 34%-1% Не осознает нравственное понятие, подменяет нравственное понятие другими понятиями. Не может оценить поступок или поведение соответственно данному или синонимичному понятию
По ответам, полученным на первый вопрос, определяем уровень осознанности нравственного понятия. Ответы на второй вопрос определяют уровень нравственной компетентности. Таким образом, полученный процент 61, 54% в процессе анализа ответов слышащих подростков по первому вопросу соответствует среднему уровню, т.е. учащиеся имеют близкое представление об исследуемом нравственном понятии, но не могут идентифицировать его относительно других синонимичных
понятий. Что касается уровня нравственной компетентности, то лишь в 17 ответах слышащих учащихся из 65 удалось выявить сему, совпадающую с семой словарной дефиниции, что составило 26, 16% и показывает низкий уровень, который интерпретируется, как неспособность индивида оценить поступок или поведение кого-либо аналогичному или синонимичному нравственному понятию.
Уровень осознанности нравственного понятия слабослышащими подростками равен также среднему уровню при количественном показателе 39%. Однако слабослышащие подростки не смогли описать ситуацию, в которой проявляется чувство ненависти в соответствии с выявленными семами словарного толкования понятия.
определение соответствия осознанности понятия респондентами его эквиваленту в виде эмоции
Для определения соответствия осознанности понятия его эквиваленту в виде эмоции необходимо создать таблицу, в которой, с одной стороны, должны быть представлены данные толковых словарей исследуемого понятия, а, с другой стороны, объяснения аналогичной эмоции с психологической точки зрения. Подобное представление нравственного понятия и его эквивалента в виде эмоции даст возможность установить, какие именно чувства описывали респонденты, и где произошла подмена одного понятия другим.
Таблица №2
Таблица соответствий толкования понятия и его эквивалента в виде эмоции
Толкование термина, объективирующего эмоции/ чувства, в лингвистике Толкование эмоции/чувства в психологии Проявления эмоции/ чувства в поступке
Злость - злое, раздраженно-враждебное чувство, боевое настроение Это чувство выступает результатом выражения какого-либо неудовлетворения: своих ожиданий, желаний или действий. Часто, когда человек не может выплеснуть злость, у него возникает обида, под которой понимается острая отрицательная эмоция, вызываемая переживаниями. Злость короткое чувство, которое вспыхивает и проходит в ответ на неполучение желаемого. Злость не имеет цели причинить вред тому, источником которого она является. Человек может повысить голос, сказать что-то неприятное в ответ, но, как правило, люди подавляют злость. Основной причиной этого подавления является страх быть отвергнутым теми, на кого направлена эта эмоция
Агрессивность -открытая неприязнь, вызывающая враждебность Агрессивность поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой реагирования на физический или психический дискомфорт, стресс, от которых человек хочет освободиться. В поступке могут быть проявлены разные виды агрессии: 1) физическая -использование физической силы против другого лица или объекта с целью нанесения вреда; 2) вербальная - ссора до крика с визгом, угрозой, проклятьем и пожеланием самого худшего человеку.
Ненависть - чувство сильной вражды, злобы Ненависть - интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность, озлобленность по отношению к кому- или чему-либо. Характеризуется следующими основными признаками: а) страстным желанием и упорными попытками причинять как можно больший вред, ущерб объекту ненависти; б) злорадством, удовольствием от неудач, страдания или разрушения объекта ненависти; в) мстительностью, неспособностью прощать, проявлять снисходительность, великодушие. Ненависть, наряду с другими эмоциями, входит также в состав чувства ревности. Человек, охваченный ненавистью, способен на любые поступки, так как его разум перестает контролировать чувства. В худшем случае человек становится одержимым ненавистью. Ненавидящий может спровоцировать драку, ссору, пытаясь унизить объект ненависти, продемонстрировать неуважение, оскорбить, попытаться показать свое превосходство.
Гнев - чувство сильного негодования, возмущения, раздражения, недовольства Гнев выражается как чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или недовольства кем-либо, чем-либо (обычно бурно проявляющееся) и является более сильным (интенсивным) вариантом злости. Г нев часто идентифицируется совокупностью физических, реакций, включая определенную мимику, жесты, позы. Хочется что-то быстро сделать или сказать что-то грубое, чтобы выплеснуть эмоцию гнева. Гнев сложнее контролируется, чем злость и человек в состоянии гнева высказывает больше негатива.
Враждебность-вражда - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью Враждебность - длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям. Может проявляться как в гневе, так и в постоянном отрицательном отношении к окружающему миру. Немотивированная враждебность проявляется в виде навязчивых мыслей и суждений. Она не поддается контролю или воспитанию и в таких случаях говорят о заболевании, и требуется участие врача-психиатра. Проявлениям враждебности характерно: вспышки гнева; крики, швыряние вещами; импульсы причинять телесные повреждения, боль; импульсы ломать или крушить. Враждебность может протекать вяло и тогда отрицательное отношение к окружающим проявляется в постоянном осуждении окружающих, в распространении нелицеприятных сплетен.
Раздражение - озлобленное возбуждение, гнев, досада, недовольство
Раздражение - недовольное состояние, когда что-то злит, вызывает сильную болезненную реакцию, вплоть до скандала. Из-за раздражения любая мелочь превращается в конфликт, раздражение мешает пониманию и чувствованию окружающих, снижает ясность мышления, разумность решений.
Раздражение провоцируется действиями или общением, когда постоянно задевают что-то больное: больные точки в душе, больные темы в общении. Раздражение возникает на неудавшиеся шутки, подшучивания, неприятные «комплименты», когда кто-то пристает с разными глупостями, а мы этого не хотим, когда делаем ошибки. В таком состоянии хочется ответить резко или уйти от общения._
(Примечание автора. Для составления таблицы использовались материалы, указанные в списке литературы)
обсуждение соответствий. В приведенной Таблице соответствий словарное толкование понятия «гнев» совпадает с психологическим объяснением аналогичной эмоции, а словарное толкование понятия «раздражение» в психологических описаниях присутствует лишь частично, например, в семе недовольство. Также есть совпадения психологических описаний эмоции ненависти с толкованием аналогичного нравственного понятия, которые подтверждаются семами вражда, злоба. Словарное толкование понятия «злость» не имеет общих сем с психологическим описанием эмоции злости, а толкование понятия «враждебность» находит лишь косвенное соприкосновение с психологическим описанием эмоции враждебности лишь в указании, что данная эмоция проявляется в отношении к окружающим. Таким образом, полагаем, что в процессе сравнения и анализа ответов подростков необходимо выделять те семы, которые совпадают и со словарным толкованием нравственного понятия «ненависть», и с психологическим описанием аналогичной эмоции. Если же в ответах учащихся не удается найти семы, обнаруженные и в словарном толковании, и психологическом описании, то такой ответ может соотноситься с описаниями какой-либо другой эмоции и аналогичного нравственного понятия.
Анализ ответов слышащих учащихся с опорой на Таблицу соответствий позволяет утверждать, что подростки не дифференцируют отрицательные эмоции соответственно понятиям. Так, при описании слышащими старшеклассниками чувств, которые они испытывали в различных ситуациях, выяснилось, что под понятием «ненависть» подростки понимают несколько отрицательных чувств. Например, ученик указал: «когда учитель поступил несправедливо со мной
или другим, я чувствовал ненависть». Если же посмотреть словарное токование понятия, то ненависть проявляется в чувстве сильной вражды и злобы. Однако в описании респондента не прослеживается присутствие этих чувств. Если же посмотреть психологическое объяснение эмоции ненависти, то последняя характеризуется длительным течением и желанием причинить вред тому, кого ненавидишь. В ответе подростка подобного процесса также не прослеживается. Но, если посмотреть в Таблице соответствий описание той эмоции, которая проявляется одноразово как реакция на неполучение желаемого, то необходимо признать, что ученик испытывал злость, поскольку не получил то, что хотел и оценил ситуацию, как несправедливость по отношению к нему. В другом ответе подростка «она распускала слухи, и я поняла, что ненавижу ее, и злилась каждый раз, когда встречала ее» представлено многократно повторяющееся действие, при котором ученица испытывала негативное чувство. Поскольку ненависть в психологическом толковании описывается, как длительное отрицательное чувство и характеризуется желанием причинить зло объекту ненависти вплоть до уничтожения, то нельзя признать, что подросток действительно осознает чувство ненависти. Если найти в Таблице соответствий описание чувства, возникающее каждый раз при встрече с объектом, то обнаруживается, что ученица испытывала чувство раздражения. Такое же чувство представлено в ряде ответов, в которых подростки назвали ненавистью негативное чувство в ситуациях, когда их дразнят или «лезут в личную жизнь». В предложении «когда дедушка погиб из-за врачебной халатности, хотелось убить всех этих врачей» описано чувство агрессивности, возникающее как ответная реакция на стресс, который в данный момент был очевиден.
Сравнение психологических объяснений эмоции ненависти и толкования последней в лингвистических словарях с полученными ответами слышащих подростков позволяет сделать вывод, что учащиеся не дифференцируют такие отрицательные нравственные понятия и эмоции, как: злость, раздражение, ненависть, гнев, агрессивность.
Некоторые ответы слабослышащих учащихся совпали с ответами слышащих респондентов, например, «когда меня дразнят» и «когда лезут в мою жизнь». Следовательно, подростки данной группы также подменяют нравственное понятие «ненависть» и эмоцию ненависти на другие нравственные понятия и эмоции. Слабослышащие девочки в 12 случаях указали, что испытывают ненависть, когда ревнуют. Если сравнивать чувства ненависти и ревности с психологической точки зрения, то часто эти чувства взаимозаменяемы. Словарное толкование понятия «ненависть» не содержит сему ревность, следовательно, с лингвистической точки зрения осознание ненависти у респондентов отсутствует, но с психологической -они действительно испытывали ненависть, когда ревновали.
Слабослышащие подростки указали, что испытывают ненависть, когда их обижают, однако в психологическом описании обида возникает, если человек не может выплеснуть злость. Значит, подростки подменяют понятие «ненависть» понятием «злость».
Таким образом, слабослышащие подростки также как и их сверстники не дифференцируют нравственные понятия «злость», «ненависть», «раздражение» и им аналогичные эмоции.
выводы. Полученные результаты анкетирования позволили сделать вывод, что современные подростки не осознают свои эмоциональные состояния и объясняют аналогичные им нравственные понятия рядом либо синонимичных понятий, либо словами, не имеющими общих семантических признаков со словарным толкованием дефиниции. У слышащих подростков и их сверстников с патологией слуха был установлен средний уровень осознанности нравственного понятия «ненависть» и низкий уровень компетентности у слышащих подростков и невозможность определения уровня нравственной компетентности у слабослышащих детей. Анализ ответов учащихся на второй вопрос, предполагающий выявление способности детей соотносить поступок с понятием, показал, что слышащие подростки в большей степени, чем слабослышащие учащиеся, подменяют понятие «ненависть» другими отрицательными понятиями и часто оправдывают неосознаваемый агрессивный поступок тем, что их доводят до такого состояния. Слабослышащие подростки в силу их психофизиологической особенности не смогли описать ситуацию, в которой они чувствовали ненависть. Такой результат не показывает, что подросткам не знакомо такое отрицательное чувство, а является показателем того, что учащиеся старших классов не имеют четкого представления о нравственных понятиях и не могут дифференцировать эквивалентные им эмоции. Тем не менее, закончив общеобразовательное учреждение, молодой человек считается нравственно-сформированной личностью, готовой к самостоятельной жизни и способной нести ответственность за свои поступки. В этом ракурсе возникает необходимость обучения подростков осознанию нравственных понятий и эквивалентных им эмоций. Можно полагать, что подобное обучение явится ступенью к грамотности несколько другого уровня, чем правильное написание слов.
Злость. Психология и психиатрия. [Электронный ресурс] URL: http:// psihomed.com/zlost/ (дата обращения: 9.02.2017).
Колодина Н.И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во. ГРАМОТА, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч.1, 2016. С. 87-92. Адрес статьи: http://www.gramota.net/materials/2/2016/9-1/31.html
Ненависть. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Ефремовой Т.Ф. [Электронный ресурс] URL: http://www.efremova.info/word/ne-navist.html (дата обращения: 25.01.2017)
Ненависть. Толковый словарь Дмитрия Ушакова. [Электронный ресурс] URL: http://ushakova-slovar.ru/description/nenavist/35318 (дата обращения: 25.01.2017).
Ненависть. Психология и психиатрия. [Электронный ресурс] URL: http://psi-homed.com/nenavist/ (дата обращения: 9.02.2017).
Ненависть. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] URL: http://psychol-ogy_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 10.02.2017).
литература
Ненависть. Ее виды и причины. Психология человека. PSIMAN.RU [Электронный ресурс] https://psiman.ru/nenavist-ee-vidy-i-prichiny/ (дата обращения: 14.02.2017).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
Приступы агрессии: в чем корень зла. ПСИХОЛОГИЯ. [Электронный ресурс] URL: http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/prichiny-agressii.html (дата обращения: 10.02.2017).
7 способов подавления злости. [Электронный ресурс] URL: https://psiman. ru/7-sposobov-podavleniya-zlosti/ (дата обращения: 10.02.2017).
Ястребов В.С., Солохина Т.А. Анохина В.В. Словарь терминов для пользователей психиатрической помощи «от А до Я» / Под редакцией проф. В.С. Ястребова. М.: МАКС Пресс, 2008. 32 с.
HATRED AS LINGUISTIC AND PSYCHOLOGICAL NOTION
Nina I. Kolodina
Doctor of philological Sciences, Professor Voronezh state pedagogical University
The present article is devoted to the study of moral notion «hatred» and determination of the levels of awareness and moral competence of hearing and hearing impaired adolescents with respect to the given notion. The algorithm for determining levels on the material of the adolescents' survey in high school is being described. The level of awareness is calculated with a mathematical formula, according to it coincidences of dictionary definition semes with semes of students' responses are being reveled. The level of competence is established based on the obtained quantitative semes indicator received in the students' responses and correlating of the result with one of the scale interest levels, which includes three levels: low, average, high, with interpretation of each level is being conducted. The individual's ability to explain the notion accordingly to the dictionary definition and the person's ability to estimate somebody's act relatively to the notion are in the core of interpretation. The interpretations of the notion under research in linguistics and the explanation of equivalent emotions in psychology are discussed and the correspondences table is being given. The results obtained by the questionnaire survey are analyzed and compared based on the correspondences table. The conclusion about the average level of moral awareness of the notion and the low level of hearing students' competence and about the average level of awareness of the notion, and the lack of hard of hearing students' moral competence is made. The substitution and confusion of moral notions and emotions by respondents are discussed.
Keywords: hearing and hard-of-hearing teenagers; the level of moral awareness; the level of moral competence; the scale of competence levels; the correspondences table.
References
Zlost'. Psikhologia i Psikhiatriya [Anger. Psychology and psychiatry] [Electronic resource] URL: http://psihomed.com/zlost/ (accessed: 9.02.2017).
Kolodina N.I. Metod opredeleniya urovnya osoznannosti ponyatiya i urovnya moral'noi kompetentsii (na osnove anketirovaniya slaboslyshaschih i slyshaschih podro-stkov po ponyatiyu "uvazshenie") [The method of determining the level of awareness of the notion and the level of moral competence (based on the questionnaire survey of hearing-impaired and hearing adolescents on the notion «respect»)] // Filologicheskie Nauki. Voprosy teorii i praktiki. [Philological Sciences. Issues of theory and practice]. Tambov: Publishing house. GRAMOTA, No. 10(64): in 3 ps. P.1. 2016. Pp.87-92. Address: http:// www.gramota.net/materials/2/2016/9-1/31.html
Nenavivist'. Novyi Slovar' Russkogo yazyka. Efremova T.F. [Hatred. New dictionary of the Russian language. Ephremova T. F.] [Electronic resource] URL: http:// www.efremova.info/word/nenavist.html (date accessed: 25.01.2017)
Nenavivist' Slovar' Dmitiya Ushakova [Hatred. Dictionary of Dmitry Ushakov]. [Electronic resource] URL: http://ushakova-slovar.ru/description/nenavist/35318 (date accessed: 25.01.2017).
Nenavivist'. Psikhologiya i Psikhiatria [Hatred. Psychology and psychiatry]. [Electronic resource] URL: http://psihomed.com/nenavist/ (accessed: 9.02.2017).
Nenavivist'. Entsiklopedicheskii slovar' po psikhologii i pedagogike [Hatred. Encyclopedic dictionary of psychology and pedagogy. Dictionaries and encyclopedias on the Academician]. [Electronic resource] URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (accessed: 10.02.2017).
Nenavivist'. Vidy i prichiny. Psikhologiya lichnosti [Hatred. Its types and causes. The psychology of a person. PSIMAN.RU] [Electronic resource] https://psiman.ru/ne-navist-ee-vidy-i-prichiny/ (accessed: 14.02.2017).
Ozchegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovui slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. M.: Azbukovnik, 1999. 944 p.
Pristupy agressii: v chem. Koren' zla. Psikhologiya [Attacks of aggression: what is the root of all evil. PSYCHOLOGY]. [Electronic resource] URL: http://www.jlady.ru/ psixologiya-lichnosti/prichiny-agressii.html (date accessed: 10.02.2017).
Sem' sposobov podavleniya zlosti [7 ways to suppress the anger] [Electronic resource] URL: psiman.EN\https://psiman.EN/7-sposobov-podavleniya-zlosti/ (accessed: 10.02.2017).
Yastrebov VS., Solokhina, T.A., Anokhina V.V. Slovar' dlya pol'zovatelya psikhi-aticheskoi pomoschi ot A do Ya [Dictionary of terms for users of mental health care from «A to z»] /Pod redaktsiei prof. VS. Yastrebov [Under the editorship of Professor V. S. Yastrebov]. M.: MAKS Press, 2008. 32 p.
wx