Научная статья на тему 'Немолодежные размышления о стратегиях в российской молодежной политике и не только'

Немолодежные размышления о стратегиях в российской молодежной политике и не только Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Немолодежные размышления о стратегиях в российской молодежной политике и не только»

ЮВЕНОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Гиль

Сергей Сергеевич д-р пед. наук, проф.

НЕМОЛОДЕЖНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТРАТЕГИЯХ В РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО1

Вся история Отечества наглядно демонстрирует, что для нас вопрос о молодежи сродни фундаментальным, фактически ментальным.

Мы говорим «молодежь», понимаем «будущее», терпеливо выслушиваем от настойчивых пропагандистов молодежной политики то, что они вопреки всему понимают под термином «воспитание», но чаще и под «граж-данско-патриотическим воспитанием»...

Мы ставим вопросы и пытаемся размышлять о роли молодежи, масштабе ее творчества и плацдармах, которые ей будут принадлежать уже в самом ближайшем будущем...

И с удивительной настойчивостью наталкиваемся на элементарное нежелание государственного и общественного топ-менеджмента знать, принимать и применять давно открытые законы развития личности в обществе и элементарные этапы развития молодого человека...

Ему - молодому человеку, как это ни странно, во все времена в соответствии с этими законами было необходимо одно и тоже:

■ образование, соответствующее масштабу его будущей жизни,

■ действенное внимание и любовь со стороны взрослых,

■ площадка для самопознания и самодеятельнос-

■ и собственное, персональное понимание того, что он сделает в жизни сам!

Так уж сложилось в отечественной педагогике, что вопросы о целях и задачах воспитания в России всегда были предметом заботы высочайшей власти, со времен Владимира Красное Солнышко до эпохи развитого социализма.

Исключением стал период новейшей истории... -прагматичное и рациональное время...

Нет в законодательстве страны точной дефиниции «воспитание», «молодежная политика».

' С согласия автора статья публикуется повторно. Первичная публикация см. Молодежь. Проекты. Перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. - Курган, 2006.

Но есть другое - возможности и перспективы, которыми может воспользоваться каждый гражданин в либеральном обществе.

Воспользоваться Сам.

По своему разумению и в силу своей образованности, грамотности, мобильности, мотивационного ресурса и настойчивости в достижении поставленных целей...

Сам. Но в обществе, в котором накоплен колоссальный потенциал и арсенал средств коллективного бытия и достижения целей, в коем дух общего и соборного так же ценен, как и завоевания буржуазного либерализма для крупного и мелкого собственника.

Сколь долго «отцы» будут формировать кодекс чести и ценностей, который они передадут «детям»?

Отечественная история убеждает в том, что процесс этот перманентен и непредсказуем.

В то же время молодые люди живут, не ждут момента определения взрослых в том, как надо ими, детьми и молодыми, руководить в процессе их же воспитания. У них - у молодых - выбор один - Жить.

Быть может, правильнее в этой ситуации будет им честно сказать о том, какая жизненная перспектива их ждет...

Чтобы уже этим признанием отчасти подготовить. Но при этом отдать в их пока еще молодые руки ответственность за свою жизнь.

Отдать и передать жизнь в руки самих молодых людей, чтобы они точно знали, что они ее хозяева.

Собственно в этом - сермяжная правда и идеологическая подкорка созданного по поручению Правительства РФ проекта Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года - своего рода национального плана действий в отношении российской молодежи.

Сам текст документа практически 11 месяцев проходит различного рода экспертизы и обсуждения, в чем опять-таки проявляется его прямое предназначение. Этот документ напрямую адресован российской молодежи как ориентир и честный набор предложений, которые могут себе позволить сделать молодежи и государство, и общество в настоящий период.

Было бы нелепо утверждать, что документ создан вне традиций и опыта. Но он отличен от текстов, созданных ранее. И, полагаю, будет весьма оправданным и уместным в рамках этой статьи показать ключевые детерминанты и источники создания проекта Стратегии государственной молодежной политики в России, тем более, что многочисленные экспертизы и обсуждения еще более укрепили авторов в верности предложенного варианта. (Ознакомиться с последними изменениями в тексте проекта, прошедшего экспертизу двух коллегий Ми-нобрнауки РФ, межведомственных комиссий по молодежной политике, комиссий при Правительстве РФ, можно, посетив официальный сайт Министерства образования и науки и России: vwwv.mon.gov.ru).

Идеологии и концепты, которые опередили появление Стратегии государственной

молодежной политики в России. ООН о молодежи и молодежной политике

В кругу зарубежных и российских ученых принято считать, что молодежная проблематика признана таковой лишь в 70 - 80 -х годах XX столетия. Первые документы глобального общемирового уровня были разработаны

под эгидой ООН также лишь к самому концу столетия. Именно к концу 2000 года формально завершилось действие одного из эпохальных документов мирового сообщества в сфере молодежной политики Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Эта программа как калька или рецептурная схема позволяет применить в практике глобальный, препарированный и преобразованный в технологии опыт человечества на частном примере своей страны. К сожалению, что признают аналитики ООН, распространение этого подхода сталкивается в странах мира с рядом трудностей и, в первую очередь, субъективного характера. Молодежная политика - это сфера, требующая проявления политической воли и мужества в принятии решений, смысл которых будет во многом понят и оценен населением спустя десятилетия.

ООН предложила мировому сообществу 10 шагов для разработки национальной политики молодежи. Это документ методологического характера, своего рода алгоритм шагов, совершение которых гарантирует заинтересованной стороне получение максимально выгодного результата.

**Следует сразу оговориться, что такого рода документы - рекомендации безболезненно воспринимаются лишь специалистами, достигшими высочайшего уровня профессиональной компетентности в любой сфере. Одновременно простые алгоритмы болезненно воспринимаются в кругах и сообществах, которые лишь приступили к осмыслению проблемы и находятся на первых этапах профессионального погружения в проблему. Именно для этих этапов характерна ситуация, когда участники: профессионалы, сообщества более ценным воспринимают сам процесс постижения проблемы, «наслаждаются своим ростом и изменением понимания сути вещей». Они еще объективно не подошли к этапу планирования и постижения результатов. Кстати сказать, по мысли Г.П.Щед-ровицкого - выдающегося отечественного ученого, постижение смысла текста должно пройти 12 этапов, прежде чем человек сможет самостоятельно трактовать глубинные смыслы текста и применять их в практике жизнедеятельности, преобразовывать сообразно жизни. Необходимо принять во внимание тот факт, что первая волна увлечения молодежной политикой (1992 - 1996 гг.), порожденная самим фактом строительства новой российской государственности, объективно угасла к 1997 году. Дефолтом 1998 года она была фактически перекрыта иными проблемами. В этой связи становится понятным, почему важнейшие документы ООН, разработанные в конце 90-х с участием России, в самой России оказались не востребованными. Одновременно, уже в 2006 году, они приобретают для российских политиков и управленцев актуальное звучание. Они представляют те тезисы и действия, по поводу которых в сфере российской государственной молодежной политики накопился гигантский ресурс противоречивого собственного опыта. Теперь спустя годы российский управленец узнает в призывах ООН очертания своей многострадальной практики.

Тексты Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период и «10 шагов» представлены на официальных сайтах ООН. В рамках статьи мы можем представить лишь базовые тезисы, которые, по мнению экспертов ООН, следует реализовывать при формулировке национальной молодежной политики:

1. Участие: вовлеките все заинтересованные лица и организации с самого начала в разработку, осуществление и оценку национальной молодежной политики.

2. Определение: определите молодежь по принципам и нуждам вашей страны. Термин «молодежь» относится к людям в период перехода от детства к взрослой жизни. Генеральная Ассамблея ООН определила «молодежь» как людей в возрасте от 15 до 24 лет.

3. Анализ ситуации: разрабатывайте профили для ситуации развития молодых людей в вашей стране. Десять областей и приоритетов для развития молодежи, принятых Генеральной Ассамблеей во Всемирной программе действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период (А/РЕЗ/50/81), могут служить основой. Различите молодежь в категориях согласно возрасту, полу, сельскому/городскому, этнической принадлежности, уровню образования и семейному доходу.

4. Ресурсы: разработайте профиль доступных ресурсов в стране. Ресурсы - это политика, программы и финансовые средства правительства, неправительственных организаций, организаций молодежи и частного сектора, также как и существующие связи, экспертизы и законодательство. Сравните потребности молодых людей в доступных ресурсах. Поставьте долгосрочные и краткосрочные цели.

5. Опыт: Многие государства имеют молодежную политику и осуществляют разные проекты развития молодежи. Используйте все доступные результаты исследований и опыт в этой сфере.

6. Информация: удостоверьтесь, что национальная молодежная политика известна и ясна всем. Только тогда она создаст необходимое политическое и социальное обязательство на местном и национальном уровне.

7. Существующая структура: назначьте ответственное правительственное агентство. Это агентство может быть министерством или отделом в одном из министерств. Его цель состоит в том, чтобы скоординировать действия различных министерств по делам молодежи и обеспечить эффективную интеграцию политики молодежи в национальное развитие страны. Такое агентство также создает последовательность между осуществленной политикой и программами.

8. Политическое обязательство: принятие национальной молодежной политики правительством и создания формальной законодательной структуры указывают на политическое желание начать и преследовать такую политику.

9. Адаптация к местным обстоятельствам: адаптируйте национальную молодежную политику к региональному и/или местному уровню, отвечающему определенным потребностям молодежи в каждой области.

10. Мониторинг и оценка: пересматривайте цели политики и согласуйте их с новыми тенденциями и потребностями в жизни молодых людей. При проведении исследований на национальном и региональном уровне включайте специфические вопросы, касающиеся развития молодого населения. Кроме того, можно провести дополнительные исследования для изучения различных характеристик молодежи.

**Значение «10 шагов» ООН в современной России актуализируется той реформой власти, которая к текущему моменту представлена тремя независимыми уровнями и призвана осуществить всю полноту эффективного управления, в том числе и в сфере работы с молодежью на всех территориях и во всех муниципальных образованиях России. Для руководите-

лей федеральных, региональных и местных органов управления «10 шагов» могут стать своего рода «методичкой» в реализации государственной молодежной политики.

Именно в этой части статьи важно подчеркнуть, что миссия проекта Стратегии - продвижение общегосударственного подхода в отношении к молодежи, формирование некоего общероссийского стандарта предложений для развития молодежи на всей территории страны. И в этой связи проект Стратегии не узурпирует и не монополизирует интересы и особенности регионов и муниципалитетов страны, но транслирует тот базовый набор действий, который должен быть совершен в отношении молодежи на территории всей страны.

Принципиальным в этой связи становится вопрос о том, что предложит общероссийская модель действий в отношении молодежи. Каким смыслом наполнится вся структура государственной молодежной политики в ближайшие десятилетия.

Мы полагали и полагаем, что предлагать ответы на эти вопросы вне контекста общемирового развития - непростительная самоуверенность. Одновременно убеждены и в том, что попытка построения модели перспективной развивающей политики в отношении молодежи исключительно с установкой на применение собственного опыта (и положительного советского, и противоречивого российского) не позволит такой политике создать выгодные преимущества и резервы, которые будут востребованы страной уже в 2010 году. Именно с 2010 года на работающее, читай молодое, поколение увеличится трудовая нагрузка в связи с ускорением процессов старения нации.

Молодежная политика призвана вовлечь молодых россиян в процессы созидания настоящего и действенной подготовки к жизнедеятельности в условиях будущего, которое крайне плохо прогнозируется. Неслучайно будущее все более и более представляется учеными как время стабильной неопределенности.

Одновременно следует подчеркнуть, что в России к настоящему времени фактически утрачены ресурсы и институты, способные заниматься долговременным фундаментально обоснованным прогнозированием экономического и социального развития. Неслучайно основой поток управленческих решений федерального и регионального уровней рассчитан максимум на пять лет. В то же время содержание и перспективы всякой молодежной политики связаны с тем временем, когда повзрослевшие молодые люди смогут полноценно функционировать в обществе, эффективно обеспечивая его развитие квалифицированным трудом и управлением.

Российская политика сегодня обладает редким шансом переходной эпохи, когда эффективное присвоение мирового позитивного, в том числе и собственного, опыта развития применительно к перспективам и вызовам грядущего может обеспечить формирование неограниченных ресурсов, необходимых для стратегического прорыва страны. Для этого на теоретическом уровне необходимо учесть позитивы и негативы мирового развития, интегрировать собственный эффективный опыт в систему согласованных приоритетов действия, создать систему оперативной и стратегической оценки эффективности предпринимаемых действий. Собственно этот алгоритм и предложен проектом Стратегии государ-

ственной молодежной политики в качестве механизма создания эффективной системы вовлечения молодежи в полноценную жизнь общества.

Это и есть та содержательная конструкция, которая предложена в качестве идеи развития сферы государственной молодежной политики. Почему она? Почему вовлечение? Почему не воспитание?

Ответы на эти вопросы возникают только в том случае, если мы не позволяем себе совершать труд изучения мирового опыта и обобщения эффективности собственного, вкупе с предположением тех действий, которые необходимо совершить России, чтобы успешно преодолеть все вызовы глобализации и обостренной конкуренции в мире.

Обобщенное видение мирового сообщества по проблемам эффективности молодежной политики регулярно представляет Доклад Генерального секретаря ООН по вопросам молодежи. Разрабатываемый на основании ВПД (Всемирной программы действий) он включает анализ десяти приоритетных сфер развития политики в отношении молодежи в мире. В 2004 - 2005 году в структуру доклада были добавлены 5 новых сфер, имеющих принципиальное значение для развития молодежи в мире.

В рамках настоящей статьи мы можем позволить себе лишь кратко представить основные тезисы, характеризующие положение молодежи в мире и дающие основания для постановки вопросов о положении молодежи в России.

Основные выводы

Нищета. По оценкам, в настоящее время почти 209 миллионов молодых людей, или 18 процентов от общей численности молодежи, живут на менее чем на 1 доллар в день, а 515 миллионов молодых людей, или около 45 процентов, живут на менее чем на 2 доллара в день. В Южной Азии насчитывается самое большое число молодых людей, проживающих за чертой этих двух уровней бедности. Далее следуют страны Африки, расположенные к югу от Сахары. Если использовать другой показатель, то в этих регионах также проживает самое большое число молодых людей, не имеющих достаточного питания.

Образование. После 1995 года число учащихся, заканчивающих начальную школу, продолжало возрастать. В течение последнего десятилетия общая доля учащихся в средних школах на глобальном уровне увеличилась с 56 до 78 процентов. Кроме того, число студентов высших учебных заведений возросло во всем мире с 69 миллионов в 1990 году до 88 миллионов в 1997 году, причем самый значительный рост приходится на развивающиеся страны. В некоторых странах чистая доля учащихся даже удвоилась в период с 1990 года до начала нового столетия. Нынешнее поколение молодых людей является самым образованным.

Занятость. Доля молодежи в рабочей силе во всем мире сократилась в период 1993-2003 годов почти на 4 процента. По данным МОТ, уровень безработицы среди молодежи во всем мире увеличился с 11,7 процента в 1993 году до беспрецедентно высокого уровня в 14,4 процента (88 миллионов человек) в 2003 году. В 2003 году уровень безработицы среди молодежи был самым высоким в Западной Азии и Северной Африке (25,6 процента) и в странах Африки к югу от Сахары (21 процент), а самым низким — в Восточной Азии (7 процентов) и в про-мышленно развитых странах (13,4 процента). Наблюдается общая тенденция к стиранию различий между муж-

чинами и женщинами, в том, что касается их долей в рабочей силе. В то же время уровни безработицы остаются более высокими среди женщин по сравнению с мужчинами во всех развивающихся регионах, за исключением Восточной Азии и стран Африки, расположенных к югу от Сахары.

Здоровье. Здоровьем можно назвать состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических недостатков. Поскольку молодежь является относительно здоровой частью населения, состоянию здоровья молодежи в целом уделяется мало внимания, за исключением репродуктивного здоровья. Несчастные случаи и телесные повреждения являются основными причинами заболеваемости, смертности и инвалидности среди молодежи.

Молодежь и окружающая среда. Признавая, что они будут испытывать на себе последствия проводимой в настоящее время политики в области окружающей среды, молодые люди продолжают проявлять большой интерес к защите и сохранению ресурсов планеты. Как показал их вклад в проведение Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, молодые люди решительно выступают за охрану окружающей среды. В соответствии с этим в принятом на этой встрече плане выполнения решений указывается на необходимость поощрять и поддерживать участие молодежи в программах и направлениях деятельности, связанных с устойчивым развитием. Мобилизация усилий и поддержка местных молодежных организаций будут иметь большое значение для достижения сформулированной в Декларации тысячелетия цели в области развития, которая касается экологической устойчивости.

Наркотики. Для подросткового возраста характерно стремление к независимости от родителей и других взрослых, к установлению прочных дружеских отношений с ровесниками и с самыми разными идеями, вещами и стилями поведения. Иногда такое экспериментирование связано с повышенной опасностью, с принятием решений и компромиссами, а также с реализацией возможностей, которые могут привести к неожиданным результатам. Наркотики, курение и алкоголь могут стать средством ухода от ситуаций, перед которыми молодые люди часто ощущают себя беспомощными.

Преступность среди несовершеннолетних. Преступность среди несовершеннолетних охватывает целый ряд различных нарушений правовых и социальных норм: от мелких нарушений до тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Весьма часто молодые люди идут на нарушение закона и преступления, втягиваются в наркоманию и совершают акты насилия в отношении других, особенно своих сверстников. По статистике молодежь— самая активная в криминогенном отношении часть населения, хотя с возрастом большинство молодых людей начинают отходить от преступной деятельности и антиобщественного поведения

Девочки и молодые женщины. Дискриминация и стереотипы по признаку пола по-прежнему ограничивают всестороннее развитие девочек и молодых женщин и их доступ к различным услугам. Образование способствует улучшению статуса молодых женщин в социально-экономической сфере, однако во всем мире все еще насчитывается 65 миллионов девочек, не посещающих школы. Ежегодно 5 миллионов женщин в возрасте от 15 до 19 лет совершают аборты, причем в 40 процентах случаев — в негигиенических условиях. Исследования по оценке осведомленности молодых людей о проблеме СПИДа по-

казали, что на фоне общей слабой информированности обоих полов девочки в возрасте 15-19 лет отличаются особо низким уровнем осведомленности. Почти во всех регионах молодые женщины по показателям, характеризующим их статус на рынке труда, намного уступают молодым мужчинам.

Досуг. В последнее десятилетие произошел сдвиг в осознании важности активного досуга для развития молодежи. Растет признание жизненно важного значения свободного времени для молодых людей сточки зрения более активного вовлечения в социальную жизнь, доступа к имеющимся возможностям и общего развития. Как подчеркивается во Всемирном докладе по вопросам молодежи, 2003 год, такие понятия, как «отдых», «неформальное обучение» и «игра», вызывают представление о бесцельных и бесполезных занятиях, но это не отражает истинного положения дел в том, что касается способов использования свободного времени большинством молодых людей. Использование свободного времени и добровольческая деятельность молодых людей непосредственно соотносятся со многими затрагивающими их вопросами, такими, как образование и занятость. Они все более активно ищут и находят новые пути использования своего свободного времени в силу как необходимости, так и проявляемого ими интереса.

Молодежь и участие в процессе принятия решений. В прошедшем десятилетии выросло признание важности участия молодежи в процессе принятия решений, поскольку успешные усилия правительств по подключению молодежи к осуществляемой деятельности привели к совершенствованию разработки, осуществления и оценки политики. Благодаря участию молодежи усиливается ее приверженность правам человека и демократии и углубляется их понимание. Возможности для участия молодежи в развитии на уровне семьи, школы и общины имеют особенно важное значение в конфликтных и постконфликтных ситуациях, а также при защите прав девочек и молодых женщин. В традиционном лозунге «молодежь — наше будущее» не учитывается то, что молодые люди уже сегодня вносят весьма активный вклад в общественную жизнь своих стран. Практически у всех подразделений системы Организации Объединенных Наций в настоящее время имеются стратегии и механизмы для обеспечения участия молодежи.

Глобализация. Глобализация, в общих чертах определяемая как глобальная интеграция экономики и общества различных страна, затрагивает многие аспекты жизни молодых людей. Молодежь стремится к перспективным связям с находящимся в процессе глобализации миром как в экономическом, так и в культурном отношении. С одной стороны, молодые люди являются наиболее гибкими и, возможно, лучше всего могут адаптироваться к новым возможностям и пользоваться ими. Они являются самым образованным поколением в вопросах новых информационных технологий; они извлекают пользу из экономического роста; многие ездят по всему миру для работы, учебы, в рамках проектов по обмену и для отдыха; а телефон и Интернет позволяют им поддерживать контакты с друзьями и родственниками за границей. С другой стороны, многие молодые люди, особенно в развивающихся странах, оказались в стороне от процесса перехода к цифровой технике и модернизации и не имеют экономических возможностей для того, чтобы пользоваться открывающимся благодаря глобализации возможностями. Более подробно обсуждаются четыре аспекта воздействия глобализации на жизнь молодежи: распределение возможностей в области трудоустройства,

миграция, молодежная культура и потребительство, а также глобальное гражданство и активизм.

Информационно-коммуникационные технологии.

Областью, в которой молодые люди имеют преимущество, является формирующееся информационное общество, основу которого составляют новые технологии. Молодежь часто является ведущими новаторами в том, что касается использования и распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они быстро адаптируются и, как правило, с жадностью поглощают большие объемы полученной через новые ИКТ информации как на местном, так и на глобальном уровнях.

ВИЧ/СПИД и молодые люди. Нынешнее поколение молодежи не знает мира без СПИДа. Как группа они особенно уязвимы с точки зрения заражения и передачи этого заболевания. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Из них 6,2 миллиона человек проживают в странах Африки к югу от Сахары, а 2,2 миллиона — в Азии. В то же время молодежь, обладающая возможностью сделать обдуманный выбор, имеет больше потенциальных возможностей для резкого уменьшения количества вновь заболевших.

Молодежь и конфликты. Мир и безопасность являются предварительными условиями достижения целей Всемирной программы действий, касающейся молодежи. Защита уязвимых молодых людей, участвующих в вооруженных конфликтах, является одной из непосредственных проблем. Прошлое десятилетие характеризовалось беспрецедентным расширением участия молодыхлюдей в вооруженных конфликтах в качестве как жертв, так и прямых участников. Сегодня насчитывается 300 ООО детей-солдат и молодых комбатантов, активно участвующих в вооруженных конфликтах

Взаимоотношение между представителями разных поколений. До середины этого столетия пожилые лица и молодежь будут составлять примерно одинаковую долю населения мира. Ожидается, что доля лиц в возрасте 60 лет и старше удвоится, увеличившись с 10 до 21 процента в период 2000 и 2050 годов, а доля лиц в возрасте до 14 лет уменьшится на треть с 30 до 20 процентов. Доля молодежи уменьшится с 18 до 14 процентов от общего количества населения.

Заключительные рекомендации:

В условиях, когда более 200 млн молодых людей живут в условиях нищеты, 130 миллионов являются неграмотными, 88 миллионов не имеют работы, а 10 миллионов инфицированы ВИЧ/СПИДом, необходимость принятия новых обязательств в отношении целей Всемирной программы действий является очевидной. Хотя в нескольких приоритетных областях Программы действий и был достигнут определенный прогресс, данный доклад свидетельствует о том, что нынешнее поколение молодых людей сталкивается с еще более сложными проблемами, чем предыдущее.

Различие в положении молодежи в развитых и развивающихся странах становится менее наглядным под влиянием урбанизации, глобализации и формирования глобальной молодежной культуры, насаждаемой средствами массовой информации. Хотя 1,2 миллиарда молодых людей во всем мире по-прежнему имеют различные и многообразные потребности и цели, их ценности и взгляды становятся все более сходными. Вырваться из нищеты — это будет по-прежнему являться сложнейшей задачей в жизни многих молодых людей, а значительные различия между молодыми людьми во всем мире будут сохраняться на многие десятилетия вперед. В то же время подавляющее большинство молодежи разде-

ляет ценности демократии и мира.

Очень часто политика в отношении молодежи разрабатывается под влиянием негативных стереотипов о молодежи, включая преступность, наркоманию и насилие. Однако большинство молодыхлюдей такими вещами не занимается, а большая часть тех, кто к этому при-частен, в конечном итоге вступает на правильный путь.

Правительствам следует на постоянной основе производить оценку своей политики в отношении молодежи и вовлекать в проведение таких оценок молодыхлюдей.

Данный доклад, наряду с Глобальным планом действий по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, продемонстрировал наличие острой потребности в увеличении объема инвестирования в молодежь. Для решения проблем нищеты, неграмотности, безработицы и ВИЧ/СПИДа среди молодежи необходимо воспроизводить и поддерживать большим объемом финансирования мероприятия, позволяющие успешно решать эти проблемы в небольшом масштабе.

Комплекс подлежащих проверке показателей, некоторые из которых могут быть разработаны на основе касающихся молодежи целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, позволил бы провести более эффективную оценку прогресса в области улучшения положения молодежи в будущем.

На своей шестидесятой сессии Генеральная Ассамблея может рассмотреть возможность того, чтобы поручить Секретариату разработать подходящий набор показателей, которые могли бы использоваться правительствами и другими участниками процесса для оценки прогресса, достигнутого к 2015 году.

Генеральная Ассамблея может рассмотреть возможность одобрить пять новых вызывающих озабоченность вопросов, которые она уже отмечала ранее и которые рассматривались в приложении к настоящему докладу, и добавить их к приоритетам Всемирной программы действий.

Наконец, Генеральная Ассамблея может пожелать призвать государства-члены обеспечить участие молодых людей в составе официальных делегаций в работе специальных заседаний Генеральной Ассамблеи в ходе ее шестидесятой сессии, которая будет проводиться в десятую годовщину Всемирной программы действий, касающейся молодежи в 2005 году.

**Таким образом, цитируемый отрывок доклада убедительно демонстрирует системность подхода ООН к проблематике молодежи как таковой. Одновременно направленность предлагаемых мер поддерживает статус молодежи в качестве реального участника всех процессов развития.

Европейский совет предельно ясно выразил свое отношение к молодежной проблематике, выпустив в свет Белую книгу для молодежи Объединенной Европы.

По иронии судьбы Белая книга не переведена на русский язык. Но общение с первоисточником дает преимущества в понимании тех нюансов взаимоотношений, которые складываются ныне в Европе между сообществами и молодежью.

Белая книга молодежи - это своего рода общественный и межгосударственный договор стран и народов Объединенной Европы, с одной стороны, и прямое обращение к молодежи, с другой.

Переводя важнейшие мысли Белой книги молодежи Объединенной Европы, задаешься вопросами, на которые сложно ответить в традиционном понимании.

Почему европейцы -«отцы» применяют в отноше-

нии своих детей не тон воспитания и поучения, а стиль прямого обращения?

Почему они позволяют себе напрямую обращаться к молодежи Европы и прямо без кокетства и политиканства предупреждают ее о том, каким путем, скорее всего, будет развиваться хозяйство и экономика Европы в XXI веке?

Почему они не воспринимают как «страшилки» те негативные прогнозы, которые рассматриваются исследователями в качестве наиболее вероятных в части старения населения Европы и объективного повышения молодежного возраста, ожесточенного противостояния на рынке труда? И почему они - благополучные европейцы - не боятся эти самые «страшилки» выносить на обсуждение европейцам?

Получить ответы на эти вопросы невозможно только прочитав Белую книгу, важно еще и осмыслить сам способ построения отношений между молодежью и Европой. Во всяком случае он точно связан с тем, что общество транслирует молодежи ее ответственность...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ....На фоне тех трудностей, с которыми придется столкнуться молодежи Европы в своей самостоятельной жизни и строительстве своей семьи два традиционных лозунга и инструмента - Работа и Образование - не могут разрешить все новые задачи...

■ В том числе и потому, что молодежь хочет и может большего. Участия в политике, управлении и т.д...

■ Но самое главное, ответственность за всю эту жизнь будет лежать на молодежи...

■ Молодежь и Объединенная Европа - это новая реальность. Проект «Объединенная Европа» - очень юн и молод. (А проект «демократическая Россия»?) И успешность его связана с тем, как молодежь примет и отнесется к нему и продолжит ли его развитие?

■ У Европы сегодня новая динамика - и это факт. Обеспечить позитивную динамику - это значит укрепить самостоятельность и самодостаточность молодежи путем участия во всех формах жизни в школе, сообществе, и т.д., причем без дискриминации и подавления...

■ В качестве двух важнейших специфических инструментов и приоритетов работы с молодежью в Европе должны рассматриваться -

- Повсеместное применение открытых методов координации работы с молодежью на всех уровнях общественного управления,

- Плюс обеспечение удовлетворения потребностей молодежи в иных сферах политики и жизни.

■ Соответственно поддержание обмена и смешивание традиционных и инновационных подходов рассматривается как задача и средство.

■ Молодежь, объединенная в молодежные организации, должна смешиваться в общем европейском пространстве. Рамки региональных организаций необходимо преодолевать путем их интеграции в общеевропейские проекты и пространство.

■ Необходимо повышать креативность и активность организаций в кооперации и работе над общими целями политики в отношении молодежи.

■ Необходимо создавать общественные резонансы от частных инициатив молодежи во всем европейском пространстве.

Эти тезисы базируются на анализе условий и прогнозе обстоятельств будущей жизни молодежи в Европе в XXI веке.

В Европе 75 миллионов молодых людей (от 15 до 25

лет).

Это гетерогенная, в целом однородная по интересам группа граждан, проходящая свой путь получения образования, определения своего места на рынке труда, становления своей семьи и т.д. Она обладает правами и обязанностями.

• Инвестиции в эти права и обязанности - это ключ к построению законопослушного и ответственного общества.

• При этом набор традиционных способов развития этого направления включает сегодня развитие активности, мобильности, воспитание гражданственности, культурной идентичности и терпимости, толерантности.

• В то же время вопрос о развитии активности молодежи предполагает, что политика должна и создать механизмы культурной переработки и утилизации этой самой активности. Необходимо решить, как будут задействованы в молодежной политике ресурсы спорта, отдыха и физического труда молодежи.

Принципиальные положения в реализации европейской молодежной политики:

• Открытость

• Ответственность

• Ступенчатость

• Эффективность

Особенности положения молодежи в Европе в XXI веке будут определяться спецификой демографического развития.

Прогнозируемая доля молодежи в возрасте от 15 до 25 лет к 2010 году составит 11% в сравнении с долей пожилого населения к 16-21%.

Очевидно, что в Европе будет обостряться не только проблема экономической самостоятельности молодежи и возможностей ее самообеспечения, возникнут предпосылки для развития напряжения в отношениях двух поколений или генераций. Это вопрос отношения активной зарабатывающей молодежи к старикам и пожилым своим и чужим, близким и далеким, обеспеченным и нет.

Прогнозируемы и проблемы экономики, которая может нести колоссальные затраты для поддержания жизни пожилых ресурсами государственной системы социального обеспечения, если не подготовит и не поддержит систему ценностных отношений между поколениями родителей и детей.

Старение населения - объективная тенденция, соответственно на рынок труда объективно будут привлечены помимо немногочисленной популяции молодежи иные, внешние, этнические рабочие ресурсы.

Возникнет новая межкультурная общность населения Европы.

Стало быть всем конфессиям, религиям и идеологиям необходимо подготовиться к восприятию этой новой общности населения Европы.

Оценка рамочных условий и обстоятельств жизни молодежи в будущем.

1. Объективные процессы жизни современного постиндустриального общества приводят к тому, что протяженность молодежного возраста или времени, в котором молодой человек не сможет наравне со взрослыми приобрести хорошую работу, построить свой дом, создать свою семью увеличивается. Общество и рынок труда в новейших условиях не будут готовы принять его со всей его энергией в систему рыночных отношений наравне со взрослыми сразу после получения ими профессионального образования.

2. Жизнь молодежи не будет больше линейной в построении. Молодой человек в образовании или поис-

ке работы, на работе или в построении своей семьи должен знать, что он ответственен за все это сам вместе со своей семьей. И число рисков его выбора будет многократно выше, чем у его родителей. Такова специфика новейшего времени.

3. Традиционные, коллективные модели и образы достижения целей жизни, получения образования, приобретения профессии и получения признания в обществе становятся плохо применимыми и будут в каждом конкретном случае подвергаться мощнейшему влиянию обстоятельств. Поэтому линейное измерение жизни молодежи к будущему времени не подходит. Соответственно и линейное измерение успехов и неудач политики в отношении молодежи также невозможно. Нужны иные максимально обобщенные, но выражающие сущность самой жизни молодого поколения подходы к измерению эффективности и политики в отношении его и его персональной эффективности.

Включение молодых людей в общественную жизнь как приоритет политики...

По мнению европейских экспертов, молодежь все меньше и меньше инвестирует свою энергию и активность в общественно-политическую сферу жизни европейского общества - в политику, в выборы, в местную активность. Общественные организации не столь активны в вовлечении молодежи в системные отношения.

Опросы показали. Каждый второй молодой человек сообщал, что не принадлежит никакому движению. При этом колоссальные национальные различия наблюдаются в позиции молодежи: в Нидерландах почти 80% молодых людей организованы, в то время как только 30% в Португалии. Эта более или менее сильно выраженная потеря соединения касается всех стран за исключением Бельгии и Люксембурга. Среди молодежных организаций по численности доминируют спортивные союзы (их доля составляет в общей массе участников организаций 28%). Далее следуют молодежные организации (7%), профсоюзы и политические партии (4%).

Тем не менее, это ни в коем случае не значит, что молодые люди не интересуются общественной жизнью. Они хотят участвовать в обществе и влиять на принимаемые в нем решения.

И они это делают, однако индивидуально и вне традиционных структур участия и механизмов участия. Видимо существует некоторый пробел между потребностями молодежи участвовать в общественно-политической жизни и ограниченностью существующих структур этому содействовать.

Задачи европейской интеграции.

Как показала жизнь, проект «Объединенная Европа» имеет свои ограничения. Они проявляются в противоречиях между интересами мигрирующей молодежи, регионами и Брюсселем. Для будущего Европы необходимы специальные интеграционные проекты, объединяющие территорию и группы людей, живущих на ней...

Инструменты реализации новой политики:

По мнению европейских экспертов, к числу наиболее значимых инструментов эффективной политики в отношении молодежи Европы должно быть отнесено проведение постоянного многоуровневого диалога, консультаций и координации действий всех участников молодежной политики.

В то же время список средств эффективной молодежной политики открыт, но включает:

• информирование молодежи;

• добровольчество как вклад молодежи в развитие европейского сообщества;

• развитие науки о молодежи;

• подготовка молодежи к жизни, ее образование и повышение мобильности;

• социальная интеграция молодежи;

• борьба против расизма и дискриминации в молодежной среде и в обществе в целом;

• поддержание автономии молодежи...

К сожалению, широкой профессиональной общественности мало известно, что вслед за шумными французскими событиями, развернутыми вокруг борьбы студентов за право первого контракта, состоялось заседание Совета министров по делам молодежи Евросовета. Оно приняло решения об активизации мер работы с молодежью в части ее трудоустройства и вовлечения в добровольчество и общественную активность.

О диалектике взглядов и требований к государственной молодежной политике России в XXI веке.

Сравнительный обзор целей, задач и методологических основ проектов государственных документов в сфере ГМП в России.

- Вы полагаете, все это будет носиться?

- Я полагаю, что все это следует шить!

С.Никитин

Из диалога участников пресс-конференции «Стратегия государственной молодежной политики» в Независимом пресс-центре в Москве,

сентябрь 2005 года.

- И все-таки, как будет жить молодежь в ближайшее время?

- Она будет жить!

Да?!

В течение 15 лет развития государственной молодежной политики в России официальное и законом утвержденное право на существование и регулирование всей сферы работы с молодежью в России получил только один документ - Постановление Верховного Совета РФ от 03 июня 1993 года «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».

В великолепной по мысли и стилю научной работе С.П.Иваненкова «Актуальные проблемы социализации молодежи», вышедшей в 2000 году, предпринят детальный анализ текста этого документа и той борьбы, которая разыгралась между старой и новой политическими элитами России в процессе его принятия. Собственно самого анализа, представленного С.П. Иваненковым, достаточно для того, чтобы понять, почему в течение последующих лет в России так и не появились иные законодательные акты в сфере молодежной политики.

В то же время в течение последнего десятилетия попытки разработать и представить проекты федеральных документов на утверждение Правительству, Федеральному собранию и Президенту РФ предпринимались неоднократно.

Безуспешно.

За исключением Концепции государственной молодежной политики, одобренной Правительственной комиссией по делам молодежи, которой руководила вице-премьер российского правительства Валентина Матвиенко.

Было бы большой методологической ошибкой создавать новый документ, пусть даже самый радикальный и востребованный в новейших условиях России, вне содержательного контекста молодежной политики, сложившейся к текущему моменту и без учета тех целевых установок, которые до сих пор воспринимались как ориентир.

Пожалуй, впервые за всю небольшую историю государственной молодежной политики возникла необходимость проведения сравнительного анализа целевых и содержательных установок, которые реализовывало государство и общество в отношениях с молодежью в течение последних 15 лет.

И это важно. До сих пор отечественная наука и управление предпочитали сравнивать документы эпохи демократической истории России исключительно с документами советской эпохи.

Нам же предстоит сопоставить документы и смыслы, созданные в одну историческую эпоху. Точнее только цели, задачи, направления и инструменты государственной молодежной политики Концепции государственной молодежной политики, проекта Национальной доктрины государственной молодежной политики РФ до 2012 года и проекта Стратегии государственной молодежной политики, разработанной в 2005 году.

Небольшого труда достаточно для того, чтобы понять совершенно простой факт. Язык, стиль и характер российской науки о молодежи, которые ярко проявляются в текстах официальных документов, несовершенны. Они лишь формируются и оттачиваются, в том числе при помощи создания такого рода документов.

И в этой связи все созданные до сих пор документы и концепции, как звенья одной большой цепи, дополняют и связывают друг друга. В каком-то смысле и отрицают друг друга, с тем чтобы воочию продемонстрировать действие важнейшего философского закона «отрицания-отрицания».

Все, что считалось актуальным и новым в конце двадцатого века, оказалось уже в самом начале XXI усвоенным и не требующим такой детальной расшифровки. Это демонстрируют формулировки целей и задач проектов официальных документов.

Однако то, что было не принято в конце двадцатого, с таким же трудом воспринимается и в 2005 году. Вопрос о признании субъектной роли молодежи.

Собственно, весь пыл преобразований в России связан с либерализацией общественной жизни. А стало быть с передачей самому человеку важнейшего из прав -решать, что для его жизни важно, а что нет. Решать и осуществлять свой выбор.

Демократическая и педагогическая общественность в мире давно ответила на вопрос о соотношении личного и общественного в жизни человека и не абсолютизирует роль одного человека. Как и не преувеличивает роль государства и общества в жизни человека. Именно в поиске баланса между индивидуальным и общественным формируется человек, дееспособный в сообществе и ответственный за свое развитие.

Как показывает структурный анализ целей, задач и инструментов, которые намерены использовать в работе с молодежью сторонники различных концепций молодежной политики, главный вопрос для дебатов и дискуссий - это именно тот самый вопрос о полноценности возможностей молодого человека, которые готовы открыть ему общество и государство.

Выдержки из текстов документов государственной молодежной политики в России, написанных до 2005 года, показывают, что их авторы, декларируя право молодежи на самостоятельные решения, тем не менее, рассматривали самих молодых людей в качестве некоего «ресурса», «потенциала»», которым они - авторы - были намерены воспользоваться в государственных интересах.

Это обозначает, что вопрос о субъектности молодежи решался однозначно. В пользу ее объектности. Как

бы не пытались авторы текстов это оспорить.

Проект Стратегии государственной молодежной политики утверждает и подтверждает иное. А именно: право молодых людей на самостоятельное и ответственное решение своих вопросов своими силами, а также теми ресурсами, которые адресует молодежи государство и общество в виде инвестиционных проектов и возможностей.

Именно поэтому цель молодежной политики в проекте Стратегии 2006 года сформулирована как «развитие потенциала молодежи», а не «как развитие и реализация потенциала молодежи», на чем настаивают многие из оппонентов и экспертов. Авторы проекта Стратегии убеждены в том, что реализовывать свой потенциал молодой человек может только самостоятельно, а вот развивать - при помощи тех инструментов и возможностей, которые созданы в обществе. Но только в случае, если он воспользуется этими возможностями.

Таким образом, авторы проекта Стратегии, представляя цель новой политики, по сути, предлагают обществу своего рода гипотезу и алгоритм действия одновременно.

Это алгоритм достаточно прост.

Он включает в себя точную постановку цели: «Развитие потенциала молодежи в интересах России».

И это своего рода ответ на вопрос о том, на что ориентирован проект Стратегии.

На самих молодых людей и расширение их возможностей в управлении страной, которая достанется им в наследство от поколения взрослых.

Развитие потенциала - это важнейшее из того, что могут сделать для молодых и вместе с ними взрослые люди сегодня, подготовив практикой собственныхдел молодежь к жизнедеятельности в условиях той неопределенности и противоречивости, о которой говорят прогнозы развития европейских и российских ученых.

Развитие потенциала силами и возможностями страны, которой придется управлять сегодняшним молодым людям через 20 - 30 лет.

Инструмент развития потенциала-деятельность и самодеятельность молодежи, ее вовлеченность в организацию собственной и общественной жизни, в процессы улучшения жизни в стране на своем уровне.

Инструмент взаимодействия государственной политики и молодежи - российские молодежные проекты, соответствующие важнейшим из интересов молодежи и России, выбранным на период действия Стратегии приоритетам.

Приоритеты государственной молодежной политики - важнейшие из направлений развития, выбираемые путем согласования с институтами гражданского общества, государства и молодежи, призванные обеспечить улучшение качества жизни поколений и достижение прорыва в политике (В проект внесено три приоритета).

Исполнители российских молодежных проектов проектов - молодые люди и организации, представляющие их интересы, заявляющие о намерениях своего участия в государственной политике.

Процесс разработки Стратегии оказался весьма затягивающим и подчиняющим себе. Весь 2005 год и первая половина 2006 прошли в условиях поиска ответов на все возникающие вопросы.

К текущему моменту произошло то, о чем могут только мечтать ученые и управленцы. Основные положения проекта Стратегии и, в частности, проектный подход, а не программно-целевой, присвоен в большом числе региональных моделей молодежной политики. В стране появились регионы, которые фактически переформатировали проект Стратегии под региональный масштаб и со-

Таблица 1

Параметры сравнения Концепция государственной молодежной политики (утверждена Правительственной комиссией по делам молодежи. 2000 г.) Национальная доктрина государственной молодежной политики до 2012 года (проект 2002 г.) Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года (проект 2005 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели - создание правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности; -воспитание и образование молодежи, защита ее прав и законных интересов; - реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; - содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; -недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; - расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; - реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: - обеспечения преемственности поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодежи: создание правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей; -содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; - воспитания и образования молодежи; - реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; - использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи; - создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; - недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей. Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица Развитие потенциала молодежи в интересах России

Задачи Задачи по реализации ГМП определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью. Задачи по реализации ГМП в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут применять цели и задачи ГМП, определенные в настоящей Концепции Предоставление социального кредита молодежи с целью обеспечения доступности услуг и товаров, обеспечивающих процесс социализации и развития. Социализация молодежи для обеспечения общественной безопасности. Воспитание ответственных граждан как национального ресурса развития. Вовлечение молодежи в строительство эффективного государства и развитого гражданского общества

Продолжение таблицы 1

Направления /приори теты Приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются: - поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; - содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граядан и реализации их права на труд; - государственная поддержка молодых семей; - оказание социальных услуг для молодежи; - обеспечение условий для охраны здоровья, - формирование здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования - содействие становлению и развитию молодежи; формирование культуры здорового образа жизни, охрана здоровья; -содействие в повышении образовательного, культурного уровня молодежи, поддержка в сфере творчества, досуга, самовыражения; -содействие экономической самостоятельности, занятости и предп ринимательству; - поддержка молодой семьи, создание условий повышения рождаемости; -формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи; -поддержка и стимулирование процессов самоорганизации в молодежной среде; -профилактика экстремизма, агрессии и других видов асоциального и девиантного поведения в молодежной среде; -включение потенциала социально-значимой активности молодежи в процессы государственного и общественного строительства - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; - развитие созидательной активности молодежи; - интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. в жизнь общества

Инструменты / механизмы Реализация принципов государственной молодежной политики обеспечивается путем: -участия молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; -соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации; -осуществления финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений в целях создания условий достойной жизни и свободного развития молодых граждан; -осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; -осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Механизмы и технолога и реализации государственной мол одеж ной политики представляют собой несколько основных блоков: Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области. Государственное регулирование программ и проектов посредством строительства отрасли «государственная молодежная политика» Проектный подход - реализация приоритетных общенациональных молодежных проектов. Сетевой подход -реализация проектов на территории всей страны. Общественно-государственное управление процессом разработки и реализации проектов. Объединение ресурсов институтов гражданского общества и государства в реализации проектов.

со 00

Окончание таблицы 1

Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информацион-но-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации. Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, втом числе управление системой подведомственных организаций. Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней. Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования. Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики. Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области Делегирование полномочий и функций молодежной политики на федеральном уровне молодежи и институтам, представляющим ее интересы. Вовлечение молодежи в проектную работу

Результаты Построение отрасли «государственная молодежная политика» в качестве универсального механизма воспитания и развития молодежи в России, а также увеличение численности организованного молодежного сектора и числа негосударственных некоммерческих структур, превращение его в инструмент, способный к реальному выполнению государственных заказов. Тогда государство от прямой поддержки получит возможность перейти к новой форме взаимоотношений с молодежным сообществом -формированию обеспеченных финансированием государственных заказов, распределяемых на конкурентной основе. На этом этапе оргструктурная поддержка государства минимизируется, поддержка инициатив растет только за счет увеличения количества молодежных инициатив В ходе реализации настоящей Концепции, федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)», Плана первоочередных мер на 2001-2003 годы по реализации Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации необходимо стабилизировать положение молодежи как социально-демографической группы, являющейся единственным ресурсом нации, на который в ближайшее десятилетие ляжет весь груз ответственности за поколение своих детей и старшее поколение, а следовательно, и ответственность за будущее государства. Следует предоставить режим наибольшего благоприятствования молодому поколению в вопросах творческой, интеллектуальной, социальной и экономической самореализации. Государство должно проводить активную политику в отношении молодых граждан в сфере образования, культуры, здоровья, науки, формировать активную жизненную позицию молодого человека, направленную на сохранение культурно-исторического прошлого и созидание в интересах своей страны. Главным результатом реализации Стратегиидолжно стать улучшение положения молодежи в обществе и. как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

держание, по сути, обеспечили внедрение ее идеологии в сферу реальной молодежной политики. Общественные объединения муниципальных образований Российской Федерации под эгидой Координационного совета по созданию Общероссийского совета муниципальных образований РФ переработали Европейскую Хартию «Об участии молодежи в жизни региональных и местных сообществ». Создана и одобрена муниципалитетами Российская Хартия «Об участии молодежи в жизни городов и поселений России», транслирующая идеи Стратегии на уровень местного самоуправления России. На базе ведущих вузов России и, в частности, Российского государственного социального университета запущены двухлетние научные проекты по отработке эффективных технологий вовлечения молодежи в полноценную жизнь общества.

Идеи проекта Стратегии государственной молодежной политики живут и внедряются как и положено идеям на уровне тех, кому они оказались понятными и притягательными. Официальное утверждение документа, запланированное на июль 2006 года, позволит легитимизировать этот процесс и перевести весь цикл федеральной молодежной политики на язык проектов и результатов, наличие или отсутствие которых будет весьма просто обнаружить.

Завершая этот своеобразный обзор смыслов политики в отношении молодежи, не претендующий на исчерпывающий характер, но представляющий их весьма точно, важно зафиксировать еще несколько мыслей о будущем развитии.

Разработка документа такого масштаба, как Стратегия продемонстрировала те важнейшие из проблем современной российской науки и управления, которые могут и далее не разрешаться. Вопрос лишь в том, кто от этого выиграет и сколько будет проигравших.

Весь ход разработки и экспертизы проекта показал:

1. Достаточно узок круг исследователей молодежной проблематики в социальных науках.

2. Отсутствует широкий и открытый диалог между представителями различных отраслей научного знания -социологии, психологии, педагогики, экономики и т.д. по молодежной проблематике. Понятийные аппараты отраслей знания достаточно размыты, заимствованы из смежных отраслей и в то же время смысл ведущих понятий представителями различных наук слабо согласован. Пример, понятие «воспитание», «социализация», «молодежная политика» и пр.

3. Не представлена для широкой научной и управленческой общественности информационная база системных долговременных мониторингов и исследований по молодежной тематике. Число последних крайне невелико.

4. Прогностические возможности научных школ скудны. Соответственно, затруднено проектирование необходимых параметров политики в отношении молодежи, ибо российская наука обладает минимальным числом исследований в сфере прогноза развития страны.

5. Сложилась определенная традиция применения программно-целевого метода управления. В соответствии с ней основным средством реализации политики рассматривается программа, а не проект, что было бы логичнее с точки зрения достижения и измерения желаемых результатов.

6. Слабо разработаны в науке и апробированы в практике современные системы измерения эффективности политики в отношении молодежи.

Осталось перевести эти тезисы на язык новых проектов и обеспечить их эффективное внедрение. Выиграют все.

гч ■

г Za

ПОНЯТЬ «ИНОГО»: О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСЛАМО-ХРИСТИАНСКОГО ДИАЛОГА (ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ЗАМЕТКИ К УЧЕБНОМУ СПЕЦКУРСУ)

Возможно, коренной проблемой в воспитании современной молодёжи является недостача в учебном процессе предметов, формирующих толерантное мировоззрение, способное вступать в диалог, а не редуцировать реальные сложности жизни до исповедания неизбежности конфликта, с упрощённым делением мира на «своих» и «чужих». Подобную ахиллесову пяту имеет и российская система университетского (как, впрочем, и среднего) образования. Отсюда и массовый приток студентов в националистические и экстремистские объединения, основывающиеся на идеологии человеконенавистничества, оправдывающей избиение (и даже убийства) людей, зачисляемых в категорию «пришельцев». Эти братства радикалов почитают себя охранителями «своей земли» от иммигрантов и переселенцев. Они исходят из упрощённой (и уплощённой) модели мировой истории и культуры, где диалог с «инаковыми» невозможен и фатально предрешено «столкновение цивилизаций» (пускай и мыслимое не на высоте хантингтоновских геополитических спекуляций).

Теория Сэмюэля Хантингтона («Clash of civilization») из области фантомного политологического конструкта начала 1990-х годов всё более перекочёвывает в обоснование политических решений и также используется как кодовый ключ для интерпретации неостывшей магмы новейшей истории. Мировые и отечественные СМИ всё чаще возводят теорию американского геополитика в степень парадигмальной матрицы, вольно или невольно вооружая апокалиптической оптикой зрение миллиардов медиапотребителей по всему миру. Исходя из этого, приоритетной задачей гуманитарных наук, особенно истории, культурологии и религиоведения, является удержание сложной объёмной картины мира, в которой имеются конструкты для наведения диалоговых мостов между инаковыми религиозными и культурными традициями. И мировая история, и культура дают немало примеров диалога между своеобычными цивилизациями, в том числе между исламской и западной (в ещё недалёком прошлом, христианской). Знакомство с историко-культурным наследием исламского и христианского миров, с их религиозными основаниями (во всей их противоречивой сложности), несомненно, поможет в формировании мировоззренческой толерантности в молодом поколении. Исходя из такой целевой установки, автором данной статьи и разрабатывается для студентов-историков Курганского государственного университета спец-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.