Научная статья на тему 'Немецкий средневековый мистицизм и мифология Третьего рейха: Майстер Экхарт в интерпретации Альфреда Розенберга'

Немецкий средневековый мистицизм и мифология Третьего рейха: Майстер Экхарт в интерпретации Альфреда Розенберга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1349
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙСТЕР ЭКХАРТ / MEISTER ECKHART / АЛЬФРЕД РОЗЕНБЕРГ / ALFRED ROSENBERG / МИСТИЦИЗМ / MYSTICISM / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / NATIONAL SOCIALISM / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / CHRISTIAN CHURCH / ТРЕТИЙ РЕЙХ / THIRD REICH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шилов Евгений Вадимович

Статья посвящена интерпретации одним из идеологов немецкого национал-социализма Альфредом Розенбергом идей философа и богослова позднего Средневековья Майстера Экхарта. В главном труде «Миф ХХ века» Розенберг пытался воссоздать для зарождающегося нацизма древнюю традицию, основание которой он полагал в лице средневекового мистика-доминиканца. Немецкий идеолог навязывал истории и философии свое видение, вырывал фразы из контекста, не учитывал древнюю христианскую традицию, которой питался Майстер Экхарт. В данном случае сложно говорить об интерпретации средневекового наследия. Налицо историческая подтасовка, подделка, достаточно неумелая, но сознательная и оказавшая большое влияние на умы многих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German Medieval Mysticism and Third Reich Mythology. Meister Eckhart in interpretation of Alfred Rosenberg

The paper deals with interpretation of ideas of the philosopher and theologian of late Middle Ages Meister Eckhart by an ideologist of German National Socialism Alfred Rosenberg. In its main work “Myth of ХХth century” Rosenberg tried to recreate ancient tradition, wich basis he saw in doctrine of Meister Eckhart the Dominican mystic. The German ideologist tried to impose upon history and philosophy his vision, tearing phrases from the context, ignoring the ancient Christian tradition, which feeded Meister Eckhart. We show incorrectness of Rosenberg’s “interpretation”, which had wide influence upon the people’s minds.

Текст научной работы на тему «Немецкий средневековый мистицизм и мифология Третьего рейха: Майстер Экхарт в интерпретации Альфреда Розенберга»

Е.В. Шилов

НЕМЕЦКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИСТИЦИЗМ И МИФОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: МАЙСТЕР ЭКХАРТ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ АЛЬФРЕДА РОЗЕНБЕРГА

Статья посвящена интерпретации одним из идеологов немецкого национал-социализма Альфредом Розенбергом идей философа и богослова позднего Средневековья Майстера Экхарта. В главном труде «Миф ХХ века» Розенберг пытался воссоздать для зарождающегося нацизма древнюю традицию, основание которой он полагал в лице средневекового мистика-доминиканца. Немецкий идеолог навязывал истории и философии свое видение, вырывал фразы из контекста, не учитывал древнюю христианскую традицию, которой питался Майстер Экхарт. В данном случае сложно говорить об интерпретации средневекового наследия. Налицо историческая подтасовка, подделка, достаточно неумелая, но сознательная и оказавшая большое влияние на умы многих людей.

Ключевые слова: Майстер Экхарт, Альфред Розенберг, мистицизм, национал-социализм, Средневековье, христианская Церковь, Третий рейх.

Майстер Экхарт - фигура достаточно неоднозначная. Немецкий доминиканец, профессор Парижского университета, схоласт, провинциал Тюрингии, последователь Фомы Аквинского и Альберта Великого, оригинальный проповедник, мистик... Именно он впервые начал проповедь не на ученой латыни, языке клириков и интеллектуалов, а на местном «вульгарном» - немецком языке. Именно он впоследствии получит титул «отца немецкой спекуляции»1 и - даже более - немецкой философии и богословия2. Именно он был забыт на несколько веков вследствие папского осуждения нескольких тезисов его учения, но в Новое время о нем вновь вспомнили - с уважением и благодарностью. Его проповеди и трактаты стали читать, толковать, комментировать, сравнивать,

© Шилов Е.В., 2012

воплощать в жизнь, брать за образец. Но самое интересное другое, а именно: его будут считать своим все - католики, протестанты, православные, буддисты, индуисты, материалисты, ационалисты и фашисты3.

В Германии интерес к Средневековью резко возрос с конца XIX в. Публикуются и переводятся забытые на целые столетия трактаты, заново и по-новому открываются великие, но доселе пребывавшие в забвении имена, среди которых выделяется имя немецкого мистика Майстера Экхарта. Он видится как предшественник Мартина Лютера, как человек, кинувший вызов Риму и папе и незаконно осужденный Церковью. Немецкий доминиканец становится символом национального немецкого возрождения, возрождения великой Германии, нового, Третьего, рейха.

Сама нацистская партия была неоднородна в отношении религии и тем более мистики. Взгляд на религию варьировался от набожности до пантеизма и атеизма. Сам Адольф Гитлер осуждал все проявления мистики и оккультизма. Он говорил, что «у истоков наших программных требований стоят не таинственные и мистические силы, но ясное сознание и открытая рациональность»4. В другом месте он заявлял, что «для национал-социализма нет ничего более чуждого, чем наполнять сердца немцев мистикой»5.

Несмотря на эти воззрения фюрера, в руководстве НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партиия; 19331945) не все мыслили в этом ключе. Именно таким исключением и был один из крупнейших немецких государственных и политических деятелей, «главный нацистский философ» Альфред Розенберг. Вполне возможно, он был единственным человеком в руководстве партии, кто живо интересовался наследием Экхарта и средневековой христианской мистикой.

Альфред Розенберг родился в Ревеле (совр. Таллин) в семье немца-башмачника (или купца?) и эстонки. В 1910 г. он поступил в Высшую техническую школу в Риге. В 1915 г. вместе со школой был эвакуирован в Москву, где учился в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, совр. МГТУ им. Э. Баумана) и в 1917 г. получил диплом архитектора. В октябре 1917 г. сочувствовал большевикам, но затем перешел на крайне антибольшевистские позиции, в 1918 г. бежал в оккупированную немцами Прибалтику, а затем переселился в Мюнхен, где вступил в ряды национал-социалистов. В 1919 г. познакомился с Гитлером. Впоследствии он стал главным идеологом НСДАП, начальником управления внешней политики (1933-1945) и рейхминистром по делам восточных тер-

риторий (1941-1945). На Нюрнбергском процессе был приговорен к смертной казни через повешение.

А. Розенберг написал более десятка работ, из которых основной считается «Миф ХХ века: Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени» (1929). Именно в этой книге были выработаны основные термины, понятия и идеи немецкого национал-социализма. Миф Розенберга - это миф крови, это борьба с декадентством и «гибридностью», под которой понимается всяческое смешение северогерманской расы с чуждыми элементами, особенно с еврейством; это стремление к «идеалу расовой красоты» и, в более широком плане, - к «третьей империи», «немецкому социализму» и «германской демократии».

Альфред Розенберг достаточно часто упоминал об Экхарте на страницах своего «Мифа» и даже посвятил ему всю третью часть первой книги («Мистика и действие». С. 160-200). Он даже признался, что «будет вечным позором то, что мастер Эккехарт6 еще нигде не изучался обстоятельно и подробно»7. Немецкий средневековый мистик виделся Розенбергу как вдохновитель немецкой нации, как пророк возрождения и свободы, как провозвестник новых ценностей.

Идеолог нацизма явно не хотел начинать свою «религию крови» с чистого листа. За точку отсчета он взял XIII век - век зрелой схоластики и зарождающейся мистики. В ту смутную эпоху отыскался и своего рода «предтеча» нацистской идеологии - Майстер Экхарт. Этот интерес нациста к средневековому мистику носил не практический, а исторический характер: необходимо было создать для нового политического движения традицию, берущую свое начало в глубоком прошлом. Несмотря на то что национал-социалистические идеологи ощущали свою связь «с мировоззрением немецких романтиков и идеалистов, пронизанным иррациональными, иногда даже мистическими элементами»8, все же подобная связь (если вообще можно говорить о связи) была скорее навязана истории, чем имела место на самом деле.

К христианству Розенберг относился достаточно неоднозначно. В своих мемуарах он писал, что антикатолические убеждения он приобрел еще в юности9. Как выходец из протестантской среды Розенберг нападал в первую очередь на Ватикан, который, по его мнению, мешал консолидации немецкой нации10. По мнению нацистского идеолога, современная Церковь уже отжила свое. Христианство виделось ему не только как религиозное учение, но и как «пролетарско-нигилистическое политическое течение» [С. 55].

«Мятежник из Назарета» [С. 100], как называл он Христа, был религиозным революционером, великим проповедником свободы и любви. Но фарисей Савл (будущий апостол Павел) извратил учение Христа [С. 57]. Враждебные еврейские традиции заглушили дело Христа, и поэтому христианство превратилось в «чудовищную, сознательную и бессознательную фальсификацию простой, радостной миссии Царства Небесного внутри нас» [С. 442]. В отличие от Магомета или Конфуция, Христос не создал религии (ее создали Савл и Игнатий Лойола) [С. 442]. Именно поэтому миссия Христа не удалась, и его учение было тотчас искажено его «последователями». Современное христианство представлялось Розен-бергу как некий синтез «еврейской мифологии» [С. 340], «сирийской магии» [С. 91], «этруско-азиатских представлений» [С. 59] и «ведьмомании» [С. 52].

Исходя из этого, понятно толкование Розенбергом понятий христианин и католик Майстера Экхарта. Последний, следуя учению ап. Павла, которого так ненавидел Розенберг, утверждал, что Церковь есть живое тело, corpus Christi mysticum, члены которого составляют верующие. Сам Экхарт пишет: «Мы суть члены под единой главой Церкви, которая есть Христос»11.

Кроме того, Розенбергу был, видимо, неизвестен тот факт, что Экхарт не был отлучен от Церкви, но умер в мире с ней. Инквизиционный суд осудил лишь 28 положений из его трактатов и проповедей, но в отношении него самого Церковь определенно признала его bona fides. Розенберг же полагал, что папа его не только осудил, но и даже помог ему умереть. Как едко замечал он в своем «Мифе», естественной ли смертью умер Экхарт или с помощью порошочка, осталось неизвестным [С. 186]. До нас не дошло ни одного исторического свидетельства о насильственной смерти Майстера Экхарта.

Далее Розенберг выдвинул гипотезу, что Рим, для того чтобы ввести в заблуждение последователей Экхарта, составил якобы его «отречение» как публичную просьбу о прощении, «хотя Экхарт, наоборот, был всеми силами готов защищать свое учение» [С. 186]. Действительно, в заключении буллы говорилось о том, что Майс-тер Экхарт перед смертью отрекся от своих заблуждений12, но поскольку сам текст «отречения» не сохранился, то невозможно сказать что-то определенное об этом отречении.

Наконец, Розенберг искренне полагал, что сторонники Рима после смерти Экхарта «подправили» его учение и «включили его в ряды духовных учеников Фомы Аквинского» [С. 187]. Здесь Розенберг снова

тенденциозен. Известно, что феномен экхартовской мистики продолжал великую античную и средневековую традицию, ведущую свое начало от Платона и Аристотеля через блаженного Августина и Дионисия Ареопагита вплоть до Фомы Аквинского. Лишь в контексте этой традиции может быть понят как образ, так и само философствование Майстера Экхарта. Если же Экхарта извлечь из этого контекста, то его философию можно подогнать подо что угодно, вплоть до расизма, нацизма и фашизма, что и было сделано Розенбергом, видевшим в Экхарте абсолютно самодостаточного и уникального мыслителя, выходящего за рамки какой бы то ни было традиции.

Таким образом, видно, что Розенберг описывал Экхарта со своих позиций и вне всякого исторического, богословского и философского контекста. Более того, немецкий идеолог пришел к совершенно курьезному выводу, будто Экхарт «основывается не на церковных тезисах и даже не на Библии (как позже Лютер), а только на признании свободного разума» [С. 187]. И это несмотря на то, что большая часть творений Майстера Экхарта представляет собой именно комментарии к книгам Священного Писания.

Важно также отметить то, какими изданиями пользовался А. Ро-зенберг. Прежде всего это издание немецких проповедей и трактатов Майстера Экхарта, опубликованных в 1857 г. швейцарским германистом Францем Пфайффером во втором томе своего собрания «Немецкие мистики XIV века»13. Немецкие проповеди и трактаты были опубликованы на языке оригинала (т. е. на средневерхнене-мецком), без перевода и комментария, что делало издание доступным лишь для специалистов. Сам Розенберг знал это издание и о нем упоминал [С. 163], но, видимо, не читал, поскольку было другое, более доступное и понятное издание Германа Бюттнера14. Это издание имело огромный тираж и пользовалось популярностью, во-первых, из-за того, что представляло собой перевод на верхненемецкий (современный немецкий) язык, а во-вторых, Экхарт был в нем представлен как один из духовных предтеч немецкого национализма15. Это было очень близко А. Розенбергу, и потому он пишет: «Лучшую работу и одновременно глубокое признание представил Г. Бюттнер. Его переводы на верхненемецкий я читал. <...> Оно должно быть настольной книгой в каждом немецком доме» [С. 163].

Выходит, Розенберг пользовался только одним-единственным изданием Экхарта в переводе Г. Бюттнера. Но ведь Экхарт писал не только на немецком языке, но и на латыни. Более того, латинские сочинения составляют 9/ю его произведений. И совершенно невозможно упустить из виду корпус латинских произведений Майстера,

что как раз и сделал А. Розенберг. К тому же, как это было показано выше, Розенберг использовал не оригинальный средневерхнене-мецкий язык проповедей (издание Пфайффера), но произвольный и искусственный перевод-перифраз Г. Бюттнера. И картину завершает еще один факт, а именно: издание Пфайффера, с которого был сделан перевод Бюттнера, был признан очень сильно испорченным. Боннский германист Йозеф Квинт издал текстовую корректуру16, в которой были выявлены не только серьезнейшие погрешности и смысловые ошибки перевода Бюттнера, но и устранена текстовая ущербность и испорченность пфайфферовского издания. В этой текстовой корректуре Квинта не осталось ни следа от Экхарта-пан-теиста и от Экхарта-протестанта и революционера. Без квинтов-ского критического издания текста и пфайфферовского издания бюттнеровский перевод совершенно непригоден17.

Кто же Экхарт для Розенберга? Это либеральный Прометей XIX века, который «свободен от Бога» (Los-von-Gott), а следовательно, и «свободен от Рима» (Los-von-Rom). Именно Экхарту Розенберг приписал открытие Бога в душе и ее вечной свободы. Розенберг писал: «У германского мистика на первое место сознательно - пусть даже в одеждах своего времени - выступает новый возродившийся германский человек» [С. 162].

Бог понимался Розенбергом, с одной стороны, как аналогия судьбы [С. 290], с другой - как персонификация высших человеческих ценностей (о чем до него писал Л. Фейербах). По мысли Ро-зенберга, Экхарт как «великий мистик» утверждал равноценность души и Бога [С. 164]: Бог стал человеком, чтобы родиться в душе. Розенберг заметил: «Нордическое духовное наследие заключалось ...в сознании не только богоподобия человеческой души, но и ее равенства Богу» [С. 181].

Но Майстер Экхарт никогда не говорил о равенстве души Богу. С одной стороны, немецкий доминиканец действительно утверждал, что поскольку Бог един и только Он есть источник всякого бытия, то бытие едино; вне Бога бытия нет. По мысли Экхарта, в бесконечно-творческом Интеллекте Божьем находятся праформы (Urform) всех вещей, которые отсюда по воле Божьей осуществляются и реализуются в земном бытии. До своего творения во времени все вещи пребывали в Боге, в Его Разуме18. В процессе же творения эти вечные праформы, содержавшиеся в Боге, стали присущими тварным вещам, и исходя из этого, можно сказать, что творения обладают в некоторой степени божественным бытием.

Но, с другой стороны, из этого вовсе не следует, что душа и Бог равны по существу и достоинству. Между ними лежит огромная и непроходимая бездна. Человек создан не тождественным и равным Богу (что уже невозможно в силу творения), но лишь как способный уподобиться Ему. Творение, по мысли Экхарта, есть «бытие, воспринимаемое из ничто», в то время как Творец есть податель бытия и всецелое бытие. Он есть «бытие, производящее из ничто»19. Вне Бога нет бытия, но есть лишь чистое ничто, поскольку всякое бытие происходит от Бога. Розенберг же в своем «Мифе ХХ века» неоднократно говорил о полярности и двойственности бытия. Каким образом могут соотноситься абсолютность Божия у Экхарта и «вечная полярность бытия»20, «двойственность как основной закон всякого бытия»21 Розенберга, остается совершенно непонятным [C. 179].

Экхарт, мысля в рамках церковной традиции, говорил о том, что Бог есть бытие и непосредственная причина бытия22, которая, соответственно, не предполагает для процесса творения какого-либо посредника или средства. Экхарт в данном случае использовал традиционное учение об аналогии сущего (analogia entis), согласно которому творение напряженно пребывает между бытием и ничто. Творение есть одновременно и сущее (как созданное Богом), и несущее (как созданное из ничто). Оно одновременно и подобное и неподобное Богу (по тем же самым основаниям). Бог соприкасается со всеми вещами (как Творец и Промыслитель) и не соприкасается с ними (как самодостаточный). Он - во всех вещах (как образ и причина) и над всеми вещами (как самодостаточный и бесконечно прос-той)23. Наше воспринятое от Бога бытие (receptum esse) или бытие-от-иного (ens ab alio) качественно отлично от бытия Божия, которое есть собственно бытие (ipsum esse)24, или бытие-в-себе (ens a se).

И в данном случае Розенберг вновь видел все по-своему. Он обнаруживал, что Экхарт осуждает «еврейско-римское учение» [C. 183] о творении мира из ничего. Это традиционное христианское воззрение Розенберг называл «безумной с нашей точки зрения идеей» [C. 182], «кощунственным материализмом» [C. 183], с которым с самого начала боролся германский дух. Розенберг не согласен принять Бога, творящего мир из ничего, в руках которого «мы представляем собой лишь бесформенную глину и труп» [C. 182]. Человек сам творит Бога в процессе самопознания и в этом заключается сущность «нордической мистики» [С. 182].

Важным в системе Экхарта представляется учение об отрешенности, которой Майстер посвятил отдельный трактат. Человек, отрешаясь от всех земных вещей, привязанностей, от самого себя и

своей самости, опрощает и освобождает душу от конечной ее части для принятия всецелого и бесконечного, для соединения с Богом. Это учение Экхарта об отрешенности Розенберг называет «самым лучшим вероучением сознания германской личности» [С. 171]. Именно в отрешенности, в интерпретации Розенберга, человек познает самое себя, свой внутренний мир, начинает уважать себя как личность, ощущает свое величие и благородство [С. 175]. И если Эк-харт ясно говорит об отрешенности как освобождении себя от всего для обретения Бога, то Розенберг видит это совершенно наоборот: он понимает экхартовскую отрешенность как познание и раскрытие в себе чести и благородства духовной личности. Если отрешенность Экхартом мыслилась как раскрытие себя по отношению к Богу, то в интерпретации Розенберга она видится именно как замыкание на самом себе и созерцание своего величия и благородства, осознание своей внутренней и самодостаточной свободы.

Но самой важной ссылкой на Экхарта, благодаря которой, возможно, Розенберг и обратил внимание на немецкого мистика, являются следующие слова: «Самое благородное, что есть в человеке, это кровь - в хорошем смысле. Но и самое дурное в человеке - это тоже кровь - в плохом смысле» [С. 189]. Эти слова Розенберг толкует соответствующе: кровь - это раса, поэтому Экхарт говорит о религии крови. Собственно, именно раса, «кровь» является главным понятием идеологии нацизма. Более того, раса есть душа, которая понимается немецким идеологом не как нечто индивидуальное, относящееся к личности, а как коллективное, народное, как некоторая общая система государственных ценностей. Экхарт предвосхитил, по мысли Розенберга, германскую религию будущего, «религию крови» [С. 490]. Эта религия преодолеет все церковные догмы и провозгласит высшими ценностями свободу души и идею чести [С. 89].

Что же имел в виду Экхарт, когда говорил о крови? Явно, что не расу, как это понимал Розенберг. Экхарт писал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух. Плоть груба, дух благороден, природа же у обоих разная и направлена друг против друга»25. Согласно психологической теории Средних веков, кровь выше и благороднее плоти, она занимает как бы среднее место между плотью и духом и связывает их. Кровь согласно иудейской (и, шире, библейской) традиции символизирует собой душу (ср.: Быт. 9 : 4). И по мысли Экхар-та, в зависимости от того, к чему будет более тяготеть кровь (душа) - к плоти или духу, то и будет преобладающим в человеке.

Несмотря на всю тенденциозность своей интерпретации идей рейнского мистика, Розенберг заявлял, что современная Германия

ждет нового религиозного гения, нового Майстера Экхарта, который создаст «германскую народную Церковь» [С. 437]: «Главной задачей пробуждающейся Германии будет деятельность в пользу мифа нации путем создания германской народной Церкви, пока второй Майстер Экхарт не снимет напряжение и не воплотит это германское содружество душ, не оживит, не сформирует его» [С. 444].

В свете всего вышесказанного видно, что «главный нацистский философ», идеолог Третьего рейха, Альфред Розенберг в своей интерпретации немецкого средневекового мистика явно тенденциозен и предвзят: он часто как бы подгонял мысль Экхарта под свою идеологическую систему, находил близкие слова («кровь», «благородство» и др.) и идеи («искорка души», «человек благородного рода» и пр.), интерпретируемые в русле национал-социализма. Для него, как и для всей национал-социалистической партии, остро необходима была религиозно-значимая фигура: фигура мужественного святого, порывающего с Церковью для возвеличивания немецкого духа; фигура немецкого проповедника, не понятого в свое время, оцененного лишь спустя шесть столетий; наконец, фигура, олицетворяющая новую веру - веру вне всякой Церкви, веру свободы и чести. И эта знаковая фигура была найдена в немецком средневековом доминиканце, который и стал идеологическим знаменем набирающего силу германского национал-социализма.

Примечания

1 Bach J. Meister Eckhart: Der Vater der deutschen Spekulation. München, 1863.

2 См.: Rosenkranz K. Zur Geschichte der deutschen Literatur. Königsberg, 1836. S. 37-57; Ruh K. Meister Eckhart. 2. Aufl. München, 1989. S. 14.

3 О различных прочтениях Экхарта см.: Degenhardt I. Studien zum Wandel des Eckhartbildes. Leiden: E.J. Brill, 1967 ("Studien zur Problemgeschichte der antiken und mittelalterlichen Philosophie", 3).

4 Пленков ОЮ. Третий рейх. Социализм Гитлера. СПб., 2004. С. 394.

5 Там же.

6 Далее в статье будут изменены старые формы имен на современные.

7 Розенберг А. Миф ХХ века: Опыт духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллинн: Shildex, 1998. С. 163. Несмотря на общую доброкачественность перевода, следовало бы указать на некоторые, хотя и довольно многочисленные, небрежности: 1) неверные переводы исторических мест,

персонажей, церковных соборов, названий произведений; 2) довольно неуместный перевод ссылок на иностранную литературу (как в сносках, так и в общем тексте), что свидетельствует о некомпетентности переводчика в переводе научной литературы или литературы такого рода; 3) цитаты, приводимые автором и имеющиеся уже в русском переводе, не сверены, что затрудняет их понимание (как перевод перевода) и порой вызывает вопрос, а понимает ли сам переводчик, что он пишет (в особенности в отношении цитат из Библии, где - из-за перевода - понять суть иногда просто невозможно). Несмотря на эти замечания, данный перевод по большей части корректен, и именно на него мы будем ссылаться в рамках данной статьи. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы.

Авдеев В.Б., Иванов А.М. Создатель расовой педагогики Эрнст Крик // Крик Э. Преодоление идеализма. Основы расовой педагогики. М., 2004. С. 24. Розенберг А. Мемуары. Харьков, 2005. С. 130.

См.: Жуков Д.А. «Оккультный Рейх». Главный миф ХХ века. М.: Яуза-пресс, 2009. С. 107.

Daniels A. Eine lateinische Rechtfertigungsschrift des Meister Eckhart // Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters / Hrsg. von Clem. Bäumker. Bd. XXIII. Heft 5. München, 1923. S. 15.

См.: Хорьков МЛ. Процесс против Майстера Экхарта // Историко-философский ежегодник 2001 / Ин-т философии. М.: Наука, 2003. С. 29. Pfeiffer F. Deutsche Mystiker des vierzehnten Jahrhunderts. Bd. 2: Meister Eckhart. Leipzig, 1857.

Meister Eckharts Schriften und Predigten. Aus dem Mittelhochdeutschen / Übersetzt und hrsg. von H. Büttner. Bd. 1. Leipzig, 1903; Bd. 2. Leipzig, 1909. Хорьков М.Л. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика / Хорьков М.Л. М.: Наука, 2003. С. 14.

Quint J. Die Überlieferung der deutschen Predigten Meister Eckharts. Bonn, 1932. См.: Studien zum Mythus des XX. Jahrhunderts. Kirchlicher Anzeiger für die Erzdiözese Köln. Amtliche Beilage. Köln, 1934. S. 116-118. См.: Pfeiffer F. Meister Eckhart. 4. unver. Auflage. Göttingen, 1924. S. 488, 40. Daniels A. Op. cit. S. 28.

RosenbergA. Der Mythus des 20. Jahrhunderts. Eine Wertung der seelisch-geistigen Gestaltenkämpfe unserer Zeit. München, 1934. S. 243. 21 Ibid. S. 244.

Daniels A. Op. cit. S. 57.

См.: Pfeiffer F. Deutsche Mystiker. S. 613, 15; 96, 23. Daniels A. Op. cit. S. 45, 28. Pfeiffer F. Deutsche Mystiker. S. 369, 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.