Научная статья на тему 'НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ / ИСТОРИЯ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоренко Сергей Александрович

Германия - федеративная республика по историческим причинам. Но у этой системы есть и недостатки, как видно из борьбы за сдерживание пандемии COVID. В данной статье анализируются причины и предпосылки возникновения федерализма в Германии, его текущее состояние в условиях мирового глобализма и разразившейся пандемии коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Федоренко С.А.

Федоренко Сергей Александрович - бакалавр, кафедра теории регионоведения, Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: Германия - федеративная республика по историческим причинам. Но у этой системы есть и недостатки, как видно из борьбы за сдерживание пандемии COVID. В данной статье анализируются причины и предпосылки возникновения федерализма в Германии, его текущее состояние в условиях мирового глобализма и разразившейся пандемии коронавируса.

Ключевые слова: Германия, федерализм, федеральные земли, история, пандемия, COVID-19.

Территория в центре Европы, которую мы теперь называем Германией, имеет богатую и разнообразную историю — и федеральные структуры существовали там в той или иной форме на протяжении веков.

В отличие от соседней Франции, где Париж стал резиденцией правительства и военным оплотом в начале Средневековья, к востоку от реки Рейн правили местные князья и лорды, которые, несмотря на общий язык и культуру, были гораздо более разрозненными.

Знание исторического контекста германского федерализма важно для понимания той роли, которую играют сегодня 16 государств, или земель, составляющих современную Федеративную Республику Германия.

Немецкая территория исторически состояла из княжеств, некоторых небольших городов-государств, таких как Бремен, и некоторых больших королевств, таких как Пруссия. Позже к ним присоединилось еще больше королевств и городов-государств, большинство из которых претендовали на собственные права, валюту и таможенные пошлины.

Нередко уровни автономии и юрисдикции варьировались между государствами. На протяжении веков вся территория нынешней Германии управлялась не центральной властью, а многочисленными государями. Они присягнули на верность императору Священной Римской Империи, а затем и германскому императору.

В свою очередь, император устраивал верноподданнические отношения в иностранных войнах и позволял расширять власть до такой степени, что местные князья часто могли действовать во внешней политике в качестве независимых субъектов международного права [1].

После упразднения института княжеств и неустроенных лет Веймарской Республики немецкая федеративная традиция была впервые нарушена новой политической силой.

Пришедшая к власти 30 января 1933 года НСНРП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии) приступило к объединению местных земель.

Ровно через год «Закон о восстановлении империи» от 30 января 1934 года отменил все права земель. Федеральные органы самоуправления были заменены "имперскими губернаторами" (Reichsstatthalter), которые были непосредственно подчинены нацистскому правительству в Берлине и связаны его инструкциями [2].

Как только победа союзников была обеспечена, победители Второй мировой войны начали обсуждать, как следует управлять Германией после войны. Все были единодушны в том, что концентрация власти под руководством фюрера Адольфа Гитлера была одним из главных зол нацистской диктатуры — и такую концентрацию власти необходимо было предотвратить в будущем.

Поэтому на послевоенных конференциях союзники решили восстановить государства, которые были лишены власти нацистами. В дополнение к довоенным государствам было также создано несколько новых государств, часто в новых конфигурациях, непосредственно вызванных войной [3].

Восточные земли первоначально управлялись Советским Союзом. Эти земли стали коммунистической Восточной Германией, формально именуемой Германской Демократической Республикой (ГДР). Федеративные государства были созданы там законом в 1945 году по приказу "Советской военной администрации", но де-факто они были упразднены ГДР в 1952 году.

Чтобы создать социалистическую административную структуру, земли должны были передать свои полномочия районным и уездным администрациям. Федерализм также должен был уступить место централизованной власти правящей партии социалистического единства в Восточном Берлине.

После падения партийного правления одной из важнейших задач первого и единственного свободно избранного парламента ГДР стало восстановление старых государств. Это произошло 22 июля 1990 года — и приспособило ГДР к федеративной системе Западной Германии. Три месяца спустя страны официально воссоединились.

Федеральная реальность на Западе.

В Западной Германии — Германской Федеративной Республике — основатели (Теодор Хёйс и Конрад Аденауэр) стремились избежать полной концентрации власти в руках какого-либо центрального правительства. В Основном законе, конституции Германии, который был подписан в Бонне в 1949 году, Парламентский совет придавал большое значение защите и гарантированию прав государств [3, стр. 108].

Предполагалось, что федеральные земли должны были и продолжают действовать в качестве сдержек и противовесов власти центрального правительства. Из-за различий в соотношении политических сил в федеральном правительстве и правительстве этот взаимный контроль практически гарантирован и по сей день.

После воссоединения в 1990 году бывшая Восточная Германия перешла под юрисдикцию Основного закона федеративной республики.

Но с самого начала были также проблемы и структурные недостатки, которые создавали серьезные проблемы для немецкого федерализма. Размеры и экономическая мощь земель были — и остаются — крайне неравными: в современной Германии только население колеблется от Северного Рейна-Вестфалии с более чем 17 млн жителей до города-государства Бремен с едва ли 700 000 [4].

Союзники уже признали необходимость изменений в разделении земель в 1950-х годах и призвали федеральное правительство принять меры. Но ни одна попытка реформировать государственные границы не увенчалась успехом.

Последний из них произошел в 1996 году, когда город-государство Берлин и окружающая его федеральная земля Бранденбург провели референдум об объединении. Народ проголосовал против.

С 1970-х годов также предпринималось несколько попыток реорганизовать разделение полномочий между федеральным правительством и правительством земель. Но ни правительственная комиссия по конституционной реформе, ни конституционная комиссия немецкого парламента в 1990-е годы не смогли договориться об эффективных изменениях с правительствами федеральных земель.

Но многие считают, что реформирование федерализма по-прежнему жизненно необходимо. При пропорциональной избирательной системе Германии коалиционные правительства являются нормой. Это означает, что каждый из 16 земель, плюс федеральное правительство, имеют своих собственных партнеров по коалиции, находящихся у власти в любой момент времени, что делает единое управление временами практически невозможным.

Чтобы попытаться решить некоторые из этих проблем, при канцлере Ангеле Меркель федеральная коалиция правоцентристских христианских демократов, Баварского христианско-социального союза и левоцентристских социал-демократов приняла пакет реформ в 2006 году. Это отняло полномочия у земель, но одновременно гарантировало им дальнейшее сильное влияние. Это касается прежде всего образовательной политики, которая регулируется исключительно на государственном уровне [5].

96

Федеральные земли также получили или сохранили полномочия в отношении государственной службы, пенитенциарной системы и экологического права. Однако в целом доля законов, требующих их одобрения, сократилась с более чем половины до едва ли трети.

Временами немецкий федерализм, кажется, позволяет государственным премьер-министрам вести себя как средневековые князьям, защищающих свою независимость. Но в то же время федерализм был ключевым фактором успеха Германии со времен Второй мировой войны. Без этого ни интеграция более 10 млн беженцев после войны, ни управление последствиями германского единства после 1990 года не были бы успешными.

Что же касается современного состояния немецкого федерализма в условиях пандемии, с уверенностью можно сказать, что данная форма государственного устройства не только не провалилась во время третьей волны коронавируса, но и достойно справлялась на протяжении всей пандемии.

Практически все немецкие таблоиды заявляли, что во время пандемии коронавируса политическая система Германии оказалась далека от совершенства, а всю страну охватила «немецкая некомпетентность». Но таковым мнение было не всегда: маятник общественного мнения качнулся из одной крайности в другую. В начале пандемии в 2020 году международные наблюдатели были поражены тем, как хорошо Германия пережила вспышку. По мере того, как страна входила в свою третью волну, это обнадеживающее настроение уступило место яростной критике. Многие немцы обвиняют в этих проблемах лоскутное одеяло федеральных земель. Они спорят с самой концепцией немецкого федерализма.

В середине 1980-х годов философ Юрген Хабермас предложил, чтобы немцы поддерживали форму конституционного, а не этнического патриотизма. Последнее, очевидно, имеет смешанную историческую коннотацию в Германии [6].

Конституция определяет Германию как федеративное государство. Основная идея состоит в том, чтобы вовлечь множество различных субъектов в процесс принятия решений и тем самым разделить ответственность. Не зря это один из ключевых признаков послевоенной немецкой политики. Последний раз, когда Германия была организована как централизованное государство, привел к катастрофе. Именно по этой причине лидеры не могут навязывать решения из Берлина, как многие немцы хотели бы видеть во время пандемии. На протяжении многих лет эта система сдержек и противовесов породила основанный на консенсусе стиль выработки политики.

Эта модель выработки политики оказалась невыгодной во время пандемии. Федеральные системы сложны, медлительны и дороги в обслуживании. Для достижения компромиссов и достижения консенсуса требуется время, усилия и решимость. Во время пандемии эта система кажется для большинства населения неэффективной.

Следует рассмотреть два момента. Сосредоточение власти в меньшем количестве рук не снижает риска неправильного управления. Существует множество примеров того, как более централизованные страны, включая таких соседей, как Франция, принимали неправильные решения. Франция не является образцом, когда дело доходит до борьбы с пандемией.

Хотя федеральные системы могут быть медленными и дорогими, они, безусловно, дешевле и эффективнее автократий или диктатур в долгосрочной перспективе. Десятилетия немецких успехов свидетельствуют об этом.

Действительно, федеральная система Германии вызывала восхищение и зависть за рубежом. Многие люди хотят переехать сюда — и не только потому, что могут найти относительно хорошо оплачиваемую работу. Их привлекает в Германии то, что ее политическая система позволяет людям вести хорошую, безопасную и свободную жизнь.

Список литературы

1. Минин Е.М. «История Германии». ФБОУ ВО МГЛУ. Москва, 2018. С. 26.

2. Панаюк Х.Г.-И. «Германия. Страна и люди». 3-е изд., доп. и перераб. Мн.: Выш. шк., 2004. 334 с.: ил. IBSN 985-06-1003-4. С. 135.

3. Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы: Материалы конференции российских и немецких историков (Москва, 28-30 октября 2005 г.): Сборник статей. Под ред. Б. Бонвеча и А.Ю. Ватлина. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. 340 с. IBSN 5-94865-142-8. С. 73.

4. Васильев В.И. Германский федерализм: проблемы развития, М.: Компания Спутник, 2000. С. 156.

5. Белов В.Б. Германия. Вызовы XXI века М.: Весь мир, 2009. С. 117-121.

6. Habermas Jürgen. Die neue Unübersichtlichkeit. Kleine Politische Schriften. V. Frankfurt am Main, 1985. ISBN 3-518-11321-6. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.