Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 89
Научная статья УДК 94(470.42) аог 10.17223/19988613/89/7
Немецкая пропаганда среди молодежи на оккупированной советской территории (на материалах Генерального округа Беларусь)
Елена Анатольевна Пушкаренко
Российская таможенная академия, Люберцы, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основные аспекты немецкой пропаганды среди молодежи на оккупированной советской территории (на материалах Генерального округа Беларусь). Оккупация Советской Белоруссии продолжалась более трех лет, поэтому вопросу привлечения местного населения к выполнению экономических и политических планов немецкими властями уделялось особое внимание. Одной из первоочередных задач в этой области стало воспитание молодежи в национал-социалистском духе.
Ключевые слова: пропаганда, молодежь, школьная система, Генеральный округ Беларусь, коллаборантские организации
Для цитирования: Пушкаренко Е.А. Немецкая пропаганда среди молодежи на оккупированной советской территории (на материалах Генерального округа Беларусь) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89. С. 55-62. ао1: 10.17223/19988613/89/7
Original article
German propaganda among young people in the occupied Soviet territory (based on the materials of the General district of Belarus)
Elena A. Pushkarenko
Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article discusses the main directions of German propaganda among young people in the occupied Soviet territory during the great Patriotic war (based on the materials of the General district of Belarus). The purpose of research is to determine the directions of the German administration's ideological influence on Belarusian youth, its forms and methods, dynamics, and effectiveness. The sources for writing the work were documents of the National archive of the Republic of Belarus ( NARB), analytical materials of Soviet authorities, reports of partisans, as well as a number of scientific studies on the topic of the work. Research methods - analysis and synthesis. The German occupation authorities in the territory of the General district of Belarus actively used propaganda tools to ensure their economic and political plans. Belarusian youth became a special object of ideological influence. Able-bodied young workers from the East had to make up for the shortage of workers in the war economy of the "3rd Reich". Belarusian youth tried to instill the values of national socialism. In addition to propaganda recruitment actions in Germany, the school and higher education system under the patronage of the German occupation authorities in the district, as well as a number of collaborator organizations, in particular, the Union of Belarusian Youth (SBM), had an ideological impact on children and youth. They tried to erase Soviet Communist values from the minds of young people. The young generation of occupied Soviet Belarus had to link their future with Nazi Germany. Young people tried to instill the idea that the previous years of Soviet power brought their homeland decline and suffering, and the revival of the Belarusian land is possible as part of the so-called "New Europe". This was proved by the creation of puppet pseudo-state institutions, including the "Belarusian Central Rada" ("BCR").
Both heads of the German district administration - V. Kube and K. von Gottberg - attached great importance to educating the young generation of the General district of Belarus in a nationalist and Pro-Nazi spirit. Young people were to become the mainstay of the German occupation authorities and a source of free labor. However, the rate of invaders to the Belarusian youth has failed. Participation in the "SBM" was mostly compulsory.
Thus, the massive propaganda aimed at potential Belarusian Ostarbeiters from among the youth proved to be ineffective. Attempts to mobilize young people to actively resist the advancing Red Army units were also unsuccessful. The efforts of German and local propagandists were leveled by the extremely brutal occupation regime, including methods of fighting partisans, punitive SS expeditions against civilians, and mass extermination of Jews. Keywords: propaganda, youth, school system, General district of Belarus, collaboration organizations
© E.A. nymKapemo, 2024
For citation: Pushkarenko, E.A. (2024) German propaganda among young people in the occupied Soviet territory (based on the materials of the General district of Belarus). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya -Tomsk State University Journal of History. 89. pp. 55-62. doi: 10.17223/19988613/89/7
В последние годы наша страна сталкивается с вызовами самого различного характера, в том числе идеологического. Попытки переписать историю Второй мировой войны можно остановить только воссозданием правдивой и законченной картины отечественной и всеобщей истории. В этой связи данная статья представляется актуальной и значимой. Новизна исследования обусловлена его объектом. В современной российской историографии крайне мало работ, посвященных проблеме идеологического воздействия на молодежь оккупированных территорий СССР, в том числе Советской Белоруссии. Длительность оккупационного режима, действовавшего на белорусской земле, позволяет проследить эволюцию содержания, форм и методов пропагандистской деятельности немецкой администрации среди белорусской молодежи.
Воспитание молодого поколения порабощенной нации раньше или позже становится одной из главной задач любого завоевателя (если, конечно, не идет речь о полном уничтожении народа). Именно молодежь должна была стать опорой в реализации планов немецкой администрации на захваченной советской территории. Уже с первых дней оккупации гражданской администрацией Генерального округа Беларусь под руководством В. Кубе были предприняты усилия по организации пропагандистской работы среди белорусской молодежи. Ее главной целью стали привитие нацистских ценностей и развенчание идей коммунистической советской идеологии. Выполнению этих задач должны были служить коллаборантские профашистские организации и система школьного образования. Так, уже 26 сентября 1941 г. В. Кубе отдает приказ об открытии школ и начале их деятельности в Минском гебитскомиссариате с 1 октября. Аналогичные приказы были направлены в другие административные единицы округа - Слуцк, Борисов, Вилейку, Глубокое, Барановичи, Слоним, Лиду и Гродно. Интересно, что в документах была указана и зарплата учителей. Ее размер должен был составить 50 рейхсмарок, что по немецким подсчетам соответствовало довоенному уровню зарплаты учителей в пересчете на советские рубли. В «Положении о школах Генерального округа Беларусь», утвержденном 24 сентября 1941 г. Генеральным комиссаром В. Кубе, подчеркивался национальный характер образования белорусских детей и подростков. «Первоочередной обязанностью школьной системы, - говорилось в нем, - является защита белорусской культуры и образование. Другие национальные меньшинства (поляки, русские), которые здесь проживают, должны изучать и признавать белорусскую культуру; все учительские кадры обязаны пройти аттестацию по специальности и проверку морального и политического соответствия новым требованиям. Языком обучения будет белорусский (в польских местностях еженедельно будет преподаваться не менее 6 часов белорусского языка). Руководство школьным делом возлагается на инстанцию в составе Генерального комис-
сариата. В учебный план главным образом войдут занятия по родному языку (в польских областях - по польскому и белорусскому), естествознанию, географии, пению, математике. Но в начале каждого учебного дня нужно обращать внимание учеников на значение и смысл Новой Европы под руководством А. Гитлера и карать смертью каждую попытку большевистского влияния в школьной среде, поскольку подрастающая молодежь Генерального округа Беларусь будет воспитана только в духе Новой Европы под началом фюрера» [1. Л. 8].
Организованное немецкими оккупационными властями школьное дело изначально было сильно идеологизировано. Наследие коммунистического воспитания очень раздражало и беспокоило руководство округа, поэтому одной из главных целей пропагандистской работы отдела молодежи Генерального комиссариата стало ее воспитание по примеру «гитлерюгенда» в исключительно националистическом, русофобском и антисемитском духе. Помимо этого, школьной системе ставилась задача ликвидации последствий «господства на белорусской земле польского и российского шовинистических режимов, а потом советско-большевистского, каждый из которых либо отрицал в праве на существование белорусской нации, проводя польскую и русскую националистическую политику, либо, официально признав ее, провозглашал националистическим и враждебным все поистине национальное». Этот аспект советской национальной политики (например, борьба с нацдемовщиной) был использован немецкими пропагандистами на территории оккупированной Белоруссии. Акцентировалось уважение ко всему белорусскому - культуре, языку, традициям и обычаям. Воспитательная работа среди молодежи велась под лозунгом «Беларусь для белорусов» [2. Л. 104].
В сложившейся ситуации белорусская молодежь, с одной стороны, получила возможность приобщиться к достижениям национальной культуры, но, с другой стороны, ей внушались мысли, что главными врагами их Родины выступают «жидо-большевистские агенты Москвы - партизаны и польские националисты, а другом и помощником - национал-социалистическая Германия», которая якобы стремилась «возродить Беларусь и ввести ее в почетный ряд европейских держав».
Критиковалась советская школа, которая, по мнению представителей Генерального комиссариата, была излишне политизирована и занималась воспитанием не человеческих качеств, а качеств будущих борцов за мировую революцию. «Роль учителей ограничивалась только пропагандистской деятельностью, а преподавание и нравственное воспитание молодежи не занимали главного места. Теперь же в задачи учителя входит разъяснение роли национального возрождения Беларуси», - так писала в 1942 г. «Белорусская газета» [3. Л. 44]. Однако, несмотря на все преимущества новой белорусской системы школьного образования, в октябре 1941 г. В. Кубе приказал для «детей немецкого проис-
хождения открывать специальные школы», при этом строжайше запрещалось направлять немецких детей при отсутствии для них специальных школ в местные белорусские школы [4. Л. 14-15]. Конечно, дело здесь не только в языковом вопросе, поскольку изучению немецкого языка в белорусских школах отводилось значительное количество часов, а в нацистском восприятии славянства, которое так тщательно скрывалось от местного населения.
В 1942 г. молодежная политика приобретает еще большие масштабы и новые направления: в течение года глава «гитлерюгенда» П. Аксман издал несколько приказов о создании на территории Остланда филиала НСДАП. Это были «Восточная областная организация НСДАП», «Остзейское руководство гитлерюгенд». У последнего был свой штаб в Минске, который назывался «Окружное руководство гитлеровской молодежи в Беларуси». В мае 1942 г. в составе «Имперского руководства молодежи» был образован Главный отдел «работы среди молодежи в занятых восточных районах», в обязанности которого входила разработка всех общественно-политических и молодежных вопросов на оккупированной территории [5. Л. 45]. Все эти учреждения подробно регламентировали и направляли деятельность молодежных организаций и системы школьного образования как в самой Германии, так и в оккупированных европейских странах, определяли пропагандистскую сторону их работы и ее содержание.
Надо отметить, что на протяжении первых двух лет войны и в первой половине 1943 г. школа оставалась главным и практически единственным проводником идеологии лидерства Гитлера и так называемой «Новой Европы» именно для молодой части общества. Конечно, идеологическое воздействие на молодежь осуществлялось и в ходе целого ряда политических мероприятий, рассчитанных на другие группы населения. Однако содержание школьного образования, воспитательная деятельность учителей должны были, по мнению оккупантов, создать молодых белорусов нового типа, соответствующего требованиям и интересам нацистской Германии. Одновременно немецкая пропаганда неустанно критиковала советскую систему школьного образования именно за то, что «советская власть использовала ее только для воспитания молодежи в необходимом для нее коммунистическом духе». Небезосновательно утверждалось, что на достижение этих целей была направлена вся система образования и воспитания: школа, пионерия, комсомол, а также кино, пресса, театр. «Большевики преобразовали школу в основу воспитания молодежи в духе коммунизма и пролетарского интернационализма. Они превратили школу в лабораторию по привитию жидовско-больше-вистской отравы, по воспитанию покорных рабов своей власти», - говорилось в одном из материалов пропаганды [6. Л. 26].
Активное участие в разработке планов идеологического воздействия на белорусскую молодежь принимали коллаборанты. 1 июня 1942 г. их представители участвовали в одном из заседаний Генерального Комиссариата по вопросам организации работы с молодежью с докладом под названием «О школьном деле
Беларуси», в котором указывалось на ряд просчетов немецких оккупационных властей в работе с молодым поколением Белоруссии. В частности, указывалось на то, что «...1941/42 школьный год был полностью потерян для дела воспитания белорусского народа и замедления польско-российско-еврейско-большевистского влияния на Беларуси». «В этом году на Беларуси могли существовать только начальные народные белорусские школы, - говорилось в нем, - школьные учебники не были апробированы властями, ни один учебник не вышел из печати. Тем не менее на 1942-1943 год в Беларуси не планируется ничего нового в школьном деле. В то же время в Литве и на Украине дело национального воспитания и подготовки своих специалистов выглядело совсем иначе уже в 1941/42 учебном году: там полностью работали школы нижней, средней и высшей ступени, даже Академия наук; там открываются такие общеобразовательные учреждения, как библиотеки и музеи. Там с корнем уничтожаются вражеские польско-российско-жидовско-большевистские влияния, вместо которых дается свое, национальное, содержание в духе построения Новой Европы... На Беларуси необходимо воспитание молодежи и всего народа в своем, национальном, направлении, согласно с потребностями нового строя. Польская интеллигенция стремится нынче захватить позиции в администрации, костеле, торговле, культурной жизни в свои руки, чтобы проводить свою шовинистическую политику... А интеллигенция, оставленная большевиками, в большинстве своем является сторонницей целости СССР, а частично полностью враждебно относится к новой Беларуси, в этом смысле она - плацдарм восточного врага». Далее предлагалось как можно скорее создать под наблюдением Генерального Комиссара руководство просвещения и культуры Беларуси из среды «сознательных белорусов», способных к организации низших, средних и высших общеобразовательных и специальных школ по всей Беларуси, а также передать этому руководству весь научно-культурный фонд Беларуси. Эти меры должны были, по их мнению, восполнить недостаток национальной интеллигенции, заменить «враждебные польские и российские профессиональные кадры на белорусские, чтобы начать общую воспитательную работу белорусского народа в своем национальном направлении, которое обеспечит прочное ограничение от Польши и России» [7. Л. 62-71].
Одним из первых таких ограничений стало введение с 1 сентября 1942 г. в первых классах народных школ, а позже и в старших, латиницы. Для проведения соответствующих консультаций в реализации этого вопроса референт Генерального комиссариата Беларуси и руководитель школьной системы Беларуси Сиви-ца ездил в Берлин, где участвовал в обсуждении проблем белорусского языкознания. Для Генерального округа Беларусь были назначены специальные руководители по вопросам языка для разработки транскрипции и составления школьных учебников. Цель, которая преследовалась такими действиями, была двоякой: с одной стороны, дети, проходя обучение на латинице, вообще утрачивали связь с общеславянской культурной традицией через алфавит, а с другой сто-
роны, его «белорусскость» определяла исключительно национальные черты и отделяла от польского языка [8. Л. 19].
1943 год стал переломным в вопросах школьной и профессиональной подготовки в округе, предпосылкой чему послужил ряд объективных изменений. Военная промышленность рейха испытывала все более возрастающую потребность в рабочих руках с Востока. При этом в 1943-1944 гг. основная ставка немецкой администрацией округа делалась не столько на вербовку белорусской молодежи и ее отправку в Германию, сколько на ее использование на предприятиях в пределах Генерального округа (в любом случае остарбайтеры трудились на благо рейха). Исходя из необходимости увеличить количество профессионально подготовленных белорусских кадров, В. Кубе приказал в июле 1943 г. распространить на всю территорию округа новую систему школьного образования, которая включала следующие ступени:
I. Дошкольные учреждения - ясли, детские сады.
II. Общеобразовательная школа (бесплатная, обязательная для всех детей в возрасте от 7 до 14 лет). Уже на этой ступени должно было происходить распределение на способных и тех детей, обучение которых завершалось в 14 лет окончанием классов с профессионально-технической ориентацией.
III. Средняя школа (была уже необязательной и платной, дети принимались сюда по результатам экзаменов (примерно 30% лучших из начальной школы). Эта ступень включала несколько подтипов школ: реальную, гуманитарную, сельскохозяйственную и трудовую, а также техническую, торговую и учительские семинарии. Окончание трех последних и успешная сдача вступительных экзаменов гарантировали продолжение образования в высших учебных заведениях.
IV. Трудовая повинность (четвертая ступень) распространялась на всю молодежь в возрасте 18-19 лет и проходила в течение года независимо от образования в так называемой школе «Служба Отечеству».
V. Высшая школа (пятая ступень), в состав которой входили университеты, институты, консерватории, высшие курсы.
На каждой ступени проходил отбор 10% лучших, которые имели возможность (в случае возможности оплаты обучения) продолжить учебу. В печати широко пропагандировались эти нововведения. А с октября того же года Кубе приказал провести пропагандистскую кампанию в связи с открытием четырех институтов - медицинского, юридического, управления и ветеринарного [9. Л. 43-47].
Школьный инспекториат особенно волновал вопрос, связанный с вынужденным закрытием школ в районах наибольшей активность партизан. В отчетах районных инспекторов неоднократно повторялось: «учителя боятся ехать на работу», «сожженное партизанами школьное здание» [10. Л. 51].
Препятствия со стороны партизан деятельности школ объясняются выраженным антисоветским содержанием школьной программы пронемецких учебных заведений. Например, в начальной школе детям говорили, что Сталин погиб, и теперь «нашим руководителем
будет А. Гитлер». При этом в ответ на национальное приветствие «Живе Беларусь!» дети должны были отвечать нацистским жестом, соответствовавшим приветствию на слоган «Хайль Гитлер!» В целом, помимо того что школьная программа приобрела националистический характер, она была насыщена фальшивыми идеями построения так называемой Новой Европы под руководством фюрера и благодарности «освободителям за данную ими возможность идти в Европу». Конечно, основными школьными предметами, которые использовались в пропагандистских целях, были история, литература и белорусский язык. В истории Беларуси наибольший акцент делался на периодах войн между Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой, с одной стороны, и «Московской державой» - с другой. Большое внимание уделялось проблеме белорусского освободительного движения Х'УШ-ХК вв., активизировавшегося после разделов Речи Посполитой. В курсе школьной истории был раздел под названием «Европейская война», в котором преподносилась немецкая версия причин и развития Второй мировой войны. В частности, говорилось о наступлении для Беларуси «новой эры» в связи с ее «освобождением от Польши и Советов». Особое внимание уделялось изучению биографии и исторической роли А. Гитлера [8. Л. 7].
В так называемых «Чытанках» для 3-го класса говорилось: «У белорусов красивые язык и литература, которые испортили большевики и поляки, а теперь есть возможность изучать их и повысить свой культурный уровень». Здесь же содержались разделы, названия которых говорят сами за себя - «Мощь Германии», «Немецкий солдат», а также немецкие поговорки, которые должны были воспитывать у белорусских детей и подростков такие качества, как трудолюбие, покорность, послушание, дисциплинированность [11. Л. 106]. Нельзя не отметить, что много времени отводилось на изучение национальной культуры, традиций, истории, которые в предшествовавший советский период не входили в школьную программу. Однако комментарии, которыми сопровождали эти разделы, носили откровенно пропагандистский характер.
Составителями школьных учебников стали с 1943 г. белорусские сотрудники комиссариата (до этого книги на белорусском языке поступали непосредственно из Берлина). Например, Калубович стал автором хрестоматии на белорусской литературе для классов, Шкеленок и Найдюк написали учебники по истории Беларуси, Кипель - по ботанике; учебники по грамматике были основаны на разработках известных белорусских лингвистов начала XX в. Тарашкевича и Ле-сика. При Генеральном Комиссариате действовало Издательство учебников и литературы для молодежи в Минске, материалы для которого приходили по-прежнему из Германии, а руководителем его был кол-лаборант Найдюк [12. Л. 44-48].
В 1943 г. на территории округа был создан так называемый «Союз белорусской молодежи». В уставе СБМ, утвержденном 22 июня 1943 г. В. Кубе, определялись следующие цели его деятельности: «Воспитание молодых, идейных, смелых последовательных строителей новой Беларуси и подготовка их к созида-
тельному труду в народной среде; освобождение белорусской молодежи от враждебных и вредных влияний, ее нравственное возрождение и воспитание в духе Новой Беларуси под руководством национал-социалистической Германии; проведение национально-патриотического воспитания через ознакомление с историей Беларуси, изучение языка и культуры, развитие национального своеобразия. Через нравственное воспитание изжить рабскую психологию, материализму противопоставить высокие понятия и ценности идеализма, чувства героизма, справедливости, трудолюбия, обязательности. Так развить черты характера и души, чтобы белорусский народ, имеющий арийское происхождение, мог быть принят в сферу европейской культуры, и прежде всего западноевропейской; через физическое воспитание взрастить здорового, трудоспособного и жизнерадостного белорусского юношу и здоровую белорусскую девушку - будущую жену и мать» [13. Л. 80].
Методами работы СБМ были собрания, экскурсии, кружковая работа. Привлечение в состав союза носило, однако, принудительный характер: под угрозой увольнения с работы либо чтобы трудоустроиться зачастую приходилось записаться в эту организацию. Принципы, на которые опирался Союз в своей воспитательной работе, были полностью заимствованы из германского гитлерюгенда:
- принцип вождизма, строгой субординации, подчинения, выполнения приказов;
- несение трудовой повинности в специальных лагерях;
- жесткая дисциплина [14. Л. 8].
Сама структура организации СБМ полностью копировала структуру и принципы организации работы германского «гитлерюгенда».
Разжигание ненависти и развитие качеств бойца по принципу «меньше интеллекта, больше физкультуры», создание фактически «зомби» послушных авторитарной воле являлись истинными целями деятельности СБМ. «Молодежь должна не думать, а беспрекословно подчиняться. Безграмотность - идеал нацистов», -говорил глава Немецкого трудового Союза Р. Лей. Действительно, основную часть занятий, проводимых в Слонимской (для ребят) и Дроздовской (для девушек) школах СБМ, занимали строевая подготовка, физическое воспитание, пение и лекции, направленные на воспитание «арийского» духа, мужества, самопожертвования, дисциплинированности, верности, обязательности, а занятия по белорусской культуре отличались националистическим оттенком [15. Л. 62]. После окончания школы и принесения присяги воспитанников возили в Германию, где они в течение двух недель знакомились с работой «гитлерюгенда» [16. Л. 54].
Ставка на молодежь в реализации оккупационных планов получила развитие и у преемника В. Кубе К. фон Готтберга. Польский исследователь Ю. Туро-нок отмечает, что новый Генеральный комиссар округа на одной из конференций проходившей в ноябре 1943 г в Министерстве занятых восточных территорий, высказался о необходимости скорейшего издания школьных учебников на территории округа, а также за дальнейшее развитие деятельности таких коллаборант-
ских организаций, как «Самопомощь» и СБМ, считая, что они выполняют необходимые пропагандистские функции [17. С. 175]. Как и прежде, большая роль отводилась подготовке пропагандистских кадров. Так, согласно приказу Готтберга от 16 февраля 1944 г. пропагандисты, подготовленные в школах СБМ, поступали в распоряжение гебитскомиссаров и должны были сотрудничать с местными пропагандистами-референтами в проведении акций и кампаний пропагандистского характера и распространении газет и журналов [18. Л. 23].
Пропагандистский отдел был одним из пяти, составлявших так называемый руководящий штаб СБМ. Председателем Союза был Михаил Ганько - воспитанник берлинской школы пропагандистов Акинчица. Женский отдел организации возглавляла врач Наталья Абрамова. Для пропаганды и распространения идей Союз имел свой печатный орган - ежемесячник «Жы-ве Беларусь», а для собственных пропагандистских кадров выходила специальная учебная литература -«Дневники приказов» и «Учебный листок». Обязанности пропагандистов должны были выполнять и учителя: в 1943/44 учебном году они занимались организацией школьных кружков СБМ [19. С. 100].
В 1944 г. использование в пропагандистских целях СБМ и системы образования достигло максимума: через эти учреждения проводились многие идейно-политические акции и кампании, рассчитанные на молодое поколение. С наибольшим упорством местные пропагандисты и руководящие лица из состава Генерального комиссариата призывали белорусскую молодежь бороться за «Новую Европу», при этом главный расчет делался на национальное самосознание. Апелляцией к национальным чувствам стало в том числе провозглашение 27 декабря 1943 г. Белорусской Центральной Рады во главе с «президентом» Р. Островским и целый ряд других мер. На втором совещании высшего руководства СБМ, проходившем 16-20 февраля 1944 г., выступали шеф-проводник руководящего штаба СБМ Ганько, руководитель отдела молодежи ГКБ Гене, президент БЦР Островский и сам генеральный комиссар Курт фон Готтберг. Суть их выступлений можно свести к следующим тезисам из речи Готт-берга: «Мы переживаем конфликт между большевизмом и упорядоченным миром в лице Германии, а между этими сторонами стоит молодежь; СБМ - это революция молодежи против большевизма; вы будете писать национальную историю вашей страны в Новой Европе, но для этого нужно ее защитить от большевизма своим трудом» [16. Л. 16].
Еще в июне 1943 г. Ганько получил от рейхсмини-стра «занятых областей» А. Розенберга инструкцию относительно целей и задач возглавляемой им организации. В ней говорилось, что «реорганизация народа для службы на благо нашей общей победы и скорейшего построения Новой Европы, воспитание белорусской молодежи в духе гитлерюгенд выступает доказательством воли к жизни белорусского народа перед угрозой большевизма». В соответствии с этими тезисами руководящий штаб СБМ и отдел пропаганды ГКБ провели ряд пропагандистских акций среди молодежи, в том числе призывы к белорусским студен-
там, не закончившим обучение до начала войны, поехать на учебу в рейх. При этом среди населения ходили упорные слухи, что белорусские студенты поедут в Германию не для продолжения образования, а в качестве остарбайтеров на принудительные работы. Доказательством справедливости такого недоверия со стороны населения служили вербовочные акции, проходившие параллельно с рекламой учебы в рейхе. Листовки и плакаты обещали равноправие с немцами, свободу, легкую и хорошо оплачиваемую работу, культурное развитие, профессиональное обучение и т.д. На самом деле за красивыми фразами скрывались потребности военной экономики рейха, остро испытывавшей недостаток в работниках. Так, в инструкции руководителя отдела трудовой и социальной политики при ГКБ Фрайденберга от 15 декабря 1942 г. раскрываются истинные цели подобных пропагандистских акций. Здесь, в частности, говорится, что три штаба по набору на работу до сих пор поставили очень мало рабочей силы для рейха на основе принципа добровольности. «Во всяком случае все оценки относительно положения сходятся на том, что при больших пропагандистских затратах невозможно добиться значительного успеха при найме на добровольном основании. Поскольку положение в рейхе с рабочей силой является очень напряженным и требует большого количества остарбайте-ров, и, с другой стороны, из-за нехватки профессионально обученных кадров на территории Генерального округа взрослые не могут быть вывезены, возникло предложение, чтобы посылать в рейх больше молодежи. Набор молодежи должен проводиться полицией. Для набора подходят в первую очередь молодые люди в 15-18-летнем возрасте. Проведение набора должно начаться в марте 1943 г., чтобы не дать возможности действовать вражеской пропаганде» [20. Л. 28]. С этого времени вербовочные кампании среди белорусской молодежи сочетали в себе пропагандистские акции с принудительными мерами полиции, как, впрочем, и среди других возрастных категорий потенциальных остарбайтеров в течение двух последних лет оккупации.
Можно отметить, что молодежная политика и соответствующий раздел пропаганды для молодежи постоянно шли рядом с политическими мероприятиями власти в масштабах всего округа. Поэтому для пропагандистских кадров СБМ не стало каким-то неожиданным явлением участие в акциях в связи с организацией так называемых «самообороняющихся деревень». Организация подобных деревень, население которых должно было участвовать в боестолкновениях с частями Красной Армии, предшествовала советской операции «Багратион». Людей запугивали перспективой возвращения советской власти, местью тем, кто жил в оккупации и тем более сотрудничал с немецкими властями. Члены СБМ с оружием в руках должны были участвовать в обороне белорусских деревень, лежащих на пути советского наступления. Ганько в марте 1944 г. на собрании окружных руководителей СБМ заявил, что «самообороняющиеся деревни должны быть обеспечены журналами, литературой, а почетным долгом юношей из этих деревень является служба с ору-
жием в руках, что поможет уничтожить врага и защитить Беларусь» [21. Л. 29].
Разумеется, работа в отделе пропаганды требовала определенного уровня знаний и подготовки на той или иной образовательной ступени СМБ. Активное участие в общественной работе среди своего окружения, распространение белорусскоязычной прессы, сотрудничество с газетами в качестве корреспондента, соответствующая спортивная и военная подготовка, а также сдача экзамена по истории Беларуси, истории деятельности и задачам СБМ, роли в жизни народа НСДАП - такие требования выдвигались для молодых пропагандистов средней степени СБМ (от 18 лет). Молодежь в возрасте от 22 лет проходила подготовку на занятиях высшей ступени. Кроме вышеозначенных задач они должны были заниматься формированием национального самосознания среди крестьян и рабочих, организацией небольших пропагандистских мероприятий. Пропагандисты СБМ данного звена должны были иметь высокий уровень военной подготовки, были обязаны знать психологию молодежи и методику управления ею, а также активно проводить в своей среде профилактику алкоголизма, курения и венерических заболеваний. Те, кто успешно проходил курс обучения на данной ступени, попадал на еще более высокую ступень старших руководителей «Союза белорусской молодежи». Соответственно, и требования к ним были более высокими: активная «национальная пропаганда», знание немецкого (французского, английского) языка, польского и русского языков, сдача экзамена по «содержанию вражеской пропаганды против СБМ и белорусской освободительной борьбы и методов противодействия ей». Они должны были знать «идеологическое и методологическое сходство и разницу между Союзом и враждебными и дружественными организациями молодежи (гитлерюгенд, комсомол, скаутинг) и соответственно освещать отношение поляков и большевиков к белорусской молодежи и их влияние на ее психику и характер, разъяснять общее историческое и сегодняшнее состояние арийской западноевропейской культуры и ее влияние на Беларусь», знать «враждебные методы фальсификации истории Родины», а также «сегодняшнее культурно-политическое и экономическое состояние Беларуси, способы сосуществования белорусского и европейских народов, историю, идеологию и методику работы НСДАП и идеологию Новой Европы», разоблачать «вредную роль жидовства в истории человечества» и «отврати-тельность большевистской идеологии», уметь ей противодействовать. Несмотря на эти достаточно высокие требования к пропагандистским кадрам из числа членов СБМ, по мнению Готтберга, они все-таки не соответствовали тому уровню, который был необходим для понимания и распространения национал-социалистических идей. Когда в июне 1944 г. из штаба А. Ро-зенберга в очередной раз прислали в Минск распоряжения насчет «национально-политического воспитания молодежи и создания для этого необходимых условий», Готтберг приказал 15 июня 1944 г. ввести «в профессиональных школах, высших учебных заведениях и учительских семинариях занятия по национал-
политическим вопросам» и послать в рейх специально избранных лиц, которые будут не только тщательно изучать вышеуказанные вопросы, но и познакомятся для дальнейшего использования в пропагандистских целях с жизнью крестьянства в образцовых деревенских хозяйствах, с социальным строем немецкого государства, с деятельностью Немецкого трудового фронта. Предполагалось, что срок пребывания в Германии для получения необходимых сведений и навыков составит 10-12 недель [22. Л. 70].
Аналогичные задачи поставил Готтберг и для школьных инспекторов, директоров и учителей: все они должны были пройти своеобразную «политграмоту в смысле общей антибольшевистской мобилизации», а школы должны были стать «местами воспитания молодежи для борьбы с большевизмом и охраны нового европейского строя». В приказе также шла речь о необходимости методической переподготовки учителей «в смысле поворота от господствующей сейчас материалистической доктрины воспитания и образования к интеллектуализации молодежи через использование новых методов преподавания» [23. Л. 23].
В феврале 1944 г. появляется и еще одно нововведение в школьном деле: Готтберг приказал передать управление системой школьного образования представителям Белорусской Центральной Рады. Это было одним из проявлений крупномасштабной кампании пропаганды созыва БЦР как свидетельства и доказательства наличия белорусской государственности. Подлинность последней должна была определить ее деятельность в управлении школой, делах культуры и науки. Но фактически руководство школой оставалось в руках немцев [10. Л. 55].
За месяц до прихода в Минск Красной Армии там проходило заседание областных школьных инспекторов, которое четко отразило последние попытки немецкой гражданской администрации осуществить через сеть школ национал-социалистическое воспитание, что, в свою очередь, исходило из так называемой «новой политической линии в Беларуси». Суть линии заключалась в желании создать условия для совместной борьбы белорусского и немецкого народов против большевизма. Предполагалось отбросить старые методы господства среди народов Востока», при этом задачу школы видели в воспитании «нового национально сознательного белорусского течения», которое займется национальным воспитанием остального населения. Отмечалось, что белорусы поздно начали осознавать себя как самостоятельную нацию, что они политически индифферентны и только при немецкой власти получили
возможность для своего национально-культурного развития [24. Л. 44].
В феврале 1944 г. в деятельность СБМ были вовлечены по разным данным от 8 до 10 тысяч молодых людей. Однако их участие в работе Союза было номинальным, поскольку его работа на это время ограничивалась лишь поддержкой определенных пропагандистских кампаний власти. Между прочим, несмотря на близкое завершение немецкого господства, предполагалось расширить влияние Союза на 200-300 тысяч человек. Определялись направления деятельности среди деревенской молодежи, учитывая ее крестьянскую психологию. А работа в женских отделах должна была «рядом с воспитанием чувства женщины-матери и женщины-националистки» обеспечить подготовку «специалистов в различных областях народной жизни согласно физическим и моральным возможностям женщины». С 22 июня 1944 г. вообще планировалось введение всеобщей обязанности для белорусской молодежи службы в СБМ.
Как известно, время распорядилось иначе, и борьба за сознание белорусской молодежи осталась в несбывшихся планах создателей третьего рейха. Такое количество пропагандистских задач системы образования отражало фактическую беспомощность этого учреждения в деле воспитания белорусской молодежи. С приближением линии фронта пропаганда все больше запугивала «жидо-большевистской угрозой для Беларуси». За этой фразой скрывался страх самих оккупантов перед реальностью и предстоящим временем расплаты. Активная пропагандистская деятельность немецких властей фактически накануне советского наступления стала последней попыткой скрыть собственный провал в реализации планов господства на Востоке, попыткой привлечения населения оккупированных территорий СССР на сопротивление наступавшим частям Красной Армии.
Таким образом, ставка немецких оккупационных властей на белорусскую молодежь потерпела крах. Участие в СБМ и других коллаборантских организациях в подавляющем числе случаев было принудительным. Попытки мобилизовать белорусскую молодежь на активное сопротивление советским войскам с оружием в руках также не увенчались успехом. Массированная пропаганда, ориентированная на потенциальных белорусских остарбайтеров из числа молодежи, оказалась малоэффективной. Усилия немецких и местных пропагандистов нивелировались методами антипартизанской борьбы, карательными экспедициями СС, массовым уничтожение евреев.
Список источников
1. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 370. Оп. 1. Д. 28.
2. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 1281.
3. НАРБ. Ф. 411. Оп. 2. Д. 31.
4. НАРБ. Ф. 500. Оп. 1. Д. 773.
5. НАРБ. Ф. 411. Оп. 33 а. Д. 544.
6. НАРБ. Ф. 411. Оп. 1. Д. 33.
7. НАРБ. Ф. 688. Оп. 2. Д. 2.
8. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 446.
9. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 43.
10. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 23.
11. НАРБ. Ф. 370. Оп. 6. Д. 14.
12. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 415.
13. НАРБ. Ф. 4. Оп. 33 а. Д. 441.
14. НАРБ. Ф. 4. Оп. 33 а. Д. 544.
15. НАРБ. Ф. 4. Оп. 33 а. Д. 442.
16. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 2483.
17. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй. Минск : Беларусь,1993. 236 с.
18. НАРБ.Ф. 4. Оп. 33 а. Д. 442.
19. Жумарь С.В. Оккупационная периодическая печать на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны : дис. ... канд. ист. Наук : 07.00.02. Минск, 1995. 129 с.
20. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 1395.
21. НАРБ. Ф. 411. Оп. 1. Д. 72.
22. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 2383.
23. НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 385.
24. НАРБ. Ф. 411. Оп. 1. Д. 31.
References
1. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370 List 1 File 28.
2. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370 List 1 File 1281.
3. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 411. List 2 File 31.
4. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 500. List 1 File 773.
5. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 411. List 33 a. File 544.
6. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 411. List 1 File 33.
7. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 688. List 2 File 2.
8. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370. List 1 File 446.
9. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370. List 1 File 43.
10. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370. List 1. File 23.
11. The National Archives of the Republic of Belarus (nARb). Fund 370. List 6. File 14.
12. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370. List 1. File 415.
13. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 4. List 33 a. File 441.
14. The National Archives of the Republic of Belarus (nARb). Fund 4. List 33 a. File 544.
15. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 4. List 33 a. File 442.
16. The National Archives of the Republic of Belarus (nARb). Fund 370. List 1. File 2483.
17. Turonak, Yu. (1993) Belarus' pad nyametskay akupatsyyay. Minsk: Belarus'.
18. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 4. List 33 a. File 442.
19. Zhumar, S.V. (1995) Okkupatsionnaya periodicheskaya pechat' na territorii Belorussii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Occupation periodical press on the territory of Belarus during the Great Patriotic War]. History Cand. Diss. Minsk.
20. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 370. List 1. File 1395.
21. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 411. List 1. File 72.
22. The National Archives of the Republic of Belarus (nARb). Fund 370. List 1. File 2383.
23. The National Archives of the Republic of Belarus (nARb). Fund 370. List 1. File 385.
24. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 411. List 1. File 31.
Сведения об авторе:
Пушкаренко Елена Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии (Люберцы, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Pushkarenko Elena A. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities of the Russian Customs Academy (Lyubertsy, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.07.2020; принята к публикации 15.05.2024 The article was submitted 28.07.2020; accepted for publication 15.05.2024