МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Л. В. Ачалова
НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
Рассматриваются этапы становления и реализации на практике модели социально-рыночной экономики Германии, дается характеристика ее основных элементов, проводится анализ причин, породивших расхождение в современной интерпретации термина «социально-рыночное хозяйство».
Социально-рыночное хозяйство (Soziale Marktwirtschaft) - это наиболее успешная в истории второй половины XX в. и до сих пор сохраняющая свою привлекательность теоретическая концепция и специфический тип социально-экономической системы, получивший развитие в ФРГ. В ней в органическом единстве удалось совместить эффективный конкурентный рынок с благоприятным предпринимательским климатом и принципы социальной справедливости.
Определяющее значение для разработки концепции социально-рыночного хозяйства как нового хозяйственного и социального порядка имели работы трех групп ученых1:
1) фрайбургской школы, которую еще в середине 30-х гг. XX в. создали профессора университета в городе Фрайбурге В. Ойкен, Ф. Бём и Х. Гросс-манн-Дёрт. Это направление также носит название «ордолиберализм» (от названия основанного Ойкеном и Бёмом ежегодника «ORDO» и предшествовавшей ему серии публикаций «Ordnung der Wirtschaft»). Основополагающий принцип данной школы - неразрывная связь порядка и свободы, взаимозависимость порядков (т. е. взаимообусловленность и взаимовлияние политического, экономического, социального и правового порядков);
2) неолибералов гуманистической традиции, прежде всего В. Репке и А. Рюстова, соединявших в своих работах проблемы экономического, общественного и культурного развития. Они выступали за третий путь социально-экономического развития, критикуя как капитализм, так и социализм. Отстаивая идею конкурентного порядка, ученые выступали против не только монополизации, но и крупных предприятий как таковых. Более того, успешное функционирование самого рынка Рюстов обусловливал наличием субсидиарной солидарности внутри общества;
3) социал-либералов, в значительной мере (впрочем, как и ученые второй группы) ориентировавшихся на христианскую социальную этику. Представители этой группы, и прежде всего А. Мюллер-Армак, стремились найти магическую формулу консенсуса государства, общества и бизнеса. Их главная
1 Большинство немецких исследователей придерживаются подобного выделения трех групп. Кроме того, эти ученые подошли к пониманию социально-рыночного порядка независимо друг от друга и объединили свои усилия уже после определенного периода поисков в этом направлении.
идея - соединить принцип свободы на рынках с принципом социального выравнивания; государству наряду с политикой порядка необходимо проводить активную конъюнктурную политику, регулирующую общехозяйственный кругооборот. По словам А. Мюллера-Армака, социально-рыночное хозяйство рассматривалось как попытка найти такие формы взаимодействия основных экономических и общественных субъектов, при которых стиль социального гуманизма не нарушал бы рыночных механизмов, а меры экономической политики и вообще государственного вмешательства были конформны, т. е. не противоречили друг другу [2. С. 58]. Эту концепцию можно рассматривать как «третий путь между необузданным капитализмом XIX - начала XX и системами с централизованным управлением экономикой» [1. С. 87].
Теоретики данных школ выработали основные принципы эффективности хозяйственного порядка, который должен был преодолеть недостатки как капитализма, так и социализма. В данном ряду выделяется В. Ойкен, который фактически определил институциональные элементы и принципы системы, позднее получившей название «социально-рыночное хозяйство». А Мюллер-Армак стал автором новой модели развития (1946), опираясь на концепцию которой проводил свои реформы отец немецкого «экономического чуда» Л. Эрхард. Для Эрхарда экономика - это часть общественного организма, в центре которого находится человек. Социально-рыночная экономика - это особая форма общественного устройства, уклад жизни, при котором человек из государственного подданного превращается в свободного гражданина, самостоятельную личность [3. С. 37]. Абсолютный нравственный императив, по Эрхарду, - это обретение человеком чувства собственного достоинства и освобождение его от унизительной зависимости от государственной опеки [5. С. 45].
Таким образом, социально-рыночное хозяйство как концепция экономической политики нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное и социально справедливое устройство экономики и общества.
Согласно статье 10 Конституции (Grundgesetz)2, ФРГ является демократическим и социальным федеральным государством. Это подчеркивает конституционный принцип социальной справедливости в экономической системе, что гарантирует существование именно социально-рыночного хозяйства в федеративной структуре государства. Но в то же время Конституция не кодифицирует социальную рыночную экономику, что предоставляет реальную возможность изменений в экономической системе. Однако существует мини-
2 Конституция Германии (1949) была изменена в результате процесса объединения Западной и Восточной Германии, но не претерпела существенных изменений. В результате подписания Маастрихтского соглашения в 1992 г., развития европейских интеграционных процессов и объединения Германии был внесен ряд поправок: статья 20 а предусматривает охрану природных ресурсов Германии; статья 23 дает возможности передачи части суверенитета в рамках реализации основных принципов ЕС (при сохранении некоторых ограничений, например, принципа субсидиарности); новая статья 87 d-f также создает платформу для проведения реформ в некоторых отраслях промышленности, которые до сих пор относились к государственному сектору (например, железная дорога, почта, телекоммуникации). Однако это является одним из шагов к трансформации социально-рыночной экономики в социально-экологическую рыночную экономику.
мальный предел таких изменений, поскольку любая экономическая система должна быть совместима с неотъемлемыми правами человека и децентрализованной политической системой, поскольку в Германии всегда были сильны позиции федеральных земель и местных общин, т. е. местного самоуправления.
В основе социально-рыночного хозяйства ФРГ лежит идея рыночной экономики - частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и свободное ценообразование обеспечивают оптимальное использование производственных ресурсов и, следовательно, наиболее полное удовлетворение потребностей населения. Эти основные права и свободы закреплены в Конституции.
Кроме того, государство обеспечивает основные экономические свободы гражданам, берет на себя ответственность за организацию денежного обращения, борьбу с экономическими кризисами, обеспечение социальной справедливости, создание равных условий для конкуренции и недопущение монополизации экономики.
В системе государственного сектора в Германии применяется принцип субсидиарности, или субсидиарной ответственности: государственное (федеральное) участие часто возникает в тех случаях, когда земли не в состоянии справиться с задачами в области социально-экономической политики [6. С. 40].
В центре концепции социально-рыночного хозяйства находится понятие «экономический порядок», который можно рассматривать в качестве институционального механизма, определяющего правила поведения основных экономических агентов (домохозяйства, предприятия и государство), включая систему поощрений и ограничений.
В основе экономического порядка лежит следующий принцип: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила (рамочные условия), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основном не подверженная государственному влиянию система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т. е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране.
Экономический порядок можно представить в виде агентского договора (в российской практике также используется договор поручительства, который с юридической точки зрения аналогичен договору между агентом и поручителем). В качестве агентов выступают домохозяйства и фирмы, действующие в соответствии с организационно-правовой структурой, разработанной принципалами (основоположниками Конституции). Принципал устанавливает правила поведения для агента, однако он не может полностью его контролировать, несмотря на то, что именно от поведения последнего зависит исход деятельности. Правила разрабатываются с тем условием, что они будут обеспечивать оптимальные условия функционирования агентов. Таким образом, экономиче-
ский порядок - это идеальная конкурентоспособная модель, в основе которой лежит баланс между социальным и политическим порядком, между оптимумом и максимумом.
Экономический порядок для экономики в целом может быть представлен в совокупности отдельных порядков ряда сфер деятельности (например, конкурентный, монетарный или социальный порядок) или политики (например, торговая, сельскохозяйственная или антициклическая политика). Основные задачи экономического порядка: а) сочетание друг с другом отдельных порядков; б) интегрирование социального компонента в систему порядков; в) сочетание макроэкономической политики с социально-рыночным порядком [6].
Координация отдельных решений осуществляется посредством механизма цен, которые образуются на рынке при стечении предложения и спроса. Цены в этом отношении выполняют важную информационную функцию для потребителей и предприятий.
Конкурентная борьба является решающей предпосылкой для функционирования механизма цен. Совокупность информации, предоставляемой производителям и потребителям в рыночном процессе, намного шире, чем в случае централизованного управления. Смотря по обстоятельствам, действующим в данный момент, индивидуумы независимо друг от друга принимают лучшие для себя решения.
Особенность социально-рыночного хозяйства состоит в том, что эта либеральная в своей основе система предполагает сильную государственную политику, которая, в частности, активно участвует в становлении государства. Для Германии во все времена ее развития была характерна несоизмеримо большая роль государства в экономике, чем в США или Великобритании. Такая политика означает не интервенционизм, не вмешательство в хозяйственные процессы и структуру, а формирование и изменение хозяйственного порядка.
Таким образом, модель социально-рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства, баланс между рыночной эффективностью и социальными интересами. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая относительно справедливое распределение социальных благ всем членам общества [4. С. 211].
В действительности Федеративной Республикой Германией эта модель претворена в жизнь не в полном объеме. Так, в классической концепции, разработанной Эрхардом, рыночный механизм выступал основным институциональным средством побуждения к труду, производству, инвестициям и инновациям. Социальная сфера рассматривалась как приоритетная, требующая корректировки рыночных механизмов. Но эта корректировка осуществлялась таким образом, что основные принципы функционирования рыночных механизмов оставались незатронутыми.
За почти шестидесятилетний период осуществления принципов социально-рыночного хозяйства экономика ФРГ пять раз переживала спад:
— 1966—1967 гг. - первый циклический кризис перепроизводства и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. Для экономической политики это означало усиление государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Впервые в истории государства стали разрабатываться долгосрочные программы экономического развития. Согласно концепции глобального регулирования, принятой в 1967 г. в связи с экономическим кризисом, цели экономической политики символизировались магическим четырехугольником, который включал равномерный и постоянный рост экономики при полной занятости, стабильности цен и равновесии платежного баланса;
— 1970-е гг. - период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феноменов стагфляции (сочетание инфляции и спада). Были затронуты все отрасли экономики, в результате чего ВВП уменьшился на 5%, промышленное производство - на 12%, внутренние частные инвестиции - на 18,5%. Резко возросло число банкротств, увеличились показатели инфляции и безработицы. Циклический спад экономики усугублялся мировым энергетическим кризисом и структурным кризисом ряда отраслей хозяйства в большинстве развитых, а также во многих развивающихся странах;
— 1980—1982 гг. - переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий производства. В этот период было отмечено ухудшение позиций ФРГ на мировом рынке: обострение конкуренции, повышение курса немецкой марки, снижение конкурентоспособности западногерманских товаров и доли наукоемких товаров в экспорте. Все эти обстоятельства способствовали глубоким изменениям в концепции и практике государственного регулирования. Таким образом, был осуществлен новый поворот курса экономической политики, в центре которой стояла кампания приватизации государственного сектора путем снижения доли государства в акционерном капитале компаний при сохранении в ряде случаев преобладающего влияния государства. Благодаря новой концепции удалось добиться снижения доли государственных расходов в ВВП, государственного дефицита, уровня инфляции, увеличения темпов экономического роста. Вторым важным элементом нового курса стала налоговая реформа. Но впоследствии дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в связи с объединением Германии потребовала повышения некоторых налогов. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась либеральная модель экономики, то для ФРГ был характерен ее смягченный вариант;
— 1992—1993 гг. - один из самых глубоких за послевоенную историю страны кризисов, ставший своеобразным завершением очередного этапа циклического развития экономики. Объединенная Германия решала возникшие перед ней проблемы уже проверенными временем инструментами социально-рыночного хозяйства. Но в то же время были выявлены проблемные элементы ———-раздела (со следующей страницы)—-——^^ концепции социально-рыночного хозяйства, требующие своевременного реформирования;
— 2001—2003 гг. - основной принцип неприкосновенности рыночных механизмов забыт. В ФРГ существуют проблемы с динамикой и структурным
приспособлением (в том числе жесткая структура на рынке производства и рынке товаров, слишком высокие субсидии, слишком много урегулирований, мешающих силам рынка, и, в частности, слишком широкое использование социального продукта со стороны государства). Государство, пытаясь решить такие проблемы, настолько вмешалось в экономику, что представляет собой угрозу для основ социально-рыночного хозяйства. Эта модель доказала свою эффективность и состоятельность, но на сегодняшний день она столкнулась с рядом проблем: неблагоприятное соотношение между издержками на заработную плату на единицу продукции в Германии по сравнению с другими промышленно развитыми странами; привлечение исключительно больших финансовых ресурсов на модернизацию экономики восточногерманского региона, пока еще не приносящих адекватной отдачи; не всегда эффективная экономическая политика государства, включая недостаточную подготовленность и известную поспешность в принятии некоторых важнейших решений, в частности, в отношении сроков введения единой европейской валюты евро; более медленная и трудная экономическая интеграция в рамках ЕС, чем это предполагалось до середины 1990-х гг.
Многие аналитики и в самой Германии говорят об «эрозии» термина «социально-рыночное хозяйство», которым манипулируют самые различные политические силы. На сегодняшний день в Германии существует минимум семь концепций трактовки социально-рыночного хозяйства. Причем следует отметить, что трактовка самого Эрхарда является наименее распространенной. Причина столь парадоксальной ситуации довольно проста: политические интересы, где камнем преткновения выступает главное составляющее в формуле «социально-рыночная экономика» - прилагательное «социальная».
Так, например, с позиции социал-либералов, если государство не будет действовать слишком грубо, а сделает акцент на комфортных по отношению к рынку методах регулирования, то это не нанесет серьезного ущерба механизму функционирования рыночной экономики, а рынок сможет ужиться с государственным интервенционизмом и политикой социального выравнивания [3. С. 36].
Согласно точки зрения рыночных фундаменталистов, рыночная экономика социальна сама по себе, где прилагательное «социальная» выступает политической обложкой. В данном случае подразумевается следующее: либо экономика рыночная, тогда, по определению, она социальная, либо социальная, но тогда она не может претендовать на роль рыночной.
Безусловно, социальный компонент имманентно присущ рыночной экономике, поскольку именно ее эффективность является первоосновой повышения благосостояния всего общества.
Вместе с тем следует отметить, что система социально-рыночного хозяйства в конце ХХ - начале ХХ1 в. столкнулась со сложными проблемами, все отчетливее стали проявляться черты ее кризиса. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС и становится одной из самых дорогих экономических систем в мире. В условиях процесса нарастающей глобализации и углубления европейской интеграции не-
мецкая модель социально-рыночного хозяйства сохранится лишь в том случае, если будет проведено ее существенное реформирование. Поэтому постоянная задача экономической политики - направление всех усилий на создание социально-рыночного хозяйства и полное претворение в жизнь присущих ему черт.
В связи с этим в основе политического курса нынешней главы правительства А. Меркель лежит концепция построения нового социально-рыночного хозяйства, где в перспективе принцип Эрхарда «благосостояние для всех» будет заменен на «шансы для всех» [3. C. 36].
Список литературы
1. Гроссекеттлер Х. Социальная рыночная экономика Германии: стратегия правового закрепления и стабилизации экономического порядка // Politekonom. 2000. № 1.
2. Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002.
3. Зарицкий Б. Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юрист, 2003.
4. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Дело, 2001.
6. Siebert H. The German Economy: Beyond the Social Market / University Presses of California. Columbia and Princeton, 2005.