данных эпидзначимых объектов окружающей среды на каждой территории. Их качественные и количественные санитарно - паразитологические характеристики позволят оптимизировать планирование проведения работ по социально - гигиеническому мониторингу и разработке профилактических мероприятий при паразитозах.
Литература: 1. МУ 3.2.1882-04 «Профилактика лямблиоза».- М.- 2005.36 с. 2. МУК 4.2.1884-04 «Санитарно - микробиологический и санитарно -паразитологический анализ воды поверхностных водных объектов».- М.-2005.-75 с. 3. МУК 4.2.2314-08 «Методы санитарно - паразитологического анализа воды».- М.- 2008.- 35 с. 4. Рахманин Ю.А., Доронина О.Д. // Гигиена и санитария.- 2010.-№2.- с.8-13. 5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».-М.- 2008.-95 с.
Evaluation of water in transmission of protozooses at the South of the
RF. Khromenkova E.P., Dimidova L.L., Vaserin Yu.I., Aidinov G.T., Shvager
M. M., Gaibaryan K.S., Kovalev E.V., Portnova G.V., Zavgorodny S.A., Trufanov
N. D., Shovgenova N.Z., Pshenichny I.V., Shcurpash A.Yu. Rostov Scientific Research Institute of Microbiology and Parasitology; Centre of Hygiene and Epidemiology in the Rostov Region; Administration of Rospotrebnadzor in the Rostov Region.
Summary. Drinking water and water in open reservoirs doesn’t appear to be the leading factor in transmission of protozooses among human population. Indication of parasitose causative agents in environmental objects including drinking water and water of reservoirs allows to obtain the screening data for substantiation of prophylactic measures to reduce the risk of infection of population by parasitoses. Performance of such trials allows to create so called bank of data on environmental objects having epidemiological importance. These qualitative and quantitative sanitary-parasitological characteristics allow to optimize procedures aimed on monitoring and development of prophylactic measures at parasitoses.
NEMATODIRUS SKRJABINIvs N. TARANDI: САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
ВИДЫ ИЛИ СИНОНИМЫ?
Хрусталев А.В.
ГНУ ВНИИ гельминтологии им.К.И.Скрябина
В составе гельминтофауны северных оленей довольно обычны представители рода Nematodirus. Они регистрируются по всему ареалу хозяина, включая север Евразии и Северной Америки. Описано два вида нематодирусов, специфичных для северного оленя: N.skrjabini и N.tarandi. Оба этих названия примерно одинаково часто встречаются в гельминтологической
440
литературе, однако таксономический статус обозначаемых ими видов не вполне ясен. Большинство зарубежных исследователей упоминают N.tarandi, а
N.skrjabini рассматривают как его синоним. В отечественной литературе оба вида признаются самостоятельными, но при этом всегда сообщается об обнаружении только N.skrjabini. В результате мы имеем явно неестественную картину географического распространения видов нематодирусов у северных оленей, в которой ареал N.skrjabini ограничен административными границами Российской Федерации. Особенно странной выглядит ситуация, когда на территории, например, Кольского полуострова или на Чукотке регистрируется исключительно N.skrjabini, а в соседних с ними Норвегии и на Аляске - только N.tarandi.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, выяснить идет ли речь об одном или разных видах, мы изучили материалы гельминтов из коллекции музея ВИГИС от северных оленей из разных географически удаленных друг
от друга мест ареала: из Мурманской обл. (сборы и определение В.Ю.Мицкевич, 1948 г.) и с Чукотки (сборы и определение Н.С.Назаровой, 1961 г. и Н.И.Овсюковой, 1963 г.). Также мы имели возможность изучить экземпляры нематод из Национальной коллекции паразитов США (Белтсвил, Мэриленд) от северного оленя с Аляски определенных Д.Дикмансом (G.Dikmans) в 1932. г. как N.tarandi и от лося из Миннесоты. Имеющийся материал был исследован по комплексу признаков, использующихся в таксономии нематодирусов, включая строение трофико-сенсорного отдела, синлофа, половой системы самцов и самок. Все изученные образцы обладали специфическими признаками, выделяющими их среди остальных видов рода Nematodirus, в частности характерным строением апекса спикул (Рис.), но между собой выборки были морфологически не различимы т.е. явно принадлежали одному виду.
С целью выявления возможной политипичности (внутривидовой структуры) проведено также сравнительное изучение изменчивости в кольской и чукотской популяциях (американские образцы ввиду их малого количества в расчет не принимались) по некоторым таксономически значимым мерным признакам. Анализ данных показал отсутствие статистически значимых различий средних величин признаков в t-тесте Стьюдента, что свидетельствует о принадлежности выборок одной генеральной совокупности (см. таблицу).
Рис. Апекс спикулы N.tarandi
441
Таблица
Сравнение Кольской и чукотской популяций нематодирусов
по мерным признакам
Признак Популяция Средняя, мкм t-тест, Р
Длина спикул кольская 1438 0,575
чукотская 1451
Длина пищевода кольская 664 0,309
чукотская 628
Длина яиц кольская 194 0,618
чукотская 192
Чтобы окончательно поставить точку в обсуждаемой теме и привести обозначение нематодирусов от северных оленей в соответствие с правилами зоологической номенклатуры, мы попытались выяснить откуда взялась путаница в названиях и разногласия по поводу идентификации видов. История вопроса такова. В 1922 г. С.Хадвен (S.Hadwen) [1] сообщил о новом виде рода Nematodirus от северного оленя с Аляски - N.tarandi. Опубликованное описание вида было очень кратким, но достаточным, чтобы однозначно дифференцировать его от известных представителей рода. В частности был отмечен ключевой признак - наличие сапожковидного кончика спикул (shoeshaped terminal piece). Кроме того был явно зафиксирован номенклатурный тип вида - голотип и паратипы из Американского Национального музея.
В 1929 г. В.Ю.Мицкевич [2], не зная о работе Хадвена, описала вид N.skrjabini, найденный у северных оленей в Архангельской обл. Ее подробное описание вида с безупречно выполненными рисунками стало хрестоматийным и до сих пор приводится во многих руководствах.
В 1935 г. Д.Дикманс (G.Dikmans) [3] изучил экземпляры N.tarandi из Национального музея и пришел к выводу, что они полностью совпадают с описанием В.Ю.Мицкевич, сделанным для N.skrjabini. На этом основании N.skrjabini он свел в синоним N.tarandi. Точка зрения Дикманса была принята и до сих пор разделяется большинством зарубежных гельминтологов.
В 1954 г. К.И.Скрябин с соавт. в «Основах нематодологии» [4] и, позднее, в 1967 г. В.Ю.Мицкевич [5] выразили категорическое несогласие с мнением Дикманса. Они посчитали, что Хадвен имел дело не с видом рода Nematodirus, а с видом рода Nematodirella, так как вульва самки у изученных им гельминтов располагается в передней части тела. К тому же размер яиц не характерен для Nematodirus. Авторы сохранили валиднось вида N.skrjabini, а N.tarandi условно оставили в прежнем систематическом положении. Такая позиция К.И.Скрябина и др. разделяется до сегодняшнего времени отечественными гельминтологами.
Мы ознакомились с оригинальным описанием Хадвена вида N.tarandi в 9-м томе Journal of Parasitology. В нем по поводу положения вульвы у самок автор пишет: «The vulva is slightly anterior to a point two-thirds of the body length
442
from the head end»; - что буквально переводится: «Вульва немного впереди позиции двух третей длины тела от головного конца»; - т.е. располагается в задней половине тела. Очевидно, эта довольно неудачно, на наш взгляд, сформулированная фраза в свое время была не вполне верно переведена как «вульва открывается несколько впереди начала второй трети длины тела» (цит. по: К.И.Скрябин и др., 1954). Эта фраза послужила ключевым пунктом возражений Скрябина, т.к. на самом деле положение вульвы имеет принципиальное значение, поскольку у нематодирелл с их атрофированной передней половой трубкой, в отличие от нематодирусов, вульва сильно сдвинута кпереди. Что касается замечаний Мицкевич о несоответствии размеров яиц и спикул, то действительно, описание Хадвена изобилует такими несоответствиями; более того, ни один из приводимых автором мерных признаков не может быть отнесен ни к нематодирусам, ни к нематодиреллам, что наталкивает на мысль о технической ошибке. Также вполне вероятно, что Хадвен имел дело со смешанным материалом, включающим и нематодирелл (любопытно заметить, что если увеличить все промеры из его описания примерно в два раза, то мы получим значения наиболее приближенно соответствующие размерным характеристикам нематодирелл).
В данной ситуации решающее значение имели исследования Дикманса, изучившего типовые экземпляры N.tarandi, поскольку именно тип (а не описание) является носителем названия таксона. В том, что Дикманс имел дело именно с N.tarandi, а не с нематодиреллами, мы могли убедиться, исследуя аутентично определенные им образцы.
Таким образом, в отношении нематодирусов, паразитирующих у северных оленей, можно говорить об одном монотипичном виде, который следует связать с названием N.tarandi Hadwen, 1922, имеющем номенклатурное преимущество как предложенное раньше, а название N.skrjabini Mizkewitsch, 1929 считать его младшим синонимом.
Литература: l.Hadwen S.//Journal of Parasitollogy. 1922.-Vol. 9.- No 1.- P. 482. 2.Мицкевич В.Ю. //Тр. Гос. ин-та экспер. вет.- 1929. Т. 6.- в. 2.-С. 128 -146. 3.Dikmans G. //Proc. Helminthol. Soc. Wash.- 1935.-Vol. 2, No 1.- P. 56. 4. Скрябин, К.И., Шихобалова Н.П., Шульц Р.С. Трихостронгилиды животных и человека. М.:Изд-во АН СССР. Основы нематодологии. 1954.-Т.3. 5. Мицкевич В.Ю. Гельминты северного оленя и вызываемые ими заболевания. Л.:Колос. 1961.
Are Nematodirus skryabini vs N. tarandi the separate species or synonyms? Khrustalev A.B. All-Russian K.I. Skryabin Scientific Research Institute of Helminthology.
Summary. The comparative investigation of Nematodirus in collections from North deers from Kolsk Peninsula, Chukotka and Alaska didn’t reveal morphological differences. The species N. skryabini Mitzkowich, 1929 should be considered as the low synonym of N. tarandi Hadwen, 1922. The studying of specific diversity didn’t show any features of it’s polytyping.
443