Стратегия feaj.fiutnufrrf'H'K
16 (223) - 2011
УДК 631.11(083.78)
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУРАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА, ОЦЕНКА СТОИМОСТИ
А. К. КАМАЛЯН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и права E-mail: [email protected]
Т. В. ВЕРЗИЛИНА,
аспирант кафедры налогов и права E-mail: [email protected] Воронежский государственный аграрныйуниверситет им. К. Д. Глинки
Статья посвящена определению стоимости нематериальных активов, в частности деловой репутации, интегрированных предприятий АПК отрасли молочной переработки в РФ. Дается оценка деловой репутации интегрированных предприятий отрасли молочной переработки на региональном, национальном и международном уровнях. Для оценки был разработан модифицированный алгоритм метода избыточных прибылей.
Ключевые слова: нематериальные активы, деловая репутация, метод, избыточная прибыль, отрасль, молочная переработка.
Общая характеристика нематериальных активов
В современной инновационной экономике значение нематериальных активов трудно переоценить. Так, по данным отчета компании Brand Finance — ведущего международного консультанта по оценке стоимости брендов и маркетингу, ориентированному на стоимость брендов, в 2008 г. пропорция стоимости нематериальных активов (НМА) к совокупным активам превышала 80 % в следующих отраслях: косметология (97%), создание программного обеспечения (95 %), авиакос-
мическая промышленность (87 %), биотехнологии (87 %), интернет-провайдеры (85 %), здравоохранение (83 %), средства массовой информации (82 %) и т.д. [10] Соответственно, страны, развивающие эти отрасли, являются лидерами по созданию неосязаемой ценности. Это — Швейцария, США, Франция, Нидерланды и др.
В научной литературе существует множество определений НМА, среди которых следует выделить два основных подхода: бухгалтерский и стоимостной.
Бухгалтерский подход определяет обязательные признаки НМА для признания их в бухгалтерском учете (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 [5], IAS 38):
- способность приносить экономические выгоды в будущем;
- правовая принадлежность нематериальных активов предприятию;
- идентифицируемость объекта;
- долгосрочность использования нематериальных активов (свыше 12 месяцев);
- определенность первоначальной стоимости;
- отсутствие у объекта материально-веществен -ной формы.
Однако при несоответствии одному из требований объект не перестает быть нематериальным активом по сути: профессиональные навыки сотрудников, клиентская база, деловые связи предприятия, налаженные отношения с поставщиками, доброе имя компании и т.д. В связи с потребностями в определении такого рода активов и оценке справедливой стоимости уже отраженных в балансе нематериальных активов применяется стоимостной подход, учитывающий все факторы, создающие стоимость, в том числе не отраженные в документах предприятия.
В научной литературе выделяют множество видов нематериальных активов. Например, выделяют рыночные, человеческие, инфраструктурные и интеллектуальные нематериальные активы [3]. Кроме того, в соответствии с IAS 38 нематериальные активы предприятия подразделяются на нематериальные активы:
- сферы маркетинга (marketing-related);
- относящиеся к непосредственным потребителям и клиентам (customer-related);
- сферы художественного искусства (artistic-related);
- связанные с заключением лицензионных контрактов на их использование (contract-related);
- относящиеся к технологическим разработкам (technology-based) (международный стандарт бухгалтерского учета по учету нематериальных активов IAS 38).
В авторском исследовании основное внимание уделено такому виду нематериальных активов, как деловая репутация предприятия, под которой понимается часть стоимости действующего предприятия, определяемая добрым именем, деловыми связями, известностью фирменного наименования, знака обслуживания и другими факторами, и, как следствие, деловая репутация выражается в превышении рыночной стоимости предприятия над его чистыми активами.
Как любой актив, НМА подлежит стоимостной оценке. Основными целями определения справедливой стоимости нематериальных активов являются:
- определение четких процедур создания и приобретения НМА;
- внедрение процессов эффективного использования НМА;
- структурирование сделок с НМА (лицензионные соглашения и соглашения роялти);
- разработка концепции управления НМА для стратегического и налогового планирования и другие цели [8].
Для достижения этих целей к оценке нематериальных активов применимы три подхода: затратный, доходный и рыночный (сравнительный). При затратном подходе стоимость нематериальных активов определяется исходя из затрат на их создание или приобретение. Доходный подход подразумевает оценку нематериальных активов исходя из будущего дохода, генерируемого использованием данных активов. В соответствии с рыночным (сравнительным) подходом оценка НМА производится со ссылкой на произведенные транзакции на рынке со схожими видами нематериальных активов.
Характеристика нематериальных активов в отрасли переработки молока в Российской Федерации
После определения значения нематериальных активов на современном этапе развития экономики и анализа уровня данного компонента в различных странах и отраслях представляется важным определить спецификудальнейшего исследования.
Целью авторского исследования является определение значения нематериальных активов в отрасли переработки молока в России и последующая оценка рыночной стоимости неиденти-фицируемых нематериальных активов (деловой репутации компании).
Объектом исследования является молокопе-рерабатывающая отрасль в России. Причинами выбора данного объекта являются: рост отраслевого рынка, увеличение числа и размера предприятий отрасли и усложнение их структуры (появление интегрированных образований), диверсификация производимой молочной продукции и потребительского рынка, формирование региональных и национальных портфелей брендов продукции т. д. Вопреки сложившемуся мнению о значимости нематериальных активов только в высокотехнологичных отраслях представляется интересным доказать возрастающее значение данного актива в интегрированном секторе агропромышленного комплекса (производство — переработка — реализация продукции). Так, по данным Forbes, бренд компании «Юнимилк» — «Простоквашино» занял третье место в рейтинге самых популярных брендов 2009 г. [9]. Кроме того, объект исследования разделен натри уровня: региональный, национальный и международный (в соответствии с существующей сегментацией рынка) для определения специфики и оценки нематериальных активов на каждом уровне.
Вначале представляется целесообразным охарактеризовать и проанализировать рынок молочной продукции в Российской Федерации.
Так, объем производства молока за 2005— 2008 гг. рос в среднем на 1,5 % в год. Рентабельность производства продукции молочной переработки за этот период составила в среднем 3,8%. Крупнейшими игроками российского рынка молочной продукции являются: ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Компания Юнимилк» и «Группа Данон». Следует отметить, что значимым событием для анализируемого рынка стало заявление об объединении компаний «Данон» и «Юнимилк». В итоге объединенная компания будет контролировать около 30 % российского рынка молочной продукции, в то время как «Вимм-Билль-Данн» порядка 28 %. Таким образом, это событие знаменует смену лидера рынка молочной продукции. При этом существует достаточно весомая ниша, занятая региональными заводами, позиционирующими себя как производители качественных натуральных продуктов, доступных по цене.
Все перечисленные факторы свидетельствуют о росте рынка молочной продукции в России за анализируемые три года, укреплении лидеров молочной индустрии регионального, национального и международного уровней.
Далее в соответствии с обозначенными особенностями объекта исследования было выбрано три предприятия отрасли молочной переработки: региональный представитель — молочный холдинг ОАО «Молвест», национальный представитель — ОАО «Компания Юнимилк», международный представитель на российском рынке — «Группа Данон» (далее — компании «Молвест», «Юнимилк», «Данон»),
Кратко охарактеризуем каждую компанию по следующим позициям: местоположение, организационная структура, регионы поставки продукции, основные финансовые показатели, уровень и структура нематериальных активов, основной портфель брендов, риски и события, влияющие на нематериальную составляющую бизнеса.
Компания ОАО «Молвест» — одна из крупнейших компаний пищевой промышленности Центрально-Черноземного региона. Объединяет ряд предприятий, расположенных в европейской части России. Главным предприятием является ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» (г. Воронеж). Основной вид деятельности — переработка и реализация молока [4]. Предприятие представлено шестью филиалами, имеет шесть дочерних обществ
и обладает постоянными деловыми контактами с многочисленными поставщиками сырья в регионе. Основными рынками сбыта являются: Центрально-Черноземный регион (преимущественно), Москва и Московская область, Ростовская область, Краснодарский край. Таким образом, в данном случае компания «Молвест» представляет собой сильного регионального игрока, расширяющего свой бизнес.
ОАО «Компания Юнимилк» — один из лидеров молочной индустрии России и стран СНГ. Созданная в 2002 г., сегодня компания объединяет 34 предприятия в России, Украине и Белоруссии, имеет 27 представительств, специализируется на производстве молочной продукции и детского питания. Местоположение — Московская область [7]. Наиболее значимые для компании рынки сбыта: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Самарская область, Москва и Московская область, Волгоградская, Свердловская, Владимирская, Тюменская области, Пермский край. Таким образом, компания представляет собой национального игрока в отрасли молочной переработки.
Компания Danon (BNS Gervais Danone — «Группа Данон») — международный лидер продовольственной продукции, начавшая свое развитие еще в 1930-егг. во Франции. В настоящее время основным направлением деятельности компании является производство молочных продуктов ежедневного потребления (57%), прохладительных напитков (17 %), детского питания (20 %) и лечебного медицинского питания (6 %). Многочисленные представительства компании расположены в каждом регионе ее деятельности. Порядка 47 % продаж приходятся на Западную Европу, однако в последние годы другие регионы также набирают вес в стратегии компании.
Финансовое положение исследуемых предприятий представлено в табл. 1.
Относительно компании «Молвест» данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о значительном росте операционной прибыли предприятия (EBIT) в течение двух лет (в 2008 г. — в три раза, в 2009 г. — на 18 %) в основном вследствие роста потребительских цен на продукцию отрасли и невысоких закупочных ценах. Следствием роста прибыли и эффективного управления является увеличение уровня рентабельности (ROA) предприятия до28 %в 2009 г.
В тот же период компания «Юнимилк» продемонстрировала шестикратный рост операционной прибыли за 2009 г., что связано с объемом роста
Таблица 1
Основные финансовые показатели компаний «Молвест», «Юнимилк» и «Данон» в 2007—2009гг., млн руб.
Показатель Компания «Молвест» Компания «Юнимилк» Компания «Данон»
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Выручка 3 706 4 598 4 721 31 828 40 113 42 994 502 854 599 049 589 681
Себестоимость 3 379 3 941 4 014 25 169 30 360 30 750 251 112 282 285 265 636
Валовая прибыль 327 656 707 6 659 9 753 12 244 251 742 316 764 324 045
Общие коммерческие и 174 197 164 6 177 9 341 9 662 190 893 230 685 233 755
управленческие расходы
Прибыль от продаж 154 460 543 482 412 2 582 60 849 86 079 90 290
Активы (баланс) 1 550 2 038 1 947 28 253 31 130 34 198 1 085 372 1 057 388 1 057 702
Уровень рентабельности 9,91 22,57 27,89 1,71 1,32 7,55 5,61 8,14 8,54
(ЯОА),%
Нематериальные активы 0,923 1,018 0,886 176 141 471 171 685 166 332 167 592
Гудвилл 0 0 0 3 342 3 349 3 349 506 515 484 907 508 798
Нематериальные активы 0,06 0,05 0,05 12,45 11,21 11,17 62,49 61,59 63,95
в структуре баланса, %
продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражении, и рост эффективности производства до 7,55%. По словам генерального директора А. Бесхмельницкого, в 2009 г. компания смогла воспользоваться синергетическим эффектом от принятых ранее стратегических решений: объединения производственных площадок, стратегии маркетинга на развитие брендов и реализации единой коммерческой политики. Кроме того, 05.08.2010 Федеральная антимонопольная служба одобрила слияние компаний «Данон» и «Юнимилк». Это слияние приведет к созданию крупнейшего производителя молочных продуктов с годовым оборотом порядка 1,8 млрд долл. [1]. Однако в авторском исследовании компания «Юнимилк» рассматривается как отдельная компания.
Финансовые показатели международного представителя молочной индустрии компании «Данон» свидетельствуют о более скромном росте операционной прибыли предприятия за последние два года (в 2008г. - на 41 %, в 2009г. - на 5 %). Следствием роста прибыли и эффективного управления является увеличение уровня рентабельности предприятия до 8,5 % в 2009 г. В дополнение важно определить долю бизнеса компании в Центральной Европе (в том чис-леив России). За анализируемые три года процент продаж в данном регионе составил 13,7 %.
Рассмотрим непосредственно нематериальную составляющую бизнеса трех исследуемых компаний.
В структуре баланса компании «Молвест» удельный вес нематериальных активов составил всего 0,05% в 2009г. Нематериальные активы предприятия представлены правами на товарные знаки (98%), патентами и прочими нематериальными активами (2 %). Ассортимент компании
насчитывает около 200 наименований молочной продукции. Главной торговой маркой компании «Молвест» является торговая марка «Вкуснотеево». Значительные инвестиции осуществляются в разработку и продвижение торговых марок «Фруате», «Ералаш», «Иван Поддубный», «Сан Круи», «Волжские просторы», «Кубанский Хуторок». Золотые медали, завоеванные на наиболее престижных международных выставках в России «'ШэгЫЕооё» и «Продэкспо», подтверждают высокое качество продукции, а уверенный рост продаж говорит о стабильности функционирования предприятия и высокой лояльности со стороны покупателей.
Рассмотрим нематериальный компонент компании «Юнимилк». В данном случае удельный вес нематериальных активов в структуре баланса составляет порядка 12 %, что значительно превосходит показатели компании «Молвест». В структуре нематериальных активов преобладает гудвилл — 87 % («Молвест» такого показателя не имеет), распределение других 13% нематериальных активов следующее: 5 % приходится на дизайнерскую рекламную продукцию, 5 % — это права на товарные знаки и аналогичные объекты, 3 % — права на компьютерные программы и прочие нематериальные активы. В соответствии со стратегией развития компания «Юнимилк» планирует сокращать долю небрендовой продукции в структуре продаж. В ассортиментный портфель компании Юнимилк входят национальные бренды «Простоквашино», «Био Баланс», «Летний День», «ПЕТМОЛ», «Актуаль», «Для всей семьи», «Смешарики», «ТЁМА» (детское питание). Национальное признание товарных знаков компании представлено победами в конкурсах: «Элита молочного бизнеса в России» (номинация «За разработку успешной торговой марки отечест-
венного молочного продукта»), «Народная марка». В рейтинге Forbes 50 торговых марок в РФ «Про-стоквашино» заняло третью позицию, продажи бренда составили 24,2 млрд руб.
Третий объект исследования — компания «Данон». Она имеет значительный вес нематериальных активов в структуре своих активов — около 63 %, что в пять раз превышает данные компании «Юнимилк» (12%). В структуре нематериальных активов преимущественную долю составляет гудвилл (75 %), остальные виды составляют 1/4 от общей величины нематериальных активов. Такой значительный вес нематериальных активов можно объяснить особенностями функционирования компании «Данон»:
- значительным количеством сделок по слиянию и поглощению (гудвилл);
- высоким уровнем вложений в инновационные разработки, получением и капитализацией положительного результата;
- масштабными рекламными программами и созданием соответствующих нематериальных активов (рекламных роликов, изображений и т.д.);
- зарегистрированными во многих регионах товарными знаками;
- наличием прав на программные продукты различного назначения;
- приобретением прав на иные объекты интеллектуальной собственности. Основными брендами компании «Данон»
являются: «Actimel», «Activia», «Aqua», «Bledina», «Danette», «Danonino», «Evian», «Fefir», «Ser» и др. В России наиболее распространены товарные знаки «Actimel» и «Activia». Бренд «Actimel» представлен более чем в 30 странах, рост продаж в 2006 г. составил 1 млн евро, бренд «Activia», достигнув продаж в 130 млн долл., стал одним из лидеров отрасли молочных биологических продуктов здорового питания.
В течение анализируемого периода все компании показали положительные финансовые результаты — рост операционной прибыли и рост эффективности деятельности. Относительно нематериальных активов можно выявить тенденцию роста их удельного веса в структуре активов при увеличении масштабности (размеров) компании: «Молвест» (0,05%) ^ «Юнимилк» (12%) ^ «Данон» (63 %). Такая часть нематериальных активов, как гудвилл, отражается на балансе только национальной и международной компаний, что связано с наличием и увеличением количества сделок по слиянию и поглощению (М&А). Другие виды
нематериальных активов у предприятий отрасли молочной переработки представлены в основном правами на товарные знаки, рекламные решения и программные продукты.
Разработка и применение модифицированного метода избыточных прибылей для оценки деловой репутации компаний отрасли молочной переработки
После определения значения и уровня нематериальных активов в отрасли молочной переработки в России в соответствии с выбранной иерархией (региональный, национальный и международный уровни) необходимо определить конкретный вид нематериальных активов и подходы к его оценке.
Нематериальным активом, подлежащим изучению в данном исследовании, является деловая репутации компании. В связи с этим необходимо отметить тот факт, что под понятием деловой репутации (гудвилл) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 [5] и IAS 38 понимается превышение покупной стоимости предприятия над стоимостью его чистых активов при покупке, и только при покупке это превышение отражается на балансе компании. Однако для инвестиционных, стратегических, управленческих и других целей необходимо определение справедливой рыночной оценки деловой репутации компании.
Деловая репутация компании складывается из многих составляющих. Например, положительно на репутацию влияют: внушительные размеры бизнеса, профессионализм сотрудников, открытость фирмы, клиентская база (наличие среди клиентов крупных компаний с хорошей репутацией), высокое качество продукции, услуг, инновационная деятельность, налаженные отношения с поставщиками, хорошие связи с производителями и т. д. Все эти факторы влияют на деловую репутацию предприятия, повышают ее стоимость. Однако эта добавленная стоимость не отражается на балансе компании. В работе Н. Н. Ивлиевой [2] обобщены характеристики деловой репутации. Так, деловая репутация:
- присутствует только при наличии избыточной прибыли;
- не принадлежит предприятию на праве собственности;
- не может существовать отдельно от предприятия и быть самостоятельным предметом сделки, т. е. ее нельзя продать, обменять или подарить;
- принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Относительно методов оценки деловой репутации можно выделить два основных: определение разницы между рыночной стоимостью предприятия и стоимостью его чистых активов собственно при покупке компании и метод избыточных прибылей. Использование последнего метода основано на предположении о том, что не отраженные на балансе нематериальные активы (преимущественно деловая репутация предприятия) приносят организации дополнительные (избыточные) прибыли. Классическую методику данного метода можно представить в следующем виде:
- определяется рыночная стоимость всех активов оцениваемого предприятия;
- определяется прибыль оцениваемого предпри -ятия;
- определяется среднеотраслевая доходность на активы;
- рассчитывается ожидаемая прибыль оцениваемого предприятия на основе умножения среднеотраслевой доходности на величину активов предприятия;
- определяется избыточная прибыль предприятия путем вычитания из фактической прибыли оцениваемого предприятия ожидаемой прибыли на основе среднеотраслевой доходности.
- полученную избыточную прибыль капитализируют.
В рамках обозначенного алгоритма метода избыточных прибылей в авторском исследовании в процессе определения рыночной стоимости деловой репутации компаний применяются следующие модификации метода избыточных прибылей:
- прогнозируется поток прибыли предприятия на следующие пять лет с учетом метода сценариев (оптимистический, реальный и пессимистический варианты);
- на основании прогнозируемой прибыли и реальной эффективности деятельности (ЯОА) прогнозируется уровень активов компании также по трем возможным вариантам;
- определяется среднеотраслевая доходность на активы в соответствующей отрасли (молочного производства и переработки молока) и в определенном регионе (в ЦентральноЧерноземном районе или на всей территории Российской Федерации);
- рассчитывается среднеотраслевая прибыль оцениваемого предприятия по трем возмож-
ным вариантам — на основе умножения среднеотраслевой доходности на величину активов компании;
- определяется избыточная прибыль предприятия путем вычитания из прогнозной прибыли оцениваемого предприятия ожидаемой прибыли на основе среднеотраслевой доходности;
- дисконтируется поток избыточной прибыли (ставка дисконтирования рассчитывается на основе мeтoдaWACC для каждой компании);
- на основе метода реальных опционов определяется конечная стоимость деловой репутации компании.
Таким образом, элементами усовершенствования данного метода являются:
- применение подхода прогнозирования потоков прибыли и их дальнейшего дисконтирования — это дает вероятность более точного прогноза при нестабильных потоках по сравнению с методом капитализации;
- использование показателей эффективности деятельности (ROA) при прогнозировании активов компании — это обеспечивает связь между уровнем прогнозной прибыли, эффективностью управления и ростом активов предприятия;
- метод сценариев встроен в метод избыточных прибылей — это также дает возможность более точного учета вероятности наступления событий в условиях меняющегося рынка.
Далее приведем поэтапный расчет стоимости деловой репутации для компаний «Молвест», «Юнимилк» и «Данон».
Этап I. Прогноз потока прибыли компаний на пятилетний период. Финансовые показатели, представленные в табл. 1, свидетельствуют о нестабильном росте прибыли компании «Молвест» за анализируемый период (-16 %, 199 % и 18 % в 2007,2008 и 2009 гг. соответственно). Для прогноза уровня прибыли предприятия целесообразно провести экспресс-анализ рынка. По данным Национального союза производителей молока, с начала 2010 г. по август 2010 г. наблюдается рост производства переработки молока: цельное молоко — 10,8%, масло сливочное — 3,8% и молоко сухое гранулированное — 8,9%. Только производство сыра ниже прошлогоднего уровня на 1,5%. Кроме того, отмечен рост потребительских цен на молочную продукцию: молоко — 3,6%, масло сливочное — 6,3 %и сыры — 11,2% [6].
Таким образом, рост объема переработки и цен на продукцию способствует росту выручки предприятия. Однако негативным моментом яв-
ляется рост закупочной цены сырого молока на 8 % (вследствие роста себестоимости производства молока, роста цен на корма), т.е. себестоимости переработчиков. В связи с обозначенной ситуацией имеются основания предполагать, что в планируемом периоде уровень роста прибыли компании «Молвест» сохранится на уровне 2009 г. (18 %), для оптимистического варианта — 23%, а для пессимистического — 13 %.
В соответствии с финансовыми показателями компании «Юнимилк» операционная прибыль предприятия росла непрогнозируемыми темпами. Так, в 2007—2008 гг. темп роста составил — 14,52 %, а в следующем году прибыль от продаж возросла более чем в пять раз (см. табл. 1). Такой рост связан с эффектом от принятых ранее стратегических решений: объединения 17 перерабатывающих комплексов, укрепления национальных брендов, грамотного управления и т. д. Таким образом, в данном случае предположение о темпе роста выручки будет более оптимистичным.
Уровень прибыли компании «Данон» также нестабилен: 2007-2008гг. - 18%, 2008-2009гг. -41 % и 2008—2009гг. - 5% (табл. 1). Для прогноза было выбрано среднее значение темпа роста прибыли, которое составило 19 % для реального варианта, 24% — для оптимистического и 14% — для пессимистического. Причем прибыль прогнозировалась с учетом доли операционной прибыли на территории Центральной Европы в 2009 г.
Прогнозные значения уровня прибыли для трех исследуемых компаний представлены в табл. 2.
Этап II. Прогноз уровня активов компаний. Далее необходимо сделать прогноз изменения стоимости активов предприятия. Этот прогноз основан на уровне эффективности деятельности
Расчет уровня прогнозируемой
компаний (ROA) и прогнозном потоке прибыли, приведенном в табл. 2.
Средний показатель эффективности деятельности (ROA) компании «Молвест» за период 2007—2009гг. равен 20 % (9,91 + 22,57 + 27,89). Для компании «Юнимилк» в расчете сделано предположение о том, что ROA равен 11 % (по сравнению с показателем 7,55% в 2009г.) вследствие стратегических перемен в организационной структуре и управлении. Для компании «Данон» прогнозный расчет активов проводился с учетом уровня эффективности (ROA) в10% (средний уровень 8,72%).
Этап III. Определение ожидаемой прибыли компаний. Для определения ожидаемой прибыли предприятий необходимы два показателя: показатель среднеотраслевой доходности и прогнозный уровень активов компаний (табл. 3).
Для регионального игрока («Молвест») среднеотраслевая доходность определяется по отрасли молочной переработки в рамках Центрально-Черноземного экономического района (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области). Среднеотраслевая доходность для компании «Молвест» составила 8,7% (среднеарифметическое значение за 2003—2008 гг.). В свою очередь определение среднеотраслевой доходности для межрегиональной компании («Юнимилк») проводилось по отрасли в масштабе всей страны. В данном случае среднеотраслевая доходность для прогноза принята на уровне 8,26 % (среднеарифметическое значение за 2003—2008 гг.). Для международной компании уровень средней доходности по отрасли молочной переработки принятравным внутрироссий-скому (8,26 %) по причине оценки ее деятельности на территории Российской Федерации.
Прогноз уровня ожидаемой прибыли компаний на период 2010—2014гг. представлен в табл. 4.
Таблица 2
ибыли на период 2010—2014 гг.
Сценарий Темп роста, % Прогноз, млн руб.
2010 2011 2012 2013 2014
Компания «Молвест»
Оптимистический 23 668 821 1 010 1 243 1 529
Реальный 18 641 756 892 1 053 1242
Пессимистический 13 614 693 783 885 1 000
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 70 4 389 7 462 12 685 21 565 36 661
Реальный 50 3 873 5 810 8 714 13 071 19 607
Пессимистический 30 3 357 4 364 5 673 7 374 9 587
Компания «Данон»
Оптимистический 24 14 288 17 717 21 970 27 242 33 781
Реальный 19 13 712 16 317 19418 23 107 27 498
Пессимистический 14 13 136 14 975 17 072 19 462 22 186
Таблица 3
Прогноз уровня активов компаний на период 2010—2014 гг.
Сценарий Темп роста, % Прогноз, млн руб.
2010 2011 2012 2013 2014
Компания «Молвест»
Оптимистический 20 3 339 4 107 5 052 6 214 7 643
Реальный 20 3 204 3 780 4 461 5 264 6211
Пессимистический 20 3 068 3 467 3 917 4 427 5 002
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 11 39 904 67 836 115 322 196 047 333 279
Реальный 11 35 209 52 814 79 220 118 831 178 246
Пессимистический 11 30 515 39 669 51 570 67 040 87 153
Компания «Данон»
Оптимистический 10 142 883 177 175 219 697 272 424 337 806
Реальный 10 137 122 163 175 194 178 231 072 274 975
Пессимистический 10 131360 149 751 170 716 194 616 221 862
Таблица 4
Прогноз уровня ожидаемой прибыли компаний на период 2010—2014 гг.
Сценарий Уровень среднеотраслевой доходности, % Прогноз, млн руб.
2010 2011 2012 2013 2014
Компания «Молвест»
Оптимистический 8,7 290 357 439 540 665
Реальный 8,7 279 329 388 458 540
Пессимистический 8,7 267 301 341 385 435
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 8,26 3 297 5 605 9 528 16 198 27 536
Реальный 8,26 2 909 4 364 6 545 9 818 14 727
Пессимистический 8,26 2 521 3 277 4 261 5 539 7 201
Компания «Данон»
Оптимистический 8,26 11 805 14 638 18 152 22 508 27 910
Реальный 8,26 11 329 13 482 16 043 19 091 22 719
Пессимистический 8,26 10 853 12 373 14 105 16 079 18 330
Этап IV. Расчет размера избыточной прибыли компаний. Данный этап представляет собой арифметическое действие: вычитание из уровня прогнозной прибыли компании (этап I) ее ожидаемой прибыли (этап IV). В результате положительная разница свидетельствует о наличии у компании такого нематериального актива, как деловая репутация.
В табл. 5 приведен расчет уровня избыточной прибыли для каждого из трех исследуемых предприятий.
Этап V. Дисконтирование избыточной прибыли компаний. Основным положением метода избыточных прибылей является утверждение о том, что деловая репутация компании представляет собой сумму дисконтированных потоков ее избыточной прибыли. Соответственно, на данном этапе необходимо рациональное определение ставки дисконтирования для каждого из предприятий.
Для компании «Молвест» ставка дисконтирования равна 14% и определяется по формуле средней стоимости капитала ^АСС). В общей
Таблица 5
Расчет уровня избыточной прибыли компаний на период 2010—2014гг., млн руб.
Сценарий 2010 2011 2012 2013 2014
Компания «Молвест»
Оптимистический 377 464 571 702 864
Реальный 362 427 504 595 702
Пессимистический 347 392 443 500 565
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 1 093 1 857 3 157 5 368 9 125
Реальный 964 1 446 2 169 3 253 4 880
Пессимистический 835 1 086 1 412 1 836 2 386
Компания «Данон»
Оптимистический 2 483 3 079 3 818 4 734 5 871
Реальный 2 383 2 836 3 375 4 016 4 779
Пессимистический 2 283 2 603 2 967 3 382 3 856
структуре пассива баланса собственный капитал составляет 54% и его стоимость принята за 20%, заемные средства — 46 % и их стоимость составляет 10 %, ставка налога на прибыль — 20 %,т. е.
№АСС= 54 - 20 + 46 - 10 (1 - 0,2) = 14%.
Стратегия рл^.бити^А'Н'^
16 (223) - 2011
Для компании «Юнимилк» ставка дисконтирования равна:
ШАСС= 24 - 20 + 76 - 10 (1 — 0,2) = 11%.
Хотя в данном случае необходимо принимать во внимание повышенные кредитные риски.
Для компании «Данон» ставка дисконтирования равна:
ШАСС= 51 • 12+49 • 5(1 — 0,2) = 8 %.
Дисконтирование избыточной прибыли компаний за период 2010—2014гг. представлено в табл. 6.
Этап VI. Определение стоимости деловой репутации компаний. Данный этап является заключительным в определении стоимости деловой репутации компании. Порядок расчета на данном этапе следующий.
Во-первых, суммируются дисконтированные потоки избыточной прибыли по каждому из сценариев. Полученные значения представляют собой стоимость деловой репутации компании при наступлении определенного сценария: реального, оптимистического или пессимистического.
Дисконтирование избыточной приб]
Во-вторых, определяются вероятности наступления каждого из сценариев. В данном исследовании введены следующие вероятности наступления сценариев: оптимистического — 20 %, реального — 60 %, пессимистического — 20 %.
В-третьих, на основе метода реальных опционов определяется итоговая стоимость деловой репутации компании (табл. 7).
Таким образом, на основании модифицированного метода избыточных прибылей и указанных предположений в 2009 г. рыночная стоимость деловой репутации компании «Молвест» составила 1,7 млрд руб., или 0,88 руб. на каждый рубль всех активов компании. Рыночная стоимость деловой репутации компании «Юнимилк» составила 9 млрд руб., что в относительном выражении равно 0,26 руб. на каждый рубль всех активов компании. Наконец, для компании «Данон» стоимость деловой репутации в Российской Федерации в 2009 г. составила 13,6 млрд руб., что эквивалентно 0,01 руб. на каждый рубль активов предприятия.
Таблица 6
и компаний за период 2010—2014 гг.
Сценарий Ставка дисконта, % Прогноз, млн руб.
2010 2011 2012 2013 2014
Компания «Молвест»
Оптимистический 14 331 357 385 416 449
Реальный 14 318 329 340 352 365
Пессимистический 14 304 302 299 296 294
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 11 984 1 507 2 309 3 536 5 415
Реальный 11 868 1 174 1 586 2 143 2 896
Пессимистический 11 753 882 1 032 1209 1416
Компания «Данон»
Оптимистический 8 2 299 2 640 3 031 3 480 3 996
Реальный 8 2 207 2 431 2 679 2 952 3 252
Пессимистический 8 2 114 2 231 2 355 2 486 2 624
Таблица 7
Определение итоговой стоимости деловой репутации для компаний, млн руб.
Сценарий Стоимость деловой репутации для каждого сценария Вероятность наступления сценария, % Расчет (метод реальных опционов) Итоговая стоимость деловой репутации компании
Компания «Молвест»
Оптимистический 1 938 20 388 1 709
Реальный 1 704 60 1 022
Пессимистический 1494 20 299
Компания «Юнимилк»
Оптимистический 13 751 20 2 750 9 009
Реальный 8 667 60 5 200
Пессимистический 5 292 20 1 058
Компания «Данон»
Оптимистический 15 446 20 3 089 13 564
Реальный 13 521 60 8 113
Пессимистический 11 811 20 2 362
Подводя итоги проведенной оценки деловой репутации предприятий отрасли молочной переработки, следует отметить факторы, преимущественно влияющие на деловую репутацию на каждом уровне (региональном, национальном и международном).
На региональном уровне деловая репутация определяется эффектом регионального масштаба: объемом производства и реализации продукции, постоянными деловыми связями с региональными поставщиками и заказчиками, масштабными маркетинговыми программами с региональной направленностью, социальной ответственностью на уровне региона, качеством продукции, лояльностью потребителей к местным брендам и производителям и т.д.
Для компании национального уровня деловая репутация определяется эффектом национального масштаба: предлагаются более узнаваемые и сильные бренды, компания ориентирована на инновации, создание новых линеек продукции разного ценового сегмента (чего обычно региональный игрок не предлагает), диверсификацию деловых связей и клиентской базы и т. д.
Факторами, влияющими наделовую репутацию компании международного уровня, являются: опыт многолетнего высокопрофессионального управления предприятием (стабильность деятельности компании), диверсификация инвестированного капитала (снижение инвестиционных рисков), создание и расширение производств в регионе (создание рабочих мест), предложение продукции мировых брендов, значительные вложения в инновации и производство смежной высококачественной продукции и т.д.
Перечисленные факторы объясняют и полученные результаты оценки деловой репутации (табл. 8).
Хотя абсолютный размер рыночной стоимости деловой репутации прямо пропорционально соотносится с размером (уровнем деятельности) предприятия, его относительные показатели свидетельствуют об обратном: чем крупнее предприятие,
Список литературы
Таблица 8
Результаты оценки деловой репутации предприятий отрасли молочной переработки в РФ
Показатель «Молвест» «Юнимилк» «Данон»
Абсолютный показатель — рыночная стоимость деловой репутации, млн руб. 1 709 9 009 13 564
Относительный показатель — стоимость деловой репутации на 1 руб. активов компании, руб. 0,88 0,26 0,01
тем ниже уровень деловой репутации на единицу вложенных активов. В данном случае региональный игрок получает избыточные прибыли от монопольно заработанной деловой репутации, в то время как национальному и международному игрокам приходится выдерживать конкуренцию на местах и усиливать другие факторы, влияющие наделовую репутацию, нежели региональное господство.
Кроме того, в структуре баланса национальной и международной компаний нематериальные активы составляют немалую часть («Юнимилк» — 12 %, «Данон» — 63%), т.е. рыночная надбавка в виде оцененной деловой репутации делится (при расчете относительных показателей) на большую величину активов, так как в составе всех активов есть еще и значительная часть отраженных нематериальных активов. Следовательно, относительный показатель имеет сравнительно меньшую величину у компаний национального и международного уровней. Другими словами, «Юнимилк» и «Данон» в определенной степени уже отразили стоимость деловой репутации в балансе через фиксацию других видов нематериальных активов, тогда как «Молвест» сделал это в значительно меньшей степени. Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о возрастающем значении нематериальных активов в отрасли молочной переработки.
1. АК&М. Информационное агентство — www.akm.ru.
2. Ивлиева H. Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия: дис. на... канд. экон. наук: 08.00.10. М., 2005.
3. Козырев А. Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: ГШ ВСРФ, 2003.
4. Молвест. Молочная компания — www.molvest.ru.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2007: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н.
6. Союзмолоко. Национальный союз производителей молока — www.souzmoloko.ru.
7. Юнимилк — www.unimilk.ru.
8. Deloitte — www.deloitte.com.
9. Forbes — www.forbesrussia.ru.
10. Global Intangible Finance Tracker — www.brandfmance.com.