Научная статья на тему 'НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА'

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ РЕГИОНА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зайцев А.Г., Опрятова О.В.

Цель проведенного в статье исследования - осуществить анализ интеллектуального и научно-технического потенциала региона, выявить его роль в развитии региональной экономики и предложить меры по повышению эффективности его использования. Предметом исследования были выбраны нематериальные активы Орловской области. В процессе исследования использовалась методология и методы системного анализа, анализа научно-теоретической литературы, экономико-статистического анализа основных показателей научной и образовательной деятельности в Орловском регионе, который может быть отнесен к категории аграрно-промышленных. В статье проанализированы понятие и структура нематериальных активов региона, их роль в развитии региональной экономики, проведено изучение интеллектуального и научно-технического потенциала Орловской области. Показано, что вузы при формировании интеллектуального и научно-технического потенциала региона играют важнейшую роль, однако образовательная деятельность в них считается ведущей, а научно-исследовательская - периферийной. Кроме того, проведенный анализ показал, что численность профессорско-преподавательского состава за последние 5 лет в региональных вузах уменьшилась на треть. Эти обстоятельства только способствуют снижению качества проводимых научных исследований. Анализ экономико-статистических данных показал, что в настоящее время преподаватели вузов Орловской области имеют достаточный опыт научной работы, однако существует проблема воспроизводства молодых педагогических кадров. Сокращение количества ставок в вузах, отсутствие интереса молодых кадров к проведению исследований и защите диссертации, снижение показателей деятельности аспирантуры способны в будущем существенно ухудшить ситуацию, связанную с проведением научных исследований. В условиях фактического отсутствия региональной финансовой политики по отношению к научно-исследовательской деятельности, вузам предстоит решить проблему поиска внешних и внутренних финансовых средств. Следует провести интеграцию вузов с региональными предприятиями и правительством по типу научно-образовательных центров, тем самым повысить заинтересованность бизнеса и вузов в проведении научных исследований и обеспечить необходимый постоянный объем финансирования научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зайцев А.Г., Опрятова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTANGIBLE ASSETS AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL REGION

The purpose of the research conducted in the article is to analyze the intellectual and scientific and technical potential of the region, to identify its role in the development of the regional economy and to propose measures to improve the efficiency of its use. The subject of the study is intangible assets of the Orel region, which can be characterized as the agro-industrial one. The article analyzed the concept and structure of intangible assets of the region, studied the intellectual and scientific and technical potential of the Orel region. It was shown that universities played a crucial role in the construction of the regional intellectual and scientific potential, but their educational activity was considered to play the leading role, while the research sphere was the peripheral one. In addition, the analysis showed that the number of faculty members over the past 5 years in regional universities decreased by one third. These circumstances only reduce the quality of scientific research. The analysis of economic and statistical data showed that university teachers in the Orel region had sufficient experience in the scientific work, but there was a problem of reproduction of young pedagogical personnel. The reduction in the number of rates at universities, the lack of interest of young work force in conducting research and defending a dissertation, the decline in the performance of postgraduate school can significantly decline the situation associated with conducting scientific research in the future. In the context of the practical absence of a regional financial policy in relation to research activities, universities will have to solve the problem of finding external and internal financial resources. It is necessary to integrate higher education institutions with regional enterprises and the government by the type of research and educational centers, thereby to increase interest of business and universities in conducting scientific research and ensure necessary constant financial package for the research activities.

Текст научной работы на тему «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА»

УДК / UDC 657.421.3:332.122:63

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

INTANGIBLE ASSETS AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL REGION

Зайцев А.Г., доктор экономических наук, доцент Zaitsev A.G., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: cbap@bk.ru Опрятова O.B., кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры маркетинга и предпринимательства Opryatova O.V., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Postdoctoral Student of the Department of Marketing and Entrepreneurship ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, Russia E-mail: opryatovaov@mail.ru

Цель проведенного в статье исследования - осуществить анализ интеллектуального и научно-технического потенциала региона, выявить его роль в развитии региональной экономики и предложить меры по повышению эффективности его использования. Предметом исследования были выбраны нематериальные активы Орловской области. В процессе исследования использовалась методология и методы системного анализа, анализа научно-теоретической литературы, экономико-статистического анализа основных показателей научной и образовательной деятельности в Орловском регионе, который может быть отнесен к категории аграрно-промышленных. В статье проанализированы понятие и структура нематериальных активов региона, их роль в развитии региональной экономики, проведено изучение интеллектуального и научно-технического потенциала Орловской области. Показано, что вузы при формировании интеллектуального и научно-технического потенциала региона играют важнейшую роль, однако образовательная деятельность в них считается ведущей, а научно-исследовательская - периферийной. Кроме того, проведенный анализ показал, что численность профессорско-преподавательского состава за последние 5 лет в региональных вузах уменьшилась на треть. Эти обстоятельства только способствуют снижению качества проводимых научных исследований. Анализ экономико-статистических данных показал, что в настоящее время преподаватели вузов Орловской области имеют достаточный опыт научной работы, однако существует проблема воспроизводства молодых педагогических кадров. Сокращение количества ставок в вузах, отсутствие интереса молодых кадров к проведению исследований и защите диссертации, снижение показателей деятельности аспирантуры способны в будущем существенно ухудшить ситуацию, связанную с проведением научных исследований. В условиях фактического отсутствия региональной финансовой политики по отношению к научно-исследовательской деятельности, вузам предстоит решить проблему поиска внешних и внутренних финансовых средств. Следует провести интеграцию вузов с региональными предприятиями и правительством по типу научно-образовательных центров, тем самым повысить заинтересованность бизнеса и вузов в проведении научных исследований и обеспечить необходимый постоянный объем финансирования научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: нематериальные активы региона, интеллектуальный и научно-технический потенциал региона, региональная экономика, образовательные организации высшего образования, вузы, научно-исследовательская деятельность.

The purpose of the research conducted in the article is to analyze the intellectual and scientific and technical potential of the region, to identify its role in the development of the regional economy and to propose measures to improve the efficiency of its use. The subject of the study is intangible assets of the Orel region, which can be characterized as the agro-industrial one. The article analyzed the concept and structure of intangible assets of the region, studied the intellectual and scientific and technical potential of the Orel region. It was shown that universities played a crucial role in the construction of the regional intellectual and scientific potential, but their educational activity was considered to play the leading role, while the research sphere was the peripheral one. In addition, the analysis showed that the number of faculty members over the past 5 years in regional universities decreased by one third. These circumstances only reduce the quality of scientific research. The analysis of economic and statistical data showed that university teachers in the Orel region had sufficient experience in the scientific work, but there was a problem of reproduction of young pedagogical personnel. The reduction in the number of rates at universities, the lack of interest of young work force in conducting research and defending a dissertation, the decline in the performance of postgraduate school can significantly decline the situation associated with conducting scientific research in the future. In the context of the practical absence of a regional financial policy in relation to research activities, universities will have to solve the problem of finding external and internal financial resources. It is necessary to integrate higher education institutions with regional enterprises and the government by the type of research and educational centers, thereby to increase interest of business and universities in conducting scientific research and ensure necessary constant financial package for the research activities. Key words: intangible assets of the region, intellectual, scientific and technical potential of the region, regional economy, educational institutions of higher education, universities, research activities.

Введение. В условиях трансформации региональной экономики специфическими конкурентными преимуществами региона становятся его нематериальные активы. Развитие интеллектуального и научно-технического потенциала региональной экономики позволяет привлечь в регион новые источники экономического роста, повысить эффективность процессов производства и бизнеса. Однако в настоящее время роль нематериальных активов в региональном развитии слабо изучена, а интеллектуальный и научно-технический потенциал недостаточно эффективно используется в хозяйственной деятельности региона.

Цель исследований - провести исследование интеллектуального и научно-технического потенциала региона, выявить его роль в развитии региональной экономики и предложить меры по повышению эффективности его использования.

Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовалась методология и методы системного анализа, анализа научно-теоретической литературы, экономико-статистического анализа основных показателей научной и образовательной деятельности в Орловском регионе.

Результаты и обсуждение. Анализ экономической литературы показывает, что до сих пор нет единого мнения в определении сущности нематериальных активов (НМА) региона. Определения различных авторов (В.Г. Гусаков, Б. Лев, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, И.П. Фаминский, А.С. Булатов, А.Н. Вылегжанин, П.С. Завьялов, И.Л. Викентьев, A.M. Азрилиян, И.И. Криштоп и др.) позволяют утверждать, что под нематериальными активами региона можно понимать законодательно признанные объекты долгосрочного использования, не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход территории. Это совокупность благоприятных ожиданий от региона и его возможностей в будущем [1].

НМА являются «задействованным в материальном и нематериальном производстве экономическим ресурсом региона, приносящим доход,

превышающим реальные экономические затраты на его использование и способным участвовать в воспроизводственном процессе экономических и социальных благ в невещественной форме» [2].

Наиболее острую дискуссию вызывает вопрос, какие именно объекты можно отнести к НМА региона, необходимо определиться с критериями (условиями), определяющими качество данных объектов.

В нормативных документах по бухгалтерскому учету достаточно подробно описаны условия отнесения объекта к нематериальным активам организации [3]. Модифицировав данные условия и исключив отдельные, относящиеся только к формату организации, можем сформулировать условия отнесения объектов к категории «нематериальные активы региона»:

- объект способен приносить региональной экономике экономические выгоды в будущем;

- регион имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеется контроль над объектом;

- возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени;

- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

- отсутствие у объекта материально-вещественной формы [4].

В соответствии с данными условиями и на основании ряда исследований [5, 6] в составе объектов НМА региона можно выделить следующие (табл.).

Таблица - Структура нематериальных активов региона

Наименование нематериального актива региона Состав нематериального актива

Интеллектуальный и научно-технический потенциал региона - кадровое и образовательное обеспечение; - научно-технический потенциал региона.

Институциональный капитал региона - качественное правовое и законодательное обеспечение жизнедеятельности людей; - политические активы, их дееспособность и результативность руководства.

Историко-культурное наследие и ресурсы региона - природные и культурно-исторические объекты; - объекты материальной и духовной культуры; - традиции хозяйствования и социокультурной жизни, применяемые технологии.

Информационная среда региона - информационные и консалтинговые возможности и ресурсы региона; - коммуникации правительства, организаций региона и общественных представителей; - информационные взаимосвязи региона с другими регионами; - средства массовой информации региона.

Позиционируемый образ («бренд, имидж, репутация региона») - бренд региона и составляющих его отдельных городов; - репутация региональных властей; - социальная ответственность и репутация организаций и бизнеса.

Важнейшей стратегической составляющей системы НМА, способной в значительной степени повлиять на развитие региона за счет внедрения инновационной компоненты, считается интеллектуальный и научно-технический потенциал региона.

Под интеллектуальным и научно-техническим потенциалом региона понимается «совокупность знаний, умений, информации, научно-технологического и духовного потенциала людей, уровня и качества их образования, которые могут быть длительно использованы для производства благ и их продажи (например, патенты, лицензии, авторские права, умения людей, торговые марки и т.п.)» [7].

Роль интеллектуального и научно-технического потенциала в развитии региональной экономики заключается «в создании новых духовных и материальных ценностей, в нахождении уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии» [8; 9, с.137].

Качество интеллектуального и научно-технического потенциала региональной экономики в значительной степени определяется характером функционирующих в регионе организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.

В настоящее время в Орловской области проведением научных исследований занимаются: 7 научно-исследовательских организаций, 10 высших учебных заведений, 2 организации промышленности, имеющие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения [10]. Орловская область может быть отнесена к категории аграрно-промышленных, так как доля аграрного сектора в валовом региональном продукте сопоставима с промышленным, а первенство зависит от рассматриваемого периода исследования и колеблется по годам.

Образовательные организации высшего образования при формировании интеллектуального и научно-технического потенциала региона играют важнейшую роль. Это объясняется возможностью выиграть государственные и региональные гранты, государственными заказами и программами, призванными поддержать научно-исследовательскую деятельность вузов.

Однако, если в ведущих странах мира образовательные организации осуществляют научные исследования на постоянной основе без отрыва от образовательной составляющей, то в вузах регионов России образовательная деятельность считается ведущей, а научно-исследовательская - только сопровождает ее по мере необходимости. Это сказывается и на структуре научных кадров, и на качестве научно-исследовательской деятельности.

В Орловском регионе исследованиями и разработками занимается 806 человек. Наиболее представленным сегментом является категория «исследователей» (44,9%), на втором месте - категория «техников» (31,9%). Вспомогательный персонал составляет 15,8%; прочий персонал - 7,5%. По сравнению с научными организациями Российской Федерации, доля исследователей в составе научных кадров в Орловской области немного ниже (в РФ доля исследователей составляет более половины численности персонала: 51 %).

Среди исследователей 45% имеют ученую степень (из них 8,9% - докторов и 36,7% - кандидатов наук), что выше, чем показатели по РФ, где число исследователей, имеющих ученую степень, - 28,7% (из них 7,1% - докторов и 21,6% - кандидатов наук) [10].

Эти данные свидетельствуют о том, что научно-исследовательской работой в Орловской области занимается квалифицированный персонал, заинтересованный в качественном проведении научных исследований.

Поскольку в развитии экономики региона основное внимание уделяется аграрным и производственным сферам деятельности, то наибольшую долю исследователей составляют ученые в области сельскохозяйственных наук (38,7%), на втором месте - технических наук (37%). Далее по мере убывания количества исследователей: в области гуманитарных (12,4%), общественных (8,6%), медицинских (1,9%), естественных (1,4%) наук. В РФ в первую очередь предпочтения отдаются исследованиям в области технических (61,4%) и естественных наук (22,8%) [10].

Основные направления исследования в Орловской области -производство, обработка и сборка; проектирование и инжиниринг; связь и управление [10] - также непосредственно связаны с сельскохозяйственными и производственными процессами производства. Сопоставимы и внутренние затраты на научные исследования и разработки по областям науки при существенном отставании сельскохозяйственных наук перед техническими и неоспоримом лидерстве этих двух секторов про сравнению с остальными.

Повышение уровня интеллектуального и научно-технического потенциала зависит от качества профессорско-преподавательского состава (ППС) организаций, осуществляющих подготовку кадров для региональной экономики. В настоящее время в вузах Орловской области по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры осуществляют преподавательскую деятельность на постоянной основе 1308 чел., 371 чел. работают по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Это значительно меньше численности ППС региона 2015 г., которая за 5 лет снизилась на 1/3 (в 2015 г.: 1911 чел. и 70 чел. соответственно) [11].

Указанные изменения были связаны как с демографическими процессами, происходящими в стране и регионе, так и с систематическим сокращением числа бюджетных мест в Орловских вузах. Так, в 2019 г. численность обучающихся (бакалавриат, специалитет, магистратура) в Орловской области составила 27437 чел., в 2015 г. - 31943 чел., то есть за 5 лет сократилась в 1,2 раза.

Изменение же численности работников по договорам ГПХ в сторону увеличения связано с исполнением вузами требований федеральных стандартов в части включения в образовательный процесс руководителей и работников профильных организаций. Руководство вузов было вынуждено сократить штат преподавателей, в то же время принять на работу лиц, занимающихся непосредственно практической деятельностью на предприятиях и организациях региона.

В настоящее время в составе ППС вузов региона превалируют лица, имеющие ученую степень (83,2%): доля докторов наук составляет 13,7%, кандидатов наук - 69,5%; 8,9% имеют звание профессора, более половины ППС (52,8%) - звание доцента. Эти данные близки к общероссийским и даже по некоторым показателям их превышают. Так, в целом по РФ: 15,7% ППС составляют доктора наук, 58,1% - кандидаты наук, 10,6% имеют звание профессора, 38% - доцента.

Эта же тенденция характерна и для стажа работы: в Орловской области большинство преподавателей имеют стаж работы более 10 лет (68%), как и в РФ (78,7%). Разница состоит в том, что в регионе больше преподавателей со стажем работы от 10 до 15 лет (27,9%), а в РФ - от 20 и более лет (46%).

Данные показывают, что в составе ППС вузов региона превалируют наиболее работоспособные кадры, имеющие достаточный опыт работы. Однако, в связи с этим неизбежно возникает проблема воспроизводства новых

педагогических кадров, поскольку преподаватели молодого возраста в составе кафедр практически отсутствуют.

Об этом также свидетельствуют нижеприведенные данные. По возрастному признаку наибольшую долю составляют группы преподавателей в возрасте от 40 до 49 лет (36,7%) и от 30 до 39 лет (22,2%). Далее значительную часть ППС региональных вузов составляют лица в возрасте от 60 лет и старше - 20,5%, а также от 50 до 59 лет - 18,9%. Абсолютно низкий процент составляют преподаватели в возрасте до 30 лет (1,6%).

В целом по РФ данная ситуация еще более усугубляется, поскольку основную возрастную группу ППС составляют лица от 60 лет и старше - 29,3%, далее по мере убывания: от 40 до 49 лет - 26,3%, от 30 до 39 лет - 20,3%, от 50 до 59 лет - 19,3%. Молодые преподаватели до 30 лет составляют 4,8%.

Повышение уровня интеллектуального и научно-технического потенциала региона находится в прямой зависимости от качества подготовки кадров высшей квалификации. Однако проблемы коснулись и данной сферы: сокращение количества ставок в вузах, отсутствие интереса молодых кадров к проведению исследований и защите диссертации привели к тому, что показатели деятельности аспирантуры за последние 5 лет снизились практически в 2 раза, а показатели защиты - в 7 раз.

В 2019 г. в Орловской области численность аспирантов (на конец года) составила 404 чел., приняты в аспирантуру - 129 чел., выпуск из аспирантуры составил 127 чел., из них с защитой диссертации - 5 чел. Эти же показатели в 2015 г. выглядели намного оптимистичнее: численность аспирантов (на конец года) - 700 чел., приняты - 218 чел., выпуск - 224 чел., 36 чел. защитили диссертацию по окончании аспирантуры.

Подобные явления происходят и в деятельности докторантуры. В 2019 г. в Орловской области численность докторантов (на конец года) составила 36 чел. (сократилась на 10 чел. по сравнению с 2015 г.), были приняты в докторантуру 21 чел. (9 чел. в 2015 г.), выпуск из докторантуры составил 24 чел. (37 чел. в 2015 г.), из них с защитой диссертации - 1 чел. (2 чел. в 2015 г.).

Такое значительное сокращение количества аспирантов и докторантов негативным образом влияет на формирование интеллектуального и научно-технического потенциала региона.

Проведение научных исследований для повышения уровня интеллектуального и научно-технического потенциала региона требует современной материально-технической базы, соответствующей инновационному развитию экономики региона. Анализ показывает, что общая площадь зданий (помещений), используемых вузами Орловской области, с 2015г. по 2019 г. увеличилась на 498 м2, в то же время площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений, сократилась более чем в 2 раза (с 4411 до 2167 м2). За этот же период число учебных мест в лабораториях сократилось на 10%, но увеличилось число учебных (рабочих) мест в учебно-производственных помещениях (мастерских, полигонах, технодромах, учебных цехах и т.п.) на 20% и количество автоматизированных тренажерно-обучающих комплексов (систем) - на 30%. Особо следует отметить опыт ФГБОУ ВО Орловский ГАУ по формированию инновационной инфраструктуры в виде центров коллективного пользования (ЦКП), где используется уникальное оборудование, обеспечивающее осуществление научных и технико-внедренческих разработок. В настоящее время функционируют следующие: Инновационный научно-исследовательский

испытательный центр коллективного пользования, ЦКП «Орловский региональный центр сельскохозяйственной биотехнологии», ЦКП «Экологический и агрохимический мониторинг сельскохозяйственного производства и среды обитания», ЦКП «Генетические ресурсы растений и их использование», ЦКП «Биотехнология микроклонального размножения картофеля» [12].

При том, что все вузы Орловской области обеспечены необходимыми компьютерными программами, виртуальными тренажерами, электронными версиями справочников, энциклопедий, словарей, учебных пособий по отдельным предметам или темам, электронными справочно-правовыми системами и пр., специальные программные средства для проведения научных исследований имеют в своем арсенале только 3 вуза в регионе [13].

Кроме того, региональная финансовая политика по отношению к научно-исследовательской деятельности вузов оставляет желать лучшего. Объемы средств, выделяемых на проведение научных исследований, остаются недостаточными.

На сегодняшний день внутренние затраты на исследования и разработки составляют 0,31% от ВРП Орловской области: 759,1 млн. руб., 41,3% из которых идет на оплату труда исследователям, а на капитальные затраты (в том числе на приобретение зданий и оборудования) - менее 1% (4,9 млн. рублей) [14].

Вузам еще предстоит решить актуальную проблему поиска финансовых средств для проведения научных исследований за счет привлечения собственных и средств, выделяемых для этих целей, предприятиями и организациями региона. Необходимо определить потребности региональных предприятий в проведении научных исследований с последующим выполнением заказов в области интеллектуальной деятельности и передачей их в уставный капитал организаций.

В связи с вышеизложенным считаем, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов необходимо осуществить интеграцию высших учебных заведений региона с региональными предприятиями и региональным правительством по типу научно-образовательных центров, созданных на федеральном уровне. Во-первых, это позволит учесть интересы бизнеса в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поскольку организации будут заинтересованы именно в тех научных исследованиях, которые могут повысить эффективность их деятельности. Во-вторых, сформировать необходимую материально-техническую базу для проведения исследований как на базе предприятий, так и на базе высших учебных заведений. В-третьих, необходимые финансовые средства, выделяемые предприятиями и руководством региона, повысят заинтересованность вузов в проведении научных исследований и привлечении научных кадров.

Выводы. В целях развития региональной экономики необходимо повысить эффективность использования нематериальных активов. Для повышения уровня интеллектуального и научно-технического потенциала региона следует провести ряд мероприятий:

- осуществить интеграцию высших учебных заведений региона с региональными предприятиями и правительством региона по типу научно-образовательных центров;

- повысить заинтересованность бизнеса и вузов в проведении научных исследований;

- обеспечить необходимый постоянный объем финансирования научно-исследовательской деятельности, в том числе за счет внутренних и внешних источников;

- продолжить формирование элементов инновационной инфраструктуры по типу центров коллективного пользования, которые ориентированы на межотраслевую и межвузовскую интеграцию.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Домнин В. Доверие, привлекательность и риск - главные движущие силы нематериальных активов региона // URL: http://2008.forumstrategov.ru/ rus/docs1.htm (дата обращения: 22.01.2021).

2. Ягупа Е.Г. Виды, характеристика и современное состояние нематериального капитала региона // URL: http: https://cyberleninka.ru/artide/n/vidy-harakteristika-i-sovremennoe-sostoyanie-nematerialnogo-kapitala-regiona (дата обращения: 22.01.2021).

3. Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с изменениями и дополнениями) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2021).

4. Сорокина Е.М., Фадеева A.A. Понятие и классификация нематериальных активов // Проблемы учета. 2012. № 41 (239). С. 35-44.

5. Кравчук А.Ю., Махалова А.И. Нематериальные активы как основа концепции стратегического регионального развития // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки/ 2011. № 1 Том 1. С. 66-70.

6. Щербакова В.Е. Взаимодействие материального и нематериального экономического потенциала региона // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2018. № 2 (98). С. 171-179.

7. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Социологические исследования. 2008. № 12. C. 25-36.

8. Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона // URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v13_i3/pdf/12r.pdf (дата обращения: 22.01.2021).

9. Цомартова Л. В. Влияние интеллектуального потенциала на устойчивое развитие региональных социально-экономических систем // Тр. молодых ученых, Владикавказский научный цент РАН. Социология. Вып. 1. 2011. С. 137-142.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области // URL: https://orel.gks.ru (дата обращения: 22.01.2021).

11. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 22.01.2021).

12. Официальный сайт ФГБОУ ВО Орловский ГАУ // URL: https://www.orelsau.ru/science/nauchnaya-infrastruktura/ (дата обращения: 22.01.2021).

13. Форма N ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» // URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 22.01.2021).

14. Портал Орловской области - публичный информационный центр // URL: https://orel-region.ru (дата обращения: 22.01.2021).

REFERENCES

1. Domnin V. Doverie, privlekatelnost i risk - glavnye dvizhushchie sily nematerialnykh aktivov regiona // URL: http://2008.forumstrategov.ru/ rus/docs1.htm (data obrashcheniya: 22.01.2021).

2. Yagupa Ye.G. Vidy, kharakteristika i sovremennoe sostoyanie nematerialnogo kapitala regiona // URL: http: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-harakteristika-i-sovremennoe-sostoyanie-nematerialnogo-kapitala-regiona (data obrashcheniya: 22.01.2021).

3. Prikaz Minfina RF ot 27 dekabrya 2007 g. N 153n «Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Uchet nematerialnykh aktivov» (PBU 14/2007)» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.01.2021).

4. Sorokina Ye.M., Fadeeva A.A. Ponyatie i klassifikatsiya nematerialnykh aktivov // Problemy ucheta. 2012. № 41 (239). S. 35-44.

5. Kravchuk A.Yu., Makhalova A.I. Nematerialnye aktivy kak osnova kontseptsii strategicheskogo regionalnogo razvitiya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. Gumanitarnye nauki/ 2011. № 1 Tom 1. S. 66-70.

6. Shcherbakova V.Ye. Vzaimodeystvie materialnogo i nematerialnogo ekonomicheskogo potentsiala regiona // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. 2018. № 2 (98). S. 171-179.

7. Levashov V.K. Intellektualnyy potentsial obshchestva: sotsiologicheskoe izmerenie i prognozirovanie // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 12. C. 25-36.

8. Kirshin I.A., Vashurina Ye.V., Ovchinnikov M.N. Rol federalnykh universitetov v razvitii i realizatsii intellektualnogo potentsiala strany i regiona // URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v13_i3/pdf/12r.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2021).

9. Tsomartova L.V. Vliyanie intellektualnogo potentsiala na ustoychivoe razvitie regionalnykh sotsialno-ekonomicheskikh sistem // Tr. molodykh uchenykh, Vladikavkazskiy nauchnyy tsent RAN. Sotsiologiya. Vyp. 1. 2011. S. 137-142.

10. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Orlovskoy oblasti // URL: https://orel.gks.ru (data obrashcheniya: 22.01.2021).

11. Forma N VPO-1 «Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» // URL: https://minobrnauki.gov.ru (data obrashcheniya: 22.01.2021).

12. Ofitsialnyy sayt FGBOU VO Orlovskiy GAU // URL: https: https://www.orelsau.ru/science/nauchnaya-infrastruktura/ (data obrashcheniya: 22.01.2021).

13. Forma N VPO-2 «Svedeniya o materialno-tekhnicheskoy i informatsionnoy baze, finansovo-ekonomicheskoy deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii vysshego obrazovaniya» // URL: https://minobrnauki.gov.ru (data obrashcheniya: 22.01.2021).

14. Portal Orlovskoy oblasti - publichnyy informatsionnyy tsentr // URL: https://orel-region.ru (data obrashcheniya: 22.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.