Научная статья на тему 'Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление'

Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2243
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / STAGES OF FORMATION / PRESERVATION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курьянова Татьяна Сергеевна

Раскрывается понятие «нематериальное культурное наследие». Рассматриваются основные этапы становления термина и явления «нематериальное культурное наследие» в истории и нормативно-правовой сфере в зарубежной и российской практике. Выявлены основные направления в развитии теории и практики культурного наследия, в том числе его нематериальной составляющей. Определена роль культурного наследия в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intangible heritage: stages of term and phenomenon

In this article we are talking about the emergence of the term and concept of "intangible cultural heritage". As you know, intangible cultural heritage is a link between the past and the future, representing a valuable asset of various communities, groups and individuals. In connection with the processes of globalization, levelling and unifying the cultural identity of peoples, the problem of preserving intangible cultural heritage evolved. Intangible cultural heritage, according to the "International Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage", adopted in 2003 by the General Conference of UNESCO, includes the practices, representations, expressions, knowledge and skills, as well as related tools, objects, artefacts and cultural spaces that communities, groups and, in some cases, individuals recognize as part of their cultural heritage. This intangible cultural heritage, passed from generation to generation, is constantly recreated by communities and groups depending on their environment, their interaction with nature and their history, and provides them with a sense of identity and continuity, thus promoting respect for cultural diversity and human creativity. In this regard, this study proposes to consider the main stages of the concept and the phenomenon of "intangible cultural heritage" in the foreign and Russian practice and to identify the main trends of its preservation. Thus, the original concept of "intangible heritage" stands out from the general concept of conservation of the World Heritage and Cultural Diversity and gets relevance in light of the preservation of traditional folk culture. It is also worth noting that this term is integrative in nature. Before its adoption, issues were developed to preserve its separate parts: folklore, language, oral traditions, etc. The final step in the formation of safeguarding of the intangible cultural heritage was the adoption of the Convention "On Protection of Intangible Cultural Heritage" (2003). Russia has not ratified this Convention. However, measures to preserve intangible cultural heritage are undertaken. Among the large-scale programs of this kind are: the federal program "Culture of Russia" and the concept of the federal target program "Intangible Cultural Heritage of the Russian Federation for 2009-2015". In the context of the changes the functions of the museum have expanded. It became a translator and preserver of not only material but also intangible heritage. In general, it should be noted that the idea of safeguarding the intangible cultural heritage is a promising developing field, the practical and the theoretical bases of which were adopted by the regulations (conventions, laws, declarations), as well as public and museum work. The main trends in the practice of preservation of intangible heritage are its monitoring, accounting, security and updating.

Текст научной работы на тему «Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление»

Т.С. Курьянова

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРМИНА И ЯВЛЕНИЕ

Раскрывается понятие «нематериальное культурное наследие». Рассматриваются основные этапы становления термина и явления «нематериальное культурное наследие» в истории и нормативно-правовой сфере в зарубежной и российской практике. Выявлены основные направления в развитии теории и практики культурного наследия, в том числе его нематериальной составляющей. Определена роль культурного наследия в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие; этапы становления; сохранение нематериального культурного наследия.

Нематериальное культурное наследие является связующим звеном между прошлым и будущим, представляя собой ценное достояние различных сообществ, групп и отдельных людей. В связи с процессами глобализации, стирающими и унифицирующими самобытную культуру народов, в настоящее время обозначилась проблема сохранения нематериального культурного наследия.

Нематериальное культурное наследие, согласно Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [1]. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, «постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [2. С. 51]. Наряду с термином «нематериальное» наследие («non-material»), в зарубежной литературе часто употребляется термин «неосязаемое» («intangible»), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме. В связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть основные этапы становления понятия и явления «нематериальное культурное наследие» в зарубежной и российской практике и выявить основные тенденции его сохранения.

Говоря об истории становления понятия «нематериальное культурное наследие», в первую очередь следует обратиться к истокам более общего явления, вошедшего в конце ХХ в. в научный лексикон, - Всемирное наследие. Предпосылка интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла в 60-е гг. ХХ в. в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних памятников Нубии. Международное сообщество осознало тогда, что гибель памятников являлась бы поис-тине невосполнимой утратой не только для Египта и Судана, но и для всего человечества. Также государства осознали, что не располагают достаточными средствами для их спасения. Так родилась идея Всемирного наследия и общечеловеческой ответственности за его сохранность [3]. Официальное оформление эта идея получила в ноябре 1972 г. в Париже во время 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая

приняла Конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия [4. С. 290-302]. Объекты Всемирного наследия, как говорится в Конвенции, должны обладать выдающимся общечеловеческим значением с художественной, исторической, научной или природной точек зрения. Однако упоминания о нематериальном наследии в данной конвенции не было.

Начальным этапом формирования системы сохранения непосредственно нематериального наследия можно считать 1973 г., когда правительство Боливии обратилось в ЮНЕСКО с запросом о разработке типовых предложений по регламентации, развитию и распространению фольклора. Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) по поручению ЮНЕСКО такая работа была проведена, и Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшейся в Париже с 17 октября по 16 ноября 1989 г. на двадцать пятую сессию, были приняты Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора. Однако его влияние оказалось не столь значительным, как ожидалось. Это связано с необязательным юридическим характером документа и отсутствием конкретных предложений и мер, стимулирующих деятельность государств - членов ЮНЕСКО - по поддержке и сохранению фольклора. Так или иначе проблема обозначена и вызвала широкое обсуждение [5].

Следующим этапом стал период с 1995 по 1999 г. В это время организовано восемь региональных семинаров под эгидой ЮНЕСКО для обсуждения проблемы. В 1989 г. в Вашингтоне ЮНЕСКО совместно со Смитсоновским институтом провела конференцию на тему «Глобальная оценка Рекомендаций о сохранении фольклора». На форуме была аргументирована необходимость разработки нового нормативного акта и пересмотра самого понятия «фольклор», который, по мнению специалистов, изменил свое содержание и формы. Еще одним важным результатом данного мероприятия было введение понятия «нематериальное культурное наследие», которое охватывает более широкий круг явлений и отражает весь процесс создания фольклорных ценностей, включая традиционные знания, ресурсы, культурную среду и т.д. Также подчеркивалась роль создателей и носителей этих знаний. В ходе обсуждения участники конференции пришли к выводу, что устное наследие неотделимо от нематериального наследия [6].

Практическим результатом данных дискуссий стало представление проекта «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия», в котором нашли свое отражение образцы, имеющие исключительную ценность, а также наследие, над которым

нависла угроза исчезновения. Основные направления в осмыслении проблемы нематериального культурного наследия изложены в Первом Мировом докладе ЮНЕСКО по культуре 1998 г., где эта проблема была поставлена не только в связи с правами этнических меньшинств, но и в связи с осознанием важности сохранения традиций и обычаев, стилей жизни, языков для интеллектуальных и культурных ресурсов человечества [7].

Также необходимо упомянуть о роли Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. и Стамбульской декларации 2002 г., принятой на Третьей встрече за «круглым столом» министров культуры стран ЮНЕСКО в осмыслении нематериального культурного наследия в качестве фактора обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития. Согласно Всеобщей декларации о культурном разнообразии, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 г. [8], культурное разнообразие является частью общечеловеческого наследия, источника новых идей и развития творчества, так же необходимого для человечества, как биологическое многообразие для живой природы. Именно поэтому мировым сообществом признается важность культурного разнообразия, которое необходимо сохранять в интересах нынешнего и будущих поколений. Следует отметить, что нематериальное наследие и культурное разнообразие не может существовать без многообразия языков, так как именно в них заключен огромный массив знаний и опыта предыдущих поколений, в них хранится ценная информация о традициях народов и особенностях мест их обитания. Более того, некоторые аспекты нематериального наследия, такие как устное творчество и традиции, полностью зависят от языка.

Заключительным этапом законодательного оформления системы охраны нематериального наследия стало принятие Конвенции об охране нематериального культурного наследия (Конвенция, 2003) в Париже 17 октября 2003 г. на тридцать второй сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры, выступающая в качестве дополнения к принятой в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия. В данном документе особое внимание уделяется необходимости признания во всех странах роли традиционных форм культуры, особенно связанных с устными традициями, а также опасности, которой эти формы подвергаются под воздействием разнообразных факторов. Среди прочих положений Конвенции по сохранению нематериального культурного наследия 2003 г. прописан пункт о сохранении языков как инструмента передачи нематериального культурного наследия. Таким образом, признается ключевая роль языков в выражении нематериального наследия, а именно осуществляется процесс трансляции традиций, опыта, знаний от поколения к поколению.

Одним из способов охраны нематериального наследия на международном уровне конвенция называет ведение двух списков. По поводу первого в ней сказано, что для обеспечения большей наглядности нематериального культурного наследия, содействия углублению осознания его значения и поощрения диалога на

основе культурного разнообразия в рамках конвенции ведется (составляется, обновляется и публикуется) репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества - аналог ведущегося с 1977 г. Списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Второй список направлен на учет объектов нематериального культурного наследия, нуждающихся в срочной охране.

Следует отметить такой парадоксальный факт: первые 19 памятников нематериальной культуры человечества были официально названы ЮНЕСКО еще в мае 2001 г., т.е. за два года до принятия самой конвенции, утвердившей этот список [9. С. 120]. В этом списке оказались национальные театры («Ногаку», Япония; «Кут-тиятам», Индия; сицилийский театр кукол «Opera dei Pupi»), музыка и музыкальные праздники (опера «Кун-ку», Китай; карнавал «Оруро», Боливия; музыка общины Тагбана, Кот-д’Ивуар), культовые места и ритуалы (площадь Джамаа эль-Фна в Марокко, обряды Соссо-Бала в Гвинее, обряд передачи власти в Джонмио Шрине в Южной Корее) и другие культурные явления.

Необходимо сказать, что Конвенцию ратифицировали 139 стран, Россия еще не вошла в их число. Несмотря на это, в России уделяется внимание проблемам сохранения нематериального наследия. Так, основные принципы развития традиционного художественного творчества нашли свое отражение в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [10]. Нормативно-правовым обеспечением сохранения и развития традиционной народной культуры является прежде всего Конституция Российской Федерации (1993) [11]. В статье 44 изложены гарантии гражданам России на свободу художественного и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. В 1999 г. был принят федеральный закон «О народных художественных промыслах» как части культурного наследия, культурного достояния народов России, который предусматривал сохранение, возрождение и развитие народных промыслов, их пропаганду, финансирование выставочной деятельности за рубежом [12].

В 2003 г. по инициативе Московского бюро ЮНЕСКО, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества создана общественная организация Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия [13]. Целью Комитета является содействие в создании благоприятных условий для сохранения и естественного развития нематериального наследия Российской Федерации, активизации согласованной работы по своевременному выявлению и защите его объектов, находящихся под угрозой исчезновения в условиях прогрессирующей глобальной стандартизации и коммерциализации социально-культурной жизни общества. Члены Комитета занимаются изучением устного и нематериального культурного наследия как системы, проявляемой в разных формах и способах существования (таких как язык, традиционные исполнительские искусства, обычаи и обряды, игры и празднества, традиционные знания, умения и навыки, отно-

сящиеся к ремеслам и промыслам, окружающей среде и природе и т.п.) и составляющей основу самобытности культуры любого сообщества - народа, этнической, региональной и иной группы, семьи.

В том же году 25 ноября в Москве проведено заседание Совета по культуре и искусству при Президенте России с участием генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, на котором глава государства В.В. Путин подчеркнул, что Россия поддерживает деятельность ЮНЕСКО, высоко оценивает ее стремление к сохранению мирового культурного наследия и сожалеет, что не всегда усилия, предпринимаемые международным сообществом в данном направлении, оказываются достаточны, о чем свидетельствуют такие события, как уничтожение статуи Будды в Афганистане и разграбление музеев в Багдаде [14]. Одной из мер, направленных на поддержку выдающихся деятелей народного творчества и ведущих творческих народных художественных коллективов, является грант Президента Российской Федерации ведущим профессиональным коллективам музыкального и хореографического искусства, учрежденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 162, и премия Правительства Российской Федерации «Душа России», учрежденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 579.

Механизмом реализации общенациональной программы поддержания и развития традиционной народной культуры является принятие федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» [15], благодаря реализации которой удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование. Следующим этапом стала федеральная целевая программа «Культура России» на 2006-2011 гг., основными целями которой стали: сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства; создание условий для доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; развитие международного сотрудничества; укрепление мировых культурных связей; обеспечение адаптации культуры к рыночным условиям.

Также в федеральной целевой программе прописаны ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности. Среди них: обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов; увеличение доли объектов культурного наследия; состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории; увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем

количестве архивных документов; укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами; обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; увеличение количества посещений музеев; увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных; увеличение показателя средней книгообеспеченности; увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли; укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынках; развитие международного сотрудничества; укрепление мировых культурных связей; использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры; увеличение количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества; сохранение библиотечных фондов, развитие библиотечного дела на современной основе. В целом следует отметить, что данная программа предотвратила утрату целого ряда памятников культуры, укрепила межнациональные и межрегиональные связи.

В настоящее время разрабатывается федеральноцелевая программа «Культура России» на 20122016 гг., представлены проект концепции, проект паспорта, направления, разделы и пункты программы, свод предложений, принятых к рассмотрению, определены госзаказчики. Среди приоритетных направлений культурной политики на ближайшие годы в проекте концепции программы обозначены следующие: сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры.

Также в 2007 г. фондом Института экономики и социальной политики совместно с рабочей группой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработана концепция Федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 гг.». В «Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г.» в качестве таковых определены: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения, развитие многонационального культурного наследия народов России.

Посредством вышеперечисленных программ осуществляется финансовая и организационная поддержка мероприятий в сфере народного творчества, фольклора, декоративно-прикладного искусства, проводятся научные и научно-практические конференции, симпозиумы,

круглые столы, фестивали и праздники, издательские проекты и др.

В музейной сфере также произошли изменения. Причиной тому стал первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», состоявшийся в 1984 г. в Квебеке. Результатом данного мероприятия стала Декларация, согласно которой сформулирована программа развития музея на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предусматривающая интеграцию музея с другими социальными институтами и расширение его функций как транслятора нематериального культурного наследия [16].

Таким образом, понятие «нематериальное наследие», выделившееся из общей концепции сохранения

Всемирного наследия и культурного разнообразия (cultural diversity), получившее актуальность в свете сохранения традиционной народной культуры, носит интегративный характер. До его принятия разрабатывались вопросы по сохранению отдельных частей: фольклора, языка, устного творчества и т.д. В общем, следует отметить, что идея сохранения нематериального культурного наследия - это перспективно развивающееся направление, практическую и теоретическую основу которого составили принятые нормативно-правовые акты (конвенции, законы, декларации), а также общественная и музейная работа. Основными тенденциями в практике презервации нематериального наследия являются его мониторинг, учет, охрана и актуализация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. ИКЬ:

www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf, свободный.

2. Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2.

3. Всемирное наследие. Информационный сборник // Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. ЖЬ: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritage-

information-kit-ru.pdf, свободный.

4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции

и соглашения, рекомендации, декларации. М. : Международные отношения, 1991. 629 с.

5. Ахундова Н. К проблеме сохранения нематериального культурного наследия. 2001. ЖЬ: http://harmony.musigidunya.az/harmony/rus/ read-

er.asp?s=1&txtid=71, свободный.

6. Каргин А.С., Костина А.В. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России // Знание. Пони-

мание. Умение. 2008. № 3. ЖЬ: www.zpu-journal.ru/zpu/2008_3/Kargin&Kostina.pdf, свободный.

7. История ЮНЕСКО // ЮНЕСКО. ЖЬ: www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/, свободный.

8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001). ЖЬ: www.un.org/russian/events/literacy/decl_diversity.pdf, свободный.

9. Мазуров ЮЛ. Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления :

дис. ... д-ра геогр. наук. М., 2006.

10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 104540/, свободный.

11. Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/, свободный.

12. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года 7-ФЗ. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ Doc-umShow_DocumID_68916.html, свободный.

13. Российский Комитет по сохранению нематериального наследия при комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО // Народное творчество России. URL: www.rusfolk.ru/grdnt/projects/projects146/, свободный.

14. Заседание Совета по культуре и искусству при Президенте России (2003). URL: http://www.newsru.com/cinema/25nov 2003/]™^^, свободный.

15. Культура России. Федеральная целевая программа. URL: http://fcpkultura.ru, свободный.

16. Воробьева ТВ. Актуализация и трансляция национального фольклорного наследия как проявление современного отношения к культуре // Культурология и искусствоведение. URL: library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0103736.pdf, свободный.

Статья представлена научной редакцией «История» 24 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.