Т.С. Курьянова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРМИНА И ЯВЛЕНИЕ
Раскрывается понятие «нематериальное культурное наследие». Рассматриваются основные этапы становления термина и явления «нематериальное культурное наследие» в истории и нормативно-правовой сфере в зарубежной и российской практике. Выявлены основные направления в развитии теории и практики культурного наследия, в том числе его нематериальной составляющей. Определена роль культурного наследия в социокультурном пространстве.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие; этапы становления; сохранение нематериального культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие является связующим звеном между прошлым и будущим, представляя собой ценное достояние различных сообществ, групп и отдельных людей. В связи с процессами глобализации, стирающими и унифицирующими самобытную культуру народов, в настоящее время обозначилась проблема сохранения нематериального культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие, согласно Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [1]. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, «постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [2. С. 51]. Наряду с термином «нематериальное» наследие («non-material»), в зарубежной литературе часто употребляется термин «неосязаемое» («intangible»), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме. В связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть основные этапы становления понятия и явления «нематериальное культурное наследие» в зарубежной и российской практике и выявить основные тенденции его сохранения.
Говоря об истории становления понятия «нематериальное культурное наследие», в первую очередь следует обратиться к истокам более общего явления, вошедшего в конце ХХ в. в научный лексикон, - Всемирное наследие. Предпосылка интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла в 60-е гг. ХХ в. в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних памятников Нубии. Международное сообщество осознало тогда, что гибель памятников являлась бы поис-тине невосполнимой утратой не только для Египта и Судана, но и для всего человечества. Также государства осознали, что не располагают достаточными средствами для их спасения. Так родилась идея Всемирного наследия и общечеловеческой ответственности за его сохранность [3]. Официальное оформление эта идея получила в ноябре 1972 г. в Париже во время 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая
приняла Конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия [4. С. 290-302]. Объекты Всемирного наследия, как говорится в Конвенции, должны обладать выдающимся общечеловеческим значением с художественной, исторической, научной или природной точек зрения. Однако упоминания о нематериальном наследии в данной конвенции не было.
Начальным этапом формирования системы сохранения непосредственно нематериального наследия можно считать 1973 г., когда правительство Боливии обратилось в ЮНЕСКО с запросом о разработке типовых предложений по регламентации, развитию и распространению фольклора. Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) по поручению ЮНЕСКО такая работа была проведена, и Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшейся в Париже с 17 октября по 16 ноября 1989 г. на двадцать пятую сессию, были приняты Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора. Однако его влияние оказалось не столь значительным, как ожидалось. Это связано с необязательным юридическим характером документа и отсутствием конкретных предложений и мер, стимулирующих деятельность государств - членов ЮНЕСКО - по поддержке и сохранению фольклора. Так или иначе проблема обозначена и вызвала широкое обсуждение [5].
Следующим этапом стал период с 1995 по 1999 г. В это время организовано восемь региональных семинаров под эгидой ЮНЕСКО для обсуждения проблемы. В 1989 г. в Вашингтоне ЮНЕСКО совместно со Смитсоновским институтом провела конференцию на тему «Глобальная оценка Рекомендаций о сохранении фольклора». На форуме была аргументирована необходимость разработки нового нормативного акта и пересмотра самого понятия «фольклор», который, по мнению специалистов, изменил свое содержание и формы. Еще одним важным результатом данного мероприятия было введение понятия «нематериальное культурное наследие», которое охватывает более широкий круг явлений и отражает весь процесс создания фольклорных ценностей, включая традиционные знания, ресурсы, культурную среду и т.д. Также подчеркивалась роль создателей и носителей этих знаний. В ходе обсуждения участники конференции пришли к выводу, что устное наследие неотделимо от нематериального наследия [6].
Практическим результатом данных дискуссий стало представление проекта «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия», в котором нашли свое отражение образцы, имеющие исключительную ценность, а также наследие, над которым
нависла угроза исчезновения. Основные направления в осмыслении проблемы нематериального культурного наследия изложены в Первом Мировом докладе ЮНЕСКО по культуре 1998 г., где эта проблема была поставлена не только в связи с правами этнических меньшинств, но и в связи с осознанием важности сохранения традиций и обычаев, стилей жизни, языков для интеллектуальных и культурных ресурсов человечества [7].
Также необходимо упомянуть о роли Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. и Стамбульской декларации 2002 г., принятой на Третьей встрече за «круглым столом» министров культуры стран ЮНЕСКО в осмыслении нематериального культурного наследия в качестве фактора обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития. Согласно Всеобщей декларации о культурном разнообразии, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 г. [8], культурное разнообразие является частью общечеловеческого наследия, источника новых идей и развития творчества, так же необходимого для человечества, как биологическое многообразие для живой природы. Именно поэтому мировым сообществом признается важность культурного разнообразия, которое необходимо сохранять в интересах нынешнего и будущих поколений. Следует отметить, что нематериальное наследие и культурное разнообразие не может существовать без многообразия языков, так как именно в них заключен огромный массив знаний и опыта предыдущих поколений, в них хранится ценная информация о традициях народов и особенностях мест их обитания. Более того, некоторые аспекты нематериального наследия, такие как устное творчество и традиции, полностью зависят от языка.
Заключительным этапом законодательного оформления системы охраны нематериального наследия стало принятие Конвенции об охране нематериального культурного наследия (Конвенция, 2003) в Париже 17 октября 2003 г. на тридцать второй сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры, выступающая в качестве дополнения к принятой в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия. В данном документе особое внимание уделяется необходимости признания во всех странах роли традиционных форм культуры, особенно связанных с устными традициями, а также опасности, которой эти формы подвергаются под воздействием разнообразных факторов. Среди прочих положений Конвенции по сохранению нематериального культурного наследия 2003 г. прописан пункт о сохранении языков как инструмента передачи нематериального культурного наследия. Таким образом, признается ключевая роль языков в выражении нематериального наследия, а именно осуществляется процесс трансляции традиций, опыта, знаний от поколения к поколению.
Одним из способов охраны нематериального наследия на международном уровне конвенция называет ведение двух списков. По поводу первого в ней сказано, что для обеспечения большей наглядности нематериального культурного наследия, содействия углублению осознания его значения и поощрения диалога на
основе культурного разнообразия в рамках конвенции ведется (составляется, обновляется и публикуется) репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества - аналог ведущегося с 1977 г. Списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Второй список направлен на учет объектов нематериального культурного наследия, нуждающихся в срочной охране.
Следует отметить такой парадоксальный факт: первые 19 памятников нематериальной культуры человечества были официально названы ЮНЕСКО еще в мае 2001 г., т.е. за два года до принятия самой конвенции, утвердившей этот список [9. С. 120]. В этом списке оказались национальные театры («Ногаку», Япония; «Кут-тиятам», Индия; сицилийский театр кукол «Opera dei Pupi»), музыка и музыкальные праздники (опера «Кун-ку», Китай; карнавал «Оруро», Боливия; музыка общины Тагбана, Кот-д’Ивуар), культовые места и ритуалы (площадь Джамаа эль-Фна в Марокко, обряды Соссо-Бала в Гвинее, обряд передачи власти в Джонмио Шрине в Южной Корее) и другие культурные явления.
Необходимо сказать, что Конвенцию ратифицировали 139 стран, Россия еще не вошла в их число. Несмотря на это, в России уделяется внимание проблемам сохранения нематериального наследия. Так, основные принципы развития традиционного художественного творчества нашли свое отражение в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [10]. Нормативно-правовым обеспечением сохранения и развития традиционной народной культуры является прежде всего Конституция Российской Федерации (1993) [11]. В статье 44 изложены гарантии гражданам России на свободу художественного и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. В 1999 г. был принят федеральный закон «О народных художественных промыслах» как части культурного наследия, культурного достояния народов России, который предусматривал сохранение, возрождение и развитие народных промыслов, их пропаганду, финансирование выставочной деятельности за рубежом [12].
В 2003 г. по инициативе Московского бюро ЮНЕСКО, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества создана общественная организация Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия [13]. Целью Комитета является содействие в создании благоприятных условий для сохранения и естественного развития нематериального наследия Российской Федерации, активизации согласованной работы по своевременному выявлению и защите его объектов, находящихся под угрозой исчезновения в условиях прогрессирующей глобальной стандартизации и коммерциализации социально-культурной жизни общества. Члены Комитета занимаются изучением устного и нематериального культурного наследия как системы, проявляемой в разных формах и способах существования (таких как язык, традиционные исполнительские искусства, обычаи и обряды, игры и празднества, традиционные знания, умения и навыки, отно-
сящиеся к ремеслам и промыслам, окружающей среде и природе и т.п.) и составляющей основу самобытности культуры любого сообщества - народа, этнической, региональной и иной группы, семьи.
В том же году 25 ноября в Москве проведено заседание Совета по культуре и искусству при Президенте России с участием генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, на котором глава государства В.В. Путин подчеркнул, что Россия поддерживает деятельность ЮНЕСКО, высоко оценивает ее стремление к сохранению мирового культурного наследия и сожалеет, что не всегда усилия, предпринимаемые международным сообществом в данном направлении, оказываются достаточны, о чем свидетельствуют такие события, как уничтожение статуи Будды в Афганистане и разграбление музеев в Багдаде [14]. Одной из мер, направленных на поддержку выдающихся деятелей народного творчества и ведущих творческих народных художественных коллективов, является грант Президента Российской Федерации ведущим профессиональным коллективам музыкального и хореографического искусства, учрежденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 162, и премия Правительства Российской Федерации «Душа России», учрежденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 579.
Механизмом реализации общенациональной программы поддержания и развития традиционной народной культуры является принятие федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» [15], благодаря реализации которой удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование. Следующим этапом стала федеральная целевая программа «Культура России» на 2006-2011 гг., основными целями которой стали: сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства; создание условий для доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; развитие международного сотрудничества; укрепление мировых культурных связей; обеспечение адаптации культуры к рыночным условиям.
Также в федеральной целевой программе прописаны ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности. Среди них: обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов; увеличение доли объектов культурного наследия; состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории; увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем
количестве архивных документов; укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами; обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; увеличение количества посещений музеев; увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных; увеличение показателя средней книгообеспеченности; увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли; укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынках; развитие международного сотрудничества; укрепление мировых культурных связей; использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры; увеличение количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества; сохранение библиотечных фондов, развитие библиотечного дела на современной основе. В целом следует отметить, что данная программа предотвратила утрату целого ряда памятников культуры, укрепила межнациональные и межрегиональные связи.
В настоящее время разрабатывается федеральноцелевая программа «Культура России» на 20122016 гг., представлены проект концепции, проект паспорта, направления, разделы и пункты программы, свод предложений, принятых к рассмотрению, определены госзаказчики. Среди приоритетных направлений культурной политики на ближайшие годы в проекте концепции программы обозначены следующие: сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры.
Также в 2007 г. фондом Института экономики и социальной политики совместно с рабочей группой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработана концепция Федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 гг.». В «Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г.» в качестве таковых определены: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения, развитие многонационального культурного наследия народов России.
Посредством вышеперечисленных программ осуществляется финансовая и организационная поддержка мероприятий в сфере народного творчества, фольклора, декоративно-прикладного искусства, проводятся научные и научно-практические конференции, симпозиумы,
круглые столы, фестивали и праздники, издательские проекты и др.
В музейной сфере также произошли изменения. Причиной тому стал первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», состоявшийся в 1984 г. в Квебеке. Результатом данного мероприятия стала Декларация, согласно которой сформулирована программа развития музея на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предусматривающая интеграцию музея с другими социальными институтами и расширение его функций как транслятора нематериального культурного наследия [16].
Таким образом, понятие «нематериальное наследие», выделившееся из общей концепции сохранения
Всемирного наследия и культурного разнообразия (cultural diversity), получившее актуальность в свете сохранения традиционной народной культуры, носит интегративный характер. До его принятия разрабатывались вопросы по сохранению отдельных частей: фольклора, языка, устного творчества и т.д. В общем, следует отметить, что идея сохранения нематериального культурного наследия - это перспективно развивающееся направление, практическую и теоретическую основу которого составили принятые нормативно-правовые акты (конвенции, законы, декларации), а также общественная и музейная работа. Основными тенденциями в практике презервации нематериального наследия являются его мониторинг, учет, охрана и актуализация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. ИКЬ:
www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf, свободный.
2. Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2.
3. Всемирное наследие. Информационный сборник // Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. ЖЬ: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritage-
information-kit-ru.pdf, свободный.
4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции
и соглашения, рекомендации, декларации. М. : Международные отношения, 1991. 629 с.
5. Ахундова Н. К проблеме сохранения нематериального культурного наследия. 2001. ЖЬ: http://harmony.musigidunya.az/harmony/rus/ read-
er.asp?s=1&txtid=71, свободный.
6. Каргин А.С., Костина А.В. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России // Знание. Пони-
мание. Умение. 2008. № 3. ЖЬ: www.zpu-journal.ru/zpu/2008_3/Kargin&Kostina.pdf, свободный.
7. История ЮНЕСКО // ЮНЕСКО. ЖЬ: www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/, свободный.
8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001). ЖЬ: www.un.org/russian/events/literacy/decl_diversity.pdf, свободный.
9. Мазуров ЮЛ. Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления :
дис. ... д-ра геогр. наук. М., 2006.
10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 104540/, свободный.
11. Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/, свободный.
12. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года 7-ФЗ. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ Doc-umShow_DocumID_68916.html, свободный.
13. Российский Комитет по сохранению нематериального наследия при комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО // Народное творчество России. URL: www.rusfolk.ru/grdnt/projects/projects146/, свободный.
14. Заседание Совета по культуре и искусству при Президенте России (2003). URL: http://www.newsru.com/cinema/25nov 2003/]™^^, свободный.
15. Культура России. Федеральная целевая программа. URL: http://fcpkultura.ru, свободный.
16. Воробьева ТВ. Актуализация и трансляция национального фольклорного наследия как проявление современного отношения к культуре // Культурология и искусствоведение. URL: library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0103736.pdf, свободный.
Статья представлена научной редакцией «История» 24 апреля 2012 г.