Научная статья на тему 'Нелегкая дорога к знаниям: народное образование Челябинской области в 1920-30-х годах (статья 1)'

Нелегкая дорога к знаниям: народное образование Челябинской области в 1920-30-х годах (статья 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ПАЕК / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CHELYABINSK REGION / EDUCATION SYSTEM / TEACHERS AS A SOCIO-PROFESSIONAL GROUP / FOOD RATIONS / CHILD CRIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудовкин Сергей Игоревич

В статье рассматриваются проблемы становления системы народного образования Челябинской области 1920-1930-х годах. Рассматриваются вопросы типологии новых для страны образовательных и культурно-просветительных учреждений, материального положения учителей и учащихся в эти годы; анализируется контингент обучаемых, в том числе в детских домах; определяются социальные причины беспризорничества и формы работы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARD WAY TO KNOWLEDGE: EDUCATION SYSTEM OF THE CHELYABINSK REGION IN 1920-30-ies (article 1)

The article deals with the problems of formation of the system of public education of the Chelyabinsk region in the 1920s-1930s. The questions of typology of educational, cultural and educational institutions new for the country, the financial situation of teachers and students in these years are considered; the content of students, including in orphanages, is analyzed; the social causes of homelessness and forms of work with it are determined.

Текст научной работы на тему «Нелегкая дорога к знаниям: народное образование Челябинской области в 1920-30-х годах (статья 1)»

Из

ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С. И. Пудовкин

Нелегкая дорога к знаниям:

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

челябинской области

В 1920-30-х годах (статья 1)

УДК 37(091)(470.55)"192-/1930 ББК 74.03(2Рос-4Чел)6

В статье рассматриваются проблемы становления системы народного образования Челябинской области 1920—1930 —х годах. Рассматриваются вопросы типологии новых для страны образовательных и культурно-просветительных учреждений, материального положения учителей и учащихся в эти годы; анализируется контингент обучаемых, в том числе в детских домах; определяются социальные причины беспризорничества и формы работы с ним.

Ключевые слова: Челябинская область; система образования; учительство как социально-профессиональная группа; продовольственный паек; детская преступность.

S. I. Pudovkin

Hard

WAY TO KNOWLEDGE: EDUCATION SYSTEM OF THE CHELYABINSK REGION IN 1920-30-ies

(article 1)

The article deals with the problems of formation of the system of public education of the Chelyabinsk region in the 1920s-1930s. The questions of typology of educational, cultural and educational institutions new for the country, the financial situation of teachers and students in these years are considered; the content of students, including in orphanages, is analyzed; the social causes of homelessness and forms of work with it are determined.

163

Key words: Chelyabinsk region; professional group; food rations; child

Исследования проблемы становления и укрепления советской школы в период после гражданской войны в России по разным регионам представляет несомненный интерес для современного исследователя. 1920—1930-е годы — переломное время в истории СССР, связанное с переходом к форсированной индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. Коммунистическая партия с первых дней Октябрьской революции рассматривала программу введения всеобщего обязательного начального образования как главное условие для формирования социальной базы государства диктатуры пролетариата. Это было необходимо для проведения социально-экономических мероприятий, с одной стороны; с другой — обеспечивало реализацию масштабной социальной задачи создания «нового типа — советского человека». Начало индустриально -го рывка ознаменовалось усилением идеологического воздействия на все слои населения СССР и особенно на молодежь.

Именно молодое поколение вовлекалось в систему школ ФЗУ, рабфаков, подготовительных курсов, где программа обучения с 1928 года была значительно идеологизирована. Контингент учащихся школ ФЗУ и профшкол Уральской области за 1926—1930 год вырос с 9 тысяч до

education system; teachers as a socio-crime.

81,3 тысячи человек, 40 % рабочей молодежи являлись членами ВЛКСМ. Но знание цитат из классиков марксизма-ленинизма мало помогало в освоении точных наук. Работники высшей школы с тревогой отмечали, что значительная часть молодых рабочих является на экзамены в «беспомощном» состоянии. Так, при проверке грамотности поступающих в Пермский университет в 1927 году 40 % абитуриентов обнаружили незнание элементарных основ русского языка. Для молодых рабочих были характерны: нарушение порядка слов, смешение прямой и косвенной речи, неуместное употребление союзов, употребление бессмысленных выражений и «неуклюжих» фраз1. Не надо пояснять, что без усвоения начальных правил русского языка все дальнейшее обучение теряет всякий смысл.

Такое положение дел сложилось сразу после окончания гражданской войны и начавшейся социально-гуманитарной катастрофы, которая привела к кризису всей системы образования. В отчете Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны республики от 1 октября 1921 года констатировалось: «Ученых обществ, институтов, высших технических учебных заведений и рабочих факультетов в Челябинской губернии не имеется»2. Это было действительно так, поскольку все силы молодой

1 Постников С. П., Фельдман М. А. Социокультурные характеристики уральских рабочих в конце 1920-х - 30-е годы // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18). С. 87-94.

2 Отчет Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны. 1 октября 1921 г. Челябинск: «Объединенная типография», 1921. 128 с.

республики были брошены на поддержку начального образования как последнего оплота цивилизации. На месте сломанной дореволюционной школы начали создаваться учреждения нового типа, обеспечивающие по замыслу их создателей перманентное образование советского человека на протяжении всей его жизни. Надежда Константиновна Крупская писала: «Мы хотим и стремимся вырастить в школе человека нового типа, человека, который пропитан коммунистической моралью, который ко всем вопросам подходит не с точки зрения своего личного интереса, а с точки зрения интересов общественности»1.

Культурно-просветительные учреждения в Челябинской губернии, как и по всей Российской федерации, по характеру своей деятельности и назначения делились на три группы: учреждения Социалистического воспитания (Соцвоса), Профессионального образования (Профоб-ра) и Политического просвещения (Политпросвета). Из учреждений Соцвоса массового типа на первом месте стояли школы первой ступени, обслуживающие наибольшую массу детей от 8 до 12 лет. Из таблицы № 1 видно, что наибольшего развития сеть школ I ступени достигла к 1919 г., но гражданская война 1919 года,

эпидемия тифа 1920 г. и голод 1921 г. понизили число данных школ к 1923 г. почти вдвое. В 1922 г. вновь начинается медленный процесс восстановления школ. В 1923-1924-х годах по всему Челябинскому округу школ стало больше, хотя число учащихся стало меньше, снизилось количество и школьных работников. Уменьшение числа учащихся повлекло за собой разгрузку школ и понизило нагрузку школьных работников (см. табл. № 2 и № 3). По отдельным территориям положение было несколько иное: в городских поселениях увеличение числа учащихся значительно превысило увеличение числа школ и, вследствие этого, укомплектованность городских школ стала выше, наоборот, увеличение числа школьных работников понизило их нагрузку; в сельских местностях уменьшение числа учащихся понизило укомплектованность школ. Это благотворно сказалось на нагрузке школьных работников, в данном случае, оно приблизилось к утвержденной Наркомпросом норме в 40 учащихся. Рассмотрим динамику развития школ в Челябинской губернии за 1892-1925 годы (см. табл.№ 1). Хотя надо иметь в виду, что за период с 1918 по 1943 год нынешняя Челябинская область неоднократно меняла свои территориально-административные границы.

1 Крупская Н. К. Заметки о коммунистическом воспитании С. 285 // Избранные педагогические произведения. М.: «Политиздат», 1968. 560 с. С. 112.

165

Табл. 1.

Сеть школ I ступени1

Территория Число школ 1 ступени

1892 г. 19151916 г. До переписи 1920 г. По переписи 1920 г. На 1 января 1923 г. На 1 января 1924 г. В сети Окроно 19241925 г.

Город Челябинск 6 29 43 30 29 33 33

Сельские местности 126 301 378 202 246 260 270

Весь округ 132 - 421 232 275 293 303

Винить молодое Советское государство в неграмотности населения России нельзя. Корни этой болезненной проблемы уходили в дореволюционный период. Один из работников просвещения еще в 1906 году на страницах Екатеринбургских епархиальных ведомостей сетовал на недостаток педагогов и школ: «Нас, работников на ниве народного образования, далеко-далеко не хватает. Нас, быть может, нет даже половины того, сколько

нужно. Какой громадный процент детей школьного возраста остается в России за бортом школы. Десятки тысяч деревень ждут не дождутся, когда, наконец, будут и у нас открыты какие-либо школы. Потребность всеобщего образования становится острее и острее. Нужда эта за последнее время прекрасно уже осознана всеми. На удовлетворение е не хватает ни у

государства, ни у какого отдельного

2

ведомства средств» .

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 13.

2 Елисафенко М. К. На пути к всеобучу: опыт Верхотурского уездного земства// вестник истории Верхотурского уезда.. Выпуск 10. Екатеринбург, 2019. С. 47-52.

Табл. 2.

Число учащихся и школьных работников1

Годы В 1920 году 1922 год, первое полугодие 1923 г Второе полугодие 1923 г., 1924 г.

ся и ся в ок ся в

л ¡3 й л л ок о сл 1 н ^ & й й ^ га с л ок о сл га 1 1 ей ^ рв с л ок о сл 1 н ^ & рв с

л й ис сло оо ис сло о ро ис сло оо

Ч Чис лр сп £ Ч £ лр сп £ Ч Чис лр сп £

Челя-

бинск и Госкопи 30 5653 137 29 5288 141 33 6625 189

(Копейск)

Сель-

ские мест- 202 23751 524 246 16735 410 260 14463 355

ности

Весь округ 232 29404 661 275 22023 551 293 21088 544

дозрительно, М. В. Каменскую выжили, а бывшего директора высшего начального училища, известного историка и педагога, отца советского поэта Бориса Ручьева, — А. И. Кривощкова арестовали2. Такая же печальная судьба ждала и Златоустовскую женскую гимназию, несколько сот выпускниц которой стали основными кадрами учителей Златоустовского уезда в дореволюционное время. Вместе с тем, с 1921 по 1928 год на базе бывшей гимназии размещался педтехникум имени Октябрьской революции, использовавший ее богатый естественно-научный и библиотечный фонды, опытную часть старых педагогов3.

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 13.

2 Рушанин В. Я. М. В. Каменская и народное образование в г. Троицке в 1919—1923 годах // Архив в социуме, социум в архиве. Материалы региональной науч.-практ. конф. Челябинск, 2018. 256 с. С. 202-207.

3 Окунцов Ю. П. Златоустовская женская гимназия. 110 лет со дня создания // Календарь знаменательных и памятных дат 2018 года. Челябинск: «Челябинский Дом печати», 2018. 540 с.

Как погибала классическая гимназия в путаных экспериментах советской школы, можно рассмотреть на примере Троицкой женской гимназии и ее бессменного директора Марии Васильевны Каменской. Гимназия, сменив ряд названий и сохранив основной костяк педагогов старой школы, «дотянула» до 1923 года. Переименованная в опытно-экспериментальную школу решением Отделом Народного Образования она должна была финансироваться «за счет самообложения родителей». Родители города Троицка были согласны отдать «учиться своих детей на имя». Но на «бывших» новые власти смотрели по-

Табл. 3.

Число учащихся и нагрузка школ и школьных работников1

Территория Годы сравне- Число учащих- о л 5 1 В среднем учащихся на Число учите- В среднем учащихся

ния ся и школу лей на учителя

Город Челябинск и Госкопи (Копейск) 1920 5653 30 188 137 41

1922 5288 29 182 141 38

1923 6625 33 201 189 35

Сельские местности 1920 23751 202 117 524 45

1922 1923 16735 14463 246 260 68 56 410 355 40 40

1920 29404 232 127 661 44

Весь округ 1922 22023 275 80 551 40

1923 21088 293 73 544 39

Сравнивая наполняемость школ I ступени с начальными школами образца 1915—1916 годов, находим, что укомплектованность школ в 1923 г. (56 учащихся на I школу) приближалась к нагрузке 1915—1916 года (55 учащихся на I школу), по данным о земских школах отчасти можно судить о нагрузке учителей в 52 земских школах 1915 — 1916 года, когда на 75 педагогов приходилось 1953 учащихся, т. е. в среднем 26 на одного (см. табл. № 2). Эта цифра близка к той идеальной, которая была рекомендована положением о Единой Трудовой школе (25 учащихся на 1-го учителя). Но даже после трагических событий 1920 года с его эпидемией тифа, голодного 1921 года, наводнения 1922 года нагрузка на преподавательский состав Челябинской губернии уменьшилась незначительно и достигала

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 14.

2 Лаврова И. А. Детская беспризорность на Урале в первой половине 1930-х годов // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18). С. 44-49.

более 40 учеников на одного педагога (см. табл. № 3). Судя по нагрузке преподавательского персонала, школы были вполне обеспечены преподавательскими силами, но, в действительности, дело обстояло не так благополучно, если обратиться к характеристике педагогического персонала с качественной стороны. Около половины (49 %) школьных работников сельских местностей имели подготовку общеобразовательных низших школ, и даже в городских школах они составляли 26 % учителей. Специальное педагогическое образование имели только 10 % учителей. Правда по стажу больше половины преподавателей имели свыше пяти лет педагогической практики. Члены РКП, кандидаты и члены РЛКСМ составляли только 7 % учителей2.

Наиболее тяжелым как по укомплектованности педагогическими кадрами, так и по оснащению материальным обеспечением оставалось положение в детских домах. В связи с постигшим всю Центральную Россию засухой и, в частности, Челябинскую губернию неурожаем, Губернский отдел народного образования (Губоно) принял на себя заботы по борьбе с детской беспризорностью. К 1 октября 1921 года на всей территории губернии было открыто 184 приюта, в которых насчитывалось 16128 детей. Для борьбы с детской преступностью открылись 5 комиссий правовой защиты детей, после проверок было отпущено 7062 детей и 438 помещено в распределительные пункты. Для детей с преступными наклонностями имелось 2 колонии, в которые было помещено 220 беспризорников. Положение прифронтовой полосы, каковой являлась Челябинская губерния в 1919—1920 году, породило массу сирот. Неурожай 1921 года усугубил положение местных жителей и увеличил голодные массы детей. На 1 октября 1921 года на содержании государства находилось 35236 детей, ежедневно прибывало до 30 человек. К 1 декабря 1921 года необходимо было обеспечить питанием уже 42000 человек. Голод гнал на различные преступления массы детей и подростков.

Комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей в Челябинской губернии насчитывалось 6 единиц. Колоний для малолетних преступников (дефективных детей):

1 Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: будни РОССПЭН, 2001. 600 с.

имелась губернская одна в Челябинске, уездная — одна в Кургане. Через комиссию по делам о несовершеннолетних правонарушителях за время с 1 апреля по 1 октября 1922 года прошло 954 человека, из них было помещено в распределители 78, отправлено в колонию дефективных 129, передано в Нарсуд 207 и освобождено 540 человек. Большинство преступлений — кража продуктов, что вызывалось, главным образом, голодовкой, были случаи обвинения детей в людоедстве, на них были заведены уголовные дела по Верхне-Уральскому уезду и городу Челябинску. Наиболее подробно тема детей-людоедов освещена в монографии И. В. Нарского «Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917—1922 годах»1. С улучшением продовольственного положения населения к 1924 году, процент преступлений среди детей сразу понизился.

Проверяющие отмечали неплохую ситуацию по ряду образцовых детдомов. Отмечалось, что наиболее хорошая ситуация в опытной детской колонии в селе Тургояк, где 60 учащихся и 8 учителей получали бронированный паек. В Тургоякской колонии дети сами ведут свое хозяйство. Имеется 12 коров, 5 лошадей и птица. Дети сами стирают белье, совершенно самостоятельно готовят на кухне. В колонии имеется столовая, отдельные спальни для мальчиков и девочек, библиотека, кабинет природоведения. В колонии малолетних преступников им. Я. М. Свердлова содержится до 500 детей. В ней открыты мастерские

;ления Урала в 1917-1922 годах. М.: Изд-во

169

обуви и починки сельскохозяйственных орудий, происходит обмен работ детей на продукты сельского хозяйства. При колонии налажено молочнотоварное хозяйство. Постановка дела настолько удовлетворительна, что

высшим наказанием является исклю-

1

чение из колонии .

Забегая вперед, скажем, что попытки наладить качественную работу с беспризорниками провалила коллективизация сельского хозяйства 1929 года. В связи с раскулачиванием количество бездомных детей вновь резко увеличилось. К концу 1933 года в Уральской области находилась более 10 тысяч беспризорных детей, бежавших с мест спецпереселений. В докладе начальника Рабоче-Крестьянской милиции Уральской области Клочкова отмечалось, что за 3 квартала 1932 года было задержано 10339 детей и подростков за преступления и нарушения общественного порядка в крупных городах: Свердловске, Тагиле, Перми, Челябинске, Магнитогорске, в местах больших новостроек и железнодорожных станциях2. О тяжелом положении в детских домах, не способных принять новое количество беспризорников, говорилось в письме студента Сбруева, опубликованного в газете «Уральский рабочий»: «В Долматовском районе имеется детский интернат для ребят дошкольного и школьного возраста. Кормят ребят одинаково три раза в день. Утром чай и кусочек хлеба граммов 150.

Хлеб бывает разный: гречневый, гороховый, овсяный. За обедом одно блюдо. Чаще суп, постный. Вечером опять чай. О жирах нечего и мечтать. В интернате для детей от 7 до 10 лет непроходимая грязь, дети все переболели тифом. Оборванные, грязные, голодные. Вид, как у уличных беспризорников. В детдоме для дошкольного возраста в комнатах чище, но теснота недопустимая, дети спят на кроватях и на полу. На одной кровати 2—3 и 4 человека. На теле у ребят коросты и пятна всех цветов. В интернате для ребят от 9 до 16 лет положение крайне скверное. Учится только часть ребят, остальные не учатся и нигде не работают. Комсомольцев 1, пионеров нет. Дом этот славится по Долматову скверным поведением его воспитанников. Ночью происходят обыски и аресты воспитанников местной милицией. Воспитанники обвиняются в краже со взломом замков и т. п. Я расспрашивал ребят по-свойски: «Как мол живете?» — «Живем ничего, да шамовка плохая. Кто стырит, тот сыт». — «А почему не работаете?» — «Заставляли навоз чистить, а хлеб из травы, мы и сплитовали».

Раньше у этого детгородка были богатые мастерские: слесарная, жестяная, бондарная и швейная. Сейчас ничего нет. Часто ребят, которых я знал полтора года тому назад, узнать нельзя. Были вежливыми, хорошо воспитанными, а сейчас и говорить нечего. В интернате для девочек от 10 до

1 Отчет Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны. 1 октября 1921 г. Челябинск: «Объединенная типография», 1921. 128 с.

2 Лаврова, И. А. Детская беспризорность на Урале в первой половине 1930-х годов // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18). С. 44-49.

15 лет наблюдается половая распущенность. Все они числятся пионерками, но работы среди них никакой нет. Сейчас в детдомах детское самоуправление не работает, тогда как два года тому назад оно пользовалось громадным авторитетом и оказывало огромную помощь педагогам в воспитательной работе»1. Нарисованная т. Сбруевым в его письме картина являлась характерной для уральских детских домов того времени. Вполне очевидно, что в таких ужасных условиях пребывания жизнь вынуждала ребят к побегу из таких «воспитательных» учреждений. К тому же, резко поменялось отношение к беспризорникам. Если к маленьким бродяжкам начала 1920 годов население относилось жалостливо и снисходительно, понимая, что они невинные жертвы первой мировой и гражданской войны (это отмечали в своих произведениях Антон Семенович Макаренко и Леонид (Алексей Иванович) Пантелеев), то к детям — жертвам коллективизации относились как к преступникам — последышам кулаков, злобных врагов народа. Нас порой шокировало, что происходило в детских домах, описываемых Макаренко С. А. и Пантелеевым А. И., но не надо забывать, что это были образцово-показательные, столичные (Харьков и Ленинград) опытно-экспериментальные колонии, которые контролировались ОГПУ и получали материальное довольствие в полном объеме. Поэтому ситуация в тех детских домах, которые находились на периферии страны, часто была иная.

1 Корнилов Г. Е., Лаврова И. А. Голод и дети // (19). С. 102-116.

Положение на разных уровнях образования также существенно отличалось. В Челябинской губернии в 1922 году профессиональное образование на 1 октября 1922 года было представлено 12 учебными заведениями и двумя специальными курсами. Учебные заведения профобра содержались на весьма скудные средства, отпускаемые центром, а частью зарабатывались самими учебными заведениями, как, например, профтехшкола и учебно-показательные мастерские. Сельскохозяйственный техникум и лесная школа поддерживались силами Земельного управления. Из общего количества учеников в 897 человек, продовольственным пайком обеспечивались лишь 500 человек, они получали по 30 фунтов муки, 4 фунта рыбы или мяса, фунт жиров и четверть фунта кофе в месяц, остальные учащиеся фактически ничего не получали. Учебными пособиями ученики также были обеспечены слабо — одна книга приходилась на 5 человек, книг же по специальным наукам почти никаких не было. Преподавательский персонал, вследствие малой оплаты труда, остался в основном низшей квалификации, так как высококвалифицированные педагоги работать за невысокую зарплату отказывались. Администрации учреждений пришлось прибегнуть к заключению индивидуальных договоров, благодаря которым удалось достигнуть лучшей постановки учебного процесса в течение учебного года.

Политическое просвещение. Политпросвет с января 1922 года влился Уральский исторический вестник 2008. № 2

в Губоно на правах подотдела, со штатом в 10 человек, сократившись предварительно на 60 %. Одновременно сократились и массовые его учреждения, в которых осталось на госснабжении 108 человек. Политикопросвети-тельской работой на местах руководили организаторы, которых имелось по одному в каждой волости, агитпункт имелся лишь на станции Челябинск. Библиотек в губернии работало 95, вообще библиотечное дело после произведенного сокращения штата и снятия с госснабжения большей половины библиотек пришло в полный упадок. Сельские библиотеки существовали только благодаря отдельным любителям и добровольным работникам, а были библиотеки, которые полностью закрылись. В этом же 1922 году началась кампания по передаче библиотек на содержание местных волисполко-мов. Центр тяжести в работе по политграмоте был перенесен на сельские избы-читальни и передвижки, которые успешно развивались. В городах положение было лучше, шла централизация библиотечного дела не только в деле использования литературы центральных учреждений, но и в объединении техники делопроизводства и методологии. Большую роль в развитии библиотечного дела Челябинской губернии сыграла Лидия Николаевна Сейфуллина, уроженка казачьей станицы Варламовское. При ней, после освобождения Южного Урала от Колчака, за период с лета 1919 по весну 1920 года было открыто 20 библиотек с общим фондом в 24 тысячи книг. Л.

Н. Сейфуллина руководила центральной библиотекой города Челябинска с 1919 по 1922 год. Ее по праву называли «писатель-библиотекарь». С 1923 по 1935 год центральную библиотеку Челябинска возглавлял Анатолий Владимирович Котельников, инструктор Екатеринбургского ревкома.

В 1921 — 1923 годах стали создаваться методические объединения библиотечных работников, ставивших задачей повышение квалификации библиотекарей. Это было связано с читательским бумом, отсутствием необходимых книг в школе. Если в 1910 году в библиотеке было зарегистрировано 820 посещений, то в 1923 году более 6000. После начала строительства в Челябинской области в 1930-х годах промышленных гигантов поток читателей еще более усиливался. Работникам библиотеки пришлось обратиться лично к Н. К. Крупской, чтобы она повлияла на секретаря обкома партии в плане расширения библиотеки. После письма Н. К. Крупской в обком новое помещение было 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

незамедлительно выделено .

Для ликвидации неграмотности в губернии за время с 1 апреля по 1 октября 1922 года было образовано 6 пунктов ликвидации неграмотности, через которые прошел 281 учащийся, но из них сдали экзамены лишь 160 человек. Ликвидация неграмотности, вследствие страшного голода за второй период 1922 года, была почти прекращена. Всего же неграмотного населения по переписи 1920 г. в губернии насчитывалось мужчин 131264 и

1 Отчет Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны. Апрель 1922 г. Челябинск: «Типография Губсовнархоза», 1922. 256 с.

женщин 316467, всего — 447.731 человек. Грамотность деревенского населения Уральской области была значительно ниже городского. По итогам переписи 1926 г. грамотность среди населения Уральской области составила около 40 %, а сельского только 34,4 %. Только треть сельского населения Урала была грамотной. Осо-

бенно низким был процент грамотного населения в районах Северного Урала и Зауралья. Пополнение неграмотного населения шло из-за отсутствия всеобщего обязательного начального образования. Часто причинами непосещения школ детьми была отдаленность от их населенного пункта, что показывает таблица № 5.

Таблица 5.

Средний размер школьного района по административным районам округа в 1924 году1

Название района Число кв. в. в районе Число школ 1-ой ступени Числ кв.в. в ср. на 1 школу Средний школьный радиус Общее число населенн. пунктов Число нас. п., из которых дети не ходят в школу За сколько верст от ближайшей школы отстоят эти пункты

Челябинский 2518 42 60 2,5 80 6 3-7 верст

Миасский 2009 27 74 3 61 27 2-9 верст

Бродокал-макский 803 10 80 - 13 - -

Щучанский 1081 13 83 2,5 45 29 5-18 верст

Шумихинский 1501 16 94 1,5 37 18 2-10 верст

Воскресенский 858 10 86 2,5 26 4 1-4 верст

Косулинский 710 7 101 1,5 29 9 3-7 верст

Коровинский 701 11 64 3 35 6 1,5-8 верст

Мишкинский 1524 25 61 2,5 59 29 2-10 верст

Усть-Уйский 2032 18 113 3 66 15 3-10 верст

Кочердыкский 946 9 105 3 113 99 1-14 верст

Чудиновский 583 4 146 2 28 14 2-7 верст

Еткульский 2009 23 87 3 59 7 3-12 верст

Сарт- Калмыкский 4060 21 127 7 59 31 3-28 версты

Катайский 11 5 50 2 8-10 верст

Коельский 1484 13 114 0,8 47 Ходят из всех

Всего 22849 260 88 3 версты

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 15.

Таблица 6.

Обслуживание школами 1-ой ступени детей школьного возраста на 1 января 1924 г.1

Территория Число детей школьного возраста Число учащихся на 1 января 1924 г % детей, остающихся за бортом школы

г. Челябинск 9348 6625 29 %

Сельск. местн. 66269 14463 78 %

Весь округ 75617 21088 72 %

Таблица 7.

Распределение детей школьного возраста и учащихся по расстоянию от школ в бывшем Челябинском уезде по данным обследования 1920 г.2

Группы детей На каком расстоянии от школы

До 0,5 в. До 1 в. До 1,5 в. До 2 в. До 2,5 в. До 3 в. Св. 3 в. Итого Неиз-вес. Всего

Детей от 8-11 л. 331751 7241 1956 696 13 99 681 42437 11524 53961

Учащихся от 8-11 л. 16250 3148 888 217 6 31 75 20615 1 20616

Учащихся детей школ. возраста 41 % 43 % 45 % 31 % 46 % 30 % 11 % 48 % - 38 %

Примечание: одна верста равнялась 1,066 км.

Из таблицы № 7 ясно видно, что расстояние до 3-х верст оказывало наименьшее влияние на ученическую посещаемость, оно сказывалось только на расстоянии свыше 3 верст, когда процент посещающих школу учащихся резко падает от 30 % — 41 % до 11 %, ввиду отсутствия одежды и

особенно обуви у крестьянских детей. Общий процент посещаемости по Челябинскому уезду в 1920 г. равнялся 38 %, следовательно, без школьного образования оставалось 62 % детей школьного возраста. К 1 января 1924 г. положение дела в отношении посещаемости школ еще более ухуд-

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 17.

2 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 17

шилось. Связано это было со спецификой Южного Урала: степным малолесьем и связанных с этим снежными заносами, волчьими стаями, бандитизмом, отсутствием теплой одежды, обуви, достаточного питания, школьных принадлежностей у крестьянских детей.

Из приведенных выше данных ясно, что школьная сеть не смогла охватить всего детского населения даже в городах, где не имелось такой причины к непосещению школ, как в сельских местностях, т. е. влияние расстояния от школы до дома очевидно. В частности, данные о фактическом школьном радиусе говорили или

0 нецелесообразном распределении школ по территории районов, или о необходимости дальнейшего развития школьной сети. Этот последний вопрос должна была разрешить образованная при Челябинском Окроно Сетевая комиссия (см. таблицу № 8). Данные обследования на 1 января 1924 г. школ

1 ступени представляли материал для серьезного исследования, отвечая на вопрос: насколько существующая школьная сеть охватывала детей школьного возраста, а данные обследования 1920 г. давали возможность сделать вывод, насколько расстояние от места жительства детей до школ влияло на их посещаемость.

№ п/п Название районов Принято на окружной бюджет Отнесено на районный бюджет

Школ Работн. просв. Школ Работн. просв.

1 Бродокалмакский - - 10 12

2 Воскресенский - - 9 12

3 Етктульский - - 23 29

4 Катайский - - 13 13

5 Коельский 1 4 10 10

6 Кочердыкский 1 3 12 13

7 Косулинский 1 3 7 10

8 Коровинский - - 7 7

9 Миасский 1 4 20 23

10 Мишкинский - - 21 36

11 Сарт-Калмыкский 1 3 21 29

12 Усть-Уйский - - 13 28

13 Челябинский - - 43 53

14 Чудиновский - - 10 15

15 Шумихинский 1 4 14 32

16 Щучанский - - 17 22

17 Госкопи (Копейск) 2 12 6 10

Всего 8 33 256 361

Таблица 8.

Сеть школ 1-ой ступени на 1924/25 учебный год1

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 17.

Таблица 9.

Сеть действующих школ 2-ой ступени, семилеток, дошкольных учреждений, учреждений правовой защиты детей в 1920—1923 годах1

Школьные учрежде- Дошкольные Учрежд. соц.

1 ния массового типа учрежд. прав охр. детей

и К § р с 1 й Школ 2 ст. В них Дет садов В них с В них

Территория Школ 7 л. Раб. просв. Учащихся Раб. просвещ. Детей Прием. рас д /домов Раб. просв. Детей

Город Челябинск 1920 3 - 32 831 2 3 43 4 8 112

1922 3 - 46 925 3 10 140 32 177 1734

1923 4 1 71 1415 3 9 124 23 145 2165

Сельские 1920 15 - 56 842 4 10 166 3 3 51

1922 7 - 30 388 3 7 136 19 54 1028

местности 1923 2 7 74 1958 1 2 31 19 39 803

1920 18 - 88 1673 6 13 209 7 11 163

Весь округ 1922 10 - 76 1313 6 17 176 51 231 2762

1923 6 8 145 3373 4 11 155 42 184 2968

В 1924—25 учебном году Окроно пересмотрел сеть школ I и II ступени по сельским местностям. Здесь сразу обращает на себя внимание резкое падение количества школ II ступени, вызванное преобразованием их в школы семилетки по сельским местностям. Разгрузка сельских детдомов от детей и перевод их в город в среднем увеличил загрузку школ с 54 до 94 учащихся.

После целого ряда преобразований в системе образования наиболее устойчивой в 1923—1924 году оказалась сеть учреждений Профобра, как это видно из помещенной ниже

таблицы № 10, которая продолжала готовить специалистов. Рассматривая динамику подготовки педагогических работников для школ I ступени, приходится сделать вывод, что того количества педагогов, которых должен был выпустить Челябинский педагогический техникум, было недостаточно для замены всех старых школьных работников. Планировалось, что пед-техникум выпустит в 1925 году — 19, в 1926 г. -36, 1927 г. - 35, в 1928 г. — 84, в 1929 г. — 71 учителя советской школы, подготовленных по новой программе.

1 Составлено по: обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 18.

Таблица 10.

Сеть учреждений профессионального образования1

Название учреждения Годы сравнения Число школьных работников Число учащихся Примечание

Челябинский пед- 1923 г 20 97

техникум 1924 г 24 216

1. Профтехн. школа

не связана с мест-

Челябинский профессиональ- 1923 г 14 96 ным производством; поставлен вопрос

но-техническая 1924 г 14 116 о ее реорганизации

школа по ремонту с/х машин, с переброской в Щучанский район.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Митрофанов-ская с/х. школа 1923 г 1924 г 2 5 18 35 2. Митрофановская школа для подготовки к с/х техникуму

Челябинская му- 1923 г 7 110

зыкальная школа 1924 г 15 160

Студии: Художественная 1923 г 1924 г 1 1 47 45

Драматическая 1923 г 1924 г 1 3 37 39

Хоровая 1923 г 1924 г 1 35

Чумлянская учебно- 1923 г 5 40 3.Чумлянская школа выпускает кустарей

показательная 1924 г 5 46 по ремонту с/х ма-

мастерская шин

Сеть учреждений дополнительного образования детей начала складываться в Челябинской губернии с 1920 года также под руководством Л. Н. Сейфуллиной, организовавшей один из первых детских театров при Народном доме и писавшей для

него пьесы. По инициативе писателя В. П. Правдухина была открыта первая детская библиотека. Известным музыкантом Г. Д. Моргулисом создана музыкальная школа, преобразованная в 1936 году в музыкальное училище. При Губполипросвете открылась

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 18-19.

четырехгодичная изостудия под руководством талантливого художника Н. А. Русакова1.

Главное детище Советской власти — сеть политпросвета была настолько многогранна, что в нашем исследовании приходится рассматривать ее только в общих чертах, выделив наиболее важные ее части: ликпункты и библиотеки. В сельской местности преобладал тип таких учреждений,

Отсутствие данных за 1922 г. об учреждениях культпросвета объясняется только тем, что ранее они не учитывались при обследованиях. Между тем именно они в первые годы после революции были наиболее рас-

без которых не могло обойтись взрослое крестьянское население: ликпункты, библиотеки, избы-читальни и народные дома. В сравнении с 1922 годом прекращается рост последних, это объясняется не прекращением культурно-просветительной деятельности народных домов, а заменой их простейшим типом учреждений культуры — клубами и избами-читальнями (см. табл. № 11).

пространенным типом культурно-просветительных учреждений.

Следующие таблицы № 12, 13 дают информацию о результатах деятельности ликпунктов (пунктов ликвидации безграмотности) и библиотек

за 1921-1923 гг.

Таблица 11.

Сеть учреждений политпросвета (1923\1924)2

И Школы всех типов и ступеней Прочие учреждения

Территория э В них Музеи выставки К.просвет.круж-ки

е я ра с Я « Совпарт-школ] Полит-курсы Раб. Прос. Учащихся Библиотеки Изб-читален Нардома Клубы Театры а р г I не Ликпункты Агитпункт

Челябинск 1923 1924 1 1 5 21 24 193 253 12 24 - 1 3 2 3 9 11 2 1 41 14 7 22 1 1

Сельская местность 1923 1924 - - - - 28 30 33 32 - 12 9 2 9 1 - 25 110 136 110

Весь округ 1923 1924 1 1 5 21 24 193 253 40 54 33 32 1 3 14 12 11 20 3 1 4 1 39 117 158 1 1

1 Челябинск. Энциклопедический словарь. Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1100 с.

2 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 19-20.

Таблица 13.

Деятельность ликпунктов за время их существования2

Таблица 12.

Сеть ликпунктов1

Территория Годы сравнения Число учреждений В них

Школьных работников Учащихся

г. Челябинск 1922 г 1923 г 7 22 17 42 765 1655

Сельские местности 1922 г 1923 г 110 136 Сведений 164 Нет 4000

Весь округ 1922 г 1923 г 117 246 181 4765

Территория Число населения обоего пола от 18-39 лет В том числе неграмотных Число обученных за годы 21, 22, 23 % остающихся необученными

г. Челябинск 22702 11350 11352 50%

Сельские местности 88358 59200 18648 33%

Весь округ 111060 70550 36000 49%

Быстрому развитию ликпунктов (пункт ликвидации неграмотности) помешал голод 1921 года, и ликвидация его последствий, в дальнейшем их деятельность была обращена, главным образом, на допризывников РККА и работников милиции. Че-КаГрам (чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности) был занят детальной разработкой плана полной ликвидации неграмотности к 7 ноября 1927 г., ко дню десятилетия Октябрьской революции. Революционные мечтатели из Чекаграма и Губиздата с 1 июля по 1 октября 1921 года издали множество бесполезных

плакатов: «Политграмота допризывника», «Предварительные итоги обследования народного образования с 1 ноября 1920 года», «Берегите детей», «Как организовать детскую столовую в голодном поселке», «Развяжите себе руки — сдайте налоги», «К победе над голодом», «Борьба с голодом — борьба с проституцией». Правда констатировалось, что тяжелые условия военного времени, гражданской войны и неурожай отвлекли население от забот о народном образовании.

В 1916 году на территории Челябинского округа в сельских местностях числилось: одна министерская

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 20.

2 Там же. С. 21.

179

библиотека и 29 земских, число библиотек с 1916 года не увеличилось, зато было открыто много изб-читален, выполнявших роль квазиклубов и библиотек. Как и следовало ожидать, процент читающих был почти вдвое больше в городе, но в общем по всему Челябинскому округу он не был высок. Число читающих грамотных со-

ставляло лишь 50 % всего грамотного населения. Фактическая нагрузка библиотек в городах была в два раза больше, чем в сельских. Данные таблицы дают нам возможность сделать оценку деятельности библиотек и изб-читален за 1922—1923 г. г. (см. табл.14, 15).

Таблица 14.

Обслуживание библиотеками и избами-читальнями взрослого грамотного населения к 1 января 1924 года1

Территория Число взрослого грамотного населения от 18 лет и старше Число библ. и изб-читален В них подписчиков-читателей Число не читающего грамотного населения % читающих из числа грамотных Среднее число грамм. На 1 библ. или избу читальню

Всего Читателей

Челябинск 21687 24 9151 12536 42% 904 380

Сельские местности 39688 71 11290 28398 28% 559 159

Весь округ 61375 95 20441 40934 33% 646 215

Таблица 15.

Сеть библиотек и изб-читален на 1924—25 г.2

Название уч- Принято на окружной бюджет Отнесено на районный бюджет Всего

реждений Учрежд. Работн. просв. Учрежд. Работн. просв. Учрежд. Работн. просв.

Библиотек 7 13 16 18 23 31

Изб-читален - - 70 70 70 70

Итого 7 13 86 88 93 101

1 Составлено по: Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923-1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Челябинск, 1924. С. 21.

2 Там же. С. 21.

В отчете отмечалось, что в 1922 году как по библиотекам, так и по избам-читальням как в городе, так и в сельских местностях положение дел было весьма безрадостное, а именно: средние показатели оборота читаемости книг и коэффициент интенсивности деятельности библиотек и изб-читален были ниже нормальных показателей. Констатировалось, что это диктует работникам библиотек обратить самое пристальное внимание на привлечение большего числа читателей, что и было сделано в следующем 1923-м году. При повышении коэффициента интенсивности в городских библиотеках большую роль сыграло повышение читаемости, что заставило руководство библиотек задумываться об увеличении книжных фондов. По сельским местностям читаемость повысилась, но зато понизился оборот книги, хотя коэффициент интенсивности в 1923 г. стал в 3 раза выше коэффициента 1922 г., все же он почти в 2 раза был ниже уровня 1916 года. Было подсчитано, что по нормам, которые берутся за основание при построении школьной сети, книжный фонд должен в

Список

1. Аннинский, Л. Заложник ШКИДы / Л. Аннинский // Родина. — 2016. — № 8. — С. 82—88.

2. Елисафенко, М. К. На пути к всеобучу: опыт Верхотурского уездного земства// вестник истории Верхотурского уезда. Выпуск 10 / М. К. Елисафенко. — Екатеринбург, 2019. — С. 47—52.

3. Корнилов, Г. Е. Голод и дети / Г. Е. Корнилов, И. А. Лаврова // Уральский исторический вестник — 2008. —

№ 2 (19). — С. 102—116.

5 раз превышать число грамотного взрослого населения. Поэтому для всего грамотного населения Уральского региона его нужно было увеличить в 2,5 раза.

Объективными условиями недостатка книжного инвентаря объяснялся, тот осторожный подход с которым местный политпросвет подходил к развитию библиотечной сети. Для того чтобы хотя бы отчасти удовлетворить просветительные нужды той части населения, которое вообще было лишено библиотек и изб-читален, Окроно с 1 марта 1923 года распределил районам 267 библиотечек-передвижек, в среднем в 35 экз. книг каждая. Однако несмотря на достигнутые результаты, дело просвещения молодежи подвигалось медленно. Официальные результаты обследования промышленных рабочих Свердловской области за 1937 год показали, что лишь 16 % рабочих являлись читателями библиотек, в среднем один рабочий прочитывал в год 7,5 книги, 240 газет, 8 раз посещал кино, т. е. по сравнению с 1922 годом читаемость литературы резко не увеличилась.

литературы

4. Крупская, Н. К. Заметки о коммунистическом воспитании / Н. К. Крупская // Избранные педагогические произведения. — М. : «Политиздат», 1968. — 560 с.

5. Кусков, С. А. Забытые госпитали. Организация военного здравоохранения на Урале в период Советско-Финской войны / С. А. Кусков // ХХ век Россия: общество, реформы, революции. Выпуск

4. — Самара. 2016. — С. 56—65.

181

6. Кусков, С. А. Петр Михайлович Тарасов и его первый госпиталь. Малоизвестные страницы биографии начальника эвакогоспиталя. Гороховские чтения. / С. А. Кусков // Челябинск. — 2016. — № 17/22. — С. 282—287.

7. Лаврова, И. А. Детская беспризорность на Урале в первой половине 1930—х годов / И. А. Лаврова // Уральский исторический вестник. — 2008. — № 1 (18).

— С. 44—49.

8. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях / А. С. Макаренко // М. : «Соцэгиз», 1949. — 400 с.

9. Материалы к отчетному докладу Окрисполкома третьему окружному съезду советов Челябинского округа. — Челябинск: «Типография промкомбината».

1927. — С. 45—48.

10. Нарский, И. В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917—1922 годах / И. В. Нарский. — М. : Изд-во РОССПЭН, 2001. — 600 с.

11. Обзор хозяйства Челябинского округа часть 1 и 2 за 1923—1924 годы. Издание Челябинского Окружного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. — Челябинск: «Типография промкомбината», 1924. — 440 с.

12. Окунцов, Ю. П. Златоустовская женская гимназия. 110 лет со дня создания / Ю. П. Окунцов // Календарь знаменательных и памятных дат 2018 года. — Челябинск: «Челябинский Дом печати»,

2018. — 540 с.

13. Отчет Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны. 1 октября 1921 г. Челябинск: «Объединенная типография», 1921. — 128 с.

14. Отчет Челябинского губернского экономического совещания в Совет Труда и Обороны. Апрель 1922 г. Челябинск: «Типография Губсовнархоза», 1922. — 256 с.

15. Пантелеев, Л. Республика ШКИД. Повести и рассказы. Американская каша / Л. Пантелеев. — М. : «Дет-гиз», 1960. — 360 с.

16. Постановление президиума Уральского областного исполнительного комитета по плану культурно-хозяйственных мероприятий в образцово-показательном Щучанском районе Челябинского округа намеченных проведению в 1929—1930—х годах. —Свердловск: Издание Облисполкома, 1929. — С. 10—15.

17. Постников, С. П. Социокультурные характеристики уральских рабочих в конце 1920-х — 30-е годы / С. П. Постников, М. А. Фельдман // Уральский исторический вестник. — 2008. — № 1 (18).

— С. 87—94.

18. Протасова, Э. Е. Введение всеобуча на Урале в 1930-е гг.: проблема обеспечения помещениями сельских школ / Э. Е. Протасова // Уральский край в истории России»: Матер. регион. науч.-практ. конф. — Верхотурье 1—2 ноября 2018 г.

— С. 179—182.

19. Рушанин, В. Я. М. В. Каменская и народное образование в г. Троицке в 1919—1923 годах / В. Я. Рушанин // Архив в социуме, социум в архиве. Материалы региональной науч.-практ. конф.

— Челябинск, 2018. — С. 202—207.

20. Ситникова, Н. П. Челябинская публичная библиотека: два столетия ради пользы и славы / Н. П. Ситникова // Календарь знаменательных и памятных дат 2018 года.— Челябинск, 2018. — С. 299—313.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Уральское хозяйство в цифрах. 1928 г. Издание Уральского областного статистического управления. — Свердловск: «Гранит», 1928. — 571 с.

22. Челябинск. Энциклопедический словарь. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.