Научная статья на тему 'Нелегальный (теневой, незаконный) оборот стрелкового оружия и патронов: отраслевые оценки криминальной экономики'

Нелегальный (теневой, незаконный) оборот стрелкового оружия и патронов: отраслевые оценки криминальной экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LICENSE AUTHORIZATION SYSTEM (ACTIVITY / РАБОТА) ПОЛИЦИИ / WORK) POLICES / УГРОЗЫ И УГРОЗООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / GOODS / WORKS / SERVICES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОТРАСЛИ / СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ / ILLICIT (CRIMINAL) TRAFFICKING / LIMITED TURNOVER ABILITY / OBJECTS OF THE CIVIL RIGHTS (PRODUCTION) / SHADOW TURN / TRAFFIC IN WEAPONS AND CARTRIDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушнирык В.В.

Автор приводит анализ экспертных оценок, официальные сведения, в том числе из международных источников, и делает выводу о степени криминализации оборота оружейной и патронной продукции. Выделяет и систематизирует угрозообразующие факторы в сфере оборота этой продукции, формулирует ряд предложений, направленных на повышение уровня экономической безопасности этой сферы экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal (shadow, drug) trafficking in small arms and ammunition: sectoral assessment of the criminal economy

The author provides the analysis of expert estimates, official data, including from the international sources, and does to a conclusion about degree of latency and criminalization of a turn of weapon and cartridge production. Allocates and systematizes the factors forming threats in the sphere of a turn of the designated production, formulates a number of offers on its stabilization.

Текст научной работы на тему «Нелегальный (теневой, незаконный) оборот стрелкового оружия и патронов: отраслевые оценки криминальной экономики»

УДК 33 ББК 65

НЕЛЕГАЛЬНЫЙ (ТЕНЕВОЙ, НЕЗАКОННЫЙ) ОБОРОТ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ: ОТРАСЛЕВЫЕ ОЦЕНКИ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУШНИРЫК

полковник полиции, начальник отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России», Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе экономической безопасности)

E-mail: valerijkushnyrik@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Автор приводит анализ экспертных оценок, официальные сведения, в том числе из международных источников, и делает выводу о степени криминализации оборота оружейной и патронной продукции. Выделяет и систематизирует угрозообразующие факторы в сфере оборота этой продукции, формулирует ряд предложений, направленных на повышение уровня экономической безопасности этой сферы экономики.

Ключевые слова: лицензионно-разрешительная система (деятельность, работа) полиции; угрозы и угрозоо-бразующие факторы, экономическая безопасность отрасли, связанной с оборотом стрелкового оружия и патронов.

Annotation. The author provides the analysis of expert estimates, official data, including from the international sources, and does to a conclusion about degree of latency and criminalization of a turn of weapon and cartridge production. Allocates and systematizes the factors forming threats in the sphere of a turn of the designated production, formulates a number of offers on its stabilization.

Keywords: license authorization system (activity, work) polices; limited turnover ability; objects of the civil rights (production) — goods, works, services; shadow turn; illicit (criminal) trafficking; traffic in weapons and cartridges.

Оборот стрелкового оружия и патронов — это совершенно естественная часть экономики современного общества, подверженная всем основным экономическим законам и требующая, соответственно, применения общих и, одновременно, специфических механизмов обеспечения безопасности. Социальные аспекты товарооборота данной продукции, обладающей повышенной опасностью для человека и, в целом, для общества и государства, предполагают введение для него ряда существенных ограничений и дополнительных требований, особого порядка — ограниченной оборотоспособности для этого товара, работ с ним и оказания услуг, что закреплено в ст. 55 Конституции и ст. 129 ГК РФ.

О масштабах общемировой экономической деятельности в сфере оборота стрелкового оружия свидетельствуют сведения экспертов ООН1. По итогам 5-летних исследований признана высокая опасность бесконтрольности и криминализации оборота этого

типа оружия, в силу чего оно приравнено к «оружию массового уничтожения» из-за постоянно растущих масштабов теневого распространения и использования в преступных целях2.

В 2010 году ООН оценивала объемы легальной торговли личного стрелкового оружия в $4 млрд., а объемы незаконной торговли — более $1 млрд.3. В 2011 году нелегальный оборот, исчисляемый экспертами ООН к легальному обороту в соотношении (3 : 2), рассматривался уже в пределах $1,8 млрд. по стрелковому оружию и в $2,9 млрд. — по патронам (боеприпасам). В целом объем нелегальной оружейно-патронной продукции к 2011 году достиг $4,7 млрд. на условиях той же 10-летней динамики роста.

Анализ латентности оборота оружия4 и патронов позволил экспертам ООН сделать и ряд других важных выводов: 1) оружейный рынок ежегодно пополняют 7,5 — 8 млн. ед. вновь изготовленного оружия5 и 14 млрд. патронов6 (для сравнения: население Земли в

2011 году составляло 7 млрд. чел.); 2) ежегодно до 650 тыс. ед. оружия выводится из легального оборота в нелегальный, а до 1 млн. ед. оружия — меняет владельца посредством краж и утрат7; 3) законное и противозаконное использование ЛСО, по данным ООН, ежегодно ведет к гибели 200 — 300 тыс. людей8. Большая их часть в результате погибает именно от криминального (нелегального) использования оружия: десятки тысяч участников становятся жертвами вооруженных конфликтов, остальные — жертвы общеуголовных преступлений9; 4) каждый день в результате применения ЛСО погибает около 1 тыс. человек10; 5) в ту самую минуту, когда в результате вооружённого нападения погибает человек, в мире производится ещё 15 новых ед. стрелкового оружия, предназначенного на продажу11; 6) с учетом выбранного экспертами соотношения легального и нелегального оборота (3 : 2), законно (легально) производится и продается — 9 из указанных выше 15 ед. оружия, а незаконно (нелегально) — 6 ед.

При сравнении мировой и российской практик можно отметить, что у населения нашей страны в 2011 году было 6,23 млн. ед. зарегистрированного оружия и 0,12 млн. ед. оружия в охранных организациях12. Принимая обозначенные ООН показатели по латентности оборота стрелкового оружия за базовые (общемировые), можно предположить масштаб нелегального (теневого) оборота оружия и в России.

На рубеже XX — XXI веков объем нелегального рынка оружия в России разными экспертами оценивался по-разному. Ряд отечественных армологов13, криминологов и практиков определяли теневой оборот оружия в пределах 10 млн. ед.14; другие — 5 млн. ед.15; третьи, в частности, представители ФСБ России — 2 млн. ед.16. МВД России заняло более «скромную» позицию: до 500 тыс. ед. оружия17.

Расхождения достаточно существенные и неоперабельные для общего анализа. Целесообразно использовать усредненное значение: в пределах 6 млн. ед. оружия (для 2000-2002 годов). Интересным является тот факт, что за десять лет до этого (в 1992 году) теневой рынок в России оценивался в объеме 1 млн. ед. незаконно обращаемого оружия18.

В качестве второго важного момента, следует обратить внимание на позицию экспертов, которые прогнозировали для 2000 — 2002 годов до 1,5% ежемесячного прироста оружия на черном рынке России19 с ежегодным ростом — до 18%. Опираясь на эти показатели, можно утверждать, что за последние десять лет (с 2002 по 2012 годы) масштаб нелегального (латентного) оборота оружия в России вырос почти в 1,8 раза

и приблизился в своих среднеожидаемых значениях к 10 — 11 млн. ед. оружия. Таким образом можно предполагать, что к 2020 году этот усредненный объем будет варьировать в пределах 13 — 14 млн. ед. оружия.

Полученная для 2012 года оценка нелегального оборота оружия в России (10 млн. ед. оружия) с учетом статистики зарегистрированного в гражданском обороте оружия (6,4 млн. ед. оружия20) дает возможность говорить о том, что в России законный и незаконный оборот оружия имеет скорее обратные показатели и более высокую латентность (6,4 млн. ед. : 10 млн. ед. ^ 2 : 3), чем применяемое в ООН базовое соотношение (3 : 2).

В отечественной криминологии соотношения 1 : 3 и даже 1 : 5 зарегистрированных и латентных преступлений признаются в качестве осторожных (более взвешенных) экспертных оценок21. С этих позиций все приведенные выше экспертные оценки по теневому обороту оружия можно рассматривать как «особо осторожные» и утверждать, что в России нелегальный оборот оружия (более 62,5%) по своему объему почти в 1,7 раза превышает легальный оборот (37,5%).

Особый характер предметов, которые оборачиваются в сфере оборота оружия и патронов, предполагает целый ряд ограничений и дополнительных требований. Естественно, и производители, и потребители оружия и патронов, стремясь реализовать свои потребности с наименьшими издержками, нарушают установленные требования. Массовая потребность в оружии и патронах и жесткие формальные требования их оборота ведут к очень высокому уровню латентно-сти не только вооруженной преступности, но и преступлений, связанных с оборотом оружия (его производством, распределением, обменом, потреблением), но квалифицируемых по ст.ст. 222 — 227 УК РФ, необоснованно выведенных из преступлений с экономическими составами в неэкономические22.

При этом криминализация сферы оборота стрелкового оружия и патронов является результатом трех однонаправленных процессов:

• растущее стремление обычных граждан защититься любыми средствами, не надеясь на государственные структуры, что проявляется в приобретении нелегального оружия и патронов, как более эффективном и по ряду показателей экономичном способе реализовать своё право на самозащиту;

• упрощение организационно-технических возможностей нелегального производства оружия и патронов. Следовательно, снижение

производственных издержек нелегального производства и увеличение прибыльности связанного с ним бизнеса, ставшего привлекательным, прежде всего: а) для организованных преступных формирований, что привело к ещё большей криминализации этой сферы экономической деятельности; б) для умельцев-одиночек, которые возобновили кустарное изготовление и переделку доступного и более дешевого газового, пневматического, резинострельного и даже учебного оружия в «боевое» или иное огнестрельное оружие; в) для тех, кто владеет навыками применения общедоступных новационных технологий для изготовления самодельного оружия, в том числе из бытовых изделий — электро-шокеров и искровых разрядников, лазерного или иного ослепляющего оружия23, пластикового оружия, которое можно «напечатать» на 3D-принтере24;

• стремление всё более широкого круга представителей преступного мира вооружиться для реализации своих преступных замыслов и самозащиты, в т.ч. для силового противодействии правоохранительным органам. Такой способ незаконного вооружения заведомо не может быть реализован легально.

Еще в 1993 году Правительство Российской Федерации по результатам анализа криминальной обстановки было вынуждено констатировать, что преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, хотя и составляют 2,5% всей преступности, но напрямую служат катализатором для организованной преступности и терроризма. Они обостряют криминогенность, создавая условия для наиболее тяжких преступлений25.

Зависимость оружейной сферы от социальных, политических и других процессов очевидна. Именно поэтому не менее значимым, «четвертым» процессом в обозначенной проблеме является «оружейное лобби», которое изначально было чисто зарубежным явлением. Наиболее успешным оно было в США, где отвлекающий «маневр» в форме второй поправки к Конституции и «священный» для Америки лозунг про полковника С. Кольта, который после Авраама Линкольна и данной им свободы, уровнял шансы свободных амери-канцев26.

Американские эксперты, в частности, историк Майкл Беллисайлз (Michael Bellesiles), автор книги «Вооруженная Америка. Причины Появления Национальной Культуры Оружия», опроверг преувеличен-

ные слухи об исторической приверженности американцев к оружию. По мнению М. Беллисайлза, столь широкое распространение оружия в США имело две причины — деятельность оружейных магнатов и мифологизация оружия, как «моды на насилие», которую подпитывали бульварные романы о героях Дикого Запада и первых колонистах27.

Изменения последовали быстро. Если в 1845 — 1854 годы полиция Нью-Йорка не зафиксировала ни одного преступления, совершенного с помощью огнестрельного оружия, то в 1870-е годы подобные преступления стали совершаться буквально ежедневно28. Но этот процесс имеет и обратную сторону — умерший в 1862 году С. Кольт оставил после себя состояние в $15 млн. (на сегодняшние деньги — примерно $300 млн.)29. Именно эту, вторую сторону поддерживают два разных бизнеса (производство и реклама), опирающихся по-американски на один и тот же потенциально опасный для общества продукт — оружие.

Именно такие тенденции расширения и искусственной поддержки оборота оружия присутствуют в России с 1994 года до наших дней — тот же лоббистский «камуфляж». Предпринимаемые за последние годы в США «меры по ужесточению» оружейного законодательства блокируются оружейным лобби30, но при этом инициируют шквал закупки населением оружия, которое может попасть под запрет31.

Подобных тенденций в России пока нет, но только потому, что отечественное законодательство идет по иному пути — покупательский спрос периодически реанимируется новыми предложениями: иностранные газовые пистолеты и револьверы в середине 90-х годов XX в. на рынке были заменены отечественным оружием, созданным на базе боевых пистолетов ПМ, ПСМ, боевых револьверов; им на смену пришли газовые аналоги с возможностью стрельбы резиновыми пулями (т.н. резинострелы); далее на рынке появилось огнестрельное оружие ограниченного поражения, которое фактически дало официальный старт огнестрельному короткоствольному оружию, но стреляющему только резиновыми пулями. На протяжении последних 5 — 7 лет лоббируется, как посредством законодательных инициатив, так и в различных агитационных формах предвыборных компаний и политических программ (например, ЛДПР), введение в оборот классического короткоствольного оружия без каких-либо ограничений в поражающих свойствах.

Коррупционно-лоббистские методы поддержки оружейных монополистов из США всё чаще насаждаются в России. В реализации этих планов замечены

некоторые российские законодатели, среди которых есть и официальные члены Американской Стрелковой Ассоциации (МЯА), крупнейшего и главного оружейного лоббиста в США31. Только за счет ввода короткоствольного огнестрельного оружия эти лица «гарантируют» государству до 1 трлн. руб. прибыли, но при условии — если 11 млн. российских граждан приобретут такое оружие33.

В докладе ООН за 2011 год с анализом по убийствам убедительно доказано, что увеличение доступности любого огнестрельного оружия является неоспоримым фактором роста числа убийств, изнасилований и других тяжких преступлений, т.е. фактором постоянного сокращения трудового и интеллектуального ресурсов всех видов воспроизводственных систем товарооборота, выполнения работ, оказания услуг.

Статистика говорит о том, что использовать огнестрельное оружие против преступников удаётся лишь 1 % жертв, а вот самим преступникам совершать преступление под угрозой огнестрельного оружия несравненно легче, чем без него34. Лишь треть похищенного оружия используется преступниками для собственных нужд, 2/3 такого оружия — перепродается на черном рынке «перекупщиками» и оптовиками для извлечения прибыли и легализации криминальных доходов через «обналичивание» проданного оружия и других предметов вооружения, ставших «ходовым» товаром.

При легализации оружия, как правило, вооружаются молодые мужчины до 35 лет (около 90%), а беззащитные (девушки, дети и старики) становятся еще беззащитнее перед вооружёнными уже преступниками. Противники насаждаемой оружейной глобализации справедливо отмечают, что в России нет такой криминогенной ситуации, чтобы вывешивать лозунг: «Отечество — в опасности, все за оружие!». Вся спекуляция лоббистов оружия на теме гражданской безопасности преследуют одну-единственную цель: прикрыть самозащитой граждан стремление оружейных производителей и торговцев получить огромную наживу от массовой продажи эффективных и лёгких орудий убийства35.

Не лучшим образом может сказаться одно из решений Минобороны России, согласно которому за последние два года с военных складов, изрядно перегруженных запасами вооружения, в промышленный сектор передано около 750 тыс. ед. залежавшегося стрелкового оружия. Новые кримтребования МВД России (приказ МВД России от 20.09.2011 № 102036), не позволяют переделать это оружие в массово-габаритные макеты (ММГ), пользующиеся в последние

годы истинной любовью у россиян. Значит, остается переделка (особая форма утилизации) в служебное и/ или гражданское оружие и, тем самым, перенасыщение рынка криминально-востребованным (бывшим боевым) оружием, либо переделка в оружие для экспорта с запрещением его оборота в России, либо уничтожение боевого оружия традиционным способом — в металлолом.

Для улучшения ситуации в гражданском (невоенном) обороте оружия в России представляется целесообразным:

1. Обеспечить реализацию главного принципа функционирования би-комплеса «оружие + патрон». Имеется в виду ситуация, когда патрон «кормит» оружие. В противном случае оборот оружия будет опережать оборот патронов, что неизбежно порождает серьезные проблемы: критическая экстерналийность и стагнацию всей оружейно-патронной промышленности, торговой сети, товарооборота и системы обеспечения их экономической безопасности приведут к снижению всех видов и типов безопасности государства, общества и личности.

2. Внести поправки в Федеральный закон «Об оружии» и ст.ст. 222-227 УК РФ, направленные на изменение системы оружейного и патронного товарооборота, начиная с терминов и определений, не только с учетом социальных, но и экономических аспектов нормативно-правового регулирования — для тандемного обеспечения общественной и экономической безопасности.

3. В условиях присоединения России к ВТО обозначенную аналитическую и нормотворческую работу целесообразно провести с использованием опыта таможенных органов Таможенного союза, создавших универсальное таможенное законодательство для трех стран. Учитывая постоянный дезинтегрированный рост оружейного законодательства, не менее важным является подготовка перспективного оружейного кодекса для стран Таможенного союза, СНГ, ОДКБ, ШОС и БРИКС.

4. При подготовке нормативно-правовых актов по обороту обозначенной продукции систему производства и обмена оружия и патронов необходимо ориентировать в прямой зависимости не от продаж оружия, а от создания сервисной сети для владельца оружия, клубной системы его хранения и обслуживания, а главное — системообразующего потребления (расходования) патронов для учебного процесса, спорта, охоты и иных видов стрелкового досуга, основанного на системном формировании культуры обращения с оружием всех видов, типов и конструкций.

1 Женевский институт международных отношений и развития — экспертная организация ООН (Small Arms Survey, Geneva) / URL : http://www.smallarmssurvey.org (дата обращения — 10.10.2013).

2 «Стрелковое оружие также опасно, как и оружие массового уничтожения» — Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан // www.un.org/Russian/events/SmallArms2006/backgrounder.htm; Орлов А.А. Легкое стрелковое оружие: новый круг противоречий // Вестник МГИМО. 2008. С. 57.

3 Вопросы разоружения. Официальный сайт ООН / URL : http://www.un.org/ru/peace/disarmament/ index.shtml (дата обращения — 15.10.2013).

4 Далее также — легкое стрелковое оружие (ЛСО).

5 Стрелковое оружие. Доклад ГС СБ ООН (S/2008/258) / URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N08/303/07/ PDF/N0830307.pdf?0penElement (дата обращения — 10.10.2013).

6 «Оружие — под контроль!» («Control Arms») // URL : http://belamnesty.narod.ru/pages/amnesty_ international-camp8.htm (дата обращения — 10.10.2013).

7 Там же.

8 URL : htth:// washprifile.org (дата обращения — 14.10.2013).

9 Е. Белов, М. Смирнова. Пострелять не найдется? [Электронный ресурс] / URL : http://aferizm.ru/ criminal/ludi_i_oryjie. htm (дата обращения 24.09.2013).

10 Стрелковое оружие. Доклад ГС СБ ООН (S/2008/258) ...

11 «Оружие — под контроль!» («Control Arms») ...

12 По данным ГИАЦ МВД России 2003, 2007 и 2011 годов (форма 1-РС).

13 Корецкий Д.А. Криминальная армалогия: Учение о правовом режиме оружия. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — С. 367.

14 Солоницкая, Э.В. Криминологическая характеристика незаконного оборота оружия и меры борьбы с ним [Текст] : автореф. дисс. соиск... канд. юрид. наук / Э.В. Солоницкая. — Ростов-н.-Д. 2004. — С. 4.

15 Ширкин, А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия незаконному обороту оружия в Российской Федерации [Текст] : автореф. дисс. соиск. канд. юрид. наук / А.И. Ширкин. — Казань. 2008. — С. 3; Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. — М.: «Логос», 2004. — С. 230.

16 Продай оружие // Коммерсантъ. Деньги. 2001. 31 января. № 4. С. 22. Аналогичные показатели также приводятся Долговой А.И., Евлановой О.А., Астаниным В.В. в статье «Региональные различия преступности и преступность в Южном федеральном округе // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М., 2001. С. 81.

17 А.А. Чекалин, интервью журналу «Право и безопасность» / Бочков С.О. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и взрывчатки // «Право и безопасность». — 2002. — № 4 (5).

18 «Российская газета». 02.04.1992. Аналогичные показатели приводит В.В. Антонченко. По его оценке в России от 600 тыс. до 1,6 млн. ед. незарегистрированного огнестрельного оружия хранилось у граждан / Антонченко В.В. [Текст]: Латент-ность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Дальневосточном федеральном округе // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2009. — № 1. — С. 36.

19 URL : http://cmza.ru/fz-150-ob-oruzhii-/statya-3.-grazhdanskoe-oruzhie.html.

20 По данным ГИАЦ МВД России за 2012 год (форма 1-РС): 6,428 млн. ед. оружия у граждан.

21 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. — М.: Юристъ, 1997. — С. 36.

22 Искусственная латентность экономических нарушений в сфере оборота оружия и патронов, в определенной степени компилируется с особой классификацией правонарушений в этой области, изначально экономического характера, но отдалённых в правовых аспектах от своей товарной первоосновы в разделе VIII УК РФ (преступления в сфере экономики) и локализованных в неэкономических составах преступлений раздела IX УК РФ (преступления против общественной безопасности и общественного порядка). В большинстве случаев ученые-дилекто-логи объясняют это не криминальностью оборота оружейной и патронной продукции, в целом, на всех стадиях её товарооборота (производства, распределения, обмена, потребления), а повышенной общественной опасностью для граждан и общества вследствие криминального потребления, а именно в режиме применения или иного использования в преступных целях. Проблематика междисциплинарного характера фактически учеными не рассматривается.

23 Кушнирык В.В. Лазерное оружие и общедоступные лазерные указки как источники угроз общественной безопасности, сопряженные с развитием передовых технологий, основанных на новых физических принципах // СПС КонсультантПлюс, 2011.

24 Создания огнестрельного оружия традиционных конструкций, но по новационным технологиям термоплавких пластмасс с использованием 3D-принтеров в трехмерной графике и обычных компьютеров. В социальных сетях Интернет США и Канады появилась информация о создании первого функционально способного бесствольного, короткоствольного и длинноствольного нанооружия // www.theverge.com/; www.digit. ги/; http://www.nanonewsnet.ru/. Все затраты оказались в пределах $30, что существенно дешевле заводского оружия и даже оригинальных деталей (AR-15 продается в США по цене — $2899). Финансовая 100-кратная экономия, а также доступность домашних «средств производства» и исходных материалов в век автоматизации, делают для нанооружия необходимую рекламу на волне уже порожденного ажиотажа в среде фанатов оружия и «эпидемии» частного спроса. Для 3D-оружия слесарные, автомобильные и иные реммастерские, равно как и заводские условия уже не требуются. Применение термопластмасс, кроме того, исключит обнаружение такого нанооружия, маскируя (скрывая) его в местах хранения, при перевозке и перемещении через границу, а главное сделает его «невидимым» при ношении, особенно в местах проведения массовых мероприятий. Опасность заключается и в том, что аналогичные технологии позволяют изготавливать «невидимые» патроны с «невидимыми» поражающими элементами (пулями, картечью, дробью и т.д.), необна-руживаемыми рентгеном, что недопустимо для медицинской помощи и хирургических вмешательств, в первую очередь.

25 Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1030 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» // САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4199.

26 Российская диверсификация оружейного производства по своему смыслу очень напоминает американский «опыт» и претендует, именно поэтому, на те же болезненные «последствия». В 1791 году с принятием Билля о правах Конституция США была впервые дополнена 10 поправками, вторая из которых дала право гражданам США (северных штатов) хранить и носить оружие и только с одной целью: хорошей организации ополче-

ния (милиции) для задач обеспечения безопасности государства.

Главная причина: всё более обострявшиеся отношения с южными штатами аграрной Конфедерации, что, в конечном счёте, и привело к Гражданской войне между Севером и Югом. 70-летняя разница между внесением первых поправок в Конституцию США и началом Гражданской войны объясняется только одним: Билль о правах США 1791 года (нового света) прямое порождение Билля о правах Великобритании 1689 года (старого света) , который после «Славной революции» 1688 года (государственного переворота и свержения Стюартов) для протестантов, подвергавшихся ранее разоружению и дальнейшей дискриминации, в отличие от папистов, ввёл право на вооруженную самозащиту: «подданные протестантского исповедания могут носить оружие, соответствующее их положению, и так, как дозволено законом» . С другой стороны Билль о правах США отражал реальность более полутора столетнего освоения Северной Америки переселенцами, чаще всего приезжавшими из Англии.

В определённой степени предыстория и самой Гражданской войны, период военных действий и послевоенное время неразрывно связаны с Сэмюэлем Кольтом (Samuel Colt) — американским оружейником, изобретателем и промышленником. В 1835 году он впервые запатентовал револьвер (барабанный пистолет), основал компанию, но в 1842 году потерпел банкротство и 5 лет не производил оружие.

«Вторым дыханием» для изобретателя в 1847 году стало преддверие войны с Мексикой и заключенный с Правительством США заказ на 1000 револьверов. Это позволило в 1852 году развернуть массовое производство новой модели на громадной оружейной мануфактуре , но к 1860 году грянул кризис перепроизводства: из-за большого объема изготовленного оружия цена на оружие резко упала .

«Третьим дыханием» стала Гражданская война (1861-1865 гг.), моментально увеличившая заказы на револьверы Кольта , что позволило удвоить производственные мощности уже в 1861 году и при этом успешно снабжать револьверами, как своих «родных» Янки, так и Конфедератов .

В 1865 году война закончилась не только победой и известным для демократии в США выражением: «Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными» (в другом варианте: «Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт уравнял их шансы»), но и очередным банкротством разросшейся фабрики Кольта, так как его револьверы перестали быть нужными для вооруженных сил (URL : Вооруженная Америка ...).

«Четвертое дыхание» Кольт и другие производители оружия были вынуждены обеспечивать себе сами, приложив значительные усилия, чтобы создать рынок для своей продукции. На

этот раз — боевое оружие «пошло» в народные массы: ружья и револьверы стали рекламировать, как обязательный атрибут жизни законопослушного американца и универсальное средство поддержания справедливости (URL : там же).

27 Вооруженная Америка ...

28 Там же.

29 Сэмюэл Кольт / URL : http://www.gewehr.ru/2007/01/08/ sjemjujel_kolt.html (дата обращения — 25.10.2013).

30 За период с 1989 по 2003 год, сторонники оружейной свободы затратили на поддержку политиков более $21 млн., в то время, как противники — в десять раз меньше ($1.9 млн.).

31 Эпизодический всплеск закупки оружия в России проявляется по мере появления новых образцов, если это оружие лучше, эффективнее или менее «кусается» по ценам. Есть законодательные инициативы по введению в оборот охотничьего короткоствольного оружия, поднятию количественной планки разрешенного гражданам. Федеральный закон «Об оружии» сегодня разрешает статусному гражданину России потенциально купить до 17 ед. оружия включительно (законопроект увеличивает до 27 ед. оружия).

Анализ объемов зарегистрированного оружия позволяет говорить о том, что такое инвестирование оружейной промышленности и торговли в России фактически не работает. Причина в низкой покупательской способности населения, о чем свидетельствует статистика владельцев гражданского оружия в России последних двух лет. Слабое «раскрытие» потребительского потенциала, прямо говорит о стабильно низкой их покупательской способности и малом интересе основной части населения России к покупкам оружия, несмотря на то, что в 2010 и 2011 годах были введены законодательные новации, прежде всего, спектр гражданского оружия был расширен оружием ограниченного поражения (фактически короткоствольное оружие) и оружием, имеющим культурную ценность.

32 Оружейное лобби в США и России / URL : http:// voprosik.net/oruzhejnoe-lobbi-v-rossii-i-ssha (дата обращения — 24.10.2013).

33 Экспертный доклад «К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства» (экспертная группа под руководством первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшина: А.Астафьев, М. Бутина, С. Гринин, В. Кислов, В. Лесняк, И. Шмелёв, А. Шелегов) / URL : http://www.kp.rU/f/13/ attached_file/97/26/2872697.pdf (дата обращения — 24.10.2013).

34 Оружейное лобби в США и России ...

35 Там же.

36 «Российская газета». 21.10.2011. № 237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.