Научная статья на тему 'Некрополи Кировско-Апатитского района Мурманской области:история, современное состояние'

Некрополи Кировско-Апатитского района Мурманской области:история, современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
859
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКРОПОЛЬ / ИСТОРИЯ КЛАДБИЩ / УСТНАЯ ИСТОРИЯ / НАДМОГИЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ЭПИТАФИКА / МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NECROPOLIS / HISTORY CEMETERIES / ORAL HISTORY / GRAVESTONES STRUCTURES EPITAFIKA / MEMORIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Екатерина Васильевна

В данной работе рассматривается история и анализируется современное состояние кладбищ Кировско-Апатитского района Мурманской области. Изучение городского некрополя является важным аспектом местной истории, поскольку кладбище представляет собой особую часть городской культуры, требующую к себе уважительного отношения со стороны населения. Автор предполагает, что, благодаря анализу внешнего состояния кладбищ, можно выделить основные вехи в истории становления города, выявить динамику культуры некрополя, в том числе «моду» на памятники, а также определить отношение местных жителей к данному элементу городской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the history and analyzes the current condition of the cemeteries for Kirovsk-Apatity region. Studying of the necropolis is an important aspect of local history as the cemetery is an important part of the region's culture, one that requires special, respectful approach. The author suggests, that by analyzing the condition and appearance of the cemetery the main milestones of the city's history may be determined, as well as cultural dynamics, "popularity' of certain monument "styles", as well as general attitude of the population toward this particular cultural element.

Текст научной работы на тему «Некрополи Кировско-Апатитского района Мурманской области:история, современное состояние»

УДК 351.776(470.21)

Е.В.Васильева

НЕКРОПОЛИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ54

Аннотация:

В данной работе рассматривается история и анализируется современное состояние кладбищ Кировско-Апатитского района Мурманской области. Изучение городского некрополя является важным аспектом местной истории, поскольку кладбище представляет собой особую часть городской культуры, требующую к себе уважительного отношения со стороны населения. Автор предполагает, что, благодаря анализу внешнего состояния кладбищ, можно выделить основные вехи в истории становления города, выявить динамику культуры некрополя, в том числе «моду» на памятники, а также определить отношение местных жителей к данному элементу городской культуры.

Ключевые слова:

Некрополь, история кладбищ, устная история, надмогильные сооружения, эпитафика, мемориальная культура

E.V.Vasiljeva СEMETERIES OF KIROVSK-APATITY REGION OF MURMANSK AREA: HISTORY AND THE CURRENT CONDITION.

Abstract

This article discusses the history and analyzes the current condition of the cemeteries for Kirovsk-Apatity region. Studying of the necropolis is an important aspect of local history as the cemetery is an important part of the region's culture, one that requires special, respectful approach. The author suggests, that by analyzing the condition and appearance of the cemetery the main milestones of the city's history may be determined, as well as cultural dynamics, "popularity' of certain monument "styles", as well as general attitude of the population toward this particular cultural element.

Key words:

necropolis, history cemeteries, oral history, gravestones structures epitafika, memorial culture

Предварительные замечания

На Кольском полуострове, как и повсюду, с древнейших времен важнейшей частью культуры является погребальная традиция. Одно из самых древних захоронений умерших людей на Мурмане, расположенное на Большом Оленьем острове в Кольском заливе, датируется П-[ тыс. до н.э.[Федоров, Синицкий, 2008]. Существование у древних саамов-язычников своей

погребальной культуры облегчило начавшийся в XVI веке процесс приобщения

54 Статья написана в рамках проекта «Региональная история в письменных и устных репрезентациях: формирование традиции и взаимодействие культурных кодов», который осуществляется при поддержке Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей».

их к новой религии - христианству, связанный с появлением в Мурманском крае русских поселений. Для религиозного сознания погребальная обрядность есть форма переходного бытия, связующего системы земного и потустороннего мира. В «переходном ритуале» временно раскрываются рамки этих полярных сфер, и вместе с тем утверждается их разграничение. В этой связи кладбище представляет собой особое культурное пространство, предназначенное отделить умерших от живых и одновременно обеспечить сохранение социальной памяти.

В отечественной литературе существует значительное количество исследований, посвященных различным проблемам, связанным с социокультурными функциями некрополя. В них рассматриваются славянский и русский погребальный обряд по археологическим и этнографическим данным; развитие и бытование мемориальных памятников XI-XX вв.; поминальные традиции и проблемы увековечения памяти об ушедших в русском обществе периода Средневековья и Нового времени; темы смерти, погребения и некрополя в русской литературе XVШ-XX вв. В зарубежной литературе эта тематика исследуется давно и подробно, она является частью танатологии -науки о смерти, которая разрабатывается весьма активно. В данном случае историографический обзор не входит в наши задачи, статья посвящена описанию локального объекта по тем источникам, которые нам удалось выявить и сконструировать.

Сегодня в исторической науке все более возрастает интерес к локальной истории, а также к истории повседневных и ритуальных практик с использованием «микроисторического» подхода и метода устной истории, поскольку именно благодаря этому возможно восстановить, казалось бы, полностью утраченные данные. Материалы и факты микроистории оказываются очень востребованными в современной жизни, они представляют частный эпизод, фрагмент повседневности или небольшое сообщество людей в таком ключе, который позволяет по-новому осмыслить функционирование большой социокультурной системы. У историков, в первую очередь, генеалогов и близких к ним по интересам есть устойчивое понимание необходимости описания кладбищ, монастырских и прочих типов захоронений как одного из важнейших историко-биографических и генеалогических источников. Изучение городского некрополя также является важным аспектом местной истории, поскольку кладбище представляет собой особую часть городской культуры, требующую к себе уважительного отношения со стороны населения.

Последние годы ознаменованы проявлением известного интереса исследователей к судьбам старых кладбищ, но к этому времени многие некрополи оказались уже полностью утраченными. А ведь эти, теперь уже не существующие некрополи, имели множество художественно исполненных надгробий - памятников мемориальной скульптуры, характерных только для определенной местности и не повторяющихся в других регионах. С утратой мемориальных надгробий была утрачена и надгробная летопись времен -эпитафии, малоизученное уникальное литературное творчество. Возможно, именно поэтому современные исследователи начали уделять внимание изучению кладбищ как неотъемлемой части городской культуры.

Примечательно, что при общей тенденции отечественных исследователей к избеганию тем, связанных с кладбищами, особенно если объект изучения хоть как-то ассоциирован с современностью, историки Мурманской области

оказались лишенными предубеждений. С середины 1990-х гг. появились исследовательские работы П.В.Федорова и его коллег, в которых рассматриваются кладбища городов Мурманска и Колы. В результате обработки метрических книг за 65 лет им удалось составить свод Кольских захоронений, и через историю кладбищ, судьбы похороненных здесь людей авторы прослеживают прошлое городов, реконструируют генеалогии [Федоров, 2010; Федоров, Синицкий, 2008; Малашенков, Федоров, 2010].

Изучение некрополей малых городов Мурманской области только начинается [Агамирзоева, Разумова, 2009; Лукина, 2009]. При подготовке данной работы нами были использованы материалы Государственного Архива Мурманской области, благодаря которым выяснили дату создания кладбища на территории г. Апатиты, а также ознакомиться с книгой захоронений г. Кировска за 1935 -1939 гг.

Основными источниками, к которым мы прибегали при изучении данной темы, являются интервью с местными жителями, проведенные в ходе своеобразных «экскурсий» по кладбищам г. Апатиты. Беседы с горожанами дают практически полное представление об их восприятии происходившего в определенные периоды времени в данном населенном пункте, что позволяет выявить некоторые интересные особенности тех или иных захоронений, а также отношение горожан к самому кладбищу как неотъемлемой части городского пространства.

«Старое» кладбище

В г. Апатиты находится несколько кладбищ: «старое на 13-м километре», «старое на 16-м километре» (их считают одним и называют Кировским), «новое» и, как обозначает молодое поколение, «старое в Старых». В данной работе мы постараемся уделить внимание всем некрополям, так как в ходе исследования попытались провести их сравнение.

Все кладбища расположены за пределами города: 1) «старое в Старых» находится в некотором удалении от микрорайона Апатитов, который называется «Старые Апатиты»; 2) «старое на 13-м» располагается на 13-м километре автодороги Апатиты - Кировск, это кладбище также является и кировским;

3) кладбище на 16-м километре является неким продолжением расположенного на 13-ом километре, однако, эти два некрополя пространственно не соединяются;

4) «новое» расположено на четвертом километре автодороги Апатиты - аэропорт Хибины.

В фондах ГАМО нашелся документ, в котором зафиксирована точная официальная дата появления «старого» кладбища - 1966 г. «На заседании

исполкома Апатитского городского Совета депутатов трудящихся был заслушан доклад главного архитектора города товарища Эпштейна М. П. о необходимости отведения земельного участка в г. Апатиты площадью 15 га согласно выкопировки с местности под кладбище» [ ГАМО, Ф. 329.Оп.1, д.21,1966г.].

Где производились захоронения до этого времени, точно выявить не удалось, однако на «старом» кладбище присутствует большое количество могил без указания времени захоронений. Очевидно, здесь и производились первые захоронения, но это предположение нуждается в верификации. Самое раннее захоронение, судя по дате на намогильном сооружении, было сделано в 1960 г.

Поскольку г. Кировск образовался гораздо раньше, чем г. Апатиты, соответственно, и Кировское кладбище появилось прежде «старого» и, скорее всего, более ранние захоронения производились именно на нем. Документов, подтверждающих время его образования, нами обнаружено не было. Можно предположить, что либо кладбище долгое время оставалось неофициальным, либо документы были утрачены или вообще не существуют. Самое раннее захоронение датируется 1935 г. [ГАМО, Ф. 7, д. 73,Оп.1].

«Старое» кладбище располагается неподалеку от жилого района города, дорога представляет собой проселочную, без асфальтированного покрытия. Подъездов для грузовых машин (для вывоза мусора) нет. Места для мусора не отведены, поэтому его складывают между оградками, что еще более затрудняет передвижение по кладбищу. Таким же образом поступают и с теми намогильными сооружениями, которые были заменены на новые.

Могилы расположены здесь хаотично, деления на сектора не производится. Однако можно разграничить по линейному принципу захоронения, сделанные приблизительно в одно и то же десятилетие. Могилы располагаются неровными, но достаточно четко выделенными рядами. Специальных дорожек между оградками не существует, только тропинки. Здесь не сложно заблудиться, попав в лабиринт из огороженных и неогороженных могил.

Намогильные сооружения в большинстве своем представляют православные кресты, памятники-тумбы, а также монолитные гранитные и мраморные памятники. Наше внимание привлекло то, что все находящиеся здесь намогильные памятники имеют большие размеры. В них нет того своеобразного «изящества», которое присуще, например, памятникам, расположенным на «новом» кладбище и в восточной части «Кировского». Кресты поражают толщиной перекладин. Все это может быть связано с тем советским периодом их появления, когда критериями оценки различных сооружений (архитектурных, скульптурных и пр.) были основательность, прочность, масштабность, монументальность и т.п., основным принципом был: «много - значит хорошо». Одна информантка вспоминала, что был даже такой случай, когда, убирая могилы перед Троицей, два соседа начали спорить, чей памятник больше, тяжелее, массивнее:

«Они, представляешь, кричали друг на друга. Это было так смешно и так непонятно, во всяком случае, для меня. Я даже не догадываюсь, почему был так важен размер памятников. Вообще-то, мама мне говорила, что большинство крестов изготовлялись собственноручно, поэтому такая неаккуратность и какая-то крестьянская простота. Иди сюда <подводит к одному из металлических крестов и указывает на место спайки - соб. Е. В.> гляди, видишь тут хорошо видно, что работал дилетант. Такое, наверное, и на многих других можно найти. Мама говорила, что купить памятник, который бы тебя устраивал и по цене, и по качеству, было очень трудно, поэтому еще их заказывали и сами переделывали. Смотри <демонстрирует еще один памятник - соб. Е. В.>, чисто теоретически выпускали вот такие, а домашние умельцы их декорировали по-своему,

видишь?»(Ж 46)

Действительно, при всей традиционности памятников наблюдается стремление к их индивидуализации, которую информант обозначает как «декор».

Ветеранам Великой Отечественной Войны государство предоставляло стандартные памятники - цементные стелы или металлические тумбы, увенчанные красной звездой, этот тип намогильных сооружений представлен на данном

кладбище достаточно широко. Захоронений военных, погибших в более позднее время, например, в период кампании в Чеченской республике, здесь нет.

Наше внимание привлекли семейные захоронения, которые здесь выглядят как одна могила, но с несколькими намогильными памятниками, установленными в разное время. Причем, по большей степени у всех подобных погребений намогильные холмики весьма небольших размеров. Таким образом, можно предположить, что поскольку кладбище на сегодняшний момент является полузакрытым, хоронили родственников умерших позже и практиковать подобное стали ввиду нехватки места. Но это всего лишь наше предположение.

На памятниках присутствуют лишь стандартные обозначения имени -фамилии и дат жизни, эпитафий практически нет. Отсутствие посвятительной надписи в честь усопшего может объясняться тем, что сам тип намогильных сооружений не позволяет ее нанести.

На этом кладбище не ни сторожей, ни смотрителей. Контроль за уборкой территории осуществляют сами родственники умерших. Посетители свидетельствуют:

«У нас даже есть что-то типа графика дежурств, то есть каждый знает

кто, где и когда он должен убираться »(Ж 48)

Несмотря на то, что «старое» кладбище в настоящий момент закрыто для захоронений, местные жители упорно продолжают хоронить здесь усопших, безо всякого официального разрешения. Новые могилы ютятся по внешней границе кладбища, зачастую занимая территорию дороги. Этим они существенно затрудняют работу по расчистке подъездной дороги зимой, поскольку места для новых могил на самом кладбище просто нет, и могилы наступают на проезжую часть. По данному поводу постоянно возникают споры местного населения и городских властей, однако никакого вразумительного ответа на свои требования и вопросы жители не получают. Дело в том, что по всей имеющейся документации это кладбище «списано» за ненадобностью, поэтому контроль над ним не осуществляют ни одна организация, ни одно учреждение [Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2004)].

Посетив «старое» кладбище, мы можем сделать вывод о преобладании здесь простых по конструктивному решению и способу изготовления намогильных сооружений, которые отражают социально-экономические и эстетические приметы времени, когда они были установлены. Можем отметить минимальную эпитафику. Планировка отличается отсутствием четкого деления на квадраты. Своим внешним видом «старое» кладбище не отличается от сельского, поскольку появилось оно в тот переходный период, когда грань между поселком и городом Апатиты была еще не столь различима. И еще одним результатом изучения данного некрополя явилось выяснение того факта, что это кладбище не имеет руководства, или как выражаются жители города, «оно вне закона» (Ж 25).

Кладбища на 13-м и 16-м километрах

Описание двух некрополей было нами объединено не случайно, поскольку по территориальным разграничениям они относятся к Кировскому району, и местные жители называют их «Кировским кладбищем» с уточнением месторасположения (13-й или 16-й километр).

На «Кировское» кладбище нами были совершены поездки, результатом которых являются фотоматериалы и тексты интервью с местными жителями. Целями интервью были выявить оценки и основные характеристики некрополя, с точки зрения горожан, а также мнения, касающиеся отдельных аспектов погребальных практик. Возраст информантов, у которых удалось взять интервью, варьирует от 20 до 55 лет. Все без исключения пожелали остаться не названными.

Кладбище на 13-м располагается по правой стороне дороги Апатиты -Кировск. На территории имеется часовня и в восточной части кладбища находится ритуальная служба, которая размещается в небольшом вагончике. Это кладбище относительно молодое, именно поэтому здесь наблюдается некое деление на сектора, однако, они не пронумерованы.

Кладбище на 16-м километре располагается по двум сторонам автодороги Кировск - Апатиты. Оно имеет вытянутую форму и глубоко вдается в редколесье. Принято считать, что та часть кладбища, которая расположена справа при въезде в г. Кировск - «апатитская». Соответственно, захоронения здесь производят только жители Апатитов. Левая же часть - «кировская». Все информанты единодушно отмечают, что убранство могил кировчан отличается значительно большим размахом, поскольку «в Кировске живут богаче, там же Пентагон» (административное здание ОАО Апатит).

«На наше кладбище попасть не так-то просто: главное - в остановках не запутаться. Есть просто - тринадцатый километр, там не то, а где кладбище, там уже тринадцатый по требованию. Когда подъезжаешь к нему, тебя может слегка шокировать сама автобусная остановка. Там, видимо, для поднятия настроения, нарисован прелестный мишка с распростертыми в разные стороны руками, вернее, лапами. Со стороны кажется, что он распят. Так его все и называют. Самым смешным было то, что совсем недавно прямо над ним кто-то мелом написал «улыбнись!». Смотрелось жутко. Сейчас уже замазали краской (Ж

48)

«Кладбище это большое - начинается здесь <показывает место, чуть правее автобусной остановки - соб. Е. В.>, а заканчивается почти у самого Кировска. Ну,

короче, от старого аэропорта до Кировска ...» (Ж 48) Размеры кладбища, действительно, поражают, его нельзя обойти даже за целый день. Некоторые местные жители говорили о необычном способе расширения территории данного кладбища:

«Мы тут могилы копаем, на заказ. Ну, родственники просят помочь, мы за малые деньги и помогаем. А тут на днях вот там копали, вон, где крест новый стоит, мужика там хоронили <указывает на свежую могилу с намогильным сооружением в виде деревянного креста - соб. Е. В.>. Так у леса, ну, у палок-то этих, там два мужика топорами работали, сначала я не понял, думал, может эти, бичи. А потом присмотрелся, нет, приличные, хорошо одетые. А через две недели нам снова заказали копать, так там уже, где рубили лес, там не то что выкопана могила была, там уже и похоронить успели, ночью что ли?» (М 50) Производят впечатление не просто пространственные размеры кладбища. Им соответствует и демографический показатель - число захоронений. Апатитам, по официальному статусу, чуть более сорока лет, и жители все еще воспринимают его как город молодой. В силу этого количество захоронений кажется неестественным. Кроме того, в высказываниях обращает на себя внимание и то, что

некрополь характеризуется по социальному признаку. Социальному разнообразию умерших соответствует разнообразие «могил» (то есть надмогильных сооружений).

«Удивляет то, что город-то молодой, а народу уже похоронено тьма. Ну, примечательных могил особо нет. Все обычные. Ты на «новое» сходи, там-то и новые русские, и всякие. Там интереснее. А это так вообще уже закрыто <имеется ввиду для захоронений - соб. Е. В.>, да толку-то - все равно же хоронят. Как так: муж тут похоронен, а жена на другом? Нет, они рядом быть должны(Ж 48)

Действительно, кладбище имеет статус полузакрытого. Это означает, что новые захоронения там запрещены в официальном порядке. Однако если семья производила здесь захоронения ранее и, у ее представителей имеется так называемый «номерок» с указанием данных умершего и месторасположения могилы, то можно производить «дохоронения» в эту оградку.

«Экскурсия» по кладбищу вместе с «посвященным», знающим человеком всегда сопровождается не только показом могил, но рассказом о погребенных. При этом выявляются характеристики и мнения, которые касаются определенных социальных типов. Социальное неравенство может оцениваться по-разному, чаще негативно. «Богатство», «пышность» надмогильного сооружения может говорить об особо уважительном отношении к умершему. Чаще же после показа такой могилы следуют рассуждения о смысле жизни и смерти.

«Смотри, на краюшке, вот тут <указывает рукой - соб. Е. В.> лежат два братка, их, как говорят, на какой-то разборке завалили. Сначала они порознь были, а теперь так сделали. На все это добро столько денег угрохали, что порой аж задумываешься: а зачем им все это? Ведь нет их в живых... Одни венки, видишь, какие. Как мне говорили, их в Питере заказывали. Здесь таких в жизнь-век не увидишь. А смысл? Видишь, на отшибе стоят? Это, я слышала, мирные жители засопротивлялись, говорят «не своей» смертью умерли. А ангела привезли чуть ли не с самой Москвы. Не верится что-то, что они сильно набожными были. Вообще кладбище у нас чистенькое, даже туалет имеется и мусорная свалка. Между оградок никто не гадит, все уважают труд друг друга...»(Ж 42).

Могила, о которой рассказывает информантка, действительно, находится в некотором удалении от остальных, хотя возникает предположение, что скоро пустое пространство заполнится новыми могилами ввиду нехватки места, и «братки» перестанут быть обособленными.

Расположение могил не имеет определённого порядка, поэтому многие захоронения в буквальном смысле слова ютятся друг к другу, создавая сложную систему лабиринтов между оградками.

Надгробная архитектура «Кировского» кладбища весьма аскетична и проста. Преобладают скудно украшенные металлические стелы, увенчанные звёздами или православными крестами. Данный стиль отражает не столько низкий в целом уровень жизни советского человека хрущёвской эпохи, отчасти даже наоборот: себестоимость такого надгробия оказывалась выше деревянного креста, распространенного в дореволюционное время, и в этом смысле заметен материальный прогресс, - сколько большевистскую установку социального равенства, подкреплённую вековой традицией единства сельского «мира». На «Кировском» кладбище встречаются также и деревянные кресты, но это не означает, что погребенные принадлежат к «истинным» христианам. Во время похорон кресты ставят на временный срок, а потом, по желанию

родственников, меняют на тот или другой памятник. Сейчас наблюдаются и более современные, достаточно разнообразные намогильные сооружения.

«Кировское» кладбище не имеет четкого разграничения на ряды и сектора. Между отдельных оградок невозможно пройти. Это происходит потому, что здесь не хватает места и не существует никаких планов захоронений. Интересной особенностью является то, что в определенных местах кладбища из земли торчат длинные металлические шесты, некоторые из них выкрашены в голубой цвет, а другие просто ржавые. Возможно, именно они являются своеобразными разделителями на сектора. Лишь в восточной части, где в настоящее время производятся захоронения, начали разграничивать территорию на участки.

Работников на этом кладбище нет, во всяком случае, во время наших посещений мы их не обнаружили. На вопрос о наличии здесь работников все опрошенные однозначно отвечают отрицательно. Возможно, поэтому некрополь часто становится объектом нападения вандалов. Об этом свидетельствует пресс-информация в местной газете «Дважды два» и в региональной газете «Полярная правда», в криминальной хронике: «Апатиты. Вандализм на кладбище: пьяные подростки осквернили более 60 могил. Жгли костры, выпивали. В ночь с воскресенья на понедельник компания подростков своеобразно отметила Троицу: осквернили примерно 65 могил на окраине кладбища. Захоронения были недавними, родственники усопших временно установили на могилах только деревянные кресты. Большинство из них молодые люди (а ведь - люди) повалили на землю, фотографии растоптали или замазали краской. На одной из могил развели костер - сожгли венки и крест. Теперь это не могила, а просто куча песка. Единственный мраморный памятник на этом участке выломали и бросили в ближайшую яму. Памятник установили всего неделю назад. В ту ночь на кладбище находился бомж. Утром мужчина рассказал сотрудникам милиции, что видел компанию подростков, которые жгли костры. По нашим сведениям, они выпивали на кладбище, после чего и устроили погром. Подняли и закрепили кресты, поправили венки и ограды [Тищенко, 2004].

«Мурманская область. В Апатитах осквернено кладбище. В начале минувшей недели в Апатитах произошел очередной факт вандализма. Как сообщает "Полярная правда", неизвестные разбили памятник на городском кладбище в районе аэропорта "Хибины". Сотрудниками уголовного розыска Апатитского ГОВД установлены двое учащихся школы-интерната, ранее судимые, 1984 и 1985 годов рождения. Возбуждено уголовное дело» [Антипова, 2005].

Вандализм на кладбищах - нередкое явление. Часто люди жалуются на пропажу венков, столиков, частей ограды. Самым неприятным, по мнению интервьюируемых, является то, что довольно часто оградки просто вырывают из земли и бросают неподалеку. Восстановить их очень сложно, и приходится приобретать новые. Бывают еще такие случаи, когда оградки просто деформируют, причем то, как это делают, никому не известно. В качестве средства борьбы против хулиганства жители стали применять своеобразный способ: венки и цветы поджигают - сознательно портят, чтобы их не пустили на продажу во второй раз.

Надо отметить, что на городских кладбищах встречаются семейные захоронения, то есть в одной оградке располагаются могилы нескольких членов одной семьи. Возможно, эта форма унаследована из сельской культуры

захоронений. Основное население молодого города Апатиты составляют не просто приезжие, но недавние сельские жители. Можно также предположить, что для недавних переселенцев семейный фактор очень важен, да и ехали на Север часто вслед за родственниками.

Чуть дальше от дороги можно увидеть памятник погибшим в Афганистане. К нему ежегодно, по словам опрошенных, совершается возложение цветов.

На «Кировском» кладбище не существует границ между захоронениями мусульман и приверженцев христианской веры. Могилы мусульман и православных находятся в непосредственной близости друг от друга, и подобное их расположение не вызывает никакого недовольства со стороны местных жителей. На «старом» кладбище находятся могилы представителей католического и мусульманского вероисповедания. При этом обращает на себя внимание обустройство данных погребений. В отличие от захоронений православных, у католиков отсутствуют такие элементы оформления внутреннего убранства оградки, как стол и лавка, связанные с обычаями поминальной трапезы и «сидения» у могилы при посещении умершего живыми («гостями»). Показательным моментом является и то, что намогильные знаки устанавливаются в том месте, где располагается голова. Особенностью мусульманских захоронений считается то, что ограду устанавливают практически вплотную к самой могиле, и что на памятниках присутствует специфическая символика, отражающая вероисповедание покойного.

Следует отметить, что убранство могил по большей части стандартное: металлические памятники - тумбы с красными звездами в верхнем углу в основном у участников Великой Отечественной войны, деревянные кресты, правда, не лишенные оригинальности в оформлении. Однако встречаются и просто огромные (в сравнении со средними размерами) намогильные сооружения, сделанные из цельного куска гранита или мрамора.

Как и в любом населенном пункте, в Апатитах есть могилы неопознанных умерших. Они располагаются справа от основного места захоронений. Роль намогильных памятников у них играют невысокие деревянные сооружения трапециевидной формы с закрепленной на самом верху небольшой плоской перекладиной. На них нет никаких опознавательных номеров. Какие категории умерших здесь похоронены, кто осуществлял захоронения и почему используются именно такие памятники, выяснить пока не удалось.

Было обнаружено одно захоронение, отличающееся убранством оградки. Не только на самом памятнике, но также на столе, расположенном в пределах данной оградки, присутствует фотография умершей. Подобное встречается нами впервые, респонденты ранее также не видели ничего похожего, интерпретаций не предложили.

Эпитафика на «Кировском» кладбище гораздо разнообразнее, чем на «старом». Здесь помимо привычных: «Любим, помним, скорбим», -

присутствуют достаточно интересные варианты посвятительных надписей. Как отмечают работники ритуальных служб, очень часто родственники умерших приносят собственные стихи, которые просят выбить на памятнике:

«О, если там, за небесами

Душа хранит свою любовь.

И если с милыми сердцами за гробом Встретимся мы вновь,

То, как манит тот мир безвестный Как сладко смерти сном заснуть Оставить горе в поднебесной И в вечном свете утонуть».

Таким образом, осмотрев «Кировское» кладбище, можно сделать вывод о сочетании здесь намогильных сооружений, выполненных по старому образцу, с оформленными в новом стиле. Эпитафия здесь становится более вариативной. И если «старое» кладбище полностью соответствует сельскому, то на «Кировском» уже четко прослеживаются черты городской культуры некрополя. Несмотря на полузакрытый статус, кладбище достаточно активно используется для «дохоронений». Как отмечают работники ритуальных служб, бывает, что и в 1,5 раза чаще похороны проходят именно на Кировском кладбище.

«Новое» кладбище

Новое городское кладбище располагается на четвертом километре автодороги Апатиты - аэропорт «Хибины». Образованное около 10 лет назад, оно занимает обширную площадь. Задавшись вопросом о дате образования некрополя, мы смогли пока убедиться лишь в том, что никто не знает, в какую организацию можно обратиться для выяснения подобного вопроса. Картотека ГАМО по отводу земельных участков в настоящее время разложена только до 1979 г.

Новое кладбище лучше организовано, по сравнению с другими, поскольку оно образовано позже всех и в настоящее время городские власти проводят многочисленные конкурсы на облагораживание этой части городского пространства. Кладбище встречает своих посетителей огромными воротами, которые в последнее время используются предприимчивыми горожанами как доска объявлений. На этом кладбище имеются работники - смотрители, место их дислокации - небольшой вагончик, без опознавательных признаков, без указания адреса, времени работы. Со смотрителем нам встретиться не удалось, даже несмотря на предварительную договоренность. Мотивировалось это тем, что во время наших посещений смотритель постоянно осуществлял обход территории. На территории кладбища находится небольшая деревянная часовня, правда, никто из опрошенных не смог сказать, является она действующей в настоящее время, или нет.

Новое кладбище имеет строгую и четкую систему расположения могил. Весь его периметр разбит на сектора. Могилы располагаются четкими рядами. Между секторами аккуратные ровные дорожки. Номера секторов обозначаются на металлических табличках. Заблудиться практически невозможно. Здесь также присутствуют оградки, однако, они имеют чисто декоративный характер. Их высота около 50-70 сантиметров, и присутствуют они не у всех могил. По датам захоронений можно сделать вывод о том, что оградки устанавливают в основном люди пожилого возраста. Эту практику также можно рассматривать как традицию сельской погребальной культуры.

Для новых захоронений существует определенный сектор, находящийся в некотором удалении от основных мест захоронений. Что касается

намогильных сооружений, то здесь можно увидеть наряду со стандартными металлическими тумбами и разнообразные памятники, которые выполнены в новом стиле. Привлекают внимание необычные памятники, состоящие из двух каменных сооружений: самого памятника и креста, расположенного на одной платформе с памятником (см. также: [Лукина, 2009]).

Надо отметить, что на новом кладбище существует особый сектор, где находятся захоронения людей мусульманского вероисповедания. Исламская принадлежность на надгробиях обозначается полумесяцем со звездой в верхнем углу, в том месте, где на православном памятнике фигурирует крест. Если присмотреться, становится заметно, что не на всех надгробных сооружениях мусульманская символика изображена правильно. Возможно, это происходит ввиду неквалифицированности работников ритуальных служб. По словам же представителей этих служб, члены семей умерших приходят заказывать памятники непосредственно после смерти и требуют изготовить его за короткий срок, так как сразу после проведения похорон они желают произвести его установку.

Интересной особенностью местного кладбища является то, что при установке памятника вместо поставленного сразу после погребения креста, крест не выкидывают еще около года, а бывает и дольше. Причину никто объяснить не смог. Говорят - традиция такая. Истоки этой традиции еще предстоит выяснить. Возможно, ее удастся соотнести с какой-то или какими-то региональными ритуальными практиками. Первоначально установленные намогильные знаки, как правило, заменялись через год. Не заменялся крест, если его изготавливали загодя. Такой крест лишь укрепляли. Не всегда менялся крест на детских могилках, иногда они стояли вплоть до естественного разрушения.

Наше внимание привлекли две оградки, где похоронены младенцы. На деревьях, растущих рядом, прибиты кресты (их установили в момент похорон), а внутри оградки убранство могилы напоминает колыбель. Относительно крестов информанты пояснили, что первый в жизни крест не выкидывают. Надо сказать, что дети погибли в течение одной - двух недель после рождения и, скорее всего, обряд крещения для них проведен не был. На новом кладбище также присутствуют могилы неопознанных умерших, но здесь роль намогильных сооружений играют металлические тумбы с номерами. В отдельный сектор подобные могилы не выносятся.

Новое кладбище производит впечатление не только размерами, но и богатым украшением памятников, оград, венков. Встречаются памятники высотой больше человеческого роста, на которых умерший изображен в полный рост, причем, изображение присутствует и на передней части намогильного сооружения, и на обратной стороне.

Фотографии погребенных представляют важный компонент большинства захоронений. Фотографии на могильных камнях впервые появились в Европе в середине XIX века и часто украшали монументы, в прочих отношениях не примечательные. Среди дореволюционной российской элиты этот новый стиль поминовения ушедших не получил распространения: он ассоциировался с мещанством, дурным вкусом и не укладывался в рамки принятого православия. В Европе надгробные фотографии особенно распространены в средиземноморских странах. Французский историк Филипп Арьес сравнил кладбище, выдержанное в подобном стиле, с фотоальбомом. Фотографический стиль начал преобладать на

российских кладбищах в советскую эпоху, особенно в сталинские и послесталинские годы, и в этом феномене нашли отражение как антицерковная государственная политика, так и распространение мещанского вкуса среди советских людей, начавшееся уже с 1920-х годов. Думается, что арьесовское сентиментальное сравнение фотомонументов с семейным альбомом не подходит для советского кладбища. Здесь надгробные фотографии носят, скорее, не сентиментальный, а официальный характер, поскольку чаще всего они представляют изображение лица на документах. Советское кладбище напоминает фотогалерею, в которой фотографии навеки идентифицируют ушедших в качестве членов общества, что, конечно, противостоит восприятию кладбища нового времени как сентиментально-приватного локуса.

Вместе с тем, по «новому» кладбищу прослеживается динамика использования изображений на памятниках. То, что на снимках умершие запечатлены улыбающимися, здесь не редкость. По словам работников ритуальной службы, родственники часто заказывают памятники, на которых покойный улыбается, курит и так далее. Это происходит потому, что родные считают: «Пусть он лучше смеется над смертью, чем покорно ее принимает». Данный факт и само объяснение свидетельствуют о переосмыслении традиционных ритуальных практик. Оно происходит постоянно. С одной стороны, размещение на памятнике фотографии умершего, который, по всем мифо-ритуальным канонам, должен быть невидим для живых, может рассматриваться как нарушение традиции. С другой стороны, оно становится новой традицией и осмысливается вполне логично: как символ связи живых с умершим, символическое продолжение жизни. При этом здесь присутствует и отрицание смерти (как в приведенном выше высказывании), что не соответствует традиционным представлениям и практикам. Заметим, что если фотографию можно идентифицировать со смертью, то фото на могильном памятнике представляет собой материализацию этого утверждения, а возможно, и его источник. Кладбищенские фотографии, представляющие покойных в расцвете жизненных сил, все равно означают их смерть. Информанты утверждают, что в последнее время распространена своеобразная мода на памятники определенных типов, что, скорее всего, связано с коммерциализацией этого производства на местном уровне. Памятники на «новом» кладбище отражают прижизненные успехи и неудачи умерших. Некрополь нового времени демонстрирует иллюзию достижимости бессмертия в рамках материального мира.

В соответствии с традицией на могилах высаживаются цветы. Высаживание растений на могилах имело более глубокий смысл, чем просто создание эстетически приятного внешнего вида. По этнографическим материалам, цветы являются непременным атрибутом поминальной обрядности и воплощают символическую связь живых и умерших [Виноградова, 1995].

Исследование, проведенное в Кировско-Апатитском районе, еще раз убеждает, что кладбища - неотъемлемая часть городской культуры, своеобразный локус, где овеществляется социальная память человеческого сообщества. Это память не только о людях, но и о тех временах, которые стали историей.

Символическим представляется то, что «Старое» кладбище располагается в районе города под названием «Старые Апатиты», ведь именно отсюда, с этого места, когда-то начинался город. А «новое» кладбище

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

находится всего лишь в четырех километрах от нового района города - улицы Сидоренко. Таким образом, с ростом города, его населения, наблюдается и процесс роста кладбища и его «населения».

Заключение

В процессе изучения кладбищ Кировско-Апатитского района стало очевидным, что изо всех имеющихся источников: архива ГАМО, местной и региональной периодической печати, Интернет-ресурсов, а также источников личного происхождения - устные исторические источники явились наиболее приемлемыми и информативными, поскольку они позволили выявить пусть отрывочную, но фактическую информацию, а также определить отношение респондентов-горожан к некрополю. Информационный потенциал документов государственной сферы в отношении городских кладбищ оказался недостаточным, прежде всего из-за того, что доступ к ним очень затруднен. Документы же личного происхождения являются при изучении истории функционирования кладбищ весьма значимыми.

Наряду с тем, что информанты лучше всего осведомлены об особенностях конкретных захоронений, связанных с необычными ситуациями во время похорон или причинами смерти отдельных лиц, некрополь очевидно описывается ими по социальным признакам. Социальному разнообразию умерших соответствует разнообразие намогильных сооружений. Местные жители высказывали своё отношение к тем или иным погребениям и оформлению могил, негативно отзываясь о слишком богатом их убранстве. Определенное противоречие жители усматривают в том, что «молодой» город Апатиты уже имеет столь обширные кладбища. К погребениям представителей другого вероисповедания местные жители относятся толерантно, поскольку зачастую сами являются представителями смешанной этничности, они отмечали лишь различия в форме захоронений.

По некрополю можно проследить, как соблюдаются канонические правила и одновременно формируются новые, собственно городские традиции. Это происходит путем переосмысления и переоформления отдельных элементов обрядности и во многом является следствием деятельности городских ритуальных служб, которые отсутствуют в сельской местности. По итогам работы, можно сказать, что ритуальные службы в г. Апатиты выполняют основную организующую роль в вопросах ритуальных практик. Сравнение этнографических данных по трем кладбищам города, у которых разный возраст, дает возможность проследить, как постепенно на протяжении нескольких десятилетий меняются формы некропольной культуры: от традиционных сельских к городским. Анкетный опрос показал, что основными факторами при выборе намогильных сооружений являются материальное положение горожан, а также их желание или нежелание заниматься похоронными процедурами. В настоящее время определенными категориями горожан некрополь уже не воспринимается как священное место, которое нельзя разрушать или раскапывать. Теперь, это скорее часть городской инфраструктуры, позволяющая наиболее предприимчивым горожанам извлекать огромные выгоды.

Основным же выводом нашей работы является подтверждение того, что изучение современного некрополя очень перспективно как с историко-

этнографической точки зрения, так и в социокультурном отношении. Основополагающее значение извечной проблемы «жизнь-смерть» обуславливает необходимость исследования городского некрополя как одного из важнейших элементов культуры на всех уровнях: от глобального до регионального, поселенческого, семейного и личностного. Вряд ли кто-либо будет отрицать, что состояние некрополей является одним из основных показателей культуры не только города, но страны и народа в целом.

Источники

архивные

Государственный архив Мурманской области (ГАМО)

ГАМО, Ф. 329. Оп.1, д. 21,

ГАМО, Ф. 7, д. 73,Оп.1 ГАМО, Ф.126, д. 17, Оп. 1

Устноисторические

1. Интервью с Натальей, 46 л., жительницей г. Апатиты. ЗАГС

2. Беседа с Леминевой М. А, 48 л., жительницей г. Москва.

3. Интервью с мужчиной, ок. 50 л., жителем г. Кировска, Кировское кладбище

4.Беседа с Татьяной, 25 л, жительницей г. Апатиты.

5. Интервью с женщиной, 42 г., жительница г. Кировска

6. Интервью с женщиной, ок. 40 л., Служба ритуальных услуг.

7. Интервью с женщиной, ок. 30 л., Служба ритуальных услуг.

8. Интервью с женщиной, 50 л., Служба ритуальных услуг.

9. Интервью с женщиной, 38 л., Служба ритуальных услуг.

Литература

Агамирзоева, Разумова, 2009 - Агамирзоева Э. Д., Разумова И.А. «Город мертвых» в городе воинской славы // Наука и бизнес на Мурмане. Научнопрактический альманах. Города Заполярья: социально-антропологические и социально-экономические аспекты.- Мурманское книжное изд-во, 2009. С. 37- 41.

Антипова, 2005 - Антипова А. На апатитских кладбищах появились вандалы. / А. Антонова // Полярная правда, 2005, 17 июня. С. 3.

Виноградова 1995 - Виноградова Л.Н. Цветочное имя русалки // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995. С.231-259.

Лукина, 2009 - Лукина Т.С. Современные надгробные сооружения: к вопросу об изучении // Наука и бизнес на Мурмане. Научно-практический альманах. Города Заполярья: социально-антропологические и социально-

экономические аспекты.- Мурманское книжное изд-во, 2009. С. 43-48

Малашенков, Федоров, 2010 - Малашенков А.А., Федоров П.В. Коляне (XIX - первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. В 2-х ч.. Мурманск: МГПУ, 2010. (С.134-136).

Тищенко, 2004 - Тищенко, А. Вандализм на кладбище // Дважды два, 2004, 13 мая. С. 5.

Федоров, 2010 - Федоров П.В. Новые находки в Кольском некрополе // VI Ушаковские чтения. Мурманск, 2010. С.224-227.

Федоров, Синицкий, 2008 - Федоров П.В., Синицкий А.Н. Мурманский некрополь. Мурманск: книжное изд-во, 2008. - 208 С.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2004), режим доступа -

http://zakon.Russia.com/review rus.asp?id=34584&s page=170&s sort=name

Сведения об авторе

Васильева Екатерина Васильевна -

учитель истории и обществознания МОУ школа № 7 г. Кировска, соискатель ученой степени кандидата исторических наук в Центре гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Vasiljeva Ekaterina Vasilievna -

teacher of history and social science in school № 7 Kirovsk; degree-seeking student of Kola Science Centre RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.