Научная статья на тему 'Некоторые замечания по поводу понятия риск в связи с управлением авиационным персоналом'

Некоторые замечания по поводу понятия риск в связи с управлением авиационным персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ / РИСК / УЩЕРБ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / AVIATION PERSONNEL / THE RISK OF DAMAGE / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Марьенкин Евгений Викторович

В работе анализируется понятие риск применительно к безопасности воздушного транспорта и методы его оценки с целью использования при управлении авиационным персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Марьенкин Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE COMMENTS ABOUT THE CONCEPT OF RISK IN CONNECTION WITH THE MANAGEMENT OF AVIATION PERSONNEL

The paper examines the concept of risk, with respect to the safety of air transport and the methods of its assessment with a view to use in the management of aviation personnel.

Текст научной работы на тему «Некоторые замечания по поводу понятия риск в связи с управлением авиационным персоналом»

УДК 656.7:658

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ПОНЯТИЯ РИСК В СВЯЗИ С УПРАВЛЕНИЕМ АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ

Б.П. ЕЛИСЕЕВ, Е.В. МАРЬЕНКИН

В работе анализируется понятие риск применительно к безопасности воздушного транспорта и методы его оценки с целью использования при управлении авиационным персоналом.

Ключевые слова: авиационный персонал, риск, ущерб, безопасность полетов.

Одним из важнейших понятий, связанных с проблемой обеспечения безопасности воздушного транспорта, а следовательно, однозначно связанным с деятельностью персонала, является понятие риска.

Руководство по управлению безопасностью полетов [1] трактует это понятие следующим образом.

Управление факторами риска - это вид основной деятельности, которая обеспечивает управление безопасностью полетов и способствует осуществлению других, косвенно связанных с этим организационных процессов.

Риск для безопасности полетов определяется как оценка последствий опасности, выраженная в виде прогнозируемой вероятности или серьезности, при этом за контрольный ориентир принимается наихудшая предвидимая ситуация.

Риск представляет собой оценочную возможность возникновения неблагоприятных последствий в результате действия фактора опасности. Это вероятность того, что потенциальные возможности опасного фактора причинить вред реализуются.

Оценка риска предполагает учет как вероятности, так и степени тяжести любых неблагоприятных последствий; иными словами, определяется потенциальный ущерб.

Управление факторами риска для безопасности полетов - это общий термин, который охватывает оценку и уменьшение факторов риска для безопасности полетов, связанных с последствиями факторов опасности, которые угрожают производственным возможностям организации, до наименьшего практически возможного уровня (НИВУ).

Процесс взятия под организационный контроль факторов риска для безопасности полетов начинается с оценки вероятности факторов риска для безопасности полетов.

Вероятность факторов риска для безопасности полетов определяется как возможность возникновения небезопасного события или состояния.

Вторым этапом является оценка серьезности факторов риска для безопасности полетов.

Третьим этапом является оценка допустимости факторов риска для безопасности полетов.

На четвертом этапе необходимо задействовать стратегию контроля/уменьшения факторов риска.

Наиболее общим и универсальным методом расчета критериального значения риска [5] является подход, основанный на экономическом анализе безопасности [2]. Согласно этому методу критерием оптимума уровня безопасности служит минимум величины Z, представляющей собой сумму двух составляющих: Х(г) приведенных расходов на обеспечение безопасности, характеризуемой риском г, и Y(r) - прямого ущерба, обусловленного риском г. Таким образом,

ropt = arg min Z (г ) = argmin[X (г)+Y (г)]. (1)

г г

Значение г0pt может быть принято в качестве критериального значения [5]. На рис. 1 представлена графическая иллюстрация выражения (1).

Здесь достаточно важна величина У как функция риска г. При относительно малых рисках для многих опасных объектов считается справедливой линейная зависимость [3]

У (г ) = аг , (2)

где а - цена риска.

Рис. 1. Графическая иллюстрация поиска оптимального значения риска Г0р(

Для некоторых объектов значения а различаются на два порядка: а=10-103 (г=2х10-4). Эта величина учитывает только прямой экономический ущерб, поэтому она названа «хозяйственной» ценой риска - а^.

При оптимизации безопасности, т.е. для расчета критериального значения риска, важно учитывать также «социально-психологическую» цену риска ас, характеризующую баланс между качеством жизни и безопасностью.

Следовательно, величина Г(г) в (1) может быть представлена выражением

Г (г )={ас + ах )г. (3)

К числу факторов, затрудняющих формализацию расчета [5], относят:

1. Неприемлемостъ для общества высоких значений [5].

2. Индивидуальное отношение к риску.

3. Масштабы последствий.

4. Адаптацию к риску.

5. Невозможность проведения анализа со значениями вероятностей менее 10-9, поскольку такие величины выходят за пределы человеческого опыта.

6. Распределение риска.

Таким образом, нормирование риска является сложной проблемой, затрагивающей экономические, психологические, социальные, технические и медико-биологические аспекты, что затрудняет ее решение.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска. Под опасностью понимается источник потенциального ущерба или вреда, либо ситуация с возможностью нанесения ущерба. Идентификация опасности - процесс выявления и признания, что опасность существует, и определение ее характеристик.

Под анализом риска подразумевается процесс выявления опасности и оценки возможных негативных последствий и представления этих последствий в количественных показателях.

Анализ риска имеет ряд общих положений, независимо от конкретной методики их анализа и специфики решаемых задач.

1. Общей является задача определения допустимого уровня риска.

2. Определение допустимого уровня риска происходит, как правило, в условиях недостаточной или непроверенной информации.

3. В ходе анализа приходится решать вероятностные задачи.

4. Анализ риска нужно рассматривать как процесс решения многокритериальных задач, которые могут возникнуть как компромисс между сторонами, заинтересованными в определенных результатах анализа.

Анализ риска может быть определен как процесс решения сложной задачи, требующий рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных и других факторов.

Основной элемент анализа риска - идентификация опасностей, которые могут привести к негативным последствиям.

С анализом риска тесно связан другой процесс - оценка риска.

Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа, включающая анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

Оценка риска включает в себя анализ частоты и анализ последствий, однако, когда последствия незначительны и частота крайне мала, достаточно оценить один параметр.

Существуют четыре разных подхода к оценке риска: инженерный, модельный, экспертный и социологический.

Управление риском - это часть системного подхода к принятию решений, процедур и практических мер в решении задач предупреждения или уменьшения опасности.

Общим в оценке риска и управлении риском является то, что они - два аспекта, две стадии единого процесса принятия решения, основанного на характеристике риска. Такая общность обусловлена их главной целевой функцией - определением приоритетов действий, направленных на уменьшение риска до минимума, для чего необходимо знать как его источники и факторы - (анализ риска), так и наиболее эффективные пути его сокращения (управление риском).

Количественный показатель риска представляет собой численное значение вероятности наступления нежелательного события или (и) результатов нежелательных последствий (ущерба).

Количественный риск может быть определен как частота реализации опасности.

Величина риска определяется как произведение величины нежелательного события на вероятность его наступления, т. е. как математическое ожидание нежелательных последствий.

Таким образом, понятие риска можно использовать как еще один из возможных критериев оптимизации процесса управления авиационным персоналом. В этом случае структура системы управления авиационным персоналом с учетом фактора риска будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

Следует иметь в виду, что оценка фактора риска в данном случае представляет собой количественное отображение вероятности возникновения аварийной (критической) ситуации в процессе профессиональной деятельности конкретного представителя авиационного персонала предприятия на конкретном рабочем месте, возникшей по его вине в результате несоответствия его производственных (образовательных) характеристик требованиям. При этом учитывается так же предполагаемый ущерб.

Р ис. 2. Система управления авиационным персоналом, учитывающая фактор риска

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Документ ИКАО. - DOC 9859. - AN/474. - 2009.

2. Статистические методы анализа безопасности сложных технических систем / под ред. В.П. Соколова. - М.: Логос, 2001.

3. Елисов Л.Н. , Баранов В.В. Управление и сертификация в АТС. - М.: Воздушный транспорт, 1999.

SOME OF THE COMMENTS ABOUT THE CONCEPT OF RISK IN CONNECTION WITH THE MANAGEMENT OF AVIATION PERSONNEL

Eliseev B.P., Marienkin E.V.

The paper examines the concept of risk, with respect to the safety of air transport and the methods of its assessment with a view to use in the management of aviation personnel.

Key words: aviation personnel, the risk of damage, flight safety.

Сведения об авторах

Елисеев Борис Петрович, 1957 г.р., окончил Дальневосточный государственный университет (1980), заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук, ректор МГТУ ГА, заведующий кафедрой государственного регулирования и права, автор более 100 научных работ, область научных интересов - проблемы оптимизации производственных, экономических и социальных систем, транспортное право, организация и управление образовательными процессами.

Марьенкин Евгений Викторович, 1976 г.р., окончил Академию гражданской авиации (1999), соискатель ученой степени кафедры государственного регулирования и права МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - проблемы управления авиационным персоналом, квалиметрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.