Научная статья на тему 'Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама - Мухаммада'

Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама - Мухаммада Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУХАММАД / MUHAMMAD / САКРАЛЬНОСТЬ МУХАММАДА / THE SANCTITY OF MUHAMMAD / ИСЛАМ / ISLAM / ПОСЛАННИК АЛЛАХА / THE MESSENGER OF ALLAH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бершицкая Т.В.

В исламе образ Мухаммада несет в себе явные следы сакральности. Особенно это выражено в многочисленных хадисах Священного Писания мусульман Сунне. Но в силу особенностей ислама как религии строгого единобожия, говорить о высшей степени святости Мухаммада, то есть, по сути, о его обожествлении, в рамках ислама не представляется возможным. Такое положение приводит к непониманию столь трепетного отношения мусульман к Мухаммаду и нетерпимости к разного рода насмешкам и оскорблениям в адрес основателя их религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some remarks on Islam-Muhammad the founder of sacralization

In Islam Muhammad image bears obvious signs of Sacrality. This is especially pronounced in the many Hadith of the Holy Scripture of Muslims-Sunnah. But because of the strict monotheism of Islam as a religion, talking about highly the sanctity of Muhammad that is essentially about his deification, within Islam is not possible. This situation leads to misunderstanding so reverent attitude of Muslims toward Muhammad and intolerance towards all sorts of ridicule and insults addressed to the founder of their religion.

Текст научной работы на тему «Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама - Мухаммада»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 841-849

Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама -

Мухаммада

Т.В. Бершицкая

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» Миссионерский факультет 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2

Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities" Missionary faculty

Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: missioner_pstgu@mail.ru

Ключевые слова: Мухаммад, сакральность Мухаммада, ислам, посланник Аллаха.

Key words: Muhammad, the sanctity of Muhammad, Islam, the Messenger of Allah.

Резюме: В исламе образ Мухаммада несет в себе явные следы сакральности. Особенно это выражено в многочисленных хадисах Священного Писания мусульман - Сунне. Но в силу особенностей ислама как религии строгого единобожия, говорить о высшей степени святости Мухаммада, то есть, по сути, о его обожествлении, в рамках ислама не представляется возможным. Такое положение приводит к непониманию столь трепетного отношения мусульман к Мухаммаду и нетерпимости к разного рода насмешкам и оскорблениям в адрес основателя их религии.

Abstract: In Islam Muhammad image bears obvious signs of Sacrality. This is especially pronounced in the many Hadith of the Holy Scripture of Muslims-Sunnah. But because of the strict monotheism of Islam as a religion, talking about highly the sanctity of Muhammad that is essentially about his deification, within Islam is not possible. This situation leads to misunderstanding so reverent attitude of Muslims toward Muhammad and intolerance towards all sorts of ridicule and insults addressed to the founder of their religion.

[Bershitskaya T.V. Some remarks on Islam-Muhammad the founder of sacralization]

Мухаммад, являясь ориентиром для мусульман во всех сферах жизни, несомненно, приобретает в их глазах образ высшей святости, к которому нужно устремляться всеми своими силами, но с которым никогда невозможно сравняться в силу его особой выделенности перед божеством мусульман Аллахом. В исламе, как религии строгого единобожия, тот, кто

измышляет рядом с Аллахом кого-либо достойного почитания, приравнивается к многобожникам - их причисляют к неверующим, которым, по словам Корана «уготованы мучительные страдания» (Коран, 2:104). В связи с таким положением, заявления о высшей степени святости основателя ислама Мухаммада для правоверного мусульманина чреваты неприятностями разной степени тяжести, в зависимости от страны и места проживания.

Тем не менее, при изучении религиозных источников ислама в глаза бросается возвышенное положение Мухаммада -равных ему мусульмане не находят во всем человечестве. Мухаммаду, как идеальному человеку не просто можно, а нужно подражать. Мухаммад, как кумир, несравнимо ближе оказывается к мусульманину, чем Аллах. «Мой кумир - пророк Мухаммад. Кумир - это человек, которому ты должен подражать. Да, я мусульманин и хочу подражать пророку Мухаммаду, ведь он самый, самый, самый красивый, добрый и т.д. из людей. Аллах вряд ли будет кумиром, Он - Создатель и Ему нужно поклоняться», - пишет одни из юных мусульман (Рубченкова, [Электронный ресурс]). Такая любовь к Мухаммаду и его сугубое почитание мусульманами, обоснованы в Коране и Сунне - Священном Предании ислама, в котором в виде коротких рассказов - хадисов описан весь спектр действий Мухаммада в различных жизненных обстоятельствах.

Исповедание веры в исламе обязывает мусульман признавать богом только Аллаха, Мухаммада же - его пророком. В исламе пророк это тот, кто безупречно передает волю Аллаха, а посланник дополнительно облечен властью Всевышнего, устанавливать его закон для людей. В Коране неоднократно высказывается требование: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику, - может быть, вы будете помилованы!» (Коран, 3: 132). Считается, что сам Мухаммад безупречно следовал повелениям Аллаха, о чем свидетельствовала одна из его жен Айша: «Его жизненный путь - это Коран» (Максуд, 1998: 156).

Исламские богословы различают два вида Откровения, полученного Мухаммадом: то, которое изложено в Коране, и ниспосланное ему, но не записанное в Коран, из которого он узнавал волю Аллаха в делах повседневной жизни. Так,

требование неукоснительно соблюдать молитву содержится в Коране, но не подкрепляется способами его исполнения, не указано даже число обязательных молитв в течение дня, о чем уже детально говорится в Сунне. Так же обстоит дело и с другими правилами, обязательными для правоверного мусульманина, на которые Коран лишь указывает, а в многочисленных хадисах Сунны они даны в мельчайших подробностях.

Описания Мухаммада отличаются не только ярко выраженным уважением и почтением к нему его последователей, но и искренней любовью. С тщательнейшей подробностью описаны его личные достоинства, характер и даже внешний вид, что в совокупности создает образ всесторонне совершенного человека. Так, в одном из хадисов говорится, что «посланник Аллаха был великолепным высокопочитаемым человеком. Его лицо светилось подобно полной луне» (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 8), все составы и члены его тела обладали удивительной соразмерностью, гладкостью и красотой. Взор, походка, обращение к людям указывали на скромность, благородство и простоту. «Он не говорил неприличных слов, и не допускал, чтобы при нем говорили неприличные слова, он не был из базарных крикунов. Он не отвечал на плохой поступок злом, но прощал его, а впоследствии даже не упоминал об этом» (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 110). «Посланник Аллаха был всегда улыбчив и легок в общении. Он был мягок, и у него было не каменное сердце. Он сторонился трех вещей: споров, бессмысленных слов и того, что его не касалось, и людям запрещал это. Он никого не оскорблял и не унижал и никогда не отвергал их просьб.... Он не прерывал никого, когда тот говорил, и никогда не начинал говорить, когда кто-нибудь говорил. Если кто-либо превышал нормы допустимого, то он останавливал его или же вставал и уходил (чтобы человек перестал то делать)» (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 111-112). Он был «застенчивее девственницы в ее комнате, и если ему что-то не нравилось, мы узнавали об этом по выражению его лица» (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 114).

В хадисах можно особо отметить религиозное рвение Мухаммада, которое проявлялось в стремлении часто пребывать в молитве, добавляя к обязательным молитвам «добровольные», совершаемы по ночам, от длительности пребывания на которых у него распухали ноги (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 85-89). Неоднократно упоминается, что Мухаммад любил следовать однажды установленному правилу и не менять его. Тут нужно справедливости ради отметить, что в ряде хадисов говорится об охлаждении Мухаммада к религиозной практике (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 95), что свидетельствует об отсутствии системы в его аскетических упражнениях. Но для мусульман это может быть лишь показателем того, что Мухаммад соблюдал умеренность в религии, следуя срединным путем.

В Коране высказывается требование следовать «прямым путем», установленным Аллахом, и не быть заблудшим, чтобы не попасть в ад. Ясное представление об этом прямом пути могут иметь только разумеющие. Несомненно, что таким разумеющим оказывается Мухаммад, который устанавливает в своей общине религиозные и нравственные нормы, границы дозволенного и запрещенного, поощряет их соблюдение и даже берет на себя задачу очищения от греха своих единоверцев карательными мерами, исполняя роль справедливого судьи, и тем самым обеспечивает продвижение по «прямому пути» своим единоверцам.

В исламе большое внимание уделяется запретам Аллаха, которые Мухаммад представляет как некий заповедник, границы которого преступать нельзя (Сахих Муслим, 2005: 477). Мусульманин, нарушивший запрет, совершает грех, за что его ждет наказание Аллаха. В Коране запреты перечислены достаточно обобщенно, тогда как в Сунне, в огромном количестве хадисов Мухаммад перечисляет конкретные запреты самого разного характера, чем показывает отличное знание границ заповедника Аллаха - его запретов.

Мухаммад, с одной стороны, предстает вполне обычным человеком, ничем не отличающимся от других людей по своей природе. Он склонен грешить, впадать в искушения, о чем можно судить по молитве, наиболее часто используемой

Мухаммадом в обращениях к Аллаху: «Я прибегаю к Твоей защите от лени и одряхления, от грехов и долгов, от искушения могилы и мучений могилы, от . мучений огня, и от зла искушения богатством! И я прибегаю к Тебе ... от искушения Антихриста! О Аллах, . очисть сердце мое от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и удали (меня) от прегрешений моих» (Сахих аль-Бухари, 2008: 784). Но при этом сподвижники Мухаммада утверждают: «мы не такие, как ты, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые и будущие грехи!» (Сахих аль-Бухари, 2008: 33), на что Мухаммад отвечал, что его молитва - это молитва благодарного раба.

Можно отметить событие, которое также показывало возвышенное положение Мухаммада. Шайтан, который к каждому человеку приставляет своего помощника - джинна, чтобы вредить человеку, был не властен над Мухаммадом. Сам Аллах помог Мухаммаду одолеть его, после чего этот джин «вступил в ислам» и стал побуждать своего подопечного только к добру (Сахих Муслим, 2005: 794). И еще об одном качестве, свойственном только ему одному, сообщал Мухаммад: «Кто увидел меня во сне, увидел действительно меня, так как Шайтан не может предстать в моем облике» (ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса, 2010: 133).

Чем же объясняется такой необычный статус Мухаммада перед Аллахом, тогда как огромное количество правоверных мусульман не имеют и тени такого положения?

В Сунне описывается, как Мухаммаду в раннем детстве очистили сердце от скверны, которая присутствует у всех людей от рождения - ангелы вскрыли ему грудь и, достав сердце, прополоскали его в воде в золотом тазу, после чего поместили на место, но уже очищенным. Впоследствии Мухаммад говорил, что «есть в теле кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и все тело, когда приходит в негодность, то портит и все тело, и, поистине, это - сердце» (40 хадисов имама ан-Навави, 2001: 228). Сердце Мухаммада очистил Джебраил от порчи, возможно поэтому и телесные его проявления и действия становятся примером для подражания, которое мусульмане считают очистительным для себя.

Мухаммад выделяется и среди всех предшествующих

посланников и пророков, причем с различных сторон своей жизни и деятельности. Не разбирая в подробностях его биографические данные, можно выделить несколько моментов, которые отличают его от таких же, как он пророков, в благодатную деятельность которых во славу Аллаха и на благо людей предписывается верить в исламе.

Так, несмотря на то, что само рождение Мухаммада внешне менее возвышенно, чем Исы, но предпочтение все равно отдается Мухаммаду. Иса рожден от девственницы Марйам по слову Аллаха, без отца. Более того, сатана, который колет иглой каждого приходящего в мир младенца, так, что тот «вопя от укола» произносит: «нет бога кроме Аллаха» - «ля иляха иллялаху», не смел коснуться только двоих - Исы и его матери -Марйам. Таким образом, Иса со своей матерью были избавлены от произнесения шахады, в отличие от всех остальных людей, в числе которых находился и Мухаммад. Далее, Иса удостаивается того, что Аллах берет его на небо до времени, пока не придет пора сразиться в конце времен с Даджалем -аналогом антихриста в исламской традиции. Всего этого лишен Мухаммад, на небеса он был восхищен лишь однажды и совсем ненадолго - «Насколько это произошло быстро, он мог судить по еще неостывшей постели, и по волнению воды в тазу, которой он перед уходом делал омовение» (Исра, Мирадж, [Электронный ресурс]). Но, тем не менее, лишь он один удостаивается от Аллаха быть в Судный день заступником за мусульман, оказавшихся за грехи в аду, из которого они будут выведены силой этого заступничества. Больше никому из пророков такой привилегии не представлено.

Мухаммад не раз обращался с ходатайством к Аллаху не только о прощении своих сподвижников, но также и с просьбами о проклятии целых племен. Мухаммад считал, что и при жизни еще служит преградой на пути к аду: «Я ставлю вам преграду перед Огнем: Прочь от Огня! Прочь от Огня! Но вы одолеваете меня и вламываетесь в него», - говорил он своим сподвижникам (Сахих Муслим, 2005: 642). Более того, Мухаммад, поражал своих собеседников детальным знанием событий, которые будут происходить в Последний день, кто попадет в рай, минуя адские мучения. Все это привлекало

сердца арабов, завороженных красочными картинами рая. Обращается он к своим собратьям и с увещаниями о страхе перед Аллахом, подогревая впечатлительных арабов живописанием картин Последнего Суда.

Он заключает соглашение в Йасрибе (Медине), по которому обещал, что Аллах будет оказывать покровительство всем верующим, вплоть до самого ничтожнейшего из них. Но с другой стороны, всякому верующему вменялось мстить за кровь, пролитую на пути Аллаха. За помощь нарушителю и предоставление ему приюта, мусульманину гарантировалось проклятие Аллаха, которое означало полную потерю надежды на прощение Аллаха». Кто на пядень отойдет от общины и от «тот тем самым сбросит с себя узы ислама ,ислама, предупреждал Мухаммад (Абу Йусуф Йакуб б. Ибрахим ал-Куфи, 2001: 15).

Явное благоговение, которое вызывал Мухаммад у своих сподвижников, высказывалось даже к некоторым телесным его отправлениям. Однажды, застав одну из жен за тем, что она собирала его пот в бутылочку для благовоний, Мухаммад спросил, что она делает? Она ответила: «Посланник Аллаха, мы надеемся, что обретем в нем благодать для наших детей». Он сказал: «Ты правильно поступила» (Сахих Муслим, 2005: 652). Когда же Мухаммад «сплевывал и (капли его) слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирал их по своему лицу и коже», а «когда он совершал омовение, они были готовы сражаться друг с другом за (оставшуюся после этого воду)» (Сахих аль-Бухари, 2008: 443).

Если судить по проповедям современных мусульман, благоговейное отношение к Мухаммаду у них не ослабевает: «Нет для мусульманина ничего дороже его благородного имени! Память о нем свята и нетленна во все времена. Только равняясь на образцовый пример его жизни, мусульманин может надеяться на достижение высших ступеней религиозной и нравственной чистоты», которая в Судный День «будет решающей основой для оценки всех земных дел и поступков человека» (Р. Аббясов).

В рамках традиционного ислама нет возможности для выражения любви к божеству, поскольку между Аллахом и

человеком предполагается онтологическая пропасть - люди сотворены Аллахом, как говорится в Коране «лишь для того, чтобы они поклонялись» ему (Коран, 51: 56).

А как говорит святитель Григорий Богослов, человек, как образ Божий, естественно стремится к своему первообразу. Но поскольку материальный покров - тело, препятствует непосредственно созерцать Бога, то он восходит к Богу только путем созерцания окружающего мира. Когда ум повредился в грехопадении, то отвратился от своего прообраза и ему открылся путь к заблуждениям. Будучи не в состоянии выйти из круга телесности, и вознестись к невидимому, человек остановился на видимом мире и признал за Бога все, что только поражало его и привлекало к себе его внимание. Все внимание мусульманина приковано в первую очередь к Мухаммаду, к нему же он испытывает любовь и благоговение, следуя повелению Аллаха во всем брать с Мухаммада пример. Неудивительно, что при таком отношении к основателю ислама, у мусульманина невольно сакрализуется образ Мухаммада, который за границами мусульманского мира вызывает гораздо более насмешек и презрения, нежели уважения. Этот сакрализованный образ мусульманин стремится защищать всеми своими силами.

ЛИТЕРАТУРА

Аббясов Р. Отвечай на зло добром, как это делал Пророк Мухаммад [Электронный ресурс]. - URL: http://dummo.ru/.../1799-pyatnichnaya-propoved-otvechaj-na-zl Абу Йусуф Йакуб б. Ибрахим ал-Куфи. 2001. Китаб ал-Харадж (Мусульманское налогообложение). Перевод с арабского и комментарии А.Э. Шмидта. Супракомментарии к переводу А.С. Боголюбова. Подготовка к изданию, вступит. статья и указатели А.А. Хисматулина. СПб.: Петербургское Востоковедение. XXXIII + 415 с. -[Памятники культуры Востока] Сахих аль-Бухари. 2008. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует : Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника»; составил имам Абу-ль-'Аббас Ахмад бин 'Абд-уль-Латыф аз-Зубайди. Перевод с арабского Абдулла Нирша. М.: Умма. 960 с. - [Библиотека «Исламские науки»]. Большаков О.Г. 2002. История Халифата. В 4-х т. Т.1: Ислам в Аравии (570633). М.: Восточная литература РАН, 2000 г. 312 с.

Григорий Богослов. 2010. Слово 28, о богословии второе. Творения в 2-х т.

Т.1. М.: АСТ. 895 с. Коран. Перевод смыслов Э.Р. Кулиев. М.: АСТ, 2007. 688 с. Максуд Р. 1998. Ислам. Перевод с английского В. Новикова. М. - СПб.

филиал.: Восточная литература. 159 с. Сахих Муслим. 2005. Перевод с арабского С. Попова. Казань: Академия познания. 857 с.

Исра и Мирадж [Электронный ресурс]. - URL: http://islamvera.ru/isra-i-miradzh/ Рубченкова Д. Жизнь пророка - величайший пример для подражания [Электронный ресурс]. - URL: http://islam.com.ua/prorok-muhammed/861-ghizny-proroka-velichayshiy-primer-dlya-podraghaniya 40 хадисов имама ан-Навави. Перевод. на русский язык В.А. Нирша. Комментарии и разъяснения М. аль-Буга, М. Мисту. 1-е изд. М.: Новатор: Российский фонд «Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим», 2001. 615 с.

ат-Тирмизи, Абу'Иса Мухаммад б'Иса. 2010. Достоинства Мухаммада: хадисы о Пророке. Перевод с арабского А.И.М. ат-Тирмизи. М. - СПб. ДИЛЯ. 144 с.

Получена /Received: 25.09.2015 Принята/Accepted: 20.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.