Научная статья на тему 'Некоторые особенности молитвенной практики в раннем исламе (по материалам Сунны)'

Некоторые особенности молитвенной практики в раннем исламе (по материалам Сунны) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
301
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУХАММАД / MUHAMMAD / МОЛИТВА В ИСЛАМЕ / PRAYER IN ISLAM / ПЕРВОМУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / THE FIRST MUSLIM COMMUNITY / МОЛИТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PRAYER PRACTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бершицкая Т.В.

Молитва в исламе имеет особое значение в силу ортопраксического характера этой религиозной системы. Правила исполнения молитвы в исламе уходят своими корнями в непосредственную практику Мухаммада и возглавляемой им первомусульманской общины. В данной статье предпринята попытка выяснить основные смысловые составляющие этой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some prayer practice features in early Islam (based on Sunnah materials)

A prayer in Islam has particular importance due to the orthopraxic nature of this religious system. The rules of how to pray in Islam are rooted in the direct practice of Muhammad and the first Muslim community he led. This article attempts to clarify the primary components of the meaning in this practice.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности молитвенной практики в раннем исламе (по материалам Сунны)»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 500-509

Некоторые особенности молитвенной практики в раннем исламе (по материалам Сунны)

Т.В. Бершицкая

Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2

Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities"

Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: missioner_pstgu@mail.ru

Ключевые слова: Мухаммад, молитва в исламе, первомусульманская община, молитвенная практика.

Key words: Muhammad, prayer in Islam, the first Muslim community, prayer practice.

Резюме: Молитва в исламе имеет особое значение в силу ортопраксического характера этой религиозной системы. Правила исполнения молитвы в исламе уходят своими корнями в непосредственную практику Мухаммада и возглавляемой им первомусульманской общины. В данной статье предпринята попытка выяснить основные смысловые составляющие этой практики. Abstract: A prayer in Islam has particular importance due to the orthopraxic nature of this religious system. The rules of how to pray in Islam are rooted in the direct practice of Muhammad and the first Muslim community he led. This article attempts to clarify the primary components of the meaning in this practice. [Bershitskaya T.V. Some prayer practice features in early Islam (based on Sunnah materials)]

В исламе, религиозная практика занимает приоритетное положение в сравнении с вероучительными основами. В Коране сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне» (Коран, 2007 [51]: 56). Молитва (ас-саля по араб. и намаз по перс.) в исламе - а это один из пяти столпов, необходимых к исполнению в религиозной практике мусульман, несомненно это кораническое утверждение максимально подтверждает. Обязательным является совершение пятикратной ежедневной молитвы, а также общая молитва в мечети в дни двух общеисламских праздников (ураза-байрам, по случаю окончания поста и курбан-байрам, праздник жертвоприношения по завершении хаджа).

Значимость совершения молитвы для мусульман, как первоосновы, - трудно переоценить. Здесь, конечно же, играет роль и многократное ежедневное исполнение молитвы, и то, что молитва, так или иначе, входит как составляющая в остальные столпы веры. Мухаммад называл намаз «главным шестом» религии, представляя ее как образ шатра с одним главным шестом, на котором держится его свод и другими шестами, которые обеспечивают дополнительную поддержку. В Коране чаще всего, более, чем другие способы поклонения Аллаху следует призыв совершать молитву. Также и в изречениях Мухаммада о молитве в хадисах отмечено, что она более всего из других действий человека угодна Аллаху.

Несмотря на значительность, которая в Коране придается молитве, конкретных указаний о правилах ее исполнения в нем нет. Однако, говорится о воздействии молитвы: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас - может быть вы устрашитесь» (Коран, 2007 [2]: 21). А сама практика совершения молитвы строится на примере тех правил, которым следовал Мухаммад в своей жизни. Наиболее обширные сведения из этой области биографии Мухаммада доносит Сунна, состоящая из хадисов - коротких рассказов о тех или иных действиях и словах Мухаммада, переданных его соратниками и сподвижниками. Исламская (здесь речь идет о суннитской) теология канонизировала шесть сборников хадисов, из которых черпаются сведения для норм шариата, религиозной практики мусульман. Именно здесь в своем большинстве содержаться сведения о молитвенной практике самого Мухаммада и возглавляемой им первой мусульманской общины, на которой зиждется и молитвенная практика в современном исламе. В связи с этим, представляют интерес хадисы с описаниями молитвенных прошений, предстояний, связанных с ними действий, со всем комплексом сопровождающих их религиозных (вообще, сакральных) смыслов, которые так или иначе обозначены в Сунне.

Нужно сказать, что молитвенная практика в исламе крайне формализована и сводится к обязательным жестко-установленным правилам и нормам. Такой формализм неизбежно приводит наиболее мистически настроенных адептов

ислама искать более глубокие смыслы в назначении молитвы, что отражается в комментариях и толкованиях исламскими богословами Корана и Сунны. Так, в Коране говорится: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 2007 [8]: 2). По одному из толкований, речь здесь о тех, кто выполняет все требования веры. Когда им читаются аяты из Корана, они внимательно вслушиваются в них и стремятся всей душой их постичь. От этого вера их усиливается, в сердце просыпается желание совершать добрые дела, заслужив этим милость Аллаха, отречься от грехов, чем избегнуть сурового наказания. При поминании Аллаха сердца таковых переполняет трепетный страх перед ним, который побуждает отказаться от совершения грехов, поскольку страх перед «Всевышним Аллахом - один из величайших факторов, способствующих отречению от грехов» (Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. 2014: 683).

Благочестивые устремления комментаторов вкупе с культурно-историческими реалиями времени, в которое их труды создавались, порождают не всегда однозначное представление о сути молитвы в исламе. С одной стороны -устанавливается жесткий формализм, ведутся споры о мельчайших деталях молитвенного ритуала и предваряющих его очищениях, а с другой стороны можно встретить ряд весьма возвышенных суждений о молитве. Существует также разброс мнений о значении и сути молитвы в исламе в зависимости от различных вероучительных положений в разных течениях ислама. Поэтому возникает необходимость отметить основные принципы в понимании значения молитвы в самый ранний период существования исламской уммы, который связан с непосредственной религиозной деятельностью Мухаммада.

В этой связи возникает необходимость отметить основные принципы в понимании значения молитвы в самый ранний период существования исламской уммы, который связан с непосредственной религиозной деятельностью Мухаммада.

Первый принцип в молитве, который можно отметить, это необходимость ритуальной чистоты перед совершением

молитвы: «Аллах ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить с вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы» (Коран, 2007 [8]: 11). Без предварительных ритуальных омовений не принимается ни одна молитва.

Поскольку каждый обряд сопровождается молитвой, то важность омовений и очищений становится чрезвычайной в мусульманской практике. Ат-Тирмизи передает следующий хадис: «Ключи от рая - молитва, ключи от молитвы - омовение». Мусульманину, который в совершенстве исполнил малое омовение и совершил молитву, будут прощены все грехи, которые он совершит до следующей молитвы. Здесь можно отметить, что молитва напрямую связана с покаянной практикой мусульман. Молитвы, которые мусульманин обязан совершать в течение дня, могут стать для него искуплением от всех грехов, которые он совершает между ними, если он в точности исполняет предписанные очищения. Мухаммад говорил, что «Чистота - половина веры. Хвала Аллаху наполняет весы» (Сахих Муслим, 2008: 80). Очищения и воздаяния хвалы Аллаху достаточно не только для подтверждения веры, но и для прощения грехов (Сахих Муслим, 2008: 81). Необходимо отметить, что очищения и омовения должны совершаться строго по установленному ритуалу, повторяя в этом действия самого Мухаммада, что подтверждается множественными хадисами.

Строгое исполнение необходимых действий для правильного омовения Мухаммад подтверждал рациональными доводами и яркими образами. Он говорил, что у мусульманина «...из его лица вместе с водой выходят все прегрешения, на которые он смотрел своими глазами. ... Когда он омывает свои руки, из них вместе с водой выходят все прегрешения, которые они сделали. ... Когда он омывает свои ноги, из них вместе с водой выходят все прегрешения, которые они обрели, шагая. . И так он становится чистым от грехов» (Сахих Муслим, 2008: 84).

При этом особо подчеркивается связь между пятикратным исполнением молитвы каждый день и прощением грехов, наличие которых служит препятствием для вхождения в рай: «Как вы думаете, если бы у дверей вашего дома протекала

река и вы купались бы в ней каждый день пять раз, осталось бы на нем тогда хоть маленько грязи?» (Сахих Муслим, 2008: 197). Малое омовение, а также, количество шагов, пройденных на молитву к мечети, ожидание в ней до наступления следующей молитвы - все это служит человеку и в его борьбе с шайтаном, как отмечается в хадисах. Но чаще встречается совет прибегать к омовениям, чтобы избавиться от шайтана. Так, исключительно тем, что в переносицах людей ночует шайтан, Мухаммад объяснял обязательность трехкратного прочищения носа после сна водой (Сахих Муслим, 2008: 83-86). Воде, таким образом, придается вполне сакральное значение, так как с ее помощью смываются грехи и изгоняется существо, несущее зло человеку. Сакральный смысл телесного очищения значительно дополняет сотериологический фактор, благодаря чему акт покаяния с самого начала возникновения ислама с необходимостью связан с телесным очищением и омовением.

В Сунне указывается, что за исполнение благих дел мусульманин получает награду от Аллаха, как в этом мире, так и в мире грядущем (Сахих Муслим, 2008: 793). Главной добродетелью считается исполнение столпов ислама - молитвы, поста, милостыни, хаджа и джихада. В тоже время, в массе хадисов указывается, что исполнение столпов - это наилучший способ искупить свои грехи. Каждый из столпов имеет ряд мелких, детальных предписаний, исполнение которых также влечет за собой награду Аллаха.

Что касается молитвы, то ее можно отметить как одну из наиболее важных составляющих в получении награды от Аллаха, которая заключается в прощении грехов. Тот, «кто совершал молитвы до восхода солнца и до его заката не войдет в Огонь», а тот, «кто пропустил предвечернюю молитву», подобен человеку, погубившему свою семью и имущество (Сахих Муслим, 2008: 185). Но молитва должна быть «действительной» - это означает, что Аллах принимает ее, как благое дело, за которое обещает награду молящимся, состоящую в прощении ранее совершенных грехов. Для этого должны быть исполнены в мельчайших деталях все формальные требования, необходимые при совершении молитвы.

За всевозможные действия, связанные с ее исполнением,

человек приобретает заслуги, которые чаще всего носят количественные характеристики. Например, если в течение дня в установленное время совершены пять обязательных молитв, то «ими Аллах стирает все прегрешения» (Сахих Муслим, 2008: 197). Молитва, совершенная с имамом, лучше, чем двадцать пять молитв, исполненных в одиночестве. Расстояние, которое человек проходит до места общественной молитвы, становится условием получения награды. Каждый шаг по дороге в мечеть, после предварительного правильно совершенного очищения, снимает одно прегрешение либо повышает на следующую ступень положение мусульманина в раю, а ценность общей молитвы выше индивидуальной в двадцать семь раз: «. если бы человек знал, сколь велика награда за общую молитву, то стал бы добираться на нее даже ползком» (Аль-Бухари, 2008: 157-161).

Ценность награды приобретает все, что связанно с молитвой. За муэдзина (призывающий на молитву) в День воскресения будут свидетельствовать все, кто слышал его, даже джинны. Во время азана (призыва на молитву) от человека отступает шайтан. Тем же, кто обустраивает места общей молитвы, строит мечети, Мухаммад обещает подобное жилище, но построенное Аллахом в раю. Аллах прощает все предшествовавшие грехи тому, кто весь рамадан простоял в молитве (имеется в виду ночная, необязательная молитва -кыям), рассчитывая на награду Аллаха (Сахих Муслим, 2008: 839).

Такая детализация в действиях во время молитвы, за которые мусульманин получает награду Аллаха, возможно, возникла в целях поощрения Мухаммадом своих последователей выполнять самое угодное Аллаху делание, к которому, возможно не всегда с охотой обращались его последователи. В одном из хадисов говорится, то Мухаммад готов был дотла сжечь дома своих последователей, нечестие которых было столь велико, что их мог привлечь на общественную молитву лишь жирный кусок мяса (Аль-Бухари, 2008: 160). Тем не менее, такой подход способствует формализации молитвенной практики. Представление о том, что за умерших родителей дети могут возместить их молитвенный

долг, неисполненный при жизни, о чем свидетельствуют хадисы, также способствует формальному отношению к молитве, но здесь также поощрительным фактором выступает сотериологическая составляющая.

В молитве важным элементом становятся различного рода совпадения в ритуальных действиях молящегося с областью сакрального. Например, тому, кто скажет в молитве слово «Аминь» либо слова, которые восхваляют Аллаха в тот момент, когда то же самое произносят ангелы, будет прощен его предыдущий грех. За того, кто ожидает начала молитвы на своем месте в мечети, ангелы возносят молитвы Аллаху о помиловании, пока он не нарушит малого омовения. Грех будет прощен мусульманину, который услышав муэдзина, произнесет слова шахады. Наиболее близок Аллах к молящемуся во время исполнения суджуда (земной поклон, сделанный определенным способом), поэтому в это время нужно просить как можно больше у Аллаха. За каждый суджуд Аллах снимает прегрешение. Сам Мухаммад просил Аллаха в суджуде простить ему самые мельчайшие части его греха и свидетельствует, что молитва - это одно из благодеяний мусульманина, которое очень нравится Аллаху. Аллах «.. .нисходит каждой ночью к небу ближнего мира, когда от нее остается последняя треть и говорит: «Кто позовет меня? Я отвечу ему! Кто попросит у меня? Я дам ему! кто попросит Меня о прощении? Я прощу ему!» (Сахих Муслим, 2008: 222).

Несомненно, что подобного рода высказывания способствуют возникновению благоговейного настроения у молящихся, желание сосредоточить внимание на объекте поклонения. Но и здесь, главным поощрительным фактором, как и в других хадисах, остается сотериологический аспект -прощение грехов, которое необходимо для вхождения в райские обители.

Нужно отметить еще ряд хадисов, которые косвенно имеют отношение к молитве. Это хадисы, в которых говориться о намерении (ният) в отношении к любому делу, плохому или дурному. «Каждое дело сынов Адама умножается на десять, вплоть до семисоткратного умножения», - говорится в хадисе (Сахих Муслим, 2008: 338).

Разделение на благие и запретные дела в исламе существовало с самого начала его существования, в шариате же приобрело выражение в форме шкалы, по которой оцениваются поступки, мысли и чувства человека от дозволенного до запретного. Таким образом, намерение (ният) человека при совершении или не совершении тех или иных поступков, приобретает особую важность. «Дела (оцениваются) только по намерениям и . каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался обрести», если он делал что-то ради мирской выгоды, например, последовал за переселенцами в Медину ради выгодной женитьбы, а не ради Аллаха, то он эту выгоду получит в земном мире, но не более того. Тот же, кто делал что-либо ради награды в мире вечном, получит ее в свое время от Аллаха» (Аль-Бухари, 2008: 21). Отсюда необходимость не только совершать благие дела для прощения грехов, но иметь соответствующее намерение. Любой одобряемый поступок, действия религиозной практики должен быть совершен ради Аллаха, а не ради каких-то личных выгод, иначе он не будет иметь никакого веса перед Аллахом и не будет засчитан. Это положение сохраняется во всех предписаниях современной ритуальной практики мусульман, в том числе и при совершении молитвы, а даже, перед началом каждой ее части, начиная от азана и омовения.

Важность намерения имеет еще один оттенок. Неисполненное намерение совершить доброе дело Аллах записывает как совершенное доброе дело, а если намерение было исполнено, то его Аллах вознаграждает от десятикратного до семисоткратного размера. Неисполненное намерение дурного дела оценивается как одно доброе дело и только если намерение подтвердится дурным делом, то оно будет засчитано (Аль-Бухари, 2008: 795).

Имеются конкретные предписания по поводу содержания молитв. Чтобы попросить прощения у Аллаха, нужно произнести: «Я прошу прощения у Аллаха» (Сахих Муслим, 2008: 146). Чтобы устоять против греха, получить силы для исполнения воли Аллаха, нужно воздавать хвалу ему с произнесением шахады: «Кто по окончанию каждой молитвы восславит Аллаха тридцать три раза, восхвалит Аллаха тридцать

три раза и возвеличит Аллаха тридцать три раза», а потом произнесет: «Нет божества кроме Одного Единственного Аллаха. Нет у него сотоварища. У него - владычество. Ему хвала и Он надо всякой вещью Мощен», - тому простятся его прегрешения, «даже если их будет как пены морской» (Сахих Муслим, 2008: 173-175).

Нужно отметить, что восхваление Аллаха занимает большое место в молитвах Мухаммада, также и сподвижникам своим он часто советует обращаться к Аллаху, восхваляя его. При восхвалении очень важным считается как можно более частое повторение молитвы, что вместе с поощрительными обещаниями о снятии грехов, также может приводить к формальному отношению к молитве.

Хадисов, в которых в том или ином виде в молитвенном возношении воздается хвала Аллаху, насчитывается более тысячи. Сам Мухаммад, как это видно из хадисов весьма часто с молитвой обращался к Аллаху, иногда целыми ночами проводя время в молитвенном предстоянии. По всей видимости, его тяготила склонность к греху, вследствие чего он обращался с покаянной молитвой к Аллаху: «Я много обижал себя самого и я признаю грех мой, так прости мне все мои грехи полностью, потому что никто, кроме тебя грехов не может простить. И веди меня к прекраснейшему нраву ... И отврати от меня мерзкие нравы» (Сахих Муслим, 2008: 226).

Что касается Мухаммада, то обилие молитв, с которыми он обращался к Аллаху, вполне может говорить о его глубоком мистическом настрое, - как свидетельствуют хадисы, порой у него опухали ноги от ночных долгих молитв. Необходимо отметить, что это были молитвы сверхдолжные, не входящие в число пяти обязательных. Его сподвижники замечали, что в силу прощения Аллахом Мухаммаду всех прошлых и будущих грехов, такой необходимости в долгих молитвах у Мухаммада не было. На что он восклицал: «Поистине, я (просто) больше любого из вас боюсь Аллаха и больше любого из вас знаю о нем!» (Аль-Бухари, 2008: 23).

В дальнейшем, по свидетельству Сунны, после смерти Мухаммада был обнародован хадис, в котором он обещает свое заступничество в Последний день каждому мусульманину, если

у него веры найдется хотя бы с горчичное зерно и даже меньше. По этому заступничеству Мухаммада все мусульмане, какими бы большими не были их грехи, не покрытые заслугами от благих дел, будут выведены из ада и помещены в рай. По преданию, Мухаммад запретил сообщать об этом до своей смерти. Возможно, что такое известие ослабило молитвенное рвение в среде мусульман, что могло способствовать, наряду с вышеперечисленными причинами, более формальному, внешнему отношению к молитве, нежели внутренней религиозной сосредоточенности.

ЛИТЕРАТУРА

Аль-Бухари. 2008. Сахих аль-Бухари. Пер. с араб. В.А. Нирша. М.: Умма. 960с. Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. 2014. Толкование Священного Корана: в

3-х тт. Т.1. Пер. с араб. Э.Кулиев.-М.: Эксмо:Умма. 784 с. Ат-Тирмизи, Джами ас-Сахих [Электронный ресурс]. - URL:

http://forummah.ucoz.com/load/knigi/knigi/sakhikh_at_tirmizi/5-1-0-85. Бершицкая Т.В. 2015. Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама - Мухаммада. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4(5): 841-849. Коран. Пер. смыслов Э.Р. Кулиев. Изд. 6-е, испр. М.: Умма, 2007. 688 с. Сахих Муслим. 2008. Пер. с араб. Салим Попов. Казань: Академия познания. 857 с.

Получена /Received: 24.06.2017 Принята/Accepted: 29.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.