Бабаев Ф.М.
Ф.М. Бабаев
Джихад как феномен в исламе
тт и и Т-1 и
Ддается краткий анализ мусульманской Богословской литературы, посвященной джихаду, исследуются генезис и дальнейший процесс развития понятия джихада в два периода исламской истории -мекканский и мединский, подчеркивается двоякое понимание термина “джихад” в исламе в целом и указывается, что тому причиной были конкретные условия жизни мусульманской общины и пророка Мухаммада.
Термин джихад на арабском языке означает «старание; усердие; напряжение» или «приложение усилий». Следовательно, нельзя переводить джихад словосочетанием «священная война».
Однако почти повсеместно оно употребляется как синоним священной войыа, хотя в мусульманской терминологии нет понятия харб уль-куддус, т. е. «священная война». Понятие джихада отождествляется с христианским понятием священная война, поскольку оно было введено крестоносцами при завоевании Палестины.
На русский язык это слово лучше было бы перевести как «борьба», т. к. джихадом, как и борьбой, могут быть названы действия и не военного характера.
В целом под джихадом в мусульманской Богословской литературе понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах:
- «джихад сердца» - борьба с собственными дурными наклонностями;
- «джихад языка» - «повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания»;
- «джихад руки» - принятие соответствующих мер наказания в отношении преступников и нарушителей норм нравственности;
- «джихад меча» - вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю.
Лингвистическое значение термина джихад. Материалы, привлеченные нами для определения значений термина джихад, подразделяются на два вида, первый из которых составляет категория источников, основывающихся на языковом исследовании тех или иных терминов: именно на их базе нами исследуются значения слов в арабском языке. Среди них такие толковые словари, как «Камус ал-мухит»43, «Лисан ал-араб», «Мухтар ас-сихах». Другую категорию источников составляют работы, не ограничивающиеся упоминанием языкового значения тех или иных терминов. К ним можно отнести «Ан-Нихайа» Ибн ал-Асира44, «Та’рифат» ал-Джурджани45,
43 Бади, Файруз. Камус ал-мухит.
44 Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Тахкик Тахир Ахмад аз-Завуи, Махмуд Мухаммад ат-Танахи. Дар ихйа' ал-кутуб ал-арабийа. 1383/1963. Дж. 1.
40
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
а также труды по основам фикха (усул ал-фикх), собственно фикх, тафси-ры, хадисы.
Если рассматривать термин джихад в языковом понимании, то это отглагольное образование от четырехбуквенного глагола джаахада. Образование от родственного ему трехбуквенного глагола джахада звучит как джахд, что означает «старание; усилие; напряжение». Этот же глагол имеет и такие словообразования, как джухд «сила; способность; усердие»46. В толковом словаре арабского языка Лисан ал-араб разъясняется: когда говорят ал-джахд с фатхой (т. е. с буквой «а» в середине), то это означает «затруднение» (машакка), а если это слово произносят с буквой «у» (т. е. джухд), то это означает «усердие» (така ). Слово же джихад в словаре Ибн Манзура толкуется как «приложение максимума силы и усердия в сло-
48
ве или в деле» .
В «ал-Миде» также приводятся различные формы глагола джахада, а также его отглагольные формы: муджахидатан, джихадан и т. д.49. В комментарии ал-Касталани к сборнику хадисов «Ас-Сахих» ал-Бухари говорится: «“ал-Джихад” с кясрой (гласной «и») после “Джима”». В комментарии ан-Насабури говорится, что «верно мнение о том, что “джихад” - это приложение усилий в достижении желаемого» .
Таким образом, с точки зрения языкового значения, слово джихад можно рассматривать как «приложение усилий в борьбе между двумя сторонами, даже если противная сторона предполагаемая». Так называемая «предполагаемость» подразумевает «джихад» человека с самим собой, т. к. личность человека может быть раздвоенной, когда в нем соперничают противоборствующие желания.
Более того, джихад может выражаться и в воздержанности от какого-либо действия или слова (например, когда для проявления покорности по отношению к родителям достаточно не приносить им страданий и быть терпеливым в выполнении их желания). То же выражение получает джихад, когда достигается воздержанность от запретных страстей и человек вынужден вести внутреннюю борьбу с самим собой. В книге «Хашийат ал-джамал» говорится, например, о том, что джихад - это «суровая терпеливость, будь то в войне или в душе» .
Основываясь на таком понимании данного термина, можно сказать, что противная сторона, с которой мусульманин ведет борьбу, - это душа, шайтан, лицемеры или неверные52. Слово джихад употребляется и для обо-
45ал-Джурджани, Али Ибн Мухаммад Ибн Али. Та’рифат. Тахкик Ибрахим ал-Абйари. -Бейрут. Дар ал-китаб ал-арабийа. Дж. 1. 1405/1985.
46 Бади, Файруз. Камус ал-мухит, ст. «джахд».
47 Лисан ал-араб.
48 Ибн Манзур, ст. «джухд».
49 См.: ал-Муджид, ст. «джухд».
50 ан-Насабури. Тафсир. Т. 11. - С. 126.
51 Джалалайн, Т. 3. - С. 441.
52 Абу Хабиб. - С. 71.
41
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
значения деятельности по распространению исламских знаний, исламского воспитания. При этом мусульманские авторы ссылаются на пророческий хадис, в котором говорится: «Ведите джихад с многобожниками вашим имуществом, вашими душами и вашими языками» 53.
«Джихад» в правовом понимании. В отличие от излагаемого в Коране и Сунне языкового смысла, о котором мы говорили выше, правовое понимание слова «джихад» сводится к строго специальному значению: «приложение усердия в сражении непосредственно на поле боя или опосредованно через оказание помощи имуществом, словом, выражением мнения
54
или иными путями» .
Такое значение термин «джихад» приобрел лишь в мединский период истории ислама. Следовательно, можно сделать предварительный вывод о том, что понятие «джихад» в мекканский период имело только лексический, языковой смысл. Таково, к примеру, понимание этого термина в трех аятах суры «Паук»: «А кто ведет джихад, тот ведет его для самого себя. Поистине, Аллах не нуждается в мирах!»55; «А если они будут вести джихад, чтобы ты придал Мне сотоварищей из того, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им. Ко Мне ваше возвращение, и Я открою вам то, что вы делали!»56. «А тех, которые ведут джихад за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!» .
Что касается так называемого «аята о джихаде» из мекканской суры «Муравьи», то в нем, как отмечают некоторые комментаторы Корана, упоминается о «переселении» (хиджре), что указывает на его мединское происхождение, хотя он и находится внутри мекканской суры: «Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, а затем вели джихад и терпели, - поистине, твой Господь после этого Прощающ, Ми-
58
лосерд» .
Глагол джаахада в мединских аятах упоминается 26 раз. Кроме того, еще большее количество соотносимых с ним по смыслу выражений ясно указывает на значение слова «сражение», как, например, в суре «Женщины»: «Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и ведущие джихад на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллаха преимущество ведущим джихад своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благого, а ведущим джихад Аллах дал преимущество перед сидящими великой награде»59.
53 Абу Дауд, 2504; ан-Насаи приводит это предание с другой версией: «и вашими руками» вместо «вашими душами». Достоверность хадиса подтверждена ал-Албани. Шейх Арнаут сказал, что у этого хадиса прочный «иснад». Достоверность его подтверждена и Ибн Хиббаном.
54 Ибн Абидин. Т. 3. - C. 336.
55 Сура «Паук», аят 6.
56 Там же, аят 8.
57 Там же, аят 69.
58 Сура «Муравьи», аят 110.
59 Сура «Женщины», аят 95.
42
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
Исходя из смысла этого аята, становится понятной и суть джихада в значении «выхода на сражение». Кроме того, в нем указывается и на преимущество осуществившего данное выступление. Об этом же в суре «Покаяние» повествуют следующие строки: «Выступайте легкими и тяжелыми и ведите джихад своими имуществами и душами на пути Аллаха! Это лучше для вас, если вы знаете»60.
Таким образом, непосредственное участие в джихаде после приказа о мобилизации означает «сражение». В Коране подробно сообщается о ситуациях, связанных с ответом на призыв к мобилизации: «Когда была низведена сура: «Веруйте в Аллаха и ведите джихад вместе с Его Посланником», - обладающие достатком из них попросили у тебя дозволения и сказали: «Оставь нас, мы будем сидящими!»61. «Они довольны были оказаться с остающимися, и наложена печать на их сердца, и они не понимают. Но Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, вели джихад своими достатками и своими душами. Для них - блага, и они - счастливы!»62. Об этом же, после упоминания в начале текста о сражении, говорится и в суре «Ряды»: «Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они - плотное здание»63. После этого следуют еще две суры, в которых сражение называется «джихадом»: «О вы, которые уверовали! Не указать ли мне вам на торговлю, которая спасет вас от мучительного наказания? Вы веруете в Аллаха и Его Посланника, ведете джихад на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Это лучше для вас, если вы знаете!» .
Приведенные выше коранические тексты, касающиеся понятия «джихад», относятся к мединскому периоду. Они указывают на сражение, а вместе с тем и на то, что требуется обычно от мусульманина для реализации своего «усердия»: приложения имущества, которое необходимо для получения средств ведения сражения или непосредственного выступления на это сражение.
Наряду с аятами Корана о джихаде важное место в раскрытии его идеологии принадлежит хадисам, преданиям о делах, поступках, высказываниях и намерениях пророка65. В пророческой Сунне слово джихад чаще всего приводится в значении сражения. Вот, например, один их характерных хадисов на эту тему. Согласно Абу Хурайре, Пророка попросили: «О, Посланник Аллаха, сообщи нам о деле, которое равно джихаду на пути Аллаха». Он ответил: «Мне не сыскать такого». Снова сказали: «О, Посланник Аллаха, сообщи нам, наверняка мы сыщем нечто подобное». Он сказал: «Муджахид на пути Аллаха подобен постящемуся, неустанно повторяюще-
60 Сура «Покаяние», аят 41.
61 Там же, аят 86.
62 Там же, аяты 87-88.
63 Сура «Ряды», аят 4.
64 Там же, аяты 10-11.
65 Как правило, они содержатся в главах, посвященных джихаду и собранных в специальных сборниках преданий («кутуб ас-сунан»).
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
43
Бабаев Ф.М.
му аяты Аллаха, не прекращая голодания и подавание милостыни, пока
^ 66
муджахид не вернется к своей семье» .
Глагол, собственное значение которого сводится к смыслу слова воевать (хараба), в Коране встречается лишь два раза. В этих аятах он применен теми, кто непосредственно воюет, иными словами, Богом и его посланником.
Существительное харб (война) в Коране употреблено четыре раза, из них дважды с тем, чтобы указать на войну, которую вели Бог и его посланник, во-первых, против непокорных людей: «А если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника»; во-вторых, против аравийских иудеев: «Мы бросили между ними вражду и ненависть до дня воскресения. Как только они зажгут огонь войны, тушит его Аллах. И стремятся они по земле с нечестием, а Аллах не любит распространяющих нечестие!».
В двух других аятах слово харб используется как синоним слова джихад: «Если ты застанешь их в битве, то прогони ими тех, которые позади них, - может быть они вспомнят!»; «А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не
67
сложит своих нош» .
Термин газе «набег» чаще употребляется в хадисах, когда хотят передать специфику и характер военных экспедиций пророческой эпохи. В Коране этот термин встречается только однажды в суре «Семейство Имрана» в форме вопроса людей, призываемых для участия в военном походе. Газават и джихад имеют разное этимологическое происхождение. В доисламские времена арабские племена совершали друг на друга набеги (газават) с целью захвата имущества и угона скота, и эти набеги не имели никакого отношения к религии. Впоследствии, в период распространения и утверждения ислама, газават трансформировался в «борьбу на пути Аллаха».
Газават и джихад - близкие по смыслу понятия, но не синонимы. Разница между ними заключается в том, что газават мог объявляться вождями племен, а джихад объявлялся только от имени государства халифом или имамом, т. е. религиозным лидером.
Таким образом, само слово харб «война», которое могло бы свидетельствовать о воинственности ислама и его догматов, а также производные от этого слова, упоминаются в Коране всего шесть раз: один раз в форме глагола хараба «воевать»: «Кто раньше воевал с Аллахом и Его Посланником»68; другой раз также в форме глагола, но во мн. ч. - йухарибун («они воюют с кем-л.»); и, наконец, четыре раза, как указывалось выше, это слово приводится исключительно в форме харб «война».
66 Ибн Абу Шейба, Абдаллах. Мусаннаф, 5/287. Подобный хадис приводят ал-Бухари и Муслим в «ат-Таргиб ва-т-тархиб», 2/115. ал-Бухари. Сахих. № 2787, Фатх ал-Бари, 6/6. Муслим. Сахих. № 1878. Т. 3. - С. 1498.
67 Arnaldez, Roger. Les theories classiques de la guerre sainte (jihad). - Р. 375.
68 Сура «Покаяние», аят 107.
44
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
Если сравнить слово харб с другими кораническими терминами, то область их применения значительно шире, чем слова «война». Например, если определить смысловую нагрузку таких слов, как китал «сражение» и джихад «борьба», «усердие», то она гораздо обширнее практически однозначного толкования слова харб. В мекканских сурах и аятах встречается 11 слов, парадигмально относящихся к слову джихад. Смысловое значение этих терминов весьма обширно и не сводится лишь к понятию «война», а подразумевает такие значения, как «пропаганда», «соблюдение клятв и
69
союзов» и т. д. .
Что касается мединских сур, то они содержат аяты, относящиеся к экспедициям, сражениям и всему тому, что происходило в этот период истории ислама. Общее их число, по свидетельству Мухаммада Хабиба Бел-
70
ходжи, составляет семнадцать .
Термин харб рассматривается как термин доисламский, относящийся к периоду джахилий, а китал находит частое применение как до, так и после появления ислама на Аравийском полуострове.
В начальный период становления ислама под джихадом понималась прежде всего борьба в защиту и за распространение ислама, как приложение напряженных усилий на пути Аллаха, что означало повсеместное распространение веры в Аллаха. При этом участие в джихаде считалось прямой дорогой в рай. «О, вы, которые уверовали! Не указать ли мне вам на торговлю, которая спасет вас от мучительного наказания?» ; «Вы веруете в Аллаха и Его Посланника, боретесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Это лучше для вас, если вы знаете!» ; «Он простит тогда вам ваши грехи и введет вас в сады, где внизу текут реки, и в жилища благие в садах вечности. Это - великая прибыль!»73.
В мекканский период, прошедший под лозунгом «нет принуждения в религии» 74, запрещалось вступать с «многобожниками» в конфронтацию, а предлагалось склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»: «Рассеки же, как тебе приказано, и отвернись от многобожни-ков!»75. Язычников следовало склонять к истинной вере путем убеждения: «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!»76.
69 См. соответствующие суры и аяты Корана: 6:152; 7:157; 16:125-126; 23:8; 25:52; 26:214-216; 30:47; 32:33; 42:39-43; 70:22; 100:4-5.
70 Belkhoja, Muhammad Habib. Guerre et paix dans l'optique de la tradition musulmane // Les Religions et la guerre: Judaisme, christianisme, islam. - Paris: Ed. du Cerf, 1991. - P. 362-363.
71 Сура «Ряды», аят 10.
72 Там же, аят 11.
73 Там же, аят 12.
74 Сура «Корова», аят 256.
75 Сура «Ал-Хиджр», аят 94.
76 Сура «Пчелы», аят 126.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
45
Бабаев Ф.М.
Иными словами, духовное самоусовершенствование объявляется делом более трудным, нежели война с неверными. Джихад ан-нафс, рассматриваемый как «составная часть священной борьбы ислама за избавление человечества от власти, противоречащей законам Аллаха», считается наиболее важным для воспитания прежде всего сообщества мусульман. Впервые упоминание об этом виде джихада встречается в суре «Женщины»: «Разве ты не видел тех, которым сказали: “Удержите ваши руки, и простаивайте молитву, и давайте очищение”» .
По мнению мусульманских экзегетов, этот аят ниспослан о некоторых сподвижниках Мухаммада, притеснявшихся язычниками Мекки. Они неоднократно обращались к Пророку, требуя сражения с неверными, и всякий раз он удерживал их «руки» от сражения - «каффу айдейкум анхи», призывая их к приложению усилий во имя Аллаха, т. е. к совершению молитвы и выдаче закята. Вторая же часть аята повествует уже о предписании вести сражение, которое некоторые из сподвижников Мухаммада, переселившиеся вместе с ним в Медину, отвергли. Более определенно о необходимости и важности ведения джихада с самим собой говорится в суре «Гром»: «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят то-
78
го, что с ними» .
О возложении на Мухаммада пророческой миссии и повелении вести джихад на первом этапе в Коране говорится следующее: «А если бы мы желали, то в каждое селение послали бы проповедника. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!» 79. Завершающая часть второго из приведенных аятов о повелении бороться «с ними этим великой борьбой» в транскрипции звучит так: «Ва джахидхум бихи джихадан каби-ран», что логически может быть переведено следующим образом: «И веди с ними великий (большой) джихад с помощью (или посредством) этого». Данная сура является мекканской, а под словами «посредством этого» подразумевается Коран. Таким образом, Мухаммаду, когда еще не было и речи о применении силы в отношении язычников и неверных, тем более о сражениях, повелевается вести джихад против них с помощью божьих слов, вернее, как говорится в Коране, «этими словами», доказывая их истинность и разъясняя их смысл и значение, иначе говоря, повелевается доводить до мекканцев требования Корана.
Что же касается прилагаемого усердия на данном пути (джухд), то это и есть, по сути, сам джихад. В данном случае нам важно подчеркнуть, что термин «джихад» и его производные употребляются уже в мекканский период проповедничества, отличавшегося исключительно мирным пафосом, и под ним подразумевается один из видов борьбы, характерный для этого этапа. «Не сообщить ли мне вам о том, - спрашивал Мухаммад своих асха-бов, - кто такой уверовавший (мумин)?» И далее перечислял: «Уверовав-
77 Сура «Женщины», аят 77.
78 Сура «Гром», аят 11.
79 Сура «Различение», аяты 51-52.
46
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
ший - это тот, кому люди доверили имущества свои и души, мусульманин -тот, кто приветствует людей языком своим и рукой своей, муджахид - это тот, кто, будучи покорным Аллаху, сражается с самим собой, а мухаджир -тот, кто переселился предохраняя себя от опасностей и грехов» 80. Одними из тех, кому следовало вести джихад ан-нафс, были торговцы, которые в сложной структуре арабского общества, прежде всего в городах, занимали особое место. Такое неожиданное для нас признание не казалось современникам безосновательным, потому что, по словам Ибрахима ан-Нахаи, базар - место священной войны с шайтаном, который пытается соблазнить честного купца легкой прибылью с помощью обмана покупателей. Причем каждому было ясно, что устоять в этой борьбе труднее, чем в борьбе с оружием в руках против неверных.
Но уже в мединский период жизни пророка, когда последовали нападения на мусульман со стороны мекканских многобожников, впервые появляются положения, связанные с ведением военных действий. Разъясняя основные принципы джихада, мусульманские правоведы отмечают три этапа, в ходе которых Мухаммад выдвигал различные требования к началу, ведению и окончанию военных действий. Во-первых, воевать следовало с теми, кто воюет с мусульманами; во-вторых, войну позволялось начинать вне запретных месяцев; в-третьих, мусульмане получили исключительное право в ведении военных операций, независимо от запретного периода, в случае, если запрет нарушен противоборствующей стороной.
Ведение джихада возлагается на мусульман в двух формах: в форме индивидуальной обязанности (фард ал-’айн) и в форме коллективной обязанности (фард ал-кифайа). В «Тафсире ал-Алуси» разъясняется 216 аят суры «Корова» и указывается на то, что сражение с неверными - это «обязанность индивидуальная в том случае, если они вступили в нашу страну, и коллективная обязанность, если они находятся на своей территории»81.
Из всего вышесказанного можно констатировать, что еще во время жизни Пророка Мухаммада трактовка понятия «джихад» пережила определенную эволюцию. Первоначально под джихадом понималась деятельность членов мусульманской уммы по распространению ислама мирными средствами. При этом запрещалось использование методов вооруженной борьбы. Считается, что данное понимание определялось малочисленностью общины и необходимостью защитить ранних мусульман от уничтожения, которое могло стать результатом открытой конфронтации с противниками. В суре «Хиджр», относящейся к мекканскому периоду жизни Мухаммада, говорится: «Неверные со временем пожелают быть покорными. Оставь их, пусть они упиваются, наслаждаются, обольщаются надеждой на долгую жизнь. Скоро узнают они... Час верно наступит; потому, ты, прощай им полным прощением... Открыто возвести о том, о чем повелено тебе, и удались от многобожников. Мы защитим тебя от этих насмешников. От этих,
80 Ханбал, Ахмад ибн. 6/21, 22.
81 Тафсире ал-Алуси, 2/106.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
47
Бабаев Ф.М.
которые вместе с Богом ставят еще и других Богов. Скоро и они будут знающими»82. Но уже в мединский период (после хиджры), когда последовали нападения со стороны мекканцев, война была санкционирована: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн хуже, чем убиение!»83. Относящиеся к этому периоду указания Корана призывают мусульман вести вооруженную борьбу с немусульманами при условии, что те сами выступают инициаторами войны. Признается только оборонительный характер военных действий. Агрессия в отношении «неверных» по-прежнему не допускается. Дальнейшая эволюция джихада предусматривает возможность нападения на «врагов ислама», необходимым ограничением является лишь запрет вести военные действия в священные месяцы. Основание для подобной трактовки можно найти в суре Корана «Покаяние»: «И призыв от Аллаха и Его Посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его Посланник... А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» 84. Тем не менее, со временем и это последнее ограничение на ведение войны в священные месяцы было отменено. Джихад стал подразумевать нападение на «неверных» в любое время и повсюду.
Следует подчеркнуть, что при анализе эволюции базовых понятий ислама, в том числе и концепции джихада, необходимо иметь в виду некоторые особенности и принципы исламского законодательства. Как пишет в своей книге «Законы жизни мусульман: Эволюция фикха» доктор Абу Амин Биляль Филипс, аяты ниспосылались Пророку в основном для решения конкретных проблем, с которыми сталкивался он и его сподвижники85. При установлении правил поведения, которыми должны были руководствоваться мусульмане, учитывались состояние уммы, готовность верующих воспринять и правильно понять то или иное правило, а также наличие или отсутствие благоприятных условий для реализации божественных законов на практике. Для этого использовался «принцип постепенности в законодательстве», суть которого состоит в том, что по мере развития самосознания мусульман, укрепления их веры и преданности общине некоторые законы, которые были установлены на раннем этапе существования ислама, отменялись или реформировались в сторону облегчения наложенных ими обязанностей и ограничений. Другие же правила поведения претерпели эволюцию от менее жестких к более жестким. Все определялось потребностями и возможностями мусульманской общины.
82 Сура «Хиджр», аяты 2, 3, 85, 94, 95, 96.
83 Сура «Корова», аяты 190, 191.
84 Сура «Покаяние», аяты 3, 5.
85 Абу Амин Биляль Филипс. Законы жизни мусульман: Эволюция фикха. - УММА. 2002.
48
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
Бабаев Ф.М.
Таким образом, в Коране можно найти множество примеров несоответствия ранних правовых норм более поздним. Законы, содержащиеся в более ранних откровениях, могут аннулироваться рекомендациями более поздних аятов. Абу Амин Биляль Филипс так комментирует данные черты исламского законодательства: «Существование принципа аннулирования в исламском законодательстве является одним из наглядных проявлений Божественного внимания к человеческому благосостоянию. Бог может предписать какой-либо закон, подходящий или удобный для людей на момент введения его в действие, или такой закон, который может служить конкретной узконаправленной цели. Но через некоторое время его «пригодность» может исчезнуть или уже достигнута цель, ради которой он введен... Наличие или отсутствие этих законов зависит от вызывающих их причин. Если благая цель, ради которой был введен в действие закон, не исчерпана, то и закон не утрачивает силы. Но если она изменилась в силу изменения обстоятельств, закон также должен измениться; в противном случае сила закона не пойдет во благо»86. Нередко средневековые мусульманские ученые, в частности Ибн Таймийа, полагали, что ведение того или иного типа джихада зависит от того, насколько это позволяют условия. Согласно ему, мекканские аяты, в которых говорится о мире и прощении, претворялись в жизнь мирными средствами до тех пор, пока мусульмане были еще слабы. Когда же они обрели силы, мединские аяты стали предписывать в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, т. е. «в этом вопросе соблюдался дифференцированный подход с тем, чтобы участие в джихаде было посильным и не угрожало жизни людей» 87. В свете всего вышесказанного становится очевидным, что появление таких отличных друг от друга указаний о джихаде в Священном Писании мусульман вполне закономерно: каждое их них вызывалось конкретными условиями жизни мусульманской общины и пророка Мухаммада.
86 Абу Амин Биляль Филипс. Законы жизни мусульман: Эволюция фикха. - УММА. 2002. - С. 51.
87 Зину, 1992. - С. 117-118.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1
49