Научная статья на тему 'Некоторые закономерности изменения аэродинамическогосопротивления моделей пар тел при сверхзвуковом обтекании'

Некоторые закономерности изменения аэродинамическогосопротивления моделей пар тел при сверхзвуковом обтекании Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
218
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Хлебников В. С.

На основе экспериментальных данных обтекания моделей пар тел (усеченный конус сфера), соединенных стропами, сверхзвуковым потоком газа (М = 6, 8, 11÷13) получены зависимости коэффициента аэродинамического сопротивления моделей Сх от числа Рейнольдса ( 3⋅103 ≤ ReD ≤ 3⋅106) как для отрывного течения между телами, так и для течения с головным скачком уплотнения перед сферой. Число ReD посчитано по параметрам невозмущенноro потока и диаметру сферы. Определены взаимосвязи между коэффициентами аэродинамического сопротивления моделей систем груз тормозное устройство и относительным сопротивлением моделей грузов. Дан анализ влияния формы парашюта и конструктивной проницаемости купола на аэродинамическое сопротивление системы груз парашют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые закономерности изменения аэродинамическогосопротивления моделей пар тел при сверхзвуковом обтекании»

_________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

______ 19 9 9 '

№3—4

УДК 629.7.015.3.087.22

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ПАР ТЕЛ ПРИ СВЕРХЗВУКОВОМ ОБТЕКАНИИ

В. С. Хлебников

На основе экспериментальных данных обтекания моделей пар тел (усеченный конус — сфера), соединенных стропами, сверхзвуковым потоком газа (М = 6,8, 11-^13) получены зависимости коэффициента аэродинамического сопротивления моделей сх от числа Рейнольдса

( 3 ■ 103 < Яед < 3 • 106 ) как для отрывного течения между телами, так и для

• течения с головным скачком уплотнения перед сферой. Число Лед посчитано

по параметрам невозмущенного потока и диаметру сферы.

Определены взаимосвязи между коэффициентами аэродинамического сопротивления моделей систем груз — тормозное устройство и относительным сопротивлением моделей грузов.

Дан анализ влияния формы парашюта и конструктивной проницаемости купола на аэродинамическое сопротивление системы груз — парашют.

В последние годы в печати появилось много работ, посвященных изучению течений около пары тел при сверхзвуковом обтекании. В них представлены результаты исследований обтекания и перестройки течения между телами [1]—[5], закономерностей распределений давления и теплового потока на поверхности тела, расположенного в следе; [6]—[9], аэродинамического сопротивления пары тел [10], [11], пульсаций течения в отрывной зоне [12], [13] и т.д. Однако проблема обтекания пары тел очень сложна и,до настоящего времени недостаточно изучена.

Настоящая работа является продолжением исследований, начатых в работах [14], [15]. Основное внимание сосредоточено на влиянии отдельных факторов на сопротивление пары тел, а также на особенностях и закономерностях изменения сопротивления пары тел в зависимости от ряда параметров при различных режимах обтекания.

Сопротивление пары тел, так же как давление и тепловой поток на поверхности заднего тела, при сверхзвуковом обтекании зависит от параметров, которые связаны с геометрическими характеристиками моделей (Г> - -О()/й?05 / = /0М))> формой тел и с параметрами обтекания (М, Лед). (Здесь й?о, Ц) — соответственно диаметры миделевых сечений переднего и заднего тел, — расстояние между миделевыми сечениями тел. Число Рейнольдса вычислялось по параметрам в набегающем потоке и диаметру миделевого сечения заднего тела.) Кроме того, оно зависит от той схемы течения, которая реализуется между телами.

В работе [15] при исследовании обтекания моделей усеченный конус {с1$ = 11 мм) — сфера (Ц) = 20, 40 мм), соединенных стропами, при больших сверхзвуковых скоростях (М = 6 -и 13) установлено, что независимо от того, какое течение реализуется между телами, коэффициент сопротивления модели сх при малых углах атаки а практически не зависит от величины М и относительного диаметра задней сферы И в широком диапазоне чисел Лед. (Заметим, что угол наклона строп к набегающему потоку 0 не превышал 16°.) На основании этого факта для указанных выше моделей при их симметричном обтекании и больших скоростях набегающего потока можно построить зависимости коэффициента сх моделей от величины числа Лед в соответствии с реализующейся между телами схемой течения. Такие зависимости при .0 = 1,82; 3,64, / = 4,5; 8,2; 11,8, М = 6; 8; 11 + 13

О г .

в диапазоне 2,7 10 < Яед < 3,3 ■ 10 для отрывного течения между телами (кривая 1) и для течения с головным скачком уплотнения перед сферой (кривая 2) представлены на рис. 1. (Подробнее узнать о моделях и условиях проведения экспериментов можно в работе[15].) Анализ приведенных зависимостей подтверждает выводы, сделанные в [15]. Так, перестройка

отрывного течения между телами (/</*) в течение со скачком уплотнения

перед задним телом (/> /*) сопровождается возрастанием давления на поверхности сферы, а следовательно, и возрастанием сопротивления в целом. Здесь I* = /о/^о> где /о — расстояние между миделевыми сечениями переднего и заднего тел, при котором происходит перестройка течения. Если

103 104 ю5 106

Рис. 1. Зависимости коэффициента сопротивления модели усеченный конус — сфера от числа Рейнольдса:

1 — отрывное обтекание тел; 2— течение с головным скачком уплотнения перед

сферой

использовать заднее тело в качестве тормозного устройства, то наибольший эффект достигается при его размещении на расстоянии / > /*.

Из приведенных зависимостей следует, что при больших числах М

-5 с

(6 < М < 13) и умеренных числах Яе (810 < Яед < 5 • 10 , ламинарный режим обтекания) величина коэффициента сх модели усеченный конус — сфера для любого типа течения между телами слабо зависит от величины числа 11е£).

При уменьшении числа Ле (ле^ < 8 -103) для обеих схем течения между грузом и тормозным устройством наблюдается существенное возрастание величины коэффициента сопротивления модели сх. Коэффициент сх

з

модели при Яе^, = (2,7-ь 7,6)-10 будет на 40—45% больше, чем при 4 5

Яед = 2,3• 10 + 3 10 . Возрастание сопротивления модели в этом случае, возможно, связано с взаимодействием, индуцированным затуплением тонкого тела (модель груз — тормозное устройство со стропами можно рассматривать в качестве затупленного конуса), а возможно, и с вихревым взаимодействием [16].

При увеличении числа Ые (лед > 7 ■ 105) также наблюдается возрастание коэффициента сх модели. Сопротивление модели в данном случае

4 5

на 15—20% больше, чем при Лед = 10 + 10 . Это связано, по-видимому, с переходом ламинарного течения в турбулентное в пограничном слое на поверхности сферы.

Для исследования влияния сопротивления груза на аэродинамические характеристики системы груз — парашют при больших сверхзвуковых скоростях потока были изготовлены модели из нержавеющей стали, фотографии некоторых из них представлены на рис. 2. В качестве груза были выбраны цилиндрические и конические тела, форма и размеры которых даны на этом же рисунке. Груз соединялся с куполом парашюта при помощи строп. Расстояние от основания груза до кромки купола парашюта было постоянным и равнялось 0,126 м. Испытывались два типа моделей парашютов. Парашюты первого типа имели сферическую форму куполов, а второго типа — крестообразную. Парашюты имели следующие размеры диаметров миделевых сечений куполов: £)0 =40, 50 и .60 мм. Испытания проводились в аэродинамической трубе с осесимметричной рабочей частью при числе М = 8 + 8,5, температуре торможения потока

= 750ч-1300 К, скоростном напоре ц = (1,6 + 2,2)• 104 н/м2. Число Ле

4 5

изменялось в следующих пределах: 9-10 < Лед < 5,2 • 10 .

В результате первичной обработки данных испытаний моделей систем груз — парашют для фиксированной формы парашюта и различных форм грузов построены графики зависимостей коэффициентов сопротивления моделей сх от их угла атаки а. На этой основе были получены зави-

|<1 о “ ГС

5

20.

4 5 / 6

- Ч -і о

£'1 Ы К 5>

15 15

Ж

20

ю|

J

20

. я 0

Рис. 2. Фотографии некоторых испытанных моделей груз — парашют (О0 = 60 мм), форма и размеры грузов

Рис. 3. Зависимости коэффициента сопротивления системы груз — парашют (£>0 = 60 мм) при отрывном обтекании от относительного сопротивления грузов:

/ — сферическая форма купола; 2 — крестообразная форма купола

симости коэффициента сх модели при симметричном обтекании от относительного сопротивления грузов X. Здесь X = х(/хт?к , где X,• — сила сопротивления, действующая на изолированный груз, а Хпшх — максимальная сила сопротивления из всех Х[ в данных испытаниях (рис. 2, модель 7). На рис. 3 представлены две такие зависимости для парашютов со сферической формой (кривая 1) и крестообразной (кривая 2). (Диаметры ми-делевых сечений обоих парашютов равны £>о = 60 мм.) Из анализа графиков зависимостей сх(Х) следует, что сопротивление системы для заданной формы купола парашюта и фиксированной длины строп при отрывном обтекании не зависит от формы груза, а зависит лишь от его сопротивления. Это очень важный вывод, позволяющий перенести ранее полученные результаты для определенной формы груза и тормозного устройства на системы, у которых форма и размеры парашюта такие же, а форма груза отличается.

Из графиков на рис. 3 видно, что кривые сх(Х) при некотором сопротивлении груза имеют минимальное значение. Например, для крестообразного парашюта (кривая 2) мини-

мальное значение наблюдалось при X = 0,14. При увеличении или уменьшении сопротивления груза сопротивление системы груз — парашют возрастает. В первом случае это происходит из-за увеличения вклада груза в сопротивление системы, а во втором — из-за уменьшения потерь в головном скачке уплотнения.

В результате сравнения коэффициентов сх(Х) моделей систем груз — сферический парашют (кривая 1) и груз — крестообразный парашют (кривая 2) установлено, что при симметричном обтекании во всем исследуемом диапазоне сопротивления грузов X сопротивление моделей с крестообразным куполом парашюта больше, чем со сферическим. При этом площадь миделевого сечения модели со сферическим парашютом больше, чем у крестообразного, на 23%.

Посмотрим, как будет влиять сопротивление переднего тела на сопротивление пары тел, соединенных по оси симметрии цилиндрическим стержнем, при умеренных сверхзвуковых скоростях обтекания. Для этого воспользуемся экспериментальными данными из [14] при М = 1,7 для моделей груз ■— тормозное устройство. В качестве груза использовались сферы, торцы и конусы различных размеров, а в качестве тормозного устройства — круговой торец (Д) =

= 30 мм). (Подробнее о размерах и формах моделей, длинах соединительного стержня и условиях проведения эксперимента можно узнать в работе [14].) Фотография некоторых испытанных моделей приведена на рис. 4, а. В результате анализа экспериментальных данных при симметричном обтекании пар тел для фиксированных значений длин соединительного стержня определены зависимости коэффициента сопротивле-

Рис. 4. Фотографии некоторых испытанных моделей груз — тормозное устройство:

а — М = 1,7,б — М=12,2 + 12,6

ния моделей сх от относительного сопротивления грузов X, рис. 5. Здесь X = Х,'/Хт;п, где Х[ — сила сопротивления, действующая на изолированное переднее тело в невозмущенном потоке, а Хт\п — минимальная сила сопротивления из всех Х1 для данных испытаний (в качестве Хт-1П выбрана сила,; действующая на конус с наименьшим углом полурас-0 2,5 5,0 7,5 х. твора 0). На рис. 5 график 1

Рис. 5. Зависимости коэффициента сопротивления соответствует длине стержня

моделей груз — торец (Д) = 30 мм) от относитель- / = 155 < /*, графики 2, 3 __

ного сопротивления грузов: *

, _ , , , / = 3 > / , темные кружки —

1 — отрывное обтекание пары тел; 2, 3 — обтекание с

отрывом потока со стержня (2 — отсоединенный скачок передним Сферам, Светлые уплотнения от груза, 3 — присоединенный к грузу ска- цилиндрам, светлые ТреуГОЛЬ-чок уплотнения) ники — конусам. Из приведен-

ф ' • ных графиков следует, что при I <1 величина сх пары тел зависит только от сопротивления переднего тела и не зависит от его формы (график /), а

при />/* зависит от формы переднего тела. Так, если скачок уплотнения отсоединен от переднего тела, то зависимости сх (X) соответствует график 2, а если присоединен — график 3. Причем величина сх при одинаковых значениях X в случае присоединенного скачка уплотнения существенно больше. Объясняется это тем, что в косом скачке уплотнения потери полного давления меньше, чем в прямом, и поэтому давление на задний торец со стороны набегающего потока больше. .

Приведенные результаты при больших и умеренных сверхзвуковых скоростях обтекания позволяют сделать вывод о том, что такие зависимости сх(Х) существуют во всем диапазоне сверхзвуковых скоростей. В дальнейшем для определенной модели тормозного устройства и вида соединения с моделью груза необходимо проанализировать влияние на характер зависимости сх{Х) величин — чисел МиЯе для отрывного обтекания системы груз — тормозное устройство и для обтекания с головным скачком уплотнения перед тормозным устройством.

Остановимся еще на влиянии конструктивной проницаемости купола на аэродинамическое сопротивление системы груз — парашют. Для этого в сверхзвуковой осесимметричной аэродинамической трубе при параметрах торможения Ро -(6,4 + 6,9)-106 Н/м2, = 25004-3000 К и М =

= 12,2+12,6 проведены испытания моделей, у которых в качестве груза использовались конусы (й?0 = 7 мм, А = 12,5 мм) и цилиндры со сфериче-

ским затуплением (^о = 7 мм, к = 6 мм), а в качестве тормозного устройства — парашюты сферической формы (Д = 40 и 60 мм). Груз и парашют соединялись друг с другом в зависимости от диаметра купола четырьмя (Д) = 40 мм) и восьмью (Д) = 60 мм) стропами. Длина строп равнялась 0,125 м. Сначала проводились испытания моделей с непроницаемыми куполами. Потом производилась перфорация купола и испытания повторялись. Конструктивная проницаемость купола п определялась как отношение площади всех перфорационных отверстий к площади внутренней поверхности купола. В экспериментах проницаемость купола парашюта имела следующие величины: п- 5,2; 7,2 и 11%. Фотографии некоторых испытанных моделей приведены на рис. 4,6. -

В качестве примера на рис. 6 для отрывного обтекания системы груз — парашют представлены зависимости коэффициента сопротивления моделей сх от их угла атаки а для непроницаемого (кривые 1 и 3) и проницаемого (п = 5,2%, кривые 2 и 4) купола (Д = 40 мм). Зависимости 3 и 4 соответствуют модели конус — парашют, а зависимости 1 и 2 — модели цилиндра со сферическим затуплением — парашют. Из приведенных зависимостей следует, что для непроницаемых куполов величина сх моделей меньше, чем у моделей с проницаемыми куполами во всем исследуемом диапазоне углов атаки модели.

Рассмотрим причины возрастания сопротивления моделей груз — парашют с перфорированным куполом в случае их осесимметричного обтекания. С одной стороны, при отрывном обтекании модели за счет вытекания газа через перфорацию разделяющая линия тока, которая была бы в случае непроницаемого купола, уходит внутрь отрывной зоны, а ее место занимает линия тока с большим значением давления торможения. Из-за этого на внутренней поверхности купола возрастает давление. С другой стороны, за счет конструктивных отверстий в парашюте должно увеличиваться давление в донной области за куполом. От относительной величины этих параметров и зависит возрастание или убывание аэродинамического сопротивления модели в целом. Так, например, в нашем исследовании при проницаемости купола в 11% возрастание сопротивления модели цилиндр

Рис. 6. Зависимости коэффициента сопротивления моделей груз — парашют (Ц> = 40 мм) от их угла атаки:

1,2 — груз — цилиндр со сферическим затуплением; 3,4 — груз — конус (I, 3 — проницаемость п = 0, кривые 2,4 — проницаемость п = 5,2%)

со сферическим затуплением — парашют по сравнению с непроницаемым куполом уже не столь существенное.

После перестройки отрывного течения перед парашютом образуется головной скачок уплотнения, который при непроницаемом куполе вытянут в направлении груза. Если в куполе произведена перфорация, то скачок уплотнения перед парашютом становится более плоским и приближается к нему. Это приводит к увеличению давления на внутренней поверхности купола:4 Дальнейшие рассуждения об аэродинамической’ сопротивлении модели аналогичны проведенным выше при обсуждении отрывного обтекания системы груз — парашют: и ; ,

Из приведенных на рис. 6 зависимостей можно сделать еще один вывод: при отрывном обтекании системы груз — парашют, у которой одинаковые форма купола, соединительное звено и конструктивная проницаемость парашюта (й = Ои 52%), но разные формы груза, аэродинамическое сопротивление больше у модели с конусом, чем у модели с цилиндром. Объясняется это тем, что в присоединенном скачке уплотнения потери ПОЛНОГО давления меньше, чем в отсоединенном. : . ,

В заключение отметим, что проведенное исследование отвечает на многие вопросы, связанные с аэродинамическим сопротивлением системы груз — тормозное устройство. Установлено влияние на его величину размеров, формы и сопротивления груза, способа соединения и длины соединительного звена, размеров, формы и проницаемости купола, а также чисел Ми Re.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 96-01 -00949).

ЛИТЕРАТУРА

1. Charwat A. F., Roos J. N., De wey Jr. С., Hitz J. A. An investigation of separated flows. Pt. 1. The pressure field//!. Aerospace Sci.— 1961, N 6.

2. Dayman B. Ir., D о n a 1 d V. K. Forebody effect on drogne drag in supersonic flow//AIAA Paper.— 1968, N68-8. ■ :

3. Кудрявцев В. H., Черкез А. Я., Шилов В. А. Исследование сверхзвукового обтекания двух разделяющихся тел//Изв. АН СССР, МЖГ.—

1969,№2.

4. X л е б н и к о в В. С. Картина сверхзвукового обтекания пары тел и

перестройка течения между ними//Изв. РАН, МЖГ.— 1994, № 1. :

5. Цыганов П. Г. Влияние сопротивления переднего тела на перестройку течения между двумя телами, одно из которых находится в следе другого при сверхзвуковом обтекании//Труды ЦАГИ.—: 1991: Вып. 2494.

6. Головачев Ю. П., Леонтьева Н. Вычисленное исследование обтекания затупленного тела,, расположенного в области сверхзвукового следаШрепринт № 918.— JL: Физ.-техн. ин-т им. А. Ф. Иоффе АН СССР.—

1984. "

“7/Х h е б ни к о в В. С. Осесимметричное обтеканйе Пары тел сверхзвуковым потоком газа//Ученые записки ЦАГИ.— 1978. Т. IX, № 6.

i8.'Б е л о в И; А., Д е м е нть е в И. М., И с ае в:& А. Моделирование сверхзвукового обтекания тел вращения с передней срывной зоной//Препринт № 1033.—- Л.: Физ.-техн. ин-т им. А. Ф. Иоффе. АН СССР.— 1986.

9. Е р е м е й ц е в И. Г., Пилюгин Н. Н., Хлебников В. С., Юницкий С. А. Исследование аэродинамических характеристик и теплообмена тел в неравномерных сверхзвуковых потоках газа.— М.: Изд-во МГУ,—1988.

10. Б е л о в В. Е., X л е б н и к о в В. С., Ц ы г а н о в П. Г. Сопротивление пары тел при сверхзвуковых скоростях полета//Ученые записки ЦАГИ.—

1985. Т. XVI, №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хлебников В. С. Об аэродинамическом сопротивлении пары тел при транс- и сверхзвуковом обтекании//Изв. АН СССР, МЖГ.— 1990, №3.

12. ЗапрягаевВ. И. Исследование пульсаций в отрывной зоне свободной каверны при сверхзвуковых скоростях потока//ПМТФ.— 1985, № 6.

13. X л е б н и к о в В. С. Экспериментальное исследование сверхзвукового трехмерного отрывного течения между плоским насадком и сферой//Изв. АН СССР, МЖГ,— 1987, № 5.

14. Хлебникове. С. Исследование обтекания пары тел при транс- и сверхзвуковых режимах//Изв. РАН, МЖГ.— 1998, № 2.

15. Хлебников В. С. Исследование аэродинамических характеристик пары тел при больших сверхзвуковых скоростях обтекания//Ученые записки ЦАГИ,— 1998. Т. XXIX, № 3—4.

16. X е й з У. Д., П р о б с т и н Р. Ф. Теория гиперзвуковых течений. — М.: Изд-во иностр. лит.-ры.— 1962.

Рукопись поступила 14/1У1998 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.