Научная статья на тему 'Некоторые вопросы внедрения инноваций в государственное управление в сфере охраны окружающей среды'

Некоторые вопросы внедрения инноваций в государственное управление в сфере охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационная политика / охрана окружающей среды / экологические проблемы / государственное управление / innovation / innovation policy / environmental protection / environmental problems / public administration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надир Зайнудинович Магомедов

Статья посвящена проблемам внедрения инновационных технологий в систему государственного управления охраной окружающей среды. Автором рассмотрены с точки зрения эффективности различные инновационные инструменты управления в сфере охраны окружающей среды, делается вывод о необходимости внедрения новых концепций в рамках формирования инновационной экономики, о необходимости использования новых методов экологической политики на различных уровнях управления в сфере охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of introducing innovations in public administration in the field of environmental protection

The article is devoted to the problems of introduction of innovative technologies in the system of state management of environmental protection. The author examines from the point of view of effectiveness various innovative management tools in the sphere of environmental protection, concludes that it is necessary to introduce new concepts in the framework of the formation of an innovative economy, and the need to use new methods of environmental policy at various levels of environmental management

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы внедрения инноваций в государственное управление в сфере охраны окружающей среды»

УДК 349.6 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10101

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

_ _ ___ w _

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Надир Зайнудинович МАГОМЕДОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.15 — гражданский процесс; арбитражный процесс

Аннотация. Статья посвящена проблемам внедрения инновационных технологий в систему государственного управления охраной окружающей среды. Автором рассмотрены с точки зрения эффективности различные инновационные инструменты управления в сфере охраны окружающей среды, делается вывод о необходимости внедрения новых концепций в рамках формирования инновационной экономики, о необходимости использования новых методов экологической политики на различных уровнях управления в сфере охраны окружающей среды.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, охрана окружающей среды, экологические проблемы, государственное управление.

Annotation. The article is devoted to the problems of introduction of innovative technologies in the system of state management of environmental protection. The author examines from the point of view of effectiveness various innovative management tools in the sphere of environmental protection, concludes that it is necessary to introduce new concepts in the framework of the formation of an innovative economy, and the need to use new methods of environmental policy at various levels of environmental management.

Keywords: innovation, innovation policy, environmental protection, environmental problems, public administration.

Научный руководитель — М.Ш. Кадимова, доцент кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета

Проблема применения инновационных методов управления в системе обеспечения охраны окружающей среды остается актуальной по сегодняшний день. И если в основном причина была связана с про-бельностью законодательства, то здесь нам приходится говорить о нежелании государства внедрять новые технологии даже при наличии последних.

Думается, качественное улучшение жизни людей, что также обеспечивается и охраной окружающей среды, и есть цель инновационной политики. В реальности же дела обстоят несколько иным образом, а именно, внимание властей сфокусировано на решении технологической составляющей производственных процессов, что

приводит к бездумному финансированию и массовому нарушению прав человека.

По мнению Е.М. Мазница и Ю.А. Козяниной, «власть должна продолжать создавать условия для появления инновационных и наукоемких производств... В России существует фундаментальная проблема, затрудняющая диверсификацию экономики и инновационное развитие — это отсутствие системы управления инновационными процессами. Нет четко сформулированного федерального проекта по формированию промышленной и инновационной систем»1.

По мнению О.П. Бурматовой, Россия значительно отстает от мирового уровня в аспекте использования современных экологически эффективных технологий во многом из-за отсутствия экономических стимулов к их разработке и внедрению2.

7G

ЗАКОН И ПРАВО • G8-2G18

К вышесказанному нам хотелось бы добавить, что в действительности развитие международных взаимоотношений происходит достаточно активно. В то же время наблюдается ужесточение условий доступа на международные рынки товаров и услуг в связи с повышенными требованиями к экологическому качеству и безопасности продукции, а также экологическим параметрам производственных технологий. Это свидетельствует о том, что в развитых странах государственная политика тесно переплетается с «зеленой» экономикой.

Что же касается Российской Федерации, то здесь исторически сложилось потребительское отношение к окружающей среде, и это противоречит требованиям устойчивого развития, обеспечивающих рост качества жизни граждан.

Следует отметить, что Россия нуждается в четко отлаженной системе управления с опорой на инновационные процессы.

Так, по мнению К.А. Степанова, формированию эффективной политики управления охраной окружающей среды будет способствовать рейтинговая оценка3. По мнению этого автора, рейтинговый подход позволит решить проблемные моменты в реализации экополитики не только регионов, но и их районов, что даст возможность собрать более детальную информацию, позволяющую трезво оценить существующее положение.

Метод рейтинговой оценки отлично работает вкупе с экологической грамотностью населения. Однако и тут возникает много вопросов.

Население регионов, зная существующее состояние окружающей среды, во многом игнорирует даже простейшие постулаты защиты природы. В этом проявляется их потребительское отношение. Но управленческой структуре нужно обратить внимание на подрастающее поколение, которое должно быть воспитано не только знающим проблемы своего региона, но и заинтересованным найти пути решения проблем.

Еще одним эффективным инструментом управления может стать разработка инновационных проектов и программ. Суть их заключается в усилении роли каждого региона, которых будут стимулировать в поиске новых методов эффективного использования своих природных ресурсов. Главное, чтобы каждый проект проходил тщательный централизованный контроль. Это позволит государственному аппарату управления акцентировать внимание на имеющиеся

более серьезные экологические проблемы, т. е. отпадает проблема установления приоритетов в решении поставленных задач.

На наш взгляд, целесообразно обратить внимание также на такой относительно новый инструмент управления, как экологический менеджмент4. Менеджмент позволит качественно подойти к поставленным целям, так как его задачей является последовательное улучшение экологической политики предприятия.

Главный смысл экологического менеджмента выражается в обеспечении улучшения экологических показателей (например, снижение выхода загрязнения, расхода сырья, энергии, воды в расчете их потребления на единицу продукции, на одного работающего и т.д.).

Стимулирование внедрения на промышленных объектах систем экологического менеджмента представляется одним из актуальных направлений совершенствования управления воздействиями на окружающую среду в процессе производственной деятельности.

Мировая практика свидетельствует о том, что внедрение и функционирование системы экологического менеджмента во многом обеспечивают значительные возможности для сокращения негативного воздействия на окружающую среду, связанное, главным образом, с акцентом на реализацию малозатратных организационных, природоохранных и других мероприятий.

Отметим, что имеется богатый и успешный опыт зарубежных стран, позволяющий нам его успешно реципировать.

Например, в Бразилии утилизация отходов и их повторное использование позволяет сэкономить почти на 2 млрд долл. США и предотвращает выброс в атмосферу 10 млн тонн парниковых газов. В Швеции осуществляется переработка бытовых отходов и получение из них электрической и тепловой энергии в плане энерго-и ресурсосбережения.

Наша страна также способна достичь желаемых результатов, которые пока указаны лишь на бумаге. Отсюда и возникает проблема внедрения инноваций, которые не получают выхода в народ.

Таким образом, имеющиеся проблемы в управлении диктуют необходимость поиска новых подходов для снижения негативного воздействия на окружающую среду. При этом необходимо задуматься о внедрении не только новых концепций в рамках формирования

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

инновационной экономики, но и об использовании новых методов экологической политики на разных уровнях управления, в том числе на уровне предприятий.

1 Мазница Е.М., Козянина Ю.А. Инновационные стратегии и институты региональной экономической политики // Вестник Волгоградского гос. архитектурно-строительный ун-та. 2014. № 24. С. 8—10.

2 Бурматова О.П. Инновации в управлении охраной окружающей среды // Инновационное развитие российской экономики. 2017. С. 38—41.

3 Степанов К.А. Система экологических рейтингов как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов // URL:www.ecoplata.ru

4 Солъяшинова О.А., Гаррапова Л.Р. Создание системы экологического менеджмента как механизма развития региона // Вестник НЦБЖД. 2011. № 4. С. 100.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Внешнеэкономическая

деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.

Раскрываются основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Рассмотрены вопросы организации ВЭД предприятия, в том числе организационно-правовые и экономические аспекты выбора иностранного партнера, качество ВЭД предприятия, валютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами, вопросы страхования.

Особое внимание уделяется основам составления и исполнения внешнеторговых контрактов и их документационному обеспечению, внешнеторговым операциям по передаче результатов интеллектуальной собственности, арендным операциям в ВЭД.

Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.