Научная статья на тему 'Стратегические аспекты экологического регулирования регионального развития'

Стратегические аспекты экологического регулирования регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ / STRATEGIC PLANNING AND MANAGEMENT / INNOVATIVE ECONOMY / MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE ENVIRONMENTAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурматова Ольга Петровна

Рассмотрены основные аспекты разработки региональной стратегии охраны окружающей среды как одного из важнейших инструментов управления экологической сферой региона. Показана логика выстраивания экологической стратегии как долгосрочного ориентира экологической политики. Проанализированы условия рационализации природоохранной деятельности в регионе. Выделены важнейшие направления формирования элементов механизма реализации экологической стратегии, включая систему финансирования, организационные структуры, экономический и правовой механизмы охраны окружающей среды. Показаны их слабые стороны и высказаны рекомендации по совершенствованию методов экологической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF ENVIRONMENTAL REGULATION OF REGIONAL DEVELOPMENT

The main aspects of the development of regional environment strategy as one of the most important tools of management of the environmental sphere of the region are considered. Conditions of rationalization of environmental strategy in the region are analyzed. The author analyzes the conditions of the rationalization of environmental activities in the region. The most important directions of the formation mechanism of the implementation of environmental strategy are highlighted. They envisage the formation of the system of financing, the establishment of the organizational structures, development of economic and legal mechanisms for environmental protection. Their weaknesses are shown and made recommendations on improving environmental policy methods.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты экологического регулирования регионального развития»

УДК 502.17(1/9)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ольга Петровна Бурматова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, тел. (383)337-74-50, e-mail: burmatova@ngs.ru

Рассмотрены основные аспекты разработки региональной стратегии охраны окружающей среды как одного из важнейших инструментов управления экологической сферой региона. Показана логика выстраивания экологической стратегии как долгосрочного ориентира экологической политики. Проанализированы условия рационализации природоохранной деятельности в регионе. Выделены важнейшие направления формирования элементов механизма реализации экологической стратегии, включая систему финансирования, организационные структуры, экономический и правовой механизмы охраны окружающей среды. Показаны их слабые стороны и высказаны рекомендации по совершенствованию методов экологической политики.

Ключевые слова: стратегическое планирование и управление, инновационная экономика, механизм реализации экологической стратегии.

STRATEGIC ASPECTS OF ENVIRONMENTAL REGULATION OF REGIONAL DEVELOPMENT

Olga P. Burmatova

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., Associate Professor, Senior Scientist, tel. (383)337-74-50, e-mail: burmatova@ngs.ru

The main aspects of the development of regional environment strategy as one of the most important tools of management of the environmental sphere of the region are considered. Conditions of rationalization of environmental strategy in the region are analyzed. The author analyzes the conditions of the rationalization of environmental activities in the region. The most important directions of the formation mechanism of the implementation of environmental strategy are highlighted. They envisage the formation of the system of financing, the establishment of the organizational structures, development of economic and legal mechanisms for environmental protection. Their weaknesses are shown and made recommendations on improving environmental policy methods.

Key words: strategic planning and management, innovative economy, mechanism of implementation of the environmental strategy.

Обострение экологических проблем повышает требования регионализации экологической политики, упорядочения и управления природопользованием в долгосрочной перспективе. Экологические последствия любой хозяйственной деятельности возникают и проявляются в первую очередь на конкретной территории, что обусловливает насущность поиска путей их оптимизации с учетом регионального характера антропогенного воздействия на состояние окружающей среды. Природоохранная стратегия должна составлять одну из основ госу-

дарственной экологической политики, которая нацелена на разработку и осуществление мероприятий по сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья людей.

Важнейшими условиями рационализации природоохранной деятельности в регионе являются, во-первых, учет долгосрочных перспектив эколого-экономических взаимодействий, возникающих в процессе развития и размещения производительных сил в регионе, и, во-вторых, концентрация усилий на решении приоритетных задач минимизации возможных негативных воздействий антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды. Обеспечение данных условий возможно путем разработки и реализации региональной природоохранной стратегии, формирование которой предполагает постановку целей, выбор возможных путей их достижения, разработку взаимосвязанной по срокам, финансированию и ответственности системы природоохранных мероприятий в регионе с учетом его конкретных особенностей экономического, социального, природного и экологического характера, а также выбор адекватной системы критериев и показателей, позволяющих оценивать состояние экологической ситуации в регионе и эффективность проведения природоохранных мероприятий с позиций достижения поставленных экологических целей и задач.

Разработка методологических и методических основ формирования региональной стратегии природоохранной деятельности предполагает решение следующих основных задач:

- использование региональных программ как средства увязки экономических, социальных и экологических целей развития региона; анализ места экологической подсистемы в структуре программ социально-экономического развития региона и ее связей с другими сферами региона;

- формулирование важнейших направлений формирования природоохранной стратегии региона и анализ основных факторов ее формирования, включая пространственный, производственный и организационный аспекты выбора варианта природоохранной стратегии;

- поиск способов учета влияния экологических факторов на формирование элементов территориально-производственных систем при прогнозировании экологических последствий хозяйственной и прочей деятельности в исследуемом регионе;

- разработку системы критериев и показателей, которые можно использовать не только для оценки состояния экологической ситуации в регионе, выявления ее «болевых точек», но и для оценки результативности намечаемой природоохранной деятельности;

- анализ возможных последствий влияния кризисных явлений на взаимоотношения экономики и экологии, на основании которого возможно определить необходимость и возможные направления изменений взаимоотношений государства и бизнеса в экологической сфере.

Логика выстраивания экологической стратегии как долгосрочного ориентира экологической политики показана на рисунке. Как видно, разработка эко-

логической (или природоохранной) стратегии предусматривает определение экологической миссии региона и его экологического образа будущего, выбор приоритетных экологических целей и задач, детализацию их в конкретных программах по охране окружающей среды, выработку механизма их реализации, анализ и оценку результатов и последствий реализации программ. При этом экологическая миссия региона и его экологический образ будущего строятся на основе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование экологической ситуации в регионе, установления преимуществ и недостатков в природоохранной сфере региона, выявления возможностей и угроз для обеспечения экологической безопасности развития региональной экономики и среды обитания людей.

Анализ исходного состояния

экологической ситуации, включая:

• внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование экологической ситуации в регионе,

• установление преимуществ и < недостатков в сфере ООС региона,

• выявление возможностей и угроз для обеспечения экологической безопасности развития региональной экономики и среды обитания людей

Выявление проблем, требующих решения

Мониторинг, анализ и оценка результатов и последствий реализации программ, их вклада в эконом. развитие региона, оценка эффективности расходования бюджетных средств

1 1

Реализация программ (механизм реализации, целевые индикаторы)

Рис. Логика выстраивания экологической стратегии как долгосрочного ориентира экологической политики

Формирование стратегии охраны окружающей среды в регионе включает определение экологической миссии региона и его экологического образа будущего, постановку приоритетных целей и задач и выбор возможных путей их решения, детализацию задач в конкретных проектах и программах, выработку механизма их реализации, анализ и оценку результатов и последствий реализации проектов и программ. При этом экологическая миссия региона и его экологический образ будущего строятся на основе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование экологической ситуации в регионе, установления преимуществ и недостатков в природоохранной сфере региона, выявления возможностей и угроз для обеспечения экологической безопасности развития региональной экономики и среды обитания людей. Важным этапом

работ по выстраиванию экологической стратегии является разработка взаимосвязанной по срокам, финансированию и ответственности системы природоохранных мероприятий в регионе с учетом его конкретных особенностей экономического, социального, природного и экологического характера, а также выбор адекватной системы критериев и показателей, позволяющих оценивать состояние экологической ситуации в регионе и эффективность проведения природоохранной деятельности с позиций достижения поставленных экологических целей и задач.

Формирование стратегии природоохранной деятельности в регионе определяется множеством его экономических, социальных и природных особенностей, что обусловливает необходимость выбора приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий. При этом одним из важнейших направлений природоохранной деятельности в любом регионе должно быть обеспечение технологической основы экологической безопасности экономического развития и формирование эффективного правового и экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью и окружающей природной средой.

Практическое приложение предлагаемого подхода при разработке стратегии социально-экономического развития конкретного региона осуществлено на примере Новосибирской области [1, 2]. При этом важное место отведено анализу условий реализации природоохранной стратегии в регионе.

Среди таких условий требуют рассмотрения прежде всего следующие важнейшие направления формирования элементов механизма реализации экологической стратегии:

- экономический инструментарий реализации природоохранной стратегии, включая возмещение вреда, нанесенного окружающей среде; реализацию принципа «загрязнитель платит» и создание эффективной системы экологических платежей; стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса; внедрение механизмов льготного налогообложения и кредитования; ускоренная амортизация основных природоохранных фондов; установление определенного порядка финансирования природоохранных мероприятий; внедрение экономических стимулов для осуществления природоохранной деятельности и др.;

- правовое обеспечение экологической политики и программных мероприятий, преодоление декларативного характера экологического права и пробелов в нем; более полная разработка подзаконных актов; преодоление изолированности экологического права от других блоков законодательства; правовое обеспечение мероприятий программ и др.;

- финансирование природоохранной деятельности в РФ, в том числе меры по совершенствованию финансового механизма экологического управления; урегулирование и совершенствование системы экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду и их целевое использование; увеличение государственных и частных инвестиций в природоохранную деятельность; организация экологических фондов; совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами и др.;

- инновационные аспекты экологической безопасности развития экономики, включая создание инструментария эколого-инновационной деятельности; внедрение экологических инновационных технологий; создание экодеве-лопмента; стимулирование развития рынков экологических услуг, экологически чистой продукции и технологий; внедрение систем экологического менеджмента на промышленных предприятиях; выбор направлений экологизации экономики с учетом инновационных принципов развития и особенности эколого-экономических взаимосвязей в условиях экономического кризиса и т.п.;

- организация управления и координация, что требует усиления природоохранных органов, полномочий региональных властей и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; создание специального органа управления, наделенного необходимыми правами и обязанностями по регулированию и координации мероприятий региональных экологических программ; восстановление государственной экологической экспертизы и экологического контроля; организация эффективного экологического мониторинга и др.

В целом стратегическое планирование является одним из важнейших инструментов управления экологической сферой региона и прогнозирования ее состояния. Процесс стратегического планирования обеспечивает базу для управления регионом как в целом, так и его отдельными сферами, включая, в частности, экологическую. Обострение экологических проблем повышает требования регионализации экологической политики, упорядочения и управления природопользованием в долгосрочной перспективе. В связи с этим становится актуальной необходимость разработки эффективной стратегии природоохранной деятельности в регионе. Экологические последствия любой хозяйственной деятельности возникают и проявляются в первую очередь на конкретной территории, что обусловливает насущность поиска путей их оптимизации с учетом регионального характера антропогенного воздействия на состояние окружающей среды. Природоохранная стратегия должна составлять одну из основ государственной экологической политики, которая нацелена на разработку и осуществление мероприятий по сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья людей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурматова О.П. Природоохранная стратегия социально-экономического развития региона // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 3. - С. 219-245.

2. Бурматова О.П. Инновационные и инвестиционные аспекты управления региональным развитием с позиций экологических требований // Региональное и муниципальное управление: диагностика, планирование и мониторинг социально-экономического развития регионов Сибири / под ред. А.С. Новосёлова, В.Е. Селиверстова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. - С. 263-296.

© О. П. Бурматова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.