Научная статья на тему 'Некоторые вопросы ветеринарно-санитарной защиты России в условиях ВТО и ТС'

Некоторые вопросы ветеринарно-санитарной защиты России в условиях ВТО и ТС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / RUSSIAN LEGISLATION / WTO / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев М. Ш., Шагиева А. Х., Бадертдинова И. И.

В работе рассмотрены основные проблемы гармонизации ветеринарного законодательства в связи с вступлением России в ВТО и Таможенный союз, сформулированы предложения для реформирования правовых основ в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев М. Ш., Шагиева А. Х., Бадертдинова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF VETERINARY-SANITARY PROTECTION OF RUSSIA IN THE WTO AND TS CONDITIONS

The paper discusses the basic problems of harmonization of veterinary legislation in relation to Russia''s accession to the WTO and Customs Union, the proposals for the legal reforms in this framework were formulated.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы ветеринарно-санитарной защиты России в условиях ВТО и ТС»

INFLUENCE PROBIOTIC "MUTSINOL" - EXTRA ON HEMATOMORPHOLOGICAL AND BIOCHEMICAL INDICATORS OF THE ORGANISM OF COW CALVES

Albulov A.I., Krasnokutskiy R.S., Tairova A.R., Sharifyanova V. R., Muradyan G.U.

Summary

Application of a probiotic of "MUTSINOL" - extra, enriched chitozan, to cow calves from 10-day age promoted stimulation of a proteinaceous exchange, increase of level of oxidation-reduction processes and improvement of a functional condition of an organism of cow calves.

УДК 619:351.779.312 (470)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВТО И ТС

Алиев М.Ш. - д.с.-х.н, профессор, зав. кафедрой; Шагиева А.Х. - к.б.н., доцент;

Бадертдинова И.И. - соискатель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана

тел.: (843) 273-97-15

Ключевые слова: Российское законодательство, ВТО, таможенный

союз.

Key words: Russian legislation, the WTO, the customs union.

В октябре 2007 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация сформировали Таможенный союз (ТС).

В июле 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления России в ВТО, так как еще в октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.

Что касается ветеринарии, то разработкой международных стандартов в области ветеринарного контроля занимается Всемирная организация здравоохранения животных, известная также как Международное эпизоотическое бюро (МЭБ).

Благополучие по заразным болезням на уровне хозяйств, регионов, стран должно поддерживаться исполнением соответствующих мер, определенных международными стандартами, Кодексом здравоохранения наземных животных (Terrestrial Animal Health Code), а также Кодексом

здравоохранения водных животных (Aquatic Animal Health Code) и контролироваться посредством осуществления программ эпизоотического надзора.

Чтобы привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО, а также узаконить дополнительные меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в ряд федеральных законов: «О развитии сельского хозяйства», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О карантине растений», «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». В самое ближайшее время планируется принять законопроекты «О ветеринарии», «О семеноводстве», «О генетических растительных ресурсах», «О производстве органической сельскохозяйственной продукции».

Правовая база ветеринарной системы России состоит из нормативно-правовых актов, в первую очередь федеральных законов:

1. Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии».

2. Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

3. Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон «О ветеринарии» был принят в далеком 1993 году. Понимание необходимости реформирования правовых основ в данной области, с учетом перспектив развития системы ветеринарного контроля и всего национального АПК обусловило подготовку нового закона «О ветеринарии». К негативным последствиям вступления в ВТО можно назвать следующие моменты [1]:

1. Требование замены ветеринарных сертификатов, которые выдаются на каждую партию товара, на импортное разрешение; ведь считается, что российские сертификаты - дискриминация иностранных импортеров;

2. Запрет ГМО;

3. Запрет импорта мяса с гормонами роста;

4. Не признает узаконенное ООН право государств пользоваться принципом превентивности - запрещать что-то потенциально опасное;

5. Понижение стандартов безопасности - лишение импорта только после многократных нарушений.

По нашему мнению, в новом законе не уделено достаточного внимания следующим вопросам:

1. Формированию единой, централизованной службы ветеринарного надзора. Применительно к ветеринарному законодательству, это означает, что оно должно, прежде всего, обеспечить одно важное условие -национальная ветеринарная служба должна быть единой.

2. Законодательному закреплению механизмов взаимодействия между всеми звеньями национальной ветеринарной службы как элементами единой системы. Субъекты должны между собой конкурировать, ветеринария - то же самое. Но нельзя этот подход распространять на те службы, которые обеспечивают безопасность.

3. Усилению государственной роли в осуществлении ветеринарного надзора. Пока это невозможно, так как в стране имеется около 90 независимых ветеринарных служб, включая федеральные и субъектовые уровни, а также ветеринарные службы отдельных ведомств.

4. Проведению обязательной ежегодной переаттестации и дополнительной подготовки специалистов в системе частной ветеринарной экспертизы.

В ряде стран в связи с присоединением к ВТО компетенции ветеринарных служб были расширены и сегодня охватывают все основные звенья продовольственного цикла: «от стойла - к столу».

Поскольку в цепочке «от фермы - до бойни», ветеринарные врачи выполняют двойную функцию, обеспечивая, во-первых, эпизоотический надзор за недугами поголовья, а во-вторых, контролируя безопасность мяса и других продуктов животного происхождения для рядового потребителя, требуется создание трехуровневой системы мониторинга, которая включает:

1. Федеральный уровень - целевые программы, сформированные на основе анализа риска, касающиеся, в основном, экспортной и импортной продукции ^МР, НАССР - узаконены международными стандартами).

2. Субъектовый уровень - программы, созданные на основе приоритетов в конкретном субъекте РФ: ветеринарным службам субъектов РФ необходимо осуществлять регулярный надзор за осуществлением производителями внутреннего производственного контроля.

3. Внутренний (само-) контроль производителей, вовлеченных в пищевую цепочку - программы самоконтроля также официально узаконены международными стандартами.

Для эффективности мониторинга необходимы следующие условия:

Прозрачность, оперативное регулирование при выявлении нарушений; разработка недостающих нормативных документов, регулирующих проведение мониторинга и принятия соответствующих

административных мер при выявлении нарушений;

Унификация методов, используемых при проведении мониторинговых исследований;

Ответственность за проведение программ обеспечения благополучия в животноводческих хозяйствах по инфекционным болезням и безопасности продукции в соответствии с международным законодательством возложена на владельца.

Правительством РФ предлагается принять меры по укреплению функций и полномочий Минсельхоза России и Россельхознадзора:

- повысить эффективность государственной системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольствия на всех этапах их обращения - от производства до потребителя;

- сформировать ведомственную сеть научно-исследовательских учреждений, институтов, лабораторий, центров, в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений;

- наделить Министерство и Россельхознадзор дополнительными полномочиями и увеличить штатную численность.

Кроме того, запуск государственной информационной системы в сфере ветеринарии, которая позволит оформлять ветеринарные сопроводительные документы в электронном виде, запланирован на нынешний, 2014 год. На переходный период предусматривается работа ресурса в режиме опытной эксплуатации с возможностью оформления документов, как в электронном, так и бумажном виде (по выбору заявителя).

Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС [2]. Договором устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

Таким образом, вступление России в ВТО, также существование Таможенного Союза, потребует гармонизации многих сфер российского законодательства с нормами международного права.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Доклад «Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации» / ВТО-информ, аналитический центр. М., 2012. 2. Федеральный закон от 21 июля 2012 года №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»// Российская газета.-№166.-23 июля 2012 г.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ВТО И ТС

Алиев М.Ш., Шагиева А.Х., Бадертдинова И.И.

Резюме

В работе рассмотрены основные проблемы гармонизации ветеринарного законодательства в связи с вступлением России в ВТО и Таможенный союз, сформулированы предложения для реформирования правовых основ в данной области.

SOME PROBLEMS OF VETERINARY-SANITARY PROTECTION OF RUSSIA IN THE

WTO AND TS CONDITIONS

Aliyev M., Shagiyeva A.H., Badertdinova I.I. Summary

The paper discusses the basic problems of harmonization of veterinary legislation in relation to Russia's accession to the WTO and Customs Union, the proposals for the legal reforms in this framework were formulated.

УДК 616-085.636.92

ВЛИЯНИЕ ФЕРРАМИНОВИТА НА ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НОВОРОЖДЕННЫХ

ТЕЛЯТ

Алимов А.М. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой; Злобин А.В. - аспирант;

Алимов М.А. - к.б.н.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

e.mail: [email protected]

Ключевые слова: анемия, кровь состав, профилактика, новорожденные телята, ферраминовит.

Key words: anemia, blood composition, preventive measures, newborn calves, ferraminovit.

Нарушение гемопоэза у животных имеет многофакторный характер, обусловленный дефицитом не только железа, но и рядом других микроэлементов гемостимулирующего действия (цинк, кобальт, медь). Они оказывают стимулирующее и биокаталитическое воздействие на процессы кроветворения [1, 2].

Дефицит железа в организме животных приводит к снижению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.