ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА, 2024. Том 25. №4. С. 165-174 FISHERIES ISSUES, 2024. Vol. 25. №4. P. 165-174
КРАТКИЕ СООБщЕНИЯ
УДК 639.2 DOI: 10.36038/0234-2774-2024-25-4-165-174
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОГО РЫБОЛОВСТВА В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР
© 2024 г. Е.П. Курилова (spin: 1438-5625)
Хабаровский филиал ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО», Россия, Хабаровск, 680038 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 4.09.2024 г.
Представлены отдельные рассуждения о осуществлении рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (традиционное рыболовство) в бассейне р. Амур. Рассмотрен порядок установления объёмов добычи (вылова) пресноводных рыб и тихоокеанских лососей для традиционного рыболовства в бассейне р. Амур. Обсуждены некоторые проблемы, связанные с осуществлением данного вида рыболовства. Высказано мнение о необходимости разработки дополнительного регулирования данного вида рыболовства. Сделано предложение разработать порядок предоставления упрощенного доступа для осуществления рыболовства лицам, не относящимся к КМНС, но традиционно проживающим по берегам Амура.
Ключевые слова: бассейн р. Амур, рыболовство, коренные малочисленные народы.
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации определяет многонациональность нашей страны, в которой проживают не только множество народов, но и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНС), отличительной особенностью которых является поддержание исконного быта и культуры. К одним из таких видов деятельности относят и рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (традиционное рыболовство). В литературе представлены полярные мнения относительно положения дел с традиционным образом жизни и осуществлением традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Так, по мнению Н.А. Хридиной (2021), в настоя-
щее время социально-экономическое положение КМНС остаётся достаточно уязвимым, а возможность заниматься традиционными видами деятельности, такими как рыбалка или охота весьма ограничена. С другой стороны, некоторые учёные ставят под сомнение, что некоторые виды деятельности, например, рыболовство, можно отнести к традиционному образу жизни и ведению традиционной хозяйственной деятельности некоторых народов, а многие представители КМНС являются на современном этапе развития цивилизации носителями исконного быта и культуры (Золотухин, 2014).
На площадках различных органов власти регулярно обсуждаются вопросы осуществления традиционного рыболовства как в контексте его высокой социальной значимости и необходимости усиления защищенности данной категории граждан, так и в необходимости дополнительного регулирования.
Зачастую количество заявок на предоставление водных биоресурсов в пользование и указанные в них объёмы для добычи (вылова) несоизмеримы с представлениями о традиционном образе жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности. В парадигме приоритетности традиционного рыболовства и возможной подмены понятий различных видов рыболовства особое значение приобретают вопросы законности осуществления этого вида деятельности. Учитывая количество сообщений в средствах массовой информации Хабаровского края на тему «рыболовство и КМНС», следует признать данную проблематику весьма актуальной. Цель работы обсудить аспекты осуществления традиционного рыболовства на р. Амур и сформулировать предложения по его дополнительному регулированию.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Материалом для исследования явились нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, доступная литература, статистические данные, отчёты о результатах деятельности, данные официальных сайтов. Информация о численности населения Хабаровского края и доле КМНС получена с официального сайта Правительства Хабаровского края. Данные о количестве общин КМНС, сформированных и распределённых в пользование рыболовных участков, о количестве поступающих заявок для предоставления в пользование пресноводных рыб и объёмах, заявляемых для добычи (вылова) пресноводных рыб представлены Комитетом рыбного хозяйства Правительства Хабаровского края. Сведения о количестве поступающих заявок для предоставления тихоокеанских лососей в пользование, объёмах, заявляемых для добычи (вылова) тихоокеанских лососей, а также о вылове и освоение выделенных объёмов добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления тради-
ционного рыболовства в р. Амур представлены Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. В работе использованы общенаучные методы (анализ, обобщение, сравнение и аналогия).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» выделяют следующие виды рыболовства: промышленное рыболовство; прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства); любительское рыболовство; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Федеральный закон..., 2004).
Особый статус имеют любительское и традиционное рыболовство как социально ориентированные. При этом традиционное рыболовство, бесспорно, имеет приоритетное значение среди всех видов рыболовства, поскольку целью его является защита интересов КМНС, сохранение культуры, поддержание традиционного образа жизни. Согласно ст. 25 вышеупомянутого Федерального закона, рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления. Поскольку законодательно определено, что основной целью данного вида рыболовства является обепечение именно традиционного образа жизни, постараемся раскрыть понятие «традиционный образ жизни». Достигается ли в конечном итоге заявленная цель? Или в
современном обществе это априори невозможно.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного поселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Традиционный образ жизни - это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконной средой обитания малочисленных народов считается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (Федеральный закон., 1999).
Отметим, что действие вышеупомянутого Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.
По данным переписи населения 2010 года, в Хабаровском крае проживает 22,861 тыс.
человек, относящихся к коренным малочисленным народам, что составляет 1,7% от общего населения края. По количеству коренных малочисленных народов край занимает третье место после Тюменской области (с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами) и Республики Саха (Якутия) (Официальный сайт Хабаровского края., 2024).
В соответствии с действующим законодательством вся территория Хабаровского края отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Это все 17 муниципальных районов края, включающие в себя, в том числе сельские и городские поселения, а также городские округа - «Городской округ Хабаровск» и «Городской округ Комсомольск-на-Амуре» (Распоряжение Правительства РФ., 2009).
Определение всей территории Хабаровского края местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, ведущих традиционный образ жизни, неоднозначное решение. Очень непросто представить каким образом фактически осуществляется ведение традиционного образа жизни в городских реалиях, в частности, в городе Хабаровске, население которого по данным переписи 2023 г., составляет 615 тыс. чел. Полагаем, что данная законодательная норма провоцирует основу для искусственного увеличения числа пользователей данного вида рыболовства, так как по формальному признаку любое лицо, относящее себя к представителям малочисленных народов, обладает правом преимущественного пользования ресурсом, при этом, фактически не осуществляя традиционную хозяйственную деятельность. Данная практика идет вразрез с положениями законодательных актов, определяющих целями традиционного рыболовства обеспечение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности.
Таким образом, при квотировании (ОДУ/ РВ/ПВ) водных биологических ресурсов, граждане или общины, фактически ведущие традиционную хозяйственную деятельность в населённых пунктах, расположенных на берегах Амура, получают меньшие объёмы в сравнении с тем, какие могли бы.
По данным Комитета рыбного хозяйства Правительства Хабаровского края, для традиционного рыболовства в регионе выделено 148 рыболовных участков, что составляет 22,3% от общего количества участков для всех видов рыболовства, 146 участков находятся в пользовании общин.
Рассмотрим статистику обращений физических лиц, относящих себя к КМНС и общин, в части наделения объёмами добычи (вылова) пресноводных видов рыб в бассейне р. Амур. Так, в 2022 г. от поступило 12666 заявок на общий объём более 28,6 тыс. т. В 2023 г. поступило 11096 заявок на общий объём более 29,8 тыс. т. В среднем каждый представитель КМНС пожелал выловить только пресноводных рыб в р. Амур в 2022 и 2023 гг. в объёме 1877 и 2147 кг, соответственно, а каждая община КМНС по 77,9 и 97,7 т, соответственно. Суммарные заявляемые объёмы для осуществления традиционного рыболовства превысили общие установленные квоты (ОДУ/РВ) пресноводных рыб Амура в 6,9 раза в 2022 г. и в 5,7 раза в 2023 г. (табл. 1).
Административным регламентом по наделению объёмами добычи (вылова) в таком случае предусмотрено расчётное наделение объёмами добычи (Приказ..., 2018). Согласно приказам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 20222023 гг., более 50% от ОДУ пресноводных видов рыб было определено для осуществления традиционного рыболовства (Приказ..., 2021; 2022). Однако по данным официальной статики предоставленные КМНС объёмы добычи (вылова), в 2022 г., освоены на 15,69% общинами КМНС и на 1,03% физическими лицами, а в 2023 г. освоение
составило 34,6% и 0,51%, соответственно (табл. 1).
Схожая ситуация наблюдается и в отношении тихоокеанских лососей. Так, в 2022 г. от общин и физических лиц из числа КМНС поступило более 14,8 тыс. заявок на общий объём более 29,2 тыс. т. В 2023 г. поступило 10,9 тыс. заявок на общий объём более 13,5 тыс. т. Лимиты для коренных малочисленных народов Хабаровского в части тихоокеанских лососей установлены в объёмах от 100 до 250 кг в зависимости от муниципального района (Постановление., 2020). Выделенные объёмы по заявкам представителей КМНС, в соответствии с установленными лимитами, составляют значимую долю прогнозируемого вылова (ПВ) тихоокеанских лососей, которая для бассейна Амура только по кете осенней, согласно данным анализа протоколов Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Хабаровском крае (https://atu.fish.gov.ru/), составляет более 26,3% в 2022 г. и 27,6% в 2023 г. Как и в случае с пресноводными рыбами, по данным официальной статистики констатируем низкое освоение выделенных объёмов добычи (вылова) тихоокеанских лососей. Полагаем, что причиной этого является низкая дисциплина по предоставлению отчётности о добыче со стороны физических лиц. Так освоение выделенных объёмов добычи (вылова) тихоокеанских лососей физическими лицами из числа КМНС составило 17,3% в 2022 г. и 17,35% в 2023 г. Освоение этого ресурса общинами КМНС составило 84,8% и 87,4%, соответственно в 2022 и 2023 гг. (табл. 2).
Полагаем, что данные официальной статистики по освоению квот водных биоресурсов физическими лицами из числа КМНС не отражают реального положения дел, скорее всего выделенные объёмы осваиваются практически полностью. Вряд ли расположенные в одних и тех же районах общины и физические лица осваивают квоты с разницей в пять и более раз. Более высокое освоение выделяемых объёмов добычи (вылова) общинами
Таблица 1. Данные о заявленных, выделенных и освоенных объёмах пресноводных рыб для осуществления традиционного рыболовства физическими лицами из числа КМНС и их общинам в бассейне р. Амур в 2022-2023 гг.
Годы Общины КМНС Физические лица КМНС
Кол-во заявок, шт. Заявленный объём, т. Выделенный объём, т. Освоение, % Кол-во заявок, шт. Заявленный объём, т. Выделенный объём, т. Освое-ние,%
2022 64 4983,96 849,65 15,69 12602 23653,70 1488,70 1,03
2023 57 5570,07 558,46 34,6 11039 23703,47 1286,50 0,51
Таблица 2. Данные о заявленных, выделенных и освоенных объёмах тихоокеанских лососей для осуществления традиционного рыболовства физическими лицами из числа КМНС и их общинам в бассейне р. Амур в 2022-2023 гг.
Годы Общины КМНС Физические лица КМНС
Кол-во заявок, шт. Заявленный объём, т. Выделенный объём, т. Освоение, % Кол-во заявок, шт. Заявленный объём, т. Выделенный объём, т. Освое-ние,%
2022 51 1107,9 96,1 84,8 14797 28140,9 1741,6 17,30
2023 44 883,7 113,8 87,4 10924 12678,7 1800,0 17,35
КМНС, по-видимому, связано с осуществлением ими рыболовства на рыболовных участках, в соответствии с оформленными разрешениями. В таком случае на общины наложены обязательства, согласно Правилам рыболова, осуществлять отчётность по добыче (вылову). В отношении физических лиц таких обязательств нет, граждане ведут рыболовство не по разрешениям, а по решению уполномоченного органа власти, а соответственно, у граждан отсутствует риск административной ответственности (Приказ..., 2022). Фактически физические лица из числа КМНС не предоставляют отчётность о вылове.
Косвенно факт полного освоения объёмов подтверждается многочисленными обращениями физических лиц из числа КМНС о необходимости кратного увеличения объёмов добычи (вылова) для целей традицион-
ного рыболовства, в том числе и количеством заявок на предоставление водных биоресурсов в пользование (объёмом заявляемых квот) (табл. 1, 2). По данным государственного мониторинга водных биоресурсов динамика улова на усилие с продвижением вверх по течению р. Амур в зонах запретных для осуществления промышленного рыболовства показывает весьма значительную долю изъятия, что также может свидетельствовать о вылове, в том числе и в режиме традиционного рыболовства (не будем исключать ННН-вылов), и последующем непредоставлении отчётности о его ведении (Коцюк и др., 2022).
Разъяснительная работа по данному вопросу регулярно осуществляется на разных уровнях взаимодействия представителей органов исполнительной власти, науки и лиц, относящихся к числу КМНС. Неоднократные обращения к представителям КМНС
со стороны Правительства Хабаровского края и ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» на протяжении последних лет о важности предоставления достоверной отчётности по вылову не имеют положительного эффекта. В целом же статистика о вылове, в том числе по освоению в режиме традиционного рыболовства, является важной составляющей оценки промысловой нагрузки, а также неотъемлемой частью процесса прогнозирования запаса и определения доли возможного изъятия ресурса. Отметим, что многочисленные инициативы по закреплению ответственности за непредоставление отчётности о вылове физическими лицами из числа КМНМ от различных структур пока не находят поддержки в органах власти, в первую очередь в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
С 2021 г. Хабаровский филиал ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» (ХабаровскНИРО) проводит регулярную работу с представителями региональных ассоциаций КМНС в рамках заседаний Рабочей группы по взаимодействию, обмену информацией и координации деятельности в сфере поддержания осуществления традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. На встречах стороны обсуждают наиболее актуальные проблемы, пути их решения, в том числе возможность внесения изменений в действующие нормативные акты. Итогом работы за 2021-2023 гг. сформированы и внесены изменения в пункты 95 «б», «в», «д», 97 «г» Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна направленные на урегулирование традиционного рыболовства (Приказ., 2023).
Несмотря на все перипетии традиционного рыболовства остаётся недосказанность в отношении иных граждан, не относящихся к числу КМНС, но проживающих несколько поколений в одних с представителями КМНС населённых пунктах на берегах Амура.
На сегодняшний день такие граждане не наделены приоритетным правом на осуществление рыболовства в упрощённом режиме. В 2024 г. региональное отделение политической партии ЛДПР вышло с законодательной инициативой прировнять эти две категории граждан Российской Федерации в части возможности осуществления рыболовства на особых условиях. Считаем данное предложение вполне обоснованным и направленным на достижение принципа равенства населения.
Вероятно, в парадигме развития современного общества целесообразно говорить о трансформации традиционного рыболовства в «потребительское», основой которого должно стать удовлетворение личных нужд граждан Российской Федерации из категории жителей населённых пунктов, расположенных непосредственно на берегах Амура. Такой вид рыболовства должен стать более социально ориентированным и затрагивать интересы непосредственно той группы населения, которая в силу проживания в удалённых районах, имея прямой доступ к ресурсу, наиболее нуждается в мерах поддержки.
Из конкретных предложений по корректировке нормативно-правовых актов предлагается рассмотреть следующее:
Дополнение лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд проживающих в Хабаровском крае коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждённых Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.04.2020 № 80-пр перечнем пресноводных видов рыб в целях ограничения заявляемых объёмов добычи (вылова) пресноводных рыб от физических лиц, относящихся к КМНС.
Разработка пунктов в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйст-венного бассейна, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 в части установления обязательств со стороны физических лиц из числа КМНС предостав-
лять отчётность о добыче (вылова) водных биоресурсов (административная ответственность за невыполнение).
Внесение изменений в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части установления дополнительного вида рыболовства (возможно замены традиционного или любительского рыболовства, или и того и другого) на потребительское рыболовство с целью установления упрощённого доступа к водным биоресурсам для удовлетворения личных нужд лиц, не относящихся к КМНС, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.
В целом рассмотренные нами в текущей статье отдельные аспекты традиционного рыболовства показывают необходимость инициирования изменений в нормативно-правовые акты, направленные на упорядочивание данного вида деятельности, а также организации возможности иным гражданам Российской Федерации, не относящимся к КМНС, осуществлять рыболовство в местах традиционного проживания в упрощенном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательно поддержание исконного быта и культуры является отличительной чертой коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Для них предусматривается ведение традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, включая рыболовство. Проведённый анализ показал, что согласно действующему законодательству, существует возможность злоупотребления гражданами, не относящимися к КМНС, правом получения объёмов для осуществления традиционного рыболовства. Кроме того, зачастую образ жизни представителей КМНС, в частности прожи-
вающих в городах, сегодня не соответствует, условиям традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности, тем не менее, данные граждане используют право приоритетного пользования ресурсом. Обозначенные факты приводят к искусственному завышению объёмов, выделяемых для реализации гражданами традиционного рыболовства, а в силу ограниченности установленных объёмов к вылову (ОДУ/РВ/ПВ), происходит ущемление прав целевого для данного вида рыболовства населения, в первую очередь общин КМНС, фактически сохраняющих традиционный образ жизни в удалённых населённых пунктах, расположенных на берегах Амура. В данной части возможным частичным решением станет единого реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, который в настоящее время формирует Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации. Дополнительно в целях исключения коммерческой составляющей при ведении традиционного рыболовства и соблюдения принципа «нужд личного потребления» рекомендуется установление лимитов на добычу (вылов) пресноводных рыб для нужд КМНС на уровне субъекта Российской Федерации. С точки зрения упорядочения традиционного рыболовства требуется введение дополнительных пунктов в Правила рыболовства, обязывающих физических лиц из числа КНМС предоставлять отчётность о вылове.
Также считаем необходимым разработку дополнений в Федеральный закон о рыболовстве в отношении получения упрощённого доступа к рыболовству для граждан, не относящися к лицам из числа КМНС, но исконно проживающих на берегах Амура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Золотухин С.Ф. К пониманию истории и современных проблем традиционного рыболовства малочисленных народов Севера в Хаба-
ровском крае // Изв. ТИНРО. 2014. Т. 179. С. 220-224.
Коцюк Д.В., Островский В.И., Подорож-нюк Е.В., Козлова Т.В. Итоги лососевой путины в Хабаровском крае в 2021 г. // Бюл. № 16 изучения тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке. ТИНРО. 2022. С. 30-36.
Официальный сайт Хабаровского края. Паспорт рыбной отрасли Хабаровского края. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://mpr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Korennye-malochislennye-narody-Severa/514 (Дата обращения 20.08.2024).
Постановление Правительства Хабаровского края от 20.04.2020 № 80-пр «Об установлении лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд проживающих в Хабаровском крае коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/465369033 (Дата обращения 25.08.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 06.05.2022 № 285 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохо-зяйственного бассейна». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://base.garant.ru/404781783/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения 25.08.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 07.05.2018 № 196 «Об утверждении Административного регламента органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспече-
ния ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71857708/ (Дата обращения 25.08.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10.03.2023 № 154 «О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2022 № 285». (Электронный ресурс). Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/document/1301105871 (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Росрыболовства от 05.12.2022 №705 (ред. от 11.08.2023) «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2023 год». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/405892989/ (Дата обращения 25.08.2024).
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 03.12.2021 № 751 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2022 год». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/403079027/ (Дата обращения 25.08.2024).
Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р (ред. от 06.05.2024) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятель-
ности коренных малочисленных народов Российской Федерации») (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_87690/f62ee45faefd8 e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (Дата обращения 25.08.2024).
Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_50799/ (Дата обращения 20.08.2024).
Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (Дата обращения 20.08.2024).
Хридина Н.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов в социологическом измерении // Власть и управление на Дальнем Востоке России. 2021. № 1(94). С. 170176.
SHORT NEWS
ISSUES OF FISHERIES AS MEANS OF SECURING THE NECESSITIES OF LIFE OF NATIVE SMALL ETHNIC COMMUNITIES IN THE AMUR RIVER BASIN
© 2024 y. E.P. Kurilova
Khabarovsk branch of the State Science Center of the «VNIRO», Russia, Khabarovsk, 680038
This report presents individual considerations on the issues of implementing fishing in order to ensure the traditional way of life and implementation of traditional economic activities of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation (traditional fishing of the indigenous peoples of the North) in the Amur basin. The procedure for establishing the volumes of production (catch) of freshwater fish and Pacific salmon for traditional fishing in the Amur River basin is considered. Some problems associated with the implementation of this type of fishing are discussed. An opinion is expressed on the need for additional regulation of this type of fishing, in particular, establishing liability for failure to submit reports on the catch. A proposal is made to develop a procedure for providing simplified access for fishing to persons who are not related to the indigenous peoples of the North, but traditionally living along the banks of the Amur.
Key words: the Amur river basin, fisheries, native small ethnic communities.