ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА, 2024. Том 25. №4. С. 125-136 FISHERIES ISSUES, 2024. Vol. 25. №4. P. 125-136
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВСТВА УДК 639.2/.3 DOI: 10.36038/0234-2774-2024-25-4-125-136
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА ТИХООКЕАНСКИХ ЛОСОСЕЙ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР В 2018-2024 гг.
© 2024 г. Д.В. Коцюк1 (spin: 7469-1108), О.А. Мазникова2 (spin: 2366-8070)
1 - Хабаровский филиал ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО», Россия, Хабаровск, 680038 2 - ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО», Россия, Москва, 105187 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 2.09.2024 г.
Представлен обзор научно обоснованных мер регулирования рыболовства тихоокеанских лососей в период снижения их численности в бассейне р. Амур в 2018-2024 гг., реализованные в виде изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохо-зяйственного бассейна, ежегодных региональных Стратегией промысла тихоокеанских лососей и гольцов (виды рода Salvelinus) и приказов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, устанавливающих отдельные ограничения на календарный год. Все разрабатываемые меры были направлены на запрет использования отдельных орудий добычи, уменьшение их габаритов и увеличение интервалов между местами их постановки, также актуализированы запретные участки в устьях нерестовых рек. В результате чего была уменьшена промысловая нагрузка, увеличено количество производителей на нерестилищах и отмечено расширение нерестовой части ареала тихоокеанских лососей в отдельные годы. Положительный эффект введённых мер находит отражение в открытии промышленного рыболовства в Амурском лимане в 2024 г.
Ключевые слова: тихоокеанские лососи, р. Амур, промысел, меры регулирования, правила рыболовства, стратегия промысла.
ВВЕДЕНИЕ Амур - важнейшая в рыбохозяйствен-ном значении река Дальнего Востока России. Вылов водных биоресурсов только в российской части бассейна Амура в последнее десятилетие варьирует от 15,9 до 69,6 тыс. т, большую часть которых (81,6%) составляют тихоокеанские лососи (Колпаков и др., 2020). Учитывая высокую долю социально значимых видов рыболовства: рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство, КМНС) и любительского рыболовства, рыбохозяйственный комплекс бассейна р. Амур имеет важное социально-экономическое значение (Коцюк, 2024).
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается многоступенчатое регулирование рыболовства тихоокеанских лососей, которое отражено в основном нормативном документе -Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» (далее - Федеральный закон) (Федеральный закон..., 2004).
Ст. 2 Федерального закона устанавливает приоритет сохранения запасов водных биоресурсов (далее - ВБР), что обуславливает выработку мер, направленных на поддержание и восстановление их численности. В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона, Правила рыболовства являются основным нормативно-правовым актом, регулирующим рыболовство и обеспечивающим сохранение запасов ВБР. Рыболовство тихоокеанских лососей
в бассейне р. Амур регулируется Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства) (Приказ..., 2022а). Отдельно, согласно ст. 26 Федерального закона в целях обеспечения сохранения ВБР и их рационального использования предусматривается установление ограничений рыболовства федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, т.е. отдельными приказами Министерства сельского хозяйства. В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона, добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется в соответствии с решениями Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (Приказ., 2023а).
Согласно регламенту, ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» и его Хабаровский филиал (далее - ВНИРО, ХабаровскНИРО) рассматривает и рекомендует принятие тех или иных мер регулирования промысла в Правила рыболовства (Приказ., 2016, 2020а). Обоснование на установление отдельных ограничений по ст. 26 Федерального закона разрабатывается на основе данных государственного мониторинга водных биоресурсов.
Базовые принципы организации рыболовства ежегодно представлены в региональных Стратегиях промысла тихоокеанских лососей (далее - Стратегия), разрабатываемых специалистами ВНИРО. Стратегия является вторым этапом совершенствования мер регулирования добычи (вылова) тихоокеанских лососей. В обсуждении Стратегий принимают участие представители различных организаций, в первую очередь представители органов законодательной и исполнительной власти, коренных малочисленных народов и рыбодобывающих организаций субъектов. После рассмотрения на заседании Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета они доводятся до Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее - Комиссия).
Учитывая высокую рыбохозяйственную и социально-экономическую значимость рыбо-
ловства тихоокеанских лососей на р. Амур бесспорна актуальность разработки адекватных мер регулирования промысла. В связи с этим цель данной работы: обобщение основных научно обоснованных мер регулирования рыболовства в период снижения численности тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур в 2017-2024 гг. и оценка их эффективности.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Материалами для исследования послужили данные государственного мониторинга состояния ВБР, положенные в основу изменений Правил рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в части регулирования добычи (вылова) тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур с 2017 по 2024 гг.; устанавливаемые приказами Минсельхоза России ограничения рыболовства тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур в 20202024 гг.; положения Стратегии промысла тихоокеанских лососей и гольцов (виды рода БаЬеНпив) в Хабаровском крае в 2018-2024 гг., а также литературные источники.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
Совершенствование регулирования промысла тихоокеанских лососей через внесение изменений в Правила рыболовства
Начавшееся в 2015-2016 гг. снижение численности стад тихоокеанских лососей, заходящих на нерест в бассейн р. Амур послужило причиной разработки комплекса мер, направленных на регулирование, их промысла (Коцюк и др., 2021). В этот период времени действовали Правила рыболовства, утверждённые приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 № 385 (Приказ., 2013). Первые ограничения рыболовства в отношении промысла тихоокеанских лососей в р. Амур и Амурском лимане были научно обоснованы и введены в 2018 г. в раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в территориальном море, на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации», подраздел «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов» были внесены новые пункты:
18.23- запрет применения ставных сетей в Амурском лимане и зал. Сахалинский;
18.24- запрет на установку в Амурском лимане более одного ставного невода типа «заездок» с одной стороны каждого канала в пределах рыболовного участка (далее - РЛУ) (Приказ., 2018).
Эти запреты направлены на использование ставных сетей и сокращение количества ставных неводов типа «заездок» при осуществлении промышленного рыболовства в морских акваториях на путях миграции тихоокеанских лососей амурского происхождения.
В раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов в целях промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации», подраздел «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов» была принята новая редакция п. 43.2, которая ужесточала существующие промыслы тихоокеанских лососей:
- полный запрет на применение ставных сетей, плавных донных и плавных сетей с подвесками в р. Амур;
- впервые установлены ограничения габаритов плавных сетей — запрет использования сетей длиной более 150 м, и высотой стенки более 6 и 9 м в зависимости от района рыболовства;
- впервые установлены ограничения габаритов ставных неводов типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1500 м и с более чем одной «глаголью» (ловушкой), ниже по течению р. Амур от г. Николаевск-на-Амуре и более 500 м на участке р. Амур выше г. Николаевск-на-Амуре;
- увеличены, а в некоторых случаях впервые установлены, интервалы между различными орудиями добычи, в том числе между ставными и закидными неводами, расстояние между ставными неводами типа «заездок» и
плавными сетями увеличены до одного, а в некоторых случаях до двух км; введено применение не более одной сети на один км в пределах рыболовного участка;
- ограничение по одновременному использованию на рыболовном участке только одного типа орудий добычи (вылова) (Приказ..., 2018).
В раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского и спортивного рыболовства», подраздел «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов» были впервые внесены изменения в следующие пункты:
71 - вылов тихоокеанских лососей в р. Амур только плавными сетями по путевкам на РЛУ;
73.2.3 - установлены ограничения на использование плавных сетей в р. Амур. При осуществлении рыболовства физическим лицом может быть применена одна сеть длиной и высотой не более 30 и 3 м соответственно (Приказ., 2018).
В раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», подраздел «Требования к сохранению водных биоресурсов»» были внесены новые абзацы в пункты:
91.1 - запрет на применение плавных донных сетей и плавных сетей с подвесками (поводцами) в р. Амур (Приказ., 2018).
В целом первый пакет изменений в Правила рыболовства обеспечил изменение точек постановки, количества и габаритов, используемых в рамках промышленного, любительского и традиционного рыболовства орудий добычи, в результате чего стало возможным формирование так называемого «миграционного коридора» лососей.
Второй пакет изменений был подготовлен в 2019 г. и введён в Правила рыболовства в 2020 г. (Приказ., 2019).
В раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства.», подраздел «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов» была принята новая редакция п. 32.17 «в», согласно новой формулировке, запретная для рыболовства зона в устьях значимых для воспроизводства тихоокеанских лососей рек, впадающих в Амурский лиман (рек Мы, Чоме, Тыми, Хузи) увеличена с одного до двух км в обе стороны от устья реки (Приказ., 2020б), что способствовало расширению свободной зоны в приустьевых участках основных нерестовых рек, впадающих в Амурский лиман.
В раздел «Правила добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», подраздел «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов» была принята новая редакция пунктов:
95 «а» - установлен интервал в р. Амур между плавной сетью и ставным неводом типа «заездок» минимум в 0,5 км, между ставным неводом типа «заездок» и неводами не менее одного км;
95 «в» - запрещено применять в бассейне р. Амур ставные сети при добыче тихоокеанских лососей (Приказ., 2020б).
Второй пакет изменений в Правила рыболовства продолжил тенденцию на ужесточение мер регулирования в виде ограничения районов добычи в устьях нерестовых рек при осуществлении промышленного рыболовства. Помимо этого, специалистами отраслевой науки были сформированы принципы организации традиционного рыболовства, актуализированы запреты на использование отдельных орудий добычи, введены интервалы между различными типами орудий лова.
Третий пакет изменений в Правила рыболовства был подготовлен в 2021 г. в редакцию приказа от 6.05.2022 № 285 (Приказ., 2023б)
и касались раздела «Добыча (вылов) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», подраздела «Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов»:
п. 95 «в» - разрешено применять плавные сети с подвесками (поводцами) в р. Амур в пределах Комсомольского, Амурского, Нанайского, Хабаровского районов Хабаровского края;
п. 95 «д» - разрешено применять ставные сети при добыче (вылове) тихоокеанских лососей на отдельных участках бассейна р. Амур (озёрные и лиманные участки) для жителей пос. Оремиф, Тнейвах, Нижние Пронги, Орель-Чля, Чля;
п. 95 «е» - запрещено применять плавные сети для добычи (вылова) всех видов водных биоресурсов на участках р. Амур в устьях рр. Амгунь, Гур, Анюй, Бира и Биджан, являющихся базовыми реками лососевых рыбоводных заводов (Приказ., 2023а).
Таким образом, в период с 2018 по 2024 гг. специалистами рыбохозяйственной науки были сформированы и научно обоснованы изменения в Правила рыболовства в части организации и осуществления промышленного, любительского и традиционного рыболовства, включающие в себя запреты на использование отдельных типов орудий лова (ставных сетей, донных плавных сетей и плавных сетей с подвесками), ограничение количества применяемых промысловых орудий. Также были сформированы рекомендации по изменению мест постановки и уменьшению габаритов используемых орудий лова.
В целом все изменения в Правила рыболовства направлены на снижение промысловой нагрузки на стада тихоокеанских лососей, заходящих на нерест в бассейн р. Амур и на формирование «миграционного коридора» для обеспечения беспрепятственного пропуска производителей на нерестилища, обеспечивающее расширенное воспроизводство видов.
Регулирование промысла тихоокеанских лососей через решения Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Хабаровском крае
Базовые принципы организации промышленного, любительского и традиционного рыболовства реализуются в так называемых региональных Стратегиях промысла тихоокеанских лососей, разрабатываемых специалистами ВНИРО и его дальневосточных филиалов. Стратегии являются вторым этапом совершенствования мер регулирования добычи (вылова) после Правил рыболовства. Их обсуждение и утверждение носит многоступенчатый характер с привлечением подведомственных организаций Федерального агентства по рыболовству, исполнительной власти субъектов и рыбацкого сообщества. Финальное рассмотрение Стратегий происходит на Дальневосточном бассейновом научно-промысловом совете под председательством руководителя Росрыболовства. После выхода соответствующего протокола они доводятся до региональных Комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб для принятия управленческих решений в соответствии с изложенными рекомендациями.
С 2018 по 2024 гг. в регулировании добычи (вылова) тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур через Стратегии промысла апробировалось множество различных ограничений (табл. 1).
Своеобразную эволюцию претерпели ограничительные меры Стратегии промысла тихоокеанских лососей и гольцов (виды рода Ба^гИпш) в Хабаровском крае за семь лет их реализации. Так в 2018-2020 гг. одним из основных принципов было ограничение объёмов добычи (вылова) лососей на различных участках бассейна р. Амур. В этом случае, придерживались принципа снижения доли вылова при продвижении вверх по течению Амура с учётом значимости нерестового фонда его притоков. Так, доля горбуши и летней кеты самого нижнего по течению Николаевского района в 2018-2020 гг. составляла 80,0
и 85,0% соответственно, а осенней кеты варьировала от 55,0 до 63,5%. На Ульчский район приходилось 15,0 и 20,0% соответственно летней кеты и горбуши, доля осенней кеты изменялась от 35,0 до 39,0%. Самые верхние по течению районы (Комсомольский, Амурский, Нанайский и Хабаровский) имели наименьшее объёмы вылова осенней кеты, их доля не превышала 5,0-10,0% (табл. 1).
Однако, такое решение со временем было признано не совершенным. Поскольку, не смотря на снижение выделяемых объёмов вылов, сотрудниками Амурского территориального управления по косвенным признакам усматривалось их значительное превышение.
Таким образом, в последние годы стали более активно внедрять меры, направленные на изменение районов промысла. Отметим, что данная мера применялась и ранее для летней кеты и горбуши. Так в 2018 г. район промысла был сокращен до сёл Тыр и Богородское соответственно. В последующие годы был введён полный запрет рыболовства горбуши и летней кеты, что было крайне необходимо для восстановления численности указанных видов. При организации рыболовства осенней кеты данное ограничение было апробировано в 2019 г., промысел осуществляли только в пределах Николаевского и Ульчского районов. Отметим, что причиной отсутствия ограничений по районам рыболовства в отношении осенней кеты в 2020 г. стал запрет на использование плавных сетей, который кратно снижал промысловую нагрузку (Приказ., 2020в). В 2022 и 2023 гг. промышленное рыболовство осенней кеты ограничивалось уже устьем р. Амгунь и его запретом в Амурском лимане. Только в 2024 г. район промышленного рыболовства расширили в связи с увеличением объёмов прогнозируемого вылова на 48 км выше устья р. Амгунь, до с. Большое Михай-ловское. Примечательно, что в 2024 г. впервые реализовано сокращение количества орудий добычи. Так в северной части Амурского лимана рекомендовано устанавливать не более шести ставных неводов типа «заездок».
из о
Таблица 1. Ограничения рыболовства тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур входящие в состав Стратегий промысла в 2018-2024 гг.
и О Я тз О П Е тз
Е и
О ^
О и
п н
и >
О
ы
Оп
ю о ю
Вид ВБР Ограничения района рыболовства Ограничения сроков рыболовства Проходные дни (периоды)1 Ограничения объёмов добычи (вылова) Ограничения числа орудий добычи
2018
Горбуша до пр. Ухта (с. Богородское)1 1-2 в нед. Ник-й р-он - 80%; Уль-й р-он - 20% 2
Кета летняя до р. Амгунь (с. Тыр) 1 2-3 в нед. Ник-й р-он - 85%; Уль-й р-он - 15% 2
Кета осенняя 2-3 в нед. Ник-й р-он - 55%; Уль-й р-он - 35%; др. р-ны - 10% 2
2019
Горбуша день / день3 запрет пром. рыболовства
Кета летняя день / день3 запрет пром. рыболовства
Кета осенняя до границы Ком-го р-она 2 Ник-й р-он - 2 дня в нед.3; Ульч-й р-он - день / день 3 Ник-й р-он - 61%; Уль-й р-он - 36% 2
2020
Горбуша 1-2 в нед.3
Кета летняя проходные на период массового хода запрет всех видов рыболовства
Кета осенняя Ам. лиман - 1 день; р. Амур до р. Амгунь - 2 дня; р. Амур выше р. Амгунь - день / день 3 Ник-й р-он < 63,5%; Уль-й р-он < 39,0%; др. р-ны < 5,0% 2
2021
Горбуша запрет всех видов рыболовства
Кета летняя запрет всех видов рыболовства
Кета осенняя по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день3
и «
О
С
«
о >
> со
Д
о
и >
и О Я тз О П Е тэ Е и
О ^
О и
п н
и >
н о £ ю
Оп £
ы о ю
Таблица 1. Окончание
Вид ВБР Ограничения района рыболовства Ограничения сроков рыболовства Проходные дни (периоды)1 Ограничения объёмов добычи (вылова) Ограничения числа орудий добычи
2022
Горбуша запрет всех видов рыболовства
Кета летняя запрет всех видов рыболовства
Кета осенняя до р. Амгунь (с. Тыр)2 запрет в Ам. лимане2 по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день 3
2023
Горбуша запрет всех видов рыболовства
Кета летняя запрет всех видов рыболовства
Кета осенняя до р. Амгунь (с. Тыр)2 запрет в Ам. лимане2 по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день 3
2024
Горбуша до р. Амгунь (с. Тыр) 1 по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день 3 < 6 ставных неводов типа «заездок» в северной части Амурского лимана
Кета летняя до р. Амгунь (с. Тыр) 1 по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день 3; доп. проходные на период массового хода
Кета осенняя до с. Б-Михайлосвкое 2 по участкам 3 невода - 1 день; сети - день / день 3
сп
X >
д
со
СП
!—I
•с
тэ О
и >
Д
тэ Е и
О ^
О и
п н
и >
Примечание: 1 - для всех видов рыболовства; 2 - для промышленного рыболовства; 3 - по участкам 50-60 км со смещением на 1 сут.
Данная мера стала альтернативой полному запрету на осуществление промышленного рыболовства в Амурском лимане (табл. 1).
Начиная с 2021 г. применён новый принцип в отношении сроков начала и запрета рыболовства, а также введения проходных дней (периодов). Данные сроки стали устанавливать отдельно на участки р. Амур длиной по 50-60 км, с учётом скорости продвижения тихоокеанских лососей по реке со смещением на одни сутки. По этому же принципу рекомендовали установление проходных дней (периодов). Такой подход необходим для формирования «миграционного коридора» для зашедших производителей тихоокеанских лососей в р. Амур. Отметим, что в настоящее время количество проходных дней достигло максимума и составляет около 50% всего промыслового времени (табл. 1).
В целом введение практики разработки региональных Стратегий промысла, начиная с 2018 г. и многоступенчатого механизма обсуждения, позволило сделать процесс выработки мер регулирования промысла более прозрачным и доступным для обсуждения с рыбацким сообществом.
Ограничения, устанавливаемые приказами Минсельхоза России в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Орыболовстве и сохранении водных биоресурсов»
Отдельные меры регулирования устанавливаются приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии со ст. 26 Федерального закона. Данные ограничения необходимы в качестве усиления положений Правил рыболовства на определённый период. В Хабаровском крае данная мера впервые была реализована в 2020 г. и была направлена на запрет использования плавных сетей в отношении тихоокеанских лососей (Приказ., 2020в). Однако в последующие годы было принято решение отказаться от этого ограничения ввиду отсутствия альтернативных орудий лова. Далее (2021-2023 гг.) вводились запреты на
применение плавных сетей только в районе массового использования ставных неводов типа «заездок» - устьевая зона р. Амур (Приказ., 2021, 2022б, 2023в) (табл. 2).
В Амурском лимане ограничения габаритов орудий добычи в 2020-2021 гг. касались ставных неводов типа «заездок». Было принято решение сократить длину центрального крыла (не более 1500 м) и количество ловушек («глаголей») до одной единицы (Приказ., 2020в; 2021). В 2022-2023 гг. такие ограничения не вводились ввиду того, что в региональной Стратегии промысла был рекомендован запрет на осуществление промышленного рыболовства в Амурском лимане. Однако были сформированы ограничения для р. Амур: ограничение габаритов ставных неводов типа «заездок» в р. Амур ниже г. Николаевск-на-Амуре (не более 1000 м) и изменение длины плавных сетей (не более 100 м) (Приказ., 2022б; 2023в). Отметим, что в 2024 г. рекомендации по организации промысла, реализованные в региональной стратегии в Амурском лимане, были направлены на сокращение числа орудий добычи (табл. 1, 2).
Начиная с 2022 г. стали вводить меры регулирования и для традиционного рыболовства коренных малочисленных народов, проживающих на территории Хабаровского края. Так при осуществлении рыболовства на РЛУ общинам уменьшили длину сетей до 100 м, а при осуществлении рыболовства вне РЛУ физическими лицами сети до 75 м (Приказ., 2022б; 2023в; 2024) (табл. 2).
В целом ограничения, устанавливаемые приказами Минсельхоза России в соответствии со ст. 26 Федерального закона в бассейне р. Амур при добыче (вылове) тихоокеанских лососей, как и ограничения, вводимые на иных основаниях, направлены в первую очередь на снижение промысловой нагрузки. Дополнительно, через сокращение габаритов используемых орудий добычи обеспечивалось формирование «миграционных коридоров» для беспрепятственного прохода производителей рыб на нерестилища.
и О Я тз О П Е тэ Е и
О ^
О и
п н
и >
н о £ ы
Оп £
ы о ю
Таблица 2. Ограничения рыболовства тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур, устанавливаемые в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»
Год Ограничения промышленного рыболовства Ограничения традиционного рыболовства Нормативный акт
Ограничения орудий лова Ограничения конструкций орудий лова
2020 в р. Амур запрещены плавные сети в Амурском лимане запрещены ставные неводы типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1500 м, в Амурском лимане запрещены ставные неводы типа «заездок» с более чем одной «глаголью» (ловушкой); приказ Минсель-хоза России от 11.06.2020 № 320
2021 в р. Амур запрещены плавные сети ниже г. Николаевска-на-Амуре в Амурском лимане запрещены ставные неводы типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1500 м, в Амурском лимане запрещены ставные неводы типа «заездок» с более чем одной «глаголью» (ловушкой); приказ Минсель-хоза России от 13.07.2021 №463
2022 в р. Амур запрещены плавные сети ниже г. Николаевска-на-Амуре в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м, в р. Амур запрещены ставные неводы типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1000 метров ниже по течению от г. Николаевска-на-Амуре в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м для общин в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 75 м для физических лиц приказ Минсель-хоза России от 22.06.2022 № 382
2023 в р. Амур запрещены плавные сети ниже г. Николаевска-на-Амуре в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м в р. Амур запрещены ставные неводы типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1000 метров ниже по течению от г. Николаевска-на-Амуре в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м для общин в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 75 м для физических лиц приказ Минсель-хоза России от 24.04.2023 № 438
2024 в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м в р. Амур запрещены ставные неводы типа «заездок» с длиной центрального крыла более 1000 метров ниже по течению от г. Николаевска-на-Амуре в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 100 м для общин в р. Амур запрещены плавные сети длиной более 75 м для физических лиц приказ Минсель-хоза России от 06.05.2024 № 237
СП
X >
Д
со
СП
!—I
•с
Д тз О
и >
Д Д
тэ Е и
О ^
О и
п н
и >
из оз
Если говорить о достижении целей, постулируемых при введении столь жестких мер регулирования при организации промышленного, любительского и традиционного рыболовства тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур, то они достигнуты. Количество используемых неводов, в том числе типа «заездок» после 2018 г. сократилось более чем в два раза (Колпаков, Коцюк, 2019). К 2022-20244 гг. по данным Амурского территориального управления Рос-рыболовства удалось снизить количество плавных сетей. Однако оценка эффективности вводимых ограничений разнонаправлена. С одной стороны, существует мнение, что уже реализованное количество мер чрезмерно и отрицательно влияет на величину освоения прогнозируемого вылова (Островский, 2023). Причём эта величина освоения и плотность скоплений рыб на нерестилищах не пропорциональны, то есть производители, пропущенные на нерест в проходные дни (периоды), могут быть добыты в режиме ННН-промысла. В итоге при проведении государственного мониторинга на нерестилищах отмечают меньшее относительно расчётного количество производителей (Коцюк и др., 2022). С другой стороны, отмечен положительный эффект, нашедший свое отражение в расширении нерестовой части ареала, увеличении количества производителей на нерестилищах (Коцюк и др., 2021, 2022), что послужило основанием для открытия промышленного рыболовства тихоокеанских лососей в Амурском лимане в 2024 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательством Российской Федерации предусматривается многоступенчатая система регулирования рыболовства тихоокеанских лососей через Правила рыболовства, Решение Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и отдельными приказами Министерства сельского хозяйства. В период снижения численности лососей в бассейне р. Амур, начиная с 2018 г. ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» и его Хабаровский филиал разрабатывали комплекс мер
регулирования рыболовства направленный на обеспечение их расширенного воспроизводства и соответственно на восстановление численности. Они касались ограничения районов добычи, орудий добычи, объёмов добычи и сроков добычи (включая установление проходных дней и периодов).
Своевременно были подготовлены изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Суммарно за 2018-2024 гг. изменения внесены в более чем в 20 пунктов Правил рыболовства. Были запрещены ставные сети, установлены габариты используемых орудий лова и определены интервалы их постановки, актуализирована информация по районам осуществления рыболовства.
Ежегодно в Стратегии промысла тихоокеанских лососей и гольцов (виды рода БаМпш) в Хабаровском крае представлялись рекомендации для региональной Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб по базовым принципам организации промышленного, традиционного и любительского рыболовства.
Дополнительные меры устанавливались отдельными приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе устанавливались дополнительные запреты по районам осуществления рыболовства, орудий добычи, их конструкций и габаритов.
Следует отметить, что в ряде случаев вводимые меры регулирования являются избыточными и отрицательно влияют на величину освоения прогнозируемого вылова. Однако стоит отметить, что бассейн р. Амур и Амурский лиман стали модельными водными объектами, на которых на протяжении нескольких лет отрабатывали методы снижения пресса промысла на тихоокеанских лососей. Следствием реализованных мер стал рост количества производителей амурских лососей, пропущенных в бассейн реки и расширение нерестовой части ареала, благодаря чему стало возможным открытие промышленного рыболовства в Амурском лимане в 2024 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Колпаков Н.В., Коцюк Д.В. Кризисы рыболовства в бассейне реки Амур. Количественный анализ фонда рыбопромысловых участков // Бюл. № 14 изучения тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке. Владивосток: ТИНРО. 2019. С. 93-105.
Колпаков Н.В., Коцюк Д.В., Островский В.И., и др. Современный статус водных биологических ресурсов бассейна реки Амур и задачи их изучения // Изв. ТИНРО. 2020. Т. 200. Вып. 3. С. 499-529.
Коцюк Д.В. О повышении эффективности государственного регулирования рыбного хозяйства Хабаровского края с применением проектного управления // Вопр. рыболовства. 2024. Т. 25. № 4. С. 137-158.
Коцюк Д.В., Подорожнюк Е.В., Островский В.И. Регулирование промысла тихоокеанских лососей р. Амур в условиях снижения их численности в 2017-2020 гг. // Вопр. рыболовства. 2021. Т. 22. № 4. С. 116-123.
Коцюк Д.В., Островский В.И., Подорожнюк Е.В., Козлова Т.В. Итоги лососевой путины в Хабаровском крае в 2021 г. // Бюл. № 16 изучения тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке. ТИНРО. 2022. С. 30-36.
Островский В.И. Итоги лососевой путины в Хабаровском крае в 2022 г. // Бюл. № 17 изучения тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке. ТИНРО. 2023. С. 79-86.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2013 № 385 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйст-венного бассейна» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ аос/70478854/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 25.10.2016 № 670 «Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по разработке предложений по внесению изменений в правила рыболовства» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://base.garant. ш/72117894/(Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 4.06.2018 № 228 «О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые
приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. №385» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71869714/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 № 267 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйст-венного бассейна» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72161446/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 18.02.2020а № 85 «Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по разработке предложений по внесению изменений в правила рыболовства» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://base.garant. ш/73923685/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20.07.2020б № 405 «О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 г. № 267» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://base.garant. ш/74621490/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 11.06.2020в № 320 «Об установлении ограничения рыболовства тихоокеанских лососей и в отношении использования отдельных видов орудий добычи (вылова) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2020 году» (Электронный ресурс). Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74210045/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2021 № 463 «Об установлении ограничения рыболовства тихоокеанских лососей, а также ограничения использования отдельных видов орудий добычи (вылова) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2021 году» (Электронный ресурс). Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401478216/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 6.05.2022а № 285 «Об утверждении пра-
вил рыболовства для Дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна» (с изменениями и дополнениями) (Электронный ресурс). Режим доступа: https://base.garant.ru/404781783/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.06.2022б № 382 «Об установлении ограничений рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2022 году» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/pro ^^Лро/рпше/ аое/404883225/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.12.2023а № 932 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадром-ных видов рыб» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ аос/408721857/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10.04.2023б № 154 «О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2022 г. № 285»
(Электронный ресурс). Режим доступа: https:// base.garant.ru/406798955/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24.04.2023в № 438 «Об установлении ограничений рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2023 году» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/406857070/ (Дата обращения 05.09.2024).
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6.05.2024 №237 «Об установлении ограничений рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохо-зяйственном бассейне в 2024 году» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/408959970/ (Дата обращения 05.09.2024).
Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_50799/ (Дата обращения 05.09.2024).
ASPECTS OF FISHERY RESEARCH
METHODS FOR REGULATING PACIFIC SALMON FISHING IN THE AMUR RIVER BASIN IN 2018-2024
© 2024 y. D.V. Kotsiuk1, О.А. Maznikova2
1 - Khabarovsk branch of the State Science Center of the «VNIRO»,
Russia, Khabarovsk, 680038 2 - State Science Center of the «VNIRO», Russia, Moscow, 105187
The article presents an overview of scientifically based measures to regulate Pacific salmon fishing during the period of decline in their numbers in the Amur River basin in 2018-2024, implemented in the form of amendments to the Fishing Rules for the Far Eastern Fishery Basin, annual regional Pacific Salmon and Char Fishing Strategies (Salvelinus species) and orders of the Russian Ministry of Agriculture establishing individual restrictions for the calendar year. All the developed measures were aimed at prohibiting the use of certain fishing gear, reducing their dimensions and increasing the intervals between their locations, and updating the prohibited areas in the mouths of spawning rivers. As a result, the fishing load was minimized and the expansion of the spawning part of the range was noted. The positive effect of the introduced measures is reflected in the opening of industrial fishing in the Amur Estuary in 2024. Keywords: Pacific salmon, r. Amur, fishery, regulatory measures, fishing rules, fishery strategy.