Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования порядка рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы'

Некоторые вопросы совершенствования порядка рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС ОСУЖДЕННЫХ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGITIMATE INTEREST OF PRISONERS / LEGAL MECHANISM / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиверстова Е. А.

в статье рассматривается вопрос о реализации права граждан, лишенных свободы, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиверстова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF THE IMPROVEMENT PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF PRISONERS APPEALS

the issue of realization of prisoners' rights to appeal to state bodies and local self-governing authorities with proposals, claims and complaints

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования порядка рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы»

E.A. SELIVERSTOVA

THE ISSUES OF THE IMPROVEMENT PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF PRISONERS’ APPEALS

Annotation', the issue of realization of prisoners’ rights to appeal to state bodies and local self-governing

authorities with proposals, claims and complaints.

Key words: legitimate interest of prisoners, legal mechanism, administrative regulations, legal status.

Е.А. СЕЛИВЕРСТОВА (Современная гуманитарная академия) E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация', в статье рассматривается вопрос о реализации права граждан, лишенных свободы, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Ключевые слова, законный интерес осужденных, правовой механизм, административный регламент; правовой статус.

Право граждан Российской Федерации на обращение - важный элемент их конституционных прав. В ст. 33 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право граждан на обращение является не только неотъемлемой частью правового статуса граждан Российской Федерации, но и одним из наиболее действенных способов предупреждения возможного нарушения или устранения допущенного нарушения иных прав и законных интересов личности. Важно отметить, что с принятием Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1 данный институт получил законодательное закрепление.

В науке общепринято мнение о том, что право осужденных к лишению свободы на обращение производно от аналогичного конституционного права граждан2. В то же время п. 4 ст. 12 УИК РФ устанавливает право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод чело-

века. Это свидетельствует о самостоятельном праве осужденных на обращение.

Право осужденных к лишению свободы на обращение - важная гарантия обеспечения иных прав и законных интересов. Вместе с тем оно само гарантируется через различные правовые механизмы. Их реализация тесно связана с правом осужденных на получение информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана представить осужденным указанную информацию, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

В п. 6 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей3 (далее - Административный регламент), уточняется, что информация о порядке исполнения данной государственной функции представляется администрацией учреждений УИС путем ознакомления осужденных при их поступлении в исправительное учреждение. О порядке подачи письменных и устных обращений указанные лица информируются посредством,

- размещения на информационных стендах, извлечений из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции; образцов оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требований к ним; текста Административного регламента с приложениями; почтовых реквизитов вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, Ф.И.О. должностных лиц данных органов;

- использования средств радиоинформирования (беседы, лекции, разъяснения);

- разъяснения по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации порядка подачи письменных и устных обращений, а также обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.

Указанный в Административном регламенте перечень информации о порядке исполнения государственной функции является исчерпывающим, что, на наш взгляд, неверно.

Во-первых, вышестоящими органами государственной власти по отношению к администрации исправительных учреждений выступают ФСИН России и ее территориальные управления. Следовательно, осужденным должна представляться информация только об адресах и Ф.И.О. должностных лиц указанных органов. Более того, в п. 4 Административного регламента указано, что при исполнении рассматриваемой государственной функции осуществляется взаимодействие, с судебными органами; правоохранительными органами; органами государственной власти и местного самоуправления; общественными организациями и объединениями; Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации; межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Целесообразным является представление полной информации об указанных выше государственных органах и учреждениях, а именно адреса, Ф.И.О. должностных лиц, телефоны и т. д.

Данное предложение подтверждается результатами проведенного опроса 95 сотрудников исправительных учреждений из 55 субъектов Российской Федерации. Так, 72,6 % респондентов указали, что в исправительном учреждении имеется информация о государственных органах, компетентных рассматривать обращения осужденных. На то, что это информация о почтовых адресах и телефонах должностных лиц органов прокуратуры, указали 63 респондента, управления ФСИН России по субъекту Российской Федерации

- 54, ФСИН России - 36, суда - 35, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации - 53, об уполномоченных по правам человека по субъектам Российской Федерации - 55, о Европейском суде по правам человека - 38, об Общественном совете при УФСИН России по субъекту Российской Федерации - 18.

Учитывая наличие указанной информации в исправительных учреждениях, необходимо законодательно закрепить ее в Административном регламенте. В связи с этим предлагаем в подп. «а» п. 6 Административного регламента после слов «почтовых реквизитов» добавить «территориального управления ФСИН России, ФСИН России, прокуратуры, судебных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, Общественного совета при ФСИН России, общественных советов при территориальных управлениях ФСИН России».

По нашему мнению, не вполне правильно то, что разъяснение по поводу порядка подачи письменных и устных обращений, а также обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию, осуществляется по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации.

Разъяснение данного порядка для осужденного не должно осуществляться только по его личной просьбе в беседе с сотрудником администрации учреждения УИС, так как вполне вероятно, что именно на этого сотрудника и хочет пожаловаться осужден-

ный, поэтому получить указанную информацию становится затруднительно. Должны быть предусмотрены альтернативные источники ее получения.

Полагаем, что размещение столь важной и необходимой информации обязательно на информационных стендах. В связи с этим предлагаем изложить подп. «в» п. 6 Административного регламента следующим образом: «Разъяснения по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации порядка подачи письменных и устных обращений, а также порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию,

проводятся в том случае, если представленная об этом информация на информационных стендах неясна подозреваемым, обвиняемым или осужденным».

1 См.: Российская газета. 2005. 5 мая.

2 См., напр.: Мусалева А.В. К вопросу о правовом регулировании права осужденных к лишению свободы на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами: 10 лет Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: Сб. материалов между-нар. науч.-практ. конф., г. Рязань, 1-2 нояб. 2007 г. Рязань, 2007. Ч. 2. С. 79.

3 См.: Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: Утв. приказом Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383 // Рос. газ. 2007. 25 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.