E.A. SELIVERSTOVA
THE ISSUES OF THE IMPROVEMENT PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF PRISONERS’ APPEALS
Annotation', the issue of realization of prisoners’ rights to appeal to state bodies and local self-governing
authorities with proposals, claims and complaints.
Key words: legitimate interest of prisoners, legal mechanism, administrative regulations, legal status.
Е.А. СЕЛИВЕРСТОВА (Современная гуманитарная академия) E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация', в статье рассматривается вопрос о реализации права граждан, лишенных свободы, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Ключевые слова, законный интерес осужденных, правовой механизм, административный регламент; правовой статус.
Право граждан Российской Федерации на обращение - важный элемент их конституционных прав. В ст. 33 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Право граждан на обращение является не только неотъемлемой частью правового статуса граждан Российской Федерации, но и одним из наиболее действенных способов предупреждения возможного нарушения или устранения допущенного нарушения иных прав и законных интересов личности. Важно отметить, что с принятием Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1 данный институт получил законодательное закрепление.
В науке общепринято мнение о том, что право осужденных к лишению свободы на обращение производно от аналогичного конституционного права граждан2. В то же время п. 4 ст. 12 УИК РФ устанавливает право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод чело-
века. Это свидетельствует о самостоятельном праве осужденных на обращение.
Право осужденных к лишению свободы на обращение - важная гарантия обеспечения иных прав и законных интересов. Вместе с тем оно само гарантируется через различные правовые механизмы. Их реализация тесно связана с правом осужденных на получение информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана представить осужденным указанную информацию, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
В п. 6 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей3 (далее - Административный регламент), уточняется, что информация о порядке исполнения данной государственной функции представляется администрацией учреждений УИС путем ознакомления осужденных при их поступлении в исправительное учреждение. О порядке подачи письменных и устных обращений указанные лица информируются посредством,
- размещения на информационных стендах, извлечений из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции; образцов оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требований к ним; текста Административного регламента с приложениями; почтовых реквизитов вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, Ф.И.О. должностных лиц данных органов;
- использования средств радиоинформирования (беседы, лекции, разъяснения);
- разъяснения по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации порядка подачи письменных и устных обращений, а также обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
Указанный в Административном регламенте перечень информации о порядке исполнения государственной функции является исчерпывающим, что, на наш взгляд, неверно.
Во-первых, вышестоящими органами государственной власти по отношению к администрации исправительных учреждений выступают ФСИН России и ее территориальные управления. Следовательно, осужденным должна представляться информация только об адресах и Ф.И.О. должностных лиц указанных органов. Более того, в п. 4 Административного регламента указано, что при исполнении рассматриваемой государственной функции осуществляется взаимодействие, с судебными органами; правоохранительными органами; органами государственной власти и местного самоуправления; общественными организациями и объединениями; Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации; межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Целесообразным является представление полной информации об указанных выше государственных органах и учреждениях, а именно адреса, Ф.И.О. должностных лиц, телефоны и т. д.
Данное предложение подтверждается результатами проведенного опроса 95 сотрудников исправительных учреждений из 55 субъектов Российской Федерации. Так, 72,6 % респондентов указали, что в исправительном учреждении имеется информация о государственных органах, компетентных рассматривать обращения осужденных. На то, что это информация о почтовых адресах и телефонах должностных лиц органов прокуратуры, указали 63 респондента, управления ФСИН России по субъекту Российской Федерации
- 54, ФСИН России - 36, суда - 35, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации - 53, об уполномоченных по правам человека по субъектам Российской Федерации - 55, о Европейском суде по правам человека - 38, об Общественном совете при УФСИН России по субъекту Российской Федерации - 18.
Учитывая наличие указанной информации в исправительных учреждениях, необходимо законодательно закрепить ее в Административном регламенте. В связи с этим предлагаем в подп. «а» п. 6 Административного регламента после слов «почтовых реквизитов» добавить «территориального управления ФСИН России, ФСИН России, прокуратуры, судебных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, Общественного совета при ФСИН России, общественных советов при территориальных управлениях ФСИН России».
По нашему мнению, не вполне правильно то, что разъяснение по поводу порядка подачи письменных и устных обращений, а также обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию, осуществляется по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации.
Разъяснение данного порядка для осужденного не должно осуществляться только по его личной просьбе в беседе с сотрудником администрации учреждения УИС, так как вполне вероятно, что именно на этого сотрудника и хочет пожаловаться осужден-
ный, поэтому получить указанную информацию становится затруднительно. Должны быть предусмотрены альтернативные источники ее получения.
Полагаем, что размещение столь важной и необходимой информации обязательно на информационных стендах. В связи с этим предлагаем изложить подп. «в» п. 6 Административного регламента следующим образом: «Разъяснения по просьбе подозреваемых, обвиняемых или осужденных в личной беседе с представителями администрации порядка подачи письменных и устных обращений, а также порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию,
проводятся в том случае, если представленная об этом информация на информационных стендах неясна подозреваемым, обвиняемым или осужденным».
1 См.: Российская газета. 2005. 5 мая.
2 См., напр.: Мусалева А.В. К вопросу о правовом регулировании права осужденных к лишению свободы на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами: 10 лет Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: Сб. материалов между-нар. науч.-практ. конф., г. Рязань, 1-2 нояб. 2007 г. Рязань, 2007. Ч. 2. С. 79.
3 См.: Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: Утв. приказом Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383 // Рос. газ. 2007. 25 янв.