Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования нормы об ответственности за террористический акт'

Некоторые вопросы совершенствования нормы об ответственности за террористический акт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2663
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / террористический акт / ответственность за террористический акт / угроза террористического акта / угроза совершения террористического акт / уголовный кодекс российской федерации

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенский К. А.

В статье автор раскрывает некоторые технико-юридические недостатки, допущенные законодателем при конструировании нормы об ответственности за террористический акт (ст. 205 УК РФ), и вносит ряд обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article reveals some technical legal disadvantages in constructing the norm of amenability for a terrorist act (clause 205 in the Criminal Code of the Russian Federation) and makes a number of reasoned suggestions and recommendations for the normative material improvement.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования нормы об ответственности за террористический акт»

К. А. Воскресенский

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ

Работа представлена кафедрой уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор С. А. Денисов

В статье автор раскрывает некоторые технико-юридические недостатки, допущенные законодателем при конструировании нормы об ответственности за террористический акт (ст. 205 УК РФ), и вносит ряд обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативного материала.

The author of the article reveals some technical legal disadvantages in constructing the norm of amenability for a terrorist act (clause 205 in the Criminal Code of the Russian Federation) and makes a number of reasoned suggestions and recommendations for the normative material improvement.

Анализ статьи 205 УК РФ, предусматривающей ответственность за террористический акт, позволяет выявить ряд допущенных законодателем при ее конструировании технико-юридических недостатков, создающих трудности при ее толковании и применении.

Так, необходимым элементом объективной стороны преступления выступает угроза совершения террористического акта, что по сравнению с УК РСФСР 1960 г. является новеллой уголовного закона. Понятно, что включение в статью этой формы деяния обусловлено, во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения

«предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создается опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, но которые, по мысли виновных лиц, предназначены продемонстрировать реальность их намерений. И, во-вторых, необходимостью усиления ответственности за столь опасное преступление как терроризм путем переноса момента окончания преступления с фактического совершения действий на более ранний этап - высказывание соответствующей угрозы.

Под «угрозой» понимается «обещание» совершения указанных вч.1 ст.205 УК РФ действий, т. е. психическое воздействие на людей в форме выражения намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий. Однако угроза в соответствии с принятым в уголовном праве подходом включает в себя не просто одно только высказанное намерение учинить акт терроризма, но и совершение действий, свидетельствующих о серьезности и реальности такого намерения. Например, приобретение взрывчатых веществ или оружия, совершение «предупреждающих» взрывов и поджогов, выполнение подготовительных действий к отключению жизнеобеспечивающих объектов либо нарушению технологических процессов, блокированию транспортных коммуникаций и т. п. Именно реальность намерения, объективировавшаяся в конкретных действиях отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

Вместе с тем одной «решимости» лица на выполнение угрозы, реализация которой сопряжена со сложной предварительной подготовкой и преодолением множества препятствий, для квалификации по ч.1 ст. 205 УК РФ вряд ли достаточно. Особенно тогда, когда угроза не сопряжена с приготовлением к акту терроризма или вообще, когда ее исполнение не реально даже и при добросовестном заблуждении лица в своей способности осуществить эту угрозу.

Поэтому включение в объективную сторону террористического акта «угрозы совершения указанных действий...» многими учеными обоснованно рассматривается как нарушение законодателем им же провозглашенных принципов равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ) и гуманизма (ст. 7 УК РФ), так как тяжесть совершенного террориста -ческого акта в этом случае фактически приравнивается к тяжести угрозы его совершения, что соответственно влечет и одинаковое наказание за эти деяния1.

Действительно, строго по закону, виновные в таких угрозах не только подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет (ч. 1 ст. 205 УК РФ), но и в случае угрозы, высказанной группой лиц по предварительному сговору, по ч. 2 ст. 205 УК РФ могут быть наказаны лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет (для примера, убийство согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ наказывается на срок лишь от шести до пятнадцати лет лишения свободы). Очевидно, что угроза совершения взрыва, поджога, иных террористических действий (если она не сопряжена с подготовкой или непосредственным осуществлением террористической акции, либо с другими деяниями, допустим, захватом заложников - ст. 206 УК РФ) по общественной опасности совсем не равна реальному взрыву, поджогу, иным террористическим действиям. Так же как убийство по степени общественной опасности, по форме и по содержанию отличается от угрозы убийством.

Существуют и другие точки зрения. Например, А. В. Бриллиантов не усматривает здесь каких-либо законодательных дефектов, отмечая, что имеющиеся разли-чия между осуществлением террористических действий и угрозой их совершения могут быть учтены при назначении наказания, так как санкция нормы такую возможность предоставляет1. С А. В. Бриллиантовым трудно согласиться, так как в этом случае вопрос применения нормы полностью остается в поле судейского усмотрения, чего, на наш взгляд, необходимо всячески избегать путем максимально возможного законодательного регулирования.

Многими авторами высказывается идея о схожести угрозы террористического акта с заведомо ложным сообщением об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), в связи с чем предлагается угрозу террористического акта изъять из диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ и включить ее в ст. 207 УК РФ3.

Такая точка зрения кажется нам ошибочной. Ведь, по сути, деяния, предусмот-

Некоторые вопросы совершенствования нормы об ответственности за террористический акт

ренные составом ст. 207 УК РФ «заведомо ложное сообщение об акте терроризма», существенно отличаются от деяний, указанных в ст. 205 УК РФ. Действительно, террорист, высказывающий угрозу совершения взрыва с серьезными, опасными намерениями, и подросток, сделавший заведомо ложное сообщение о заминировании школы, весьма сильно отличаются друг от друга как мировоззрением, так и задачами, которые они таким образом пытаются решить. Здесь сходство в содеянном чисто внешнее, на что обращали внимание многие авторы.

Например, Г. В. Овчинникова предлагает разграничивать угрозу терроризмом и заведомо ложное сообщение об акте тер -роризма по следующим трем признакам: 1) угрозу, предусмотренную ч. 1 ст. 205 УК РФ высказывают сами террористы, а заведомо ложное сообщение исходит от других лиц; 2) мотивы и цели действий, предусмотренных ст. 205 и 207 УК РФ различны; 3) последствия терроризма включены в элементы объективной стороны его состава (в ч. 1 в виде «опасности», а в ч. 3 в виде ее реального воплощения в различные последствия). Состав преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ - чисто формальный4.

С Г. В. Овчинниковой частично можно согласиться. По всем трем указанным признакам с практической точки зрения данные составы преступления действительно отличаются друг от друга. Однако в то же время, необходимо сделать принципиальные оговорки. Во-первых, террористы вполне тоже могут использовать заведомо ложные сообщения, как дополнительный инструмент в своей борьбе. Во-вторых, в таком случае автоматически присутствуют террористические мотивы. И, наконец, в-третьих, для предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ угрозы и ст. 207 УК РФ сообщения, одинаково обязателен элемент «опасности». Но это не последствие, как ошибочно полагает Г. В. Овчинникова, и оба состава преступлений являются формальными.

Кроме того, реально последствия заведомо ложных сообщений об акте терроризма имеются (как правило, в виде материального ущерба).

Хотя все это в определенной мере свидетельствует о некоторой условности предложенных Г. В. Овчинниковой критериев разграничения угрозы терроризмом и за -ведомо ложных сообщений об акте терроризма, вместе с тем приведенные доводы подчеркивают, что указанные деяния существенно отличаются друг от друга, прежде всего по цели совершения. В ст. 207 УК РФ отсутствует указание на специальную цель терроризма - оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. Собственно, это и побудило законодателя изначально поместить указанные составы в разных статьях кодекса. В этой связи совершенно непонятна точка зрения А. Кудаева, который утверждает, что для наступления ответственности по ст. 207 УК РФ обязательно, чтобы названные в ней действия были совершены в целях, указанных в ст. 205 УК РФ. В противном случае, по мнению А. Кудаева, можно говорить о хулиганстве, тесно примыкающем к заведомо ложному сообщению об акте терроризма из-за единства мотива5.

Трудно согласиться и с другой группой авторов, предлагающих поместить угрозу совершения террористического акта в отдельную статью УК РФ6. Представляется, что это приведет к необоснованному увеличению количества статей в главе 24 УК РФ и, как следствие, затруднит обозримость нормативно-правового материала.

Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является вариант, когда угроза террористического акта будет сформулирована в отдельной - четвертой части ст. 205 УК РФ в качестве привилегированного состава данного преступления, совершение которого повлекло бы более мягкое наказание. Часть 4 ст. 205 УК РФ в этом случае выглядела бы следующим образом: «угроза совершения деяний, предусмотренных частя-

ми первой, второй или третьей настоящей статьи, в тех же целях...».

Правильность наших выводов подтверждает и то, что указанный технико-юридический прием законодатель использовал также при конструировании уголовно-пра-вовых норм, предусматривающих ответственность за совершение некоторых иных преступлений в сфере общественной безопасности. Особенность данного приема состоит в том, что в отдельных случаях законодатель в одной статье, но в разных ее частях формулирует схожие по некоторым признакам, но фактически являющиеся самостоятельными составы преступлений. Проведенный анализ показал, что в главе 24 УК РФ подобную сочлененную конструкцию имеют ст. 208, 209, 210, 222, 223, 225, 226 УК РФ, объединяющие две самостоятельные уголовно-правовые нормы и соответственно два самостоятельных состава преступления, а ст.212 УК РФ - три самостоятельных состава преступления.

Так, вч. 1 ст. 212 УК РФ законодателем предусматривается ответственность за организацию массовых беспорядков ..., в ч. 2 данной статьи - за участие в массовых беспорядках, а в ч. 3 этой же статьи - за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами.

Другой технико-юридический недостаток ст. 205 УК РФ, по нашему мнению, заключается в том, что цель террористического акта «воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями» слишком узка. Ведь практика показывает, что требования могут быть предъявлены к различным юридическим и физическим лицам, представителям общественных организаций, должностным лицам7. При этом в качестве побудитель-

ных мотивов терроризма может выступать желание достигнуть каких-либо экономических, политических, сепаратистских, криминальных целей8. Тем более нелогичным указанное положение ст. 205 УК выглядит на фоне ст. 206 УК РФ, предусматривающей ответственность за захват заложника в целях понуждения «государства, организации или гражданина» совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, ибо по международным стандартам захват заложника рассматривается как разновидность терроризма, поэтому и состав терроризма должен содержать признаки всех адресатов воздействия террористов.

С учетом изложенного, представляется целесообразным расширить список адресатов воздействия террористов, использовав в ч. 1 ст. 205 УК РФ конструкцию «воздействие на принятие решения органами власти, юридическими или физическими лицами».

При дальнейшем анализе текста ст. 205 УК РФ сомнения вызывает обоснованность употребления в диспозиции части 1 термина «действия», который предполагает лишь активную форму преступного поведения человека. На наш взгляд, очевидна возможность осуществления актов терроризма и путем бездействия (например, посредством невыполнения обязанностей по отключению определенных производственных или технологических процессов в энергетике, на транспорте, в добывающей промышленности). Поэтому при конструировании объективной стороны акта терроризма необходимо использовать универсальный термин «деяние», включающий в себя зна-чения сразу двух терминов «действие» и «бездействие». Правильность подобных выводов подтверждает и то, что в частях 2 и 3 ст. 205 УК РФ при описании объективной стороны преступления законодатель употребляет именно термин «деяние».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Мальцев В. В. Терроризм: проблема уголовно-правового урегулирования // Государство и право. 1998. № 8. С. 105.

2 См.: Бриллиантов А. В. Уголовная ответственность за терроризм и захват заложника: Лекция. М., 2004. С.15.

3 См.: Максима С. В. Терроризм: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Дисс...-канд. юрид. наук. СПб., 2003. С.105; Мальцев В. В. Указ. статья. С. 104-107; Алиев М.М. Проблемы борьбы с терроризмом в России (криминологический и уголовно-правовой аспекты). Дисс... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С.113-114; Дикаев С. У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дисс. д-ра юрид. наук. СПб., 2004. С. 232.

4 См.: Овчинникова Г. В. Терроризм. СПб., 1998. С. 22-23.

5 См.: Кудаев А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма // Государство и право. 1998. № 10.

6 См., например: Слипушенко А. Н. Уголовно-правовая характеристика терроризма. Автореферат дисс..канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 7-8; Демчук С. Д. Заведомо ложные сообщения об акте терроризма (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Дисс.канд. юрид. наук. СПб., 2002. С.120; Жевлаков Э. Н. Совершенствование законодательства о борьбе с терроризмом: Проблемы борьбы с терроризмом. М., 2002. С. 45.

7 См.: Емельянов В. П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков, 1997. С. 146-148, 154.

8 См.: Денисов С. А. Уголовно-правовая характеристика терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2000. 1 (5). С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.