Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
6
Сафарова Тамарахан Сериковна,
начальник Центра правового мониторинга
Института законодательства РК, кандидат юридических наук
некоторые вопросы регулирования правового мониторинга в республике Казахстан
В научной литературе под правовым мониторингом понимается юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности, качества нормативных правовых актов и эффективности их практического действия.
Это универсальное определение и оно означает, что правовой мониторинг охватывает такие стадии юридической деятельности, как правотворческий процесс, оценка качества действующих НПА, правоприменительный процесс. Иными словами объектом мониторинга являются не только действующее законодательство и практика его применения, но и законопроектная и иная нормотворческая деятельность, осуществляемая всеми ветвями власти.
Такой точки зрения придерживается также российский ученый Ю.А. Тихомиров, характеризующий правовой мониторинг как «динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования, управления, хозяйствования и т.п., проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права»1.
Д.Б. Горохов, Е.И. Спектор и М.Е. Глазкова отмечают, что научное обобщение позволяет определить понятие правового мониторинга как систему информационных наблюдений, дающую возможность анализировать и оценивать: 1) результаты нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной, т.е. правотворческий процесс; 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным уполномоченным органом; 3) эффективность их практической реализации (правоприменительный процесс)2.
Мониторинг правотворческой деятельности призван обеспечить государственную политику на законодательном уровне.
Термины «мониторинг законодательства»,
«мониторинг правоприменительной практики», «мониторинг закона», «мониторинг НПА», применяемые отдельно, не охватывают либо стадию нормотворчества, либо правоприменения.
Между тем, в казахстанском законодательстве используется термин «правовой мониторинг нормативных правовых актов» и дается его понятие (пп. 12-1) Закона о НПА). Данная терминология требует корректировки, необходимо использовать либо термин «правовой мониторинг», либо термин «мониторинг НПА», которые имеют неоднозначное значение. Иначе получается тавтология, поскольку «правовой мониторинг» есть мониторинг правовой системы и предполагает, в том числе, осуществление мониторинга НПА.
Так, согласно Закону о НПА, правовой мониторинг нормативных правовых актов определяется, как «деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации».
Это понятие вызывает ряд вопросов. во-первых, возникают проблемы разрешения соотношения понятий НПА и законодательства.
В теории государства и права согласно принципу иерархии НПА термин «законодательство» определяется на порядок выше термина «нормативный правовой акт». Законодательство - это система нормативных актов во главе с законом.
Понимание законодательства - вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения должно применяться только узкое понимание за-
1 Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика, 2006. №10. С. 13.
2 Горохов Д.Б., Спектор Е.И. и Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация //Журнал российского
права, 2007. №5. С. 30.
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
конодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов.
Четкое закрепление в законах содержания законодательства определяет и иерархию нормативных правовых актов, степень их юридической силы, что позволяет более эффективно действовать правоприменительным органам при наличии юридических коллизий.
Таким образом, деятельность по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения, есть мониторинг законодательства и правоприменительной практики, а не мониторинг НПА.
Во-вторых, требует пересмотра цель правового мониторинга, под которой, согласно нашему законодательству, понимается «выявление противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации». Не говоря о некорректности в правовом отношении «оценки эффективности реализации устаревших и коррупциогенных норм права», в названном Законе цели правового мониторинга изложены, на наш взгляд, в определённой мере не системно, по своей значимости они неравновелики, усечены и по своему содержанию больше схожи с его задачами и мерами по их решению.
Цели мониторинга являются определяющими при формировании структуры и содержания его системы, которая может рассматриваться как компонент целостной системы контроля. Иными словами, траектория, методология, и содержание мониторинга, а также его результаты во многом зависят от поставленной цели.
Как правило, к основным целям правового мониторинга относят: оценку эффективности функционирования правовой системы; систематизацию действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовку предложений по совершенствованию законодательства.
Конечной целью называют создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов - нормативных правовых актов, отражающих общественные потребности на следующих стадиях:
- правотворческой деятельности по законодательному обеспечению государственной политики;
- подзаконного правотворчества;
- правоприменительной деятельности;
- осуществления правосудия3.
таким образом, необходимо обосновать и уточнить ряд ключевых понятий, методов и средств в сфере осуществления правового мониторинга в Республике Казахстан.
Аталган мацалада Казацстан Республикасындагы цуцыцтыц мониторингтг реттеудея мэселелер царастырылган.
Туйгн свздер: цуцыцтыц мониторинг, цуцыцтыц мониторингтщ мацсаты, зацнама.
В данной статье рассматриваются проблемы регулирования правового мониторинга в Республике Казахстан.
Ключевые слова: правовой мониторинг, цель правового мониторинга, законодательство.
In this article discusses the problems of regulation of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan. Keywords: legal monitoring, purpose of legal monitoring, legislation.
Тамарахан Сержкызы Сафарова,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц бастыгы
^азакстан РеспубликасындаFы к^кыктык; мониторинга реттеудщ H^6ip мэселелерi
Сафарова Тамарахан Сериковна,
начальник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н. Некоторые вопросы регулирования правового мониторинга в Республике Казахстан
Safarova Tamarakhan Serikovna,
chief of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of RK, c.j.s. Some questions of regulation of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan
3 Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие - М.:ИД «Юриспруденция», 2009. - С. 20.