Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития международной защиты избирательных прав: возможности и перспективы'

Некоторые вопросы развития международной защиты избирательных прав: возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная защита / избирательные права граждан / комитет оон по правам человека / европейский суд по правам человека / international protection / electoral rights / united nations human rights committee / european court of human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Елена Леонидовна

Анализируются средства и способы защиты избирательных прав, выработанные мировым сообществом. С этой целью исследуется объем самого понятия «международная защита избирательных прав», затрагиваются вопросы деятельности международных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека. Уделяется внимание проблемам, возникающим при осуществлении международного наблюдения и мониторинга реализации избирательных механизмов в Российской Федерации. Обозначаются перспективы обеспечения более полного совпадения отечественной правоприменительной практики с правовыми позициями Европейского суда, в том числе по вопросам избирательного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the means and ways of electoral rights protection that have been developed by the world community are analyzed. For this purpose, the author studies the volume of the concept «international protection of electoral rights» and touches upon the questions of the international organs" activity that protect human rights and freedoms. Special attention in the article is paid to the problems arising at exercising of international supervision and monitoring of electoral mechanisms in the Russian Federation. The author denotes some prospects for the coincidence of Russian law-enforcement practice with legal positions of the European Court, including election law.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития международной защиты избирательных прав: возможности и перспективы»

УДК 342.8 Е.л. ИВАНОВА

ББК 67.408 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: lenai@list.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Анализируются средства и способы защиты избирательных прав, выработанные мировым сообществом. С этой целью исследуется объем самого понятия «международная защита избирательных прав», затрагиваются вопросы деятельности международных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека. Уделяется внимание проблемам, возникающим при осуществлении международного наблюдения и мониторинга реализации избирательных механизмов в Российской Федерации. Обозначаются перспективы обеспечения более полного совпадения отечественной правоприменительной практики с правовыми позициями Европейского суда, в том числе по вопросам избирательного права.

Ключевые слова: международная защита, избирательные права граждан, Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека.

E.L. IVANOVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: lenai@list.ru

SOME QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTORAL RIGHTS INTERNATIONAL PROTECTION: POSSIBILITIES AND PROSPECTS

In the article, the means and ways of electoral rights protection that have been developed by the world community are analyzed. For this purpose, the author studies the volume of the concept «international protection of electoral rights» and touches upon the questions of the international organs' activity that protect human rights and freedoms. Special attention in the article is paid to the problems arising at exercising of international supervision and monitoring of electoral mechanisms in the Russian Federation. The author denotes some prospects for the coincidence of Russian law-enforcement practice with legal positions of the European Court, including election law.

Keywords: international protection, electoral rights, United Nations Human Rights Committee, European Court of Human Rights.

Сегодня в юридической литературе международная защита избирательных прав граждан понимается в широком смысле. В данное понятие большинство авторов включают не только возможность индивида, несогласного с решениями национальных юрисдикционных органов, апеллировать к межгосударственным правозащитным структурам, но и широкий комплекс иных средств, применяемых мировым сообществом в целях соблюдения каждым государством основополагающих личных и политических прав своих граждан [4, с. 124-125; 5, с. 121].

Однако, понимая международную защиту подобным образом, тот же М.С. Матейкович далее пишет: «Защите избирательных прав граждан могут способствовать миссии экспертов в рамках СБСЕ-ОБСЕ, Совета Европы. В настоящее время индивидуальные жалобы, связанные с нарушением избирательных прав граждан, рассматриваются Комитетом ООН по правам человека и Европейским судом по правам человека» [5, с. 119, 123]. Поэтому важно отметить, что эксперты, международные наблюдатели, приглашаемые во время проведения выборов, оказывают хотя и зна-

© Е.Л. Иванова, 2011

Е.Л. ИВАНОВА

чительное, но лишь содействие защите избирательных прав граждан на международном уровне. Однако это, безусловно, способствует развитию как внутригосударственного, так международного избирательного законодательства и зачастую выполняет превентивную функцию в процессе реализации избирательных прав граждан.

Кроме того, несмотря на наличие в настоящее время значительного числа международных документов, направленных на обеспечение беспрекословной реализации политических прав и свобод личности, оценки экспертов очень часто бывают далеки от объективности. Как замечает И.Б. Борисов, «международные мониторинговые комиссии, к сожалению, не работают "на результат", предполагающий объективную оценку фактических обстоятельств организации проведения выборов и референдумов», а осуществляют сбор фактов, обосновывающих «предполагаемые выводы исходя прежде всего из политической целесообразности» [1, с. 13]. В качестве одной из основных причин этого И.Б. Борисов называет отсутствие конкретных и четких юридических обязательств государств при осуществлении избирательных процедур (избирательных стандартов) и наличие только декларативных политических международных обязательств. Однако, как отмечает A.A. Вешняков, «в настоящее время в рамках ОБСЕ ведется дискуссия по выработке оптимальной методологии международного наблюдения за выборами, деполитизации деятельности БДИПЧ ОБСЕ в этой области, развитию и дополнению, в том числе в рамках проекта "Копенгаген-плюс", обязательств по Копенгагенскому документу 1990 г. новыми положениями, раскрывающими современные реалии в электоральной сфере и не допускающими практику применения "двойных" оценочных стандартов при наблюдении за выборами» [2, с. 15].

Что касается международных органов, которые непосредственно рассматривают обращения граждан о нарушении их избирательных прав, не нашедших защиту внутри своего государства, то здесь большинство исследователей отмечают ограниченность полномочий Комитета ООН по правам человека, предлагают возможные пути повышения его роли и подчеркивают все нарастающий потенциал Европейского суда по правам человека в защите избирательных прав граж-

дан. Так, В.Б. Исраелян пишет: «Юрисдикция Комитета не распространяется на сообщения по вопросам, которые уже рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования»; «в этом отношении Комитет "слабее" Европейского Суда по правам человека, поскольку не может высказать какого-либо мнения по спорам, которые последний принял к своему рассмотрению» [4, с. 129].

Анализируя практику Европейского суда по правам человека, один из его судей, Л. Гарлицкий, достаточно определенно указывает на обязательность его решений для государств — членов Совета Европы, но в то же время подчеркивает, что Европейский суд по правам человека допускает возможность самостоятельного установления государствами некоторых условий осуществления субъективных избирательных прав при соблюдении следующих требований:

- ограничения (условия) должны быть установлены в законных целях и носить временный характер;

- они должны быть соразмерны тем целям, ради которых устанавливаются;

- они не должны искажать саму сущность избирательных прав [3, с. 89].

Кроме того, М.С. Матейкович в качестве исключительного средства международно-правовой защиты избирательных прав рассматривает применение вооруженной силы для прекращения массовых нарушений прав человека. Указанные нарушения в настоящее время воспринимаются как «угроза миру», исходя из расширительного толкования данного понятия (гл. VII Устава ООН), а решение о применении вооруженной силы для восстановления нарушенных прав принимает только Совет Безопасности ООН. Так, в 1994 г. резолюцией 940 Совет Безопасности ООН санкционировал применение вооруженной силы на Гаити, в том числе в связи с необходимостью восстановления демократии в этой стране, попранной в результате свержения законно избранного президента и установления военной диктатуры [5, с. 120].

Таким образом, следует констатировать, что средства международно-правовой защиты избирательных прав граждан только начинают развиваться. Многие государства так называемой молодой демократии пока лишь «примеряют» на себя международные

ИзвестияИГЭА. 2011. № 1 (75)

избирательные стандарты, а их граждане делают только первые, хотя иногда и весьма серьезные попытки поиска защиты своих прав и свобод в международных правозащитных органах. Соглашаясь с высказыванием М.А. Смирновой о том, что именно с помощью избирательных прав определяется место человека в политической системе, обеспечивается возможность его участия в осуществлении государственной власти, гарантируются блага политической свободы и демократии [7, с. 25], важно отметить и необходимость ориентирования уполномоченных органов и лиц на совершенствование как международных, так и внутригосударственных механизмов защиты избирательных прав граждан. Решения Европейского суда должны реализовываться применительно к конкретным общественным отношениям, ставшим причиной судебного конфликта, и одновременно находить свое отражение в национальном законодательстве. Такой подход позволит не просто обеспечить обособленное развитие национального избирательного законодательства и международных избирательных стандартов (что сегодня представляется не только неверным, но и немыслимым), а повысить эффективность имплементации норм международного права в систему отечественного избирательного законодательства.

В заключение следует отметить недавно проявившуюся позитивную тенденцию. На состоявшейся в августе 2010 г. научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения, организованной Советом Федерации, Министерством юстиции и Конституционным судом Российской Федерации, в рамках заседания секции «Реализация решений Европейского суда по правам человека» впервые была предпринята попытка мониторинга реализации постановлений Европейского суда в отечественной законодательной и правоприменительной практике [6]. Кроме того, было принято решение не просто осуществлять разнородный анализ постановлений Европейского суда по отдельным категориям дел, но и направлять в регионы извлечения из его постановлений. Действительно, обеспечить согласование с правовыми позициями Европейского суда федерального избирательного законодательства недостаточно, так как значительную роль в регулировании электоральных отношений играют региональное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Именно поэтому регулярное изучение практики Европейского суда должно стать привычным явлением для правотворческих органов и правоприменителей всех уровней.

Список использованной литературы

1. Борисов И.Б. Международная защита избирательных прав: от обычаев к международным нормам // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 13—18.

2. Вешняков А.А. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 12—17.

3. Гарлицкий Л. Избирательные права в практике Европейского Суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1 (50). С. 89—95.

4. Исраелян В.Б. Особенности судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан Российской Федерации. М., 2003.

6. Ольхов В. Судить по-европейски // Российская газета. 2010. 19 авг.

7. Смирнова М.А. Международно-правовые основы защиты избирательных прав человека и гражданина в современной России // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6. С. 25—31.

Bibliography (transliterated)

1. Borisov I.B. Mezhdunarodnaya zashchita izbiratel'nykh prav: ot obychaev k mezhdunarodnym normam // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2006. № 12. S. 13—18.

2. Veshnyakov A.A. OON i mezhdunarodnye izbiratel'nye standarty: nekotorye aspekty stanovleniya i raz-vitiya // Zhurnal rossiiskogo prava. 2005. № 10. S. 12-17.

3. Garlitskii L. Izbiratel'nye prava v praktike Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2005. № 1 (50). S. 89-95.

4. Israelyan V.B. Osobennosti sudebnoi zashchity izbiratel'nykh prav grazhdan v Rossiiskoi Federatsii : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

5. Mateikovich M.S. Zashita izbiratel'nykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii. M., 2003.

6. Ol'khov V. Sudit' po-evropeiski // Rossiiskaya gazeta. 2010. 19 avg.

7. Smirnova M.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashchity izbiratel'nykh prav cheloveka i grazhdanina v sovremennoi Rossii // Yurist'-Pravoved'. 2008. № 6. S. 25-31.

ИзвестияИГЭА. 2011. № 1 (75)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.