1.37. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДИСКРЕДИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИХ В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Шамаев Артур Мурадинович. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: [email protected]
Аннотация: В период введения режима контртеррористической операции на территории СевероКавказского федерального округа велика роль правоохранительных органов в стабилизации обстановки в регионе. При этом сотрудники органов внутренних дел находятся под пристальным вниманием средств массовой информации и общественности, целенаправленные действия которых по подрыву авторитета и доверия могут квалифицироваться как дискредитация правоохранительных органов.
Ключевые слова: дискредитация, контртеррористические операции, защита чести, достоинства и деловой репутации, органы внутренних дел, средства массовой информации.
ANTI DISCREDIT EMPLOYEES OF THE INTERIOR OF RUSSIA
INVOLVED IN COUNTERTERRORIST OPERATION IN THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT.
Shamaev Artur Muradinovich. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: activities of OVD in the special conditions. E-mail: [email protected]
Annotation: During the introduction of the counterterrorist operation in the North Caucasus Federal District plays an important role of law enforcement agencies in the stabilization of the situation in the region. At the same time law enforcement officers are under the scrutiny of the media and the public, of which targeted actions to undermine the credibility and trust may qualify as discrediting the law enforcement agencies.
Keywords: discredit, counter-terrorist operations, protection of honor, advantage and business reputation, law-enforcement bodies, mass media.
Защита чести, достоинства и деловой репутации (противодействие дискредитации) сотрудников ОВД является сегодня одним из наиболее важных направлений работы подразделений собственной безопасности МВД России, что подтверждается статистическими данными. Так, за 2015 г. зарегистрировано 23709 преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов внутренних дел, в том числе около 18 тыс. совершены в период исполнения сотрудниками служебных обязанностей [5].
В ведомственных документах, которыми регламентируется деятельность по обеспечению собственной
безопасности, официально введен термин «дискредитация», что свидетельствует о пристальном внимании ведомства к рассматриваемой проблеме. Вместе с тем, содержание данного термина не раскрывается, что создает трудности в понимании такого явления как дискредитация, а также негативно сказывается на деятельности по противодействию ей в системе правоохранительных органов.
В этой связи представляется целесообразным предложить внести в ведомственные документы, устанавливающие основы деятельности в сфере обеспечения собственной безопасности, понятие дискредитации, под которым следует понимать «умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа сотрудников органов внутренних дел, доверия к ним, отрицательно влияющие на общественное мнение о деятельности органов внутренних дел».
Особое внимание следует уделять вопросам чести, достоинства и деловой репутации сотрудников ОВД, осуществляющих деятельность в условиях режима контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского федерального округа, что обусловлено стремлением радикально настроенных группировок, террористов, экстремистов дискредитировать правоохранительную систему в целом и органы внутренних дел в частности. В этих целях незаконные вооруженные формирования проводят пропагандистскую и вербовочную деятельность, вовлекая в свои ряды молодежь, а так же бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В соответствии с Федеральным законом от 06 марта
2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [1] контртеррористические операции - это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
На период действия режима контртеррористической операции могут вводиться предусмотренные Федеральным законом меры административно-правового воздействия и временные ограничения. Однако как показывает практика, ежегодно растет число нарушений правового режима контртеррористической операции, предусмотренных ст. 20.27 КоАП РФ. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в
2007 г. судьями рассмотрено только 14 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.27 КоАП РФ, по материалам которых 11 физических лиц подвергнуты наказанию в виде административного штрафа на сумму 12 500 руб., в 2014 г. по 77 рассмотренным делам привлечены к ответственности в виде административного штрафа 72 физических лица на общую сумму 34 000 руб., а за 2015 г. по результатам рассмотрения 191 административного дела по ст. 20.27 КоАП РФ привлечено к ответственности 184 физических лица и 1 лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с общей суммой штрафа 86 200 руб. [4]
Органы внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции наделены особыми государственно-властными полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан [9, стр. 123]. Однако противоправное поведение сотрудников органов внутренних дел, выражающееся в злоупотреблении должностными полномочиями, при проведении таких
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДИСКРЕДИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Шамаев А.М.
мероприятий выступает одним из факторов, дискредитирующих систему правоохранительных органов. Противоправность связана с причинением существенного вреда правам, законным интересам граждан и иных лиц, а также охраняемым интересам общества и государства. Так, сотрудниками службы собственной безопасности МВД России и УФСБ России по Чеченской Республике были выявлены факты неправомерного подписания одним и руководителей ВОГОиП МВД России постановлений о ходатайстве перед Грозненским гарнизонным военным судом о разрешении проведения специальных технических мероприятий в отношении граждан, которые послужили основанием для вынесения указанным судом решений об ограничении их конституционных прав [6].
Опасность таких действий состоит в вероятности искажения представлений о должном (требуемом) поведении сотрудника ОВД, когда интересы целесообразности и собственного удобства, стремление приукрасить результаты своей работы подменяют собой истинное назначение правоохранительных органов в обществе [2, стр. 16].
Ситуация в регионах Северо-Кавказского федерального округа в сфере соблюдения прав человека остается стабильно тяжелой. Права местного населения во время проведения контртеррористических операций зачастую нарушаются. Сотрудники правоохранительных органов наделены широким спектром полномочий, в том числе и связанных с применением в определенных случаях к гражданам мер принуждения, ограничения их прав и свобод. Все это, как правило, делается с целью искусственного увеличения статистических показателей раскрытых преступлений, укрытия нераскрытых преступлений. Например, в Республике Дагестан достаточно давно практикуется такое понятие, как «гонка за показателями» [2, стр. 16]. Из серьезных нарушений прав и свобод граждан, произошедших в 2015 году, можно назвать штурма офиса Комитета против пыток в Грозном, невнятная реакция правоохранителей и затянувшаяся пауза в расследовании этого инцидента.
Несмотря на ограничения, установленные на период действия режима контртеррористической операции, распространяемые и на деятельность представителей средств массовой информации, последние также нередко нарушают их, активно освещая и обсуждая действия органов внутренних дел в указанный период. Особое опасение на сегодняшний день вызывает распространение информации о деятельности органов внутренних дел, имеющей негативно критический характер, поскольку информация подобного рода не только дискредитирует сотрудника ОВД в лице общественности, но и пропагандирует негативное отношение к российской правоохранительной системе в целом. В качестве примера можно привести статью Магомеда Туаева «Эксперты заявили об ухудшении ситуации с правами человека в регионах СКФО в 2015 году», размещенную 01 января 2016 г. на портале «Кавказский узел» [6, стр. 75].
Указанное, в свою очередь, требует от представителей правоохранительных органов принятия активных мер по недопущению нарушения законодательства со стороны средств массовой информации. В частности, необходимо усилить контроль за деятельностью представителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественностью. При этом думается,
что формы и объем информирования общественности о террористической акции должны определяться совместно руководителем оперативного штаба и представителем, ответственным за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественностью.
В случае нарушения средствами массовой информации установленных законодательством условий освещения контртеррористической операции виновные лица привлекаются к ответственности по ч. 4 ст. 20.27 КоАП РФ. Однако озвученная ранее статистика свидетельствует о том, что за последние годы средства массовой информации как юридические лица за подобные правонарушения не привлекались к административной ответственности, несмотря на нарушения ими правового режима контртеррористической операции. Так, например, некоторые телекомпании транслировали в прямом эфире проведение контртеррористической операции по освобождению заложников из Дворца культуры на ул. Мельникова, д. 7 (известный как Норд-Ост», что отрицательным образом сказалось на ее результатах.
Вместе с тем представляется, что санкции за данное правонарушение являются незначительными и не являются препятствием для совершения повторного нарушения. Следовательно, в целях предупреждения нарушения средствами массовой информации ограничений, установленных на период действия режима контртеррористической операции, представляется целесообразным увеличить санкции по ч. 4 ст. 20.27 Ко-АП РФ в 10-кратном размере.
Любые факты дискредитации сотрудников ОВД, участвующих в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, не должны оставаться без внимания и своевременно выявляться и устраняться [8, стр. 141].
Следует отметить, что в структуре Главного управления собственной безопасности МВД России создан специальный отдел защиты деловой репутации органов внутренних дел и организации пропагандистской работы, который организует постоянный мониторинг размещаемых в прессе публикаций, позволяющий выявлять несоответствующие действительности материалы порочащего характера в прессе и на различных сайтах сети Интернет. По фактам распространения недостоверной информации проводятся проверки, а на завершающем этапе принимаются такие меры защиты, как опровержение недостоверной информации и ее удаление, а также оказание содействия сотрудникам по защите их интересов в суде.
Количество выявленных случаев распространения в средствах массовой информации не соответствующих действительности сведений о сотрудниках ОВД, носящих порочащий характер, свидетельствует об эффективности деятельности отдела защиты деловой репутации органов внутренних дел и организации пропагандистской работы, Так, например, за 2015 г. внесено 74 опровержения. Из сети «Интернет» удален 91 материал. Удаление статей, комментариев, видеороликов и фотографий владельцы электронных СМИ, сайтов, форумов, порталов и блогов, а также их представители осуществляли, как правило, добровольно после получения писем, направленных органами внутренних дел в адрес распространителей (51 материал). В остальных случаях на основании исковых заявлений об опровержении и устранении дискредитирующей информации материалы удалены на основании решения суда.
В судебные органы в гражданско-правовом порядке в защиту чести, достоинства и деловой репутации в суды направлено 128 исковых заявлений, из них органами внутренних дел - 39, сотрудниками - 89 [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что органами внутренних дел должны предприниматься все возможные меры, направленные на формирование у представителей общественности сугубо положительного мнения о деятельности сотрудников, участвующих в контртеррористических операциях в СевероКавказском федеральном округе, как о профессионалах, которые на высоком уровне выполняют возложенные обязанности и так же профессионально отстаивают свои интересы, связанные с честью и достоинством, а также имиджем, репутацией всей системы в целом [7, стр. 169].
В этих целях органы внутренних дел должны организовывать конструктивное взаимодействие с центральными, региональными и ведомственными средствами массовой информации по освещению хода контртеррористической операции, Это позволит избежать утечки информации о планируемых мерах, времени начала штурма, участвующих силах и применяемых средствах, а также от доведения до населения дискредитирующей информации о деятельности сотрудников ОВД, как правило, основанной на домыслах и ничем не подкрепленной. Для этого требуется установить четкую схему взаимодействия, регулярность и порядок предоставления необходимой и достаточной информации, прав и обязанностей участников с обеих сторон.
Однако представляется, что информационное взаимодействие между органами внутренних дел и средствами массовой информации должно осуществляться и после отмены режима контртеррористической операции. При этом можно предусмотреть проведение комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию сотрудников ОВД, участвующих в контртеррористических операциях, а также формирующих и поддерживающих положительный образ сотрудника органов внутренних дел.
Список литературы:
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 58.
2. Баринов А.Б. Условия, способствующие совершению злоупотреблений должностными полномочиями сотрудниками органов внутренних дел (по материалам Республики Дагестан) [Текст] / А.Б. Баринов // Российский следователь. 2007. № 23.
3. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 23.06.2016).
4. Информационный материал о проведенных в 2015 году мероприятиях по защите сотрудников ОВД от посягательств [Электронный ресурс] // URL: https://mvd.ru /upload/site1/document_file/Informacionnyy_material_o_pr ovedennyh_v_2015_godu_meropriyatiyah_po_zaschite_s otrudnikov_OVD_ot_posyagatelstv.pdf (дата обращения: 23.06.2016)
5. Службой собственной безопасности выявлен факт нарушения закона сотрудником ОВД [Электронный ресурс] // URL: https://скфо.мвд.рф/novosti/item/8002788 (дата обращения: 23.06.2016).
6. Шамаев А.М. Взаимодействие следователя с оперативными службами в ходе расследования преступлений террористического характера // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С.72-77.
7. Шамаев А.М. К вопросу о целесообразности выдачи табельного оружия сотрудникам Органов внутренних дел на постоянное ношение // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 167-169.
8. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и оперативных служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. 2014.№16. С.140-142.
9. Шамаев А.М. Пропаганда благотворительности в исламской среде как профилактическая мера в противодействии распространению религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. С. 122-124.
Рецензия
На научную статью «Некоторые вопросы противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, участвующих в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского Федерального округа» преподавателя кафедры деятельности ОВД в особых условиях Шамаева Артура Мурадиновича.
Тема, раскрываемая в статье, несомненно, является актуальной для современного общества. В период введения режима контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского федерального округа велика роль правоохранительных органов в стабилизации обстановки в регионе. При этом сотрудники органов внутренних дел находятся под пристальным вниманием средств массовой информации и общественности, целенаправленные действия которых по подрыву авторитета и доверия могут квалифицироваться как дискредитация правоохранительных органов.
Материал в статье изложен в логической последовательности, грамотным языком и может представлять интерес для читателей, занимающихся научной деятельностью в данной сфере. Приводимые в статье теоретические положения убедительно обоснованы, что говорит о высоком научном уровне работы. В целом содержание статьи представляется актуальным.
Таким образом, статья «Некоторые вопросы противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, участвующих в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского Федерального округа», подготовленная преподавателем кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо- Кавказского института повышения квалификаций (филиал) Краснодарского университета МВД России А.М. Ша-маевым соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент:
преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, полковник полиции, кандидат юридических наук, доцент В.М. Харзинова