Научная статья на тему 'Некоторые вопросы применения водного кодекса в отношении загрязнений акватории Финского залива сточными и льяльными водами'

Некоторые вопросы применения водного кодекса в отношении загрязнений акватории Финского залива сточными и льяльными водами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНОЙ СРЕДЫ / ВОДНЫЙ КОДЕКС / СТОЧНЫЕ ВОДЫ / СУДОХОДСТВО / ФИНСКИЙ ЗАЛИВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева А.И.,

Представлен анализ потенциальных рисков загрязнения акватории Финского залива г. Санкт-Петербург в результате пассажирского судоходства в навигацию 2016 г., выполненный расчетным методом ФБУ «Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море». На основе данных, полученных в следствие проведенной экспертизы и информации, полученной от судоходных компаний особое внимание уделено загрязнению сточными и льяльными водами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы применения водного кодекса в отношении загрязнений акватории Финского залива сточными и льяльными водами»

Пристатейный библиографический список:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства Российской Федерации. № 48. 01.12.1997. Ст. 5493.

2. Международная Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79) (Гамбург, 27 апреля 1979 года) // Сборник международных договоров СССР. М. 1990. вып XLIV. С.225-238.

3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.) (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ.

4. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) (Лондон, 1 ноября 1974 года) (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ.

5. Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года» (КГО/CLC) (Вместе со «Свидетельством о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью») (Подписан в г. Лондоне 27.11.1992) // Собрание законодательства РФ. 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1345.

6. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) (вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных наций о морской перевозке грузов 1978_ (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Консультант Плюс.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

8. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 203 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2011 г. № 14. Ст. 1928.

9. Морское право: Учебник. В 2 т. Т.1: Общая часть // отв. ред. О.А. Жаркова, В.Ф. Сидорченко. СПб: Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006 г. 726 с.

10. Белякович Е.В. К вопросу о действии правовых норм на территориях со смешанным правовым режимом // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 4. С. 178-192.

11. Валиуллина К.Б. Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 66-75.

12. Перцева В. На грани катастрофы. Чему учит Россию гибель танкера в Восточно-Китайском море // Forbes [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/biznes/356285-na-grani-katastrofy-chemu-uchit-rossiyu-gibel-tankera-v-vostochno-kitayskom-more.

13. Крупнейшие разливы нефти в истории человечества //Neftegas.ru [Электронный ресурс] URL: https://neftegaz.ru/analisis/ecology/329375-krupneyshie-razlivy-nefti-v-istorii-chelovechestva/.

14. Скаридов А.С. Морское право: Учебник. В 2 т. Т.1: Международное публичное морское право. М: ЮРАЙТ, 2017. 395 с.

Зайцева А. И.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, Старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО КОДЕКСА В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АКВАТОРИИ ФИНСКОГО ЗАЛИВА СТОЧНЫМИ И ЛЬЯЛЬНЫМИ ВОДАМИ

Аннотация: Представлен анализ потенциальных рисков загрязнения акватории Финского залива г. Санкт-Петербург в результате пассажирского судоходства в навигацию 2016 г., выполненный расчетным методом ФБУ «Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море». На основе данных, полученных в следствие проведенной экспертизы и информации, полученной от судоходных компаний - особое внимание уделено загрязнению сточными и льяльными водами. Ключевые слова: охрана и использование водной среды; Водный кодекс; сточные воды; судоходство; Финский залив.

SOME ISSUES OF THE APPLICATION OF THE WATER CODE IN RELATION TO POLLUTION OF THE GULF OF FINLAND BY SEWAGE

AND BILGE WATER

Summary: An analysis of the potential risks of pollution of the Gulf of Finland water area in St. Petersburg as a result of passenger navigation to navigation 2016 is presented, performed by the FBU Baltic Directorate for Technical Support for Maritime Surveillance using the calculation method. Based on the data obtained as a result of the expertise and information received from shipping companies, special attention is paid to pollution by sewage.

Key words: protection and use of the aquatic environment; Water Code; wastewater; shipping; The Gulf of Finland.

Охрана и использование водной среды в акватории Балтийского моря и Финского залива регулируется водным законодательством Российской Федерации, которое характеризуется сложной структурой и основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Составной частью водного законодательства являются международные договоры и конвенции в области использования и охраны вод, стороной которых является Российская Федерация (Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря; ХЕЛКОМ; МАРПОЛ и др.).

Хельсинскую конвенцию подписали семь стран, расположенных на побережье Балтийского моря. Этот документ содержит четыре направления действий: снижение эвтрофикации, решение проблем, связанных с морским судоходством, опасными веществами и биологическим разнообразием Балтики.

Согласно рекомендациям ХЕЛКОМ все прибрежные страны прекращают сбросы неочищенных стоков в Балтийское море. Россия не исключение. Однако заметных успехов в очистке бытовых стоков пока удалось достичь лишь Петербургу.

Но, несмотря на высокие показатели в отчистке бытовых стоков, в последние годы интенсивное (одним из главных) судоходство стало главным источником загрязнения Финского залива.

Акватория Финского залива (восточная часть Балтийского моря, являющаяся конечным бассейном стока) испытывает возрастающее воздействие промышленными и бытовыми сточными водами Санкт-Петербурга и его пригородов и соответственно имеют высокие концентрации основных биогенных элементов (фосфор, азот, железо), тяжелых металлов, фенолов, пестицидов и др.

Особенно это актуально в последние годы, так как интенсивно строятся на берегах Финского залива такие портовые комплексы как: Нефтеналивной порт Приморск, порт Услуга, портовый комплекс Бронка, нефтеналивной терминал Лукойл-2 в г. Высоцке, строится в бухте Портовая завод сжиженных газов.

В своей статье я проанализировала работу только пассажирских судоходных компаний в г. Санкт-Петербург. Статистические материалы использовались ФБУ «Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море».

По результатам 2016 года производились запросы во все судоходные компании и компании, занимающиеся приемом и переработкой сточных и льяльных вод.

Сточные воды - это загрязненные различными производственными отходами воды, для удаления которых с территории населенных пунктов и предприятий промышленности оборудуются специальные канализационные системы.

Льяльные воды - это воды, загрязнённые нефтепродуктами.

Использовался расчетный метод, при котором учитывалась емкость цистерн, вместимость теплохода, количество пассажиров в одном рейсе и потенциальное количество использование слива воды в сточную цистерну.

Приведем пример на теплоходе «Москва» одной из судоходных компаний ООО «Нева Тревел Компани».

Учитывая вместимость данного теплохода, средний расчет - 60 человек. Рейс длится около 3х часов. Емкость сточной цистерны 1 тонна. Возьмем, к примеру, 10 человек, которые сольют около 5 литров воды в сточную цистерну. Таким образом, при суммировании получаем 9 тонн сточных вод теплоход накапливает за месяц, совершая только один рейс в сутки, учитывая, что в последнее время теплоходы совершают как минимум 3-4 рейса в сутки. То есть, за навигационный период накапливается - 30 тонн сточных вод.

Сточные воды, по всем требованиям Санэпидемстанции Санкт-Петербурга, хранятся не больше 6 дней, затем становятся токсичными бактериологичными и опасными. Таким образом, все пассажирские суда должны сдавать сточные воды не более чем через 6 дней (автономность судна). Таким образом, теплоход «Москва» 5 раз в месяц должен сдавать сточные воды.

Приведем еще один пример. В Финском заливе всего 16 судоходных компаний.

• Фактически за год они сдали 514,6 м3 сточных вод; 307,11 м3 льяльных вод.

• По расчету за год они сдали 1523,4 м3 сточных вод; 403,2 м3 льяльных вод.

То есть, получили доказательство того, что - 1008,8 м3 сточных вод и 96,09 м3 не санкционировало выброшено в Финский залив и не сдано в сточные сооружения. А река Нева является главным источником водоснабжения в Санкт-Петербурге.

В итоге, весь масштаб бедствия был доведен до всех судоходных компаний и компаний, осуществляющих деятельность по сбору, транспортировке и утилизации судовых отходов и бытового мусора с судов в данном регионе (ООО «Экологический флот», ООО «Эко-Нева», ООО «Контур СПб» и др.)

Также, осуществлялись контрольные рейды как минимум 3 -4 раза в навигацию с проверкой судов, в связи с чем и были вновь выявлены нарушители, которые подвергались наложению санкций.

Судовладельцы во избежание расходов идут на такие нарушения, как снятие маховиков с опечатанных пломб, сливая сточные воды за борт, льяльные же сливают через бытовые насосы.

Таким образом, следует сделать вывод, что существует большое количество мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации (канализация, новые технологии очистки воды и др.), как на национальном уровне, так и на международном, но при этом, только увеличивается состав и разнообразие токсичных веществ.

Судовладельцам остается только увеличивать объемы цистерн либо закрывать уборные на теплоходах, чтоб избежать санкций, а государствам следует начать воплощать свои «Программы» в реальность.

Как сказал Виктор Терешкин на пресс-конференции «Экологическое состояние водных ресурсов Северо-Западного Федерального Округа»: - «Вот и получается - плывут пароходы, летят вертолеты, пишутся отчеты, возбуждаются дела, отмечаются трудовые победы, рапортуется об успехах. А «плоды» канализации без всякой очистки все так же текут по Охте и Неве в Финский залив, превращая его в бульон с клецками...».

Приложение 1

№ Компания Плавсредства Фактически сдано (м3) По расчету (м3) Приемщики отходов

1. ООО «Нева Тревел Компани» 2-х палубныйе т/х «Людмила»; «Москва 55»; «Москва 183»; «Москва 125»; «Москва 201»; «Москва 57»; «Нева 1»; «Нева 5». Метеоры - 171, 182, 184, 186, 190, 202; Чародейка (вместимость до 50 чел.) Дюймовочка (вместимость до 60 чел.); Кронверка (вместимость до 60 чел.); Смоленка (вместимость до 60 чел.) Разлив-2 (вместимость до 60 чел.); Рощинка (вместимость до 50 чел.); Вуокса; Грация; Русалочка (вместимость до 40 чел.); Аргус-1 (вместимость до 35 чел.); Кудесница (вместимость до 30 чел.) 185 52 441 90 ООО «Эко-Нева» ООО «Контур СПб»

2. ООО «Мелодия» Метеор -214 (проект 342Э) Конструктор Алексеев» (проект 342Э) Восход 61 (проект 352) Восход 67 (проект 352) Москва 212 (проект Р51 ЭК\2) «Мелодия» (проект 82510) «Симфония» (проект 82510) «Нота» (проект 82510) «Соната» «Расподия» «Элегия»

3. ООО «Глория Клуб» «Глория-12» (тип Москва) 11,5 6,5 30 3,6 ООО «Эко-Нева»

4. ООО «Водоход» 9 Метеоров: 142; 143; 176;185;237; 238;247; 208; 209 49,7 46,7 54 32,4 ООО «Эко-Нева» ООО «Контур СПб»

ИТОГО 514,6 307,11 1523,4 403,2

РАЗНИЦА -1008,8 -96,09

Пристатейный библиографический список:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 17 февраля 1978 года)

3. ХЕЛКОМ 1974г. - международная организация, которая совершает общий экологический менеджмент в Балтийском море.

Копылова Е.Г.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ

СУДОВ

Аннотация: В данной статье даётся понятие «маломерного судно», рассматриваются основные особенности изменения законодательства Российской Федерации в области регистрации и дальнейшей эксплуатации маломерных судов, а также проблематика и недоработки нормативно правовых актов по данному вопросу, соотношение с иностранным и международным законодательством.

Ключевые слова: маломерное судно, коммерческие и некоммерческие суда, регистрация маломерных судов, ГИМС, право на управление маломерным судном.

LEGAL REGULATION OF SMALL-CRAFT BOATS

Summary: In this article the term small-size craft is given , main features of the legislation change of RF in the area of registration and further operation of small-size craft discussed, also issues and deficiencies Regulatory legal instruments on these matters. relationship with foreign and international rules are discussed.

Keywords: small-craft boat, commercial and non - commercial shipping, registration of small - crafts boats, state inspectorate for small craft, national certificate for operator of small craft

Российская Федерация самое огромное государство в мире, эта страна обладает обширным количеством рек, озёр, водохранилищ, искусственных водоёмов и т. д. Наличие такого большего количества внутренне водных и морских путей способствовало бурному развитию маломерного судоходства. Примерно, на государственном учёте в настоящее время находятся более полутора миллиона маломерных судов и эта цифра постоянно растёт. Так по статистики Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по городу Санкт-Петербург за последние три года гражданами было куплено свыше 2,5 тысяч гидроциклов и с начала 2018 года было проведено ГИМС совместно с другими структурными подразделениями 1 500 профилактических выездов, по результатом которых было выписано 556 постановлений об административных правонарушений связанных с управлением маломерными судами. Именно поэтому необходимо чёткое регулирование вопроса эксплуатации данного вида транспорта, по вопросом которого не так давно произошли глобальные изменения в законодательстве.

25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»

Старое определение было очень громоздким и не давало чётких уточнений, под маломерным судном ранее понималось, самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажиро- вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Теперь со вступлением в силу нового закона под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Данное определение было соотнесено с аналогичным определением, данным в правилах Европейской экономической комиссии ООН. Из этого следует, что маломерные суда Российской Федерации подчиняться примерно тем же правилам, которые приняты во всем мире.

Термин «малое судно», именно такое название дано данному виду судов в Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям, это любое судно, длина корпуса которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.