Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / трудовое законодательство / прокуратура РФ / трудовые права / правовое регулирование

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусин А. Р.

По результатам анализа актуальной статистики о нарушении трудового законодательства были отмечены положительные тенденции в соблюдении трудовых прав, однако был сделан вывод о наличии ряда правовых проблем. В статье рассматриваются выявленные автором правовые проблемы и пробелы законодательства в рамках прокурорского надзора в сфере соблюдения трудового законодательства и трудовых прав работников. Предлагаются подходы к решению правовых проблем и пробелов, изменения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-236-239 NIION: 2021-0079-3/23-184 MOSURED: 77/27-025-2023-03-184

МУСИН Артемий Русланович,

Студент 4 курса направления подготовки «Юриспруденция» юридического института РГУ имени С.А. Есенина, e-mail: artemymus1n@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. По результатам анализа актуальной статистики о нарушении трудового законодательства были отмечены положительные тенденции в соблюдении трудовых прав, однако был сделан вывод о наличии ряда правовых проблем. В статье рассматриваются выявленные автором правовые проблемы и пробелы законодательства в рамках прокурорского надзора в сфере соблюдения трудового законодательства и трудовых прав работников. Предлагаются подходы к решению правовых проблем и пробелов, изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: прокурорский надзор, трудовое законодательство, прокуратура РФ, трудовые права, правовое регулирование.

MUSIN ArtemiyRuslanovich,

Student of the 4th year of the direction of training "Jurisprudence"of the Law Institute of the Russian State University named after S.A. Yesenin

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF LABOR LEGISLATION

Annotation. According to the results of the analysis of current statistics on violations of labor legislation, positive trends in the observance of labor rights were noted, however, it was concluded that there are a number of legal problems. The article examines the legal problems and gaps of legislation identified by the author within the framework of prosecutorial supervision in the field of compliance with labor legislation and labor rights of employees. Approaches to solving legal problems and gaps, amendments to the current legislation are proposed.

Key words: prosecutor's supervision, labor legislation,Prosecutor's Office of the Russian Federation, labor rights, legal regulation.

Деятельность по надзору за соблюдением трудовых прав, трудового законодательства крайне важна для целостного развития государства ввиду того, что затруднительно представить функционирование экономического сектора государства, развитие бизнеса, когда происходит нарушение прав работников, субъектов, лежащих в основе экономического роста.

Правовая основа прокурорского надзор в сфере трудовых прав представлена положениями Конституции Российской Федерации, например, ст. 129, которой устанавливает единую федеральную систему централизованных органов, осуществляющих надзор на соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, выполняющих ряд иных функций. Правовая основа также включает в себя Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [2] и другие законы. Детальное правовое регулирование прокурорского надзора представлено при-

казами Генеральной прокуратуры РФ, в числе которых приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3], Приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан»[4] и другие.

Настоящая ситуация характеризуется улучшением показателей по соблюдения прав работников, в том числе и на своевременную заработную плату в соответствующем размере, однако проблема защиты трудовых прав является все еще весьма актуальной, распространенной и требующей принятия дальнейших мер для ее решения. Подтвердить сказанное возможно официальными статистическими данными Генеральной прокуратуры РФ. За 2022 год задолженность по заработной плате уменьшилась на 142 миллиона рублей, до 642,8 миллионов рублей. По результа-

там деятельности органов прокуратуры общий размер задолженности по заработной плате оказался погашенным на 17 миллиардов рублей. Уровень безработицы на территории РФ упал до 3,8 процентов, что прямо связывается с пресечением прокуратурой фактов нарушения трудового законодательства. Было выявлено более 449 000 нарушений трудовых прав граждан за 2022 год [5].

По результатам исследования действующего законодательства и доктрины был выявлен ряд правовых проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав и трудового законодательства, в том числе с применением правовых средств.

В целях борьбы с нарушением трудовых прав работников применяются правовые средства, которые можно разделить на 2 группы: средства выявления правонарушений и средства реагирования на обнаруженные правонарушения. Указанная классификация правовых средств выделяется такими исследователями, как При-горща П.А. [6], Бобров В.К. [11].

К средствам выявления правонарушений принято относить прокурорскую проверку в качестве основного средства. В доктрине существуют различные классификации прокурорских проверок. Среди таких различными авторами выделяются: целевая, сквозная, контрольная, комплексная, камеральная, документарная, выездная, камеральная, плановая, текущая, дополнительная. Несмотря на пестроту взглядов относительно выделяемых исследователями видов проверок, законодательное выделение конкретных видов прокурорских проверок отсутствует, как и отсутствует законодательное закрепление содержания понятия "прокурорская проверка".

В целях устранения пробела в законодательстве возможно согласиться с предлагаемым Козусевой О.А. законодательным закреплением следующих видов прокурорской проверки: документарная, выездная [10]. Детализация же разновидностей и особенностей прокурорских проверок может быть предусмотрена специальными нормами в рамках приказов Генпрокуратуры РФ. Считаем возможным закрепить в законе следующее понятие прокурорской проверки: "прокурорская - это полномочие прокурора по надзору, выявлению и проверке сведений на факт нарушения действующего законодательства.".

К средствам реагирования на обнаруженные правонарушения относят следующие, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»: протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25),

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1), обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Обратим внимание на выявленную недостаточную эффективность такого правового средства, как прокурорский протест. Содержание ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит положения о недействительности, приостановлении действия противоречащего закону акта, в течение срока рассмотрения протеста с момента его принесения на противоречащий закону акт, либо с момента издания указанного акта. Так, например, прокуратурой Веневского района Тульской области были принесены протесты на правила внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда в отношении ООО «КронаАртВуд» и ООО Завод «Янтарная Прядь». В такого рода ситуациях возможно предположить наличие негативных последствий, с которыми сталкивались работники во время рассмотрения протестов. Среди таких, например, можно выделить нарушение права на получение платы за время простоя, которая может быть очень существенной для работника, влиять на удовлетворение им базовых бытовых потребностей, работник может испытывать физические и нравственные страдания, ему причиняется моральный вред. В целях защиты трудовых прав работников, считаем необходимым внести изменения в ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», дополнив положением о приостановлении действия акта, на который приносится протест прокурором.

Примечательно содержание ст. 21Феде-рального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому отсутствует формулировка, включающая граждан в перечень лиц, в отношении которых может осуществляться прокурорский надзор. В то же время, согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Исходя из этого считаем возможным предложить внести изменения в ч.1 ст. 21 закона, дополнив формулировкой "физическими лицами-работодателями".

Пункт1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также содержит неполную формулировку, которая способна стать препятствием для успешного осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. Законодатель указывает, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод гражданина. Заметим, что указанная

формулировка не содержит надзора за соблюдением регулирующих трудовые отношения таких подзаконных актов, как, например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, локальные нормативные акты. Так, например,Указ Президента РФ от «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» [7], постановление Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году» [8] и ряд других актов могут оказаться вне сферы прокурорского надзора. Исходя из этого считаем возможным предложить внести изменения в п.1 ст.1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», дополнив "соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов" формулировкой "подзаконным нормативным правовых актов".

Согласно п.1 ст. 226 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц возлагается на работодателя, как на более сильную сторону отношений, организатора и руководителя профессиональной деятельности. Исходя из содержания данной статьи следует соблюдение принципа пропорциональности, изложенного в классическом виде Ядрихинским С.А. [9], когда государство упрощает выполнение обязанностей по уплате налогов, предусмотренных законом, освобождая работников от обязанности по их исчислению, удержанию и уплате, предусматривая корреспондирующую обязанность работодателя по исчислению, удержанию и уплате налога на доход физического лица. Это позволяет избежать работникам совершения налоговых правонарушений, доначисления налогов, возложения на них обязанностей по уплате пеней и штрафов. Изложенное подтверждает разумную направленность законодательства на ограничение деятельности работника его трудовыми функциями и обязанностями.

Изложенная ситуация была приведена в качестве примера для соотнесения с ситуацией, когда осуществляется нарушение трудовых прав работника, нарушение трудового законодательства, возникает необходимость защиты прав работника. Для работника это может быть крайне затруднительно, как и исчисление, удержание и уплата налогов, если принять во внимание, что работник не является юристом. В то же время, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан лишь в случаях, когда такие граждане не способны обратиться с таким заявлением ввиду состояния здоровья, недееспособности или иных уважительных причин. Считаем, что обращение с таким заявлением предполагает наличие соответствующего образования, наличие необходимой квалификации, что ставит работника в ситуацию, когда защита его прав может прямо зависеть от наличия денежных средств для обращения к профессионалу, юристу. Изложенное,в целях соблюдения принципа пропорциональности, позволяет предложить внести изменения в п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, дополнив перечень лиц, для защиты прав которых прокурор может обратиться в суд, категорией «работники, не имеющие юридического образования».

Таким образом, несмотря на положительные тенденции в соблюдении трудовых прав работников и повышенную эффективность работы органов прокуратуры, правовое регулирование прокурорского надзора в рассматриваемой сфере все еще содержит ряд актуальных правовых проблем и пробелов, которые могут стать препятствием на пути повышения эффективности прокурорского надзора. Изложенные правовые проблемы надлежит решать путем внесения изменения в действующее законодательство.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

[2] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации».

[3] Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.12.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

[4] Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 N 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан».

[5]Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=85342132 (дата обращения: 25.03.2023).

[6]Пригорща П.А. К вопросу о понятии и сущности требования как акта прокурорского реагирования современной российской прокуратуры // Проблемы экономики и юридической практики. 2011.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

№1. - URL: https://cyberleninka.ru article/n/5-9-k-voprosu-o-ponyatii-i-suschnosti-trebovaniya-kak-akta-prokurorskogo-reagirovaniya-sovremennoy-rossiyskoy-prokuratury (дата обращения: 25.03.2023).

[7] Указ Президента РФ от 23.04.2021 N 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.».

[8] Постановление Правительства РФ от 29 августа 2022 г. № 1505 «О переносе выходных дней в 2023 году».

[9]Ядрихинский С.А. Принцип пропорциональности как инструмент достижения баланса интересов в налоговых отношениях: проблемы теории и правоприменительной практики в России и за рубежом.

[10]Козусева О.А.Проблемы прокурорской проверки исполнения законов вне уголовно-правовой сферы // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. №18. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-prokurorskoy-proverki-ispolneniya-zakonov-vne-ugolovno-pravovoy-sfery (дата обращения: 26.03.2023).

[11] Бобров В. К. Прокурорский надзор: учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2018. 240 с.

[1] KonstituciyaRossijskojFederacii» (prinyatavsenarodnymgolosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hodeobshcherossijskogogolosovaniya 01.07.2020).

[2] Federal'nyjzakonot 17.01.1992 N 2202-1 (red. ot 29.12.2022) «O prokuratureRossijskojFederacii».

[3] PrikazGenprokuraturyRossiiot 07.12.2007 N 195 (red. ot 21.12.2022) «Ob organizaciiprokurorskog-onadzorazaispolneniemzakonov, soblyudeniempravisvobodchelovekaigrazhdanina».

[4] PrikazGenprokuraturyRossiiot 15.03.2019 N 196 «Ob organizaciiprokurorskogonadzorazasoblyude-niemtrudovyhpravgrazhdan».

[5] General'nayaprokuraturaRossijskojFederacii: oficial'nyjsajt. - Moskva. - URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=85342132 (data obrashcheniya: 25.03.2023).

[6] Prigorshcha P.A. K voprosu o ponyatiiisushchnostitrebovaniyakakaktaprokurorskogoreagirovaniyas-ovremennojrossijskojprokuratury // Problemyekonomikiiyuridicheskojpraktiki. 2011. №1. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/5-9-k-voprosu-o-ponyatii-i-suschnosti-trebovaniya-kak-akta-prokurorskogo-reagiro-vaniya-sovremennoy-rossiyskoy-prokuratury (data obrashcheniya: 25.03.2023).

[7] UkazPrezidenta RF ot 23.04.2021 N 242 «Ob ustanovleniinaterritoriiRossijskojFederaciinerabochihd-nej vmae 2021 g.»

[8] PostanovIeniePravitel'stva RF ot 29 avgusta 2022 g. № 1505 "O perenosevyhodnyhdnej v 2023 godu".

[9] Yadrihinskij S.A. Principproporcional'nostikak instrument dostizheniyabalansainteresov v nalogovy-hotnosheniyah: problemyteoriiipravoprimenitel'nojpraktiki v Rossiiizarubezhom.

[10] Kozuseva O.A.Problemyprokurorskojproverkiispolneniyazakonovvneugolovno-pravovojsfery//Alta-jskijvestnikgosudarstvennojimunicipal'nojsluzhby. 2020. №18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proble-my-prokurorskoy-proverki-ispolneniya-zakonov-vne-ugolovno-pravovoy-sfery (data obrashcheniya: 26.03.2023).

[11] Bobrov V.K. Prokurorskijnadzor: ucheb. ipraktikum. M.: Yurajt, 2018. 240 s.

Spisok literatury:

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.