Блашенцев Б.О., Блашенцева Л.П., Годовникова А.М.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: товарищество собственников жилья, многоквартирный дом, устав товарищества собственников жилья, органы управления ТСЖ
Keywords: homeowners association, apartment building, charter of homeowners' association, HOA management bodies
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы неэффективного функционирования товариществ собственников жилья и даны рекомендации по внесению изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленных на повышение эффективности деятельности ТСЖ.
Abstract: the article deals with the problems of inefficient functioning of homeowners ' associations and provides recommendations for making changes and additions to the Housing code of the Russian Federation aimed at improving the efficiency of HOA activities.
Количество собственников жилья в России достаточно велико, оно составляет примерно 60%, поэтому круг граждан-потенциальных членов товариществ собственников жилья (ТСЖ) достаточно широк. Это свидетельствует о том, что существует огромный потенциал для формирования у людей чувства собственности, преодоления зависимости как следствия чувства широкого покровительства государства, развития гражданской активности не только через деятельность внутри объединений собственников жилья, но и через взаимодействие с различными ветвями власти. В то же время, будучи созданными по собственной инициативе для защиты своих интересов, эти объединения объективно призваны быть не формальными, как это иногда бывает с некоторыми общественными объединениями и организациями, а реальными участниками общественно-политических процессов [5].
Многоквартирный дом сегодня - это очень сложное инженерное сооружение, содержащее как жизненно важные коммуникации, так и опасные подъемные механизмы. И самое главное, что здесь живут люди. Все они разные, и у каждого есть свой характер, свои особые
46
амбиции и социальный статус. В соответствии с законом товарищество собственников жилья - это объединение собственников жилья для совместного управления и распоряжения недвижимым имуществом в рамках, установленных законом. В последние годы количество товариществ собственников жилья значительно возросло. Наблюдается также резкое увеличение количества судебных исков с участием товариществ собственников жилья (как исков участников к органам управления, так и споров между товариществами собственников жилья и другими хозяйствующими субъектами) [6].
Таким образом, ТСЖ стали значимыми структурными элементами гражданского общества. Они выступают в качестве добровольных самоуправляющихся объединений граждан, созданных на основе личной заинтересованности жителей-собственников жилья.
Правовая основа товарищества заложена в части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации (каждый имеет право вступать в товарищество для защиты своих интересов), а также в части 2 статьи 35 (каждый имеет право владеть имуществом, владеть, пользоваться и распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами) [1].
Деятельность ТСЖ достаточно подробно регулируется нормативными правовыми актами, что позволяет минимизировать конфликты между собственниками, но, как и каждый из установленных законом способов управления многоквартирными домами [2; 3]. ТСЖ имеет как преимущества, так и недостатки. Анализ их деятельности позволяет выделить следующие проблемы неэффективного функционирования товариществ собственников жилья:
1) недостаточная информированность собственников помещений в многоквартирном доме об их правах и обязанностях;
2) пассивность собственников помещений в многоквартирном доме при выборе способа управления, а также в процессе управления многоквартирным домом;
3) несовершенство жилищного законодательства;
4) сложность процедуры выбора способа управления многоквартирным домом (проведение общего собрания);
5) выбор в состав членов правления ТСЖ и членов ревизионной комиссии лиц, не компетентных в экономических и правовых аспектах управления и деятельности товарищества собственников жилья [4].
В связи с этим, решение указанных выше проблем целесообразно осуществить следующим образом.
Во-первых, через средства массовой информации проводить активную информационно-разъяснительную работу среди населения о том, как создаются и действуют товарищества собственников жилья, каковы их преимущества и недостатки, а также распространять положительный опыт существующих товариществ собственников жилья.
Во-вторых, существует необходимость принятия Федерального закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», обусловленная тем, что в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг наблюдается значительное количество нарушений прав граждан-потребителей.
В-третьих, в связи с тем, что действующем Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствуют эффективные правовые механизмы, обеспечивающие эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой товариществом собственников жилья в лице председателя правления, дополнить пункт 3 статьи 150 Жилищного кодекса РФ подпунктом 1.2 изложив его в следующей редакции: «ревизионная комиссия в целях получения более достоверных результатов проверки привлекает для ее проведения внешнего аудитора, услуги которого оплачиваются из средств товарищества собственников жилья».
В-четвертых, для более эффективной работы ТСЖ внести следующие изменения и дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации:
1) внести изменения в статью 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее пунктом 6.1 изложив его в следующей редакции: «уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование по группам членов товарищества в зависимости от типа (жилого или нежилого) их помещения в многоквартирном доме и решаемых вопросов»;
2) в статью 144 «Органы управления товарищества собственников жилья» внести дополнение, согласно которому председатель правления ТСЖ должен быть отнесен к органам управления юридического лица и изложить статью в следующей редакции: «Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества и председатель правления ТСЖ».
Реализация изложенных выше предложений должна способствовать повышению эффективности функционирования товариществ собственников жилья в рамках правового поля, сформированного российским законодательством.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Собрании законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2005. - №1 (часть 1). - Ст. 14.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 1994 - №32 - Ст. 3301.
4. О товариществах собственников недвижимости: письмо Минстроя России от 06.05.2015 № 13327-од/04 // Режим доступа СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.04.2020 г.).
5. Глушко К. Споры вокруг ТСЖ // Жилищное право. - 2015. - №3. -С. 39-46.
6. Шахова Е.С. К вопросу о правовой природе отношений между товариществом собственников жилья, его председателем и членами правления: теория и практика применения действующего законодательства // Семейное и жилищное право. - 2015. - №4. - С. 45 48.
Дерюшева О.И.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: сделка, недействительность сделки, презумпция оспоримости сделок, публичный интерес, ничтожная сделка.
Keywords: transaction, invalidity of transaction, presumption of disputability of transactions, public interest, void transaction.
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы регулирования правового механизма недействительности сделок, презумпции их оспоримости. сделан анализ реформирования гражданского законодательства в данной сфере.