ны систематически планировать весь комплекс профилактических мероприятий по борьбе с травматизмом.
К борьбе с травматизмом должны быть привлечены директора МТС, совхозов, главные инженеры и широкий актив механизаторов.
Нужно добиться того, чтобы в каждом совхозе, МТС было, выделено одно лицо, ответственное за выполнение правил техники безопасности и на поле, и в машинно-тракторной мастерской. Своевременное оказание медицинской помощи при травмах является решающим для скорейшего выздоровления пострадавшего, поэтому медицинскую помощь нужно максимально приблизить к производству. В бригадах и полевых станах целесообразно выделение санитарных уполномоченных с целью контроля за всем необходимым для оказания первой помощи на полевом стане и агрегатах, за ведением учета случаев травматизма, за обучением механизаторов само- и взаимопомощи и соблюдением требований санитарии.
Наряду с изучением санитарно-гигиенических условий труда механизаторов, физиологических сдвигов у них, большое значение в снижении травматизма имеет изучение заболеваемости и проведение диспансерного наблюдения.
Большое значение в организации исследовательских работ по указанным выше вопросам, в оказании помощи органам здравоохранения в районах освоения целинных и залежных земель имели работы комплексных бригад Академии медицинских наук СССР в Казахской ССР и Алтайском крае в 1954 г. и проведенное Академией медицинских наук СССР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР в Новосибирске в марте 1955 г. расширенное заседание Президиума с широким участием представителей научно-исследовательских институтов и местных медицинских работников. Все это способствовало установлению связи людей науки и практики, а также дальнейшему развитию научно-гигиенических исследований на местах по улучшению медицинского обслуживания населения в районах освоения целинных и залежных земель.
Приведенные в настоящем номере журнала материалы по вопросам гигиенического обслуживания сельских населенных мест и тружеников села не исчерпывают всех вопросов сельской гигиены, но могут быть полезны санитарным врачам, работающим на селе.
Долг медицинских работников с честью выполнить возложенные на них задачи, отлично организовать медико-санитарное обслуживание работников целинных и залежных земель и внести свой вклад во всенародное дело крутого подъема сельского хозяйства.
* -¿г
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИИ
Кандидат медицинских наук Е. А. Родионов
Из Московского областного научно-исследовательского санитарно-гигиенического
института
Отсутствие норм, санитарных правил и гигиенической литературы по застройке и благоустройству МТС сильно затрудняет работу районных санитарно-эпидемиологических станций. В целях выяснения основных санитарных требований к планировке и застройке МТС нами было проведено изучение в натуре 20 МТС и проанализировано 27 проектов их реконструкции.
Полученные материалы показали, что изученные проекты предусматривают значительное улучшение санитарных условий в МТС, но не лишены недостатков. Размеры земельных участков под усадьбы МТС более или менее унифицируются и принимаются в пределах 15—20 га. Поэтому при разработке проектов реконструкции МТС земельные участки менее 10 га считаются абсолютно недостаточными и при невозможности прирезки участка до 15—20 га объекты намечаются к переносу на новое место (Красногорская, Кунцевская, Загорская, Клинская и др.).
Проектными решениями намечается подразделение усадеб МТС на основные зоны — производственно-хозяйственную и жилую с учреждениями культурно-бытового обслуживания. Однако наличие существующих, особенно капитальных, зданий не всегда позволяет расположить всю группу производственно-хозяйственных зданий и сооружений правильно по рельефу (ниже) и по направлению господствующих ветров (подветренно) в отношении жилой зоны.
Застройка производственно-хозяйственной зоны в проектах намечается в полном составе зданий и сооружений, указанных в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС, с группировкой зданий и сооружений по принципу функционального их назначения. Но далеко не во всех проектах соблюдены санитарные разрывы между производственной и жилой зоной и выделены площадки для обкатки тракторов, автомашин и пр. При принципиально правильном решении генеральных планов Григорьевской и Сталиногорской МТС не выделена площадка обкатки, близко к жилым домам расположены котельная и гараж, а также не запроектирован озелененный санитарно-защитный разрыв между производственной и жилой зонами (рис. 1). Схемой типового генерального плана МТС на 100 тракторов намечено правильное размещение производственной и жилой зон, но санитарно-защитная зона между ними недостаточна и не озеленена (рис.2).
Строительство жилых домов, административных зданий (контора, агрохимическая лаборатория) и учреждений культурно-бытового обслуживания (баня, столовая, клуб и детские ясли) намечается по соответствующим типовым проектам. Расчет обеспечения жилой площадью в домах и общежитиях без всякого обоснования принимается в 30—70% от всего штата работников МТС. Проектами, как правило, не предусматривается резервная территория для индивидуальных застройщиков. Типы жилых зданий и учреждений культурно-бытового обслуживания часто рекомендуются отсталые.
Неполное обеспечение жилищным фондом высококвалифицированных инженерно-технических и механизаторских кадров, агрономов и ветеринарных врачей, а также применение неполноценных типовых проектов жилых зданий противоречат указаниям партии и правительства о создании необходимых культурно-бытовых условий для работников МТС.
Вопросы выбора источника водоснабжения в проектах решены в основном правильно при использовании в подавляющем большинстве случаев артезианских вод. Суточная же потребность в воде исчисляется по-разному и колеблется от 33 до 97,2 м3 (в среднем 61,02 м3). Проектами предусматриваются самые разнообразные, часто не отвечающие общепринятым, нормы водопотребления. Так, на хозяйственно-питьевые нужды населения на одного человека принимается от 25 до 100 л в сутки, в бане на одного моющегося — от 100 до 150 л; на мойку тракторов — от 150 до 1 500 л и т. д.
Совсем необоснованно и примитивно решаются вопросы канализова-ния и очистки сточных вод.
Архитекторы проектируют канализование только мастерской, автогаража и бани, редко учреждений культурно-бытового обслуживания.
Очистка сточных вод проектируется, как правило, в виде простых отстойников с последующим спуском вод в овраги, кюветы и водоемы. Толь-
1 Постройки 1 подлежащие снссу
Постройки | существующие
Рис. 1. Проект планировки и застройки усадьбы Григорьевской МТС Луховицкого района Московской области.
¿ — контора; 2— проходная и сторожка; 3 — склад запасных частей; 4—5— автогаражн; 6—котельная; 7—склад топлива; 8—трансформатор; 9—ремонтно-механическая мастерская; 10— баня; 11— склад металлического лома и твердого топлива; 12—конюшня; 13 — навес для транспорта; 14 — сарай для пожарного инвентаря; 15—19 — сараи для сельскохозяйственных машин; 20—23 — гаражи для комбайнов; 24 — уборные; 25—27 — гаражи для тракторов; 28 — нефтебаза; 29 — агрохимическая лаборатория; 30—31 — общежития; 32 — учебный корпус с красным уголком; 33 — столовая; 34—52 — жилые двухквартирные дома; 53 — детский сад; 54 — детские ясли; 55 — спортивная площадка; 56—артезианская скважина с насосной станцией и водонапорной башней; 57 — отстойник; 58—хлораторная; 59 — противопожарные резервуары; 60 — конюшня; 61 — сгорожка; 62 — сарай для сельскохозяйственных машин.
I—. Постройки 1—I проектируемые
ко в 5 МТС предусматриваются поля фильтрации и в одной подземное орошение. Для обезвреживания банных вод намечаются отстойники, хлорирование и спуск сточных вод в канавы или кюветы, сточные же воды
от столовой и детских учреждений предполагается собирать в выгреба и вывозить на поля. Предлагаемые схемы канализования и методы очистки сточных вод не отвечают санитарным требованиям и не могут быть одобрены.
Вопросы благоустройства, озеленения и т. д. в пояснительных записках и графиках решаются в основном удовлетворительно, но в сметах не всегда отражаются и пока не осуществляются.
Анализом проектных материалов установлено, что в отношении размеров земельных участков, жилого фонда для работников МТС, подбора типовых проектов, канализования и очистки сточных вод архитекторами допускается серьезная недооценка санитарных и культурно-бытовых запросов и не решается правильно ряд вопросов санитарно-гигиенического порядка.
с
Производственная зона-' -Жилая зона
Рис. 2. Схема типового генерального плана МТС. / — ремонтные мастерские; 2 — котельная-электростанция; 3 — лесопилка; 4 — гаражи для тракторов; 5 — автогаражи; 6 — сараи для сельскохозяйственных машин; 7 —нефтебаза;
8 — обкатная площадка; 9 — служебные помещения.
К вопросам, требующим уточнения и нормирования, в первую очередь относятся: правильное определение размеров земельного участка усадьбы МТС и рациональное его использование, определение размеров санитарных разрывов между производственной и жилой зонами, правильное решение уличной и дворовой сети дорог с учетом особенностей МТС, установление объектов, подлежащих обязательному водоснабжению и канали-зованию, определение простейших, но эффективных методов очистки сточных вод.
Место расположения и размеры земельных участков усадеб МТС до сих пор не регламентировались, а рекомендуемые архитекторами территории в 15 га являются недостаточными для полного обеспечения производственно-хозяйственных нужд и строительства жилых зданий и учреждений культурно-бытового обслуживания.
Размер участка для производственно-хозяйственной части МТС должен определяться габаритами полного набора зданий и сооружений производственно-хозяйственного назначения с группировкой их по функциональному и производственному назначению при соблюдении санитарных н противопожарных требований. При этих условиях производственно-хозяйственная часть должна занимать не менее 10—11 га, что и подтверждается примерной схемой планировки МТС на 100 тракторов, в которой территория производственно-хозяйственной части занимает 10,5 га.
Для зоны жилых зданий и учреждений культурно-бытового обслуживания работников МТС размер территории должен быть рассчитан на
2 Гигиена и санитария, № Б \ 9
обеспечение жилым фондом всего населения с приусадебными участками для домов, строящихся за счет МТС, по количеству участков для учреждений культурно-бытового обслуживания и участков, резервируемых для индивидуальных застройщиков.
Учитывая производственный процесс МТС и возможность травм у работников, следует предусмотреть устройство здравпунктов в МТС, удаленных от населенных мест с организованной медицинской помощью.
По примерной схеме планировки МТС на 100 тракторов при обеспечении жилой площадью только 50% административно-хозяйственного и технического персонала и 35% временно проживающих комбайнеров, трактористов и курсантов требуется 10,4 га, а для полного удовлетворения жилым фондом работников МТС надлежит иметь территорию не менее 15 га. Таким образом, для правильного размещения всех объектов строительства размер общей площади усадьбы МТС определяется в 25 га и более.
Строго установленных норм санитарно-защитных разрывов между производственно-хозяйственной и жилой зонами для МТС не имеется, а применение разрывов по отдельным производственным объектам соответственно Н 101-54 не отвечает суммарному действию вредностей — шума, дыма, пыли и газов.
Объектами постоянного загрязнения атмосферного воздуха являются ремонтная мастерская и котельная. Шум и выделение выхлопных газов при обкатке тракторов в мастерской и вне ее более или менее постоянно имеют место лишь в осенне-зимний период. Кузница, сварочная, медницкая имеют только по одному рабочему месту и работают непостоянно. Таким образом, интенсивность загрязнения атмосферного воздуха от отдельных источников сравнительно небольшая, а сами загрязнения имеют кратковременный характер.
Однако совокупность указанных выше загрязнений атмосферного воздуха и шумов диктуют необходимость размещения мастерской, котельной, автогаражей, гаражей для тракторов и комбайнов, деревообделочной мастерской с пилорамой и обкатной площадки не ближе 100 м от жилых и общественных зданий.
Застройка МТС должна иметь характер благоустроенного рабочего поселка, желательно с укрупненными зданиями, что позволит уплотнить застройку й удешевить благоустройство.
Вопросы водоснабжения МТС при среднесуточном водопотреблении для хозяйственно-питьевых и производственных нужд в размере 50—60 м? для Московской области решаются правильно при использовании подземных вод (артезианские скважины, родники). В отдельных МТС при достаточном дебите водоисточника и хорошем качестве воды возможно использовать грунтовые колодцы, но с обязательной механической подачей воды в запасные резервуары. В исключительных случаях допускается водопользование из открытых водоемов с соответственной очисткой и обезвреживанием воды. Водопровод должен быть введен в производственные здания, автогаражи, котельную и учреждения общественного пользования, а для населения на первое время могут быть установлены водоразборные колонки.
Вопросы канализования и очистки сточных вод МТС заслуживают особого внимания. Основными сточными водами являются стоки от мытья тракторов осенью, деталей в период ремонта машин и автомашин круглый год. Сточные воды от мойки тракторов, автомашин и деталей содержат грязь, щелочи, нефтепродукты и масла. Большой удельный вес занимают мыльные воды из бани, душевых и умывален и последнее место — хозяйственно-фекальные воды от общественных учреждений. Общее количество сточных вод исчисляется в пределах 26,8—34,2 м3 в сут^-ки, из которых на долю стоков от мойки тракторов и машин, от ремонтной мастерской и бани приходится от 20 до 24 м3.
Сточные воды МТС, как содержащие преимущественно остатки нефтепродуктов, масел и щелочи, непригодны для орошения сельскохозяйственных полей.
Обязательному канализованию в первую очередь должны подлежать мастерская, автогараж, котельная, баня, столовая, детские учреждения, клуб и пр. Метод очистки хозяйственно-фекальных сточных вод должен быть простой, но в санитарном отношении надежный, лучше всего почвенный (поля орошения, поля фильтрации или подземное орошение). Указанные выше методы очистки сточных вод могут применяться на естественных или насыпных грунтах в зависимости от местных условий. Сточные воды от мытья тракторов и автомашин после грязе-, нефте- и масло-ловушек могут спускаться в овраги и кюветы.
Зеленые насаждения на усадьбе МТС имеют большое санитарно-гигиеническое значение. Они должны защищать жилую зону от шума, пыли, газов; служить противопожарным целям; обеспечивать отдых взрослых и детей (парки и сады); выполнять декоративные функции и т. д. Насаждения на приусадебных участках должны использоваться под фруктово-ягодные угодья.
Особое значение в МТС имеет благоустройство: мелиорация, вертикальная планировка, рациональное устройство и покрытие двора и дорожной сети, особенно подъездов на территории МТС, проездов по хозяйственному двору и выездов на заправку горючим и на основную дорогу тракторов, комбайнов и автомашин. Сеть дорог и площадок должна быть детально разработана и включена в смету первоочередного строительства.
При наличии твердой материальной базы и соблюдении указанных санитарных требований архитекторы имеют все возможности создавать такие проекты планировки и благоустройства МТС, которые будут отвечать их организационным и культурно-бытовым задачам.
Поступила З/УП 1951 г.
« -йт -¿г
К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ
И РЕКОНСТРУКЦИИ СЕЛЬСКИХ РАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ
Доцент С. А. Пулькис
Из кафедры коммунальной гигиены Омского медицинского института имени М. И. Калинина
В СССР в данное время насчитываются многие тысячи районных центров, большинство из которых сельского типа. Во всех районных центрах идет строительство жилых, административных, производственных и культурно-бытовых зданий, что требует тщательно разработанной планировки их. Но, к сожалению, это строительство во многих областях, в частности, в Омской области, происходит без плана.
Поэтому мы поставили перед собой задачу изучить состояние планировки наших районных центров и на основании полученных материалов и литературных источников попытаться разработать некоторые рекомендации по внедрению гигиенических принципов при составлении проектов планировки сельских районных центров. Из 34 районных центров Омской области нами детально изучено 16 районных центров сельского типа, из которых 7 расположены в лесостепной, 5 — в лесной и 4 — в степной зоне.
В прошлом большинство районных центров были небольшими селами. Поэтому планировка их до сих пор сохраняет в значительной степени характерные черты для старого сибирского села: беспорядочность за-