Научная статья на тему 'Некоторые вопросы изучения казахов Азиатской России российскими исследователями XIX в'

Некоторые вопросы изучения казахов Азиатской России российскими исследователями XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
792
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗАХОВ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ СТАРШЕГО ЖУЗА / ЮРИДИЧЕСКИЙ БЫТ КАЗАХОВ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО КАЗАХОВ / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ЗНАЧЕНИЕ ДЖИГИТОВКИ И КАЗАХСКОЙ БОРЬБЫ / LIFE SUSTENANCE OF KAZAKHS / ETHNIC STRUCTURE OF SENIOR JYS / LEGAL MODE OF LIFE / TRADITIONAL LAW / WEDDING RITE / SIGNIFICANCE OF TRICK RIDING AND KAZAKH FIGHTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриенко Ксения Владимировна

В данной работе рассмотрены взгляды русских современников Х I Х в. о казахах Азиатской России. В работах, рассматриваемых российскими исследователями, отражен вопрос жизнеобеспечения казахов, этнический состав, юридический быт, обычное право, сведения о материальной и духовной культуре, которые представляют неоценимое научное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриенко Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain issues of study of Kazakhs of Asian Russia by Russian researchers of

The author of the article considers the views of Russian contemporaries of ХIХ century on Kazakhs of Asian Russia. In certain works Russian researchers reflect problems of life sustenance of Kazakhs, ethnic structure, l egal mode of life, traditional law, and information on material culture and their researches are of great significance

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы изучения казахов Азиатской России российскими исследователями XIX в»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 94(5);(470) К. В. ДМИТРИЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЗАХОВ АЗИАТСКОЙ РОССИИ РОССИЙСКИМИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ XIX в.______________________________

В данной работе рассмотрены взгляды русских современников Х1Х в. о казахах Азиатской России. В работах, рассматриваемых российскими исследователями, отражен вопрос жизнеобеспечения казахов, этнический состав, юридический быт, обычное право, сведения о материальной и духовной культуре, которые представляют неоценимое научное значение.

Ключевые слова: жизнеобеспечение казахов, этнический состав Старшего жуза, юридический быт казахов, обычное право казахов, свадебный обряд, значение джигитовки и казахской борьбы.

Сведения о казахах запечатлены в различных источниках и в основном приходятся на XIX столетие, в связи с полным вхождением Казахстана в состав Российской империи. Комплекс информаций составляют материалы, сохранившиеся в многочисленных фондах российских и казахстанских архивов, публикаций, вышедших в различных изданиях государственных, ведомственных, военных и научных учреждений. К источникам, имеющим историкокультурное наследие, можно отнести и музейные коллекции в виде различных вещественных предметов, фотографические изображения, находящиеся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российском этнографическом музее, Русском географическом обществе (г. Санкт-Петербург), в музеях Омска, Оренбурга, Томска и др.

На базе различных экспедиций были составлены отчеты, написаны научно-популярные работы и сделаны геофизические и этнографические карты. Материалы военных, научных и гражданских экспедиций, совершенных в течение всего XIX века, в настоящее время находятся в библиотеках и фондах государственных архивов и музеев Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, а также в Русском географическом обществе (г. Санкт-Петербург).

В числе российских исследователей, внесших значительный вклад в изучение казахов, их истории, культуры и быта, можно отнести Г. Спасского, Я. Га-вердовского, А. И. Левшина, Н. В. Ханыкова, В. В. Вельяминова-Зернова, П. Кеппена, Ч. Ч. Валиханова, Л. Мейера, И. Казанцева, М. Красовского, Л. Ф. Бал-люзека, Г.С. Загряжского, Н. И. Гродекова, П. Е. Ма-ковецкого, А. Леонтьева, Н. Максимова, А. В. Кадомцева, Т. Толычева, И. Ибрагимова, Х. Кустанаева, В. Шнэ, Н. А. Аристова, Н. Харузина, А. П. Смирнова, А. К. Гейнса, А. Н. Краснова, Н. Изразцова, Вл. фон Герна и других.

Они находились на разных военных и гражданских должностях, и по долгу службы, и, возможно, по собственному намерению изучали вопросы геологии, географии, почвоведения и земледелия, экономики, истории, культуры и другие интересующие их темы казахов. А по своему этническому происхождению они относились к славянским, тюркским и

западноевропейским этносам, которые представляли собой соотечественников, находящихся в то время на гражданской и военной службе и являвшихся гражданами Российской империи.

Обзор работ русских авторов определяет актуальность, особенность, объективность, державность и субъективность при рассмотрении тех или иных сторон из жизни казахов. В рассматриваемых трудах есть интересные сюжеты, показывающие этнографию, культуру и быт казахского населения от запада до востока и севера на юг. Российские исследователи, а в основном они и были таковыми с профессиональной точки зрения, пришедшие в казахскую степь и поставившие цель собрать, описать, систематизировать и опубликовать материал по номадам, безусловно, заслуживают уважения и внимания благодарных потомков.

В настоящее время исследователями, занимающимися вопросами истории и культуры казахов XIX в. практически полностью выявлены бесценные труды российских авторов, опубликованные в разные годы этого столетия. И, возможно, где-то за рубежом сохранились оригиналы рукописей, которые требуют озвучивания для научной общественности. В настоящее время поиск продолжается.

В этом отношении заслуживает внимания государственная программа «Культурное наследие», принятая в Республике Казахстан. Данная государственная программа предусматривает сбор, систематизацию и публикацию материалов, касающихся истории и культуры казахов. Хочется отметить, что на постсоветском пространстве Республика Казахстан — единственное государство, осуществляющее такую грандиозную программу по культурному наследию.

Наша задача состоит в выборочном обзоре отдельных трудов российских авторов XIX в. Осветить все работы за это столетие в отдельно взятой статье задача сложная и трудновыполнимая, поэтому рассмотрим лишь некоторые опубликованные труды российских исследователей.

В 1831 г. из Оренбурга в приуральский регион Казахстана была отправлена экспедиция полковника Г. Ф. Г енса. При отряде находился титулярный советник Г. С. Карелин, имевший задание провести естест-

венно-исторические изыскания. Его журнал по обозрению, как тогда писали киргизской (казахской. — К. Д.) степи, и приложенная к нему карта опубликованы в известиях Русского географического общества [1]. Актуальность и научное значение для исследователей не подлежит сомнению.

Занимательное историческое произведение оставил действительный член императорского Русского географического общества В. В. Вельяминов-Зернов [2]. Этот объемный труд как по части географического, политического, исторического, социального и экономического описания казахов и калмыков, так и по части их взаимоотношений с Россией является ценным и раритетным и по настоящее время. В. В. Вельяминов-Зернов в своей работе приводит перечень товаров и цен в таблице, отражающих торгово-экономические взаимоотношения казахов и русских в Оренбурге и Троицке в 1753 году. Интересное жизнеописание казахов, сопровождающееся комментариями, таблицами, раскрывающее их взаимоотношения с соседями, стало важным источником для многих поколений исследователей по истории Казахстана и России.

Редким библиографическим научным трудом является работа Н. А. Аристова [3], посвященная этническому составу казахов Старшего жуза. При написании своей работы Н.А. Аристов привлек широкий круг источников. Он ссылается на работы своих соотечественников, которые описывали казахов: Н. И. Гродекова, Ю. Д. Южакова, В. В. Радлова, Г. Н. Потанина, А. Н. Харузина, А. И. Левшина, Е. Смирнова, А. Н. Краснова, М. Чорманова и др. В кругу источников мы видим книги как российских, так и зарубежных изданий, периодику в виде журналов, например, «Туркестанские ведомости», «Военный сборник», «Известия Императорского Русского Географического Общества», «Семипалатинские областные ведомости» и др. В книге есть ссылка на работу Ч. Ч. Вали-ханова «Очерки Джунгарии». По научному уровню, практической значимости работа Н. А. Аристова и по настоящее время не потеряла своей актуальности. Многие гуманитарные специалисты могут найти интересные сюжеты для себя. Например, этнограф может заинтересоваться историческими сведениями по уранам и тамгам казахов Старшего жуза. Н. А. Аристов пишет: «Ураны или употребляемые в боях, при барантах, на байгах клики, будучи именами храбрейших вождей или особенно памятных родоначальников, должны были подвергаться нередким переменам, ибо имя позднейшего храброго и счастливого предводителя или долго правившего родоначальника могло вытеснять старый уран. Так как сведения наши о прошлом отдельных родов более чем скудны и о батырах их и родоначальниках мы знаем еще менее, то имена уранов вообще могут выяснять нам немногое, тем более что и сведений об уранах Большой орды собрано или напечатано еще мало» [3, с. 18].

Заслуживают внимания исследователей работы

А. В. Кадомцева [4], Т. Толычева [5], Х. Кустанаева [6], В. Шнэ [7], А. П. Смирнова [8], которые являются важными для изучения истории, культуры и этнографии казахов. Они, конечно, бесценны и считаются редкими изданиями по истории Евразии.

Труды русских исследователей имели не только общую задачу описания социума номадов, а также задачи изучения отдельных сторон жизнеобеспечения казахов. Думаю, интересным и актуальным является, как изучали россияне вопросы взаимоотношений в казахском обществе.

Проблема исследования обычного права казахов нашла отражение в трудах Л. Ф. Баллюзека, Ч. Ч. Ва-

лиханова, Я. Гавердовского, Н. Гродекова, Г. С. Загряжского, М. Красовского, А.И. Левшина, А. Леонтьева, Н. Максимова, Я. П. Маковецкого, Л. Мейера, Д. Я. Самоквасова, Г. Спасского [9].

Из этих авторов можно отметить деятельность военного губернатора Сыр-Дарьинской области Н. И. Гродекова, который собрал объемный и обстоятельный материал по юридическому быту казахов. Привлекая к сбору информации своих помощников

В. П. Наливкина и А. Н. Вышнегорского, ему удалось собрать сказания о происхождении казахов и кыргы-зов, их родовом устройстве, обязанностях рода, порядке кочевания и решения земельных проблем, институте семьи и брака, имущественном и наследственном праве, преступлениях и видах наказания. Несмотря на обилие правовых аспектов, в труде Н. И. Гродекова, по мнению русского исследователя А. Словоохотова, «правовой материал в его работе является лишь аксессуаром нравоописательного повествования» [10]. А это значит, что работа Н. И. Гродекова имеет не только юридическое, но и социальное и историческое значение.

Отдельные, или отраслевые вопросы обычного права казахов нашли место в исследовании П. Мако-вецкого, где рассматриваются юридические правоотношения [11]. В предисловии к первому выпуску отмечается, что в 1882 г. по заданию генерал-губернатора Западной Сибири Г. В. Мещеринова, П. Е. Мако-вецким, тогдашним членом Семипалатинского областного статистического комитета, были собраны юридические нормы обычного права, регулирующие жизнеобеспечение казахов. Книга состоит из трех глав, посвященных семейному, имущественному и уголовному праву. В семейном праве, описанном П. Маковецким, подробно изучены вопросы, касающиеся брака и его заключения; обряд сватовства и свадьбы у казахов; прекращение брака; отношение между членами семьи, а также опека и попечительство. В частности, он пишет: «Современный киргизский (казахский. — К. Д.) брак представляет весьма сложный институт, в котором отдельные наслоения, образовавшиеся в значительной части под влиянием внешних обстоятельств, до настоящего времени не успели слиться в одно стройное целое... Первое, т.е. влияние Корана, распространяется среди киргизов (казахов. — К. Д.), благодаря муллам и появляющимся от поры до времени в степи ходжам. Влияние русское, начавшееся гораздо позже влияния магометанства, выразилось и продолжает выражаться не столько в отдельных правилах или положениях, сколько во введении новых принципов, диаметрально противоположных исконным взглядам киргизов (казахов. — К. Д.). Сюда мы относим, прежде всего, принцип уважения к женщине, к её праву свободно распоряжаться личностью своей, заключать брак по своему выбору и отказываться от мужа, навязываемого ей, по обычаю, родом» [11, с. 1].

Эти сведения из книги П. Маковецкого имеют не только юридическое, но и историческое и этнографическое значение при исследовании казахского социума XIX века. Конечно, трудно обойтись без этой работы при анализе казахского общества и юристу, и этнографу, и историку, и культурологу. Эта книга стала настольным пособием для исследователей по истории Казахстана. Например, здесь можно найти интересные сюжеты из свадебного ритуала казахов, в частности, подробно дана характеристика калыма: «В прежнее время калым делился на три разряда: «домалак крк джеты» — калым в 47 3-летних кобыл (байтал), «отуз-джеты» — в 37 кобыл и «джигирма

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

джеты» — в 27 кобыл. К высшему калыму, в 47 голов, полагалось две приплаты: бас-джаксы и аяк-джаксы. Приплаты эти обязательные в случае назначения высшего калыма (47 голов), возрастая постепенно, дошло в настоящее время — бас-джаксы до стоимости 5 верблюдов, а аяк-джаксы до стоимости 4 верблюдов. Уплачивая этот высший калым, отец жениха дает не 47 3-летних кобыл, а 32 взрослые лошади и 9 верблюдов. Так как 9 верблюдов равняется 45 лошадям, то целый калым раняется 77 лошадям (32 + 45), и этот калым носит особое название «джаксылы-крк-джеты». Самые богатые киргизы (казахи. — К. Д.) не довольствуются, однако, и этим громадным калымом и назначают ему иногда еще большие размеры, например, в 100 верблюдов» [11, с. 5].

П. Маковецким также подробно изучены нормы, регулирующие институт семьи и брака, договоры, ссуды и дарения. Им раскрыты нормы, регулирующие уголовное право. В третьем разделе — «Уголов-

нсегревс»—снуказывает: «Киргизы|(казаки. - к. д.)

не различают деяний преступных, безнравственных и противорелигиозных. Все эти категории поступков сливаются у них в одну группу вредных деяний, совершаемых человеком по злой воле, вследствие подстрекательств злого духа, шайтана, который старается принести человеку какой-либо вред, то истребляя скот, то причиняя боли и огорчения, то, наконец, направляя его деятельность на худые поступки» [11, с. 59].

В работе П. Маковецкого приведены категории преступлений: умышленные, неумышленные, покушение на убийство человека. «Что же касается разных преступных деяний, то киргизы (казахи. — К. Д.) различают умышленные — «шайтан эрды, напсыне (араб. навсь) эрды», т.е. преступления, совершенные по наваждению шайтана и по внушению страстей; неосторожные деяния — «хаталык», т.е. ошибка, и случайные — «худай эссе», т.е. по божьей воле. Общее название для всех преступлений — «куня», т.е. грех, дурное дело, которое по делению, заимствованному из Корана, распадается на «улькунь куня», т.е. большой грех, и «кши куня», т.е. малый грехъ» [11, с. 59-60].

Важным для исследователей, изучающих историю права номадов, является работа Н. Изразцова, посвященная обычному праву казахов Семиреченской области [12]. С правовой точки зрения эта работа актуальна и востребована для исследователей обычного права казахов. Здесь можно найти описание различных правонарушений и меры наказаний, например, Н. Изразцов пишет: «Если муж убьет жену, то кун ищет и получает отец последней; дети убитой ничего не получают. Если же жену убьет не муж, а кто-либо другой (родственник мужа или посторонний — все равно), то кун делится поровну между отцом и мужем убитой (дело Тастана Алматинской волости отцу за кость). За просватанную девушку кун получает отец, а жениху предоставляется на выбор — или взять сестру убитой, или получить обратно калым» [12, с. 14—15].

В другой работе, написанной Вл. фон Герн, также занимательно описывается система правовых отношений: «.по киргизскому (казахскому. — К. Д.) народному обычаю платить «кун» (плата за кровь), убийца платил то количество скота, какое у него найдется. Остальное, до пополнения суммы (количества скота), назначенной народным судом, все делилось родом, между юртовладельцами, смотря по благосостоянию и по степени близости родства к убийце, обязанному платить кун. Ближайшие родственники

обязаны были платить сравнительно больше. Полный кун за жизнь мужчины, если труп убитого передан родственникам, без всякого различия возраста убитого, в Семиречье составлял: двести лошадей (пяти возрастов) и, кроме того: 1) сто баранов, 2) сто рублей, 3) лучший конь и 4) лучший верблюд из рода или волости убийцы» [13].

В этнографическом плане занимательной является работа Н. Зеланда, посвященная многим сторонам внутреннего устройства казахского социума. Работа, состоящая из семи разделов, охватывает вопросы материальной и духовной жизни казахов: питание, промыслы, экономический быт, воспитание детей, физический тип и т.д. В частности, в начале своей книги он обратил внимание на происхождение слова «казах». Он пишет: «Как известно, этим именем в России и в Западной Европе называют весь киргизский народ, хотя при этом различают киргиз-кайса-ков и дикокаменных киргизов. Между тем название «киргиз» в буквальном смысле относится только к последним; все прочие киргизы называют себя казаками. «Кайсак» есть слово испорченное. Хотя, из-за большого сходства, существующего между настоящими, т.е. кара-киргизами и киргиз-кайсаками, неудивительно, что русские распространили одно название на весь народ, но остается открытым вопрос, почему этим общим названием сделалось слово «киргиз», когда именно киргизы (т.е. дикокаменные) географически наиболее отдаленная часть этого народа, и русские с ними, по-видимому, должны были познакомиться позже, чем с казаками, которые сами себя решительно не называют киргизами» [14].

Много интересного можно найти в работе И. М. Казанцева, прослужившего 20 лет в пограничной канцелярии главных начальников Оренбургского края и лично знавшего казахских ханов Ширгазы и Джангира и многих султанов. В его «Описании кир-гиз-кайсак» в оглавлении читаем, какие вопросы занимали его при исследовании казахов. В исторической хронологии он изучает историю казахов, значение слова «киргиз-кайсак», знакомит читателя с казахами Сибирского края, их происхождение из Средней орды и время вхождения в российское подданство, оренбургских и зауральских казахов и т.д. [15].

О семиреченских казахах ценные сведения есть у А. Н. Краснова [16]. Как действительный член императорского Русского географического общества, он подметил, что «не будучи этнографом вообще и преследуя во время моего путешествия исключительно геоботанические задачи, за мое месячное пребывание среди киргиз (казахов. — К. Д.) я имел возможность только урывками наблюдать жизнь этого народа» [16, с. 2]. В книге излагается история семиреченских казахов, их настрой по отношению к России и Китаю: «.безошибочно можно сказать, что Китай не пользуется никакой симпатией со стороны наших магометан, будь они оседлы, будь кочевники, однако они и русских считают за Богом проклятый народ, так как увеличивающиеся зимние холода и морозы в местностях, где, по их словам, прежде не было зимы (?!), они приписывают нам, жителям холодного севера. Это, впрочем, отнюдь не мешает хорошим отношениям между русским и киргизским населением.» [16, с. 3].

Следует отметить, что работа А. Н. Краснова заинтересует и этнографов в отношении материальной культуры казахов. Он исчерпывающе описывает казахскую юрту: из чего состоит внутри и её роль в жизни казаха; приготовление молочных продуктов питания; значение земледелия, в частности, арычную систему искусственного орошения; роль женщины в

жизни кочевого общества. Ряд интересных свидетельств находим в описании им свадебного обряда, значение джигитовки и казахской борьбы, поминок, детских игр, системы образования, многоженства, одежды женщин, народной медицины, погребальнопохоронного ритуала и т.д. Касаясь обучения и в целом образования среди казахов, он пишет: «Система преподавания обыкновенно следующая: сначала изучают арабский алфавит, начертание и наименование букв, число точек, присущих той или другой букве. Затем заучивается значение других знаков, ставящихся над буквою и заменяющих гласные» [16, с. 26].

Кроме рассмотренных исследователей, казахам посвятили свои работы известные и малоизвестные в научном кругу авторы, такие как Н. В. Ханыков, А. Ягмин, М. Я. Киттары, П. Кеппен, М. Н. Галкин, Н. А. Маев, И. Ибрагимов, Е. Смирнов, В. Д. Тронов, И. Гейер, И. В. Аничков, В. Остафьев, Е. Охотин [17].

Рассмотренные сочинения русских исследователей свидетельствует о необычайном интересе к необъятным просторам Евразии, в частности Казахстана, вошедшего в рассматриваемое время в состав Российской империи. Авторы приведенных работ обратили внимание на политические, географические, исторические, экономические, культурные и другие факты и события из жизни казахов, которые представляют неоценимое научное значение в реконструкции жизнеобеспечения номадов. Можно с уверенностью утверждать, что труды русских авторов являются важнейшими источниками по изучению казахского населения Азиатской России XIX века.

Библиографический список

1. Карелин, Г. С. Журнал, веденный при обозрении части Киргизской степи в ученом отношении / Г. С. Карелин // Известия ИРГО. — СПб., 1889. — Т.ХХУ. Вып.У1. — С. 501 — 513.

2. Вельяминов-Зернов, В. В. Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях России со Средней Азией со времени кончины Абул-Хайр-хана (1748 — 1765 гг.) / В. В. Вельяминов-Зернов/ — Уфа, 1853. — Т. I. — 231 с.

3. Аристов, Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований / Н. А. Аристов. — СПб., 1895. — 98 с.

4. Кадомцев, А. В. Отчет о поездке в Киргизские степи ветеринарного врача / А. В. Кадомцев // Извлечение из отчетов г.г. ветеринаров, командированных ветеринарным комитетом Министерства внутренних дел в Киргизские степи и для сопровождения гуртов с целью исследования условий и причин развития и распространения скотских падежей. — СПб., 1877. — 107 с.

5. Толычев, Т. Киргизка / Т. Толычев. — М., 1880. — 8 с.

6. Кустанаве, Х. Этнографические очерки киргиз Перовского и Казалинского уездов / Х. Кустанаве. — Ташкент, 1894. — 52 с.

7. Шнэ, В. Зимовки и другие постоянные сооружения кочевников Акмолинской области.

8. Смирнов, А. П. Быт и нравы киргизов / А. П. Смирнов. — Изд. 2-е. — СПб., 1897. — 27 с.

9. Спасский, Г. Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой Орды // Сибирский вестник. — Т.1Х. — 1820; Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей // Этнографические известия. — Ч.3. — СПб., 1832; Гавердов-ский, Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи // Сибирский вестник. — 1832; Мейер, Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. — СПб., 1865; Красовский, М. Область сибирских киргизов. — Ч.1. — СПб., 1868; Баллюзек, Л. Ф. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющие в Малой Киргизской Орде силу закона // Записки ИРГО. — 1871. — Вып.2; Загряжский Г. С. Юридический обычай киргиз о различных родах состояний и о правах, им присвоенных // Материалы для статистики Туркестанского края. — Вып. IV. — СПб., 1876; Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права инородцев. — Варшава, 1876; Маковецкий П. Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов. — Вып.1. Материальное право. — Омск, 1886; Гродеков Н. И. Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области. Юридический быт. — Т.1. Ташкент, 1889; Леонтьев А. А. Обычное право киргизов. Судоустройство и судопроизводство // Юридический вестник. — 1890. — № 5 — 6; Максимов Н. Народный суд у киргизов // Журнал Юридического общества при Санкт-Петербургском университете. — Кн. 7. — СПб., 1897; Валиханов Ч.Ч. Записка о судебной реформе // Избранные произведения. — М., 1987.

10. Словоохотов, А. А. Народный суд обычного права киргиз Малой орды / А. А. Словоохотов, // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. — Оренбург, 1905. — Вып 15. — С.1 23.

11. Маковецкий, П. Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов / П. Е. Маковецкий // Материальное право. — Омск, 1886. — Вып.1. — 84 с.

12. Изразцов, Н. Обычное право («адат») киргизов Семи-реченской области. II. Союз родителей и детей. III. Союз родственников. IV. Союз родовой / Н. Изразцов // Этнографическое обозрение. Издание этнографического отдела императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете ; под ред. Н.А. Янчука. — М., 1897. — № 4. — С. 1—57.

13. Вл. фон-Герн. Из записной книжки. Этнографические заметки. Характер и нравы киргиз-казаков // Памятная книжка Семипалатинской области на 1899 г. Семипалатинск, 1899. С. 14—15.

14. Зеланд Н. Киргизы. Этнологический очерк. Омск, 1885. —

С. 1.

15. Казанцев И.М. Описание киргиз-кайсак. СПб., 1876. — 231 с.

16. Краснов А.Н. Очерк быта семиреченских киргиз. СПб., 1887. — 46 с.

17. Ханыков Н.В. О населении киргизских степей, занимаемых внутреннею и малою ордами // Журнал МВД. — 1844. — Ч^Ш. — С.3 — 60.

ДМИТРИЕНКО Ксения Владимировна, соискатель по кафедре дореволюционной отечественной истории и документоведения.

Адрес для переписки: e-mail: dmitrienkokseniya2009@ rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2009 г.

© К. В. Дмитриенко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.