НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВОКАЛЬНЫХ МИНИАТЮР ИЗ ПЕСЕН ДЛЯ ЮНОШЕСТВА Р.ШУМАНА Мамиконян Т.А.
Мамиконян Тамара Абрамовна - и.о. доцента, кафедра академического хорового дирижирования, факультет академического исполнения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в предлагаемой работе речь пойдет об "Альбоме песен для юношества" ор. 79 Р. Шумана, вокальные миниатюры из которого прочно вошли в концертный и учебно-педагогический репертуар всех звеньев музыкального образования. В данной статье использован 4 том собрания вокальных сочинений Шумана, изданный в 1967 году в Москве. Дан образный и музыкально-теоретический анализ песен цикла, который поможет исполнителям более глубоко проникнуть в поэтический мир лирических образов песен немецкого композитора, понять жанровые особенности миниатюры как камерного жанра. Ключевые слова: Роберт Шуман, Альбом песен для юношества, камерная музыка, жанр миниатюры, музыкально-поэтический фольклор, образный строй.
SOME QUESTIONS IN THE INTERPRETATION OF VOCAL MINIATURES FROM
SONGS FOR YOUTH R.SCHUMANN Mamikonyan T.A.
Mamikonyan Tamara Abramovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF ACADEMIC CHORAL CONDUCTING, FACULTY OF ACADEMIC PERFORMANCE,
STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the proposed work we will talk about the "Album of Songs for Youth" op. 79 by R. Schumann, vocal miniatures from which have firmly entered the concert and educational and pedagogical repertoire of all parts of musical education. This article uses the 4th volume of Schumann's collected vocal works, published in 1967 in Moscow. A figurative and musical-theoretical analysis of the songs of the cycle is given, which will help the performers to penetrate more deeply into the poetic world of the lyrical images of the songs of the German composer, to understand the genre features of the miniature as a chamber genre.
Keywords: Robert Schumann, Album of Songs for Youth, chamber music, miniature genre, musical and poetic folklore, figurative structure.
Музыкальное искусство для детей и юношества является важнейшим фактором в системе музыкального воспитания. Творчество великих классиков и современных композиторов в этой области мало освещено музыковедами, хотя произведения различных жанров, адресованные юному поколению, постоянно звучат в концертных программах, применяются в учебном процессе.
"Альбом песен для юношества" ор. 79 Р. Шумана был создан в 1849 году вслед за знаменитым "Альбомом для юношества" для фортепиано ор. 68 /1848/ как его непосредственное продолжение. Галерею сочинений для детей и юношества завершили замечательные ансамбли - дуэтный цикл 12 четырехручных пьес для маленьких и больших детей, ор.85/1849/, балетные сцены, ор. 109, три фортепианные сонаты для юношества, ор. 118 /1853/, "Детский бал" - шесть легких танцевальных пьес, ор.130 /1853/.
Созданные в период наивысшей творческой зрелости эти произведения по свежести и оригинальности музыкальной мысли перекликаются с сочинениями молодого Шумана. Все они овеяны теплотой любовного отношения к детям. Альбом включает 29 песен и вокальных ансамблей на стихи Г. Фаллерслебена, Е. Гейбеля, Г.Х. Андерсена, Г. Клетке, Л. Уланда, Э. Мёрике, Ф. Рюккерта, народные тексты. Из 29 песен 8 написаны на слова Гофмана фон Фаллерслебена, которому композитор очень симпатизировал. Шуман -поэт-музыкант, выбирал для Альбома стихотворения лирического характера, пронизанные чувством искренности, не содержащих больших контрастов.
В текстах, отобранных композитором, заметно проявление романтической и социальной направленности в преломлении, понятном детям. Так, в песне "Совёнок" выражены боль одиночества, мечты о родном доме, в "Сироте" - сочувствие к обездоленным, в "Пестром мотыльке" - чувство жалости к беззащитным существам, в цыганских песенках - несправедливость обвинения невиновного и страдания скитальца.
Музыковед Е. Царева называет Альбом своеобразной энциклопедией «объективного Шумана»: «Он был написан с явно дидактической целью: познакомить ребенка с разными сторонами жизни, с ее буднями и праздниками, радостями и печалями, раскрыть красоту природы и ее созданий, дать представление о классической немецкой литературе (Шиллер, Гёте), и фольклоре ("чудесный рог мальчика"). Шуман находит очень верный тон - без назидания и преувеличений. Это цикл для детей - и не только о детях. В "Альбоме" особенно чувствуется близость Шумана и великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
"Совенок" очень напоминает "Гадкого утенка", а "Песочный человечек" - "Оле Лукойе". Дело не только в совпадении тем, а в глубокой принципиальной общности позиции, с которой они обращаются к детям, уча их видеть необыкновенное в повседневном, доверяя их чуткости и красоте.1
В музыке песен отразились идеалы позднего Шумана. Вокальные миниатюры просты и доходчивы, в их мелодии больше распевности, певучих интонаций, в гармонических сопоставлениях реже встречается неожиданности. Им присуща особая эмоциональная открытость, рожденная непосредственностью музыкального высказывания. Песни разнообразны в жанровом отношении: это лирические миниатюры, песни-сценки, песни-игры, пасторали, песни в народном духе, баллада, в которых композитор преломляет элементы хорала, марша, скерцо, лендлера. Шуман широко опирается на народно песенные жанры -колыбельную, солдатскую песню - марш, пастушескую и охотничью песни.
В Альбоме образуется маленький микроцикл из двух цыганских песенок, а также группы детских песен из сборника народных песен и баллад «Чудесный рог мальчика», песен из музыки к театральным спектаклям, весенних песен. Детские песни Шумана написаны, за исключением некоторых, в простой лаконичной куплетной форме, очень тонко отражающей структуру поэтической строфы. При этом композитор проявляет удивительную изобретательность, демонстрируя идеальное совершенство формы. "Реалии видимого мира, - пишет В. Бобровский в связи с анализом структуры пьесы "Веселый крестьянин", - таят в себе нечто такое, что способно создать у нас представление об их структуре, благодаря чему они, при всей и их ясности, одновременно и загадочны. Такое сосуществование разных трактовок формы рождает особое очарование романтического искусства, свойственное Шуману."2
Общая цель песенного сборника - создание простых, понятных детям миниатюр - не привела к некоторым упрощениям формы и образного содержания. Напротив, детские песни Шумана заключают в себе многогранный психологически тонкий поэтический мир, представляющий богатый материал для интерпретации. В Альбоме песен Шуман впервые в вокальной лирике отразил психологию детской души. Аналогичное наблюдается и в фортепианной музыке немецкого романтика. «Впервые за долгое время развития инструментальной музыки, - отмечает Д. Данияр-Ходжаева, в ней появились сочинения, тонко и разнообразно запечатлевшие душевный мир ребенка.»3
Для песен сборника характерен образный строй, близкий детям и юношеству со специфичной звуковой средой, окружающей их. Основные эмоциональные сферы песен - активная устремленность, бодрая праздничность настроения, жизнерадостный задор, а также детская мечтательность, различные градации лирического настроения. Все это нашло выражение в соответствующем комплексе средств, музыкальной выразительности - в маршеобразных темах с четким мелодическим и ритмическим рисунком, ритмоинтонациях, имитирующих звучание пастушеского рожка, в разнообразном лирическом тематизме, имеющем интонационные истоки в фольклоре. Шуман питал огромную любовь к народной песне. В "Жизненных правилах для музыкантов" он писал: "Прислушайся внимательно ко всем народным песнями: это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов."4
Музыкально-поэтический фольклор, выполняющий в профессиональном искусстве для детей и юношества особую очень важную функцию, играет большую роль и в раскрытии содержания песен. Выразительные возможности фольклора помогают Шуману конкретизировать замысел, сделать содержание произведения более доступным и понятным юному слушателю. Среди песен, написанных в народном духе, выделяются "Пёстрый мотылек" и "Совёнок" на слова из сборника произведений народной поэзии "Чудесный рог мальчика", записанных и обработанных поэтами Арнимом и Брентано. Простой и в то же время изысканный язык песен благодаря конкретным жанровым признакам выражает интересное образное содержание.
Удивительной тонкостью художественных приемов отличается прелестная миниатюра "Пёстрый мотылек". "В ней, - отмечает В-Васина-Гроссман, - своеобразнейшим образом переплетаются народно песенные и речевые интонации. Это очень хорошо передает особенность народно-поэтического и прежде всего самый его жанр: детская песня-прибаутка, слова которой то приманивают пеструю «божью коровку», то пугают ее рассказом о пожаре.»5 Песня исполняется без напряжения, свободно и непринуждённо. Ее эмоциональный настрой, непосредственная и ясная выраженность чувств делает миниатюру особенно волнующей. Это и должен передать певец, обращая внимание на отчетливое произнесение слов в скороговорках, близких к речитативу.
Песня "Совёнок" - наивная и трогательная жалоба совушки-беняжки. Вокальная мелодия, начинающаяся полутоновым нисходящим движением от доминанты к тонике ля минора, органично соединяет в себе речевую и песенную интонации, чрезвычайно тонко определяющую глубокую затаённую печаль угрюмого, жалкого и смешного птенца, внешне страшного и сердитого, но в душе доброго и беззащитного, страдающего от одиночества. Утонченные гармонические краски отклонениями в параллельный мажор
1 Музыка Австрии и Германии XIX века, книга вторая, М.,1990, с. 222.
2 Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления, выпуск первый, М. 1989, с. 221.
3 Данияр-Ходжаева Д. Исполнительские комментарии к «Детским сценам Р.Шумана»// Методика исполнительства и музыкальная педагогика. Ташкент, 1980, с. 70.
4 Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей, том II - Б. М., 1979, с. 180.
5 Васина-Госсман В. Романтическая песня XIX века М., 1966, с. 221.
углубляют психологический подтекст песни, в которой своеобразно соединяются трогательный лиризм и мягкий юмор. Исполнителю очень важно, раскрыть психологическое содержание миниатюры. Начальный звук песни поется с эмоциональным нажимом на fp, а последующие нисходящие звуки исполняются свободно на легком дыхании, особенно форшлаги. Это позволит лучше усвоить тонкие вокальные интонации песни.
Песня "К мотыльку" на слова Г. Фаллерслебена очень типична для Шумана. Все детали музыкального письма утончённы, изысканны. Предельно лаконичными выразительными средствами композитор создает образ порхающего мотылька, используя звонкое и хрупкое звучание высокого регистра. Туман оригинально применяет в миниатюре эффект эха, придающий ей легкий юмористический оттенок, интонации восходящего золотого хода валторны в фортепианном сопровождении усиливает народно-бытовой характер музыки. Песню следует исполнять на легком дыхании, добиваясь четкости: произносимых слов в быстром темпе, чеканя каждое слово и при этом закругляя каждую фразу. Особое внимание певец должен обратить на тесситуру верхнего регистра. Песня помогает закреплению нот высокого регистра.
Сложный образный мир раскрывается перед исполнителями Цыганских песенок из "Испанских стихотворений" В. Гейбеля. Шуман создаёт в них живые индивидуализированные портреты предельно лаконичными, но очень впечатляющими средствами. В первой миниатюре рассказывается о взбунтовавшемся неповинном цыгане, приговоренном к казне за кражу, которой он не совершал. Вокальная мелодия начинается своеобразным говорком на очень тесных интонациях, постепенно расширяющихся. Сумрачная танцевальность с затейливо кружащимися фигурациями, с акцентами на слабых долях такта, подчеркивают безысходность трагической ситуации. В музыке слышны ритмоинтонации народных песен и танцев. Цыганский колорит оттеняется переменой II ступенью лада. Песню следует петь темпераментно, четко произнося каждое слово.
Во второй песне выражена тоска по родному краю, зыбкая греза - мечта о снящемся по ночам доме на склоне горы, тихом саде и зеленом луге. Шуман использует здесь элементы народных жанров, приемы гитарного музицирования, подчеркивая цыганский колорит. Преломляя интонации, типичные для бытовой цыганской лирики, композитор индивидуализирует их и возвышает над бытовой музыкальной основой. Жалобно и безысходно звучит начальная интонация - восходящий ход на малую сексту и нисходящая чистая квинта, а ниспадающие триоли шестнадцатых воспринимаются как мольба исстрадавшегося сердца. Хоральная диатоника и хроматические опевания аккордовых звуков усиливают скорбное звучание. Песню следует исполнять со свободой, искренне и с большим чувством.
"Странствующий колокол" на слова И.В. Гёте - маленькая романтическая баллада о непослушном мальчике, которого преследует страшный колокол. Яркая изобразительность музыки тесно связана с поэтическим образом баллады, отличающейся композиционной стройностью. Единство произведения обусловлено размеренной ритмической пульсацией, подчеркивающей повествовательный характер музыкального высказывания. Фортепианная партия на протяжении всей песни дублирует вокальную мелодию, усиливая тем самым ее эмоциональное воздействие на слушателя. Балладу нужно петь спокойно, сдержанно, полным глубоким звуком, постепенно воодушевляясь и усиливая звучность голоса к началу драматической кульминации на словах: "Всё ближе, ближе за спиной, - кто б мог поверить в это?". Затем следует постепенно успокоиться и завершить миниатюру в эпически повествовательном тоне.
Удивительно поэтичная песня "Вечерняя звезда" на слова Т. Фаллерслебена типична лия романтической лирики Шумана. Загадочный и таинственный образ сияющей в вечернем небе звезды отражен в мягкой хоральной фактуре, красочной гармонии, божественно возвышенной вокальной мелодии, сочетающей декламационность и распевность. Исполняя песню, следует достигать плавности звуковедения, округленности звука. Миниатюра очень полезна для начинающих певцов. Она способствует выработке правильного певческого дыхания.
Светлым лиризмом и открытостью чувства пленяет песня "Воскресенье" на слова Г. Фаллерслебена с ее полнозвучной мелодией, жизнеутверждающим пафосом, празднично приподнятым тонусом. Начало строфы стихотворения выделено в музыке как яркая кульминация. Широко распетая свободно льющаяся вокальная мелодия приобретает здесь особый смысл, который говорит о возвышенном строе чувств. Песню нужно исполнять с эмоциональным подъемом свободно, на полном дыхании.
Особенно проникновенны "весенние" песни Шумана с их удивительным душевным трепетом. Образ весны, приносящей композитору радостные чувства обновления жизни, рождал в его воображении поэтические картины. Волнующий образ пробуждающейся природы создан в песне "Приход весны" на слова Г. Фаллерслебена. Вокальная мелодия льется свободно на фоне фигуративного аккомпанемента фортепиано, передавая поэтический текст в выразительной декламации с се капризными изгибами, неожиданными акцентами. Исполнение миниатюры требует четкого произнесения каждого слова, точности ритмоинтонации.
Песни "Весенняя весть" и "Весенний привет" на стихи Г. Фаллерслебена имеют много общего. В них удачно схвачено настроение весеннего радостного подъема в восходящем мелодическом движении по звукам большого доминантового нонаккорда со свободным триольным ритмом. Шуман оригинально преодолевает классическую квадратность структуры в "Весенней вести", расширяя период до 12 тактов, а в "Весеннем привете" до 15 тактов. Песни позволяют певцу округлить звук, освоить неудобные ноты, расширить диапазон голоса.
Песня "На простор!" на слова Г. Фаллерслебена - маленькая лирическая поэма, полная восторженного чувства единения человека с природой. Вокальная мелодия миниатюры отличается широкой распевностью: "Весна играет в пастуший рожок". Песня требует широкого свободного дыхания, крепкой опоры. Она очень полезна для развития дыхания у начинающих певцов, исполнять ее следует полным эмоционально, с чувством, дышать ровно и глубоко, слова произносить четко и ясно. Песня помогает исполнителю укрепить средний регистр.
В песне "В легкой дымке..." на слова Э. Мёрике чувство весеннего обновления сливается с чувством восторга красотой пробуждающейся природа, звонким пением птиц. По настроению миниатюра близка фортепианной пьесе «Май, милый май, - скоро ты вновь настанешь?» из "Альбома для юношества". Она имеет трехчастное строение с красочным отклонением в средней части в тональность III низкой ступени (до мажор), подчеркиваемым сменой фактуры и небольшим замедлением темпа. Ярко раскрывается эмоциональное содержание песни в вокальной мелодии. Пластичная и гибкая, она в то же время декламационно речетативна. Чутко следуя за оттенками эмоций, мелодия то льётся певучими волнами, то сжимается, словно застывает в узком диапазоне, то нежно замирает. Сочетание лиризма с яркой и открытой эмоциональностью, патетика восторженных возгласов в кульминации придает музыке впечатляющую силу воздействия. Исполняя песню, необходимо раскрыть всю поэтичность и глубину чувств, присущую миниатюре.
В очаровательной песне "Подснежник" на слова Ф. Рюккерта грациозная мелодия близка речевой декламации. Внутренняя гармоничость музыкального образа возникает из определенных закругленных фраз, завершающихся секундовой нисходящей интонацией на слабой доле такта. Интонации вокальной партии пленительны в своих нежных, неожиданных и свежо звучащих изгибах, в своей утонченной красоте. Строфа развернута в трех разделах-периодах, повторной структуры.
Партия фортепиано насыщена полифоническим сплетением голосов многоголосной ткани. Вместе с тем она удивительно прозрачна и образует легкий, воздушный подвижный фон вокальной мелодии, красочность гармонии с ясно выраженной тенденцией к высвечиванию способствует созданию настроения восторженной радости восприятия весеннего мира, исполнение песни требует утонченной выразительности и эмоциональности. Слова следует произносить с особой нежностью и любовью, находя тонкие вокальные краски.
Интерпретация вокальных миниатюр требует от певца глубокого проникновения в своеобразный многогранный поэтический мир лирических образов. Детские песни немецкого романтика универсальны, поскольку могут представить интерес, как для детей и юношества, так и для студентов консерваторий, вузов искусств и культуры, любителей музыки-меломанов и, наконец, для профессиональных концертных исполнителей. Студентам они помогают осваивать жанровые особенности миниатюры, приобретать важные певческие навыки, расширять диапазон голоса, а для концертов исполнителей песни Шумана заключают в себе неисчерпаемый источник для совершенствования мастерства. Детские песни Шумана требуют тщательной отшлифованности деталей, изысканного выражения, добиться которого можно только в результате кропотливого и вдумчивого труда и при наличии большого исполнительского опыта. Одной из главных задач певца является поиск искреннего задушевного тона, доверительности вокальной интонации, отвечающим музыкальной стилистике позднего Шумана. Очень важно для певца понимание специфики миниатюры как камерного жанра, концентрирующего в себе большое в малом. Как утверждал сам Шуман: "В камерном стиле, в четырех стенах, с немногими инструментами музыкант может по-настоящему показать на что он способен. "6
В заключение хочется добавить, что песни Шумана для детей и юношества явились импульсом для развития вокальной литературы для детей и о детях композиторами более поздних поколений. "В этом интересе к душевному миру детей, - отмечает В. Васина-Гроссман, - можно видеть еще одно доказательство родства творческих устремлений Шумана и русских композиторов XIX века, прежде всего Мусоргского с его «Детской».7 Особенно сильное влияние оказал Шуман на сборник 16 детских песен ор.54 П. Чайковского, а также на вокальную лирику Э. Грига. Воздействие детской музыки Шумана ощутимо в творчестве М. Равеля, Б. Бартока, З. Кодаи. Сказывается оно и в детских песнях композиторов Узбекистана С. Абрамовой, А. Берлина, Б. Гиенко, Д. Сайдаминовой, А. Мансурова.
П. Чайковский, раскрывая содержание музыки Шумана, писал: "В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека..."8 Удивительно, как созвучны слова великого, композитора сегодняшним духовным запросам, в свете которых детские песни Шумана еще более актуализируются в их значимости для эстетического воспитания и духовного совершенствования современной личности.
Список литературы /References
6 Музыкальная эстетика Германии XIX века в двух томах, том 2. М., 1982, с. 99.
7 Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века, с. 222.
8 Чайковский П. Музыкально--критические статьи. М., 1953, с. 38.
1. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Выпуск первый. М., 1989.
2. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М., 1866.
3. Данияр-Ходжаева Д. Исполнительские комментарии к "Детским сценам" Р. Шумана // Методика исполнительства и музыкальная педагогика. Ташкент, 1980.
4. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерки жизни и творчества. М., 1964.
5. Музыка Австрии и Германии XIX века, книга вторая. М., 1990.
6. Музыкальная эстетика Германии XIX века в двух томах. Том 2. М., 1982.
7. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статьей в двух томах.Том П-В. М., 1979.
8. Чайковский П. Музыкально-критические статьи. М., 1953.