Научная статья на тему 'Некоторые вопросы имплементации и гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС'

Некоторые вопросы имплементации и гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жумабаева Меруерт Ербосыновна

В статье раскрываются вопросы имплементации, совершенствования (гармонизации и унифи-кации) законодательных норм, регулирующих условия эмиссии и обращения ценных бумаг на фондо-вых рынках государств-членов ЕврАзЭС. Кроме того рассмотрены нормативные правовые акты международного уровня в области эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы имплементации и гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС»

68

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Жумабаева Меруерт Ербосыновна,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК

некоторые вопросы имплементации и гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения

и обращения ценных бумаг на фондовых рынках

государств-членов евразэс

Совершенствование (гармонизация и унификация) законодательных норм, регулирующих условия эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС, имеет особую важность в целях формирования единого рынка на территории евразэс. в виду данного, формированию правовой базы, нацеленной на обеспечение реализации указанных целей, должно уделяться особое внимание уполномоченных исполнительных и законодательных органов государств-участников Сообщества.

18 июня 2004 года государства-члены Евразийского экономического сообщества приняли Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг. Согласно статье 1нормативного правового акта, Соглашение направлено на создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработку и принятие в рамках евразийского экономического сообщества мер по защите интересов инвесторов межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы данных о межгосударственном рынке ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней Сторон. При этом под межгосударственным рынком ценных бумаг понимается совокупность рынков ценных бумаг Сторон, объединенных общими принципами функционирования и государственного регулирования [1].

Сравнительно-правовой анализ национального законодательства показывает, что в государствах-участниках создана соответствующая правовая база и имеются необходимые институциональные основы совершенствования регулирования рынка ценных бумаг, созданы условия для дальнейшей деятельности по совершенствованию и унификации законодательства в указанной сфере.

в настоящее время в сфере правового регулирования профессиональной деятельности на фондовых рынках остается неурегулированным вопрос о правовом режиме для иностранных граждан и юридических лиц на рынках ценных бумаг государств-участников евразэс, деятельность которых по некоторым признакам схожа с лицензируемым видом деятельности. Это создает значительные технические препятствия для осуществления иностранными организациями и гражданами указанной деятельности на территории того или иного государства Сообщества, к примеру, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, или, в соответствии с терминами документов всемирной торговой организации, при оказании ими «финансовых услуг».

Оптимальным вариантом, нацеленным на гармонизацию законодательных условий осуществления профессиональной деятельности на рынках ценных бумаг государств-членов евразэс, является имплементация, другими словами, внесение в национальное законодательство норм, предусмотренных документами всемирной торговой организации относительно признания правоспособности иностранного лица на основании лицензий или иных правоустанавливающих документов, выданных в иностранном государстве, согласно ст. VII Генерального соглашения по торговле услугами [2].

Бюро межпарламентской ассамблеи рекомендует государствам-членам ЕврАзЭС при осуществлении мер по сближению (гармонизации и унификации) законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств Сообщества руководствоваться следующими принципами:

- установления единых требований раскрытия информации на рынках ценных бумаг государств-членов евразэс;

Трибуна молодого ученого

- соответствия внутренних законодательных актов общепризнанным нормам и принципам международного права;

- сокращения норм непрямого действия, требующих принятия подзаконных актов и разработки специальных механизмов их применения;

- выработки единых подходов к осуществлению надзора за деятельностью на рынке ценных бумаг [3].

С целью унификации, гармонизации норм, регулирующих процедуры допуска к размещению и обращению на национальных фондовых рынках ценных бумаг, эмитированных резидентом любого государства-члена ЕврАзЭС, Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по экономической политике совместно с Интеграционным Комитетом было рекомендовано подготовить Соглашение о едином евразийском паспорте эмитента, действующем на всей территории ЕврАзЭС, который будет предусматривать унифицированный порядок раскрытия информации об эмитенте в соответствии со стандартами международной организации комиссии по ценным бумагам, а также упрощенную процедуру эмиссии для эмитентов, ценные бумаги которых уже допущены к торгам на организованных рынках государств-членов ЕврАзЭС.

При регистрации и обращении ценных бумаг эмитента-резидента государства-члена ЕврА-зЭС на рынке ценных бумаг другого государства Евразийского Экономического Сообщества и для обеспечения правовой защиты инвесторов необходимо предусмотреть возможность применения права того государства, которое обеспечило бы владельцу ценных бумаг наиболее благоприятный правовой режим.

Бюро Межпарламентской Ассамблеи рекомендует парламентам государств-членов ЕврАзЭС в своей законотворческой практике по совершенствованию национального законодательства в сфере регулирования порядка эмиссии, размещения и обращения эмитированных нерезидентами ценных бумаг предусмотреть:

- максимальную унификацию раскрытия информации в проспектах или других документах, в которых содержится предложение о покупке (учи-

тывая, что требования и процедуры раскрытия информации в странах Сообщества различаются);

- унификацию процедур андеррайтинга с целью обеспечения соответствия всех существующих схем общей схеме ценообразования и размещения ценных бумаг.

Решение этих вопросов требует также тесного сотрудничества уполномоченных национальных органов по регулированию рынка ценных бумаг.

В этой связи рекомендуется на уровне уполномоченных национальных органов по вопросам, связанным с рынком ценных бумаг, гармонизировать основные полномочия органов государств-членов ЕврАзЭС, осуществляющих регистрацию проспектов эмиссии на основе установления единообразного минимального объема полномочий.

В целях эффективного сотрудничества компетентных органов государств-членов ЕврАзЭС необходимо установить:

- в случае сомнений в стабильности эмитента или финансового посредника, осуществляющего размещение или предложение эмиссионных

ценных бумаг, либо в случае нарушения указанными лицами своих обязательств, вытекающих из процедуры эмиссии или из допуска ценных бумаг к торгам, государство-член ЕврАзЭС, в котором осуществляется размещение или предложение, обязано незамедлительно сообщать подобные факты государству-члену ЕврАзЭС, в котором данный эмитент или финансовый посредник зарегистрирован;

- оперативный обмен информацией относительно свидетельства о регистрации проспекта эмиссии и о допуске к торгам эмитентов из государств-членов ЕврАзЭС.

Для дальнейшей деятельности по созданию и развитию рынка ценных бумаг государств Евразийского экономического сообщества необходимо, чтобы законодательство стран ЕврАзЭС в этой сфере соответствовало уровню развития фондового рынка в ЕврАзЭС и согласовывалось в вопросах регулирования деятельности на фондовом рынке государств Сообщества нерезидентов из государств-членов ЕврАзЭС с международной практикой.

0

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Список литературы

1. Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг. Совершено в городе Астане 18 июня 2004 года.

2. General Agreement on Trade in Services. Генеральное соглашение по торговле услугами. Международное соглашение по торговле услугами, достигнутое в 1994 г. в ходе Уругвайского раунда (Uruguay Round) переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffsand Trade (GATT).

3. Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 8 октября 2004 г. № 9 «О Рекомендациях по унификации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств - членов ЕврАзЭС (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом документов ВТО, Международной организации комиссий по ценным бумагам)».

В статье раскрываются вопросы имплементации, совершенствования (гармонизации и унификации) законодательных норм, регулирующих условия эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС. Кроме того рассмотрены нормативные правовые акты международного уровня в области эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС.

Ключевые слова: имплементация, гармонизация, ценные бумаги.

Мацалада ЕурАзЭЦ-тыц мYше-мемлекеттердiц цор нарыцтарына эмиссияныц шарты жэне багалы цагаздар айналымын реттейтiн зац шыгару нормаларыныц имплементациясы, жетiлдiру (ундест1ру жэне б1р1зденд1ру) сурацтары ашылады. Одан басца ЕурАзЭЦ-тыц мYше-мемлекеттердщ цор нарыцтарында багалы цагаздар эмиссияныц, орналастыру жэне айналысу твцiрегiдегi халыцаралыц децгей нормативтЫ цуцыцтыц акттер царастырылган.

ТYйiн свздер: имплементация, Yндестiру, багалы цагаздар.

The article describes the issues of implementation and improvement (harmonization and unification) legislation governing the conditions of issuance and trading of securities on the stock markets of countries - members of the Eurasian Economic Community. In addition it is considered regulations of international level of emissions, distribution and circulation of securities in the stock markets of states - members of the Eurasian Economic Community.

Keywords: implementation, the harmonization, securities.

Жумабаева М.Е.,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК

Некоторые вопросы имплементации и гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств-членов ЕврАзЭС

М.Е. Жумабаева,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ы^тану бeлiмiнщ ага гылыми ^ызметкерi

ЕурАзЭ^ мYше-мемлекеттерiн кор нарыктарында баFалы к^аздар эмиссиясы, орналастыру жэне айналымынын заннамалык шарттарын имплементациялау жэне Yйлестiруцщ кейб1р мэселелерi

Zhumabayeva М.Е.,

Senior Research Fellow, Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan

Some issues of implementation and harmonization of legislative conditions of emission, placement and circulation of securities in the stock markets of states - members of the Eurasian Economic Community

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.