Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования монгольской армии и её военно - административное устройство'

Некоторые вопросы формирования монгольской армии и её военно - административное устройство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2094
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монголы / монгольская война / военачальник / гвардия / империя / мусульманское духовенство / внутренняя и внешняя политика / Mongols / the Mongolian war / commander / guard / Empire / Muslim clergy / domestic and foreign policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хушвахтов Хуршед Худойкулович

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования монгольской армии и его военно - административное устройство, отношение и взаимопонимание между начальством и воинами, военно- административная единица с самого низкого звена до высшего, условия боевой подготовки, способы прохождения военной службы, вооруженная монгольская война, особенности правил ночной охраны, дисциплина гвардии, права и обязанности начальника гвардии. Также говорится об участии гвардии в войне, о территориально административной единице монгольского государства, об отношении воинов монголов к религии, богу и причинах военных успехов, ненависть и вражда между армией и военноначальниками, политическая ситуация государства монголов, классовые противоречия воинов монголов и всего личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of the establishment of Mongolian army and its military and administrative structure

The article discusses some of issues of the establishment of Mongolian army and its military and administrative system, relations and mutual understanding between the authorities and soldiers, the military and administrative unit from the lowest level to the highest, the conditions of combat training, methods of military service, the armed Mongol war, the specifics of the night guard rules, the discipline of the Guard, the rights and responsibilities of the chief guard. Also, it speaks about the participation of the Guard in wars, about the territorial administrative unit of the Mongolian state, about the relation of the Mongol warriors to religion and the God, and about the causes of military successes, about the hatred and hostility between the army and the military chiefs, about the political situation of the state of Mongols, about the Mongol warriors and all personnel class antagonisms.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования монгольской армии и её военно - административное устройство»

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

УДК 9(м) Х. Х. ХУШВАХТОВ

ББК 63.3(0)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ И ЕЁ ВОЕННО - АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

После объединения племен Чингиз-хан вынашивал планы завоевательных походов против других стран, и большое внимание уделял военно-административному устройству своего государства (11,102-116). Государство монголов являлось военно-феодальным объединением, организованным по десятичной системе во главе с десятниками. Затем шли отряды в сто и тысячу воинов во главе с десятниками. Затем шли отряды в сто и тысячу воинов во главе с сотниками и тысячниками. Каждый монгольский кочевник, способный носить оружие, вёл жизнь воина и принадлежал к определённому боевому подразделению, Все мужчины были разделены на взводы, состоящие из десяти человек; из этих десяти человек выбирался один, который должен был командовать остальными девятью. Девять из этих десятников, командовавших взводами, подчинялись сотнику, который имел и собственный десяток. Девять сотников подчинялись начальнику тысячи и девять тысячников эмиру десяти тысяч, которого называли командующим тюменью-темником (13,148).

Европейский путешественник Плано Карпини, посетивший Монгольскую империю, о системе управления монгольскими войсками сообщает следующее: «Во главе же всего войска ставят двух вождей или трёх, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, и если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются, и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются, точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются» (2,104). Таким образом, Чингиз - хан придумал и ввёл в войска тотальную систему залога и круговую поруку при жизни и смерти воинов с последующим всеобщим наказанием и поощрением.

Вся территория и население страны делились на три больших округа- правое крыло, левое крыло и центр. Каждый округ, в свою очередь, делился а на «тьму» ( по 10 тысяч человек в каждом), «тысячи», «сотни», и «десятки». Во главе всех этих военно- административных подразделений стояли сподвижники Чингиз-хана -его нукеры и нойоны, которые активно боролись на его стороне за утверждение ханской власти и создание государства.

Нукеры, служившие Чингиз-хану верой и правдой, заняли почетное положение в государстве. Одному из них Хубилаю было поручено общее руководство военным делом. Боорчу, Мухали и Наяа он назначил нойонами- темниками и ставил их соответственно во главе правого и левого крыла и центра. Нукеру Хунану Чингиз-хан приказал служить у его старшего сына Джучи в качестве нойона-темника. Тысячниками стали также храбрые нукеры хана, такие как Джэбэ, Субэдэй и др.

При организации государства Чингиз - хан широко использовал «давно уже существовавший институт нукерства для того, чтобы организовать правильную систему вассалитета, обязанного военной службой». Сотники, тысячники и темники были нойонами- владетельными феодалами, имевшими земли определенное количество и крепостных. Звание сотника, тысячника и темника было наследственным; носящие же эти звания получали общий титул нойон, т.е «господин», «сеньор», «военный сеньор». Если рассмотреть это в масштабе Монгольской империи, то «каждый нойон, получив в потомственное владение «сотню», «тысячу», «тьму », является прежде всего, вассалом царевича, владельца, и только после вассалом монгольского императора, как главы империи и войска монгольского».

Каждая военно-административная единица с самого низшего звена должна была не только выставлять положенное количество воинов с лошадьми, провизией и снаряжением, но и выполнять различные феодальные повинности. Такая подвижная система государственного устройства была вызвана к жизни своеобразными условиями монгольского кочевого общества, отвечала интересам степной аристократии, искавшей обогащения путем военных авантюр, и давала возможность Чингиз-хану в любое время мобилизовать большое количество войск. Чингиз-хану нужна была огромная армия для того, чтобы держать народные массы в повиновении у феодальных господ, для осуществления захватнических целей в отношении других стран. Для всех жителей империи, в том числе и для ханов, соблюдение так называемых

40

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

постановлений Чингиз-хана (т.е. санкционированных им народных воззрений и обычаев), известных под названием «Великая Яса», считалось обязательным. Эти постановления были написаны уйгурской письменностью, перенятой монголами, на свитках бумаг, и хранились в казне главных царевичей. При вступлении на престол нового хана, при отправке большого войска, при созыве собрания царевичей для обсуждения государственных дел приносились эти документы на свитках и на их основании вершились дела.

Яса, как полагают, была принята на общемонгольском курултае в 1206г., пересмотрена в 1218 г. и утверждена в окончательной редакции в 1225 г. Яса не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях у средневековых авторов. Из сохранившихся фрагментов можно сделать заключение, что основной задачей постановлений Чингиз-хана было создание новой системы права, которая отвечала бы запросам и потребностям феодализирующегося монгольского общества (4, 44).

В войсках Чингиз-хана поддерживалась железная дисциплина из-за страха смертной казни за малейшие нарушения. За самовольный переход от одного начальника к другому виновный подвергался смертной казни в присутствии войска, а принявший его начальник-строгому наказанию (7, 27-29).

За ослушание начальника, проявление неповиновения, оставление назначенного места виновный подвергался наказанию вплоть до высшей меры- лишения жизни. Накануне похода или перед предстоящим сражением проводился смотр войск, вооружения, снаряжения, нерадивых наказывали, успевающим по необходимости давали пособие. Начальники войск для удовлетворения своих нужд были обязаны обращаться только к государю, и ни к какому другому лицу. В противном случае следовала смертная казнь. Это постановление Чингиз-хана было вынесено с целью предупреждения заговоров, запрета образования партий или служило для пресечения обращения при нужде к посторонним властителям (13,144-15).

Согласно предписаниям Ясы, воспитание и обучение правилам охоты на диких зверей считалось обязательным условием боевой подготовки воинов. Сам Чингиз-хан называл охоту «школой войны» и советовал своим потомкам считать ее занятием, достойным государя (5,408409).

Вооружение монгольского воина было таковым: два или три лука, или, по меньшей мере, один хороший и три больших колчана, полных стрел, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. У богатых, хорошо вооружённых монголов были острые и заточенные только с одной строны мечи и несколько кривых мечей. При них была также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, а также шлемы и латы, У других монгольских воинов были копья, на шейке железа которых имелся крюк, по необходимости использовавшийся для съема человека с седла. Эти копья имели весьма острые стрелы с железными наконечниками, которые резали с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча. При этом они всегда носили при колчане напильники для затачивания стрел.

Чингиз-хан содержал свою армию способом самообеспечения, бесплатного прохождения воинской службы. Каждый монгольский воин не только не получал платы, но ежегодно доставлял своему начальнику определенное число лошадей, голов скота, кусков войлока и других предметов. Монгол, находясь на войне, ни в коем случае не освобождался от выполнения государственных повинностей. Жена воина или любое другое лицо, которое он оставил в своём местожительстве, должны были вместо него выполнять надлежащие ему обязанности.

Государь монголов требовал, чтобы его десятники, сотники, тысячники и темники постоянно держали свои войска в боевой готовности, чтобы их отряды были всегда начеку и по первому приказу могли оседлать коней и вовлечься в бой. Чингиз - хан говорил, что тот, кто хорошо камандует своим десятком, заслуживает, чтобы ему вверили командование тысячей. «Но если десятник, - твердил он, -не умеет вести свой взвод, я предаю смерти его самого, его жену и детей и выбираю из его десятка нового десятника. Я так же поступаю в отношении начальников сотен, тысяч и десятков тысяч» (13,238).

Кроме основного войска, Чингиз-хан имел в своем распоряжении еще и личную гвардию -«кешик». Эта гвардия редко пускалась в ход Чингиз-ханом и держалась им на случай большой внешней или внутренней опасности. Гвардия Чингиз-хана была организована в 1203 г.после победы над кираитами. Тогда были набраны 70 человек для дневной стражи и 80- для ночной. Первые назывались тургэутами, вторые - кэбтэутами. Те и другие вместе составляли охранную стражу (кешиктэн). В состав гвардии входили также стрельцы (хорчи), стольники (баручи), дверники (эгудэньчи) и конюшие (ахтачи). Кроме того, была образована, в качестве личной дружины хана, «тысяча храбрых» (бахадуров), которая в военное время составляла авангард, в мирное -часть придворной стражи. Г вардейский караул сменялся каждые три дня (1,449).

41

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

В 1206 г., после восшествия на престол Чингиз-хана, его гвардия была усилена до 10 тыс. человек (8,173). Караул был разделен на четыре очереди, из которых каждая по-прежнему сменялась каждые трое суток. Ханская гвардия комплектовалась преимущественно сыновьями нойонов-темников, тысячников и сотников, а также некоторыми способными, смекалистыми и «крепкого телосложения» людьми из свободных аратов (8,168). Гвардия пополнялась следующим образом: каждый сын тысячника должен привести с собой одного родича и девять товарищей, сын десятника и вообще каждый свободный человек - одного родича и трех товарищей. Было объявлено, что «кто желает вступить в гвардию, тому никто не должен препятствовать». Особенно строгие правила были установлены относительно ночной охраны ханской ставки. После наступления сумерек стража задерживала всякого. Против того, кто входил в ставку неожиданно, стража пускала в дело оружие. Никто не имел права наводить справки о численности стражи в какой-нибудь день. С виновного в этом брали в качестве штрафа оседланную лошадь и одежду (1,450).

Гвардия была подчинена строгой дисциплине. Кто не являлся в день своей очереди, в первый раз получал 30 палок, во второй раз - 70 палок, в третий раз, после получения 37 палок, подвергался изгнанию. Таким же наказаниям подвергались начальники, которые забывали ставить в известность подчиненных о дне очереди. С другой стороны, гвардейцы пользовались большими привилегиями. Гвардейский рядовой стоял выше армейских тысячников, нестроевые чины гвардии - выше армейских сотников. Начальники гвардии не имели права самовольно наказывать своих подчиненных прутьями, если такое происходило, то его самого того самого наказать прутьями. «Кто будет бить кулаками, того тоже кулаками» таковы были в то время требования. Этот метод гвардейцы, как люди, близкие хану, использовали и в отдельных походах. Чингиз-хан давал начальнику гвардии следующую инструкцию: «Кто ослушается приказа, того, если он известен мне, приведи сюда, если же нет, то казни на месте». Гвардия принимала участие в войне только в том случае, когда в поход выступал сам хан. В лагере первоначальная «тысяча бахадуров» располагалась впереди ханской ставки, харчи и тургэуты стояли по правую сторону, остальные 700-по левую. Тысяча бахадуров и воины, в ходившие в состав первоначальной гвардии, пользовались большим почетом, чем остальные (9,109).

Большинство военачальников Чингиз-хана являлось выходцами из его гвардии. Благодаря этому, руководство военными силами на всем пространстве империи находилось в руках людей, лично испытанных ханом Народные массы должны были быть только орудием в руках избранников Чингиз-хана, который даже в приписанных ему изречениях нигде не обращается ко всему народу и не говорит о своих заслугах перед ним, а перечисляет только сделанное ханом для всех потомков и своих аристократических приверженцев (1,451).

Высшую аристократию в империи составляли князья, нойоны. Титул «великого нойона» носил младший сын Чингиз - хана Тулуй, который был главным помощником сврего отца в военных делах. Нойоиами назывались также младшие братья Чингиз-хана - Тэмугай, Билгутэй если это имена братьев. Военная аристократия, как и у тюрков, именовалась тарханами, и пользовалась привилегиями. Они были освобождены от всяких податей, и вся добыча, захваченная ими на войне или на охоте, составляла их полную собственность. В любое время они могли входить во дворец без особого разрешения. Во время пира тарханы занимали почетные места (6,292). Наряду с организацией войска Чингиз-хан создал общеадминистративное управление, где использовал представителей более культурных народов, в частности уйгуров. Появились чиновники, которые ведали раскладкой и сбором налогов. Этим же иноземцам чиновники государства Чингиз-хана обязаны и организацией почтовой службы. На определенном расстоянии были устроены почтовые станции- «ямы». Содержание станций, снабжение верховыми животными и припасами было возложено на туманы. Каждые два тумана должны были содержать в полном порядке один ям.

Монголы верили в единого бога, которого признавали творцом всего видимого и невидимого, а также признавали его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений. Не одного его они чтили молитвами и похвалами, или каким-либо обрядом. У монголов были идолы из войлока, сделанные по образу человеческому, которых устанавливали с обеих сторон двери. Нечто из войлока, сделанное наподобие сосцов, они признавали их за охранителей стад, дарующих им обилие молока и приплода скота. Других же идолов они делали из щелковых тканей и чтили их (1,458). Несмотря на свое сближение представителями культуры, сам Чингиз-хан являлся верным шаманистом (10,94).

Таким образом, Чингиз-хан, производя объединение монголов, победил своих врагов, положив начало созданию единого монгольского государства. Одновременно с этим, он занимался укреплением мощи своего войска, которое отличалось не только исключительной

42

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

дисциплинированностью, но и большой подвижностью, выносливостью в походах и храбростью в боях.

Образование единого государства положило конец бесконечным родоплеменным междоусобицам, содействовало укреплению государственного единства. Монгольские племена, носившие доселе различные названия, получили единое - монголы, а государство стало именоваться Великим монгольским государством.

Причины военных успехов монголов.

1. Противоречия между Мухаммадом Хорезмшахом и его матерью Туркан-хатун в управлении государством, безжалостный грабеж оседлого земледельческого населения и обогащение за его счет тюркских племен канглы, составлявших основу сторонников Туркан- хатун, отрицательно влияли на устои государства Хорезмшахов.

2. Недовольство части мусульманского духовенства Хорезма и Мавераннахра внутренней и внешней политикой Мухаммада Хорезмшаха, смещение багдадского халифа и исключение его имени из хутб и монет во время похода Мухаммада Хорезмшаха на Багдад, изгнание в Хорезме предводителя ханафитов Бурхануддина ибн Мухаммада ибн Ахмада, хатиба Бухары, уважаемого среди мусульман, и назначение на его место Маджъуддина Масъда ибн Салиха, высылка из Самарканда троих авторитетных шейхов в Нису и другие действия, направленные против духовенства, осложнили отношение населения к Хорезмшаху и способствовали возникновению нестабильности в государстве. Даже часть мусульманского духовного сословия - факиров, недовольная Хорезмшахом, легко подчинилась монгольским завоевателям. При осаде последними Бухары и Самарканда они поддержали чужеземных агрессоров. Шейх ал-ислам Мерва и казий Сарахса, перейдя на сторону монголов, служили агентами при завоевании ими Мавераннахра и Хорасана.

3. Бессердечность и кровожадность Мухаммада Хорезмшаха и его матери при заваевании новых территорий, грубое и нетактичное обращение с правителями покоренных стран, невнимательное, а порою и жестокое отношение с теми, кто в военных походах и в трудные моменты были на их стороне, привели к ослаблению и окончательному поражению.

4. Неуважительное отношение хорезмийских войск к местному населению породило ненависть к Хорезмшахским тюркским правителям, и жители многих городов, в том числе Самарканда и Бухары, предпочли выплачивать налоги неверным каракитаям, чем им. Это также в определенной степени повлияло на ослабление борьбы населения против неверных монголов, что привело к поражению в борьбе против монгольских захватчиков.

5. Ненависть и вражда между эмирами и военачальниками Хорезмшаха, обвинение друг друга перед султаном в их связи с шиизмом, отсутствие единства и взаимопонимание среди сторонников самого Мухаммада Хорезмшаха, переход части его сторонников на службу к монголам также отрицательно влияли на укрепление устоев государства.

6. В административном управлении государства произошел раскол между Мухаммадом Хорезмшахом и его матерью Туркан-хатун, ,под влиянием которой находились старшие сыновья Джалалуддин, Рукнуддин и Гиясуддин. Их семейные взаимоотношения привели к ослаблению мощи государства.

7. Мухаммад Хорезмшах после первой военной стычки с монголами во главе с Джучи, увидел военную организованность и порядки монголов в ведении боя. Вернувшись в Самарканд, он доложил об этом своим подданным, которые вместо того, чтобы усилить свои действия против врага, трусливо отступили.

8. Разногласия и распри между местной национальной знатью, как кочевой, так и оседлой, препятствовали объединению и оказанию стойкого и сплоченного сопротивления завоевателям.

9. Предательство тюркских военачальников, отсутствие способного и мудрого предводителя, переход и быстрое подчинение многих феодалов монгольским войскам либо из ненависти к тюрку Мухаммаду Хорезмшаху, либо ради сохранения своих земель и собственных привилегий, отрицательно повлияли на мощь государства и привели к его ослаблению.

10. Ополчения тюркских кочевых кланов (ханов и эмиров) -вассалов Хорезмшаха, по своим боевым качествам и храбрости не уступали монгольским войскам, но так как у них была слабая дисциплина и не было единства воли и целей (нередко эти эмиры со своими племенами враждовали между собой), а также связи и близость с оседлым городским и сельским населением, все это привело к усилению военных успехов монголов (10,93-99).

Факторы военных успехов монгольских войск:

1.Чингиз - хан обладал военной, дипломатической и организаторской способностью, и его талантливые полководцы, воспитанные в его степной школе, имели жесткую дисциплину. Они действовали строго согласно постановлениям Чингиз-хана, законам («Великой Ясы»)

43

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

2. Монголы были полностью осведомлены о политической ситуации в государстве Хорезмшахов и, кроме того, умело использовали сведения местных торговцев, переводчиков и путеводителей (10,93-99).

3. Между военачальниками и сыновьями Чингиз-хана существовало полное взаимопонимание, и все их внимание и забота были направлены только на выполнение его пожеланий и приказов, и никто из них не старался противостоять и превосходить друг друга.

4. Весь личный состав монгольских войск имел общий язык, единые традиции, что сыграло существенную роль в их успехах против войск Хорезмшаха. Эти важные элементы отсутствовали в войсках Хорезмшаха (11,113).

5. Классовые противоречия у монголов были выявлены слабо и в ходе завоевательных войн даже на время были приглушены, поэтому они сравнительно легко громили войска своего противника, усиленные внутренние противоречия среди которых привели к их раздроблению (10,93-99).

6. Сопротивление населения на местах было разрозненным и не подчинялось единому командованию и общему военно-стратегическому плану. Так, мужественные и героические противостояния Гайир -Хана в Отраре, Тимур-малика в Худжанде, Шамсуддина Джузджани в Г ерате, сопротивление и храбрость населения Хорезма, Нишапура, Г ерата, Нусраткуха и других, свидетельствующие о высоком боевом духе и воле таджикского народа в борьбе против ненавистного врага, были подавлены завоевателями (10,93-99).

7 Одной из важных причин успехов Чингиз-хана было то, что созданные им формирования впервые после распада бывших государственных структур объединили военные силы наибольшей части кочевников Мавераннахра, не только местных, но и многих тюркских, маньчжурских, тунгусских и тангутских племен. Конные ополчения кочевников всегда отличались высокими боевыми качествами и огромной подвижностью, которые особенно сильно проявлявлись, когда они оказывались связаны единством командования и военного плана, железной дисциплиной (11,113).

8. Формирования Чингиз-хана - это более сплоченный и организованный конгломерат кочевых обществ, нежели объединения прежних завоевателей- кочевников. Ими применялись организованные грабежи и раздел военной добычи, опустошения целых районов и истребление мирного населения. Это была целая система массового разработанного террора, проводившаяся сверху и имевшая целью уничтожение способной к сопротивлению активной части населения, запутывания мирных жителей и создания массовой паники в завоеванных странах (11,115).

Таким образом, организация войска, система ведения военных операций и структура военного устройства отличались от других существующих средневековых империей. В историко-юридических источниках указано, что государство монголов являлось военно-феодальным объединением, организованным по десятичной системе во главе с десятниками. Глава государство был хан -Чингиз-хан. Главой государства был хан, затем шли отряды в сто и тысячу воинов во главе с десятниками. Затем шли отряды в сто и тысячу воинов во главе с сотниками и тысячниками. Каждый монгольский кочевник, способный носить оружие, вёл жизнь воина и принадлежал определённому боевому подразделению, Все мужчины были разделены на взводы, состоящие из десяти человек; из этих десяти человек выбирался один, который должен был командовать остальными девятью. Девять из этих десятников, командовавших взводами, подчинялись сотнику, который имел и собственный десяток. Девять сотников подчинялись начальнику тысячи и девять тысячников - эмиру десяти тысяч, которого называли командующим тюменью-темником (десятки, сотники, тысячники, десяттысячники - темени) (3,104).

Средневековые историки, географы, путешественники, писатели, поэты и другие представители разных наук по мере возможности характеризуют социальной состав населения монголотатарской империи и военного устройство государство.

Была установлена жестокая железная военная дисциплина. Некоторые исследователи, изучающие истории средневековых империй, утверждают, что если в монголо-татарской империи один из членов отряда десятка становится предателем, наместник хана строго наказывал отряд и убивал всех остальных членов отряда, если такие события происходили в составе сотника, тысячника и тюмена их направлении наказывали таким же образом. Поэтому у них почти не было предательства, члены военных отрядов монголо-татарской империи сражались до победного конца.

Военно-администравное устройство государства татаро-монголов отличалось других систем военно-политического устройства средневековых государств и было составлено на основе основной книги татаро-монголов «Великая яса». Татаро-монгольская империя содержала свои войска способом самообеспечения, бесплатного прохождения действительной военной службы

44

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

Каждый воин-монгольский солдат не только не получал платы, но и ежегодно доставлял своему военному начальнику определенное число лошадей, голов скота, оружие и другие предметы на основе железной военной дисциплины. Татаро-монгольский воин, находясь на войне, ни в коем случае не освобождался от выполнения государственных повинностей. Государь - Хан татаромонгольской империи - требовал, чтобы каждый воин всегда был в боевой готовности. Начальники, военные наместники требовали, чтобы главы десятников, сотников, тысячников и тюмени постоянно держали свои войска в боевой готовности, чтобы их отряды были всегда начеку и по первому приказу могли оседлать коней и вовлечься в бой. Если начальник отряда войска (десятники, сотники, тысячники и тюмени) не умеет вести свой отряд, государство убивало начальника, его жену и детей. Если он (начальник отряд), выполнял свою миссию на высоком уровне получал повышение по должности.

Государство татаро-монголов, основанное па такой системе военно-администравного устройства быстро захватило основную территорию Месопотамии, Хорасана, Маверраннахра и другие территории: Отрар, Худжанд, Самарканд, Бухара, Хорезм, Мерв, Балх, Нишапур, Герат, Таликан, Бамиян, Парвана, Газни, Ургенч и многие другие.

В результате военных действий татаро-монгол разрушены и разграблены основные экономические и культурные центры таджикского народа. Многие цветущие города, культурные центры и села были сравнены с землей. Такие крупные, социально-экономические, культурнополитические развитые города, как Отрар, Термез, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Рей, Казвин, Хамадан, Таликан, Бамиян, Газна, Кабул, Буст, Худжанд и другие, были полностью разрушены. Татаро-монгольские и тюркские кочевники Мавераннахра и Хорасана избегали перехода к оседлости и земледелию, поскольку правовое положение воина-кочевника было несравненно лучше положения бесправного подданного крестьянина. Татаро-монгольские захватчики, культура которых была намного ниже, чем культура и цивилизация таджикского народа, варварски уничтожали все его богатое культурное наследие, в результате чего она пришла в упадок. Таковы результаты внутренней и внешней политики военно-административного устройства государства татаро-монголов .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бартольд, В.В. Чингиз-хан и монголы. Соч.-Т.1/ В.В. Бартольд. - М.: ИВЛ, 1963.- 763 с.

2. Владимирцов, Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм/ Владимирцов Б.Я.- Л.: Академия наук СССР, 1934.- 223 с.

3. Груссе, Р. Имератории саҳронавардон / Р.Груссе.- Теҳрон: Интишороти илмӣ ва фарҳангӣ,1388. -1050 с.

4. Иванин, М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане / М.И.Иванин. - СПб: Славия, 2003. - 336 с.

5. Исупуллер, Б. Таърихи муғул дар Эрон / Б.Исупуллер.- Теҳрон: Интишороти илмӣ ва фарҳангӣ,1386.- 553 с.

6. История таджикского народа.- М.: Наука, 1964.- 213 с.

7. Карпини, Иоанн де Плано. История монголов. Путешествие в восточные страны(Репр. изд. 1911 г.). Введение, перевод и примечания А.И. Маленина/ Иоанн де Плано Карпини.- М.: Литео, 2015.- 224 с. .

8. Козин, С.А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240г. иод названием Mongyol-im niyiica tobciyan. Юань-чао-би-ши / С.А.Козин. - М.-Л., 1941. -619 с.

9. Морган, Д. Муғулҳо.Тарҷумаи Аббос Мухбир / Д.Морган.-Теҳрон, 1387.- 656 с.

Ю.Оштиёнӣ, Аббос Иқбол. Таърихи муғул аз ҳамлаи Чингиз то ташкили давлати Темурӣ / А.И.Оштиёнӣ. - Теҳрон, 1384.- 876 с.

11. Петрушевский, И. П. Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219—1224 гг. и его последствия // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статьей/ И.П. Петрушевский.- М.: Наука, 1977.- С.113.

12. Сандаг, Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан// Татаро-монголы в Азии и Европе: 2-е изд. / Ш. Сандаг - М.: Наука, 1977.- 164 с.

13. Ҷувайнӣ, Атомалик ибни Муҳаммад. Таърихи Ҷаҳонкушо / А.М.Ҷувайнӣ.- Теҳрон: Дунёи китоб, 1382.- 978 с.- Ҷ.1.

REFERENCES:

1. Bartold, V.V. Genghis Khan and the Мо^оКСоПесиоп.-УоП/У.У.ВаЛоИ.- M.: 1963. -763 p.

2. Vladimirtsov, B.Ya. The social system of Mongols. Mongol nomad feudalism/Vladimirtsov, B.Ya.-L.:Academy of sciences of the USSR, 1934.-223p.

45

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

3. Grousset, Rene. The imperia of Bedouins/R.Grousse.-Tehran: Intishoroti ilmi farhangi, 1388.- 1050р.

4. Ivaniv, M.I. About the military art and conquers of Mongol and Tartars and Central Asian people in the time of Genghis Khan and Tamerlane/ Ivanin, M.I. SPb: Slaviya, 2003. -336 p.

5. Supuller, B. The history of Mongols in Iran/Supuller, B.-Tehran: Intishoroti ilmi farhangi, 1386.553p.

6. The history of Tajik people. - M.: Nauka, 1964. -213p.

7. Carpini, Johan de Plano. The history of Mongols. Journey to the East (edited 1911). Introduction, translation and comments by A.I. Malenin/Johan de Plano Carpini.-M., Liteo, 2015. -224 p.

8. Kozin, A.S. The secret legends: Mongol chronicle of 1240 by the name “Mongyol-im niyiica tobciyan. Yan-chao-bi-shi”/ S.A. Kozin. -M.-L., 1941. - 619 p.

9. Morgan, David. The Mongols. Trans. by Abbas Mukhbir/D. Morgan.-Tehran, 1387.-656p.

10. Oshtiyoni, Abbos Iqbol. The history of Mongols starting from the Genghis invasion until the establishment of Timurids state/A.I.Oshtiyoni, -Tehran, 1384.-876 p.

11. Petrushevskiy, I.P. The crusade of Mongol army to Central Asia in 1219-1224 yy., and its consequences/ Petrushevskiy, I.P.// Tartar and Mongols in Central Asia and Europe: Collecion of papers. -M.: Nauka, 1977. -113p.

12.Sandag, Sh. The establishment of the unified Mongol state and Genghis Khan// Tartar and Mongols in Asia and Europe: 2nd edition/ Sh.Sandag., -M.: Nauka, 1977.-164 p.

13.Juvaini, Atomalik ibn Muhammad. The history of Jahonkusho/ A.M. Juvaini. - Tehran: Dunyoi kitob, 1382. -978 p. -vol. 1.

Некоторые вопросы формирования монгольской армии и её военно - административное устройство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевие слова: монголы, монгольская война, военачальник, гвардия, империя, мусульманское духовенство, внутренняя и внешняя политика.

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования монгольской армии и его военно - административное устройство, отношение и взаимопонимание между начальством и воинами, военно- административная единица с самого низкого звена до высшего, условия боевой подготовки, способы прохождения военной службы, вооруженная монгольская война, особенности правил ночной охраны, дисциплина гвардии, права и обязанности начальника гвардии Также говорится об участии гвардии в войне, о территориально административной единице монгольского государства, об отношении воинов монголов к религии, богу и причинах военных успехов, ненависть и вражда между армией и военноначальниками, политическая ситуация государства монголов, классовые противоречия воинов монголов и всего личного состава.

Some questions of the establishment of Mongolian army and its military and administrative structure

Keywords: Mongols, the Mongolian war, commander, guard, Empire, Muslim clergy, domestic and foreign policy.

The article discusses some of issues of the establishment of Mongolian army and its military and administrative system, relations and mutual understanding between the authorities and soldiers, the military and administrative unit from the lowest level to the highest, the conditions of combat training, methods of military service, the armed Mongol war, the specifics of the night guard rules, the discipline of the Guard, the rights and responsibilities of the chief guard. Also, it speaks about the participation of the Guard in wars, about the territorial administrative unit of the Mongolian state, about the relation of the Mongol warriors to religion and the God, and about the causes of military successes, about the hatred and hostility between the army and the military chiefs, about the political situation of the state of Mongols, about the Mongol warriors and all personnel class antagonisms.

Сведения об авторе:

Хушвахтов Хуршед Худойкулович, заместитель начальника 4-го факультета МВД РТ по строевой части (Республика Таджикистан, г Худжанд), E-mail: [email protected]

Information about the author:

Khushvakhtov Khurshed Khudoiqulovich, Vice-head of Combat Unit, the Faculty №4 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, wing-commander of militia, (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.