УДК 336.14:35.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-184-187
ВОЛКОВА В.В., МЕДЯНСКАЯ Е.Е. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПУБЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ
Ключевые слова: публичный субъект, бюджет, налоги, финансово-правовая ответственность, бюджетное учреждение, финансовая правоспособность.
В статье рассмотрены отдельные вопросы финансово-правовой ответственности публичных субъектов. Рассмотрена специфика учета доходов и расходов бюджетных учреждений, показано, что проблемы в системе бюджетных расходов способны порождать экономические угрозы национального масштаба. Сделаны выводы: публичные субъекты, являясь бюджетными учреждениями, обладают целевой финансовой правоспособностью, финансово-правовая ответственность закреплена, в том числе, в нормах налогового и бюджетного законодательства РФ; в доктрине все еще не завершено формирование единого научного подхода в отношении природы и места системы мер финансово - правовой ответственности.
VOLKOVA, V.V., MEDYANSKAYA, EE.
SOME IESSUES OF FINANCIAL-LEGAL RESPONSIBILITY OF PUBLIC SUBJECTS
Key words: public subject, budget, taxes financial-legal responsibility, budgetary organization, financial legal capacity.
The article considers some issues of financial-legal responsibility of public subjects. It is considered the specifics of accounting of incomes and expenses of budgetary organizations, substantiated, that problems in the system if budgetary expenses allow to create economic treats of national scale. It is made the conclusions: public subjects, being budgetary institutions, have targeted financial legal capacity, the financial-legal responsibility is enshrined, including in the norms of tax and budget legislation of the Russian Federation; the formation of a unified scientific approach to the nature and place of the system of measures of financial and legal responsibility is still not completed in the doctrine.
Состояние бюджетных расходов публичных субъектов и тенденции их учета относятся к ключевым факторам экономического роста любой страны. Сбалансированная система бюджетных расходов и эффективное управление бюджетными ресурсами обеспечивают формирование благоприятной макроэкономической среды для активизации предпринимательской деятельности, увеличения инвестиций, надлежащей социальной защиты населения. В то же время дисбалансы и проблемы в системе бюджетных расходов, особенно когда они достигают критического уровня, способны порождать экономические угрозы национального масштаба. Понятным является то, что разрыв между доходами и расходами бюджета, неэффективное и нецелевое использование бюджетных ресурсов усиливают давление на стабильность национальной валюты, обусловливают недофинансирование расходов бюджета, ухудшение системы социального обеспечения и активное наращивание государственного долга, тем самым закладывая экономические проблемы для следующих поколений. Все указанное сейчас переживает Россия, система бюджетных расходов которой оказалась в кризисном состоянии.
Развитию бюджетных расходов России посвящены работы известных отечественных ученых [1, с. 141-146]. Они достаточно подробно исследуют проблемы бюджетных расходов России, в частности бюджетной и налоговой систем, а также работают над изучением механизмов их решения. По мнению большинства из них, учет бюджетных расходов требует глубинных реформ, которые будут способствовать началу ряда положительных тенденций в этой сфере. Учитывая актуальность темы статьи и значение развития института финансово-правовой ответственности публичных субъектов, важным является рассмотрение современных проблем расходования бюджетных расходов и приоритетных направлений их реформирования.
Значительную роль в развитии страны играют бюджетные расходы. В условиях рыночной экономики благодаря бюджетным расходам осуществляется государственное регулирование и финансирование программ, направленных на поддержку конкурентоспособности бизнеса, обеспечение стандартов жизнедеятельности граждан, проведения реформ обновление экономической системы в целом. В периоды углубления кризисных явлений в экономике, при проведении структурной перестройки хозяйственного комплекса страны, реализации программ экономического роста, внедрения системы международного сотрудничества и инновационного развития экономики эта роль возрастает. Для стран с переходной экономикой актуальными становятся вопросы учета бюджетных расходов, ведь они должны решать проблемы формирования рыночной экономики, финансово обеспечивать проведение реформ почти во всех сферах деятельности. Использование ресурсов - бюджетных расходов, способствует обеспечению
стабильности развития страны в экономической, социальной, политической и других сферах, поддержания ценовой и валютной стабильности [2, с. 123].
В зарубежных странах в посткризисный период был взят курс на проведение более жесткой политики по развитию бюджетных расходов. Она заключалась в ограничении расходов в государственном секторе, консолидации бюджетной системы, повышении финансовой дисциплины и эффективности расходования государственных ресурсов, принятии мер, направленных на реформирование пенсионной системы, усилении контроля формирования и использования активов сектора бюджетных расходов, организации (расширении) стабилизационных фондов. Целью такой политики стало уменьшение бюджетных расходов, ограничение государственных заимствований и государственного долга.
Вместе с тем, росло государственное финансирование мероприятий, нацеленных на содействие развитию бизнеса, расширение программ занятости, повышение энергоэффективности, поддержку малообеспеченных групп населения. Однако если до 2014 года Россия обеспечивала результативность указанных мероприятий, то финансово-экономический кризис и ряд политических факторов сформировали новый комплекс проблем. В течение 20142019 годов усилилось влияние внешних факторов на развитие России: наблюдалось существенное сокращение спроса на продукцию отечественных учреждений, ухудшение условий привлечения финансовых ресурсов на внешних рынках, резкое ограничение притока капитала нерезидентов, увеличение его оттока. Помимо этого, снизился уровень доходов населения, увеличились расходы на социальную сферу и поддержку малообеспеченных слоев населения. Как следствие, повысились риски развития реального сектора (который ориентирован на экспорт продукции), финансовой системы (из-за ограничений возможностей привлечения финансовых ресурсов и обострение проблем реструктуризации задолженности по займам), уменьшились объемы кредитования предпринимателей и домохозяйств. Эти изменения привели к обострению проблем учета бюджетных расходов, в частности усложнение условий формирования доходов (бюджетной системы, государственных целевых фондов), превышение бюджетных обязательств над объемами ресурсной базы, ухудшение показателей финансовой деятельности государственных учреждений, снижение результативности бюджетных расходов, разбалансировка бюджета и рост его дефицита.
Введение в бюджетную политику принципа приоритетности плана доходов, который необходимо обеспечить для финансирования расходов, привело к ряду негативных тенденций: фискализации налоговой политики, направленной на мобилизацию необходимого объема доходов; нестабильность динамики государственного долга России; активное привлечение Центробанка РФ для финансирования дефицита бюджета; регулярное недофинансирование бюджетных расходов. Значительной проблемой бюджетных расходов является чрезмерная централизация бюджетной системы, что ослабляет заинтересованность органов публичной власти в увеличении доходов по действующим статьям и поиска новых источников доходов. Такая модель бюджетной системы сформировала пассивность органов публичной власти, которые полагаются на помощь из государственного бюджета и не проявляют активность по развитию налоговой базы управляемых территорий. Финансовая зависимость от центра также ухудшила качество предоставления государственных товаров и услуг на местах, поскольку органы местного самоуправления всегда могут ссылаться на нехватку финансовых ресурсов. Все это детерминирует актуальность совершенствования организационно-методических аспектов учета расходов публичных субъектов.
Несмотря на стремительное развитие рыночных отношений, в России, как и в каждом государстве, продолжают функционировать учреждения, учреждения и организации государственного сектора. Они являются неотъемлемой составной частью развития экономики страны, обеспечения благосостояния и защиты ее населения и организации предоставления различных общественных благ. Для эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества, сохранения собственности государства в бюджетных учреждениях осуществляется присущий им бухгалтерский учет. Его целью является достоверное отражение использования бюджетных средств, государственной собственности и содействие улучшению финансово-хозяйственной деятельности.
Учет доходов и расходов бюджетных учреждений ведется в обязательном порядке и обеспечивает отображение данных по операциям, связанных с поступлением и использованием
бюджетных средств. Благодаря этому проводится постоянный мониторинг основных показателей деятельности бюджетных учреждений, анализ выполнения бюджетных программ и государственный контроль использования бюджетных средств. Бухгалтерский учет бюджетных учреждений отличается от бухгалтерского учета предпринимательской сферы, причиной чему является различия в управлении в государственном и коммерческом секторах. Существуют различные подходы к учету доходов и расходов. Доходы представляют собой требования по получению наличных денежных средств, тогда как расходы - обязательства по денежным выплатам. Это означает, что доходы и расходы всегда будут иметь материальный (денежный) эффект или в отчетном периоде, о котором идет речь (в форме настоящего наличного поступления и реальных денежных выплат соответственно), или в более поздние отчетные периоды (в форме будущих денежных поступлений и будущих денежных выплат). В России в бюджетном секторе применяется метод начисления. Федеральные и местные органы власти являются примерами бюджетных организаций. Расходы (от предоставления услуг гражданам) осуществляются в различных сферах (например, образования, здравоохранения, обороны и т.д.), тогда как доходы от налогов поступают в государственный бюджет.
Таким образом, бюджет используется для распределения налоговых поступлений по разным сферам деятельности для финансирования расходов.
Каждое муниципальное образование (муниципалитет) имеет свой бюджет [3, с. 601-603]. Бюджет муниципалитета является формой формирования и расходования средств на финансовый год. Бюджетные расходы муниципалитетов непосредственно связаны с выполнением своих функций. Благодаря разделению расходов муниципального бюджета финансовые ресурсы концентрируются для решения приоритетных задач, реализуемых в социальной и экономической политике. Общественное благо или услуга, характеризуется четко выраженной не конкуренцией в потреблении. Примерами чисто общественных благ является оборона, безопасность и экологические услуги, которые приносят пользу широкому населению страны.
Таким образом, хозяйственная деятельность бюджетных учреждений имеет ряд особенностей, которые нашли свое отражение в специфике ведения учета. Так, бюджетные учреждения действуют на правах государственной собственности, что означает возможность пользования предоставленными государством средствами, но не полного распоряжения ими. Этот факт влияет на ведение учета и составление финансовой отчетности. Также оборотными средствами такие учреждения не наделены, что требует от них ожидания ассигнований из соответствующего бюджета. Все это затрудняет работу бюджетных учреждений и направление на получение положительного результата. Поэтому следует, по нашему мнению, наладить и упростить процесс получения финансирования для непрестанной работы учреждений и согласовать нормативно-правовую базу для четкого объяснения всех требований деятельности в государственном секторе. Поскольку бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осложняется количеством источников финансирования, а также необходимостью тщательного соответствии осуществленных расходов к отдельным группам доходов [4, с. 572-575].
В связи с вышеизложенным, особо важным нам представляется надлежащее осуществление контроля, ответственности деятельности публичных субъектов. Вопросы совершенствования института юридической ответственности в рассматриваемой нами области - традиционная повестка научных дебатов на протяжении последних двух десятилетий.
Обращаясь к статистическим данным, отметим, что количество нарушений в бюджетной сфере демонстрирует стойкую динамику. Так, к примеру, в 2019 г. Счетная палата выявила 4 443 нарушения на сумму 884,6 млрд. рублей, по материалам проверок возбуждено 25 уголовных дел [5]. Как следствие, Минфин России продолжает процесс выработки эффективных решений в контексте бюджетной деликтологии. Мы разделяем позицию Е.Н. Горловой о том, что публичные субъекты, являясь бюджетными учреждениями, обладают целевой финансовой правоспособностью [6, с. 114-121]. Это означает, что их полномочия непосредственно направлены на реализацию публичных интересов. Данным автором обосновывается также, что финансово-правовая ответственность закреплена, в том числе, в нормах налогового и бюджетного законодательства РФ. Финансово-правовая ответственность устанавливается специальными финансово-правовыми нормами и (или) затрагивает финансовые интересы государства, а также рассчитана на специальные субъекты, применяющие ответственность и подвергающиеся данной
ответственности. Так, определяя место и роль бюджетных мер принуждения, установленных БК РФ [7] в ч. IV, обратим внимание на особый характер и статус лиц, к которым они могут быть применены. Это исполнительный орган государственной власти (местная администрация); финансовый орган, главный администратор (администратор) бюджетных средств; государственный (муниципальный) заказчик. То есть, получается, что существенным законодатель считает именно особый, неразрывно связанный с государственной (муниципальной) властью статус лица, а не прочие характеристики, такие как, например, наличие обособленного имущества и возможность отвечать им по своим обязательствам, несмотря на тот факт, что указанные органы проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц.
На особенностях статуса указанных лиц акцентирует внимание Конституционный Суд РФ. Некоторые исследователи также отмечают, что именно специфический субъект ответственности не позволяет слить воедино бюджетные нарушения и аналогичные им административные правонарушения [6, с.115]; меры принуждения в бюджетном праве не обладают свойствами имущественного характера, здесь скорее всего идет речь о простом перемещении бюджетных средств между уровнями бюджетной системы. В завершение сделаем выводы.
1. В доктрине все еще не завершено формирование единого научного подхода к пониманию природы и места системы мер финансово-правовой ответственности, что предопределяет необходимость систематизации научных позиций по данной проблеме, формирования консолидированных выводов и релевантных предложений по развитию правового регулирования в данном сегменте науки.
2. Предмет финансового права включает в себя ряд обособленных групп бюджетных, налоговых, валютных, страховых и других отношений в области денежного обращения. В соответствии с общественными отношениями, входящими в предмет финансового права, целесообразным будет выделение подвидов финансово-правовой ответственности: ответственность в сфере бюджетных отношений, ответственность в сфере налоговых отношений и т.д.
Литература и источники
1. Быкова Н.Н., Шайдуллова А.И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С.141-146.
2. БиткинаИ. К. Финансы организаций. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 123 с.
3. Ермошина Т. В., Святкина Е. А. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. - 2020.
- №9. - С. 601-603.
4. Кожемяченко А.В. Решение проблем самостоятельности бюджетов муниципальных образований // Ученые заметки ТОГУ.
- 2019. - Т.7. - №4. - С. 572-575.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС «Консультант Плюс».
6. Горлова Е.Н. Парапубличные организации как субъекты финансового права // Актуальные проблемы российского права. -2020. - № 11. - С. 114-121.
7. Официальный сайт Счетной палаты РФ https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2021).
References and Sources
1. Bykova N. N., Shaydullova A. I. Soderzhaniye i printsipy formirovaniya dokhodov byudzhetov raznykh urovney // Molodoy uchenyy. 2019. №14. S. 141-146.
2. Bitkina I. K. Finansy organizatsiy. Praktikum : uchebnoye posobiye dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / I. K. Bitkina. 2-ye izd., ispr. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. 123 s.
3. Yermoshina T. V., Svyatkina Ye. A. Razvitiye mekhanizma formirovaniya dokhodov mestnogo byudzheta // Molodoy uchenyy. 2020. №9. S. 601603.
4. KozhemyachenkoA. V. Resheniye problem samostoyatel'nosti byudzhetov munitsipal'nykh obrazovaniy / A.V. Kozhemyachenko // Uchenyye zametki TOGU. 2019. T. 7. № 4. S. 572-575.
5. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 30.04.2021) // SPS «Konsul'tant Plyus».
6. Gorlova Ye.N. Parapublichnyye organizatsii kak sub"yekty finansovogo prava // Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. 2020. № 11. S. 114 - 121.
7. Ofitsial'nyy sayt Schetnoy palaty RF https://ach.gov.ru/ (data obrashcheniya: 05.02.2021).
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). МЕДЯНСКАЯ ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар).
VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Northern Caucasian branch of "Russian State University of Justice" (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).
MEDYANSKAYA, EKATERINA E. - undergraduate student of the North Caucasus branch of the "Russian University of Justice" (Krasnodar).