Научная статья на тему 'Некоторые вопросы экономического механизма стимулирования личных подсобных хозяйств'

Некоторые вопросы экономического механизма стимулирования личных подсобных хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRARIAN PRODUCTION / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НИША / SUPPLEMENTARY NICHE / ГАРАНТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / GUARANTEE OF FOOD SAFETY / ДОСТУПНОСТЬ К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ / ACCESSIBILITY TO FINANCE RESOURCE / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / STATE FINANCING / PRIVILEGED CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримов Мирзобаходур Кодирович, Юсупов Даврон Сиддикбоевич

В научной статье на основе личных наблюдений автора и с использованием методов статистического анализа изучена актуальная проблема анализ экономического механизма стимулирования деятельности ЛПХ населения в условиях Таджикистана. Автор акцентирует свое внимание в основном на различных аспектах создания и функционирования действенного механизма поддержки ЛПХ населения с тем, чтобы достичь высоких результатов производства сельхозпродукции в таких хозяйствах. В научной статье затронут актуальный вопрос, связанный с поддержанием продовольственной безопасности страны через развитие ЛПХ, и раскрыты основные пути экономической поддержки ЛПХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каримов Мирзобаходур Кодирович, Юсупов Даврон Сиддикбоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of economic mechanism stimulation of personal supplementary holdings

In this scientific article, on the basis of personal observations and the method of statistic analysis is researched an actual problem the analysis of the economic mechanism stimulation of LPH population's activity in conditions of Tajikistan. The author pays particular attention on different aspects of creation and function of efficacious support on mechanism of LPH population in order to reach the high agricultural production results in such holdings. The actual matter, connected with maintenance of food safety of the country through the LPH development is touched in this article and the ways of economic maintenance of LPH are revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы экономического механизма стимулирования личных подсобных хозяйств»

Labour migration and population living standard promotion

The international migratory process is the major problem of a world civilization. Transition to the market economy gives the chance to sovereign Tajikistan to develop free economic, political, social relations. There are necessary conditions for realization of it in our republic. Annually thousand migrants leave Tajikistan for work. A significant amount of means sent by them to our republic plays a great role in increase of cumulative incomes of the population and living standard promotion.

At the same time authors bring a number of offers on the further perfection of acts in the field of migratory processes.

Каримов Мирзобаходур Кодирович,-

к.э.н., заведующий отделом практики ТГУПБП, Юсупов Даврон Сиддикбоевич,-

соискатель ТГУПБП

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Аграрное производство относится к той сфере трудовой деятельности, которая прямо связана с производством благ и жизненного фонда, что и определяет его особую роль в эволюции человечества. Уместно отметить, что аграрное производство представляет собой исходное и определяющее начало всего общественного производства. Аграрный труд по отношению к обществу целиком является необходимым трудом, создающим продукт, удовлетворяющим первичные потребности.

В этой связи необходимо отметить, что личные подсобные хозяйства, являясь ограниченными по своим размерам, но важнейшими по своим социально-экономическим функциям, на протяжении своего существования обеспечивали условия выживания не только населения сельской местности, но и служили дополнительной нишей развития сельского хозяйства. И в настоящее время, как известно по официальным статистическим данным, они продолжают оставаться гарантом продовольственной безопасности Таджикистана. Исследование международного опыта (Россия, Белоруссия, Кыргызстан, Украина) показывает, что личные подсобные хозяйства являются важным фактором обеспечения продовольственной безопасности государства.

Проведенный нами анализ показал, что от успехов развития личных подсобных хозяйств во многом зависит не только укрепление экономики сельской местности республики, рост благосостояния населения сёл, но и перспективы развития села в целом. На современном этапе развития Таджикистана, личные подсобные хозяйства являются своего рода средством обеспечения жизнедеятельности сельской местности. В этой связи огромное значение имеет государственная поддержка данного субъекта аграрного производства.

Большинство экономистов и учёных подчеркивают значимость личных подсобных хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции. В целях поддержки данной категории сельхозпроизводителей был издан ряд законов, которые должны улучшить положение подсобных хозяйств. Закон «О личном подсобном хозяйстве», принятый в 2003 году, регламентирует права и обязанности субъектов личного подсобного хозяйства, имущественные отношения подсобных хозяйств, порядок прекращения деятельности, меры государственной поддержки и т.д.

Подробный анализ изданного закона и мониторинг действительного положения дел показывает, что далеко не все пункты закона работают на практике. Так, например, статья 7 пункт 2 данного закона рассматривает меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. К этим мерам, согласно закону, относятся:1

• организация сельскохозяйственных кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству, переработке, хранению сельскохозяйственной продукции;

• расширение инженерно-технических, мелиоративных, ветеринарных, зоотехнических, агрономических и информационно -консультационных услуг;

• производство и реализация излишков сельскохозяйственной продукции;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

• выделение пастбищных и сенокосных угодий;

• обеспечение кредитами под залог на приобретение техники и оборудования, племенного скота в порядке, установленном в отношении дехканских (фермерских) хозяйств.

Законом действительно прописаны самые важные аспекты государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Однако в действительности многие из них не работают. Так, одна из проблем многих личных подсобных хозяйств - отсутствие конкретного места хранения, переработки выращенной сельхозпродукции. Опрос населения Овчикалачинского и Унджинского джамоатов (сельская администрация) показал, что потери подсобных хозяйств от несвоевременной реализации сельхозпродукции значительны и доходят до 40% от общего объёма урожая. На наш взгляд, главной причиной огромных потерь продукции личных подсобных хозяйств является отсутствие кооперации между производителями сельхозпродукции и теми, кто осуществляет их переработку. Сезонный характер производства сельхозпродукции обусловливает резкие колебания в ценах на рынке сбыта, что является одной из главных причин уменьшения дохода или даже убыточности деятельности личных подсобных хозяйств. Другим важным

1 Закон Республики Таджикистан «О личном подсобном хозяйстве» №47 от 8 декабря 2003.

аспектом снижения эффективности деятельности личных подсобных хозяйств является неразвитая система предоставления ветеринарных, агрономических и информационно- консультационных услуг.

На наш взгляд, главный вектор государственной поддержки личных подсобных хозяйств должен быть направлен на повышение производительности. Необходимо определить действующие экономические механизмы, способствующие развитию личных подсобных хозяйств.

На основе анализа статистических данных было выявлено, что одним из слабых мест личных подсобных хозяйств является низкая урожайность. Так, статистический анализ урожайности личных подсобных хозяйств по сравнению с другими сельхозпроизводителями республики показал, что темпы роста урожайности у населения достаточно низки.

Урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Таджикистан1_

Типы 1991 2003 2004 2005 2006 2007 2008

сельхозпроизводител £ £ £ £ £ £ £

о о ср о о & о о & о о & о о ср о о & о о &

я о4 я о4 я о4 я о4 я о4 я о4 я о4

Овощи

Личные подсобные 209 - 152 72, 18 121, 189, 102, 192, 101, 199, 103, 206, 103,

хозяйства 7 5 2 1 2 5 8 6 8 9 2

Сельхозпредприятия 181 - 200 11 1 20 9 105 194 92,8 193, 3 99,6 177, 6 91,9 184, 5 104

Дехканские - - 161 - 16 102, 173, 105, 167, 96,3 172, 103, 182, 106

хозяйства 5 5 7 3 3 6 2 5

Рис

Личные подсобные 53 - 58,7 11 62, 106 48,1 77,3 40,3 82,8 40,4 100, 45,8 113,

хозяйства 1 2 2 4

Сельхозпредприятия 26, 1 - 28,3 10 8 27, 9 98,5 26,5 95 27,2 102, 6 27,5 101, 1 25,9 94,2

Дехканские - - 25,8 - 32, 126, 31 95 31 100 30,1 97,1 32,2 107

хозяйства 6 4

Бахчевые

Личные подсобные 193 - 155, 80, 16 106, 194, 117, 262, 135, 258, 98,4 260, 100,

хозяйства 1 3 5 4 1 6 4 2 2 1 7

Сельхозпредприятия 62 - 106 17 1 12 5 118 98,6 79 119, 8 122 122, 7 102, 4 139, 5 113, 7

Дехканские - - 99 - 11 118 139, 119 165, 118, 172, 104 182, 106

хозяйства 7 5 3 5 2 2

Виноград

Личные подсобные 161 - 26 16 63, 245 71,2 112 58,8 81 64,4 110 75,3 117

хозяйства 2,5 6

Сельхозпредприятия 36, 5 - 4,2 12 23, 1 550 14,9 65 25,4 171 22,9 90 11,4 50

Дехканские - - 3,3 - 14, 44,2 14,6 100 21,4 147 23,2 108 23,5 101

хозяйства 6

1 * Расчет темпов роста осуществлен по цепному методу.

Источник: Сельское хозяйство Республики Таджикистан // Госкомитет статистики Республики Таджикистан, 2009. - с.137-148; с.165-185.

Анализ данных таблицы приводит к неоднозначным выводам. Как видно из таблицы, выращивание овощей личными подсобными хозяйствами является более интенсивным, чем у сельхозпроизводителей и дехканских хозяйств. На наш взгляд, урожайность продукции личных подсобных хозяйств повышается достаточно динамичными темпами, несмотря на низкий уровень механизации труда. Это явление обусловлено следующими факторами:

- высокой степенью обеспеченности рабочей силой по сравнению с другими типами сельхозпроизводителей;

- оперативностью проведения сельскохозяйственных работ в связи с относительной малогабаритностью земельных участков.

Однако, как видно из данных таблицы, урожайность риса у собственников личных подсобных хозяйств ниже, чем у дехканских хозяйств и сельхозпроизводителей. На наш взгляд, причин низкой урожайности в данном аспекте несколько, к ним следует отнести:

- высокая трудоёмкость производства;

- физическая тяжесть труда;

- плохое обеспечение средствами малой механизации;

- применение примитивных технологий;

- отсутствие современной системы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.

Рассматривая экономические механизмы стимулирования развития личных подсобных хозяйств, необходимо отметить важнейшую роль финансовых инструментов регулирования. Любая экономическая деятельность требует привлечения различных ресурсов. Успех развития каждой отрасли, региона, местности, в том числе сельской, во многом определяется наличием доступа к источникам финансирования.

Имеющаяся в настоящее время инфраструктура кредитования в нашей республике представлена преимущественно коммерческими банками, которые, будучи нацеленными на работу со средним и крупным бизнесом, не в состоянии удовлетворить потребность в финансовых ресурсах мелких предпринимателей.

По результатам исследования Международной финансовой корпорации (International Financial Corporation), большинство предпринимателей Таджикистана используют для инвестиций личные сбережения. Только небольшое количество предпринимателей пользуется кредитами банков, международных финансовых организаций (см. диаграмму). Диаграмма 1.

Источники инвестирования малого бизнеса в Республике Таджикистан

в 2008

Прямые инвестиции I и иностранных инвесторов

Небанковский кредит , родственники)

1

1 у ^ У У -/

40 60

% опрошенных респондентов

Ф

Личные с бер

0

20

80

Источник: Деловая среда в Таджикистане глазами малых и средних предпринимателей.

- Международная финансовая корпорация, 2009- С.14.

Судя по диаграмме 1, доступность к финансовым ресурсам у представителей бизнеса является достаточно низкой. Отсутствие источников кредитования особенно остро ощущается на селе, где наиболее массовой формой организации производства являются как раз личные подсобные хозяйства. Согласно закону «О личных подсобных хозяйствах», «личные подсобные хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции...»1. Так как в законе подчёркивается непредпринимательский характер этой деятельности, это приводит к определённым затруднениям с точки зрения кредитования.

Несмотря на то что личные подсобные хозяйства не признаются субъектами предпринимательства, фактически сегодня в сельской местности

- это одна из главных форм занятости населения и важнейший (а для многих -единственный) источник получения доходов. Ведением личных подсобных хозяйств в Таджикистане занято более 90 процентов сельского населения.2

Проблема доступа сельских предпринимателей к финансовым ресурсам связана не только с размерами их дела. Получение банковского кредита на селе часто затруднено в связи с удаленностью банковских структур, недостатком залогового обеспечения, отсутствием у сельских жителей постоянных и формально подтвержденных источников доходов, невозможностью найти поручителей, сложностью процедуры оформления кредита. Коммерческие банки избегают кредитования мелких сельских предпринимателей из-за высоких операционных издержек, связанных с небольшими размерами кредитов, удаленностью сельских поселений, высокими рисками сельскохозяйственного производства и слаборазвитой

1 Закон РТ «О личных подсобных хозяйствах». - Душанбе, 8 декабря 2003. - № 47.

2 Кодиров У. «Микрокредитование - инструмент преодоления бедности в селе» // Аспирант и соискатель. -М., 2010.-№1.

системой страхования, а иногда и в связи с отсутствием у банков специалистов в области бизнеса в аграрной сфере.

Ряд экономистов выход из этого положения видят в развитии небанковского сектора кредитования, представленного различными институтами микрокредитования.1 Считается, что понятие «микрокредитование» имеет более узкий смысл и включает в себя только услуги по предоставлению займов небольших размеров небанковскими организациями или банками - мелких кредитов. Думается, что более правильным является определение микрокредита по совокупности признаков, размер среди которых - важный, но не единственный показатель. Принадлежность к микрокредиту определяют скорее принципы, заложенные в систему микрокредитования. Характерными чертами микрокредита и микрокредитной организации являются направленность на определенные социальные группы (чаще всего малоимущих), простые и понятные процедуры оценки и одобрения заявок, предоставление кредитных услуг на территории, максимально приближенной к клиенту, быстрое, в дружественной для него манере, предоставление небольших кредитов, стратегия возврата кредита, максимально учитывающая интересы клиента, стимулирование возврата возможностью получения последующих займов более крупных размеров, разработка услуг, приспособленных к конкретным условиям и запросам клиентов. Очень часто при микрокредитовании используется такой нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, то есть образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов.

На современном этапе в Таджикистане организации, которые предоставляют микрокредиты, развиваются достаточно динамичными темпами. По данным Национального банка РТ, в стране функционируют 120 микрофинансовых организаций. 2 Процедура предоставления займов во многих микрокредитных организациях в Таджикистане разработана с учётом специфики опыта и потребностей сельских жителей. Например, кредитный эксперт, учитывая малограмотность многих сельчан, совместно с потенциальным заёмщиком оформляют заявку на получение кредита, составляют план хозяйственной деятельности, прогнозируют доходы и расходы заёмщика. Помимо этого, некоторые микрофинансовые организации предоставляют ряд льгот для сельхозпроизводителей. Например, в настоящее время ООО МДО «ФИНКА» поддерживает сельское развитие в большей части республики. Эта микрофинансовая организация предоставляет займы для развития различных видов сельскохозяйственной деятельности под 21% годовых, несельскохозяйственного бизнеса на селе - под 28%, торгово-закупочной деятельности - под 31% на срок до 18 месяцев. Сроки возврата займа и продолжительность льготного периода, в течение которого

1 Там же.

2 http://www.nbttj/?c=6&id=6

выплачиваются только проценты по займу, зависят от особенностей и длительности технологического цикла финансируемой производственной деятельности. Например, займы для откорма овец и КРС (крупный рогатый скот) предоставляются на срок до 12 месяцев, при этом льготный период может длиться до 5 месяцев. Таким образом, заёмщик имеет возможность погасить основную сумму займа через 5 месяцев за счёт доходов от реализации произведённой продукции. Получение и возврат сумм начислений по процентам и основной суммы займа производятся заёмщиком в соответствии с графиком, согласованным при заключении кредитного договора. Проценты начисляются ежемесячно на сумму остатка задолженности по сумме основного долга. Заемщик вправе погасить задолженность раньше установленного графиком срока. Такой гибкий подход в отношении сроков и графика погашения делает займы организации для сельских товаропроизводителей особенно привлекательными.

Безусловно, микрокредитование может способствовать повышению степени доступности к финансовым ресурсам сельхозпроизводителей, в том числе и личных подсобных хозяйств. Однако относительная дороговизна предоставления финансовых ресурсов все ещё препятствует интенсивному развитию личных подсобных хозяйств. Дороговизна микрокредитов зависит от ряда причин. Большие операционные расходы микрозаёмных организаций, высокие темпы инфляции, относительно высокие риски кредитования напрямую влияют на повышение процентных ставок кредита.

Так, широкому развитию системы микрокредитования в республике в целом и на селе в частности, к сожалению, препятствует не в должной степени развитое правовое пространство и налоговая политика государства в отношении микрофинансовых организаций. Законодательство не рассматривает микрокредитование как общественно-полезную деятельность некоммерческой организации. Таким образом, вся прибыль, полученная от процентов по займам, подлежит налогообложению, несмотря на то что используется она для пополнения портфеля займов и служит, таким образом, достижению социально-полезных (уставных) целей. Государство должно относиться к микрокредитным организациям в первую очередь не как к налогоплательщикам, а как к инфраструктуре, формирующей и поддерживающей эффективного собственника и товаропроизводителя, а значит, и главного налогоплательщика. Основные налоговые поступления необходимо ожидать не от самих фондов, а от сектора экономики, который ими поддержан. Было бы логичным освободить от налогообложения всю прибыль микрокредитной организации, используемую для последующего предоставления займов, или хотя бы позволить учитывать в составе затрат инфляционные расходы. Эта мера может способствовать внушительному снижению платы за кредит, получаемый сельчанами, скажем, собственниками ЛПХ.

Помимо финансовых проблем, собственники личных подсобных хозяйств испытывают и другие трудности. В результате проведенного опроса

среди собственников личных подсобных хозяйств Унджинского и Овчикалъачинского джамоатов (сельская местность Б. Гафуровского района), нами систематизированы следующие «больные места»:

- неразвитая и невыгодная для сельхозпроизводителя система государственных закупок;

- практическое отсутствие минеральных удобрений отечественного производства. Импортируемые минеральные удобрения не всегда по карману местным сельхозпроизводителям;

- слабая материально-техническая база. Отдельно следует отметить отсутствие малогабаритной техники, специальных химических веществ для борьбы с вредителями и болезнями;

- несовершенная система заготовки и переработки овощей, фруктов, продукции животноводства, в результате которой сельхозпроизводители несут немалые потери;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слабое ведение племенного дела, слабая работа научно-исследовательских центров по разведению рассады, распространению черенков и т.д., адаптированных к современной экологической обстановке;

- низкий уровень информационно-консультационного сервиса по отношению ко всем сельхозпроизводителям. Уместно отметить, что информационная поддержка аграрными новостями в настоящее время осуществляется Аграрным информационным центром Таджикистана -официальный сайт www.aist.tj.

Подытоживая рассматриваемый вопрос, необходимо отметить, что важным экономическим механизмом стимулирования личных подсобных хозяйств является повышение степени доступности к финансовым ресурсам, обеспечение льготного кредитования закупки сельхозтехники, должное государственное финансирование аграрной инфраструктуры (ветеринарные службы, научно-исследовательские центры и т.д.).

Ключевые слова: аграрное производство, дополнительная ниша, гарант продовольственной безопасности, доступность к финансовым ресурсам, льготное кредитование, государственное финансирование.

Key words: agrarian production, supplementary niche, guarantee of food safety, accessibility to finance resource, privileged crediting, state financing.

Каримов М.К., Юсупов Д.С.

Некоторые вопросы экономического механизма стимулирования личных

подсобных хозяйств

В научной статье на основе личных наблюдений автора и с использованием методов статистического анализа изучена актуальная проблема - анализ экономического механизма стимулирования деятельности ЛПХ населения в условиях Таджикистана. Автор акцентирует свое внимание в основном на различных аспектах создания и функционирования действенного механизма поддержки ЛПХ населения с тем, чтобы достичь высоких результатов производства сельхозпродукции в таких хозяйствах. В научной статье затронут актуальный вопрос, связанный с поддержанием продовольственной безопасности

страны через развитие ЛПХ, и раскрыты основные пути экономической поддержки ЛПХ.

Karimov M.K., Usypov D.S.

Some problems of economic mechanism stimulation of personal supplementary holdings

In this scientific article, on the basis of personal observations and the method of statistic analysis is researched an actual problem - the analysis of the economic mechanism stimulation ofLPH population's activity in conditions of Tajikistan.

The author pays particular attention on different aspects of creation and function of efficacious support on mechanism of LPH population in order to reach the high agricultural production results in such holdings. The actual matter, connected with maintenance offood safety of the country through the LPH development is touched in this article and the ways of economic maintenance ofLPH are revealed

Орифов Абдуллоджон Орифович, -

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенной службы ТГУПБП, Мухаммадиева Зарина Эркиновна, - соискатель факультета таможни, коммерции и права Института экономики и торговли

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

ТАДЖИКИСТАН

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В результате эффективных государственных мер здесь сложились качественно новые условия для занятий предпринимательством.

Государственное регулирование развития малого

предпринимательства, создание широкой сети поддержки, включение его как составной части в экономику страны - все эти проблемы уже несколько десятилетий решаются во многих индустриально развитых странах. Государство использует огромные финансовые и производственные ресурсы, способствует формированию конкурентной среды, играет значительную роль в осуществлении прорыва по ряду важных направлений научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.