Научная статья на тему 'Некоторые уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних'

Некоторые уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ / TERMS OF RELEASE / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / COMPULSORY MEASURES / MINOR PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыденко А.В.

В статье рассматривается проблема предупреждения преступности несовершеннолетних правонарушителей, анализируются особенности их уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some griminal and legal aspects оf the fignt juvenile delinguency

The problem of preventing the delinquency of juvenile offenders is considered, and peculiarities of their criminal liability are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

А. В. ДАВЫДЕНКО A. V. DAVYDENKO

инспектор службы охраны Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции

Некоторые уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних

Some griminal and legal aspects оf the fignt juvenile delinguency

Аннотация. В статье рассматривается проблема предупреждения преступности несовершеннолетних правонарушителей, анализируются особенности их уголовной ответственности.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, условия освобождения, принудительные меры.

Annotation. The problem of preventing the delinquency of juvenile offenders is considered, and peculiarities of their criminal liability are analyzed in the article.

Key words: minor persons, criminal responsibility, terms of release, compulsory measures.

Преступность несовершеннолетних, как и проблема ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Молодое поколение является резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о недостатках воспитания, об отсутствии надлежащих условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц 14-18-летнего возраста, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности.

На сегодняшний день преступность среди несовершеннолетних приобретает качественно новые черты и выходит на более высокий уровень общественной опасности [1]. В 20102011 годах каждое 18-е (5,5 %) расследованное преступление совершено несовершеннолет-

ними или при их участии, в 2012 году - каждое 20-е (5,1 %) [2]. В 2011 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 71,9 тыс. преступлений, из которых 27,6 тыс. относятся к категории тяжких и особо тяжких, в 2012 году - 64,3 тыс. и 14,5 тыс. соответственно [3]. При этом снижение криминальной активности несовершеннолетних за последние три года обусловлено скорее уменьшением их количества среди граждан Российской Федерации, чем повышением правосознания.

В результате проведенного нами исследования установлено, что в структуре преступности несовершеннолетних наиболее распространенными являются грабежи (18 %), разбойные нападения (14 %), а также причинение умышленного тяжкого вреда здоровью (13 %) и убийства (9 %) [4]. В места лишения свободы в 2012 году судами направлено около 2,5 тыс. подростков [5].

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

8

По состоянию на 1июня 2013 года в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание в виде лишения свободы 2136 несовершеннолетних осужденных. Из них за кражу - 19,6 % от общего числа осужденных; грабеж - 19,8 %; разбой - 14,1 %; убийство - 9,1 %; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 11,6 %; изнасилование - 8,5 %, за совершение прочих преступлений - 17,3 % от общего числа осужденных. Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы - 96 % воспитанников.

Значительная часть из них воспитывалась в неполных семьях (49 %); сиротами или лицами, лишенными родительского попечения, являются 19,2 % осужденных. Каждый четвертый несовершеннолетний осужденный не поддерживает социально полезные связи с семьей. Многие родственники также не поддерживают с ними отношений: на краткосрочные свидания члены семьи не приезжают к 37 % воспитанников, на длительные - к 42 %. Каждый четвертый осужденный не получает посылок и передач [6].

В последние годы наметилась тенденция к снижению численности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. В 2012 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 32 735 несовершеннолетних (в 2011 году -39 112 человек, 2010 году - 47 388 человек).

В первом полугодии 2013 года на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 9704 человека, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не достигших 18-летнего возраста. Основную массу из них составляют условно осужденные - 7847 человек (80,9 %), осужденные к обязательным работам - 1197 человек (12,3 %) и ограничению свободы 514 человек (5,3 %). Каждый пятый из них был ранее судим, 25 % осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений. В 2011 году совершено 1726 повторных преступлений (уровень повторной преступности составил 4,41 % от числа прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций несовершеннолетних), в 2012 году - 1157 (3,53 %), в течение 6 месяцев 2013 года - 358 преступлений (1,72 %).

Все большее распространение получают случаи совершения общественно опасных деяний, содержащих объективные признаки преступления, лицами в возрасте 12-13 лет, особенно в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью граждан, а также участия указанных лиц в преступлениях террористического характера. По данным официальной статистики, ежегодно в стране выявляется более 120 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем около 50 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста 14 лет, что исключает их уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК РФ).

Отсутствие сдерживающих факторов и либеральное законодательство, несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности приводят к тому, что в последнее время практически во всех регионах страны отмечается рост числа убийств, совершенных подростками, не достигшими 14-летнего возраста. Педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов сходятся во мнении, что дети стали более жестокими и злыми, с каждым годом ситуация становится все хуже.

Одним из средств предупреждения преступности среди несовершеннолетних продолжает оставаться уголовная ответственность. Предпосылкой ее эффективности выступает дифференциация уголовной ответственности на законодательном уровне, которая актуальна в отношении несовершеннолетних ввиду необходимости учета особенностей их личности, обусловленных возрастом. Такая дифференциация должна опираться на научное обоснование возраста наступления уголовной ответственности исходя из способности осознания уголовно-правовых запретов. В настоящее время в связи с отмечающимся омоложением преступности особенно важно исследовать механизмы формирования правосознания несовершеннолетних, обусловливающие с учетом возрастной специфики и сложившихся социальных условий адекватную оценку общественной опасности и запрещенности уголовно наказуемых деяний. Это позволит целенаправленно воздействовать на таких лиц, четко устанавливать их вину, основание и пределы

9 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

уголовной ответственности и наказания, обеспечивать их дифференциацию и индивидуализацию в соответствии с задачами и принципами уголовного права.

Важной задачей является анализ вопросов осознания уголовно-правовых запретов несовершеннолетними в зависимости от их возраста на основе учета социально-психологических факторов, обусловленных спецификой возрастного развития, а также их влияния на типовую степень общественной опасности личности и совершенных ими деяний. Это позволит обеспечить обоснованность и единообразие реализации уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Однако в силу формальной определенности уголовного права и индивидуальных социально-психологических особенностей самих несовершеннолетних специфику механизма осознания уголовно-правового запрета, его признаки достаточно сложно отразить в уголовно-правовых нормах. На сегодняшний день законодательно закреплен лишь возраст, основанный на презумпции того, что несовершеннолетние уже могут осознавать общественную опасность тех или иных преступлений (их перечень также определен законодательством) и должны нести уголовную ответственность за совершение преступления. Однако данная возрастная грань является достаточно условной.

По нашему мнению, недостатки уголовного законодательства в этой части могли бы быть «сглажены» разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. Но разъяснения высших судебных инстанций по данным вопросам вызывают справедливую критику ученых как противоречащие основным правовым принципам.

Например, высшими судебными инстанциями не делается разъяснений по вопросам, возникающим у судов при применении законодательства об ответственности несовершеннолетних, связанной с индивидуализацией наказания, в них содержательные аспекты индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних оставлены без должного внимания.

Также отсутствуют указания судам со стороны Верховного Суда Российской Федерации на необходимость учета конкретного возраста

несовершеннолетнего правонарушителя при решении вопроса о его наказуемости.

Действующим законодательством предусмотрена возможность содержания в воспитательных колониях не только осужденных несовершеннолетних, но и лиц, старше 18 лет, однако не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Данное изменение было внесено в УИК РФ Федеральным законом от 22.12.2008 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» [7]. С 1997 года в УК РФ действовала норма, позволявшая в целях закрепления результатов исправления, для завершения общего образования или профессиональной подготовки оставлять в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.

Необходимость внесения изменений в ст. 79, 134, 140 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), согласно которым возрастной ценз для лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, снижен с 21 года до 19 лет, была продиктована, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Как показали проведенные нами исследования, с момента вступления в силу УИК РФ (1977 год) количество осужденных в возрасте от 18 лет до 21 года, отбывающих наказания в воспитательных колониях, ежегодно возрастало. Так, в 1997 году их доля составляла 17,8 % от общей численности несовершеннолетних осужденных, в 2000 году - 19,7 %, в 2003 году -29,7 %, а в 2007 году - 32 %.

В результате массовых беспорядков, имевших место в Кировоградской воспитательной колонии (Свердловская область) в октябре 2007 года, инициаторами которых являлись осужденные в возрасте 18 и более лет, погибли один сотрудник и два осужденных, учреждение было полностью разгромлено, материальный ущерб составил 26 млн руб.

После снижения возрастного ценза для осужденных с 21 года до 19 лет количество преступлений в воспитательных колониях в 2009 году сократилось с 13 до 10 случаев.

Вместе с тем проблема перевода из воспитательной в исправительную колонию лиц,

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 10

достигших совершеннолетия, стоит весьма остро. Так, по мнению А. Датия, Е. Данилина, И. Сусловой, обязательность перевода 19-летних осужденных влечет за собой нарушение с их стороны правил внутреннего распорядка и даже совершения преступлений, для того чтобы заработать «авторитет», который якобы поможет им адаптироваться к условиям исправительной колонии, то есть среди взрослых преступников. Дальнейшая жизнь лиц, переведенных из воспитательных в исправительные колонии, все больше становится связанной с преступной средой [8]. В этой связи предлагается внести изменения в ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в части увеличения возраста осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, до окончания срока наказания.

Следует согласиться с мнением Е. А. Анто-нян о том, что вопрос оставления осужденных в воспитательных колониях является достаточно дискуссионным. С одной стороны, за последние годы увеличился контингент взрослых осужденных с наиболее стойкой системой ценностей и норм поведения, содержание которых носит явно асоциальный характер. Именно этих лиц администрация исправительных учреждений стала привлекать и широко использовать в качестве актива, способного с помощью принуждения, устрашения самостоятельно решать многие вопросы жизни и быта в данных учреждениях. А с другой - оставление осужденных в воспитательной колонии направлено на то, чтобы закрепить профессиональную подготовку, а следовательно, не попасть в среду взрослых «криминально настроенных» лиц и не пополнить ряды рецидивной преступности [9].

На наш взгляд, при решении вопроса о целесообразности предлагаемых изменений необходимо принимать во внимание, что увеличение числа осужденных, не являющихся несовершеннолетними (обладающими устойчивой системой ценностей, носящих антисоциальный характер), приведет к созданию условий для усиления их отрицательного влияния на несовершеннолетних осужденных.

В то же время необходимо отметить, что Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" [10] в УИК РФ внесены нормы, предусматривающие создание на территории воспитательных колоний изолированных участков, функционирующих в режиме исправительных колоний общего режима для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет (п. 9 ст. 74). Это позволяет обеспечить отбывание наказания лицами, достигшими совершеннолетия, с одной стороны, изолированно от несовершеннолетних, а с другой - не требует их перевода в исправительные колонии.

Каждый третий подросток, освобожденный из воспитательных колоний, совершает преступление вновь и приговаривается к лишению свободы. Доля таких лиц в 2012 году составила 27 % (2011 год - 29 %, 2010 год -30 %). Более 60 % всех рецидивных преступлений составляют кражи, грабежи или разбои. Основными причинами совершения повторных преступлений являются проблемы в трудоустройстве после освобождения и попадание в прежнюю асоциальную среду. Почти каждый второй несовершеннолетний, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы, испытал при трудоустройстве серьезные препятствия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [11], предусмотрено формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювеналь-ной юстиции. Однако до настоящего времени нормативно не закреплен механизм социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы. В частности,

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

порядок этой работы, источники ее финансирования, компетенция государственных органов законодательством не определены.

В силу ч. 5 ст. 181 УИК РФ возраст несовершеннолетних, направляемых к месту жительства в сопровождении родственников, иных лиц либо работника исправительного учреждения, ограничен 16 годами. Вместе с тем анализ практики применения действующего законодательства показывает, что существуют трудности, связанные с отправкой освобожденных несовершеннолетних в возрасте с 16 до 18 лет до места жительства (например, сопровождение их к месту жительства). Мы полагаем целесообразным внести изменение в УИК РФ, увеличивающее возраст освобожденных несовершеннолетних, которые направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работников исправительного учреждения, до 18 лет.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [12] в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Вместе с тем в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не включены учреждения уголовно-исполнительной системы. В целях противодействия преступности несовершеннолетних представляется целесообразным включить в систему профилактики учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные.

По нашему мнению, это позволит усилить эффективность взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысить уровень защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2013 № 6 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» [13] изменена редакция абзаца второго п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее - постановление Пленума) [14]. В соответствии с ними судам предписано не применять положения ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ о замене наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

На наш взгляд, неприменение положений ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ к отдельным категориям несовершеннолетних осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, исключает возможность реального исполнения наказания.

Это обстоятельство не дает возможность привлечения к ответственности за уклонение от отбывания уголовного наказания указанной категории осужденных, повышает риск совершения ими повторных правонарушений и преступлений. Так, при проведении исследования нами установлено, что в течение четырех месяцев 2013 года 11 несовершеннолетних осужденных, в отношении которых судом было отказано в замене неотбытой части наказания лишением свободы на основании положений ч. 6 ст. 88 УК РФ, вновь совершили преступления.

Мы полагаем, что вопросы неприменения судами положений ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ к отдельным категориям несовершеннолетних осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, нуждаются в дальнейшем правовом регулировании путем внесения изменений в положения постановления Пленума.

Кроме того, в целях согласования указанных выше положений с ч. 6 ст. 88 УК РФ необходимо, по нашему мнению, ст. 88 УК РФ дополнить примечанием, что положение ч. 6 настоящей статьи в части неназначения несовершеннолетним осужденным наказания в виде лишения свободы не

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 12

применяется в отношении лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде обязательных, исправительных работ или ограничения свободы.

Таким образом, рассмотренные в статье вопросы актуальны как в теории уголовного права, так и в правоприменительной деятельности. Преступность несовершеннолетних -источниковая база развития, обновления всей преступности. Уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия преступлениям несовершеннолетних должна быть проникнута чувством гуманного, заботливого отношения к детям. Экономия на решении этих проблем дорого обходится государству. Только долговременные, продуманные целевые программы, разработанные на основе научных достижений, прогноза развития преступности, передовой практики, при координации усилий всех ведомств и организаций, общества в целом, могут способствовать сдерживанию роста преступности, не допустив ее обновления за счет молодежи.

Предложенный нами перечень мер не является исчерпывающим, но они, безусловно, будут способствовать росту эффективности государственной уголовной политики противодействия преступлениям несовершеннолетних.

Полагаем, что дальнейшие исследования по данной теме приблизят решение законодателем поднятых проблем. ^

1. См.: «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и проделанной работе по их укреплению за 2012 год: доклад Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. 22.04.2013.

2. См.: Состояние преступности в России / Официальный сайт МВД России. - URL: http://www.mvd. ru/presscenter/statistics/

3. См.: Состояние преступности в России / Официальный сайт МВД России. - URL: http://www. mvd. ru/presscenter/statistics/

4. См.: Там же.

5. См.: Состояние преступности в России за 2012 год / ГИАЦ МВД России, 2013. - С. 23-26.

6. Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Кузьмин А. Н. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовно-исполнительное право: экономика, управление. - 2013. № 4. - С. 16.

7. См.: СЗ РФ. - 2008. № 52. Ст. 6216.

8. Датий А., Данилин Е., Суслова Е. Гуманизация условий отбывания наказания // ЭЖ-Юрист. - 2012. № 30. - С. 26.

9. Антонян Е. А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительное право: экономика, управление. - 2006. № 6. - С. 16.

10. См.: СЗ РФ. - 2003. № 50. Ст. 4847.

11. См.: СЗ РФ. - 2008. № 47. Ст. 5489.

12. См.: СЗ РФ. - 1999. № 26. Ст. 3127.

13. См.: Российская газета. - 2013. № 74.

14. См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2011. № 4. - С. 23.

13

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.