Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСЛАМСКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ БАЛКАРЦЕВ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ'

НЕКОТОРЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСЛАМСКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ БАЛКАРЦЕВ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ / ТЕЙРИЗМ / ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сёмина Галина Викторовна, Драч Геннадий Владимирович

В статье авторами исследованы этапы формирования исламской духовной традиции и ее трансформация в цивилизационной динамике с целью понимания степени устойчивости этносов к вызовам глобализирующегося мира. Впервые рассмотрены истоки религиозного конфликта внутри одного этноса как потенциально подрывающего его устойчивость к современным процессам. Авторами проанализированы этапы формирования исламской духовной традиции на Северном Кавказе, выявлены изменения в религиозных воззрениях балкарцев в историческом развитии, обозначены современные трансформации в их религиозных воззрениях, происходящие в эпоху глобализации. Материал дает основание сделать вывод о том, что исламская духовная традиция в своем цивилизационном развитии на Северном Кавказе, исследованная на примере балкарцев, приобрела синкретичную форму, впитав традиции домусульманских верований. Непосредственно данная синкретичная форма ислама, сформировавшаяся на протяжении веков в этом регионе, является ядром его традиционной культуры. Авторы резюмируют, что в религиозной системе этносов возможны различные инновации, которые впоследствии будут приняты этническим сообществом и станут их традицией, но эти трансформации религиозных воззрений должны пройти испытания временем, подтвердив способность к устойчивости этнической идентичности, а не к дестабилизации единства народа в его современном развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TRANSFORMATIONS OF THE BALKARS ISLAMIC SPIRITUAL TRADITION IN CIVILIZATIONAL DYNAMICS

In this article the authors have studied the stages of the formation of the Islamic spiritual tradition and its transformation in civilizational dynamics in order to understand the degree of stability of ethnic groups to the challenges of a globalizing world. For the first time, the origins of the religious conflict within one ethnic group have been considered as potentially undermining its resistance to modern processes. The authors analyzed the stages of the formation of the Islamic spiritual tradition in the North Caucasus, identified changes in the religious beliefs of the Balkars in historical development, marked modern transformations in their religious beliefs that occur in the era of globalization. The material gives grounds to conclude that the Islamic spiritual tradition in its civilizational development in the North Caucasus, studied on the example of the Balkars, acquired a syncretic form, having absorbed the traditions of pre-Muslim beliefs. The namely this syncretic form of Islam, formed over the centuries in this region, is the core of its traditional culture. The authors summarize that various innovations are possible in the religious system of ethnic groups, which will subsequently be accepted by the ethnic community and become their tradition, but these transformations of religious beliefs must stand the test of time, confirming the ability to sustaining the ethnic identity, and not to destabilizing the unity of the people in its modern development

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСЛАМСКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ БАЛКАРЦЕВ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ»

Научная статья

УДК 297(470.64):008

ББК 86.38(235.7)

С 30

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-2-299-80-87

НЕКОТОРЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСЛАМСКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ БАЛКАРЦЕВ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ

(Рецензирована)

Галина Викторовна Сёмина1

Геннадий Владимирович Драч2

12 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

1 semina_galya@mail.ru

2 gendrach@mail.ru

Аннотация. В статье авторами исследованы этапы формирования исламской духовной традиции и ее трансформация в цивилизационной динамике с целью понимания степени устойчивости этносов к вызовам глобализирующегося мира. Впервые рассмотрены истоки религиозного конфликта внутри одного этноса как потенциально подрывающего его устойчивость к современным процессам. Авторами проанализированы этапы формирования исламской духовной традиции на Северном Кавказе, выявлены изменения в религиозных воззрениях балкарцев в историческом развитии, обозначены современные трансформации в их религиозных воззрениях, происходящие в эпоху глобализации.

Материал дает основание сделать вывод о том, что исламская духовная традиция в своем цивилизационном развитии на Северном Кавказе, исследованная на примере балкарцев, приобрела синкретичную форму, впитав традиции дому-сульманских верований. Непосредственно данная синкретичная форма ислама, сформировавшаяся на протяжении веков в этом регионе, является ядром его традиционной культуры. Авторы резюмируют, что в религиозной системе этносов возможны различные инновации, которые впоследствии будут приняты этническим сообществом и станут их традицией, но эти трансформации религиозных воззрений должны пройти испытания временем, подтвердив способность к устойчивости этнической идентичности, а не к дестабилизации единства народа в его современном развитии.

Ключевые слова: эпоха глобализации, тюркоязычные народы, религиозный синкретизм, тейризм, традиционный ислам.

Для цитирования: Семина Г.В., Драч Г.В. Некоторые трансформации исламской духовной традиции балкарцев в цивилизационной динамике //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 2 (299). С. 80-87. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-2-299-80-87.

Original Research Paper

SOME TRANSFORMATIONS OF THE BALKARS ISLAMIC SPIRITUAL TRADITION IN CIVILIZATIONAL DYNAMICS

Galina V. Sеminа1

Gennadу V. Drach2

12 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

1 semina_galya@mail.ru

2 gendrach@mail.ru

Abstract: In this paper, the authors have studied the stages of the formation of the Islamic spiritual tradition and its transformation in civilizational dynamics in order to understand the degree of stability of ethnic groups to the challenges of a globalizing world. For the first time, the origins of the religious conflict within one ethnic group have been considered as potentially undermining its resistance to modern processes. The authors analyzed the stages of the formation of the Islamic spiritual tradition in the North Caucasus, identified changes in the religious beliefs of the Balkars in historical development, marked modern transformations in their religious beliefs that occur in the era of globalization.

The material gives grounds to conclude that the Islamic spiritual tradition in its civilizational development in the North Caucasus, studied on the example of the Balkars, acquired a syncretic form, having absorbed the traditions of pre-Muslim beliefs. The namely this syncretic form of Islam, formed over the centuries in this region, is the core of its traditional culture. The authors summarize that various innovations are possible in the religious system of ethnic groups, which will subsequently be accepted by the ethnic community and become their tradition, but these transformations of religious beliefs must stand the test of time, confirming the ability to sustaining the ethnic identity, and not to destabilizing the unity of the people in its modern development.

Keywords: era of globalization, Turkic-speaking peoples, religious syncretism, Teirism, traditional Islam.

For citation: Sеminа G.V., Drach G.V. Some transformations of the Balkars islamic spiritual tradition in civilizational dynamics // Bulletin of Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies». 2022. No.2 (299). P. 80-87 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-2-299-80-87.

Введение. На современном этапе развития цивилизации религиозный фактор играет важную роль в процессах, происходящих во всем мире. Профессор С.С. Жильцов в своем докладе на круглом столе «Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы» отмечает, что «роль религии в современном обществе меняется под влиянием фундаментальных трансформаций в мировой политике» [1; 6]. Это утверждение вытекает из того факта,

что социально-политическая нестабильность, вызванная падением авторитета светской власти, провоцирует прогрессирующий в последнее время рост интереса среди большей части населения земного шара к исламу как привлекательному мировому проекту. Ведь умело используемая идеология ислама оказывает огромное влияние как на мировые события, так и на локальные, то есть происходящие внутри каждого этноса. Сегодня на фоне всеобщего

нивелирования этнокультур, ведущего к их исчезновению или сохранению лишь в формальном виде, академик А.В. Смирнов констатирует: «В эпоху глобализации устоять может только та культура, которая опирается на собственный цивилиза-ционный проект. Но чтобы она могла именно устоять, сопротивляться исчезновению и маргинализации, проект должен быть привлекательным» [2; 229]. Исламский цивилизацион-ный проект, особенно в части этики, несомненно, привлекательнее доисламского (джахилийного), поэтому с поднятием «железного занавеса» многие молодые люди поехали за границу изучать работы мусульманских философов и богословов на арабском языке и, вернувшись на родину, принялись за реализацию своих знаний. Однако эти процессы привели к конфликтам внутри сообществ: молодые верующие стали активно критиковать (и не только) существующую синкретичную форму ислама, исповедуемую старшим поколением. Авторы статьи рассматривают истоки этих конфликтов на примере такого тюркоязычного народа Северного Кавказа, как балкарцы, исповедующие в настоящее время ислам суннитского толка.

Ранее проблемы современных религиозных верований в исламских общинах Северного Кавказа на примере Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ставропольского края были подробно проанализированы А. Яр-лыкаповым в работе «Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика», где ученый исследует истоки противоборства между религиозными общинами, исповедующими «традиционный» ислам и «ваххабизм» [3; 45]. Опираясь на собранные данные, авторы статьи акцентируют внимание на том факте, что помимо множества межконфессиональных конфликтных ситуаций, происходящих в мире, имеют место и локальные конфликты на религиозной почве, разрушающие этносы изнутри. Проведенный

анализ происходящих трансформаций религиозных воззрений, как стабилизирующего ядра этнической идентичности, сегодня особенно актуален, так как способствует пониманию факторов устойчивости этих сообществ к «вызовам» цивилизации.

Обсуждение и результаты.

Этапы формирования исламской духовной традиции на Северном Кавказе. Исламская экспансия на Кавказ, начавшись в VП-VШ вв. с арабских завоеваний территорий Дагестана, возобновилась в ХШ-Х^ вв. уже из Золотой Орды, когда под натиском монголов единое исламское культурное пространство постепенно распалось на множество самостоятельных ареалов: арабский, турецкий, иранский, индийский и др. Исламская культура, непосредственно как мировая, формировалась в период Арабского халифата, ассимилируя при этом различные культурные традиции. Так, согласно утверждению М. Сергеева, ислам распространился сначала среди ногайцев, с XIII в. среди кочевников степных районов Предкавказья; с XVI XVII вв. среди кабардинцев и части осетин; с XVIII в. среди туркмен, переселившихся на Северный Кавказ из района Мангышлака из-за притеснений хивинских ханов [4]. Среди балкарцев активная фаза принятия ислама приходилась на XVI XVII вв.

Исламизация Северного Кавказа шла постепенно и, как считают некоторые исследователи, бесконфликтно, объясняя это наличием в теистической системе этих народов предписаний строгого соблюдения «свода морально-этических принципов, близких по духу регламентированным традиционным правовым и нравственно-этическим кодексам горцев (у балкарцев «Тау Адет»), ставших нормой жизни и поведения еще в доисламский период» [5; 60]. Это и поспособствовало тому, что уже к началу XVIII в. магометанство стало общей религией для большинства народов Северного Кавказа.

При этом Н.Н. Великая, ссылаясь на археологические материалы, отмечает, что на северных плоскогорных территориях магометанство было принято намного раньше, чем в горных районах [6; 22].

Однако не все ученые солидарны с утверждением о бесконфликтном принятии ислама народами Северного Кавказа. Так, А.В. Малашенко в своей монографии «Исламские ориентиры Северного Кавказа» доказывает, что исламизация шла нелегко [7]. Начиная с шейха Мансура, который стремился к утверждению на территории Северного Кавказа «истинного» ислама, и в период правления имама Шамиля, считавшего язычество «идолопоклонством», вводился жесткий и требовательный шариат, а непокорные подданные подвергались физическому уничтожению. Ученым отмечается, что население целых деревень (аулов) не хотело исключать из своей жизни привычные традиции, обычаи и адаты, отказывалось от принятия новых традиций в религиозных воззрениях.

Такое непринятие «иного» было связано с менталитетом исследуемого балкарского этноса, сформированным, с одной стороны, относительной изолированностью среды их обитания в горных и предгорных районах на протяжении всего своего существования и сложившимся в связи с этим замкнутым образом жизни. С другой стороны, большим влиянием, оказываемым непрерывным процессом преемственности элементов более близких и понятных языческих верований народов, как участвовавших в их этногенезе (например, кипчаки), так и соседствующих с ними (например, кабардинцы, осетины и др.). Домусульманские верования в виде мифологических и анимистических представлений, наряду с сохранившимся тюркским компонентом - тейризмом, вырабатывали в массовом сознании определенные религиозные культы и сложную систему космогонических

и магических воззрений: люди еще долгое время поклонялись священным деревьям, камням, божествам-покровителям, верили в магию. Подтверждением тому могут служить сохранившиеся вплоть до XIX века святилища, культовые места семей-но-родовых групп, реликты культа предков и божества Тейри.

Как уже было упомянуто выше, домусульманские верования вобрали в себя некоторые традиции в религиозных воззрениях тех народов, которые принимали участие в их этногенезе, что и объясняется отчасти их устойчивостью в человеческом сознании, особенно тюркский компонент в виде элементов тейризма. Вследствие этого принятие и проповедование в Балкарии «истинного», традиционного, ислама не могло быстро вытеснить из сознания людей религиозно-мифологические воззрения прошлого. Имели место и проникновения элементов религиозных воззрений от соседних этносов, когда в процессе диффузии воспринимались только те традиции, которые соответствовали их менталитету или к которым социум был подготовлен уровнем своего развития: этим во многом и объясняются сложности в формировании исламской духовной традиции. Так, Г.В. Азаматова в своем исследовании отмечает, что «феномен синкретизма складывался при одновременном почитании и сохранении архаических культов, языческих богов, христианских святых, исламской обрядности» [8; 17]. Религиозными обрядами и культовой практикой освещались как хозяйственная деятельность горцев, так и стихийные явления природы, домашний быт, традиционные праздники.

У балкарцев, например, с принятием ислама «...многие тенгрианские обряды продолжали существовать наряду с обрядами новой религии, почитание тенгрианских богов сохранялось» [9; 24]. При уничтожении предметов религиозных практик, используемых в доисламских

верованиях, значения их нивелировались, но традиции, выработанные и транслируемые из поколения в поколение, не утрачивались. Наблюдалось взаимопроникновение элементов домусульманских верований в мусульманскую духовную традицию, происходило некое переплетение, образующее синкретичную форму ислама балкарцев. Как отмечается многими исследователями, у балкарского народа прослеживается наличие в мусульманстве (современном религиозном воззрении) множественных элементов до-мусульманских верований, хотя и в трансформированном виде.

Трансформации исламской духовной традиции в период советской власти. Огромное значение в формировании религиозной системы народов, живущих на территории полиэтничной России, имел период советской власти, начиная с 1917 г. С его наступлением по всей территории СССР произошло отделение религии от государства с заменой на атеистические воззрения. Все вероисповедания были дискриминированы и преследовались. Внешне лояльное отношение власти к исламу отличалось большей терпимостью, чем к православной религии, тождественной самодержавию, но имело откровенно враждебную окраску. Фактически в период 19201930-х гг. проводилась политика массовых арестов и преследований мусульманского духовенства, осуществлялось закрытие и уничтожение мечетей, медресе, культурных центров. Вследствие замены арабской письменности кириллицей практически прекратили свое существование многие традиционные мусульманские институты. Но исламская духовная традиция, являясь основным компонентом общественного сознания, не переставала формировать северокавказскую идентичность: обучение основам мусульманства проводилось традиционно в семье, то есть родители учили своих детей так, как понимали его сами.

Таким образом, в процессе эволюции исламской духовной традиции балкарцам, проживающим на территории Кабардино-Балкарии, удалось сформировать своеобразную специфичность, в которой мусульманские догмы отличались от арабских. До периода политики атеизма, как составной части советской идеологии, балкарцы воспринимали извне только те элементы новых религиозных верований, к восприятию которых было подготовлено их сознание и которые совпадали с их мировидением. С принятием и активной реализацией этой политики религиозное сознание балкарского народа, так же, как и других народов Северного Кавказа, претерпевало значительные трансформации, нашедшие отражение в характере и содержании всей их последующей духовной культуры. С одной стороны, возможно прийти к предположению, что в таких условиях невозможно было полное замещение исламом всех элементов традиционных архаических верований. С другой стороны, огромное значение имело и то, что ислам проповедовался на этих территориях не в полной мере. Приспосабливаясь к изменениям в религиозной системе, традиционные верования балкарцев сохранялись, становясь неотделимой частью исламской духовной традиции. Таким образом, принятие ислама и его влияние на обрядность жизненного цикла, находившееся в неразрывной связи с домусульманскими идеологиями, привело к формированию синкретической формы данной религии, в которой отмечается много-ликость современного ислама, тесно переплетенного с местными традициями и обычаями.

Современные трансформации религиозных воззрений в эпоху глобализации. Балкарский этнос прошел длительный путь формирования своих религиозных воззрений: процесс их исламизации на протяжении столетий представлял собой сложный синтез христианства,

ислама и домусульманских верований, о чем говорят сохранившиеся в религиозных представлениях и обрядах элементы анимизма и поклонения предкам. Данная синкретичная форма ислама не была преодолена ни в XX в., ни в начале XXI в., когда начались конфликтные ситуации внутри этнического сообщества по поводу «чистоты» исповедуемого ислама, подрывающие фундамент самой этничности. Эта ситуация имеет место и сегодня.

Современные цивилизационные процессы только усугубляют нестабильную ситуацию в российских этнических сообществах, исповедующих ислам, в которых активно пропагандируются «прелести» джа-хилии. Эти процессы, с одной стороны, имеют много положительного, так как отрицают чуждый им путь развития, предлагая идти своим. Но, с другой стороны, экстремистский путь, к которому призывают многие исламские идеологи, ведет к большим проблемам и неустойчивости этносов. Так, исламский мыслитель Сейид Ибрахим Кутб в книге «Вехи на пути», впервые вышедшей в свет еще в 1964 г., изложил свои взгляды на привлекательные особенности исламского общества, роль Корана и исламской культуры, призывая мусульман к джахилии - отвержению западного общества [10]. В своей книге он проповедует теорию о том, что законы шариата определяют единственный правильный путь, которого должны придерживаться мусульмане. При этом Кутб утверждает, что ислам является «всеобщей декларацией освобождения человека на этой земле

от порабощения другим человеком» [11]. Американский исследователь Генри Киссинджер в 2014 г. охарактеризовал работу Кутба как «объявление войны против существующего мирового порядка», «основополагающий текст современного исламизма», что совершенно не приемлемо для позитивного развития современных этнических сообществ, так как является экстремистским путем в решении религиозных проблем [12].

Заключение. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что северокавказская исламская духовная традиция в цивили-зационном развитии такого тюр-коязычного этноса, как балкарцы, приобрела своеобразную синкретичную форму, впитав традиции домусульманских верований, например, тюркского компонента -тейризма. Непосредственно данная синкретичная форма ислама, сформировавшаяся на протяжении веков в этом регионе, является ядром их традиционной культуры. Авторы резюмируют, что в религиозных системах этносов возможны различные инновации, которые впоследствии будут приняты этносами - носителями цивилизацион-ных изменений - и станут их традициями, но эти трансформации религиозных воззрений должны пройти испытания временем, подтвердив способность к устойчивости этнической идентичности, а не к дестабилизации единства народа в его современном развитии. Экстремистская позиция в решении данного вопроса приведет не только к нивелированию этнических культур, но и к их исчезновению.

Примечания:

1. Жильцов С.С. Религиозный фактор в условиях глобализации / Материалы круглого стола: «Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы» / отв. ред. Колосова И.В. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2017. С. 6-8.

2. Смирнов А.В. Осуществим ли сегодня исламский цивилизационный проект? / Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские научные чтения, 19-21 мая 2016 г., СПб: СПбГУП, 2016. С. 229-232.

3. Ярлыкапов А. Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика / Азия и Африка сегодня, 2006, № 1. С. 45-49.

4. Сергеев М. Некоторые аспекты распространения ислама среди народов Северного Кавказа в УШ-ХУШ вв. / Философия XX века: школы и концепции / Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 219-222.

5. Базиева Г.Д. Национальная культура в сравнительной перспективе / Вопросы культурологии, 2012. № 8. С. 59-62.

6. Великая Н.Н. О путях проникновения ислама на Северный Кавказ (VII-XVIII вв.) / Гуманитарные и юридические исследования. Научно-теоретический журнал, 2017. № 1. С. 20-24.

7. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2001. 180 с.

8. Азаматова Г.К. Эволюция религиозных верований балкарцев: Автореферат дис. канд. истор. наук. Нальчик: КБГУ, 2007. 22 с.

9. Боташева З.Б. Истоки карачаевского и балкарского театра. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М: Рос. акад. театрального искусства, 2001. 207 с.

10. Qutb S. The Biographical Encyclopedia of Islamic Philosophy / ed. by Oliver Leaman. London; New York: Thoemmes, 2006. 342 p.

11. Huff Р.А. What are They Saying about Fundamentalisms? New York: Paulist Press, 2008. 195 p.

12.Киссинджер Г. Мировой порядок [пер. с англ. В. Желнинова, А. Милюкова]. М: АСТ, 2015. 511 с.

References:

1. Zhiltsov S.S. The religious factor in the context of globalization / Materials of the round table: «Dialogue of religions in the modern world: Problems and prospects» / ed. by Kolosova I.V. Moscow: Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs, 2017. P. 6-8.

2. Smirnov A.V. Can the Islamic project be implemented today? / Modern Global Challenges and National Interests: XVI International Likhachev's Scientific Readings, May 19-21, 2016. St. Petersburg: SPbGUP, 2016. P. 229-232.

3. Yarlykapov A. Islamic communities of the North Caucasus: Ideology and practice / Asia and Africa Today, 2006, No. 1. P. 45-49.

4. Sergeev M. Some aspects of the spread of Islam among the peoples of the North Caucasus in the 8th -18th centuries / Philosophy of the 20th century: schools and concepts / Scientific conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Philosophy of St. Petersburg State University, November 21, 2000. Proceedings of the work of the section of young scientists «Philosophy and Life». St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001. P. 219-222.

5. Bazieva G.D. National culture in the comparative perspective / Issues of Cultural Studies, 2012, No. 8. P. 59-62.

6. Velikaya N.N. On the ways of Islam penetration into the North Caucasus (7th -18th Centuries) / Humanitarian and Legal Studies. Scientific-theoretical Journal, 2017, No. 1. P. 20-24.

7. Malashenko A.V. Islamic landmarks of the North Caucasus / Moscow Carnegie Center. M.: Gandalf, 2001. 180 p.

8. Azamatova G.K. Evolution of the religious beliefs of the Balkars: Diss. abstract for the Candidate of Historical sciences degree. Nalchik: KBGU, 2007. 22 p.

9. Botasheva, Z.B. Origins of the Karachaev and Balkarian Theaters: Diss. for the Candidate of Art history degree. M.: Russian Academy of Theater Arts, 2001. 207 p.

10. Qutb S. The Biographical Encyclopedia of Islamic Philosophy / ed. by Oliver Leaman. London; New York: Thoemmes, 2006. 342 p.

11. Huff P.A. What are They Saying about Fundamentalisms? New York: Paulist Press, 2008. 195 p.

12.Kissinger H. World Order. London: Penguin Books, 2014. 432 p.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 26.04.2022; принята к публикации 13.05.2022. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 26.04.2022; accepted for publication 13.05.2022.

© Г.В. Семина, Г.В. Драч, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.