тенсивный выпас скота, приводящий к проявлению процессов дигрессии пастбищ.
Равнинные пойменные луговые и лугово-болотиые в котловинах группы фаций характеризуются наличием понижений, временных водотоков, заозерениых и заболоченных участков, галофитных сообществ. Некоторые из них значительно распаханы, оставшиеся территории заняты пастбищами. Нераспаханные участки используются, главным образом, как пастбищные угодья и сенокосы.
Полученные показатели, отражающие экологические характеристики, позволили провести содержательный анализ и определить степень измененное™ каждой группы фаций и дать ее оценку на топологическом уровне.
Некоторые теоретически!: аспекты развития
этпохозяйсгвенных систем
Ч.К.Цыденава
Бурятский государственный университет
67000 г Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а, тел (3012) 219315, факс (3012
210588)
В статье рассматриваются теоретические аспекты развития ->тно-хозяйственных систем. Автор выделяет этапы развития этнохожйстве-ных систем.
Some theoretical aspects of ethnoeconomic systems
Ch.B.Csydenova
Some theoretical aspects of ethnoeconomic systems are considered in the paper. The author allocates stages of development of ethnoeconomic systems.
В пункте 22 Декларации, принятой ООН в Рио-де-Жанейро, говорится, что «...коренные народности и их общины играют важную роль в рациональном использовании и развитии окружающей среды, ввиду их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру, интересы и дать возможность эффективно участвовать в достижении устойчивою развития».
В настоящее время существует около 60 определений понятия «устойчивое (сбалансированное) развитие». Мы считаем целесообразным определение, сформулированное Б.И.Кочуровым, согласно которому устойчивое развитие рассматривается как создание такой системы природопользования, которая, обеспечивая потребности
населения, одновременно поддерживает средо- и ресурсоформи-ругощие функции ландшафтов. К таким системам относятся этнохо-зяйственные системы, под которыми К.Б.Клоков понимает консервативные и устойчивые компоненты этноценозов (1998).
Близким по содержанию к понятию «этнохозяйственная система» является, на наш взгляд, термин «традиционная система жизнеобеспечения», предложенный Д.Д.Мангатаевой (2000, с. 10), под которым подразумевается «природно-социально-территориальный комплекс, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы этнического природопользования, социальной и культур, ной среды, обеспечивающие существование и воспроизводство этноса». При этом выделяются следующие основные свойства традиционных систем жизнеобеспечения (этнохозяйственных систем), как динамичность, трансформированность, открытость, устойчивость и самоуправляемость.
Динамичность систем обозначает свойства структур, характеризующие временной аспект изменения, движения и проявляющиеся в возникновении новых звеньев системы. Первоначально традиционные системы жизнеобеспечения коренных народов представляли собой почти замкнутые системы, основанные на природопользовании определенной ландшафтной среды на основе кочевого и полукочевого образа жизни и натурального хозяйства.
Под воздействием хозяйствования и природопользования доминирующего общества с периода освоения Сибири кардинально меняется жизнеобеспечение коренных народов региона, система связей с природной средой. Происходит расширение и видоизменение, глубокая трансформация систем, охватывающие все структурные элементы. Трансформированность обусловливает приобретение новых или замену устаревших функций, связей, способных оказать определяющее влияние на основные компоненты - численность, структуру социума, его воспроизводственные функции и тип хозяйствования. Открытость выражается в том, что любая система функционирует и развивается в пределах системы более высокого иерархического ранга и выступает ее элементом (подсистемой). Благодаря открытости системы четко реагируют на внешние и внутренние воздействия среды. Устойчивость систем обеспечивается уровнем их реагирования на изменяющиеся ситуации, сохранение основных элементов в условиях трансформации общественных и природных, воспроизводственных процессов. Самоуправляч-
194
мость социальными, экономическими, экологическими и духовными процессами внутри системы в новых рыночных условиях становится одним из необходимейших условий функционирования систем.
В результате исследования конкретных территорий исторического проживания и хозяйствования бурятского населения на протяжении длительного периода нами выявлены различные этапы и степень адаптации его к окружающей природной среде. По нашему мнению, этнохозяйственные системы обеспечивают высокое «вживание» человека в окружающую среду, что представляет собой еще одно дополнительное свойство наряду с вышеперечисленными. Поэтому представляется правомерным введение нового понятия, как «вживание» человека в окружающую среду, означающего не только приспособление или адаптацию к среде обитания, но и процесс становления человека подлинно неотъемлемой частью окружающей среды, вследствие глубокого изучения им природных закономерностей и экологически грамотного использования их в своей хозяйственной деятельности. Нами выделяются следующие этапы процесса «вживания» человека в окружающую природную среду:
1) приспособление - поиск, разработка и использование современных технологий, предметов приспособления, приемов и методов жизнеобеспечения;
2) адаптация к меняющимся условиям окружающей среды на основе познания основных (наиболее важных) закономерностей окружающей среды;
3) «вживание» в окружающую среду, т.е. становление человека неотъемлемой частью окружающей среды на основе осознания и использования ее глубинных процессов, закономерностей окружающей среды вплоть до «интуитивной» реакции, что возможно при овладении навыками природосообразных культур.
Таким образом, важнейшим условием «вживаемости» является формирование и развитие общественного экологического сознания и экологической культуры на основе глубоких естественнонаучных и философско-мировоззренческих основ духовной жизни, способных четко и устойчиво регулировать поведение человека в природе и, главное, его воздействие на природную среду. Следовательно, для начала необходимо возрождение этноэкологических традиций, способствующих ведению экологически целесообразного хозяйства.
Этнохозяйственные системы, поддерживая средо- и рссурсофор-мирующие функции ландшафта, представляют собой пример высокой вжпвасмости человека и окружающую среду. Они обеспечивают:
- внутреннюю сбалансированность, органическую целостность, взаимосвязанность звеньев воспроизводственной системы;
- нормальный режим ее функционирования;
- адаптивную стратегию хозяйствования на основе принципа экологического равновесия в системе природа-общество-хозяйство.
Следовательно, этнические особенности должны быть обязательно учтены при проведении региональной и национальной политики. При проведении региональной социально-экономической и экологической политики на пороге XXI века должны учитывать специфику в различных административно-территориальных образованиях.
Литература
1. Мангатаева Д.Д. Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона. - Новосибирск: Иза-во СО РАН. 2000. -213 с.
2. Клоков К.Б. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (географические и социально-экологические проблемы) //Дис. ... д-ра геогр. наук. М., 1 998. С. 15-19.
3. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М,: Прогресс, 1989. 376 с.
Экологический риск затапливаемых территорий i .
улан-удэ (на примере садово-дачных участков)
М. А.Жалсабон
Бурятский государственный университет г Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, E-mail: [email protected]
Город Улан-Удэ - столица 1'еспублики Бурятия, является ее промышленным и торговым центром. Подтопление паводковыми водами территории г. Улан-Удэ вызвано особенностями рельефа местности. Повторяемость значительных затоплений составляет в среднем один раз в 8 лет.
Ecological risk on Ulan-Ude floding territories (by the example of garden-country sites)
M.A.Zhalsabon
Ulan-Ude, the capital of Buryatia, is an industrial and trade center his situated in the WesternTransbaikalye one. hundred kilometres away, to the east