Научная статья на тему 'Некоторые теоретические аспекты общественно-экономических формаций'

Некоторые теоретические аспекты общественно-экономических формаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБНОСТИ / ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКИ / SOCIALISM / SOCIALLY-ORIENTED ECONOMY / ISLAMIC ECONOMY / ISLAMIC FINANCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова Эльвира Сиражудиновна

В статье делается попытка проанализировать отдельные аспекты функционирования некогда существовавших общественно-экономических формаций. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что каждая экономическая модель имеет собственные характеристики, не позволяющие отнести их к традиционной классификации. В работе приводятся мнения ученых, отражаются различные взгляды на качественное содержание понятия «потребности», проводятся параллели между социалистическими и капиталистическими характеристиками, присущими и альтернативной экономической формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL ASPECTS OF SOCIO-ECONOMIC FORMATIONS

This article analyzes the Islamic economy belonging to the traditional socio-economic formations. However, the research shows that every economic model has its own characteristics, which cannot be attributed to the traditional classification. The paper presents the views of scientists, reflecting different opinions on the qualitative content of the Islamic economy conception. The author draws parallels between the socialist and the capitalist typical features peculiar for an alternative economic system.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические аспекты общественно-экономических формаций»

УДК 336.025

Ахмедова Эльвира Сиражудиновна

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

Akhmedova Elvira Sirazhudinovna

PhD in Economics, Head of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

SOME THEORETICAL ASPECTS OF SOCIO-ECONOMIC FORMATIONS

Аннотация:

В статье делается попытка проанализировать отдельные аспекты функционирования некогда существовавших общественно-экономических формаций. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что каждая экономическая модель имеет собственные характеристики, не позволяющие отнести их к традиционной классификации. В работе приводятся мнения ученых, отражаются различные взгляды на качественное содержание понятия «потребности», проводятся параллели между социалистическими и капиталистическими характеристиками, присущими и альтернативной экономической формации.

Ключевые слова:

социализм, социально-ориентированная экономика, потребности, теория экономики.

Summary:

This article analyzes the Islamic economy belonging to the traditional socio-economic formations. However, the research shows that every economic model has its own characteristics, which cannot be attributed to the traditional classification. The paper presents the views of scientists, reflecting different opinions on the qualitative content of the Islamic economy conception. The author draws parallels between the socialist and the capitalist typical features peculiar for an alternative economic system.

Keywords:

socialism, socially-oriented economy, Islamic economy, Islamic finances.

Отслеживая ход мировой истории, мы имеем возможность не только пронаблюдать деление эпох по временному признаку, но и выделить экономические признаки, присущие тому или иному отрезку времени. Становление общества происходит по мере развития его производительных сил в рамках соответствующего исторического типа экономических производственных отношений.

Согласно учению Карла Маркса, идеолога научного коммунизма, основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая.

Экономическая теория Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что будет революция, которая сметет капиталистический строй и заменит его другим, где не будет места частной собственности, неравенству и нищете. Такие выводы были сделаны в результате изучения экономического закона о развитии современного общества. Будучи сторонником социалистических идей, Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно превратится в социалистическое только посредством революционного вмешательства и не иначе.

Сегодня проводится немало теоретических и прикладных исследований, в рамках которых решается вопрос о последовательности формаций, о степени реализации экономических законов. Однако, на наш взгляд, ключевым предметом рассмотрения становится вопрос о приемлемости функционирующего строя для населения той или иной страны. Тип формации должен заключаться не только в определении экономико-теоретических аспектов, а в первую очередь быть социально-ориентированным, то есть соответствовать формуле «сделано людьми-сделано для людей» [1].

Проводя сравнительный анализ теории экономических систем между разными их общественно-экономическими типами в капиталистической идеологии мы обнаруживаем, что экономика - это то, что изучает потребности человека и средства их удовлетворения только лишь с материальной стороны человеческой жизни, причем основывается она на трех пунктах:

1) Дефицит товаров и услуг относительно потребности, то есть их недостаточность для удовлетворения многочисленных и возобновляющихся потребностей человека.

2) Ценность произведенных товаров.

3) Цена и ее роль, которую она играет в производстве, употреблении и распределении.

Что же касается духовности и духовных потребностей любого человека, то они не признаются важными с экономической точки зрения и не принимаются во внимание в большинстве экономических исследований.

Ключевым аспектом в развитии производства и всего, что с ним связано, являются средства удовлетворения потребностей, которые в традиционном капиталистическом учении называются товарами и услугами. Товары - это средства удовлетворения ощутимых и осязаемых потребностей, услуги - ощутимых, но неосязаемых потребностей. То, что мы получаем в результате удовлетворения своих материальных потребностей при применении товаров и услуг, по мнению сторонников учения Маркса, является пользой - особенность, при наличии которой вещь становится пригодной для удовлетворения потребности. С точки зрения распространенной экономической мысли, потребность - это все то, что желается; не важно, является ли оно необходимым или нет, считается ли полезным [2]. К примеру, алкоголь и табачные изделия считаются товарами, приносящими колоссальную прибыль, а налоги, уплачиваемые с этих категорий товаров, - бюджетообразующими, однако общество видит в них вред для здоровья.

На наш взгляд, очевидным заблуждением является тот факт, что сегодня товары и услуги рассматриваются такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. Такой подход к потребностям и средствам их удовлетворения характерен для капиталистического понимания, при этом в расчет не берется то, в каком положении находится общество, а экономика в данном случае призвана выполнять лишь одну цель - удовлетворять потребности.

Одним из достижений экономической мысли считается теория потребностей А. Маслоу, который предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Далее представлены основные потребности человека в порядке важности:

- физиологические потребности;

- потребности безопасности и защиты;

- потребности принадлежности и любви;

- потребности самоуважения;

- потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования.

В основе этой иерархии лежит предположение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать их необходимость и быть мотивированным нуждами, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другие, расположенные выше, проявятся и станут действующими. «Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации» [3].

Что касается самого желания работать и зарабатывать, то, по мнению большинства, цена является единственным стимулом для производства, потому что к любому труду человека побуждает материальное вознаграждение. Считаем это правило верным, но не исчерпывающим. Говоря о желании человека, мы зачастую подразумеваем только материальные потребности. Не столько опровергая, сколько дополняя теорию потребностей Маслоу, мы можем увидеть достаточно примеров, когда человек трудится ради морального вознаграждения, чтобы обладать нравственными качествами, например, быть верным, или ради духовного вознаграждения.

«Потребности человека могут быть материальными и духовными, равно и прибыль может быть соответствующей» [4]. Поэтому выделять только материальные потребности и ограничиваться этим, по нашему мнению, неправильно. Бывает, что человек из-за своей щедрости может тратить большую часть своих средств на удовлетворение духовных или моральных потребностей, чем на удовлетворение материальных. Следовательно, цена не является единственным стимулом для производства. В качестве побуждающего средства могут выступать и другие вещи.

Ссылки:

1. Ахмедова Э.С. Морально-этические аспекты исламской экономической модели // Казанская наука. 2012. № 4. С. 39-41.

2. Chapra M.U. What is Islamic Economics? Jiddah, 2001. P. 33.

3. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

4. Ахмедова А. Исламский социализм: миф или реальность? (Ч. 1). URL:

http://www.islam.ru/content/economica/islamskiy-socializm-mif-ili-realnost-chast-1 (дата обращения: 15.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.