Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милова Полина Сергеевна

Данная работа посвящена изучению некоторых тенденций правового регулирования налоговой ответственности в России. В работе рассматриваются проблемы, связанные с определением налоговой ответственности, ее видам. Приводятся примеры понятия «налоговая ответственность» из доктрины, производится их анализ. В целом, работа направлена на изучение тенденций правового регулирования налоговой ответственности в России, описываются их причины и влияние на экономическое развитие страны. Особое внимание уделяется анализу норм Уголовного кодекса Российской Федерации, так как именно в последние годы претерпевал наибольшее количество изменений в области налоговой ответственности. Автор обращает внимание на современные тенденции в развитии налоговой системы России, анализирует изменения в законодательстве, касающиеся налоговой ответственности. В итоге работы автор делает вывод о том, что современное правовое регулирование налоговой ответственности в России имеет тенденцию к либерализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Милова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TRENDS IN LEGAL REGULATION TAX RESPONSIBILITY

This work is devoted to the study of some trends in the legal regulation of tax liability in Russia. The paper discusses the problems associated with the definition of tax liability, its types. Examples of the concept of "tax liability" from the doctrine are given, their analysis is carried out. In general, the work is aimed at studying trends in the legal regulation of tax liability in Russia, describing their causes and impact on the economic development of the country. Particular attention is paid to the analysis of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation, since it has undergone the greatest number of changes in the field of tax liability in recent years. The author draws attention to the current trends in the development of the Russian tax system, analyzes changes in legislation concerning tax liability. As a result of the work, the author concludes that the modern legal regulation of tax liability in Russia tends to liberalize.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Некоторые тенденции правового регулирования налоговой ответственности Some trends in legal regulation tax responsibility

Милова Полина Сергеевна.

Студент 4 курса Юридического факультета, Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону. e-mail: milova@sfedu.ru

Milova Polina Sergeevna.

Student 4 term Faculty of Law South Federal University, Russia, Rostov-on-Don. e-mail: milova@sfedu.ru

Аннотация.

Данная работа посвящена изучению некоторых тенденций правового регулирования налоговой ответственности в России. В работе рассматриваются проблемы, связанные с определением налоговой ответственности, ее видам. Приводятся примеры понятия «налоговая ответственность» из доктрины, производится их анализ. В целом, работа направлена на изучение тенденций правового регулирования налоговой ответственности в России, описываются их причины и влияние на экономическое развитие страны. Особое внимание уделяется анализу норм Уголовного кодекса Российской Федерации, так как именно в последние годы претерпевал наибольшее количество изменений в области налоговой ответственности. Автор обращает внимание на современные тенденции в развитии налоговой системы России, анализирует изменения в законодательстве, касающиеся налоговой ответственности. В итоге работы автор делает вывод о том, что современное правовое регулирование налоговой ответственности в России имеет тенденцию к либерализации.

Annotation.

This work is devoted to the study of some trends in the legal regulation of tax liability in Russia. The paper discusses the problems associated with the definition of tax liability, its types. Examples of the concept of "tax liability" from the doctrine are given, their analysis is carried out. In general, the work is aimed at studying trends in the legal regulation of tax liability in Russia, describing their causes and impact on the economic development of the country. Particular attention is paid to the analysis of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation, since it has undergone the greatest number of changes in the field of tax liability in recent years. The author draws attention to the current trends in the development of the Russian tax system, analyzes changes in legislation concerning tax liability. As a result of the work, the author concludes that the modern legal regulation of tax liability in Russia tends to liberalize.

Ключевые слова: Административная ответственность, налоговая ответственность, налоговая политика, налоговые преступления, правовое регулирование, уголовная ответственность.

Key words: Administrative responsibility, tax liability, tax policy, tax crimes, legal regulation, criminal liability.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность». Так, обращаясь к норме п. п. 1, 2 ст. 114 НК РФ, мерой ответственности за нарушение является денежный штраф (налоговая санкция) в пользу государства. Но что представляет из себя сама налоговая ответственность? Законодатель не дает ответ на этот вопрос, поэтому на него уже долгое время пытается найти ответ доктрина.

В настоящее время ответственность за налоговые нарушения предусмотрена следующими отраслями законодательства: налоговым - гл. 16 и 18 НК РФ; административным - гл. 15 КоАП РФ; уголовным - гл. 22 УК РФ.

Ввиду отсутствия законодательного закрепления категории «налоговая ответственность», ее место в системе юридической ответственности достаточно спорное. Некоторые авторы, например В. М. Малиновская в своей работе «Налоговые правонарушения и налоговая ответственность» считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности, а В.А. Кинсбурская в своей диссертации «Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения» относит налоговую ответственность к административной ответственности. Стоит также обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 41-П «По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа», которое устанавливает, что «неопределенность положений Налогового кодекса РФ, а именно отсутствие понимания налоговой ответственности, может приводить к нарушению прав налогоплательщиков и вместе с тем к противоправному уклонению от уплаты налога».

Последние годы мы все чаще наблюдаем тенденции к смягчению наказаний за налоговые преступления. Переломным моментом, подтолкнувшим законодателя на эти изменения в сфере налоговой ответственности, принято считать санкции со стороны США, стран Евросоюза и других в 2014 году. Такие ограничения, введенные против России, вызвали некоторые экономические сложности в стране, поэтому в срочном порядке были разработаны и приняты ряд мер, направленных на восстановление экономической стабильности России. Первым законодательным шагом к либерализации стало принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 22 октября 2014 г. № 308-Ф3. По сути, было упразднено положение, которое действовало с 2011 года и позволяло возбуждать уголовные дела за налоговые правонарушения только на основании материалов, представленных налоговыми органами. Теперь, после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, ему предоставляется двухмесячный срок для погашения любой задолженности. Таким образом, в соответствии с содержанием данной нормой, если лицо уплатило сумму налога в этот двухмесячный период, то оно освобождается от уголовной ответственности. В этом безусловно прослеживается нить того, на какие уступки законодатель идет ради выравнивания экономики. Их можно сформулировать как «лучше получить налог от лица хоть и с задержкой, чем привлечь его к ответственности и не получить ничего».

Особое внимание заслуживает нововведение текущего года, а именно поправки в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся смягчения наказания за налоговые преступления. Можно предположить, что эти изменения вызваны, так же, как и в 2014 году, большим объемом санкций со стороны США и Евросоюза в связи с проведением Россией Специальной военной операции.

Так, 22 февраля 2023 года Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект № 301951-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», а 18 марта 2023 года Президент РФ подписал этот закон. Рассматриваемое нововведение направлено на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, определенных в статьях 199, 199.1, 199.2 и 199.4 Уголовного кодекса РФ, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей. Изменения также коснулись и Уголовно-процессуального кодекса РФ, который был дополнен в том числе положениями, в соответствии с которыми уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы соответствующего штрафа.

Законопроектом предлагается, в частности, внести изменения, направленные на уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы за совершение соответствующих преступлений, что, в

свою очередь, приведет к их квалификации как преступления средней тяжести, и, следовательно, снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности по данным статьям.

В дополнение к существующим основаниям для отказа в возбуждении уголовного дела за преступления, определенные вышеупомянутыми статьями Уголовного кодекса РФ, предлагается потребовать уплаты всей суммы задолженности вместе с соответствующими штрафами и пенями в качестве дополнительного основания для отказа в таком производстве.

Как мы можем видеть, в России были предприняты шаги по либерализации уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Это связано со стремлением снизить бремя уголовного преследования в налоговой сфере и создать более благоприятную бизнес-среду.

Основные изменения можно обобщить и изложить следующим образом:

1. Введение административной ответственности: вместо уголовного преследования за некоторые налоговые правонарушения была введена административная ответственность. Это позволяет применять более мягкие меры воздействия, такие как штрафы или административные взыскания, вместо уголовного преследования. Такие правонарушения, как непредставление отчетности или нарушение сроков уплаты налогов, могут рассматриваться как административные правонарушения, подлежащие рассмотрению налоговыми органами.

2. Применение условного осуждения: в отношении некоторых налоговых преступлений, особенно с меньшей тяжестью, суды могут применять условное осуждение. Это означает, что лицо признается виновным, но не отбывает реального срока заключения, если соблюдает определенные условия, установленные судом. Условное осуждение может быть применено, например, в случае уклонения от уплаты налогов на сравнительно небольшие суммы.

3. Снижение сроков давности: были внесены изменения в сроки давности для налоговых преступлений. Сроки давности ограничивают период, в течение которого возможно уголовное преследование за совершенные преступления. Сокращение сроков давности может сделать более сложным уголовное преследование за старые налоговые правонарушения и способствовать более оперативному разрешению новых дел.

4. Повышение прозрачности и предсказуемости: в рамках либерализации уголовной ответственности ставится акцент на повышение прозрачности и предсказуемости налоговой системы. Это включает более четкое определение налоговых обязательств, упрощение процедур и сокращение возможностей для произвола и коррупции в налоговой сфере.

5. Повышение роли налоговых органов: в контексте либерализации уголовной ответственности за налоговые правонарушения усилилась роль налоговых органов. Налоговые органы имеют больше возможностей для проведения проверок, выявления налоговых нарушений и применения административных мер воздействия, таких как штрафы и налоговые санкции. Это содействует более эффективному контролю и соблюдению налогового законодательства.

6. Содействие добровольной декларации и регуляризации: в рамках либерализации ответственности за налоговые правонарушения были предприняты шаги для поощрения добровольной декларации доходов и активов, а также программ регуляризации. Такие программы позволяют физическим и юридическим лицам самостоятельно декларировать прежде скрытые доходы и активы, уплатить соответствующие налоги и избежать уголовного преследования.

7. Международное сотрудничество: в свете либерализации ответственности за налоговые правонарушения в России происходит также укрепление международного сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями. Россия активно участвует в международных инициативах и обмене информацией в сфере

налогового правоприменения, что способствует более эффективному пресечению налоговых правонарушений и предотвращению уклонения от налогообложения.

8. Преференции для самозанятого и малого бизнеса: в контексте либерализации ответственности за налоговые правонарушения в России были введены специальные меры и преференции для самозанятых лиц и малого бизнеса. Например, самозанятые лица могут применять упрощенные налоговые режимы и уплачивать фиксированный налоговый платеж вместо сложных расчетов по обычной системе налогообложения. Это снижает налоговую нагрузку на самозанятых лиц и способствует развитию малого бизнеса.

9. Альтернативные способы урегулирования: в рамках либерализации ответственности в России также активно разрабатываются и применяются альтернативные способы урегулирования налоговых правонарушений. Это может включать заключение мирового соглашения между сторонами или соглашение о добровольном урегулировании налогового спора, без необходимости обращения в суд. Такие механизмы позволяют сторонам достичь согласия и решить спорные вопросы, не привлекая к уголовной ответственности.

10. Образование и просвещение: важным аспектом либерализации уголовной ответственности за налоговые правонарушения является образование и просвещение. Власти и налоговые органы активно проводят кампании и программы, направленные на повышение налоговой грамотности, обучение предпринимателей и граждан основам налогового законодательства, а также распространение информации о новых правилах и изменениях в налоговой сфере. Это помогает повысить осведомленность и соблюдение налоговых обязательств.

В заключении стоит сказать, что либерализация ответственности за налоговые правонарушения в России имеет целью создание более сбалансированной и эффективной налоговой системы. Она стремится сократить бремя, в том числе, уголовного преследования в налоговой сфере, предоставить преференции для самозанятых лиц и малого бизнеса, а также стимулировать сотрудничество между налоговыми органами и налогоплательщиками. Важно отметить, что либерализация уголовной ответственности за налоговые правонарушения не означает полное отсутствие уголовного преследования. Тяжкие и организованные преступления в сфере налогов несомненно остаются объектом уголовного преследования и наказания в соответствии с действующим законодательством.

Подводя итог проведенному анализу, можем отметить, что государство в лице законодателя старается максимально снизить негативные последствия для российской экономики в современных условиях, а принимаемые законодательные изменения направлены на либерализацию не только уголовной, но и иных видов ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей. Благодаря либерализации ответственности за налоговые правонарушения в России стремление граждан, в том числе и предпринимателей соблюдать налоговое законодательство и сотрудничать с налоговыми органами будет только усиливаться. Это может способствовать более справедливой и прозрачной налоговой системе, привлечению инвестиций и развитию экономики страны. Однако, безусловно, эти смягчения - не карт-бланш со стороны государства на уклонение от законодательства о налогах. Их скорее можно сформулировать как компромиссы, на которые идет государство ради пополнения бюджета, а равно стабилизации экономики в условиях давления на Россию.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СПС КонсультантПлюс;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 28.04.2023) // СПС КонсультантПлюс;

3. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 22.10.2014 N 308-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс:

4. Постановления Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 41-П "По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа"// СПС КонсультантПлюс;

5. Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части смягчения ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей)» от 24.03.2023 № 301951-8 // СОЗД ГАС «Законотворчество». - 2023 г. - № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.