Научная статья на тему 'Некоторые социологические аспекты проблематики социальной ответственности бизнеса'

Некоторые социологические аспекты проблематики социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
620
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная ответственность бизнеса / корпоративное гражданство / Устойчивое развитие / основная экономическая деятельность компании / социальные инвестиции / Социальное партнерство

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боброва Е. Б.

Статья посвящена актуальным проблемам социальной ответственности бизнеса в рамках социологического дискурса. Социальная ответственность бизнеса исследуется как экономическое действие и обосновывается необходимость социальной активности компаний с позиции устойчивого развития. Проанализированы условия реализации и методы социальной активности основных субъектов социальной ответственности бизнеса крупных компаний в современных российских условиях. Сделан акцент на передовых технологиях социальных инвестициях на примере социальной активности компании ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые социологические аспекты проблематики социальной ответственности бизнеса»

УДК 316.334.23

НЕКОТОРЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

© Е. Б. Боброва

Пермский государственный технический университет Россия, 614990 г. Пермь, Комсомольский проспект, 29.

Тел.: +7 (342) 219 81 74.

E-mail: elenabobrova@mail.ru

Статья посвящена актуальным проблемам социальной ответственности бизнеса в рамках социологического дискурса. Социальная ответственность бизнеса исследуется как экономическое действие и обосновывается необходимость социальной активности компаний с позиции устойчивого развития. Проанализированы условия реализации и методы социальной активности основных субъектов социальной ответственности бизнеса — крупных компаний в современных российских условиях. Сделан акцент на передовых технологиях — социальных инвестициях на примере социальной активности компании ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративное гражданство, устойчивое развитие, основная экономическая деятельность компании, социальные инвестиции, социальное партнерство.

В свете глобального кризиса, охватившего весь мир и затронувшего все стороны жизни общества, особенно остро встал вопрос о взаимной социальной ответственности основных участников социальных отношений - бизнеса и государства. В современных российских условиях актуализируются задачи выработки целостной системы взглядов на основные принципы эффективного предпринимательства, включая проблемы корпоративной этики и социальной ответственности бизнеса, социального партнерства различных сторон. При этом очевидно, что без сбалансированной и продуманной экономической и социальной политики государства невозможна реализация социальной ответственности бизнеса в полном объеме. Правовая и фактическая неопределенность социальной ответственности государства и бизнеса и, следовательно, отсутствие четкого разделения зон ответственности диктуют необходимость определения и институционализации социальной ответственности субъектов социальных отношений, границ и условий реализации ответственности применительно к российской действительности. В связи с этим особую значимость приобретает проблематика социальной ответственности бизнеса (СОБ), условий и границ ее реализации в научном дискурсе.

Феномен социальной ответственности бизнеса стал предметом серьезного и глубокого изучения экономистов, социологов, политологов, специалистов в области стратегического и корпоративного управления, связей с общественностью в России и в мире. На практике теория СОБ нашла свое отражение во внедрении таких инноваций управления, как социальные инвестиции, стратегическая благотворительность, корпоративное гражданство, миссия фирмы и другие. Научные исследования, издание монографий и сборников статей, проведение научно-практических конференций и круглых столов способствуют более детальной и глубокой проработке проблемы социальной ответственности биз-

неса, выработке единых определений и подходов, координации позиций сторон и распространению положительного опыта, выявлению общих тенденций и определению региональной и отраслевой специфики, выявлению ключевых факторов, влияющих на социальную активность предпринимателей.

В настоящее время большинство российских исследователей и практиков сходятся во мнении, что СОБ является, во-первых, неотъемлемым атрибутом бизнеса, экономически эффективный бизнес уже является социально ответственным, во-вторых, СОБ рассматривается как целостная система эффективного управления компанией своими нематериальными активами, связанная с поддержанием высокой репутации в глазах важнейших заинтересованных сторон в рамках стратегического управления, направленная на устойчивое развитие компании. Развитие ответственных взаимовыгодных отношений с системой заинтересованных сторон становится важнейшим фактором устойчивого развития как для корпораций, так и для всего общества [1]. В связи с высоким ростом нематериальных активов в информационную эпоху социально ответственная деятельность является экономически выгодной -исследование 469 американских компаний разных отраслей, проведенное организацией Conference Board, показало, что общая прибыль акционеров компаний, имеющих высокие финансовые и социальные показатели (social performance), за последние 15 лет выросла на 43%. За то же время этот показатель для «просто» финансово-успешных компаний вырос всего на 19% [2].

В социологическом дискурсе социальная ответственность бизнеса определяется как хозяйственное действие бизнеса, связанное с распределением имеющегося ограниченного ресурса в целях улучшения качества жизни индивидов, общности и социальной среды, реализуемое в соответствии с законом, но не ограниченное его рамками. СОБ в качестве хозяйственного действия может рассмат-

риваться как действие, укорененное в социальных структурах - социальных институтах, группах, локальных сообществах, которые порождают устойчивые различия в реализации социальной активности [3]. Эта категория имеет историческую, социокультурную, национальную обусловленность.

Социальная ответственность бизнеса является продуктом регулирования со стороны государства и других социальных институтов, которые конституируют данное явление, образующийся в результате феномен состоит из многих элементов, совокупность которых представляет собой динамическое и взаимообусловленное единое целое. В связи с этим можно сделать вывод, что условия и формы реализации, СОБ на практике будут определяться, с одной стороны, социокультурными особенностями ведения бизнеса как отдельными субъектами бизнеса, так и бизнес-сообществом в целом, а, с другой, особенностями социально-экономического развития страны. В данном исследовании рассмотрение этого социального явления как комплексного понятия ведется в рамках социально-экономического подхода, с учетом рационалистического характера деятельности субъектов ответственности -бизнеса (доминантная мотивация деятельности -экономическая целесообразность). С точки зрения корпоративного управления СОБ представляет собой целостную систему: принципы, их воплощение в конкретных процессах, а также результаты этих процессов, которые могут и должны быть оценены [4].

К началу XXI в. теория «социальной ответственности бизнеса» трансформировалась в теорию «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства», основой которой служит концепция многоуровневой корпоративной ответственности А. Керолла [5]. Лежащая в основании пирамиды «корпоративного гражданства» экономическая ответственность является базовой функцией компании на рынке производителя товаров и услуг, позволяющей удовлетворять потребности потребителей и извлекать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость соблюдения бизнесом фиксированных правовых норм в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества. Этическая ответственность требует от деловой практики соответствия ожиданиям общества, основанным на существующих нормах морали. Филантропическая ответственность направлена на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Анализируя социальную ответственность бизнеса как специфическое экономическое действие, мы установили, что формы и степени реализации СОБ детерминируются теми же факторами, что и основная экономическая деятельность компаний. Российская экономическая среда определяется сочетанием международных экономических проблем и тенденций, характерных для всех стран с капита-

листическим производством, и проблем, специфических для России. Уникальность ситуации определяется прежде всего тем, что в течение 70 лет отсутствовали институты предпринимательства и бизнеса в стране, и обратного перехода от социализма к капитализму в таком масштабе не переживала ни одна страна. Кроме того, в наследство от советского режима остались нерешенные экономические проблемы. Поэтому мы можем сказать, что социально-экономическая ситуация в России определяется комплексом сложных социальноэкономических и политических проблем, в числе которых стихийность реформ, несбалансированная инвестиционная, налоговая и финансовая политика, которая привела к утечке капиталов за рубеж, неразвитость реального сектора экономики, высокая коррумпированность власти, зависимость бизнеса от власти, отсутствие честной конкурентной борьбы и др.

Одна из серьезнейших проблем - это низкие рейтинги доверия власти. Проведенные исследования показывают, что лишь 29% респондентов считают, что развернутые национальные проекты окажут положительное влияние на их жизнь. Это свидетельствует об отсутствии ясно заявленных целей, ориентированных на конкретный общественнопризнанный результат, механизмов обратной связи, следовательно, контроля, обеспечивающего поступательное развитие путем необходимых корректировок, позволяющих повысить эффективность используемых ресурсов и добиться поставленных стратегических целей [6].

Среди сложностей становления гражданского общества в России сегодня - отсутствие обратной связи между властью и обществом. Для решения этой задачи необходимо наладить конструктивный диалог между заинтересованными сторонами. Здесь роль бизнеса как проводника интересов общества очень велика. Диалог между бизнесом и властью может служить катализатором создания и реализации механизма обратной связи между государством и обществом. «Стремление бизнеса воздействовать на общественные процессы оправданно и не противоречит идее сильного государства. В том числе потому, что без такого влияния невозможно говорить и о социальной ответственности бизнеса перед обществом»,- считает Владимир Потанин, президент холдинговой компании «Интеррос» [7].

Процесс институциализации социальной ответственности бизнеса инициируется параллельно как государством, так и самим бизнесом. На различных уровнях власти СОБ конституциируется через принятие специальных программ сотрудничества и социального партнерства бизнеса и власти, концепций экономического развития, включающих и аспект социальной ответственности бизнеса, например, программа развития Пермского края. На уровне бизнес-сообщества - через создание деловых объединений, федеральных, региональных, местных и принятие ими соответствующих про-

грамм, например, Российская ассоциация предпринимателей, Пермская ассоциация добросовестных производителей. На уровне предприятия - через разработку корпоративной миссии и кодекса делового поведения, внедрение инновационных социально-ориентированных технологий управления в свою практику, например, Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ», программа социальных инвестиций ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

В последние годы все большее значение приобретает социальная отчетность российских компаний. Многие организации стремятся представить органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации документальные свидетельства своего ответственного отношения к социальной стороне собственной деятельности. На примере зарубежных стандартов социальной ответственности «Международный стандарт социальной ответственности 8А8000», «Сертификация (стандарт) зеленого глобуса», «Стандарт экологического управления 180 14000» российская организация «Всероссийская организация качества» разработала стандарт социальной ответственности организаций всех типов и форм собственности (ВОК-КСО-2007), который устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд, охрану труда, социальных гарантий для персонала, в области производства продукции (услуг, работ) надлежащего качества, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях, которые могут быть подвергнуты объективной проверке. Таким образом, социальная отчетность выступает формой взаимодействия бизнеса с другими целевыми аудиториями, степень сформированности СОБ свидетельствует о новой парадигме взаимоотношений внутри общества и характеризуется высоким уровнем организации бизнес-среды и социума в целом.

Основными субъектами СОБ в России являются крупные российские компании. Необходимость внедрения СОБ в практику крупных корпораций определяется теми же причинами, что и за рубежом: стоимость нематериальных активов составляет значительную часть, а иногда и превышает стоимость материальных активов крупных компаний. Материальные, природные, человеческие ресурсы становятся очень дорогими и ограниченными, что вынуждает бизнес искать новые пути управления своими ресурсами, и здесь эффективные социальные инициативы становятся методом управления внешней средой в своих интересах. Многие крупные корпорации реализуют масштабные социальные программы не только для сотрудников, но и для внешних аудиторий. «Крупные корпорации являются наиболее заметными субъектами предпринимательства. Именно поэтому они постоянно находятся в центре внимания общественности. В имидже и даже уже в самом существо-

вании крупного бизнеса в той или иной стране воплощаются особенности национального экономического развития, специфика взаимоотношений между государством и обществом. Именно крупные корпорации чаще других субъектов экономики выходят со своей продукцией на международную арену, демонстрируя своей деятельностью тенденции экономического, культурного и политического развития представляемой ими страны. Работа таких компаний, как «ЛУКОЙЛ», «Газпром», РАО «ЕЭС России», в российском обществе воспринимается как важнейшая составляющая экономического и социального развития страны» [8]. Однако для российских корпораций актуальными являются взаимоотношения с государством, т.е., кроме экономических, существуют и политические причины внедрения СОБ.

Необходимость внедрения СОБ в практику российского бизнеса определяется следующими целями и задачами:

• Повышение репутации компаний, формирование благоприятного имиджа.

• Повышение стоимости нематериальных активов.

• Формирование конструктивных отношений с властью.

• Консолидация бизнес-сообщества России.

• Определение статуса бизнеса в России.

• Снижение рисков, управление кризисными ситуациями.

• Рациональное управление непроизводственными расходами.

• Эффективное взаимодействие с местным сообществом.

• Эффективное управление человеческим капиталом, максимальное использование потенциала работников.

При определении СОБ необходимо отметить, что существует две сферы действия ответственности бизнеса: непосредственная экономическая среда и более широкая социальная сфера. При этом в этих двух сферах степень ответственности бизнеса и государства объективно проявляется по-разному. В странах с рыночной экономикой бизнес является основным субъектом деятельности и ответственности в экономической сфере, его задачей является эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов в производстве товаров и услуг. При этом государство играет направляющую роль, создавая условия для эффективного развития экономики и страны в целом. Государство реализует следующие функции в отношении рынков: поддержание формального порядка через осуществление монопольного права на легитимное насилие в пределах данной территории; утверждение формальных правил, в рамках которых осуществляется хозяйственная деятельность; перераспределение ресурсов и доходов в целях производства общих благ; производство частных и общественных благ путем прямого участия в хозяйственной деятельности [9].

В более широкой социальной сфере государство играет ведущую роль, распределяя ресурсы, полученные в виде налогов на благо всего общества. Соответственно здесь основным субъектом ответственности будет государство, а бизнес играет вспомогательную роль. Однако здесь проявляется социальная ответственность бизнеса как гражданина, который участвует в социально-экономических отношениях, является потребителем социальных услуг, следовательно, вступает в субъектнообъектные отношения с государством и обществом. Мы видим, что зоны ответственности бизнеса и государства частично перекрываются, поэтому для реализации ответственности одной стороны необходима реализация ответственности другой стороны, при этом нет сферы, где бы исключалась ответственность одной из сторон (бизнеса или государства). Говоря о социальной сфере, необходимо заметить, что существуют два основных подхода к роли государства в социальной сфере: первый базируется на либеральной концепции (американский вариант), предусматривающий минимальную роль государства в экономике и в социальной сфере, государство предоставляет определенный минимум социальных благ тем слоям общества, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум самостоятельно, второй - на концепции социальной демократии, создании социального государства с его значительной ролью в решении социальных проблем (скандинавский вариант). В настоящее время в России становление социальной структуры общества идет не по западноевропейскому типу, характеризующемуся высокими стандартами жизни для всех, многочисленным средним классом и умеренной дифференциацией доходов, а по образцу некоторых развивающихся стран, для которых типичны массовая бедность, огромный разрыв между нищетой и супербогатством очень узкого круга лиц и семей. Одна из задач государства - это создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Соответственно задача бизнеса - создавать эффективные возможности для повышения общего благосостояния и уровня жизни граждан, прежде всего, через прямую экономическую деятельность: выпуск товаров и услуг, выплату налогов, предоставление работы и достойной зарплаты.

В нашей стране под особо пристальным вниманием общественности и власти находятся добывающие компании. С одной стороны, они получают сверхприбыли от добычи природных национальных богатств, также их деятельность сопряжена с высокой степенью производственного и экологического риска, что вызывает большое количество критики со стороны общественности. С другой, их деятельность достаточно жестко регламентируется государственными и международными нормами. Изменения в современной российской экономической и социальной жизни сказываются на деятельности крупных нефтяных компаний, необходимости пе-

ресмотра своей социальной политики. Резкая рецентрализация доходов через изменения налогового законодательства (основная масса налоговых поступлений от нефтедобычи идет в федеральный бюджет) привела к тому, что местные бюджеты территорий нефтедобычи остались практически без средств, при старом налоговом законодательстве 80% налогов оставалось в местном бюджете, а при новом - только 10%. В результате в своей основной производственной деятельности - выплате налогов -даже социально-активные компании стали «социально-безответственными».

Оптимизация социальной сферы и изменение потоков распределения налоговых поступлений создают ситуацию, когда богатейшие по природным запасам районы, на территории которых располагаются крупнейшие предприятия, не имеют средств на развитие собственной инфраструктуры и социальной сферы. Решением данной проблемы являются социально ответственная корпоративная политика предприятия и формирование новых методов взаимодействия с территориями деятельности на принципах социального партнерства. Это взаимовыгодное сотрудничество корпораций и территорий с целью развития социальной активности, модернизации социальной сферы и внедрения инновационных технологий управления. Социальная политика, проводимая компанией, укрепляет ее имидж и репутацию в глазах мирового сообщества, федеральных и региональных властей и общественности, является фактором устойчивого развития и напрямую влияет на рост ее капитализации, т. е. в конечном итоге приносит экономическую выгоду.

В настоящее время многие крупные предприятия переходят к социальным инвестициям, что свидетельствует о формировании, системного подхода к социальной активности как в пределах одного предприятия, так и при взаимодействии с другими субъектами бизнеса, власти и общества. Примером компании, проводящей свою социальную политику на территориях деятельности на основе социального партнерства по технологии социальных инвестиций, является ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» [10]. Компания строит свою деятельность в соответствии с социальным кодексом ОАО «ЛУКОЙЛ», основанном на следующих принципах: взаимовыгодное сотрудничество с местными органами государственной и муниципальной власти; социальная ответственность как перед работниками организаций группы «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», так и перед населением территорий деятельности. Формат социального партнерства компании и местных органов власти определяется ежегодно пролонгируемыми соглашениями о сотрудничестве и организации взаимоотношений, которые лежат в основе проводимых совместных мероприятий. Кроме того, конструктивному диалогу с органами государственной власти и местного самоуправления способствует осуществление крупных региональных социально-

культурных проектов. Один из них - конкурс социальных и культурных проектов. С 2002 года ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» проводит конкурс, который является одним из инновационных и высокоэффективных способов реализации политики социально ответственного бизнеса компании «ЛУКОЙЛ». В рамках конкурса ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» поддерживает целый ряд крупных региональных мероприятий, способствующих развитию культуры, духовности, сохранению национальной самобытности, традиций народов Прикамья. За 8 лет проведения конкурса реализованы полторы тысячи проектов, выделено 150 миллионов грантовых средств и привлечено более половины миллиарда рублей, его география расширилась с 13 до 27 районов, грантовый фонд увеличился в 14 раз. Ежегодно растет количество участников и уровень работ.

Конкурс социальных и культурных проектов -это эффективный инструмент в решении социальных проблем районов деятельности компании. Благодаря конкурсу в Пермском крае за последние годы появилось порядка 2000 рабочих мест. Конкурс способствует развитию общественного потенциала муниципальных образований - в настоящее время количество общественных организаций на территориях деятельности нефтедобытчиков составляет более 400. В регионе появляются новые физкультурно-оздоровительные комплексы, семейные клубы, скверы, парки, музеи, творческие сообщества, создаются клубы по интересам, проходят спортивные и культурные мероприятия. Заинтересованное участие бизнеса в решении социальных проблем районов его деятельности привлекает к их решению все слои местных сообществ. Проведение конкурса позволяет решать следующие задачи: улучшение благосостояния населения в районах деятельности; создание положительного имиджа Общества на территориях, где ведется нефтедобывающая деятельность; совершенствование практики социального партнерства, развития взаимовыгодных отношений с территориями деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»; повышение эффективности использования средств компании, выделяемых на оказание благотворительной помощи; поддержка детских программ в районах деятельности компании.

При формировании отношений социального партнерства между бизнесом, государством и обществом формируется новый статус сторон. Российский бизнес получает признание легитимности деятельности, статус активного участника не только экономических, но и социальных отношений в

обществе. Благополучатели из пассивной стороны превращаются в полноправного партнера с набором прав и обязанностей, к ним предъявляются определенные требования владения навыками экономического мышления и основами корпоративной культуры. Социальная деятельность бизнеса формирует социальную и гражданскую активность общества. В связи с этим велико значение государства как социального института, который должен стимулировать деятельность бизнеса в интересах общества [11]. Должны создаваться новые институциональные условия для наиболее прогрессивных уровней СОБ социального инвестирования. Социальные инвестиции становятся ядром, вокруг которого формируются имидж и репутация современного бизнеса. Технологии социальных инвестиций, с одной стороны, являются эффективным инструментом решения социальных проблем территорий с участием бизнеса и направлены на эффективное и инновационное социально-экономическое развитие. Но, с другой - это защита собственности, эффективные законы для всех участников экономической деятельности, борьба с коррупцией, защита интересов российского бизнеса. В настоящее время социальные инвестиции бизнеса в общество представляются важным составным элементом социального партнерства государства и бизнес-сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. №3. С. 17-34.

2. Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада (исследование). 2004. URL: http://www.soc-otvet.ru

3. Цветкова Б. Л. Социальная ответственность российского бизнеса: пример институциональной инерции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 2004. С. 312-320.

4. Доклад о социальных инвестициях в России за 2008 год / Под общей ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2009. С. 11-15.

5. Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct // Business and Society 1999. 38(3). С.268-295.

6. Ярыгина Т. Доверяй и проверяй // Социальное партнерство. 2006. №3. С. 40-43.

7. Агентство Социальной Информации. URL:

http: //www .asi.org.ru

8. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 367 c.

9. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЕ: ИНФРА-М, 2001. 301с.

10. Сайт компании ЛУКОЙЛ. URL: http://www.lukoil.ru

11. Туркин И. Социальные инвестиции в бизнесе. М., 2004. С. 167-169.

Поступила в редакцию 18.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.