Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ ЯКУТСКОГО ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И УЧЕНИЯ АГНИ-ЙОГА В ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ “СЮР” И “ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ”'

НЕКОТОРЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ ЯКУТСКОГО ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И УЧЕНИЯ АГНИ-ЙОГА В ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ “СЮР” И “ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ” Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮР / ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / СЕМАНТИКА / СИЛА ВОЛИ / ЯКУТСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АГНИ-ЙОГА / SUR / PSYCHIC ENERGY / SEMANTICS / WILLPOWER / YAKUT TRADITIONAL RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL WORLDVIEW / AGNI YOGA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазарев Нюргун Петрович, Павлов Анатолий Николаевич

Как известно, якутское традиционное философско-религиозное мировоззрение рассматривает вполне здорового человека в виде триединой системы трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Жизнедеятельность и взаимосвязанное функционирование этих трех кутформ сопровождается посредством энергетической составляющей - «сюр». Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей единогласно полагают, что сюр отражает энергетический аспект природы, а в рамках микрокосма человека означает его жизненную энергию, в том числе и творческую энергию. В частности считается, что энергией сюр высшие божественные сущности Айыы насыщают достойных людей, которые в своем духовном и творческом пути следуют предписаниям (сиэр) Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, народных эпосов, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен семантический анализ свойств, отражаемых понятием сюр. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни-йога. Как оказалось, в Агни-йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на три взаимосвязанные составляющие, которые в свою очередь соединены и функционируют посредством так называемой психической энергии. Впервые учение Агни-йога вышло на русском языке в 1924-1938 гг. благодаря трудам Е. И. Рерих (урожденная Шапошникова). В работе выявлены смысловые связи категорий сюр и психическая энергия, в которых установлены их аналогичные свойства по отношению ко многим объектам духовно-материального мировоззрения, в соответствии с видением обеих религиозно-философских систем. Выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SEMANTIC PARALLELS OF THE YAKUT TRADITIONAL RELIGIOUS WORLDVIEW AND THE TEACHINGS OF AGNI YOGA IN RELATION TO THE CONCEPTS OF “SUR” AND “PSYCHIC ENERGY”

In the Yakut traditional religious-philosophical worldview, the psychophysical basis of a healthy person is the system of three parts, so-called, “kut”: “iye kut”, “salgyn kut”, and “buor kut”. These three kuts are mutually dependent between themselves and the physical body with the help of the energy component - “sur”. Most authors, both among writers and scholars, unanimously consider that sur reflects the energetic aspect of nature, and within the framework of the microcosm of a person, it means his vital energy, including creative energy. In particular, it is believed that the higher divine essences (Aiyy) saturate worthy people with the sur energy, who in their spiritual and creative path follow the instructions (sier) of divine essences Aiyy. In this work, based on academic research, folk epics, as well as materials collected by local historians, a semantic analysis of the properties reflected by the concept of sur is carried out. Semantic parallels with the currently well-known religious and philosophical teaching of Agni Yoga is revealed. As it turned out, to describe the manifestations and properties of a person in Agni Yoga, the division into three interrelated components is also used, which in turn are connected and function through the so-called psychic energy. The teaching of Agni Yoga was published in Russian in 1924-1938, thanks to the works of Helena Ivanovna Roerich (nee Shaposhnikova). The present work reveals the semantic connections of the categories sur and psychic energy, which establish their analogous properties in relation to many objects of the spiritual and material worldview, in accordance with the visions of the both religious philosophical systems. Revealing of common semantic parallels in cultural and philosophical terms is an establishment and strengthening of the cultural ties between the Sakha and Russian peoples.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ ЯКУТСКОГО ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И УЧЕНИЯ АГНИ-ЙОГА В ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ “СЮР” И “ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ”»

- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -

УДК 129

Н. П. Лазарев1, А. Н. Павлов2

Некоторые смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни-йога в отношении понятий "сюр" и "психическая энергия"

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия Национальная гимназия «Айыы КьЛата», Якутск, Россия.

Аннотация. Как известно, якутское традиционное философско-религиозное мировоззрение рассматривает вполне здорового человека в виде триединой системы трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Жизнедеятельность и взаимосвязанное функционирование этих трех кут-форм сопровождается посредством энергетической составляющей - «сюр». Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей единогласно полагают, что сюр отражает энергетический аспект природы, а в рамках микрокосма человека означает его жизненную энергию, в том числе и творческую энергию. В частности считается, что энергией сюр высшие божественные сущности Айыы насыщают достойных людей, которые в своем духовном и творческом пути следуют предписаниям (сиэр) Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, народных эпосов, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен семантический анализ свойств, отражаемых понятием сюр. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни-йога. Как оказалось, в Агни-йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на три взаимосвязанные составляющие, которые в свою очередь соединены и функционируют посредством так называемой психической энергии. Впервые учение Агни-йога вышло на русском языке в 1924-1938 гг. благодаря трудам Е. И. Рерих (урожденная Шапошникова). В работе выявлены смысловые связи категорий сюр и психическая энергия, в которых установлены их аналогичные свойства по отношению ко многим объектам духовно-материального мировоззрения, в соответствии с видением обеих религиозно-философских систем. Выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.

Ключевые слова: сюр, психическая энергия, семантика, сила воли, якутское традиционное религиозно-философское мировоззрение, Агни-йога.

ЛАЗАРЕВ Нюргун Петрович - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nyurgun_lazarev@mail.ru

LAZAREV Niurgun Petrovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Chief Researcher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ПАВЛОВ Анатолий Николаевич - учитель, МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата», Якутск, Россия.

E-mail: altan-serge@mail.ru

PAVLOV Anatoly Nikolaevich - teacher, Sakha National Gymnasium "Aiyy Kyhata", Yakutsk, Russia.

N. P. Lazarev, A. N. Pavlov

Some semantic parallels of the Yakut traditional religious worldview and the Teachings of Agni Yoga in relation to the concepts of "sur" and "psychic energy"

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In the Yakut traditional religious-philosophical worldview, the psychophysical basis of a healthy person is the system of three parts, so-called, "kut': "iye kut", "salgyn kut", and "buor kut'. These three kuts are mutually dependent between themselves and the physical body with the help of the energy component - "sur". Most authors, both among writers and scholars, unanimously consider that sur reflects the energetic aspect of nature, and within the framework of the microcosm of a person, it means his vital energy, including creative energy. In particular, it is believed that the higher divine essences (Aiyy) saturate worthy people with the sur energy, who in their spiritual and creative path follow the instructions (sier) of divine essences Aiyy. In this work, based on academic research, folk epics, as well as materials collected by local historians, a semantic analysis of the properties reflected by the concept of sur is carried out. Semantic parallels with the currently well-known religious and philosophical teaching of Agni Yoga is revealed. As it turned out, to describe the manifestations and properties of a person in Agni Yoga, the division into three interrelated components is also used, which in turn are connected and function through the so-called psychic energy. The teaching of Agni Yoga was published in Russian in 1924-1938, thanks to the works of Helena Ivanovna Roerich (nee Shaposhnikova). The present work reveals the semantic connections of the categories sur and psychic energy, which establish their analogous properties in relation to many objects of the spiritual and material worldview, in accordance with the visions of the both religious philosophical systems. Revealing of common semantic parallels in cultural and philosophical terms is an establishment and strengthening of the cultural ties between the Sakha and Russian peoples.

Keywords: sur, psychic energy, semantics, willpower, Yakut traditional religious-philosophical worldview, Agni Yoga.

Введение

Важную роль в якутском традиционном религиозном мировоззрении (далее ЯТРМ) имеет понятие CYP (мы пишем в русской транскрипции как "сюр") или сюр, которое отражает психоэмоциональные процессы в человеке, животных и в целом во всей природе. Далее сюр выступает как жизненная энергия, кроме того, сюр связывает человеческие и природные энергии, отражает жизнеутверждающие процессы природы. Широта использования в ЯТРМ понятия сюр связана с тем,что все природные явления, живые организмы и неодушевленные предметы имеют в той или иной мере психическую или сознательную составляющую.

Как известно, психофизическая основа человека состоит из трех взаимосвязанных форм: "ийэ кут", "салгын кут", "буор кут", соединенных энергией сюр. Энергия сюр устанавливает связь с высшими божественными существами, которые имеет свою определенную иерархию и называются "Айыы". Отметим, что духовную составляющую человека, если не рассма-ривается отдельное какое-либо ее качество, называли "кут-сюр" или "сюр-кут".

В отношении описания характеристик и функциональных свойств кут посвящено много работ, среди которых [1-20], см. также литературу и обзор исследований в [7,17].

Следует отметить, что в XIX в. и в начале XX в. религиозное мировоззрение якутов не было зафиксировано старцами-носителями веры в канонизированной единой цельной печатной форме, возможно, из-за влияния властных структур СССР и Российской Империи. По этой причине в вопросах изучения ЯТРМ важно пользоваться источниками, имеющими обоснованный научный авторитет - это народные эпосы, ранние работы носителей якутской культуры, написанные до первой половины XX в.: А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и др. Научный интерес представляют также ранние материалы ученых и этнографов: А.А. Попова, И.А. Худякова и др. Детальный обзор литературы, отражающей традиционные религиозные воззрения якутов, можно найти в [16].

Значительный вклад в систематизацию религиозных представлений на основе изучения материалов, относящихся к литературному наследию (опубликованному до первой половины XX в.), архивным и краеведческим материалам внесло общество "Кут-Сюр". Систематическая совместная работа этого общества выразилась в ряде работ его членов: работы канд. филол. наук Л.А. Афанасьева, докт. филос. наук К.Д. Уткина, докт. пед. наук И.С. Портнягина, докт. ист. наук Р.И. Бравиной, канд. пед. наук Г.С. Поповой-Санаайа и др. В работах Л.А. Афанасьева были систематизированы религиозные представления народа саха [1, 2].

Известно, что в укреплении культурно-духовных связей между народами очень важно искать и находить сходство, родственные мотивы между соответствующими религиозно-философскими воззрениями. В настоящее время значительное признание в среде российских граждан нашло религиозно-философское учение Агни-йоги [22], органически связывающее духовные и научные представления. Отметим, что оно было опубликовано с помощью усилий выдающегося философа современности, носительницы русской культуры Е.И. Рерих. Вклад выдающейся в духовном, культурном и научном смысле семьи Рерихов в развитие российской и мировой культуры приносит свои плоды и имеет значительный творческий потенциал для будущих перспектив.

Авторы настоящей работы нашли ряд смысловых параллелей, которые проливают свет на глубокую связь этих двух философско-религиозных систем знаний. Оказалось, что категории сюр и психическая энергия имеют во многих категориальных отношениях одинаковое функциональное значение, в частности по отношению к высшим божественным сущностям, к возможности духовно-нравственного развития, к отношению сердечной деятельности и т.д. В работе применены методы семантического анализа, классификации, контекстного анализа, компаративного анализа.

Краткий обзор трех кут человека и его энергетического аспекта сюр в ЯТРМ и установление соответствующих понятий в Агни-йоге

Для того чтобы иметь возможность непосредственного выявления семантических связей, приведем вкратце следующие понятия, касающиеся структурных свойств человека, согласно обеих религиозно-философских систем.

Дословный перевод трех кут: "буор" - земля, почва, "салгын" - воздух, "ийэ" - мать, слову "кут" в данном словосочетании по смыслу подходит слово "душа", или словосочетание "форма души". Более подробно с семантикой словосочетаний буор кут, салгын кут, ийэ кут можно ознакомиться в [17].

Форма ийэ кут считается главной, среди всех трех составляющих и является жизненесу-щим началом [1, 3, 6, 10], с помощью которой человек имеет возможность получать помощь Высших сил (Высшие силы в ЯТРМ персонифицированы в виде девятиуровневой иерархии высших сущностей, божеств - Айыы [1, 2, 4, 6]).

С помощью формы салгын кут сознание человека со средоточием в форме ийэ кут имеет возможность управлять психоэмоциональной сферой, т.е. эта форма дает возможность проявления мыслей и чувств человека [1]. Управление формой салгын кут в духовном плане в соответствии с комплексом рекомендаций от девяти высших божеств Айыы дает человеку доступ к божественному потенциалу, заложенному в форме ийэ кут. Форма буор кут соответствует проявлениям и состоянию физического тела. Отметим, что буор кут не тождественна физическому телу [1, 12], эта форма позволяет осуществлять связь между формами салгын кут и физическим телом [1]. Указанные три формы взаимосвязанно функционируют в живом человеке. При этом известно, что после смерти человека форма ийэ кут не исчезает [1, 3, 10, 15], более того, она имеет возможности развития и продолжения жизнепроявления после смерти [1-3,10]. Согласно работе [10], после смерти человека форма салгын кут остается блуждать в воздухе, а буор кут остается в земле вместе с телом. Представления якутов о загробном существовании и перерождении подробно изложены в [15].

В Агни-йоге структурирование проявлений человека проводится на основе базовых составляющих форм. В частности свойствами, аналогичными качествам ийэ кут, салгын кут и буор кут, обладают зерно духа, астральное тело и эфирное тело соответственно [13]. Следует подчернуть, что в этой работе основное внимание уделено выявлению семантической связи между категориями зерно духа и ийэ кут.

Для удобства мы снабдим нумерацией те пункты, в которых мы выявляем те или иные семантические параллели.

Сюр и психическая энергия имеется во всем.

"Туох барыта сурдээх. От-мас сурэ диэн баар. Кыыл сурэ диэн баар. Ыарыы сурэ диэн баар. Сур мэлдьи сабыдыал курдук биллэр" [2, с. 134], перевод с якутского языка на русский здесь и далее идет после символов П-Я-Р: "Все имеет сюр. Есть сюр растения. Есть сюр животного. Есть сюр болезни. Сюр всегда проявляется как влияние." Пекарский Э.К. дает следующие примеры употребления слова сур (сюр), здесь и далее слова, записанные устаревшими буквами переписаны современными: "анаардас санараргыттан арыы (или ас) сурэ кетен хаалар", авторский перевод предыдущего текста (далее авт. пер.): "от одних твоих разговоров душа масла (или вообще пищи) улетучивается, т.е. масло (пища) утрачивает вкус, становится непитательным"; "дьан сурэ", авт. пер.: "душа эпидемии";... "тыл сурэ" или "тыл ес сурэ", авт. пер.: душа известия, молвы" ( [21, столбец 2402]). В работе известного этнографа А.А. Саввина находим: "Как всякий предмет, по представлению якутов, пища имеет свою душу сур-кут, являющуюся как бы ее квинтэссенцией или жизненным началом, заключенным в материальном теле" [19].

Следует отметить, что психическая энергия называется в учении Агни-йоги также всена-чальной (энергией) и огненной (энергией): "Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. Потому говорят, что психическая энергия есть красота. Так можно перечислять все качества великой энергии, но так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни, то правильно назвать ее всеначальной. Так и будем называть" [22] (Аум, §478). В Агни-йоге находим следующие аналогичные свойства психической энергии: "Всеначальная энергия разлита всюду, и она должна быть наблюдаема при всех проявлениях жизни. Можно сказать, - чем проще она будет замечена, тем опыт будет более ценным." [22] (Надземное, §503); "Урусвати знает, что мироздание представляет монолит, спаянный всена-чальной энергией' [22] (Надземное, §481); "Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе" [22] (Мир Огненный ч.1, §158). О том, что каждый атом является живым написано в параграфах §434, §450 книги Беспредельность ч. 2. [22].

Переходим теперь к изложению категориальных отношений сюр и психической энергии, связанных с человеком.

Сюр и психическая энергия как жизненная энергия

Излагая мысли о человеке согласно ЯТРМ А.И. Гоголев пишет: "Верхний мир снабдил его еще таким качеством как сюр (энергия и сила воли)" [4, с. 6]. А.Е. Кулаковский сюр определяет следующим образом: "Сюр - олицетворение энергии и силы воли, вообще психики в человеке" [3]. А.А. Попов характеризует составляющую сюр словами: "Сюр-душа (сур-кут) - олицетворение энергии, силы воли, вообще психического мира человека." [10, с. 453]. "Сур баар буолла^ына, сургэ кенер, санаа сайдар, эт-сиин эрчимирэр, кэскил кэтириир" [1, с. 27], П-Я-Р: "При наличии сур, улучшается настроение, развивается мышление, физическое тело энергично, расширяются перспективы. "Сур айар кыах буолар" [1, с. 156], П-Я-Р: "Сюр становится творческой мощью".

Психическая энергия связана со всеми проявлениями жизни, т.е. является унверсальной энергией жизни, например: "Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. Потому говорим, что психическая энергия есть красота. Так можно перечислять все качества великой энергии, но так как она будет сочетаться со всеми

проявлениями жизни, то правильно назвать ее всеначальной. Так и будем называть" [22] (Аум, §478). О связи с силой воли: "Урусвати знает, что воля есть претворенная, заостренная психическая энергия. В древности символом воли была стрела. Теперь много говорят о развитии воли и предлагают искусственные методы, чтобы усилить волю, но она должна быть развиваема ярой деятельностью" [22] (Надземное, §729). "При творчестве, при исследовании, при открытии везде проявляется психическая энергия и посылки мыслей извне" [22] (Аум, §12). О связи здоровья и психической энергии: "Если даже одиночная психическая энергия является профилактикой физического здоровья, то насколько же мощнее будет влияние объединенной энергии" [22] (Братство, §290); "Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержа-ния всецело зависят от состояния психической энергии. Человек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии" [22] (Аум, §599).

Связь с Высшими (божественными) сущностями, как условие для развития сюр и психической энергии.

В обеих системах говорится, что сюр, так же как и психическая энергия в человеке, растет и развивается как следствие от общения с высшими божественными сущностями. Таким образом, соответствующие высшие сущности являются источником и сюр, и психической энергии. Система высших сущностей в Агни-йоге называется Иерархией. Приведем записи об условиях развития психической энергии: "Но еще одно обстоятельство нужно не забыть, - психическая энергия особенно развивается при общении с Иерархией" [22] (Надземное, §382); "Первое - осознание психической энергии; второе - осознание Иерархии как единственного пути нагнетения психической энергии. Не следует смотреть на Иерархию как на нечто отвлеченное. Нужно усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель" [22] (Иерархия, §418). Е.И. Рерих пишет: "Велико заблуждение, что можно развить и увеличить в себе запас психической энергии путем чрезмерного напряжения в работе или отказом от сна и еды. Правильное развитие высокого качества психической энергии возможно лишь при расширенном сознании и при содействии Высшей Помощи" [23] (Т.1, письмо от 23.06.1934 Е.И. Рерих А.И. Клизовскому). В работе А.И. Клизовского, написанной на основе Агни-йоги, находим: "Упорное, ничем не сломимое стремление к Высшему Свету и высшему знанию, почитание Иерархии Света и постоянная духовная связь с Нею, стремление к прекрасному, любовь и сострадание ко всему живущему, сознательный труд на общее благо - вот способы улучшения своего сознания и средства овладения высшей космической мощью - психической энергией' [24, с. 29-30].

В ЯТРМ находим: "Айыылар биэрэр алгыстара CYP диэн ааттанар. СYP Айыы суолун арыйдах аайы элбээн иhэр" [1, с. 27], П-Я-Р: "Благословление Айыы называется сюр, сюр увеличивается по мере открытия (познавания) высшего пути Айыы"; "Кики тeheнeн Айыы-ларга а^шлар да соччонон кYYhY бэйэтигэр тYмэр. Дьонно аИа^ас киhи дьон санаатын, иэй-иитин бэйэтигэр тYмэр, айыл^а^а аИа^ас кики айыл^а кYYhYн ылар. Онон сYрэ улаатан иhэр" [2, с. 38], П-Я-Р: "Насколько человек открывается навтречу Айыы, настолько силы он вбирает в себя. Человек, открытый людям, собирает мысли и чувства людей, человек открытый природе, собирает силу природы. Таким образом, у него растет сюр." В работе А.Е. Кулаковского написано: "Сюр - такой же дар богов, как и «кут». При зачатии ребенка «сюр» и «кут» внедряются богами в женщину одновременно" [3]. Согласно с ЯТРМ, жизненные, психические, творческие силы человека напитываются Высшими силами Айыы посредством энергии сюр [1].

О роли сюр и психической энергии в функционировании структурных элементов пси-хо-духовной сущности человека Конкретизация способа получения сюр и психической энер-

Как выше было отмечено, вполне здоровый человек состоит из трех кут, соединенных посредством сюр, об этом исследователи пишут следующее: "Единство триединой природной

сути Кут обнаруживает себя в качестве человеческого «Я», а организующим фактором этого триединства выступает поток жизненной энергии, непрерывно поступающей к человеку из единой подвижной Вселенской энергии. Этот поток саха называют «СYP сYYPээнэ»,, [17, с. 302]; "Сюр - жизненная сила (она является основой жизни и связана с состоянием трех душ; если они будут целостными, то сильна сюр, психическое состояние человека) передается по наследству" [8, с 20]. Конкретику в способе получения сюр можно видеть в работе [1] на стр 47: "Салгын кут тYMYктэрин те!1е CY0рэр да, ийэ кут соччо тYMYгэ селлер уонна буор кукка сYPY биэрэр" П-Я-Р: "Насколько форма салгын кут преодолевает узлы, настолько развязываются узлы у формы ийэ кут и ийэ кут передает сюр форме буор кут." Аналогично на базовую роль формы ийэ кут в распределении сюр указывается на стр. 61, 111 источника [1]. Здесь следует отметить, что форма салгын кут, которая управляет мышлением и является основой для проявления чувств, выступает как некий рычаг, посредством которого появляется возможность использования божественного потенциала формы ийэ кут. Правильная организация мышления и чувств приводит к увеличению сюр и развитию духовных качеств. Высшие божества Айыы, живущие каждый на своем уровне из существующих девяти, наделяют отдельного человека определенным качеством энергии сюр - в соответствии с мерой исполнения священных заветов. Отметим, что сюр может быть усваиваем и от пищи [19, 21].

Прежде чем перейти к изложению касаемо Агни-йоги, отметим, что в работе [13] установлены семантические параллели по понятиям ийэ кут из ЯТРМ и зерно духа из Агни-йоги. В Агни-йоге находим: "Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный. Каждый явленный сдвиг творится принципом Иерархии. Куда может дух направиться без Руки Ведущей? Куда может глаз обернуться и сердце обратиться без Иерархии? Когда Дающая Рука Иерарха утверждает направление рока; когда Рука Иерарха устремляет лучший, явленный срок, и высшие энергии принимают самые приближенные об-личия? Потому зерно духа насыщается космическим лучом Иерарха" [22] (Агни-йога, Беспредельность, ч. 2, §548). В приведенном выше параграфе речь идет о насыщении высшей (психической) энергией. В параграфе Беспредельность ч.2, §353 речь идет о бессмертном зерне человека и в целом о зерне космическом, заложенном в каждом существе. "Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством." Поэтому, написанное в следующем, §354 -ом параграфе, имеет отношение в том числе и к зерну духа, а именно: "Когда устремление космического зерна перестает давать пульсацию, тогда перестает существовать энергия жизни. Психическая энергия тесно связана с космическим зерном. Потому, когда пульсации зерна замирают, тогда приток психической энергии прекращается. Когда же огонь зерна действует, тогда психическая энергия имеет мощную пульсацию." Кроме того, находим: "Зерно духа одето в сияющую психическую энергию." [22] (Надземное, §697). В Агни-йоге считается, что человек состоит из трех основных структурных элементов [22] (Озарение, §2-У-16), а именно, физического тела, астрального и ментального тела, их деятельность и обмен жизненной энергией организуются в определенной степени психической энергией. "Если в начале процесса трансмутации физическое тело напрягает центры тонкого тела, то, после насыщения центров огнем, тонкое тело имеет власть над физическим. Этот огненный процесс переливает психическую энергию из тела в тело" [22] (Мир Огненный ч.3, §355); "Огонь тел соединяется и питается огнем пространства. Явления психической энергии основаны на огне" [22] (Агни-йога §308); "Огонь вечный наполняет все тела и через них соединяется с высшей огненной энергией. Таким образом, перерабатывается сок Вселенной" [22] (Мир Огненный ч.2, §400). Обратим внимание на роль мышления и сознания при накоплении психической энергии: "Вполне справедлив вопрос, как накопляется психическая энергия? Прежде всего сознанием или самоотверженностью и подвигом" [22] (Агни-йога, §509). "Именно, качество психической энергии значительно. ... Психическая энергия утончается образом мышления" [22] (Агни-йога, §471).

Защитные функции сюр и психической энергии

Сюр выполняет защитные функции от влияния злобных существ, а также от загрязнений психо-эмоциональной сферы. Действительно, написано: "Тэрчи - кики тула тар^анар сырдык. Тэрчи дьайы (кири, сибиэни) YYPЭ, Yрэйэ турар. Тэрчи тар^аныыта айыы хаачча^ын Yeскэтэр. Ити хааччах дьайы киллэрбэт. Хаачча^ы кYPYe курдук eйдYYллэр. Ол иhин" [2. с. 40], П-Я-Р: "Тэрчи - это свет, распространяющийся вокруг человека. Тэрчи имеет функцию отражения, разбития негативных факторов (духовной грязи, воздействия злых духов). Распространение тэрчи создает загражденное пространство со свойствами высших сил Айыы. Это заграждение не позволяет проникновению негативного воздействия. Заграждение понимается как некоторый забор." Определение слова "тэрчи" дано в этой же книге: "Кики тэрчитэ диэн CYрэ тэнийэн туруута" [2, с. 146], П-Я-Р: "Тэрчи человека - это сюр, эманировавший (выделившийся от человека) вокруг". О защитной функции сюр пишет также доктор философских наук К.Д. Уткин: "Сур - кики кeмYCкэнэр, харыкынар эйгэтэ. Ол аата, ^сгуб^т кYPYeтэ. Аныгылы-ынан чараас эйгэтэ. Кини тeheнeн халын арананан кики этин-сиинин тулалыыр даманы, соч-чонон харыстыыр, кeмYCKYYP куустэнэр" [7, с. 126], П-Я-Р: "Сюр - это среда, защищающая и сохраняющая человека. Другими словами, невидимое ограждение. По-современному тонкая среда. Насколько широким слоем окружено физическое тело человека, настолько он имеет защищающей и сохраняющей силы".

Защитные свойства психической (огненной) энергии, которая участвует при создании защитной заградительной сети отражены в параграфах: "Иммунитет духовных центров может достигать насыщенных размеров, когда заградительная сеть постоянно питается изнутри огнем. Потому нужно так заботиться о напряжении заградительной сети. Психическая энергия, устремление духа и огненная трансмутация дадут нужную ткань для заградительной сети" [22] (Мир Огненный ч. 3, §114); "Сеть заградительная должна окружать тело. Очень важно, чтоб аура кончилась сетью искр жизнеспособных, потому даже лиловые и синие ауры должны иметь рубиновые искры в окружности" [22] (Озарение, §2-У-20); "Заградительная сеть может охранить человека, сделав его неуязвимым. ... Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, вечно восходящая спираль. Духовные центры должны питать эту мощь. Заградительная сеть переходит с духом в Мир Тонкий. ... Люди, живущие низшими центрами, не имеют явления заградительной сети" [22] (Мир Огненный ч. 3, §112); "К сожалению, когда Мы скажем о невежестве, что оно есть мрак, это будет печальной действительностью. Человек, погрязший в невежестве и отрицании гасит свое излучение. Он открывает себя самым опасным болезням, ибо его заградительная сеть ослаблена" [22] (Надземное, §687). Е.И. Рерих пишет: "И как бы ни был велик запас психической энергии, он может временно истощиться, и вот эти минуты истощения полны опасностей, ибо заградительная сеть ауры, не получая излучений, идущих из запаса, питающего наши центры, нарушается, и микробы заразы могут проникнуть в наиболее слабое место. Вот почему в «Агни-йоге» так много указаний на хранение заградительной сети. Ученик, достигший известной ступени Йоги, не может долго оставаться в отравленной атмосфере городов, он должен часто удаляться в природу и вести более или менее уединенную жизнь" [23] (Письмо от 08.10.35).

Свойства сюр и психической энергии: оседание сюр и психической энергии, или сообщение части своей сюр или психической энергии.

Приведем подходящие тексты из Агни-йоги: "Психическая энергия оседает на всех предметах. Осадки ее будут относиться к пространственным отложениям, потому можно изучать не только состояние личной энергии, но и энергии собирательной" [22] (Аум, §269); "Итак, вы наблюдали, что психическая энергия, наслоенная на предмете, не стираема ни расстоянием, ни какими-либо иными условиями. Но тем большая ответственность лежит на человеке, как носителе такой мощи. Об этом давно сказано, но сокровенные выражения не позволяли людям осознать значение силы психической энергии. Какое право имеет человек пятнать окружающее пространство нечистыми мыслями!" [22] (Аум, §261); "Придет время, когда люди признают,

что действие машин зависит от энергии лица управляющего ими. Не следует называть это магией или чем-то сверхъестественным. Люди должны понять, что они сообщают часть своей психической энергии каждому предмету, к которому прикасаются. Когда энергия недисципли-нирована, она воздействует ничтожно, но стоит осознать ее и привести в порядок, и она будет проявляться сильнее" [22] (Надземное, §382). Добавим следующий текст из писем Е.И. Рерих: "Широко говоря, терафим есть талисман или собиратель энергии и потому каждый предмет, насыщенный наслоениями психической энергии, является таким терафимом. Неся на себе психическую энергию, наслоенную с определенным приказом, талисман или терафим передает его тому лицу, которому он послан" [23] (Письмо от 10.10.1934).

В ЯТРМ из народных эпосов находим следующее: "Айгырастаах-силиктээх Аал Луук маЬыгар Аан ийэ буорум кута-сYрэ серYестYбYтэ буолаарай диэммин..." [25, с. 40, строки 1204-1206] П-Я-Р: "Подумав, что кут-сюр изначальной матушки земли обвился (присоединился) на тихо цветущем Аал Луук дереве ". В следующем тексте из эпоса-олонхо читаем: "Адьарай айма^ын айыылаах хаана сыстыбыта буолуо, анда^ардаах сурэ серYестYбYтэ буо-луо" [26, стр. 237, строки 7811-7813] - здесь говорится о возможном прилипании к богатырю нежелательных материй, П-Я-Р: "Родственников злобных духов грешная кровь возможно прилипла, их клятвенно-магический сюр обвился может быть". В следующем тексте говорится о том, что человек с сильным сюр может оставлять на вещах сильное воздействие посредством так называемого "облака": "Кики былыттаах. Бу былыт эмиэ кики эти-сиинин тула тунат бу-олан Yескээн турар. Бу былыкка кики этин сиинин туруга, ба^арыыта, иэйиитэ, санаата баар. Былыты салгын кут Yескэтэр. Кики былыта тулаллыр айыл^а^а, малга инэр дьо^урдаах. Ол инэн ол малларга кики туругун, санаатын киллэрэр. Кики былыта кYYCкэ инмит малларын этэр маллар диллэр. Ити маллар кики туругун, санаатын этэн биэрииэхтэрин сеп. Былытта-рын кYYCтээх сYрдээх дьон кYYhYPДЭллэр" [2, с. 137-138]. При этом облако находится вокруг человека как некоторое излучение (или проблески излучения), в этом облаке отражаются состояние здоровья, желания и мысли человека. Это облако имеет свойство проникать и оставлять свои субстанции на вещах и объектах природы.

Связь сюр и психической энергии с огнем.

В ЯТРМ и в Агни-йоге имеются весьма похожие представления об огне, свете и его связи с жизненными и духовными процессами. Например, в Агни Йоге: "Ведь всеначальная энергия есть огненное вещество" [22] (Надземное, §85); "Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе. Каждый человек может различать в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание" [22] (Мир Огненный ч.1, §158); "Огонь тел соединяется и питается огнем пространства. Явления психической энергии основаны на огне" [22] (Агни-йога §308). Интересно также, то что есть тексты об огне из глаз и конечностей: "Искры и другие световые проявления дают много соединительной ткани с Тонким Миром. Можно заметить даже целые потоки искр изо рта и из глаз, когда сильно огненное напряжение. Так могут спросить - не будет ли это электрическими проявлениями? Нужно сказать, что скорее будут фохатическими явлениями, которые относятся к энергии Огненного Мира. Так имеющие глаза и уши, не засоренные невежеством, могут наблюдать многое, не только Тонкого, но и Огненного Мира" [22] (Мир Огненный ч.1, §420); "Человек отлично знает внутренне о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрет пораженное место рукой. Желая обратить внимание, он топнет ногой, он знает, что, именно, конечности испускают энергию. В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног. Но трудно человеку в обиходе признать свою собственную мощь" [22] (Аум, §571); "Часто произносятся правильные понятия, но без осознания. Пламенный взгляд очень верно напоминает об огненной энергии, посылаемой во взгляде. Скажут о горячем рукопожатии, опять правильно, ибо напомнят о той же энергии, наполняющей все эманации. Но люди не приписывают силу взгляда Огню и думают о блеске глаз или о мускулах

руки. Так забываются преподанные когда-то определения" [22] (Мир Огненный ч.3, §476). "В молитвах нередко упоминаются обращения: «Воззри на Меня» или «обрати взор ко Мне». В таких словах выражалось большое знание значения взора. Именно взор может даже изменять состав ауры. Не только мысль, но сам химизм взгляда имеет огненное последствие. Знающие просят Высшие Силы посмотреть на них, ибо в этом магнетическом химизме будет заключаться полное благо" [22] (Мир Огненный ч.2, §256).

В ЯТРМ находим: "Айыы Yeрэ5э этэринэн уот элбэх адруннээх. Айыы уота диэн баар. Бу уот - кун уота. Кики сурэ - Айыы уота" [2, с. 74], П-Я-Р: "В соотвествии с учением Айыы имеется много видов огня. Есть огонь Айыы (божественный огонь). Этот огонь - огонь Солнца. Сюр человека - огонь Айыы."; "Айыы уоттаах кики сылаакынан кeрeр" [2, с. 75], П-Я-Р: "Человек с огнем Айыы смотрит глазами, излучающими тепло". "Айыы уота сырдык. Сырдык харананы уурэр, млдьуну урэйэр. Сырдык киhи дьо^урун арыйар. Сырдык уунэр дьо^уру биэрэр. Уот Yehэ дьулуhар. Уот киhиэхэ Yehэ дьулуhар дьо^уру биэрэр", П-Я-Р: "Огонь Айыы является светом. Свет прогоняет тьму, лжи не дает развиваться. Свет раскрывает способности человека. Свет дает человеку свойство расти. Огонь стремится вверх. Огонь дает человеку свойство устремления вверх". О содержании огня в человеке: "Кики тehe элбэх уоттаах да, соччонон сиэрэ майгыта урдуур. Дьай уота киирдэ^инэ кики этэ-сиинэ умайар. Ити уот кикини кураанахтыыр, eЙYYн урэйэр" [2, с.76], П-Я-Р: "Насколько в человеке имеется огня, настолько у него высокая духовность и гармоничный нрав. Если огонь зла проникнет в человека, то его тело сгорает. Этот вид огня опустошает человека, разлагает упорядоченность сознания". В текстах народных эпосов находим, что благосклонность и благословление духов, а значит и передача их сюр, сопровождается во многих случаях лучистым или теплым взглядом, например, про духа (женскую сущность) священного дерева "Аал Кудук мас" написано следующее: "Сарданалаа^ынан ыраастык сандаарыччы кeрeн туран, саймаарыччы санара турда^а" [27, стр. 85], П-Я-Р: "Обращая лучистый взор, теплыми словами молвила". Отметим, что во многих эпосах герои, а также шаманы при камлании [10, с. 71, 165, 344] просят при обращении к духам Природы или божествам Айыы посмотреть на них. В эпосах напряженное состояние богатыря сопровождается часто огнем из глаз, например: "Икки хатаакыннаах хатан хара^ын уота уот ураанай, тимир килиэ куйах, танакын са^атыгар, уоттаах хатат уотун курдук, кыым уоттар ииийэн сыр гына таннары саккыраата" [28, с. 158, строки 5531-5539], П-Я-Р: "Два холодных закаленных огня из глаз, на железные доспехи и воротник пободно огню, высекаемому из огнива, вниз полетели". Об огне из глаз "харахтарын уота, хататтаах чокууру" женщины из светлых сил можно найти в [27, с. 169]. В эпосах говорится об огне кулаков, у бьющихся друг с другом богатырей: "Хара сутуругунан киэн халлаанна eрe кый-даата. Эрдэ^эс кYeс са^а илбис уотун буруннэрэн а^алан" (Айыы бухатыыра) [28, с. 127-128], огненные кулаки описаны также в [29, строки 2535-2539]. Кроме того, при напряжении могут проявиться огни изо рта богатырей: "Айа^ыттан улуу болгуо сириэкинин курдук кыым уоттар eрYтэ сардыр^аан умайдылар" - это у богатыря светлых сил [28, с. 158], а также встречаемся с огнем изо рта у представителей злых сил, например, Уот УЪуму Тон Дуурай выдувает огонь: "Холоруктаах кутаа уотунан eрe уhуутаан кэбиспитэ" [30, с. 315], П-Я-Р: "Огненным вихрем наверх громко выдохнул".

Связь сюр и психической энергии с сердцем и свойством распознавать действительность

Во-первых отметим, что слово, обозначающее сердце на якутском языке, пишется "сYрэх" и является производным от "сYр". Божество Аан Дьаасын (Аан Дьаакын) дает достойному человеку, достигшему в своем духовном совершенствовании шестой божественной сферы, свое благословение, а значит и свой сюр, дар со следующими свойствами: «Бу алгыс урун тыын буолан кики сурэ^ин туhунан мустар, кикиэхэ дьини билэр, кырдьыгы араарар дьо^уру уhугуннарар» [1, с. 106]. Перевод: «Это благословление, приняв форму белой жизнетворя-щей субстанции, накопляется в области сердца, дает человеку способность осознавать дей-

ствительность, различать истинное». Во многих эпосах читаем, что сердце может знать наперед, предчувствовать, независимо узнавать действительность, например: "Ойох барар кики сYPYw-кутуw серYестэрэ, CYрэ5ин себYЛYYPЭ биллин!" [30, с. 327], П-Я-Р: "Решая выйти замуж, пусть определит твой выбор устремление твоих сюр и кут, желание сердца!", довольно часто встречается словосочетание "CYPЭ5Э сэрэйдэ" П-Я-Р: "узнав сердцем наперед", например, "сYрэ5инэн сэрэйэн туран" [31, строка 8829], "Тохтуу тYCтэ. СYPЭ5Э сэрэйдэ" [32, строка 1078]. Предыдущее связано с тем, что в ЯТРМ посредством сюр человек может познавать действительность на далеком расстоянии, а также то, что должно произойти в будущем: "Аарыма бухатыыра аатыран, айаннаан иhэргин, а^ыс хонук анараа еттYгэр буор буомчаларым кутум-сYPYм билбитэ" [33, строки 7067-7071]; П-Я-Р "Великий славный богатырь, то что ты едешь, восемь дней назад мои земные заслоны, мои кут-сюр проведали"; "тыл сYрэ или тыл-ес сурэ душа известия, молвы (сказано по поводу виденного или слышанного во сне, что предвещает получение какого либо известия наяву)" [21, столбец 2402].

В Агни-йоге сказано: "Сердце - это солнце организма, есть средоточие психической энергии. Так мы должны иметь в виду закон психической энергии, когда говорим о сердце" [22] (Сердце, §2). "Спросят - какая энергия предположена, когда говорят о сердце? Конечно, это тот же самый Оум, психическая энергия всех трех миров" [22] (Сердце, §14); "Психическая энергия в древности иногда называлась воздухом сердца. Этим хотели сказать, что сердце живет психической энергией. Действительно, как без воздуха человек не может прожить долго, так и сердце отходит от жизни без психической энергии" [22] (Аум, §378); "Рассудок может своекорыстно оправдать там, где сердце почует неправду. Психическая энергия прежде всего живет в сердце. Не может преуспеть наука, которая не понимает основы психической энергии" [22] (Надземное §719). Свойство сердца по отношению к распознаванию даны в следующих текстах: "Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание" [22] (Мир Огненный ч.3, §101); "Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения" [22] (Иерархия, §63). Свойство предвидения психической энергии отражено в текстах: "Такое же доброжелательное отношение нужно и в опытах с психической энергией. Не следует вопрошать ее о будущем, но можно запечатлеть, как психическая энергия сама предчувствует ближайшие пути. Ее называли Глазом Души, так сравнивали с физическим зрением. Если глаз естественно видит находящийся впереди предмет, то и глаз души предвидит будущее." Психическая энергия помогает ощущать дальние землетрясения и другие происходящие на расстоянии процессы: "Ощущение землетрясения на расстоянии сходно с чуянием мысли на расстоянии. Также энергия схватывает и запечатлевает каждую вибрацию от самых великих явлений до падения лепестка розы. Психическая энергия неусыпна и готова отмечать действия всего сущего" [22] (Аум, §402).

Воздействие на дальнем расстоянии сюр и психической энергии

"СYP кики тула тэнийэ, тарпана сылдьар чараас айыл^а. Онон кики иннинэ биллэр, са-быдыаллыыр дьо^урдаах. Ол икин ыалга кэлиэхтээх кики сурэ инники биллэр." [2, с. 134]; П-Я-Р: "Сюр - это тонкая среда, распространяющаяся вокруг человека. Поэтому она может воздействовать, быть ощутимой перед тем как человек приблизится. По этой причине сюр того человека, который идет в определенную семью, замечается заранее (членами семьи)." Кроме того, как было отмечено в пункте 6, человек с сильным сюр имеет сильный "былыт" - так называемое облако, это облако может быть направлено мыслями и воздействовать на людей и природные процессы: "Иччилэх былыт кикиэхэ киирэн бэйэтин этиллиитинэн дьайар: кикини Yрэйэр эбэтэр бе^ергетер. Иччилээх былыт айыл^а^а инэн айыл^а кYYhэ буолан тах-сыан сеп. Былыттарын сатаан салайар ойууттар арда^ы тардар, тыалы тYhэрэр кыахтаахтар" [2, с. 138]). Эти сведения подтверждает обряд, который осуществлялся шаманами с целью негативного воздействия на врага, см. текст А.Е. Кулаковского: "Северные якуты переняли у тунгусов следующий способ мести врагам. Делают из дерева изображение, т.е. фигуру, своего врага, которого нарекают его именем; затем, троекратно произнеся слово «кэйээрин», изо-

бражение уничтожают каким-нибудь оружием. Следствием этого является то, что действительный реальный враг умирает, немедленно в момент уничтожения фигуры непонятной, скоропостижной смертью" [3, с. 53], сходный тип воздействия шаманов описан у известного этнографа И.А. Худякова [34].

Легко найти аналогичное свойство психической энергии: "Кто-то скажет - зачем заниматься Агни-йогой и психической энергией, когда у нас есть беспроволочное сообщение и все изобретения? Но беспроволочное сообщение лишь передает мысли, тогда как психическая энергия не только немедленно передает, но человек также немедленно принимает их к исполнению. Не ошибемся, если скажем, что половина мира исполняет внушенные приказы и нет расстояния для психической энергии" [22] (Агни-йога, §487). Примечательно, что находит применение также термин облака, для представления передачи определенного воздействия: "Труднее всего человечество осознает беспредельность энергии и ее возможности самоотдельного действия. ... Самое чудесное можно считать, когда психическая энергия может действовать на большом расстоянии, как бы самостоятельно. Как снаряд, вылетевший из орудия, производит отдельное следствие, так наша энергия может производить воздействие совершенно отдельно и длительно. Конечно, длительность зависит от запаса энергии. Можно послать энергию сознательно, но также могут быть ее бессознательные выделения, если она стремится в привычном направлении. Когда снаряд энергии направился далеко, тогда будет временно ощущаться исчерпанность энергии. Но знающий это свойство, не будет смущаться, наоборот, он поддержит действие посылки своим сознанием. Вы слышали легенду о вращающемся облаке над местом особого значения, в основании лежит та же посылка энергии" [22] (Агни-йога, §254). В письмах Е.И. Рерих находим о посылке психической энергии: "Да, психическая энергия, посылаемая извне, может помочь при наличии ее в больном - во всем нужно сотрудничество. Ведь все так называемые чудесные исцеления совершаются лишь сильным подъемом психической, или нервной, силы в самом больном, вызванным прикасанием более мощной энергии. Но если запас этой энергии уже истощился в больном, то чем или как будет воспринята посланная энергия? Именно, чудес не существует. Для каждого действия энергии нужны свои условия, и если необходимое условие отсутствует, то можно ли ожидать положительного результата? Вот почему так настоятельно советуется профилактика, духовная и физическая" ([23] Письмо от 01.04.37).

Свойства, отражающие вещественные свойства сюр и психической энергии.

Сюр отождествляется с благословлением, поэтому тексты, отражающие материальные свойства благословления показывают и свойства сюр: "Толоотторун иччилэрин то^^олоох алгыстарын тонолоххор иилиниий" [35, с.116]; П-Я-Р: "Духов безбрежных долин родной страны надежные благословления обвяжи на локти"; "Аан дойдум иччитэ, Аан Алахсын Хо-тун эмээхсин, YTY0 алгыскын YPДYбэр CYктэрэн кврY0ххYн тeheлeeх буолуо^ай" [35, с. 118] П-Я-Р: "Дух-хозяйка изначальной страны, почтенная госпожа Аан Алахсын, доброе свое благословление на плечи не возложишь ли"; "Албаннаах атаарар алгыспын CYрэххэр-быаргар CYYДЬYтэн, эккэр хааннар инэрэн" [28, с. 73], П-Я-Р: "Славное провожающее мое благослов-ление в сердце и печени впечатли, в тело свое впитай".

В Агни-йоге "Ведь всеначальная энергия есть огненное вещество" [22] (Надземное, §85); "Ориген имел рассуждение - «проистекает ли или посылается Благодать?». Зная, что Благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии, можно понять, что это рассуждение имело основание" [22] (Иерархия, §229); в связи с указанным термином благодати приведем следующий параграф: "Если вам известно, что восторженная, самоотверженная мысль физически изменяет ауру и даже вызывает лучи оплечий, то вы уже знаете одну из великих тайн мира. Каждая зримость есть рефлекс вещественной реакции. Так если раздражение порождает империл, то каждая возвышенная мысль должна создавать обратное благодатное вещество - так оно и есть. Конечно, благодать есть полная реальность. Она рождается в карди-альной системе и воздействует на мозговое вещество" [22] (Иерархия, §422).

Кроме того, сюр - божественный огонь, также как и материя, обе сравниваемые категории могут наслаиваться на предметах.

Сюр и психическая энергия, связь с красотой.

"Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. Потому говорю, что психическая энергия есть красота" [22] (Аум, §478). "Кэрэ мэлдьи куусгээх сYрдээх. Онон кини бэйэтиттэн айыы ку\^н тар^атар. Ити у^в сабыдыалы ылаары дьон кэрэ^э хайыИаллар. АйыьЛыт кYYhэ кэрэ диэннэ оло^урар" [2, стр. 18]; П-Я-Р: "Красота всегда имеет сюр. Поэтому она распространяет силу Айыы, силу божественных сил. Для того, чтобы получить это влияние красоты люди обращаются к ней. Сила божества Айыысыт опирается на красоту".

Заключение

В обеих рассмотренных религиозно-философских системах рассмотренные категории сюр и психическая энергия имеют основополагающие качества, поскольку ону отражают жизненную энергию, разлитую во всей природе. В работе установлено, что обе указанные категории имеют смысловые пересечения в отношении таких важных аспектов, как здоровье, духовные качества, творчество. Кроме того, с помощью сюр и психической энергии объясняются одни и те же психофизиологические процессы, например: предвидения, передачи мысленного воздействия, процессов осознавания происходящего на дальнем расстоянии, духовного совершенствования и т.д. Важно отметить, что работу по нахождению смысловых параллелей по данным понятиям ЯТРМ и Агни-йоги следует продолжать и углублять, поскольку тематика весьма обширная и всеохватная - это связано с тем, как сюр, так и психическая энергия разлиты всюду.

Авторы признательны Борису Федоровичу Неустроеву за полезные обсуждения по тематике статьи и поздравляют его с 75 -летним юбилеем.

Литература

1. Афанасьев Л. А. Айыы суола. - Якутск: Бичик, 2002. - 160 с. (на якутском яз.).

2. Афанасьев Л. А.-Тэрис. Айыы YврэF)Э / Тэрис; [ред. П. Н. Федоров ; рец.: Илларионов В.В., Никифоров В.М.; киирии тыл. авт. В.В. Илларионов]; Саха Респ. культура^а м-вота. - Дьокуускай: Ситим, 1993. - 183 с.

3. Кулаковский А. Е. Научные труды. - Якутск: Книжное изд-во, 1979. - 484 с.

4. Гоголев А. И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители. - Якутск: Изд-во Центра культуры и искусства, 1994. - 32 с. (на якутском яз.).

5. Попов A. A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сб. МАЭ. 1949. - Т. 9. - С. 255-323.

6. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX вв. - Новосибирск: Наука, 1975. - 199 с.

7. Уткин К. Д. Сборник трудов: в 16 кн. Кн.3: Учение Дом. - Якутск: Бичик, 2004. - 224 с. (на якутском яз.).

8. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. - Москва: Academia, 1998. - 184 с.

9. Уткин К. Д. Философия Кут-сюр. - Якутск, 1994.

10. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: (Тексты): 2-е изд. / А.А. Попов; сост. Р.И. Бравина. 2-е изд-е. - Новосибирск: Наука, 2008. - 464 с.

11. Павлов А. Н.-Дабыл. Кут^р психологията / ИЛИН. - 2006. - № 5-6(42-43), Сахалыы TYhYмэх. -С. 34-40. (на якутском яз.).

12. Тэрис (Афанасьев Л. А.). Итэ^эл тылдьыта. - Якутск: Бичик, 2012. - 127 с. (на якутском яз.).

13. Лазарев Н. П., Павлов А. Н. Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни Йоги в отношении понятий «ийэ кут» и «огненного зерна» // Педагогика. Психология. Философия. - 2019. - №4 (16). - С. 103-115.

14. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). - Новосибирск: Наука, 2008. - 296 с.

15. Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха. - Новосибирск: Наука, 2005. - 307 с.

16. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992. - 242 с.

17. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С. Попова [Под науч. ред. Е.П. Борзовой]. - СПб.: Астерион, 2015. - 345 с.

18. Неустроев Б. Ф. Барда санаам, субэ санаам. - Якутск: Бичик, 2015. - 221 с. (на якутском яз.).

19. Саввин А.А. Пища без "души" не насыщает // Наука из первых рук. - 2009. - № 6 (30). - С. 82-93.

20. Кондаков В. А. Аар Айыы итэдэлэ. - Якутск, 2011. - 532 с. (на якутском яз.).

21. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка : [в 3-х томах] / Э. К. Пекарский; Акад. наук СССР. - 2-е изд. - [Москва]: АН СССР, 1958-1959. Т. 2, вып. 5-9. - 1958. - 1281-2508 стб.

22. Агни Йога: в 3 т. [книги Живой Этики, составленные Е.И. Рерих]. - Самара.: Рериховский Центр духовной культуры. - Самара, 1992.

Т. 1: Зов. Озарение. Община. Знаки Агни йоги. Беспредельность, 1 часть. Беспредельность, 2 часть. - 624 с.

Т. 2: Иерархия. Сердце. Мир Огненный, часть 1. Мир Огненный, часть 2. Мир Огненный, часть 3. -712 с.

Т. 3: Братство, 1937 г. Братство, 2 часть, Надземное. Братство, 3 часть, Надземное. - 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Письма. 1929-1938. В 2 т. / Елена Рерих; предисл. Л.В. Шапошниковой. - Минск: Белорус. фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

Т. 1: Письма в Америку. 1929-1932. - С. 26-133; Письма в Европу. 1931-1935. - С. 134-445.

Т. 2: Письма в Европу. 1935-1938. - 432 с.

24. Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х т. - 3-е, стереотип. изд. - Т. 3. -Рига: Виеда, 1992. - 288с.

25. Яковлев Н.П. Даадар Хара: олонхо / Н.П.Яковлев-Курууппа ойуун; [подготовка к печати: Р.Н. Анисимов, В.В. Обоюкова, Л.Н. Герасимова; редкол.: глав. ред. проф. В.Н. Иванов и др.]. - СВФУ им. М.К. Аммосова; НИИ Олонхо СВФУ - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 296 с.

26. Попов В. Н. Yeлэн Кыырдьыт (Юёлэн Кыырджыт): олонхо / В.Н. Попов; [П. Н. Дмитриев-Туутук магнитафон. Суруйтарыыта, сурукка туЬэриитэ уонна бэчээккэ бэлэмнээЬинэ / ответственный редактор

A.Г. Нелунов]; Россия наукаларын Акад. Сибиирдээди салаата, Гуманит. чинчийии, адыйах ахсааннаах Хотугу норуоттар проблемаларын ин-та. - Дьокуускай: Сайдам, 2009. - 224 с. (на якутском яз.).

27. Ядрихинскай П. П. Дьырыбына Дьырылыатта - Кыыс бухатыыр: олонхо: орто уонна улахан саа-стаах оскуола одолоругар / П. Ядрихинскай-Бэдьээлэ. - Дьокуускай (Якутск): Бичик, 2008. - 224 с.

28. Белых М. И. Ала Хотодой: [олонхо] / М.И. Белых.; [олонхоИут М.И. Белых тылыттан Г.С. Борисов уонна С.С. Борисова суруйуулара; бэчээккэ бэлэмнээтилэр, аан тылы суруйдулар: проф. В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова; эппиэттиир ред. проф. Н.А. Алексеев]; Россия наукаларын акад. Сиб. салаатын Саха сиринээди науч. киин., Гуманитар. чинчийии уонна хотугу адыйах ахсааннаах норуоттар проблемаларын ин-та., Респ. «Олонхо» Ассоц. - Дьокуускай: ИГИиПМНС СО РАН, 2010. - 232 . (на якутском яз.).

29. Саввин М. И. Мулдь^т Бege: олонхо / [М.И. Саввин тылыттан И.В. Охлопков суруйуута; бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова, Н.А. Дьяконова]; Рос. наукаларын акад., Сибиирдээди салаа, Гуманитар. чинчийии уонна хотугу адыйах ахсааннаах омуктар проблемаларын инта, Респ. «Олонхо» ассоц., М.К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илинни федер. ун-т, Олонхо уон сылын (2006-2015 сс.) бэлэмнээн ыытыыга Саха Респ. нац. тэрийэр ком. - Дьокуускай: Бичик, 2014. - 516.

30. Ойуунускай П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо / П.А. Ойуунускай; [бэчээккэ бэлэмнээтилэр: П.Н. Дмитриев, С.П. Ойунская; уопсай эрэдээксийэни онордо В.Н. Иванов; ойуутугар В.С. Карамзин]; Саха Респ. Наукаларын акад., Гуманитар. чинчийии ин-та. - 2-е, полное изд. - Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2003. - 544 с.

31. Захаров Т. В. Ала-Булкун: якутское олонхо / Т.В. Захаров- Чээбий; [запись В.Н. Васильева; подгот. текста Э.К. Пекарского, Н.В. Емельянов ; пер. Г.В. Баишева-Алтан-Сарына; вступ. ст. Н.В. Емельянова; редкол.: Н.В. Емельянов ( отв. ред.), В.М. Никифоров, В.В. Илларионов]; Акад. наук Респ. Саха ( Якутия), Ин-т яз., лит. и истории. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. - 101 с.

32. Алексеев Р. П. Алаатыыр Ала Туйгун: ус уйэлээх олонхо / Саха респ. наукаларын акад., Гуманитар. чинчийии ин-та, Респ. «Олонхо» ассоц.; [олонхоИут Р.П. Алексеев тылыттан А.Р. Алексеева,

B.И. Федоров суруйдулар; эппиэттиир ред. В.В. Илларионов; Т.А. Степанов, В.С. Карамзин уруИуйдара туттулунна]. - Дьокуускай: Бичик, 2002. - ил. ; 20 см. - (Саха боотурдара: 21 томнаах ; т. 1). Т. 1: Иккис уйэтэ. - 2002. - 398 с.

33. Никифоров К. Н. Хабытта Бэргэн: олонхо / К. Никифоров- Лeкeчeeн; Рос. Федерация Yeрэхтээhиннэ уонна наукада м-вота, М.К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илинни фед. ун-т, Олонхо на-уч.-чинчийэр ин-та]. - Дьокуускай: ХИФУ издательскай дьиэтэ, 2012. - 387 с.

34. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., Наука, 1969. - 441 с.

35. Каратаев В. О. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии [и др.]; сказитель В.О. Каратаев; магнитофон. запись, подгот. текста В.В. Илларионова; пер. П.Е. Ефремова [и др.]; ред. пер. Е.Н. Кузьмина, С.П. Рожнова; вступ. ст. Н.В. Емельянова, В.В. Илларионова; музыковед. ст. Э.Е. Алексеева. - Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 439 с.

References

1. Afanas'ev L. A. Ajyy suola. - Yakutsk: Bichik, 2002. - 160 s. (na jakutskom jaz.)

2. Afanas'ev L. A. Ajyy yerjegje. Yakutsk: Sitim, 1993. - 184 s. (na jakutskom jaz.)

3. Kulakovskij A. E. Nauchnye trudy. - Yakutsk: Knizhnoe izd-vo, 1979. - 484 s.

4. Gogolev A. I. Mifologicheskij mir yakutov: bozhestva i duhi-pokroviteli. -Yakutsk: Izd-vo Centra kul'tury i iskusstva, 1994. - 32 s.

5. Popov A. A. Materialy po istorii religii yakutov byvshego Vilyujskogo okruga // Sb. MAEH. 1949. -T. 9. - S. 255-323.

6. Alekseev N. A. Tradicionnye religioznye verovaniya yakutov v XIX - nachale XX vv. - Novosibirsk: Nauka, 1975. - 199 s.

7. Utkin K. D. Sbornik trudov: v 16 kn. Kn.3: Uchenie Dom - Yakutsk: Bichik, 2004. - 224 s.

8. Portnyagin I. S. Jetnopedagogika "kut-syur": pedagogicheskie vozzreniya naroda Saha. - Moskva: Academia, 1998. - 184 s.

9. Utkin K.D. Filosofiya Kut-syur / Yakutsk, 1994.

10. Popov A. A. Kamlaniya shamanov byvshego Vilyujskogo okruga: (Teksty): 2-e izd. / A.A. Popov; sost. R. I. Bravina. 2-e izd-e. - Novosibirsk: Nauka,. 2008. - 464 s.

11. Dabyl (Pavlov A.N.) Kut-syr psihologiyata / ILIN. - 2006. - № 5-6(42-43), Sahalyy tyhymekh. -S. 34-40. (na yakutskom yaz.).

12. Tjeris (Afanas'ev L. A.). Itjegjel tyld'yta. - Yakutsk: Bichik, 2012. - 127 s. (na jakutskom jaz.)

13. Lazarev N.P., Pavlov A.N. Smyslovye paralleli yakutskogo tradicionnogo religioznogo mirovozzreniya i ucheniya Agni Jogi v otnoshenii ponyatij "ije kut" i "ognennogo zerna" / Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. -2019. - №4 (16). - s. 103-115.

14. Bravina R. I., Popov V. V. Pogrebal'no-pominal'naya obryadnost' yakutov: pamyatniki i tradicii (XVXIXvv) - Novosibirsk: Nauka, 2008, - 296s.

15. Bravina R. I. Koncepciya zhizni i smerti v kul'ture jetnosa : Na materiale tradicij Saha. - Novosibirsk: Nauka, 2005. - 307 s.

16. Alekseev N. A. Tradicionnye religioznye verovaniya tyurkoyazychnyh narodov Sibiri. - Novosibirsk: Nauka. Sib. otdelenie, 1992. - 242 s.

17. Popova G. S. Triedinstvo v duhovnoj kul'ture jetnosa (na primere saha): monografiya / G. S. Popova. [Pod nauch. red. E. P. Borzovoj]. - SPb.: Asterion, 2015. - 345 s.

18. Neustroev B. F. Bargha sanaam, siubje sanaam. - Yakutsk: Bichik, 2015. - 221 s. (na yakutskom yaz.).

19. Savvin A. A. Pishcha bez "dushi" ne nasyshchaet // Nauka iz pervyh ruk. - 2009. - № 6 (30). - s. 82-93.

20. Kondakov V. A. Aar Ajyy itjegjelje. Yakutsk, 2011. - 532 s. (na jakutskom jaz.)

21. Pekarskij E. K. Slovar' yakutskogo yazyka : [v 3-h tomah] / E. K. Pekarskij ; Akad. nauk SSSR. - 2-e izd. - [Moskva] : AN SSSR, 1958-1959. T. 2, vyp. 5-9. - 1958. - 1281-2508 stb.

22. Agni Joga: v 3 t. [knigi Zhivoj Jetiki, sostavlennye E.I. Rerih]. - Samara.: Rerihovskij Centr duhovnoj kul'tury. Samara, 1992-.

T.1: Zov. Ozarenie. Obshchina. Znaki Agni jogi. Bespredel'nost', 1 chast'. Bespredel'nost', 2 chast'. -624 s.;

T.2: Ierarhiya. Serdce. Mir Ognennyj, chast' 1. Mir Ognennyj, chast' 2. Mir Ognennyj, chast' 3. - 712 s.;

T.3: Bratstvo, 1937 g. Bratstvo, 2 chast', Nadzemnoe. Bratstvo, 3 chast', Nadzemnoe. - 624 s.

23. Pis'ma. 1929-1938. V 2 t. / Elena Rerih; predisl. L.V.Shaposhnikovoj. - Minsk: Belorus. Fond Rerihov; PRAMEB, 1992.

T. 1: Pis'ma v Ameriku. 1929-1932. - S.26-133; Pis'ma v Evropu. 1931-1935. - S.134-445.

T. 2: Pis'ma v Evropu. 1935-1938. - 432 s.

24. Klizovskij A. I. Osnovy miroponimaniya novoj epohi. V 3-h t. - 3-e, stereotip. izd. -T.3. - Riga: Vieda, 1992. - 288 s.

25. YAkovlev N.P. - Daadar Hara: olonkho / N.P.YAkovlev-Kuruuppa ojuun ; [podgotovka k pechati: R.N. Anisimov, V.V.Oboyukova, L.N. Gerasimova ; redkol. : glav. red. prof. V.N.Ivanov i dr.]. ;- SVFU im. M.K. Ammosova; NII Olonkho SVFU. - YAkutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013. - 296 s. (na yakutskom yaz.).

26. Popov V. N. YUyolen Kyyrdzhyt : olonkho / V. N. Popov ; [P. N. Dmitriev-Tuutuk magnitafon. Surujtaryyta, surukka tYceriite uonna becheekke belemneehine / otvetstvennyj redaktor A. G. Nelunov] ; Rossiya naukalaryn Akad. Sibiirdeegi salaata, Gumanit. chinchijii, agyjah ahsaannaah Hotugu noruottar problemalaryn in-ta. - D'okuuskaj : Sajdam, 2009. - 224 s. (na yakutskom yaz.).

27. YAdrihinskaj P. P. D'yrybyna D'yrylyatta - Kyys buhatyyr : olonkho : orto uonna ulahan saastaah oskuola ogolorugar / Prokopij YAdrihinskaj-Bed'eele. - D'okuuskaj (YAkutsk) : Bichik, 2008. - 224 s. (na yakutskom yaz.).

28. Belyh M.I. Ala Hotoghoj : [olonkho] / M. I. Belyh. ; [olonkhosut M. I. Belyh tylyttan G. S. Borisov uonna S. S. Borisova surujuulara ; becheekke belemneetiler, aan tyly surujdular: prof. V. V. Illarionov, T. V. Illarionova ; eppiettiir red. prof. N. A. Alekseev] ; Rossiya naukalaryn akad. Sib. salaatyn Saha sirineeghi nauch. kiin., Gumanitar. chinchijii uonna hotugu agyjah ahsaannaah noruottar problemalaryn in-ta., Resp. «Olonkho» Assoc. - D'okuuskaj : IGIiPMNS SO RAN, 2010. - 232 s. (na yakutskom yaz.).

29. Savvin M.I. Myuld'yut Bege: olonkho / [M. I. Savvin tylyttan I. V. Ohlopkov surujuuta ; becheekke belemneetiler: V. V. Illarionov, T. V. Illarionova, N. A. D'yakonova] ; Ros. naukalaryn akad., Sibiirdeegi salaa, Gumanitar. chinchijii uonna hotugu agyjah ahsaannaah omuktar problemalaryn in-ta, Resp. «Olonkho» assoc., M. K. Ammosov aatynan Hotuguluu-Ilinni feder. un-t, Olonkho uon sylyn (2006-2015 ss.) belemneen yytyyga Saha Resp. nac. terijer kom. - D'okuuskaj : Bichik, 2014. - 516 s. . (na yakutskom yaz.).

30. Ojuunuskaj P.A. D'ulurujar N'urgun Bootur : oloHho / P. A. Ojuunuskaj ; [becheekke belemneetiler: P. N. Dmitriev, S. P. Ojunskaya ; uopsaj eredeeksijeni osordo V. N. Ivanov ; ojuutugar V. S. Karamzin] ; Saha Resp. Naukalaryn akad., Gumanitar. chinchijii in-ta. - 2-e, polnoe izd. - D'okuuskaj : Sahapoligrafizdat, 2003.

- 544 s. (na yakutskom yaz.).

31. Zaharov T. V. Ala-Bulkun : yakutskoe olonkho / T. V. Zaharov- CHeebij ; [zapis' V. N. Vasil'eva ; podgot. teksta E. K. Pekarskogo, N. V. Emel'yanova ; per. G. V. Baisheva-Altan-Saryna ; vstup. st. N. V. Emel'yanova ; redkol.: d. f. n. N. V. Emel'yanov ( otv. red.), k. f. n. V. M. Nikiforov, k. f. n. V. V. Illarionov] ; Akad. nauk Resp. Saha ( YAkutiya), In-t yaz., lit. i istorii. - YAkutsk : Sahapoligrafizdat, 1994. - 101s. (na yakutskom yaz.).

32. Alekseev R. P. Alaatyyr Ala Tujgun : yus yujeleekh olonkho / Saha resp. naukalaryn akad., Gumanitar. chinchijii in- ta, Resp. "Olonkho" assoc. ; [olonkhosut R. P. Alekseev tyllyttan A. R. Alekseeva, V. I. Fedorov surujdular ; eppiettiir red. V. V. Illarionov ; T. A. Stepanov, V. S. Karamzin uruhujdara tuttulunna]. - D'okuuskaj : Bichik, 2002. - il. ; 20 sm. - (Sakha booturdara : 21 tomnaakh ; t. 1). T. 1: Ikkis Yjete. - 2002. - 398 s. (na yakutskom yaz.).

33. Nikiforov K. N. Habytta Bergen: olonho / Kirill Nikiforov- Lekecheen; Ros. Federaciya Yerekhteesinne uonna naukagha m-vota, M. K. Ammosov aatynan Hotuguluu- Ilinni fed. un-t, Olonho nauch.-chinchijer in-ta].

- D'okuuskaj : HIFU izdatel'skaj d'iete, 2012. - 387 s. (na yakutskom yaz.).

34. Hudyakov I. A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga, L., Nauka, 1969. - 441 s.

35. Karataev V.O. YAkutskij geroicheskij epos. Moguchij Er Sogotoh / Ros. akad. nauk, Sib. otd-nie, In-t filologii [i dr.] ; skazitel' V. O. Karataev ; magnitofon. zapis', podgot. teksta V. V. Illarionova ; per. P. E. Efremova [i dr.] ; red. per. E. N. Kuz'mina, S. P. Rozhnova ; vstup. st. N. V. Emel'yanova, V. V. Illarionova ; muzykoved. st. E. E. Alekseeva. - Novosibirsk : Nauka, Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 1996. - 439 s.

^iMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.