Научная статья на тему 'Некоторые результаты реформирования российской электроэнергетики'

Некоторые результаты реформирования российской электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская электроэнергетика / реформа электроэнергетики / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФЫ / russian electric-power industry / electric-power industry reform / state regulation / Tariffs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Юрий Юрьевич

Анализируются отрицательные эффекты реформирования электроэнергетики. Показано, что для создания полноценного конкурентного розничного рынка необходимо наличие многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой, а также свободный доступ крупных компаний на энергетический рынок. Описывается уровень и структура тарифа на электричество в Ростовской области, а также развитие малой генерации как одного из следствий реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negative effects of reforming of electric power industry are considered. It is shown that for creation of the high-grade competitive retail market presence of the numerous power marketing companies competing among themselves. And easy approach of the large companies on the power market. Level and structure of the tariff for an electricity in the Rostov area, and also development of small electric power industry as one of reform consequences is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты реформирования российской электроэнергетики»

УДК 338

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

© 2011 г. Ю.Ю. Лебедев

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, [email protected]

The Institute for Retraining and Increase in the Qualification of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, [email protected]

Анализируются отрицательные эффекты реформирования электроэнергетики. Показано, что для создания полноценного конкурентного розничного рынка необходимо наличие многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой, а также свободный доступ крупных компаний на энергетический рынок. Описывается уровень и структура тарифа на электричество в Ростовской области, а также развитие малой генерации как одного из следствий реформы.

Ключевые слова: российская электроэнергетика, реформа электроэнергетики, государственное регулирование, тарифы.

Negative effects of reforming of electric power industry are considered. It is shown that for creation of the high-grade competitive retail market presence of the numerous power marketing companies competing among themselves. And easy approach of the large companies on the power market. Level and structure of the tariff for an electricity in the Rostov area, and also development of small electric power industry as one of reform consequences is described.

Keywords: russian electric-power industry, electric-power industry reform, state regulation, tariffs.

Сейчас основой экономического развития России является продажа энергоносителей (углеводородов), причем в непереработанном виде, что само по себе является преступлением против экономического развития страны в будущем. В этом процессе занят небольшой процент трудоспособного населения страны. К тому же технический прогресс и конкуренция заставляет всех производителей сокращать издержки, повышая автоматизацию труда, что в свою очередь приводит к росту безработицы. Для минимизации данного эффекта необходимо развивать малый бизнес. А для его успешного развития необходимы соответствующие условия, одним из которых является низкая стоимость энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это также актуально и для крупного и среднего бизнеса, для поддержания и упрочнения их позиций на международных рынках. Низкая стоимость электроэнергии может стать одним из факторов конкурентоспособности национальных производителей. В этой связи следует особое внимание уделять реформе электроэнергетики в России.

Этот процесс еще до конца не завершен, но о некоторых итогах можно судить уже сейчас. В соответствии с планом по реформированию электроэнергетики

России, производители электроэнергии (электростанции различного типа) продают ее сбытовым компаниям на энергетическом рынке. В рамках реформы был дан курс на либерализацию цен на электроэнергию. Для этого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 г. № 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам», начиная с 2007 г. потребители, являющиеся юридическими лицами, стали оплачивать часть электроэнергии по нерегулируемому тарифу, с постепенным полным переходом на расчеты по нерегулируемому в 2011 г. Для потребителей группы населения тариф останется регулируемым вплоть до 2014 г.

В реформировании энергетики существовала объективная необходимость, так как энергосистема страны нуждалась и продолжает нуждаться в крупных финансовых вливаниях из-за физического износа производственных мощностей и износа сетей передачи электроэнергии (а значит, высока вероятность техногенных аварий).

В ходе реформирования возросла специализация предприятий отрасли. С одной стороны, узкоспециа-

лизированные предприятия способны более эффективно выполнять свои функции, с другой - разукрупнение крупной компании снижает ее финансовые возможности для самоинвестирования. Амортизационные отчисления, являющиеся основой для самоинвестирования целой РАО «ЕЭС», были значительно больше тех же отчислений отдельно взятых ТГК (территориально генерирующих компаний), ОГК (оптово-генерирующих), ГИДРООГК (выделенных из ее состава в ходе реформы энергетики). В этой связи отдельно взятым компаниям, на которые было разделено РАО «ЕЭС», не под силу в кратчайшие сроки или при необходимости (в случае аварии или резкого роста энергопотребления из-за строительства новых заводов) увеличить свою мощность без значительного роста тарифов, так как внутренних резервов для этого будет крайне недостаточно, а привлечение кредитных источников финансирования в условиях российской действительности и большого срока окупаемости приведет к завышению стоимости подобных проектов и как следствие - рост тарифов будет неизбежен.

На наш взгляд, в России из-за ее огромной протяженности внедрить принципы конкуренции между различными электростанциями очень сложно, а порой просто невозможно, ввиду их большой удаленности друг от друга. Это объясняется большими потерями при передаче, поэтому чтобы потребители получили определенное количество электроэнергии, электростанция вынуждена подавать электроэнергию с учетом этих потерь. Чем дальше от потребителя находится электростанция, тем больше будет часть передающей компании в величине тарифа. Это означает, что если атомная или гидроэлектростанция, на которых стоимость выработки электроэнергии значительно ниже, чем на тепловых электростанциях, находятся на расстоянии 300 км от города, то их электроэнергия будет стоить столько же (с учетом передачи) сколько электроэнергия, выработанная путем сжигания дорогого газа на электростанции в 20 км от города.

Государство осуществляет тарифное регулирование. В настоящее время только для тарифной группы населения и в выделенных в ходе реформы предприятиях, несущих естественно-монопольные признаки, а это соответственно передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление, были созданы ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Государство в ходе утверждения тарифа на передачу устанавливает норму прибыли для этих компаний, а так как утверждение тарифа ежегодная процедура, то стимулов для модернизации оборудования управленческих процессов, снижения расходов в передающих электроэнергию компаниях нет. Ведь если компания провела модернизацию оборудования и переподготовку своих специалистов в этом году, снизив расходы и кратно увеличив прибыль при установленном уровне тарифа, то в следующем году регулирующие органы при утверждении тарифа могут запретить индексацию уровня тарифа от прогнозного уровня инфляции или вообще снизить, сделав

тариф ниже, чем в этом году, и вернув предприятие на установленную норму прибыли. Значит масштабной модернизации или замены устаревшего оборудования у передающих компаний ждать не приходится, ведь стимулов к этому нет, это подтверждает ситуация последних лет, в частности зима 2010 - 2011 г., многочисленные обрывы линий электропередач, аварии на трансформаторных подстанциях по всей стране, включая Подмосковье, где в ряде населенных пунктов электроэнергия отсутствовала в течение нескольких недель.

Вызывает опасение то, что в ходе реформирования энергетики предприятий отрасли стало очень много, даже в рамках отдельно взятого региона, здесь присутствуют и генерации различных типов, и передающие компании, и сбытовые (выполняющие роль гарантирующего поставщика), и различные организации, выполняющие ремонтные работы, техобслуживание, а также обеспечение работы рынка электроэнергии. Предприятий стало больше, да и структура отрасли усложнилась, так что говорить о том, что ценообразование в электроэнергетике стало более открытым и понятным для контроля, не приходится.

Также одним из негативных следствий проводимой реформы является высокая вероятность монопольных сговоров участников рынка электроэнергии.

В процессе реформирования электроэнергетики появились в качестве игроков рынка сбытовые компании, которые создавались по территориальному признаку в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний с целью покупки электроэнергии на энергетических рынках и перепродажи конечным потребителям [1], будь то бизнес или население. Сбытовые компании имеют статус гарантирующего поставщика, он присваивается государственным органом на конкурсной основе, конкурсы проводятся не реже 1 раза в три года. Зоны деятельности в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков [1]. Сбытовые компании могут не обладать ни производственными мощностями, ни электросетями, в общем-то ничем, кроме офисных помещений и штата сотрудников. Основная их задача - перепродажа электроэнергии, купленной на энергетических рынках у электростанций, конечным потребителям по цене, сформированной на энергетическом рынке + расходы на передачу + иные расходы. Соответственно электростанции получают ту сумму, что сформировалась на энергетическом рынке, + иные сборы, предусмотренные правилами функционирования рынка электроэнергии. Расходы на передачу забирают электросетевые компании, осуществляющие передачу электроэнергии, как отмечалось выше, подлежащие государственному регулированию. Основную часть «иных расходов», равных примерно 0,16 - 0,20 коп/кВТ, или 4 - 5 % от итоговой величины тарифа за электроэнергию [2], составляет «сбытовая надбавка», которую получает за свои услуги сбытовая компания. В реальности сбытовые компании могут получать больше, все зависит от того, на каких условиях происходила покупка на рынках электроэнергии, и от внутренних взаимоотношений, договоренно-

стей участников этих рынков. Но узнать это невозможно из-за их информационной закрытости. На что можно опираться, так это счета оплаты за электроэнергию, для населения сумма иных платежей в 2011 г. составляет примерно 0,1716 р. (Ростов-на-Дону) [2], а для представителей бизнеса 0,2034 р., это суммы, взимаемые за 1 кВт. Так же следует отметить, что все предприятия социальной сферы и органы государственной власти платят наравне с бизнесом, и любой рост тарифов покрывается из бюджета. Иные платежи взимаются со всех групп потребителей, делаем вывод, что определить приблизительную сбытовую надбавку сбытовых компаний, действующих в регионе, можно, зная количество потребленной электроэнергии. Так, например, согласно данным ОАО «Системный оператор единой энергетической системы», в 2010 г. потребление электроэнергии в России составило 1009, 2 млрд кВт/ч [3], в Ростовской области - 16 652,8 млн кВт/ч. В области действуют три компании, имеющие статус гарантирующего поставщика, - ООО «Донэнергосбыт», ОАО «Энергосбыт "Рос-товэнерго"» и ЗАО НОРЭМ, при этом «Донэнергосбыт» и «Энергосбыт "Ростовэнерго"» контролируют около 90 % сбытового рынка электроэнергии Ростовской области. Сбытовую надбавку устанавливают региональные службы по тарифам для каждой сбытовой компании в отдельности. Так, в 2010 г. сбытовой надбавкой располагали «Донэнергосбыт» - 0,10358 р. кВт/ч, «Энергосбыт "Ростовэнерго"» - 0,0695 р. кВт/ч [5]. Соответственно валовая выручка от перепродажи электроэнергии данными компаниями за 2010 г. могла составить примерно 1,2 - 1,4 млрд р., в 2011 г. эта сумма может достигнуть 2 - 2,4 млрд р., но при 100%-й оплате электроэнергии потребителями.

Установление государственными органами сбытовой надбавки, с одной стороны, призвано не допускать неконтролируемого роста тарифов, снизить злоупотребления сбытовых компаний, которые в отсутствие регулирования могли бы увеличивать сбытовую надбавку для снижения убытков, вследствие неуплаты за предоставленную потребителям электроэнергию. С другой - госрегулирование снижает стимулы к модернизации, применению новых технологий, улучшению управленческих процессов. Для увеличения конкуренции в данном сегменте электроэнергетики необходимо обеспечить свободный доступ на рынки электроэнергии, крупных промышленных потребителей, а также государственные органы, так как они также являются крупными потребителями электроэнергии. В такой ситуации компаниям, осуществляющим сбытовую деятельность, будет невыгодно увеличивать сбытовую надбавку, ведь это грозит потерей крупных потребителей, а значит, снижением оборота и прибыли. Для крупных потребителей экономия даже 4 - 5 % на электроэнергии выливается в кратном увеличении прибыли, а госорганы могут экономить бюджетные средства.

В Ростовской области стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в 2010 г. составляла в среднем 4,15 р. за 1 кВт/ч, в январе 2011 г. она стала 4,944 р. [2]. Средний рост составляет 0,79 р. за 1 кВт/ч, или 19 %, что немногим больше установленного государством уровня в 15 %. Так как промышленные

предприятия с января 2011 г. перешли на 100%-ю оплату по нерегулируемому тарифу, то среднегодовой рост уровня тарифа может превысить 20 - 25 %.

Как говорилось выше, рост тарифов увеличивает издержки для бизнеса, расходы на содержание государственного аппарата, повышает социальную напряженность. Рост тарифов подрывает развитие самой отрасли электроэнергетики. Объясняется это следующим: уровень тарифов на электроэнергию в России приблизился к уровню в странах Европы, где он составляет от 11 до 23 евроцентов за кВт/ч, что в пересчете 4,4 - 9 р. кВт/ч. При этом стоимость газа в Европе около 300 дол., в России примерно 100 дол., разница трехкратная, остальные затраты европейских энергетиков также намного выше российских, тем не менее уровень российских тарифов на электроэнергию находится на границе европейских и продолжает стремительно расти. Если тенденция роста тарифов останется на прежнем уровне, то уже к 2013 - 2014 гг. внутри-российские цены на электроэнергию будут на уровне европейских, а с 2015 г. могут начать обгонять. Необходимо обращать внимание на то, что одним из проявлений технического прогресса в электроэнергетике является усиление позиций малой генерации. Это в свою очередь создает альтернативу для потребителей, которые могут осуществлять подключение к имеющимся сетям или строить собственную малую генерацию, обеспечивающую их потребности. К тому же затраты на передачу в уровне тарифа составляют более 55 % [2], а выработка электроэнергии менее 38 %. Соответственно расположение генерирующих мощностей в непосредственной близости от источников потребления для снижения затрат на передачу является экономически обоснованной мерой в конкурентной борьбе. Видя эту тенденцию, многие предприятия начинают строить внутреннюю генерацию или модернизировать находящиеся на их территории котельные в мини-ТЭС, для обеспечения своих нужд в электроэнергии и тепле. Компактные газотурбинные установки вполне могут обеспечить электро- и теплоэнергией любое производственное или группу торговых предприятий. Многие крупные торговые центры даже проектируются в расчете на самогенерацию, без подключения к сетям. С точки зрения бизнеса переход на самогенерацию - это снижение издержек и получение конкурентных преимуществ на рынке. Внутренняя (само)генерация способна обеспечить потребности в электроэнергии как внутренние, так и близлежащих территорий, в особенности в ночное время, когда первые снижаются, а вторые растут. Еще одна положительная сторона самогенерации для крупного и среднего бизнеса - возможность получать доход от продажи излишков электроэнергии населению прилегающих территорий. Чем же опасен для электроэнергетики переход промышленных предприятий на самогенерацию? Опасность в следующем: промышленность является одним из крупнейших потребителей электроэнергии.

Распределение объемов потребления электроэнергии в Ростовской области составляет [5]: население - 30 %; промышленность - 26; жилищно-коммунальное хо-

зяйство - 12; строительство - 2; транспорт и связь - 3; сельское хозяйство - 4; прочие отрасли - 23 %.

В случае перехода на самогенерацию отдельных предприятий, на использование собственных генерирующих мощностей, электростанции будут вынуждены снижать выработку электроэнергии при сохранении постоянных издержек, к тому же частичная загрузка крупной электростанции экономически не эффективна из-за роста стоимости выработки единицы мощности. Да и снижение передачи в сетях ведет к снижению загрузки оборудования и как следствие - снижению эффективности использования передающих мощностей. В такой ситуации электроэнергетика как отрасль может потерять часть своих преимуществ, вызванных возрастающим эффектом масштаба производства как в генерации, так и передаче. Все это может привести к значительному росту тарифов на электроэнергию, тем самым стимулируя бизнес к строительству собственных генерирующих мощностей, что по цепочке приводит к снижению загрузки мощностей электростанций и делает проблематичным развитие крупной генерации и магистральных сетей электропередач, т.е. единой энергетической системы. В таких условиях будет очень сложно привлекать инвестиции для модернизации электроэнергетики в целом.

Крайне важно для государства не допустить дальнейшего стремительного роста тарифов, а значит, и снижения конкурентоспособности национальных производителей, так как стоимость электроэнергии во многих регионах уже приближается к стоимости электроэнергии в некоторых европейских странах, что может привести к деструктивным последствиям и в экономике России, и в электроэнергетике в частности.

Литература и примечание

1. РАО ЕЭС. URL: http://www.rao-ees.ru (дата обращения: 20.01.2011).

2. Данные счетов оплаты, собранные в Аксайском районе Ростовской области за 2010 г. и январь 2011 г. на предприятии ОАО «Аксайкардандеталь» и частном секторе.

3. ОАО «Системный оператор единой энергетической системы». URL: http://so-ups.ru (дата обращения: 15.03.2011).

4. Региональная служба по тарифам Ростовской области. URL: http://rst.donland.ru (дата обращения: 17.03.2011).

5. Министерство промышленности и энергетики Ростовской области. URL: http://minprom.donland.ru (дата обращения: 15.03.2011).

Поступила в редакцию 29 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.