Научная статья на тему 'Некоторые результаты реализации валеологического подхода в работе центра здоровья ату'

Некоторые результаты реализации валеологического подхода в работе центра здоровья ату Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кайгародова Н. З., Аканина И. А., Ольшевская Н. А., Эйдукайтис А. С., Яценко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты реализации валеологического подхода в работе центра здоровья ату»

УДК 612

Н. 3. Кайгародова, И. А. Аканина, Н. А. Ольшевская, А. С. Эйдукайтис, М. В. Яценко

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ АГУ

В настоящее время растет заболеваемость населения, в том числе детей и людей молодого возраста, в связи с чем возрастает социальная значимость здоровья. Здоровье — неоднородное состояние организма, и его уровень зависит от влияния целого ряда факторов, как экзогенных, так и эндогенных. Изучением здоровья человека занимается сформировавшееся на базе комплекса наук научное направление — валеология.

Основными методическими принципами валеологии являются:

а) индивидуальность, которая подразумевает индивидуальный подход как в оценке здоровья, так и в организации здорового образа жизни;

б) комплексность, предполагающая одновременную комплексную оценку уровня здоровья и комплексный подход при формировании коррекционной программы;

в) системность, основанная на использовании системного подхода к оценке и коррекции здоровья.

В 1994 г. в рамках федерального финансирования в АГУ было утверждено научное направление «Физиологические основы здоровья», которое реализовывалось сначала на базе кафедры физиологии, а затем биохимии биологического факультета.

В 1996 г. в АГУ был открыт центр мониторинга уровня развития и здоровья, работа в котором строится с учетом валеологических подходов.

За прошедшее время было проведено несколько исследований в рамках хозяйственных договоров и финансируемых из федерального бюджета работ по оценке влияния программ и режимов обучения на эффективность адаптации и утомляемость учащихся школ и студентов, по изучению влияния адаптогенов различного происхождения на функциональное состояние организма студентов в период их адаптации к вузу. Одним из основных аспектов решения вышеизложенных проблем явился учет индивидуальных особенностей организма. В связи со сказанным в данной работе представлены некоторые итоги проведенных исследований.

Одной из причин снижения уровня здоровья является неспособность организма адаптироваться к каким-либо факторам среды. В связи с этим образовательная среда (как школьная, так и послешкольная) является фактором риска снижения здоровья.

Эффективность адаптации, например студентов к вузу, зависит от пола, возраста, уровня здоровья, физических и психических особенностей адаптантов. Фактически необходимо говорить об индивидуальности адаптации и определяющих ее факторах. Индивидуальные различия организмов проявляются на разных уровнях: от соматотипа, с{зизиоло-гической и биохимической индивидуальности I до личностных особенностей. Одной из харак-1 теристик индивидуальности человека является его психотип. Известно, что лица с разными психотипами по-разному реагируют на одни и те же факторы среды [Ц

Из результатов исследования видно I (табл. 1), что в начальный период обучения на состояние организма студентов существенное! влияние оказывает уровень экстравертиро-1 ванности, что проявилось в большем количе-1 стве значимых связей этой характеристик*! организма с изученными показателями его функционального состояния, и прежде всего ] с характеристиками состояния сердечно-со»! судистой системы. Последпее можно объяс?! нить повышенной нагрузкой на систему кро-| вообращения вследствие повышенного нерв-1 но-психического напряжения в период адап-1 тации. Уровень нейротизма коррелировал преимущественно с нейро-психическим статусом, а личностная тревожность — с умственной работоспособностью. К концу учебно- | го года количество значимых связей с уровнем экстравертированности как у студен медучилища, так и у студентов биологического факультета АГУ снизилось, что свиде-| тельствует о формировании функциона системы, адекватной выполняемой деятел ности, в ходе адаптации к учебному заведению, прежде всего у экстравертов, у которц она была выше, чем у интровертов. Моя предположить, что адаптация к обучению у

I »

н

и

л с;

81 ТС

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛ БОЛОГИМ ЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ АТУ

разных психотипов имеет разную функциональную стоимость.

Таблица 1

Количество значимых корреляционных связей личностных характеристик с исследуемыми показателями

Студенты Студенты

Показатели медучилища АГУ

начало конец начало конец

года года года года

Умственная 1 _ 1 2

работоспособ- 2 — 1 1 —

ность 3 1 1 2 1

Сердечная 1 10 4 9 4

деятельность 2 — 3 — 6

3 — 3 4 2

Нейропсихиче- 1 — — 3 1

ский статус 2 4 2 2 —

3 5 5 4 1

Примечание: 1 — уровень экетраверггирован-ности, 2 —уровень нейротизма, 3 — уровень личностной тревожности

К наиболее чувствительным индикаторам реакций организма на внешние воздействия относятся показатели сердечного ритма. В связи со сказанным в начале и конце учебного года были проведены анализы показателей сердечного ритма в зависимости от эк-стравертированности

Анализ структуры сердечного ритма позволяет оценить степень напряжения регуля-торных механизмов.

Анализ показателей кардиоритма осуществлялся на фоне орто-пробы. На ее основе можно рассчитать коэффициенты, отражающие резервные возможности организма, т. е. уровень здоровья. Это К1Ф, отражающий сердечный компонент переходного процесса, и К2Ф, отражающий сосудистый компонент переходного процесса. Чем выше эти показатели, тем хуже резервные возможности сердечно-сосудистой системы (а значит, и организма в целом).

Сравнительный анализ выявил различия между экстравертами и интровертами по К1Ф И К2Ф. В исходном состоянии эти показатели были достоверно ниже в группе экстравертов (0,444+0,079) по сравнению с группой интровертов (0,60±0,09). Достоверное повышение этих показателей к концу учебного года у экстравертов свидетельствует о снижении функциональных резервов ССС, но в пределах нормы. В группе интровертов в конце года наблюдалось некоторое снижение К1Ф, отражающее сердечный компонент переходного процесса. При этом состояние сосудистого компонента (по показателю К2Ф)

I_жш

интроверты экстраверты весь список норио

интроверты экстраверты вес*, список норма

| ) начало учебного года ЦЦ конец учебного года

интроверты эилраверти весь список норм»

Начала учебного годи □ Покой Ш ор тоста a

Kntifit учеГмич-о года

по«ой oprotrm*

Рис. 1. Годовая динамика показателей переходного процесса и индекса напряжения. а — к1ф; б — к2ф; в — индекс напряжения

осталось неизменным. Можно предположить, что данная картина динамики переходного процесса свидетельствует о повышенной функциональной стоимости адаптационного процесса в группе экстравертов. В литературе этому есть подтверждение [2]. Таким образом, экстравертированность является фактором риска снижения здоровья в ходе адаптации к послешкольному образованию. Это подтверждает и анализ показателей, рассчитанных на основе вариационной статистики по Баевскому |3].

Из рисунка 1 видно, что в исходном состоянии как в группе экст* авертов, так и в группе интровертов индекс напряжения механизмов регуляции сердечного ритма (ИН) находится в пределах нормы. В конце года в обеих группах уровень ИН соответствует состоянию напряжения. При этом в группе экстравертов увеличилась реактивность этого показателя на орто-пробу (по сравнению с исходным состоянием), что свидетельствует о

1 19

большем напряжении механизмов регуляции сердечного ритма в этой группе.

Поскольку адаптация протекает у индивидуумов разнонаправленно, необходимы поиск и применение методов коррекции этого процесса (по возможности) в случае выявленных нарушений. Известно, что такой возможностью обладают адаптогены. Адаптоген — средство, вызывающее состояние неспецифически повышенной сопротивляемости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды и особенностей трудовой деятельности.

Эффективность действия адалтогенов на организм зависит от различных факторов, от вида адаптогена. функционального состояния организма, сезона года, от типа суточной работоспособности [4]. Кроме того, при прочих равных условиях воздействие адаптогена носит избирательный характер, так как лишь у 60-80% лиц наблюдается результат после их употребления. При этом эффект не всегда носит положительный характер. Следовательно, можно говорить о разной чувствительности организмов к адаптогенам, и актуальным становится выявление индивидуальных особенностей организма, определяющих эту чувствительность. В связи со сказанным целью одной из работ, проведенных на базе центра здоровья, являлось изучение влияющих на эффективность воздействия на организм таких адалтогенов, как элеутерококк и пантокрин.

Адаптогены действуют на организм комплексно, стимулируя функции связанных между собой систем, центральная нервная система — гормональная система — система иммунитета — обмен веществ, поэтому исследовался комплекс показателей функционального состояния организма: умственная работоспособность и внимание, механическая и смысловая память, реактивная тревожность и нервно-психическая напряженность, уровень физического развития и состояния, скорость восстановительных процессов и тип функционального реагирования, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, биологический возраст по Шахбазарову, функциональные резервы организма по Баевскому, электрическая кожная проводимость в стандартных точках акупунктуры кисти и стоп, динамика нервных процессов, устойчивость реакции, функциональные возможности и состояние ЦНС по параметрам ПЗМР, СЗМР и ЭЭГ. Психический статус испытуемых оценивался с помощью опросников Айзенка, ММР1, Спилбергера-Ханина и цветового

теста Люшера. Исследовалось исходное состояние организма и после употребления адаптогена в течение двух недель.

Полученные результаты свидетельствуют, что лишь в группе, употреблявшей пантокрин, у большинства испытуемых (от 52% до 100%) было выявлено улучшение показателей умственной работоспособности и внимания на фоне усиления сбалансированности и силы нервных процессов и увеличения резервных возможностей ССС (по результатам орто-пробы).

Однако испытуемые каждой группы различались как по степени, так и по направленности изменения исследуемых характеристик функционального состояния организма, что обусловлено, по-видимому, индивидуальной чувствительностью организмов к действию адалтогенов. Чувствительность организма оценивалась по степени изменения измеряемого параметра либо после приема препарата, либо во второй замер по сравнению с исходным состоянием (1-я группа была контрольной, 2-я употребляла плацебо, 3-я — элеутерококк, 4-я — пантокрин). В качестве индивидуальных особенностей рассматривались следующие характеристики: исходный уровень всех исследуемых показателей, биологический возраст обследуемых, их антропометрические характеристики и соматотип, тип суточной работоспособности и функционального реагирования, индивидуально-типологические особенности, акцентуации характера, эмоциональное состояние испытуемых Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу. Как оказалось (табл. 2), употребление препаратов привело к снижению влияния индивидуальных особенностей организма на реактивность исследованных показателей по сравнению с их естественной пластичностью в контрольной груп-

Таблица 2

Количество значимых связей реактивности исследованных показателей с индивидуальными особенностями организма

Показатели Контроль Плацебо Элеутерококк Пантокрин

Психические функции 21 0 0 7

Гемодинамика 54 43 23 28

Сердечный 71 48 30 24

, ритм

| Нейропсихичес-кий статус 44 29 17 20

Всего 190 120 70 79

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ АТУ

Таблица 3

Количество значимых связей показателей индивидуальных особенностей организма и акцентуаций характера с изменчивостью исследованных показателей функционального состояния организма

ост

рос вес

экт

вей

ЛТ

исх

1

4

8

10

5 1 5 20

13

7 4

8

22

20 3 1 5

29

б 9

4 2 21

7 10 3 3

23

9 (5

5 5 25

15 2 11 9

37

И 12 б 8

37

15 8

7 4 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 6 б 6 28

8 17 13 8 46

14

12 2 5 33

14 16 8 3 41

12 10 9 8 39

14 13 8 7 42

15 б 5 5 31

18 7 7 4 36

[Примечания: ост — тест Остберга; рос — рост, экт — уровень экстравертированности; ней — уро-[ жф нейротизма; ЛТ — уровень личностной тревожности; исх — исходное состояние показателей; 1 — юндрия; 2 — депрессия; 3 — истерия; 4 — психопатия; 5 — феминизм; б — паранойя; 7 — психас-«ия: 8 — шизоидность; 9 — гипоманиакальность; 10 — социальная интроверсия.

Расой ия;

пе. В большей степени индивидуальные различия проявились в реактивности показателей сердечного ритма, гемодинамики и ней-рпсихического статуса.

Наибольшее влияние на чувствительность [организмов к адаптогенам имели такие особенности испытуемых, как профиль личности по психопатии, паранойе, шизоидности, исходный уровепь исследуемых показателей, ИроСто-весовые характеристики (табл. 3). Такая закономерность проявилась во всех группах обследуемых. Однако если в контрольной фуппе и в группах, употреблявших плацебо и элеутерококк, наибольшее количество связей было выявлено для профиля личности, то в группе, употреблявшей пантокрин, — для исходного состояния исследуемых параметров функционального состояния организма и антропометрических характеристик.

Здоровье — состояние организма неоднородное и требует использования количественных критериев для оценки его уровня.

Одной из задач валеологии является поиск показателей, позволяющих обнаруживать изменения состояния здоровья на ранних, донозологических этапах. Кроме того, при использовании коррекционных мероприятий необходим контроль их эффективности, который требует использования определенного измерительною инструмента

Наиболее перспективным в этом плане является использование биоритмологических характеристик, так как их изменение предшествует изменению количественных показателей функционального состояния организма. Изучение ритмов сердца и мозга ограничилось анализом стационарного компонента в их временной структуре, в то время как недавние исследования доказывают наличие в них нестационарного детерминированного компонента — хаоса [5-7]. В своей работе при

анализе временной структуры сердечного ритма и ритмов биоэлектрической активности мозга наряду с общепринятыми методами нами использовался метод теории детерминированного хаоса — расчет фрактальной раз-

1.05

12.00 16.00 20.00 0.00 Средний В—Н-интервал

4.00

0,014

8.00 12.00

18.00 20 00 Дисперсия

0.00

4.00

4,50 -

4.00

3,50

3,00

/ \

1

8.00

12 00 16.00 20.00 0.00 4.00 Фрактальная размерность

Рис. 2. Суточная динамика некоторых показателей сердечного ритма

мерности аттрактора, доминирующей в фазовом пространстве траектории.

Полученные данные свидетельствуют, что во временной структуре как ЭКГ, так и ЭЭГ присутствует хаос, фрактальная размерность которого для последовательности кардиоин-тервалов равна 3,76±0,45, а для альфа-ритма энцефалограммы — 3,60±0,35, что согласуется с литературными данными. Уровень хаоса индивидуален и является хорошо гомеостати ру ем ым показателем. Так, например, на фоне достоверных отличий средней длительности и дисперсии кардиоинтервалов при повторных замерах у одних и тех же лиц в разное время суток (рис. 2) уровень хаотичности ЭКГ практически не изменялся.

Заключение

Накопленный опыт работы свидетельствует о перспективности комплексного подхода при оценке индивидуальных особенностей функционирования организма в разных условиях, так как нельзя выбрать какую-либо одну характеристику, позволяющую прогнозировать поведение такой сложной системы, как человек. Поэтому перспективным является поиск, с одной стороны, интегративных критериев индивидуальности, а с другой стороны — критериев, позволяющих на ранних стадиях диагностировать изменения функционального состояния организма.

Литература

1. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

2. Демина Л. Д., Кайгородова Н.З., Супрун А. П. Психофизиологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Новосибирск. 1993.

3. Баевский Р. М. и др. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984.

4. Яременко К. В. Адаптогены как средство профилактической медицины. Томск. 1990.

5. Гласс Л., Мэки М. От часов к хаосу. Ритмы жизни. М.. 1991.

6. Soong А. С. К.. Stuart С. J.M. Evidence of chaotic dynamics underlying the human alpha-rhythm electroencephalogram // Biol. Cybern 1989. Vol 62, JSfol.

7. Babloyantz A., Destezhe A. Strange attractors in human cortex // Disorder in human oscillatory systems / Ed. L. Rensing. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.